УДК 338.27
Е.А. Хрулев
аспирант, кафедра национальной и региональной экономики, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет
им.Г.В. Плеханова»
«ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ» И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена исследованию практики применения «дорожного картирования» в государственном планировании. Автор анализирует перечень действующих «дорожных карт» России, специфику и эффективность их функционирования, узкие места в ходе реализации, влияние на уровень конкурентоспособности машиностроения. Кроме того, в статье рассмотрен опыт построения «дорожных карт» за рубежом, позволяющий оценить глубину различий в подходах к «дорожному картированию» в Российской Федерации и других странах мира.
Ключевые слова: «дорожные карты», машиностроение, конкурентоспособность, государственное планирование.
E.A. Khrulev, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
«ROAD MAPS» AND THERE SIGNIFICANCE IN THE MECHANICAL ENGINEERING COMPETITIVENESS
INCREASE
Abstract. The article is devoted to the research of the «road mapping» usage in state planning. The author analysis the list of the «road maps» in Russia, their special features and efficiency, bottlenecks in the implementation, impact on the level of mechanical engineering competitiveness. Moreover, experience of the «road mapping» abroad is shown which allows to see the depth of differences in approaches to «road mapping» in Russia and in other foreign countries.
Keywords: «road maps», mechanical engineering, competitiveness, state planning.
В последнее время в российских печатных источниках все чаще стали появляться упоминания о внедрении правительством Российской Федерации в практику управления таких новых для нашей страны форм государственного планирования и прогнозирования как форсайт, технологические платформы и «дорожные карты». Принимая во внимание ключевую роль машиностроения, выступающего в качестве материальной базы развития экономики страны, а также невысокий уровень конкурентоспособности отечественного машиностроительного комплекса, в сравнении с передовыми государствами, представляется целесообразным исследование эффективности функционирования «дорожных карт» в плане повышения уровня развития российского машиностроения.
«Дорожные карты» - официальное наименование специальных планов правительственных мероприятий, направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса, что дол ж-но привести к повышению инвестиционного климата в Российской Федерации. В качестве ключевого критерия эффективности «дорожных карт» используется место России в международном рейтинге «Doing Business» Всемирного банка. В 2013 году Россия заняла в нем 112-е место, улучшив прошлогодний показатель на 8 позиций [5], и при цели к 2018 году занять 20-е место в этом рейтинге. В ходе разработки «дорожной карты» происходит анализ текущего состояния объекта исследования, истории его развития в прошлом, а также увязка видения, стратегии и плана развития на будущее. Это позволяет сформировать цепочку взаимоувязанных шагов, успешная реализация которых обеспечивает оптимальное, с ресурсной точки зрения, достижение цели.
На сегодняшний день разработано 18 «дорожных карт», половина из которых созданы в рамках Национальной предпринимательской инициативы («Подключение к энергосе-
тям», «Строительство», «Таможня», «Регистрация права собственности», «Регистрация предприятий», «Развитие конкуренции», «Поддержка экспорта», «Доступ к закупкам госкомпаний», «Качество госрегулирования»). И хотя ни одна из них не оказывает прямого влияния на развитие машиностроения, их значение огромно, поскольку они направлены на создание благоприятных условий хозяйствования. В ходе их реализации с 2012 года удалось добиться следующих усовершенствований: сокращено время прохождения товаров в автомобильных пунктах пропуска на границах за счет введения предварительного информирования; внедрен финансовый механизм по возмещению части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции; выпущены брошюры для предпринимателей, доступно и кратко излагающие порядок оказания государственных услуг (например, «Технологическое присоединение до 15 кВт - 5 шагов за 3 визита»); снижены тарифы на хранение топлива и заправку воздушных судов; созданы возможности оказания гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции, произведенной в рамках международной кооперации. Очевидно, что данные мероприятия способствуют сокращению ресурсов на ведение бизнес-активности машиностроителей.
Единственной «дорожной картой» в области машиностроения является «Инжиниринг и промышленный дизайн» [7], разработанный Минпромторгом Российской Федерации в середине 2013 г. Однако большинство её мероприятий запланированы на 2014-2015 гг., что ещё не позволяет сегодня говорить о ее результативности. И несмотря на внедрение в практику использования «дорожных карт» в России чуть более одного года назад, уже сейчас можно говорить о наличии целого комплекса системных недостатков в их разработке и исполнении:
1. Отсутствует официально утвержденная единая методика разработки «дорожных карт», оценки их эффективности и внесения корректировок.
2. Зафиксированные в «дорожных картах» мероприятия зачастую не поддерживаются бизнесом, что противоречит самой идее их внедрения [8].
3. Отсутствует единый ответственный исполнитель (по аналогии с Федеральной целевой программой), отслеживающий сроки мероприятий и их выполнение.
4. Усредненная эффективность их реализации составляет лишь 64,7% [6].
5. В большинстве программ 70-80% мероприятий расписаны только до 2015 г., тогда как целевые индикаторы построены до 2018 г., т.е. уже изначально была заложена необходимость изменения карт.
6. Отсутствует эффективная система мониторинга хода их реализации.
7. Для многих карт не была оценена глубина предполагаемых изменений, что привело к невозможности их выполнения в изначально заявленный срок.
8. Нет «дорожных карт» направленных на инновационное развитие.
Таким образом, «дорожная карта» в России сейчас больше напоминает обычный список поручений с указанием ответственных за их исполнение и сроки реализации.
Складывающаяся в Российской Федерации практика «дорожного картирования» существенно отличается от таковой в высокоразвитых странах мира. «Дорожная карта» в европейском понимании - это документ, определяющий ключевые вехи на пути решения задачи, перечень ресурсов для достижения цели, детальное описание мероприятий и механизм их реализации, взаимосвязь и взаимозависимость с другими государственными инициативами [3]. Так, например, в Евросоюзе создан специальный Совет при Еврокомиссии, состоящий из ведущих экспертов в различных областях знаний, осуществляющий разработку «дорожных карт», представляющих собой первичную оценку эффективности предлагае-
мых Еврокомиссией проектов к реализации, имеющих для Евросоюза важное значение.
Таким образом, «дорожные карты» там выступают в качестве инструмента проверки качества законодательных инициатив и поддержки в принятии управленческих решений. Такой подход имеет ряд важных преимуществ: он позволяет европейским институтам разрабатывать лучшие законопроекты; делает законотворческий процесс более прозрачным; является инструментом раннего предупреждения возможных рисков; позволяет учесть мнение всех заинтересованных сторон; гарантирует высокую социально-экономическую эффективность принятого решения; обеспечивает корреляцию их с основополагающими программными документами стратегического развития Евросоюза [2]. В связи с этим, «дорожное картирование» в Европе тесно увязано со Стратегией-2020 [1] и с ещё более долгосрочными проектами (например, есть «дорожная карта» «Ресурсно-эффективная Европа-2050»). При этом, Европейский Союз существенно превосходит Российскую Федерацию и по числу «дорожных карт»: в 2013 году их насчитывается 126, девять из которых направлены на развитее конкуренции и машиностроения. И в Китае «дорожные карты» также применяются для решения стратегических задач. В частности, там разработана «дорожная карта» до 2050 года - «Передовые технологии машиностроения Китая» [4].
Таким образом, с одной стороны очевидно существенное отставание Российской Федерации в плане понимания сущности «дорожных карт», их места в системе государственного планирования и практического опыта реализации. И это приводит к одновариантности решения проблемы, к отсутствию оценки экономической эффективности и интерактивности, позволяющей легко определить место текущего положения. А с другой стороны, учитывая, что процесс формирования «дорожной карты» - это ревизия имеющегося потенциала развития исследуемого объекта, обнаружение узких мест, угроз и возможностей роста, а также потребности в ресурсном обеспечении, очевиден потенциал «дорожных карт» в решении стратегических задач, к которым безусловно относится и проблема повышения конкурентоспособности машиностроения России.
Список литературы:
1. Стратегия высокотехнологичного, устойчивого и всестороннего роста. Европа 2020 [Электронный ресурс] // Брюссель, 2010. URL: http://eur-lex.europa.eu
2. Рекомендации по оценке экономической эффективности проектов [Электронный ресурс] // Брюссель, 2009. Официальный сайт Еврокомиссии. URL: http://ec.europa.eu
3. «Дорожная карта» «Ресурсно-эффективная Европа» [Электронный ресурс] // Брюссель, 2011. URL: http://eur-lex.europa.eu
4. Таинран Ванг, Ли Жанг, Хаибин Йу, Фейуэ Ванг. Передовые машиностроительные технологии Китая 2050. Научная пресса Пекина,2010.
5. Ведение бизнеса 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org
6. Доклад рабочей группы Экономического совета при Президенте Российской Федерации по направлению «Национальная предпринимательская инициатива» на тему: «О ключевых результатах реализации планов мероприятий («дорожных карт») в Российской Федерации в июле 2012 г. - апреле 2013 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.asi.ru
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 1300-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна» // Собрание законодательства РФ. 2013, № 30 (часть II). Ст. 4184.
8. Стенограмма Совещания о разработке и реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в России [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru.
List of references:
1. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Europe 2020 [Electronic resource] // Brussels, 2010. URL: http://eur-lex.europa.eu
2. Impact assessment guidelines [Electronic resource] // Brussels, 2009. European commission official site. URL: http://ec.europa.eu
3. «Roadmap» to a Resource Efficient Europe [Electronic resource] // Brussels, 2011. URL: http://eur-lex.europa.eu
4. Tianran Wang, Yi Zhang, Haibin Yu, Feiyue Wang. «Advanced Manufacturing Technology in China: A Roadmap to 2050». Science Press Beijing, 2010.
5. Doing Business 2013. Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises [Electronic resource]. URL: http://russian.doingbusiness.org
6. Report of the working group of the Presidential Economy Council responsible for «National entrepreneurial initiative» on the topic: «About key results of the plans implementation («road maps») in Russia in July,2012-April, 2013 [Electronic resource]. URL: http://www.asi.ru
7. Order of the Russian Government from 23.07.2013 № 1300-p «About activities plan («road map») confirmation in the sphere of engineering and manufacturing design» // Code of Russian Law. 2013. № 30 (part II). P. 4184.
8. Meeting minutes of the Meeting about development and implementation of the «road maps» of National entrepreneurial initiative aimed to improve investment climate in Russia [Electronic resource] / Official site of the Russian Government. URL: http://government.ru