Научная статья на тему 'Проектирование макета дорожной карты для хозяйствующих систем'

Проектирование макета дорожной карты для хозяйствующих систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
1238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ КАРТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СЦЕНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ / КРЕАТИВНОСТЬ / ROAD MAP / DESIGN / SCENARIO OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов М. П.

В статье рассмотрен метод дорожных карт, их виды и форматы, российский опыт применения дорожных карт, представлен универсальный шаблон этапов проектирования дорожной карты хозяйствующих систем. Особое внимание уделено построению алгоритма взаимодействия всех участвующих сторон в разработке дорожной карты, а также формированию алгоритма проектирования макета дорожной карты для хозяйствующих систем всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осипов М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE LAYOUT OF A ROAD MAP FOR ECONOMIC SYSTEMS

The article describes the method of road maps, their types and formats, Russian experience in the application of road maps, presented a universal template design stages of the roadmap economic systems. Special attention is paid to the construction of the algorithm of interaction of all parties involved in developing the road map as well as the formation of the algorithm of designing the layout of a road map for economic systems of all levels.

Текст научной работы на тему «Проектирование макета дорожной карты для хозяйствующих систем»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАКЕТА ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ

СИСТЕМ

Осипов М.П., аспирант Института международного права и экономики имени АС Грибоедова

В статье рассмотрен метод дорожных карт, их виды и форматы, российский опыт применения дорожных карт, представлен универсальный шаблон этапов проектирования дорожной карты хозяйствующих систем. Особое внимание уделено построению алгоритма взаимодействия всех участвующих сторон в разработке дорожной карты, а также формированию алгоритма проектирования макета дорожной карты для хозяйствующих систем всех уровней.

Ключевые слова: дорожная карта, проектирование, сценирование инновационного развития хозяйствующих систем, креативность.

DESIGNING THE LAYOUT OF A ROAD MAP FOR ECONOMIC SYSTEMS

Osipov M., the post-graduate student of the Institute of international law and economy of the name A.S. Griboedov

The article describes the method of road maps, their types and formats, Russian experience in the application of road maps, presented a universal template design stages of the roadmap economic systems. Special attention is paid to the construction of the algorithm of interaction of all parties involved in developing the road map as well as the formation of the algorithm of designing the layout of a road map for economic systems of all levels.

Keywords: road map, design, scenario of innovative development of economic systems, creativity.

В настоящее время существует масштабный комплекс технологий прогнозирования через методы Форсайта. Одним из таких методов является метод дорожных карт, который используется в широком аспекте задач менеджмента, включающем компоненты развития бизнеса, социальной и политический сферы, а также технологий.

Метод дорожных карт первоначально сформирован как методология менеджмента и прогнозирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере промышленности. Со временем круг задач, решаемых при помощи метода дорожных карт значительно расширен и сегодня он применяется при Форсайте макро- мезо- и микро- уровней хозяйствования.

В целом, метод дорожных карт представлен как разработка модулей, включающих этапы развития или точки принятия управленческих решений и отношений, то есть причинно-следственных взаимоотношений между модулями. К основных функциям метода дорожных карт можно отнести, то что он способствует выстраиванию теории предвидения и планирования развития конкретной ситуации, то есть прогнозирует будущее. Также решает вопросы управления развитием конкретной ситуации в согласовании со стратегией, то есть конструирует будущее.

Кузык, Ю. считает, что «дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта -отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т.д. целей, например, уре-

гулирования международных конфликтов и борьбы с особо опасными заболеваниями» [1].

По мнению Костоффа Р. и Шелера Р., дорожная карта это инструмент путешественника, который обеспечивает существенное понимание, близость, руководство и некоторую степень уверенности в планировании путешествия» [2].

На конференции «Дорожная карта России 2025. Устойчивое развитие России в условиях глобальной нестабильности», которая состоялась 4 июня 2013 года в гостиничном комплексе «ВЕГА» в г. Москве была озвучена следующая формулировка определения дорожной карты: это «в буквальном смысле карта путей к вашей цели, карта планирования будущего, на которой предусмотрены варианты развития событий. Сегодня такие карты используются как на государственном уровне, например, для реформирования государственных органов, так и для науки и, конечно, для бизнеса» [3].

Клейтон Э. утверждает, что дорожные карты позволяют критически оценить и пересмотреть знания о современной бизнес-среде и ее важнейших трендах. Они способствуют системному осмыслению будущего и выбору обоснованных решений, которые должны быть приняты сегодня [4].

На наш взгляд дорожные карты позволяют наглядно увидеть не только возможные сценарии инновационного развития, но и их потенциальную прибыльность, а также предоставляют выбор наилучшего варианта с точки зрения расходов и экономического эффекта.

В табл. 1 представлены общеизвестные виды дорожных карт.

Представленные виды дорожных карт взаимосвязаны и взаи-

Таблица 1. Виды дорожных карт

Вил ДОрОЖНОЙ карты Характеристика

Отраслевые «дорожные карты» Сценарное развитие отрасли, индустрии, конкретного рынка или сектора промышленности.

Корпоративные «дорожные карты». Сценарное развитие микроуровня хозяйствования.

11 роду кто вый «дорожные карты». Сценарное развитие продукта или продуктовой линейки но Времени, за счет рыночного анализа, оценки Продукта И изучения технологий.

Технологические «дорожные карты». Сценарное развитие технологии, а том числе высоких, технологического сектора.

Ком петентностные, научные, исследо вателыжне «дорожные карты». Сценарное развитие, основанное на выборе новых формирующихся технологиях с учетом повышенного Внимания компетенциям и исследованиям.

Программные, стратегические «дорожные карты». Сценарное развитие макро- ме:ю- микро- уровней хозяйствования с целью выявления влияния возникающих и возможных проблем на реализацию программ и стратегий.

Рис. 2. Форматы дорожных карт

мозависимы и имеют ряд общих характеристик, таких как: 1) дорожные карты должны показывать экономическую эффективность от их использования и доказывать правильность предлагаемых сценариев развития на каждом этапе принятия решений; 2) все виды дорожных карт являются дорогостоящим средством планирования, так как связаны с рисками; 3) дорожные карты являются интерактивными инструментариями, позволяющими постоянно вносить какие-либо изменения и корректировать сценарии развития.

Разработка эффективных дорожных карт возможна при взаимодействии объекта картирования (представители бизнеса, сферы образования, промышленности и т.д.) и представителей государства с целью получения ответов на все возникающие вопросы и вызовы действительности.

Агентством стратегических инициатив [5] разработаны форматы дорожных карт, которые представлены на рис. 1. На рис. 2 отражены принципы, в соответствии с которыми были составлены представленные выше форматы.

Но, не смотря на множество положительных сторон, дорожные карты, как и другие методы Форсайта, имеют свои отрицательные моменты. Допустим, запланированный сценарий будет развиваться,

но иметь отклонения от плана, тогда в дорожную карту следует вносить корректировки. Первоначальный план, аккумулирующий усилия хозяйствующей системы на достижение конкретных целей и задач, действительно необходим, но он предполагает наличие преобразований в случае появления непредвиденных проблемных областей или возможностей. Существует и вероятность того, что между реальным и первоначальным планом возможны очень существенные расхождения, тогда дорожная карта должна быть полностью пересмотрена.

На расширенном заседании коллегии Министерства экономического развития 23 апреля 2012 года В.В. Путин заявил о том, что необходимо до конца 2012 года утвердить «дорожные карты» для улучшения инвестиционного климата. Подобные карты должны включать в себя конкретные шаги по совершенствованию законодательства и государственных институтов. «Считаю правильным как можно быстрее утвердить эти «дорожные карты», - добавил он. Как сообщил Владимир Путин, в начале мая 2012 года наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив рассмотрит первые четыре «дорожные карты» по наиболее чувствительным для бизнеса направлениям. «Это административные барьеры при подключении к энергосетям и в строительстве, а также таможенные

Рис. 3. Принципы проектирования дорожных карт

процедуры и поддержка экспорта», - отметил он. Также он поручил Правительству до конца этого года сформировать аналогичные карты для других важных для делового климата сфер экономики [6].

Проанализируем некоторые дорожные карты, разработанные в российских условиях (табл. 2).

В табл. 2 представлен неполный перечень российских дорожных карт. Более полный и подробный перечень всех утвержденных Правительством РФ дорожных карт представлен на сайте Правительства России [16].

Анализируя содержание данных дорожных карт, считаем, что дорожная карта как метод Форсайта на фоне динамичного развития данной технологии в России не имеет четких границ и форматов. Все представленные карты пока еще в работе и говорить об их качественном исполнении мы пока не можем. На сегодняшний день отсутствует структура дорожной карты, а также форма ее представления. Проектирование макета дорожных карт по-прежнему остается творческим, не формальным и с отсутствием алгоритма, в котором в основном результат зависит от креативности авторов до-

Таблица 2. Дорожные карты (российский опыт)

ДОРОЖНАЯ КАРТА СРОКИ ХАРАКТЕРИСТИКА

1 2 3

Дорожная карта «Повышение качества регулятор ной среды для бизнеса» (распоряжение 1 [равителъства РФ от ] 1 июня 2013 г. №953-р) [7] 2013-2018 гг. Меры, предусмотренные «дорожной картой», позволят упростить взаимодействие государства и предпринимателей в рамках осуществления контроль но-надзор ной деятельности, что позволит повысить прозрачность и комфортность ведения бизнеса. Результатом реализации «дорожной карты» являются увеличение производительности труда (за счет отказа от части непроизводственных трудовых затрат, связанных с выполнением требований регуляторов), повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации (за счет оптимизации регуляторпой среды и внедрения лучших мировых практик), рост конкурентоспособности российских товаров (за счет отказа от избыточных требований). Вследствие этого улучшится предпринимательский климат, произойдут позитивные структурные сдвиги в развитии малого и среднего предпринимательства и инновационного сектора экономики, увеличатся валовой внутренний продукт и уровень жизни российских граждан.

Дорожная карта «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2013 г. №317-р) [8] 2013-2018 гг. Реализация мероприятий в рамках «дорожной карты» положительно отразится на процессе государственной регистрации юридических лиц других организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, что будет способствовать улучшению инвестиционного климат в России,

Дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»(распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2Ü12 г. №2579-р) [9J 2013-2018 гг. В «дорожной карте» определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов. R «дорожной карче» устанавливается принцип развертывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.

Дорожная карта «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. №223б-р) [10|

2013-2018 гг.

Меры, предусмотренные «дорожной картой», позволят существенно повысить достоверность сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости и созданного в будущем путем их объединения Единого государственного реестра недвижимости, В результате этой деятельности к 2018 году будет создан единый государственный информационный ресурс в сфере недви жим ости. Ото позволит снизить риски операций на рынке недвижимости и повысить капитализацию активов, что неизбежно улучшит инвестиционный климат в Российской

Федерации. Мероприятия «дорожной карты» создадут условия для проведения реформы налоговой системы, позволят снизить риски Предпринимателей и граждан, а также повысить устойчивость рынка недвижимости в целом. Российская система государственной регистрации нрав войдет в пятерку лучших.

Дорожная карта «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. №2236-р) ] 111

2013-2018 гг.

Дорожная карта призвана улучшить предпринимательский климат в сфсрс градостроительной деятельности, в том числе упростить процессы осуществления строительства от сгадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию и регистрации прав собственности.

Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. №1128-р) 112]

2013-2018 [

Реализация дорожной карты будет способствовать формированию широкого слоя конкурентоспособных, активных предпринимателей-экспортсров, в том числс из среды малых и средних предприятий, что позит ивно скажется на сост оянии

конкуренции и делового климата в стране, В результате выполнения дорожной карты будет сформирована стимулирующая экспорт институциональная среда, обеспечивающая конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рывке.

Дорожная карта

«Совершенствование таможенного администрирования» (распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. №1125-р} | ]3|

2013-2018 гг.

Дорожная карта призвана упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации. Предлагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным: повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей дорожной картой позволит создать условия для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации._

Дорожная карта в области инжиниринга и промышленного дизайна (распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2013 г. N°!300-p)[l4]

2013-2018 гг.

Реализация плана мероприятий в области инжиниринга и примышленного дизайна призвана обеспечить: а) значительный рост индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна; б) диверсификацию индустрии инжиниринга по направлениям (машиностроение, электроника, биотехнологии, композитные материалы); в) создание национальных лидеров в области услуг ио комплексному созданию объектов строительства, включая закупку оборудования (ЕРС(М) для проектов на шельфе, переход на соответствие выпускаемых н обращение транспортных средств требованию экологических классов 4 и 5 и развитие химической промышленности; г) развитие малого и среднего предпринимательства в индустрии инжиниринга; д) модернизацию секторов экономики н развитие новой значимой индустрии Российской Федерации.

Дорожная карта «Создание между! шродного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации»: (распоряжение Правительства РФ от 14 июня 2013 г. №1012-р) [15]

2013-2018 гг.

Реализация дорожной карты позволит обеспечить ускоренное развитие российской финансовой индустрии, в том числе повысить объем и качество реализуемых в России финансовых продуктов (услуг) для российских и иностранных инвесторов, привлечь стратегические и портфельные инвестиции, устранить ценовой дискант стоимости российских финансовых актинов в сравнении с активами других развивающихся рынков, ускорить инвестиционную и деловую активность в экономике и повысить долгосрочную устойчивость финансовой системы Российской Федерации.

рожной карты. Однако в любом случае презентационная роль дорожных карт как средства привлечения инвестиций не должна оставаться без внимания. Дорожные карты являются сильным приемом связей с общественностью и, в качестве таковых, должны разрабатываться и популяризироваться, учитывая приоритеты целевой аудитории.

Процедура проектирования и составления дорожных карт называется дорожным картированием. Дорожное картирование аккумулирует процессы предвидения и видения, а также стратегий и планов инновационного развития хозяйствующих систем макро-, мезо- и микро- уровней и разрабатывает основные этапы этих процессов в соответствии с прошлым, настоящим и будущим. Дорож-

ное картирование основывается на сборе информации об интересующих проблемах, которая позволит дать прогнозы сценариям будущего развития.

Существует ряд важных причин, по которым всем хозяйствующим системам (макро-, мезо-, микро- уровни) следует применять метод дорожных карт, во-первых, все дорожные карты учитывают временной фактор; во-вторых, карты являются связующим звеном между стратегией и тактикой; в-третьих, при использовании дорожных карт выявляются неточности, допущенные при планировании, что помогает их исправить, а не решать их в будущем; в-четвертых, дорожные карты помогают определять результаты на любом промежутке времени и в дальнейшем их корректировать; в-пятых,

Рис. 3. Первый этап дорожного картирования

Рис. 4. Второй этап дорожного картирования

Экспертиза и утверждение технологической дорожной карты. Для того чтобы дорожная карта дейст вительно была объективной и реализуемой, необходима её оценка широким кругом экспертов от г осударства, науки и бизнеса, поэтому отчет но дорожной карч е должен быть распространен среди представителей указанных аудиторий, которые могут оценить документ и предложить определенные коррективы.

Разработка и выполнение плана реализации дорожной карты. План реализации должен включать в себя рекомендации по инвестиционным решениям, указывать необходимые средства и временные рамки их реализации.

Контроль реализации дорожной карты. Обратная связь. Необходимыми условиями успешной реализации дорожной карты является оценка промежуточных результатов, ее актуализация и модернизация, пересмотр и обновление, внесение корректив.

Рис. 5. Третий этап дорожного картирования

применение дорожных карт предполагает информационный бартер между заинтересованными сторонами в инновационном развитии объекта картирования; в-шестых, используя дорожную карту, можно понятно и доступно объяснить, какой вектор направленности объекта картирования.

В комплексной программе научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года выделяет три этапа дорожного картирования [17]. На рисунках 3-5 отражены этапы дорожного картирования.

Проектирование дорожных карт помогает отследить результаты каждого конкретного принятого и выполненного решения. Дорожные карты для хозяйствующих систем микроуровня дают возможность увидеть обширную иллюстрацию всех потребностей, которая объединена в план действий по приобретению и примене-

ния инноваций.

Дорожная карта является главным подспорьем при выборе между собственной разработкой основных технологий, либо их приобретением, а также при определении сроков, то есть выполнять то или иное действие сейчас или в долгосрочной перспективе. Возможности применения метода дорожных карт также распространяются и на мезоуровнь хозяйствования, то есть он может быть использован в процессе выявления приоритетов, а также в ходе планирования мероприятий по их реализации. О пользе дорожных карт на макроуровне мы говорить не будем, так как их применение уже в гиперактивном состоянии, что подтверждает их важность и необходимость.

На основе анализа литературных источников по исследуемой проблеме можно сделать вывод, что назрела методическая необхо-

Рис. 6. Универсальный шаблон этапов проектирования дорожной карты хозяйствующих систем

Рис. 7. Алгоритм взаимодействия всех участвующих сторон в разработке дорожной карты

димость в разработке универсального шаблона, состоящего из конкретных этапов проектирования дорожной карты хозяйствующих систем (макро-, мезо-, микро- уровни) (рис. 6). Предполагается, что при создании любой дорожной карты представленные этапы могут быть неизменными, но объемы картирования могут при необходимости, безусловно, дополнять данный перечень. Что касается периода времени (день, неделя, месяц или год), за который будет выполнен тот или иной этап, то он обязательно будет корректироваться, исходя из особенностей объекта картирования.

При создании дорожной карты участвует очень большое количество вовлеченных в разработку экспертов, причем совершенно из разных сфер деятельности (бизнес, наука, правительство и т.д.), то, конечно же, им необходимы конкретные рекомендации по их

взаимодействию. Для эффективной организации работы всех участвующих сторон в разработке дорожной карты предлагается алгоритм их взаимодействия (рис. 7). Представленный алгоритм позволит грамотно построить работу всех заинтересованных сторон при создании дорожной карты.

На основании универсального шаблона, состоящего из конкретных этапов проектирования дорожной карты хозяйствующих систем, был составлен алгоритм проектирования макета дорожной карты для хозяйствующих систем всех уровней (макро-, мезо-, микро-) (рис. 8). На первом и третьем этапах создания дорожной карты неотъемлемой составляющей будет являться использование данных краудсорсинга, которое позволит получить необходимую информацию от большого количества респондентов и поможет использо-

Рис. 8. Алгоритм проектирования макета дорожной карты для хозяйствующих систем всех уровней

вать имеющиеся знания всех заинтересованных сторон и потенциал экспертов.

Таким образом, на основании рисунков 6-8 любая хозяйствующая система сможет создать свою дорожную карту, которая даст возможность подробно рассмотреть сценирование инновационного развития хозяйствующих систем в условиях, как опережения, так и отставания, а также процедуру формирования сценариев и стратегий развития, на основе полученных экспертами результатов исследований.

По нашему мнению, создание дорожных карт хозяйствующих субъектов позволит конкретизировать наиболее важные стратегические компетенции, что даст возможность сформировать конкретные мероприятия по инновационному развитию, способствующему повышению технологического, научного, производственного и других уровней в хозяйствующих системах. В ближайшие несколько лет применение Форсайта на территории Российской Федерации станет системным инструментом влияния на будущее, способствующее учитывать перспективные изменения во всех отраслях и сферах деятельности. Все это еще раз подтверждает своевременность и значимость разработанного методического аппарата и раскрытия процесса проектирования макета дорожной карты для хозяйствующих систем.

Литература:

1. Кузык, Ю. Что такое дорожная карта? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223& d_no=20108

2. Kostoff, R.N. Science and technology roadmaps [Text] / R.N. Kostoff, R.R. Schaller. - IEEE Transactions of Engineering Management, 2001. - pp. 132-143.

3. Дорожная карта России 2025. Устойчивое развитие России в условиях глобальной нестабильности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://map2025.ru/index.php/component/content/article/ 801

4. Клейтон, Э. Технологические дорожные карты: инструменты для развития [Текст] / Э. Клейтон // Форсайт. - 2008. - №3(7). -С. 68-74

5. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asi.ru/

6. Материалы расширенного заседания коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации «Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2011 году и задачи на 2012 год» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dpr.ru/journal/journal_47_1.pdf

7. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 953-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ 41d46dceb78a9863ee05.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /government.ru/media/files/41d46dc353cca3beba22.pdf

9. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asi.ru/ upload_docs/Rasp_PravRF_28-12-2012_2579p.pdf

10. Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 2236-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/ files/41d46dc4553300fcfdda.pdf

11. Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 1336-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// government.ru/media/files/41d47ef7263ee30813a2.pdf

12. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. №1128-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспор-

та» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ шеШа/Ше8/4Ы47етб3ее30813а2^

13. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ 41d468da507482237417.pdf

14. Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») в области инжиниринга и промышленного дизайна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ 41d47bff8a3f873cd88d.pdf

15. Распоряжение Правительства РФ от 19 июня 2013 г. № 1012-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ 41d4744634530e3dbbe8.pdf

16. Правительство России / Дорожные карты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/info/779

17. Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.