Научная статья на тему 'Дорожная карта инновационного развития предприятия'

Дорожная карта инновационного развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2318
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАН РАЗВИТИЯ / ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ / INNOVATION / FORECASTING / DEVELOPMENT PLAN / ROADMAPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Владимир Иванович

Автор раскрывает суть дорожных карт развития предприятий на основе инноваций и показывает сходство и различие дорожных карт с другими методами стратегического управления и планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Roadmap for Innovation development of company

The author reveals the essence of roadmaps for enterprise development based on innovation, and shows similarity and differences of roadmaps with other methods of strategic management and planning.

Текст научной работы на тему «Дорожная карта инновационного развития предприятия»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ДОРОЖНАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ковалев Владимир Иванович

канд. экон. наук, доцент Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Омск

E-mail: kovladi@mail. ru

ROADMAP FOR INNOVATION DEVELOPMENT OF COMPANY

Kovalev Vladimir

Candidate of Economic sciences, associate professor of Omsk Branch of Financial University under the Government of The Russian Federation, Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

Автор раскрывает суть дорожных карт развития предприятий на основе инноваций и показывает сходство и различие дорожных карт с другими методами стратегического управления и планирования.

ABSTRACT

The author reveals the essence of roadmaps for enterprise development based on innovation, and shows similarity and differences of roadmaps with other methods of strategic management and planning.

Ключевые слова: инновации, прогнозирование, план развития, дорожные карты.

Keywords: innovation, forecasting, development plan, roadmaps.

Продуктовое и технологическое обновление во все времена было одним из важных путей обеспечения преимущественного положения предприятия

Ковалев В.И. Дорожная карта инновационного развития предприятия // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/n71

на рынке, важнейшим инструментом достижения высокой рентабельности его деятельности.

В условиях нестабильной экономической ситуации и не восстановившегося до конца потребительского спроса обновление ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг и использование передовых технологий становятся главными преимуществами в конкурентной борьбе, одной из немногих возможностей повышения эффективности бизнеса.

Инновационное развитие предприятия, несмотря на его перспективную целесообразность и ценность, таит в себе немало рисков, часть из которых закладываются еще на этапе формирования стратегии развития предприятия, хотя большая часть, конечно, возникает при реализации этой стратегии в хозяйственной практике. Оперативный менеджмент может уменьшить потери от целого ряда рисков, но предвидение рисков и стратегический риск-менеджмент — более действенный путь.

Одной из проблем инновационного развития предприятия, обострившейся в последнее время, является бессистемный, односторонний подход к его осуществлению. Если долгосрочная инновационная стратегия реализуется в отрыве от иных долгосрочных стратегий и финансовой политики предприятия, то возможные преимущества от инноваций могут оказаться меньше заранее непредвиденных финансовых потерь или вообще могут быть не достигнуты. В условиях растущей мировой экономики эти потери зачастую перекрывались за счет роста капитализации, но сегодня такой путь для большинства предприятий недоступен или исчерпан.

Наиболее серьезными пограничными для инноваций стратегическими аспектами, в большинстве своем составляющим финансовую политику предприятия, являются: ассортиментная и ценовая стратегии; стратегия диверсификации бизнеса; стратегия структурного обособления бизнеспроцессов; договорная стратегия и стратегия в части налогообложения; дивидендная стратегия и стратегия в части капитализации; стратегия

реинвестирования и стратегия проектного финансирования; стратегия текущего финансирования и управления оборотным капиталом.

Одним из стандартных плохо разрешимых противоречий является противоречие между перспективно высокой доходностью и текущей неплатежеспособностью. Довольно часто прибыльный завтра инновационный проект сегодня не обеспечивает стандартных и обязательных выплат, например, налогов или процентов по заемным ресурсам. Только в случае комплексного учета всех аспектов взаимного влияния инновационной стратегии предприятия и его финансовой политики можно обеспечить их общую высокую результативность.

Мировая наука и практика накопили и опробовали достаточно большой арсенал методов управления долгосрочными хозяйственными процессами на основе таких инструментов, как:

• стратегическое планирование;

• бизнес-планирование;

• инвестиционное проектирование;

• бюджетирование;

• сетевое планирование.

Одной из проблем, возникающих при их использовании, является то, что подготовкой этих пакетов плановых документов занимаются одни специалисты, а практические действия и их результаты во многом зависят от других. Для специалистов технических, проектных и исследовательских подразделений элементарные вопросы экономики предприятия часто являются чуждыми, в то время как экономисты плохо разбираются даже в основах технологических процессов. Причем эта проблема была выявлена в деятельности российских предприятий уже достаточно давно. Сегодня она также актуальна.

В России стратегические и бизнес-планы по-прежнему часто остаются «рекламными проспектами» для инвестора или государственного органа. Внешне выполненные очень хорошо, они не учитывают многие реалии,

являются чужими для технических специалистов, негибкими, редко уточняются и редко используются в текущем управлении предприятием [2].

Современная ситуация настоятельно требует найти выход их этого управленческого тупика, поднять доверие предпринимателей и экономических служб к прорывным продуктовым и технологическим инновациям, а исследователей и технических специалистов — к комплексному стратегическому планированию. Для этого обоим нужен понятный язык. Таковым, по мнению ряда авторов, является дорожное картирование.

Дорожная карта (road map) в переводе с американской разновидности английского языка в одном из переносных смыслов — это план, план действий. Как инструмент стратегического менеджмента дорожная карта стала использоваться достаточно давно — в 70-е годы прошлого века его использовала компания Motorola [8].

Существенный вклад в становление и широкое ознакомление с ее содержанием внесли специалисты, сотрудничающие с Агентством промышленных исследований Организации объединенных наций (UNIDO) и правительствами ряда стран [7; 8].

В России дорожное картирование обычно рассматривается как часть более общей системы долгосрочного предвидения экономических, научнотехнических и социальных процессов — Forsight [3].

Однако и сам по себе метод технологических дорожных карт находит все большее применение в деятельности крупных компаний, в том числе и российских. Относительно недавно технологическую карту представило ОАО «POCHAHO» [1].

Важные особенности дорожного картирования заключаются в следующем:

1. Долгосрочное предвидение, основанное на открытом (достаточно открытом) экспертном опросе специалистов разных направлений.

2. Выделение в структуре исследуемого объекта (продукта, технологии, процесса) ключевых точек развития, взаимосвязанных между собой по времени

их достижения.

3. Предоставление по каждой из ключевых точек максимально объективной информации о достигаемых результатах (научно-технических, экономических, финансовых), о необходимых для достижения объемах инвестиций и затрат по важнейшим группам ресурсов.

4. Рассмотрение всех наиболее значимых сценариев развития с учетом возможности их достижения при разных параметрах внешних (например, государственная поддержка) и внутренних факторов (например, разные объемы инвестиций).

Характеризуя дорожные карты, часто пытаются противопоставлять их основные виды: технологическую, продуктовую, процессную,

корпоративную — с позиции их назначения [5]. С позиции одной организации это не совсем верно, потому что все дорожные карты предназначены для планирования развития той или иной организации с учетом основных затрат и результатов, которые могут иметь место на отдельных этапах инновационного процесса.

Так или иначе, все виды дорожных карт в рамках предприятия формируют информационную базу для его управления через стратегическое планирование. От научных исследований зависит внедрение новых технологий и продуктов, а от последних — результаты успешного функционирования на долгие годы. На каждом предприятии следует стремиться объединить все указанные выше виды дорожных карт в единую систему гибкого стратегического планирования. Соотношение между технологической (или продуктовой) и корпоративной дорожной картой похоже на соотношение бизнес-плана отдельного инвестиционного проекта и стратегического плана развития компании, объединяющего в себе целый ряд осуществляемых параллельно (но не обязательно точно в одно и то же время) инвестиционных проектов.

Одним из главных преимуществ технологии формирования дорожных карт является привлечение к их разработке максимально широкого круга специалистов разного профиля: разработчиков новой техники или продукта, маркетологов, производственников, финансистов, снабженцев. То есть само

участие в разработке дорожной карты рассматривается как управленческое воздействие, которое позволяет всем осознать свою роль в реализации стратегии развития предприятия, услышать (и увидеть в цифрах и графиках) точки зрения и мотивировки специалистов иных служб.

В какой-то степени уже в ходе разработки дорожной карты может быть значительно снижен риск разработки «излишне передовой» технологии или продукта, не имеющих в ближайшее время перспектив применения в бизнесе и отвлекающих ресурсы от более важных задач.

Конечно, большое значение для исполнения дорожной картой данной функции имеет ее наглядность. Считается, что многие стратегические планы и бизнес-планы не находят понимания в умах исполнителей как раз по причине их малой наглядности [6]. С этим можно было бы согласиться только отчасти. Хорошо, интересно написанный бизнес-план мало чем уступит сухим графикам и блок-схемам технологической дорожной карты. То же можно отметить и для пары стратегический план и корпоративная дорожная карта.

Наглядность дорожной карты — это все-таки преимущество, прилагающееся к главному достижению процесса формирования дорожных карт — выделению из среды специалистов явных лидеров, людей, способных подняться над своей специализацией и комплексно взглянуть на весь инновационный процесс на предприятии. В какой-то степени здесь можно говорить, что дорожные карты это просто более современный язык общения для исследователей и менеджеров современного поколения, как более современным (при всех имеющихся минусах) является использование сотового телефона в сравнении с обычным. Но чтобы этот инструмент был удобным, его нужно правильно использовать.

Для того чтобы дорожная карта действительно стала качественной и удобной информационной базой для лидеров инновационного процесса на предприятии, необходимо, чтобы она была сформирована как многоуровневый пакет документации, на вершине которого будет компактный и наглядный набор блок-схем с минимумом важнейшей

информации (сроки и основные результаты), а в глубине — полный набор обоснований научно-технического, маркетингового и инвестиционнофинансового характера в виде пояснительных записок и файлов формата Excel. Таким образом, дорожные карты позволили бы увязать между собой целый ряд стратегических плановых документов, включая планы комплексного технического перевооружения и бизнес-планы отдельных инвестиционных проектов. Переход между уровнями должен выполняться быстро и без излишних затрат времени на согласование и разрешение доступа. Все графические блоки дорожной карты можно использовать как кнопки перехода к данным более низкого уровня.

Естественно, что управление на основе дорожного картирования требует решения целого ряда специфических проблем, как, например, определение объема сведений, составляющих коммерческую тайну, и круга лиц, имеющих право доступа ко всей или значительной части стратегической информации. Думается, сложившиеся у руководителей российского бизнеса принципы: ограничение доступа к коммерческой тайне важнее, чем привлечение специалистов к разрешению насущных проблем, — будут достаточно долго тормозить использование качественного дорожного картирования, как это отношение сегодня тормозит использование стандартного стратегического планирования.

Особенно эта проблема может быть серьезной для среднего бизнеса и тем более малого. Финансовые проблемы малого бизнеса можно решить путем привлечения средств извне [4]. Но и отсутствие необходимых специалистов, в силу ограниченности штатной численности, объективно требует временного привлечения для формирования дорожных карт внешних специалистов. Все это входит в противоречие с принципами абсолютной закрытости информации.

В таких условиях кажется, что говорить о переходе к гибкому стратегическому планированию на основе регулярно пересматриваемых дорожных карт явно преждевременно. Но ведь именно этот этап развития

системы дорожного картирования на предприятии и должен сделать ее эффективным инструментом управления изменениями, в том числе, а может быть, и прежде всего, научно-технического характера. Именно отсутствие гибкости современного стратегического планирования можно считать главной причиной его низкой востребованности в текущем управлении бизнесом. Даже хорошо выполненный стратегический план не будет полезен в условиях быстро изменяющихся основных параметров бизнеса и его экономического окружения.

Использование множества сценариев развития является одним из важных преимуществ дорожных карт. Надеемся, что приобретение опыта их разработки приблизит предприятия к следующему важнейшему для их эффективности этапу — работе на основе постоянно уточняемых стратегических планов.

Список литературы:

1. Дорожная карта «Использование нанотехнологий в производстве светодиодов»/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnano.com/Section.aspx/Show/27387 (дата обращения: 10.03.2014).

2. Ковалев В.И., Покровский Г.Е. Финансовый менеджмент / учебное пособие. — Омск: Типография «С-Принт», 2007. — С. 115—116.

3. Ковалев В.И. Форсайт: прогнозирование инноваций или инновации

в прогнозах / Вестник Омского университета. — 2013. — № 2. — С. 169—172.

4. Ковалев В.И., Руденко А.В. Факторинг для сферы малого инновационного

бизнеса// Экономика и социум. — 2014. — № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_10/

Kovalev%20V.L%20(razdel%202).pdf (дата обращения: 9.03.2014).

5. Кузык Ю. Что такое дорожная карта// [Электронный ресурс] . — Режим доступа:

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=20108#.UyrUI76KDcs (дата обращения: 6.03.2014).

6. Родионов М.Г. Ковалев В.И. Основы предпринимательской деятельности / учебное пособие. — Омск: НОУ ВПО «ЕврИЭМИ», 2013.

7. Marie L. Garcia, Olin H. Bray. Fundamentals of Technology Roadmapping /

[Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.31.1385&rep=rep1&t ype=pdf (дата обращения: 24.02.2013 ).

8. Phaal R. Technology Roadmapping/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.unido.org/fileadmin/import/16963_TechnologyRoadmapping.pdf (дата обращения: 2.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.