Научная статья на тему '«Дорожная карта» финансового обеспечения формирования текстильного кластера'

«Дорожная карта» финансового обеспечения формирования текстильного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
19
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / БЕНЧМАРКИНГ / «ДОРОЖНАЯ КАРТА» / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / "ROAD MAP" / INDUSTRIAL-TERRITORIAL CLUSTER / BENCHMARKING / THE REGIONAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS / PROJECT MANAGEMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоконская Елена Геннадьевна

На примере опыта субъектов РФ в статье рассмотрены возможные сценарии («дорожная карта») кластерного развития. Обращение к «лучшим практикам» позволило выявить основные варианты формирования финансового механизма и предложить свое видение управления и последовательности действий проектного финансирования формирования и развития текстильного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ROAD MAP» OF FINANCIAL SUPPORT OF TEXTILE CLUSTER FORMING

In this article in the example of the subjects of the Russian Federation the possible scenarios («roadmap») of cluster development are discussed. Appeal to the "best practices" revealed the formation of the main options of the financial mechanism and to offer his vision of control and consistency of project financing the formation and textile cluster development.

Текст научной работы на тему ««Дорожная карта» финансового обеспечения формирования текстильного кластера»

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО

КЛАСТЕРА

Традиционное лидерство Ивановского региона в текстильном производстве делает его естественным образцом кластерных инициатив и кластерной политики. История региона начинается с массового создания хлопчатобумажных, льняных, суконных и шелковых мануфактур «капиталистыми крестьянами» во второй половине XVIII века с последующим возникновением промышленных сел, в том числе Иваново и Вознесенское, из которых вырос нынешний областной центр. Развитие текстильных мануфактур, а затем текстильных фабрик привело к возникновению Центрального промышленного района России. При административном делении страны в 20-е годы XX века Иваново стал центром Центральной промышленной области, в состав которой входили, в том числе, территории нынешних Владимирской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областей. В период советской индустриализации инфраструктура и производственные площадки текстильных фабрик стали основой для создания машиностроительных и других промышленных производств. В 60-70-е годы ивановский текстильный район определялся как первичный территориальнопроизводственный комплекс. Такова историческая «подложка» развития текстильного кластера.

На сегодня (2011 г.) текстильная и швейная промышленность Ивановской области представлена 60 крупными и средними предприятиями. На предприятиях отрасли работает 32,8 тысяч человек -43% от всех занятых в промышленности области. Удельный вес текстиля в общем объеме промышленной продукции региона - 31,7%. Объем отгруженной продукции текстильного и швейного производств Ивановской области в 2010 году составил 26 млрд. 305 млн. рублей. По сравнению с показателями 2009 года прирост составил 26,3%, индекс промышленного производства в отрасли -113,7%.

В силу исторически сложившейся локализации текстильного производства вокруг города Иваново в ходе рыночных реформ возникали кластерные инициативы. Что касается кластерной политики в Ивановской области, то формальной датой ее начала является 13 апреля 2007 г., когда министр экономического развития Г.О. Греф и губернатор Ивановской области М.А. Мень подписали соглашение по созданию текстильного кластера на территории области, а также 20 июня 2008 г., когда в Иванове Президент РФ провел Заседание президиума Государственного совета «О модернизации текстильной отрасли и мерах по повышению уровня жизни и социальной защищённости её работников».

В Ивановской области кластерная политика закреплена в стратегии социально-экономического развития. Рассмотрим два документа - «Концепцию социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года», принятую в 2007 году, и непосредственно «Стратегию социальноэкономического развития Ивановской области до 2020 года», утвержденную в 2010 году.

В «Концепции» 2007 года отмечено, что область «уже реализует политику интенсивного экономического роста путем формирования на территории области кластерных союзов». [6, с. 78]

Дано определение кластера как неформального добровольного объединения предприятий. Отмечено, что «по сути, сейчас в Иванове уже эволюционно складывается текстильный кластер». Критическая масса компаний, работающих в пределах текстильного кластера, достигнута, но уровень взаимодействия между ними остается низким, поэтому кумулятивный эффект для конкурентоспособности до сих пор не обеспечен. [Там же, с. 104]

Однако в определении кластера «Концепция» ошибочно отмечает только одну сторону взаимодействия участников - кооперацию, сотрудничество, игнорируя другую - их конкуренцию: «Региональный или территориальный отраслевой кластер - это система интенсивного производственного и информационного сотрудничества поставщиков и потребителей, производителей материалов, комплектующих, оборудования, сопутствующих услуг и самих производителей для создания «основного продукта» кластера... Признаком участия в кластере является активная кооперация с другими игроками». [Там же, с. 98-99] Соответственно

сформулировано содержание процесса становления текстильного кластера и его финансового обеспечения. Предполагается, что его развитие осуществляется за счет средств самих предприятий, прежде всего путем их кооперации с акцентом на совместную деятельность по снижению издержек, которые в производстве текстиля «считаются одними из самых высоких среди других отраслей промышленности». Что касается органов власти, то их роль заключается в «стимулировании» развития кластеров, это «мягкая» мера воздействия государства на экономику. Для стимулирования развития кластеров создаются региональные ассоциации предприятий, входящих в кластер. Правительство области может играть координирующую роль в этом процессе. Таким образом, государственные финансы из этого процесса исключаются. [Там же, с. 99]

Закрепленная законом 2010 года Стратегия развития Ивановской области предусматривает «создание текстильно-промышленного кластера всероссийского значения, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов». [4, с. 60] Согласно официальному документу, к 2020 г. ожидается увеличение доли продукции текстильнопромышленного кластера в структуре обрабатывающих производств до 35-40%; создание 1319

новых рабочих мест; суммарная величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит 9,5 млрд. руб. [Там же, с. 77-78]

Закон предполагает иные, чем в 2007 году, подходы к определению и содержанию текстильного кластера, и кластерной политики правительства региона, источников и механизмов финансирования кластерного развития.

Главное, произошел переход от пассивной к активной кластерной политике региональной власти. К 2020 году предполагается увеличить долю продукции текстильно-промышленного кластера в структуре обрабатывающих производств до 35-40% и в том числе за счет этого «ликвидировать разрыв между уровнем экономического и социального развития Ивановской области и наиболее развитых регионов-лидеров ЦФО (г. Москва, Московская, Ярославская, Липецкая области)». Что важно, в документе подчеркнуто, что за счет консервативной политики, не говоря уже об эволюционном сценарии, «стратегическая цель социально-экономического развития Ивановской

области - "Повышение качества жизни населения региона до уровня наиболее развитых регионов ЦФО..."» - не будет достигнута. [Там же, с. 267]

Догоняющий тип развития превращает активную политику по формированию текстильного кластера в безальтернативную. Это делает объективно возможной реализацию модели финансового механизма его становления и развития.

В Стратегии определены источники финансовых ресурсов развития текстильного кластера. Это весьма существенный факт, поскольку данные источники соответствуют предложенной нами концепции согласования частно-корпоративных, государственных и муниципальных финансовых систем в деятельности промышленно-территориальных кластеров. [2, с. 340-341]

В частности, это бюджетные и внебюджетные средства самого региона. Во-вторых, это выделение федеральным центром «денег сверх национальных проектов и нормативного минимума под экономически обоснованные, стратегически важные региональные проекты». «Инвестиционные средства, страховые деньги, длинные кредиты и прочий финансовый инструментарий, основанный на доверии власти и бизнеса, станет третьим источником необходимых денежных ресурсов». [4, с. 41]

В догоняющем развитии наиболее эффективным средством является бенчмаркинг. В нашем случае - это обращение к «лучшим практикам» субъектов РФ. Бенчмаркинг позволяет добиться решения задач финансового обеспечения формирования и развития текстильного кластера меньшими средствами - путем концентрации ресурсов на тех кластерных проектах, которые зарекомендовали себя лучшими практиками других субъектов РФ.

Обратимся к разработанной нами схеме услуг, предоставляемых членам кластера.[3] На рисунке 1 отражены девять квадрантов - элементов кластерного развития. Рассматривая сценарии кластерного развития субъектов РФ, анализируя, как формировался финансовый механизм формирования и развития кластера, мы можем пошагово представить варианты той или иной избранной субъектами «дорожной карты» и «приложить» их к случаю становления и развития текстильного кластера. Такой подход позволит предложить свое видение управления и последовательности действий проектного финансирования и развития кластера.

Наибольший интерес с точки зрения организации единого территориального инфраструктурного комплекса представляют Тульская и Калужская области. Оценивая возможность применить их опыт к ивановскому текстильному кластеру, выделим ряд позиций.

Первая: эти области занимаются не просто частными инфраструктурными проектами (как те регионы, где реализуют проекты развития дорожной сети, энергообеспечения, в сфере коттеджного строительства, мусоросортировки и переработки ТБО, в сфере ЖКХ и т.д.), а именно их комплексным развитием в интересах промышленных кластеров. В частности, в составе «Комплексного инвестиционного проекта общегосударственного значения «Промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области»» реализовывались 11 разных проектов, а проект «Развитие инфраструктуры индустриальных парков Калужской области: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов» содержит также несколько различных проектов. [1, с. 10, 12-13] Стратегия Ивановской области в этом смысле более разнородна. Программы инфраструктурного развития (дорожная сеть, энергетика, жилищное строительство, социальные объекты и т.д.) не имеют привязки к формированию кластера, напрямую не соответствуют интересам его участников и не обеспечивают создания единого территориального инфраструктурного комплекса - непременного условия существования промышленно-территориального кластера. Чтобы элементы долгосрочного развития не были рассогласованы, финансовые, инвестиционные ресурсы, выделяемые на региональные программы, не были исключены из финансового обеспечения формирования текстильного кластера, напрашивается иной подход: «использовать существующее» - повернуть иные программы развития региона к программе формирования кластера.

Второе, на что обращает внимание анализ опыта Тульской и Калужской областей, касается роли ГЧП. В Стратегии развития Ивановской области на государственно-частное партнерство сделан существенный акцент. Ивановская область - среди немногих субъектов РФ, принявших закон о ГЧП (июль 2010 г.).

каналы взаимодействия отраслевые' интеграция промышленного капитала с торговым и банковским С1Р) «инвестиции ради технологий», промышленный аутсорсинг СО компетентност ные взаимодействия, «достраивание» ЦДС

ГГ) «инвестиции ради инвестиций», финансовые институты развития в субъектах РФ СО организация территории с особым статусом резидентов (технополисы, наукограды, СЭЗ и т.д.) СО чЛ-Лривлечение смежных и обслуживающих отраслей,бизнес-аутсорсинг

территори- альные О организация единого территориального инфраструктурного комплекса СО V—у организация инновационного цикла «образование - наука -производство -коммерциализация инноваций» О поощрение конкурентных взаимодействий (малых и средних предприятий)

иерархические ^ рыночные

методы, инструменты взаимодействия

Рис. 1. Услуги, предоставляемые членам ПТК

Однако Тульская и Калужская области такого закона не имеют. Как показало аналитическое исследование применения ГЧП в регионах центрального федерального округа, проведенное в 2010 году, ряд регионов и не стремится к принятию соответствующего субфедерального закона, аргументируя это тем, что инфраструктурные проекты с успехом реализуются на основе уже существующей правовой базы. [1]

Третье, что связывает успешный опыт кластерного развития Тульской и Калужской областей, заключается в том, что прежде чем переходить к совокупности инфраструктурных проектов, они обеспечили реальный приток инвесторов на свою территорию и сформировали региональные институты развития.

Так, начиная с инвестиционного проекта «Промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области» стоимостью почти 48 млрд. руб., администрация субъекта РФ апробировала инструмент формирования фонда развития области. Оказалась удачной «привязка» проектов к городским муниципальным образованиям. По тому же принципу запущено развитие еще трех территориально-промышленных комплексов - Алексинского, Узловского и Щекино-Советского. Готовятся проекты еще двух. [8]

Калужская область также создала региональный институт - ОАО «Корпорация развития Калужской области», сумела привлечь иностранных инвесторов, заручиться поддержкой федерального центра, а затем уже, создала единый территориальный инфраструктурный комплекс для автопроизводителей (ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors), аккумулируя финансовые ресурсы:

- 4,4 млрд. руб. по кредитным линиям от Внешэкономбанка;

- 1,8 средств областного бюджета

- 97 млн. руб. муниципальных средств г. Калуги.

Сравнительным преимуществом Калужского региона является наличие научного центра в г. Обнинске, который превращается в центр компетенций.

Таким образом, «дорожная карта» кластерного развития Тульской области включает следующий «маршрут»: 1) создание регионального института развития, что обеспечивает инвестиционную привлекательность кластера; 2) организация единого территориального инфраструктурного

комплекса (по схеме на рис. 1 - квадранты 2, 1). Для Калужской области «дорожная карта» включает аналогичный «маршрут» в части первых двух пунктов и особенность составляет третий пункт, а именно - создание «центра компетенций» - технопарка на базе Обнинского государственного технического университета атомной энергетики и Медицинского радиологического научного центра РАМН (квадранты - 2, 1, 5).

Обратимся к опыту Самарской области. Общим для Самарского и Ивановского регионов является сложившаяся специализация - автомобильная отрасль для Самары примерно то же, что и текстиль для Иваново (40% объема производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности Самарской области). [5] Роднят регионы и проблемы, связанные с устаревшими технологиями, потерей рынков сбыта, трудностями с поставками и т.д.

Отличие заключается в том, что самарские власти изначально взяли курс на активную кластерную политику, известную как «Самарская инициатива», не уповая на эволюционный путь развития. Организационно это выразилось в регулярном проведении межрегиональных форумов, которые представляют собой, во-первых, коммуникационную площадку, на которой происходило согласование интересов участников региональных кластеров (прежде всего, автомобильного) с участием научнообразовательных центров с их инновационным потенциалом, во-вторых, средство заимствования опыта лучших практик, как зарубежного, так и отечественного, в-третьих, инструмент продвижения бренда кластерного развития «Самарская инициатива», в-четвертых, средство повышения уровня региональных кластерных проектов, обеспечения их организационной и финансовой поддержки на федеральном уровне (непременные участники форумов - Минэкономразвития РФ и Внешэкономбанк), в-пятых, элемент политики по обеспечению инвестиционной привлекательности региона, притоку иностранных инвестиций.

Хорошо известно, однако, что сколько-нибудь заметного роста конкурентоспособности кластера не произошло, что федеральным властям пришлось «спасать» АвтоВАЗ, сначала организовав федеральную программу утилизации старых автомобилей, а в конечном итоге прибегнув к продаже активов предприятия иностранному инвестору (Альянсу РепаиК-МБэап в 2012 г. целиком достанется пакет акций компании «Тройка Диалог»). В целом, «дорожная карта» кластерного развития Самарской области включает следующий «маршрут»: 1) создание системы трансфера технологий и промышленной субконтрактации; 2) организация единого территориального инфраструктурного комплекса; 3) создание регионального института развития.

к

го

I

о.

о

0

к

го

1 .0 ц ф н го ф ш о

о

существующая Самарская модель

Крупный

бизнес

Малый и средний бизнес

.„.инфраструктура

перспективная Самарская модель

к

го

I

.

о

0

к

го

1 .0 ц ф н го ф ш о

о

Крупный

бизнес

Малый и средний бизнес

Финансовые институты развития

* \

г \

инфраструктура

Рис. 2. Самарская модель организационно-финансового обеспечения

формирования кластера

С точки зрения обращения к «лучшим практикам», Калуга, создавшая автомобильный кластер «с нуля», гораздо успешней Самары с ее естественными предпосылками и кластерной идеологией. Но именно базовые условия сближают Самару с Иваново, и здесь полезен будет как положительный, так и отрицательный опыт.

Во-первых, была выбрана модель взаимодействий, когда крупный бизнес, в данном случае АвтоВАЗ, берет на себя кластерные инициативы и финансирование, обрастая гроздью малых и средних поставщиков и субподрядчиков, а государство в лице региональных властей выступает

фасилитатором, организует совещательную координацию взаимодействий участников

автомобильного кластера (рис. 2). [7]

Во-вторых, в дополнение к этому правительство Самарской области разработало и активно продвигало бренд кластера, даже не самого автомобильного кластера, а кластерной политики в регионе в целом. Она стала «осязаемой», ассоциировалась с Межрегиональными экономическими форумами «Самарская инициатива». Бренд стал источником кластерной ренты, притягивая иностранных и отечественных инвесторов и федеральные средства.

В-третьих, для организации финансовых ресурсов были созданы региональные финансовые институты развития и прежде всего ОАО «Корпорация развития Самарской области», способствующая развитию инфраструктурного комплекса.

Отрицательная сторона самарского опыта связана с тем, что в качестве «якоря» автомобильного кластера оказалось предприятие, которое в принципе не способно осуществлять трансфер конкурентоспособности другим участникам. Поэтому, несмотря на приток капитала извне генерация кластерной ренты не осуществлялась. Более того, можно говорить об отрицательной кластерной ренте вокруг АвтоВАЗа в силу неэффективного поглощения последним вместе с многочисленными взаимодействующими участниками финансовых и прочих ресурсов. Вместо формирования автомобильного кластера пришлось спасать сам АвтоВАЗ.

Отсюда следует «урок» для формирования ивановского текстильного кластера.

1. Проект «создание системы трансфера технологий и промышленной субконтрактации» лучше реализовывать посредством кластерной инициативы, а не кластерной политики с искусственной поддержкой со стороны государства «ядерного» крупного производителя и его поставщиков (со стороны региональной власти или федеральных органов - Минпрома).

2. Проведение форумов, создание коммуникативной площадки для участников кластера, его «интеллектуального центра», иные действия фасилитатора обходятся бюджету региона дешевле, нежели инвестиции в основной капитал (принцип «наименьших затрат»), но прекрасно способствуют согласованию интересов членов кластера (принцип «согласование интересов»).

3. Бренд, «осязаемость» кластера повышают его инвестиционную привлекательность, служат дополнительным источником кластерной ренты и мотиватором для всех групп участников (принцип «ощутимости»).

Далее обратимся к опыту Татарстана и Санкт-Петербурга. Особенностью кластерных проектов данных субъектов Федерации является привлечение значительных финансовых ресурсов федерального центра, а также наличие развитой системы региональных институтов развития, проектная деятельность которых дала возможность эти средства аккумулировать и освоить (пилотные проекты города Санкт-Петербург, технопарк «Химград», Республика Татарстан, свободные экономические зоны в обоих регионах).

Такая проектная работа возможна только при согласовании интересов власти и бизнеса, территориальных и отраслевых интересов. «Дорожная карта» и Санкт-Петербурга, и Татарстана оказалась успешной в силу наличия и кластерных инициатив со стороны бизнеса и проектной политики органов власти региона. Маршрут кластерного развития для Татарстана включает (с учетом условности строгой последовательности): 1) создание системы трансфера технологий и

промышленной субконтрактации; 2) создание регионального института развития; 3) организация единого территориального инфраструктурного комплекса; 4) создание «центра компетенций» -территорий с особым статусом резидентов; 5) достраивание цепочек добавленной стоимости (квадранты - 6, 2, 1, 5, 9). Маршрут Санкт-Петербурга и Ленинградской области: 1) создание регионального института развития; 2) организация единого территориального инфраструктурного комплекса; 3) создание «центра компетенций» - территорий с особым статусом резидентов; 4) организация цикла «образование - наука - производство - коммерциализация инноваций»; 5) создание системы трансфера технологий и промышленной субконтрактации; 6) достраивание цепочек добавленной стоимости (квадранты - 2, 1, 5, 4, 6, 9).

Обращаясь к опыту кластерного развития других регионов, необходимо упомянуть Томскую область, которая как крупный научно-университетский центр изначально ориентировалась на инновационное развитие и шла по пути организации инновационного цикла «образование - наука -производство - коммерциализация инноваций» и создания «центра компетенций» - территорий с особым статусом резидентов (квадранты - 4, 5). Свердловская область с ее «Титановой долиной» и «Проектом Мишарина» (скоростное ж/д сообщение Москва-Екатеринбург) развивается по «маршруту»: 1) создание «центра компетенций» - территорий с особым статусом резидентов; 2) организация единого территориального инфраструктурного комплекса; 3) достраивание цепочек добавленной стоимости (квадранты - 5, 1, 9).

В Иркутской области изначально делался акцент на кластеризации малого и среднего бизнеса (квадрант - 7). Опыт этого и других регионов ценен для текстильного кластера с точки зрения создания конкурентных взаимодействий между участниками. Между тем сформированные в регионах в 2010 году программы развития конкуренции, включая программу «Развитие конкуренции в Ивановской области до 2012 года», не предполагают использование выделяемых средств на

стимулирование конкуренции между участниками кластеров и повышение, таким образом, их конкурентоспособности на рынках.

Особо отметим позицию Ярославской области, которая может быть позже других взяла курс на развитие кластеров и изначально своим приоритетом избрала достраивание цепочек добавленной стоимости с целью получения кластерной ренты (квадрант - 9). Это еще один из вариантов кластерного развития, где формирование кластера начинается «от конца», от источников кластерной ренты, от потребителей.

В отношении «дорожной карты» Ивановской области применимость успешного опыта рассмотренных регионов возможна, во-первых, при условии первоочередного обеспечения инвестиционной привлекательности текстильного кластера, организационного оформления его проектного развития и финансирования, оформления отношений с конкретными инвесторами, желающими прийти в регион со своим производством, во-вторых, четкой «привязкой» программ инфраструктурного развития области к проектам создания единого территориального инфраструктурного комплекса текстильного кластера с соответствующим управлением федеральными, областными и муниципальными финансовыми ресурсами.

Возможности становления проектного финансирования развития текстильного кластера мы обнаруживаем в проектном принципе управления реализацией Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, заложенным в ней соответствующим построением организационной структуры управления проектами, программами, бюджетированием, ориентированным на результат (БОР) и мониторингом за достижением результатов на основе системы сбалансированных показателей (ССП).

Отметим, что бенчмаркинг как мощный инструмент финансового управления может быть дополнен применением дополнительных условий повышения его эффективности: «использовать существующее» - повернуть иные программы развития региона к программе формирования кластера; осуществлять в первую очередь «то, что быстрей и наименее затратно»; «согласование интересов» и «ощутимость» результатов в глазах участников; «формирование от конца», от источников кластерной ренты.

В силу сказанного для финансового обеспечения становления текстильного кластера Ивановской области рекомендуется следующая «дорожная карта»: 1) «обеспечение инвестиционной

привлекательности кластера»; 2) «организация цикла «образование - наука - производство -

коммерциализация инноваций»»; 3) ««достраивание» цепочек добавленной стоимости, превращение в центры конкурентоспособности»; 4) «поддержка и привлечение в кластер смежных и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обслуживающих отраслей, бизнес-аутсорсинг»; 5) «интеграция промышленного капитала с

финансовым и коммерческим»; 6) «поощрение конкурентных взаимодействий (малых и средних предприятий)»; 7) «организация единого территориального инфраструктурного комплекса»; 8) «создание «центров компетенций» - территорий с особым статусом резидентов»; 9) «создание системы трансфера технологий и промышленной субконтрактации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.