Научная статья на тему 'Дорожно-транспортное происшествие как пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового характера: проблемы противодействия'

Дорожно-транспортное происшествие как пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового характера: проблемы противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЗАКОНЕ / НЕОТВРАТИМОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Собин Дмитрий Владимирович

Автор рассматривает проблемы противодействия дорожно-транспортным происшествиям с позиции административного и уголовного законодательства, анализирует подходы судебной практики к оценке рассматриваемых правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Собин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дорожно-транспортное происшествие как пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового характера: проблемы противодействия»

УДК 340

Собин Дмитрий Владимирович

аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета [email protected]

Dmitry V. Sobin

graduate student, the Department of criminal law and criminology the Kuban state University [email protected]

Дорожно-транспортное происшествие

как пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового характера: проблемы противодействия

Аннотация. Автор рассматривает проблемы противодействия дорожно-транспортным происшествиям с позиции административного и уголовного законодательства, анализирует подходы судебной практики к оценке рассматриваемых правонарушений.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения, дифференциация ответственности в законе, неотвратимость и индивидуализация наказания, судебная практика.

A road traffic accident as a border offence of

administrative-legal and

criminal-legal

character:

problems of

counteraction

Annotation. The author considers the problems of combating road traffic accidents from the position of administrative and criminal law, analyzes approaches of the judicial practice to the assessment of these offenses.

Keywords: road traffic accident, road safety, differentiation of responsibility in the law, inevitability and personalization of punishment, judicial practice.

Совет Безопасности Российской Федерации, оценивая сложившуюся на 2013 год криминальную ситуацию в России, особо отметил обострение ситуации в сфере уголовно-

правового и административно-правового проти-- -

. -

ний к группе неосторожных, но, тем не менее, они по тяжести последствий представляют особую общественную опасность. Поэтому и оценивать этот сегмент структуры преступности следует как опасный вызов для общества [1]. Ежегодно в стране погибает в р езультате дорожно-

транспортных происшествий несколько десятков ,

,

материальный ущерб. Например, только за 9 месяцев 2016 г. в авариях погибли почти 17 ты.

Как отмечали Л Л. Прохоров и М.Л. Прохорова, «на дорогах России гибнут от действий разнузданных, пьяных водителей дети и взрослые, учителя, врачи и другие ни в чем не повинные зако-» [2]. -4 2016 . -

ла о разыгравшейся трагедии в районе Нефте-.

автомобиля и автобуса, перевозившего из Ханты-Мансийска команду юных спортсменов, по-12 . 11 -

. 24 -

, -

[3].

под личный контроль глава Следственного коми.

уголовной ответственности по ч. 5 ст. 264 УК РФ и взяты под стражу. По данным ГИБДД водитель автобуса за 2015 и 2016 гг. 7 раз привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Водитель грузового автомобиля С., индивидуальный предприниматель, 12 раз привлекался к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения различного вида. Причем на момент аварии он был уже лишен прав за управление ав-

[4].

11 2016 .

заседание правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, на которой было принято решение обобщить все предложения по организации перевозок детей и на организованные перевозки в целом [5]. К сожалению, каза-, -

ния граждан связан с автобусными перевозками. Однако статистика показывает, что реалии опровергают это мнение. Так, например, за 6 месяцев 2015 г. в России было зарегистрировано бо-5 - -

ствий с участием пассажирских автобусов, в них 400 .

Мы предприняли попытку смоделировать ход мыслей, протекающий в сознании здравомыслящего человека, который сопоставляет и сравнительно оценивает следующие ситуации, получившие процессуальное разрешение в суде. Так, первый вид ситуаций связан со своеобразными судебными решениями по фактам дорожно-транспортных происшествий. Например, Кавказский районный суд приговорил Ф. к трем годам лишения свободы по ч. 6 ст. 264 УК РФ с отбыванием наказания в колонии-погеления. Он был признан виновным в том, что управлял автомобилем, находясь в состоянии алкогольного опья-.

транспорта он выехал на полосу встречного

движения и допустил столкновение со встреч.

транспортного средства и две пассажирки погибли на месте [6]. Еще более трагический случай имел место 15 сентября 2010 г. в г. Кызыле. В результате дорожно-транспортного происшествия погибли 4 учительницы. Машина виновного на большой скорости въехала на «добру», буквально раздавив потерпевших.

Курганинский районный суд Краснодарского края осудил Т. к 3 годам лишения свободы условно. Т. признан виновным в том, что он на большой скорости выехал на встречную полосу движения и столкнулся со встречной машиной. Два пассажира, находившиеся в этой машине, погибли, а водителю причинен тяжкий вред здоровью [7]. Итак, результат - два трупа и один инвалид -оценен в 3 г. лишения свободы условно. Поразительный пример имел место 7 августа 2016 г., когда в результате дорожно-транспортного происшествия погибли 9 человек. Оно произошло в Кочубеевском районе Ставропольского края в результате лобового столкновения автомобиля « - » . « -Приоры» за последние 2 года более 20 раз нарушал правила дорожного движения, а в фев-2016 . -ление в нетрезвом виде на полтора года [8].

Для завершения характеристики судебных решений по этому виду ситуаций мы изучили 20 , -рожно-транспортных происшествий, которые были рассмотрены судами Краснодарского края в первой половине 2015 г. Из них 5 ДТП было совершено в состоянии опьянения. Совокупный

- 20 -

шенных жизни, 10 инвалидов (им причинен тяжкий вред здоровью), 3-е вредом здоровью , -

.

42 -

быванием наказания в колонии-погелении.

Показательно, что эта крайне тревожная ситуация складывалась в условиях реализации Федеральной целевой программы «Повышение без-

2006-2012 -

дах» [9].

Второй вид ситуаций мы связали с решениями судов по тяжким преступлениям против личности. Так, Крымский районный суд приговорил Ж.

по ч. 4 ст. 111 УК РФ к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии . -тия спиртных напитков с Я. на почве неприязненных отношений нанес ей четыре удара по лицу и голове, два удара в область грудной клетки. В результате полученных повреждений потерпевшая умерла на месте преступления [10].

Т. в ходе ссоры с О., возникшей во время употребления спиртных напитков, нанес последне-4 3 -

ной палкой по голове и туловищу. От полученных телесных повреждений О. на следующий день скончался в больнице. Мостовской районный суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначил ему наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной

колонии строгого режима [11].

, ,

на дорогах гибнут от действий разнузданных, пьяных водителей дети и взрослые, учителя,

врачи и другие, ни в чем не повинные законопо-. ,

900

страны и десятки тысяч получают травмы, становятся инвалидами [12]. География и распространенность изученных нами совершенных ДТП в различных регионах подчеркивают: а) масштабы трагедии, б) пробелы законодательства, в) беспомощность власти и г) серьезные изъяны судебной практики.

На другом полюсе наблюдаем насильственные преступления как результат бытовых конфликтов, ссор, обоюдного пьянства. Правоприменительная практика реагирует на них на несколько , .

,

судебной практики к оценке преступлений против

жизни и здоровья мы полностью поддерживаем , -

кой. Однако одновременно подчеркиваем, что

,

практике необходимо более объективно оценить

опасную ситуацию в сфере обеспечения без.

В литературе справедливо отмечено, что активность законодателя пробуждается после каждого

,

( ). ,

это делается без основательного анализа того, что исчерпали ли предыдущие нормы свой пре-

.

законодательство, в принципе, содержит достаточно солидную систему норм предупредительного характера[13]. В последние годы в него внесен , -

ять на улучшение ситуации. Например, запрет

перевозок детей в вечернее и ночное время, при , -

вождение машинами ГИБДД. Нарушение этих правил влечет штраф для должностных лиц -50 , - 200 . .

За отсутствие договора фрахтования с перевозчиком предусмотрен штраф для физического ли-

ца - водителя в размере трех тысяч рублей, для должностных лиц - 25 тысяч рублей; для юридических лиц - 100 тысяч рублей.

И еще можно назвать ряд других ограничений. Например, внесены предложения и по корректированию уголовной ответственности за дорожно-

,

состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Авторы законопроекта отмечают в пояснительной записке, что «на настоящее время

264 -

размерна степени общественной опасности данного правонарушения» , поэтому целесообразно повысить пределы соответствующих санкций [14].

В Государственной Думе РФ находится законопроект о введении ответственности за опасное движение в соответствии со ст. 12.38 КоАП РФ. Содержание этого правонарушения заключается в следующем: а) невыполнение требования при

перестроении уступить дорогу транспортному

,

правом движения; б) несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; в) резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, а также . -ем привлечения водителя к административной ответственности при наличии отмеченных нарушений является создание реальной угрозы жизни, здоровью, серьезного материального ущерба . -

вонарушения предусмотрен штраф в размере 5 . .

С. Смирнов, редактор журнала «За рулем», анализируя сложившуюся оперативную обстановку,

,

наказания и назначенное легкое наказание -ситуацию на дорогах не изменят. Мы будем продолжать видеть на дорогах гонщиков, стритрей-

,

заплатить за шалости ребенка [15].

Действительно, можно ли говорить о неотврати-, -

, 10 2016 . -спекция направила в Федеральную службу судебных приставов 5,5 миллиона постановлений для принудительного взыскания неоплаченного в установленный законом срок административного штрафа [16].

Литература:

1. Егоров И. Вызов принят: интервью секретаря Совета Безопасности РФ Н. Патрушева // Российская газета. 2013. 27 декабря.

2. . . -

:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обусловленные ею актуальные правовые и правоприменительные проблемы / Л.А. Прохоров, М.Л. Прохорова // Юридический мир. 2013. № 6. С. 9-11.

,

анализа вытекают три основных вывода.

Во-первых, дорожно-транспортное происше-- -

нистративно-правового и уголовно-правового

характера и чем ниже эффективность админи-

, -

печении безопасности дорожного движения, постановлений о привлечении к административной ответственности, тем выше перспектива нарушителя стать преступником. В этом направлении

законодатель планирует предпринять дополни.

чтении приняла поправки в Уголовный кодекс РФ, регламентирующие уголовную ответственность за фальсификацию доказательств при рассмотрении

дел об административном правонарушении.

,

нарушении Правил дорожного движения, так как именно в этой сфере имеют место многочисленные факты фальсификации, подделки документов, подписей и т.д. Санкция предлагаемой уго--

штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, обяза-480

работы на срок до двух лет [17].

- , . 264

РФ пределы наказания за дорожно-транспортные преступления и предусмотренный законодательством вид исправительного учреждения для отбывания наказания осужденными за их совершение

явно не соответствуют опасности анализируемых

,

категории неосторожных.

- , ,

правоприменительной практики в части назначения судами наказания за убитых и искалеченных людей. Он перекликается с мнением В. Лысакова, С. Смирнова, Л. Прохорова, М. Прохоровой и дру-. , -. 264 . -

ко ни в одном приговоре, из числа изученных нами,

даже при осуждении за совершение ДТП в состоя,

,

санкции. Заместитель председателя комитета Госдумы В. Лысаков отмечал, что «в 2011 аду за ДТП, в результате которого погиб один человек, осуждены более 3400 лиц. Однако более 2000 из них получили условные сроки» [18]. И как мы полагаем, подобный либеральный подход судебной практики не может достичь целей наказания.

Literature:

1. Egorov I. The call is accepted: interview of the Secretary of the Security Council of the Russian Federation N. Patrushev // Russian newspaper. 2013. December 27.

2. Prokhorov L.A. Traffic safety and operation of transport: a criminal situation and urgent legal and law-enforcement problems caused by it / L.A. Prokhorov, M.L. Prokhorova // the Legal world. 2013. № 6. P. 9-11.

3. Добрынина С. Влетели под фуру // Россий-

. 2016. 5 .

4. . // -. 2016. 16 .

5. . .

// -

. 2016. 12 .

6. -дарского края за 2013 г.

7. -дарского края за 2010 г.

8. . // . 2016. 8 .

9.

безопасности дорожного движения: Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042 // Российская газета. 2006. 26 сентября.

10. Архив Крымского районного суда Краснодарского края за 2013 г.

11. -2005 .

12. Александров Г. Колеса смерти // Аргументы и

. 2012. 39.

13. О внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-

28 « -

»:

закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ // Российская газета. 2013. 25 июля.

14. Куликов В. Допьются до тюрьмы // Россий-

. 2016. 3 .

15. Российская газета. 2016. 17 ноября.

16. Баршев В. Лихачи под арестом // Российская

. 2016. 18 .

17. Петров И. Доказательства по понятиям //

. 2017. 10 .

18. Баршев В. Лихач подорожает. Интервью

В. Лысакова // Российская газета. 2012. 2 октяб-.

3. Dobrynina S. Have flown under the truck // the Russian newspaper. 2016. December 5.

4. Tolstoukhova N. The tractor without rules // the Russian newspaper. 2016. December 16.

5. Barshev V. Drivers will be given a sign. The order of transportation of children will be reconsidered // the Russian newspaper. 2016. December 12.

6. Archive of the Caucasian district court of Krasnodar Krai for 2013.

7. Archive of Kurganinsky district court of Krasnodar Krai for 2010.

8. Brezhitskaya E. I drove without the rights // the Russian newspaper. 2016. August 8.

9. About prime measures for traffic safety: Decree of the Russian President of September 22, 2006 № 1042 // Russian newspaper. 2006. September 26.

10. Archive of the Crimean district court of Krasnodar Krai for 2013.

11. Archive of Mostovsky district court of Krasnodar Krai for 2005.

12. Alexandrov. Death wheels // Arguments and facts. 2012. № 39.

13. About introduction of amendments to the Code of the Russian Federation about administrative offenses and article 28 of the Federal law «About Traffic Safety»: The federal law of July 23, 2013 № 196-FZ // the Russian newspaper. 2013. July 25.

14. Kulikov V. Dopyyutsya's sandpipers to prison // the Russian newspaper. 2016. November 3.

15. Russian newspaper. 2016. November 17.

16. Barshev V. Reckless drivers under arrest // the Russian newspaper. 2016. November 18.

17. Petrov I. Proofs on concepts // the Russian newspaper. 2017. January 10.

18. Barshev V. The reckless driver will rise in price. V. Lysakov's interview//Russian newspaper. 2012. October 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.