УДК 343
Собин Дмитрий Владимирович
аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета [email protected]
Dmitry V. Sobin
graduate student, the Department of criminal law and criminology, the Kuban state University [email protected]
Дорожно-транспортное происшествие
как пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового характера: проблемы противодействия
A road traffic accident as a border offence of administrative-legal and criminal-legal character: problems of counteraction
Аннотация. Автор рассматривает проблемы противодействия дорожно-транспортным происшествиям с позиции административного и уголовного законодательства, анализирует подходы судебной практики к оценке рассматриваемых правонарушений. Дорожно-транспортное происшествие - это пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового характера и чем ниже эффективность административной деятельности, предписаний об обеспечении безопасности дорожного движения, постановлений о привлечении к административной ответственности, тем выше перспектива нарушителя стать преступником.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения, дифференциация ответственности в законе, неотвратимость и индивидуализация наказания, судебная практика.
Annotation, the author considers the problems of combating road traffic accidents from the position of administrative and criminal law, analyzes approaches of the judicial practice to the assessment of these offenses. The road accident is a boundary offense of administrative and legal and criminal and legal nature and the efficiency of administrative activities, instructions about safety of traffic, resolutions on administrative prosecution is lower, the prospect of the violator to become the criminal is higher.
Keywords: road traffic accident, road safety, differentiation of responsibility in the law, inevitability and personalization of punishment, judicial practice.
Совет Безопасности Российской Федерации, оценивая сложившуюся на 2013 год криминальную ситуацию в России, особо отметил
обострение ситуации в сфере уголовно-правового -
дорожно-^анспортным происшествиям. Законодатель отнес этот вид преступлений к группе неосторожных, но, тем не менее, они по тяжести последствий представляют особую общественную опасность. Поэтому и оценивать этот сегмент структуры преступности следует как опасный вызов для об-
[1]. --
десятков тысяч человек, сотни тысяч получают ранения различной степени, причиняется колоссальный материальный ущерб. Например, только за 9 месяцев 2016 г. в авариях погибли почти 17 тысяч человек.
Как отмечали Л.А. Прохоров и М.Л. Прохорова, «на дорогах России гибнут от действий разнузданных, пьяных водителей дети и взрослые, учи-
теля, врачи и другие ни в чем не повинные законопослушные граждане» [2]. Как в подтверждение этого посыла 4 декабря 2016 г. страна узнала о разыгравшейся трагедии в районе Нефте-.
автомобиля и автобуса, перевозившего из Ханты-Мансийска команду юных спортсменов, по-12 . 11 -
. 24 -
, -
лизированы [3]. Раскрытие преступления взял под личный контроль глава Следственного коми.
уголовной ответственности по ч. 5 ст. 264 УК РФ и взяты под стражу. По данным ГИБДД водитель автобуса за 2015 и 2016 гг. 7 раз привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Водитель грузового автомобиля С., индивидуальный предприниматель, 12 раз привлекался к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения различного вида. Причем на момент
аварии он был уже лишен прав за управление автомобилем в состоянии опьянения [4].
11 декабря 2016 г. состоялось внеочередное заседание правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, на которой было принято решение обобщить все предложения по организации перевозок детей и на организованные перевозки в целом [5]. К сожалению, каза-, -
ния граждан связан с автобусными перевозками. Однако статистика показывает, что реалии опровергают это мнение. Так, например, за 6 месяцев 2015 г. в России было зарегистрировано бо-5 - -
ствий с участием пассажирских автобусов, в них 400 .
Мы предприняли попытку смоделировать ход
мыслей, протекающий в сознании здравомыс-, -
нительно оценивает следующие ситуации, получившие процессуальное разрешение в суде. Так, первый вид ситуаций связан со своеобразными судебными решениями по фактам дорожно-транспортных происшествий. Например, Кавказский районный суд приговорил Ф. к трем годам . 6 . 264 -
ванием наказания в колонии-погеления. Он был признан виновным в том, что управлял автомобилем, находясь в состоянии алкогольного опья-.
транспорта он выехал на полосу встречного
движения и допустил столкновение со встреч.
транспортного средства и две пассажирки по-[6]. -чай имел место 15 сентября 2010 г. в г. Кызыле. В результате дорожно-транспортного происшествия погибли 4 учительницы. Машина виновного на большой скорости въехала на «зебру», буквально раздавив потерпевших.
Курганинский районный суд Краснодарского края осудил Т. к 3 годам лишения свободы условно. Т. признан виновным в том, что он на большой скорости выехал на встречную полосу движения и столкнулся со встречной машиной. Два пассажира, находившиеся в этой машине, погибли, а водителю причинен тяжкий вред здоровью [7]. Итак, результат - два трупа и один инвалид -оценен в 3 г. лишения свободы условно. Поразительный пример имел место 7 августа 2016 г., когда в результате дорожно-транспортного происшествия погибли 9 человек. Оно произошло в Кочубеевском районе Ставропольского края в результате лобового столкновения автомобиля « - » . « -» 2 20 нарушал правила дорожного движения, а в фев-2016 . -ление в нетрезвом виде на полтора года [8].
Для завершения характеристики судебных решений по этому виду ситуаций мы изучили 20 , -рожно-транспортных происшествий, которые были рассмотрены судами Краснодарского края в первой половине 2015 г. Из них 5 ДТП было
совершено в состоянии опьянения. Совокупный
- 20 -
шенных жизни, 10 инвалидов (им причинен тяжкий вред здоровью), 3-е вредом здоровью , -
.
42 -
быванием наказания в колонии-погелении.
,
складывалась в условиях реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасно-
2006-2012 » [9].
Второй вид ситуаций мы связали с решениями судов по тяжким преступлениям против личности. Так, Крымский районный суд приговорил Ж. по ч. 4 ст. 111 УК РФ к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Подсудимый во время распития спиртных напитков .
четыре удара по лицу и голове, два удара в область грудной клетки. В результате полученных повреждений потерпевшая умерла на месте преступления [10].
Т. в ходе ссоры с О., возникшей во время употребления спиртных напитков, нанес последне-4 3 -
ной палкой по голове и туловищу. От полученных телесных повреждений О. на следующий день скончался в больнице. Мостовской районный суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначил ему наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной
колонии строгого режима [11].
, ,
на дорогах гибнут от действий разнузданных, пьяных водителей дети и взрослые, учителя,
врачи и другие, ни в чем не повинные законопо-. ,
900
страны и десятки тысяч получают травмы, становятся инвалидами [12]. География и распространенность изученных нами совершенных ДТП в различных регионах подчеркивают: а) масштабы трагедии, б) пробелы законодательства, ) )
.
На другом полюсе наблюдаем насильственные преступления как результат бытовых конфликтов, ссор, обоюдного пьянства. Правоприменительная практика реагирует на них на несколько , .
,
судебной практики к оценке преступлений против
жизни и здоровья мы полностью поддерживаем , -
кой. Однако одновременно подчеркиваем, что
,
практике необходимо более объективно оценить
опасную ситуацию в сфере обеспечения без.
В литературе справедливо отмечено, что активность законодателя пробуждается после каждого
, -( ). -
,
,
. -ное законодательство, в принципе, содержит достаточно солидную систему норм предупредительного характера [13]. В последние годы в него внесен ряд положений, которые должны были бы повлиять на улучшение ситуации. Например, запрет перевозок детей в вечернее и ночное время, при неблагоприятной погоде, обязательное сопровождение машинами ГИБДД. Нарушение этих правил влечет штраф для должностных
- 50 , - 200 .
.
перевозчиком предусмотрен штраф для физического лица - водителя в размере трех тысяч рублей, для должностных лиц - 25 тысяч рублей; для юридических лиц - 100 тысяч рублей.
И еще можно назвать ряд других ограничений. Например, внесены предложения и по корректированию уголовной ответственности за дорожно-
, -
стоянии алкогольного или наркотического опьянения. Авторы законопроекта отмечают в пояснительной записке, что «на настоящее время дей-
264 -
на степени общественной опасности данного пра-»,
пределы соответствующих санкций [14].
В Государственной Думе находится законопроект о введении ответственности за опасное движение в соответствии со ст. 12.38 КоАП РФ. Содержание
этого правонарушения заключается в следующем: )
уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; ) -
жущегося впереди транспортного средства; в) рез-, -
ется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, а также препятствование обгону. Необходимым условием привлечения водителя к административной ответственности при наличии отмеченных нарушений является создание реальной угрозы жизни, здоровью, серьезного материального ущерба третьим лицам. За совершение подобного правонарушения предусмотрен штраф в 5 . .
С. Смирнов, редактор журнала «За рулем», анализируя сложившуюся оперативную обстановку,
,
наказания и назначенное легкое наказание -ситуацию на дорогах не изменят. Мы будем продолжать видеть на дорогах гонщиков, стритрей-
,
заплатить за шалости ребенка [15]. Литература:
1. Егоров И. Вызов принят: интервью секретаря Совета Безопасности РФ Н. Патрушева // Российская газета. 2013. 27 декабря.
Действительно, можно ли говорить о неотвратимости наказания, в данном случае административного, когда за 10 месяцев 2016 г. Госавтоинспекция направила в Федеральную службу судебных приставов 5,5 миллиона постановлений для принудительного взыскания неоплаченного в установленный законом срок административного штрафа [16].
, -
лиза вытекают три основных вывода. Во-первых, дорожно-^анспортное происшествие - это пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового характера и чем ниже эффективность административной деятельности,
предписаний об обеспечении безопасности дорож-
,
,
перспектива нарушителя стать преступником. В этом направлении законодатель планирует предпринять дополнительные меры. Государственная Дума во втором чтении приняла поправки в Уголовный кодекс РФ, регламентирующие уголовную ответственность за фальсификацию доказательств при рассмотрении дел об административном правонарушении. Естественно, что в первую очередь одет речь о нарушении Правил дорожного движения, так как именно в этой сфере имеют место многочисленные факты фальсификации, подделки
документов, подписей и т.д. Санкция предлагаемой -
штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательные работы 480 часов или исправительные работы на срок до двух лет [17].
- , . 264
РФ пределы наказания за дорожно-транспортные преступления и предусмотренный законодательством вид исправительного учреждения для отбывания наказания осужденными за их совершение
явно не соответствуют опасности анализируемых
,
.
- , ,
правоприменительной практики в части назначения судами наказания за убитых и искалеченных людей. Он перекликается с мнением В. Лысакова,
С. Смирнова, Л. Прохорова, М. Прохоровой и дру-. , -
. 264 . -
ко ни в одном приговоре, из числа изученных нами,
даже при осуждении за совершение ДТП в состоя,
,
санкции. Заместитель председателя комитета Госдумы В. Лысаков отмечал, что «в 2011 аду за ДТП, в результате которого погиб один человек, осуждены более 3400 лиц. Однако более 2000 из них получили условные сроки» [18]. И как мы полагаем, подобный либеральный подход судебной практики не может достичь целей наказания.
Literature:
1. Egorov I. The challenge is accepted: interview of the Secretary of the Security Council of the Russian Federation N. Patrushev // Russian newspaper. 2013. December 27.
2. . . -плуатации транспорта: криминальная ситуация и обусловленные ею актуальные правовые и правоприменительные проблемы / Л.А. Прохоров, М.Л. Прохорова // Юридический мир. 2013. № 6. С. 9-11.
3. . // -
. 2016. 5 .
4.. . // -
. 2016. 16 .
5. . .
// -
. 2016. 12 .
6. -дарского края за 2013 г.
7. -дарского края за 2010 г.
8. Брежицкая Е. Гнал без прав // Российская газета. 2016. 8 августа.
9.
безопасности дорожного движения: Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042 // Российская газета. 2006. 26 сентября.
10. Архив Крымского районного суда Краснодарского края за 2013 г.
11. -2005 .
12. . // . 2012. 39.
13. О внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
28 « -
»:
закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ // Российская газета. 2013. 25 июля.
14. . // -. 2016. 3 .
15. Российская газета. 2016. 17 ноября.
16. . // . 2016. 18 .
17. . // Российская газета. 2017. 10 января.
18. Баршев В. Лихач подорожает. Интервью
. // . 2012. 2 -.
2. Prokhorov L.A. Traffic safety and operation of transport: a criminal situation and urgent legal and law-enforcement problems caused by it / L.A. Prokhorov, M.L. Prokhorova // the Legal world. 2013. № 6. P. 9-11.
3. Dobrynina S. Flew under the truck // the Russian newspaper. 2016. December 5.
4. Tolstoukhova N. The drive truck without rules // the Russian newspaper. 2016. December 16.
5. Barshev V. Drivers will be given a sign. The order of transportation of children will be reviewed // the Russian newspaper. 2016. December 12.
6. Archive of the Caucasian district court of Krasnodar Krai for 2013.
7. Archive of Kurganinsky district court of Krasnodar Krai for 2010.
8. Brezhitskaya E. Drove without the rights//the Russian newspaper. 2016. August 8.
9. About first-priority measures for traffic safety: Decree of the Russian President of September 22, 2006 № 1042 // Russian newspaper. 2006. September 26.
10. Archive of the Crimean district court of Krasnodar Krai for 2013.
11. Archive of Mostovsky district court of Krasnodar Krai for 2005.
12. Alexandrov G. Death wheels // Arguments and facts. 2012. 39.
13. About introduction of amendments to the Code of the Russian Federation about administrative offenses and article 28 of the Federal law «About Traffic Safety»: The federal law of July 23, 2013 № 196-FZ // the Russian newspaper. 2013. July 25.
14. Kylikov V. Dopyyutsya's sandpipers to prison // the Russian newspaper. 2016. November 3.
15. Russian newspaper. 2016. November 17.
16. Barshev V. Reckless drivers under arrest // the Russian newspaper. 2016. November 18.
17. Petrov I. Proofs on concepts // the Russian newspaper. 2017. January 10.
18. Barshev V. The reckless driver will rise in price. V. Lysakov's interview // Russian newspaper. 2012. October 2.