ДОРОГА ЧЕРЕЗ КАТАР: ПУТЬ В ТУПИК? Возможности и препятствия для политического решения в Афганистане с участием «Талибана»
Томас РУТТИГ
выпускник Берлинского университета имени Гумбольдта (диплом по исследованиям Афганистана). В настоящее время (с 2009 г.) — содиректор и старший аналитик в Сети по анализу ситуации в Афганистане — независимом экспертно-аналитическом центре, базирующемся в Кабуле и Берлине (Ораниенбург, Германия)
АННОТАЦИЯ
Как известно, добиться военного решения в Афганистане не удалось, но и поиск политического решения с участием повстанческого движения «Талибан» не привел ни к каким существенным результатам, хотя в 2011 и 2012 годах в Катаре и состоялись первые контакты между США и «Талибаном», начинавшиеся при посредничестве Германии. Все контакты с «Талибаном» тогда носили характер предварительного зондирования и не достигли стадии переговоров. В 2013 году также не отмечалось никакого заметного прогресса. Есть немало препятствий, не позволяющих начать конструктивные переговоры. Это, прежде всего, подход американцев, которые зачастую оттесняют афганское правительство от активного участия в переговорах; отказ «Талибана» разговаривать с афганским правительством; отсутствие у этого последнего четкой стратегии таких переговоров, а также общее взаимное недоверие между потенциальными сторонами переговоров
и отказ всех сторон признать, что переговоры с «Талибаном» — это всего лишь один из элементов политического решения. Афганское правительство, пережив период чрезвычайно напряженных отношений с Пакистаном, теперь надеется при его содействии получить канал для прямых контактов с руководством «Талибана». Такое пожелание было высказано перед визитом президента Карзая в Пакистан в августе 2013 года. Однако недавние попытки афганских и пакистанских властей переместить, а фактически ликвидировать контактный офис движения «Талибан» породили еще одно дополнительное препятствие, которое на ближайшую перспективу делает любые переговоры по существу дела еще менее вероятными: «Талибан» ясно дал понять, что не желает, чтобы Пакистан и Саудовская Аравия — две страны, предложенные Кабулом в качестве возможного нового места для размещения офиса, — играли в этом процессе центральную роль. Подлинно политиче-
ское решение должно быть максимально широким по охвату. Это невозможно без самого серьезного отношения к обоснованным опасениям значительных секторов афганского гражданского общества, включая организованное женское движение, многих молодых афганцев и немалую часть политической оппозиции, настроенную против любых переговоров с «Талибаном» и против того, чтобы он играл роль в будущем в афганской политике. Все они справедливо опасаются, что их собственное
правительство и его зарубежные союзники, уже назначившие дату для «передачи ответственности» и ухода из Афганистана, поспешат заключить политическую сделку о разделе власти между правительством Карзая и «Талибаном» и тем самым только прибавят еще одну вооруженную группировку к множеству тех, что уже находятся у власти, без того чтобы попытаться устранить главные источники конфликтов в стране, в значительной степени породившие и мятеж талибов.
Введение
Продвижение к политическому решению в Афганистане на основе мирных переговоров с участием «Талибана» никогда и не начиналось. Первые переговоры по существу дела между представителями «Талибана» и американского правительства в начале 2012 года в Катаре — эмирате на побережье Персидского залива прекратились прежде, чем могли привести к какому-то прогрессу. Причиной было взаимное непонимание в вопросе о мерах по укреплению доверия: власти в Вашингтоне сообщили, что хотели бы обменять единственного американского солдата, захваченного афганскими повстанцами, Боуи Бергдала, и готовы ради этого освободить из Гуантанамо пятерых лидеров «Талибана»; когда же оказалось, что сделать это в год выборов невозможно, «Талибан» усмотрел в этом нарушение доверия и прекратил переговоры.
В 2013 году политический офис «Талибана» попытались открыть вновь, но и эти попытки не привели к успеху: возникло множество новых препятствий.
■ Во-первых, 18 июня 2013 года состоялось долго откладывавшееся официальное открытие офиса «Талибана» в столице Катара Дохе. Но уже буквально через несколько часов появились проблемы. Два члена миссии «Талибана», которых представил публике заместитель министра иностранных дел Катара, стоя на фоне старого флага Исламского Эмирата Афганистан, выступили с заявлением, в котором говорилось: «Исламский Эмират... не хочет, чтобы с его земли когда-нибудь наносился вред другим странам, и никому не позволит, находясь на земле Афганистана, угрожать безопасности других стран», но сделали оговорку по поводу «права бороться за освобождение своих стран от колониализма и обретение своих прав» и добавили, что офис поможет таким борцам вести переговоры со «странами мира», находить мирное решение проблем «оккупации. и установления исламской системы и подлинной безопасности», а также «проводить встречи с афганцами». При этом они ни словом не упомянули об афганском правительстве и не выразили никакой поддержки «афганскому мирному процессу».
Американское правительство попыталось представить открытие офиса как результат чисто внутреннего, «ведущегося самими афганцами» процесса. Однако совершенно очевидно, что дело обстояло совсем не так. Спустя всего день президент Хамид Карзай приостановил переговоры с Вашингтоном по запланированному двустороннему соглашению о безопасности и обороне на период после 2014 года из-за того, что Кабул определил как «непоследовательные утверждения и действия Соединенных Штатов в отношении мирного процесса». Это было тем более удивительно, что Карзай после консультаций с лидерами джихадистов и другими политиками в президентском дворце Кабула 17 июля 2013 года сам дал согласие на открытие офиса — при условии, что ведение переговоров вскоре будет передано Афганистану, что они приведут к прекращению насилия и иностранцы не будут злоупотреблять этим каналом в ущерб «национальным интересам». После открытия офиса правительство в Кабуле утверждало: ему гарантировали, что это будет именно контактный офис движения «Талибан», а не квазигосударственный орган. Но именно такое впечатление сложилось, когда у входа в офис появилась вывеска с надписью «Политическое представительство Исламского Эмирата Афганистан», подняли флаг «Талибана» и исполнили государственный гимн Эмирата талибов. В заявлении канцелярии президента Афганистана говорилось: «Открытие офиса «Талибана» в Катаре, форма, в которой оно происходило, и очевидный смысл, который этому постарались придать, — все это противоречит гарантиям, дававшимся Соединенными Штатами Афганистану... [Мы] решили... не принимать участия в переговорах в Катаре». Катарское правительство удалило табличку и заявило, что согласованным названием было «политическое представительство «Талибана» в Дохе». С территории офиса был убран и флагшток. «Талибан», в свою очередь, снова прекратил переговоры. Каковы именно были договоренности между сторонами: «Талибаном», афганским правительством, США и Катаром — так и осталось непроясненным1.
■ Во-вторых, после инцидента в связи с открытием представительства «Талибана» президент Карзай вновь попытался найти альтернативу офису в Катаре. В связи с этим вспомнили о поступавших ранее в адрес афганского правительства запросах от Турции и Саудовской Аравии, изъявлявших желание разместить у себя офис «Талибана». Карзай поднимал эту тему в ходе своего визита 26—27 августа в Пакистан, где он встречался с новым премьер-министром страны Навазом Шарифом и добивался возможности через Пакистан получить неподконтрольный Соединенным Штатам канал для прямых контактов с руководством «Талибана». Первую попытку такого рода предприняли в 2012 году. Основывалась она на дорожной карте, которая была выработана Высшим советом мира Афганистана (главным правительственным органом, ответственным за действия по установлению мира) и отводила Пакистану крайне важную роль в мирном процессе. Однако предпринятые усилия были неразумно краткосрочными и потому неэффективными. Не сбылись и горячие надежды на помощь Пакистана в мирном процессе, появившиеся после саммита в феврале 2013 года в Чекерсе, где собравшихся принимал британский премьер-министр Д. Кэмерон. На сей раз оба правительства — афганское и пакистанское — сошлись в категорическом неприятии пребывания офиса «Талибана» в Катаре. По-настоящему не устраивало Кабул то обстоятельство, что офис в Катаре обеспечивал — или должен был обеспечивать — канал для прямых переговоров между Соединенными Штатами и
1 Об этом подробнее см.: Osman B., ClarkK. Who Played Havoc with the Qatar Talks? Five Possible Scenarios to Explain the Mess // Afghanistan Analysts Network, 9 July 2013 [http://www.afghanistan-analysts.org/who-played-havoc-with-the-qatar-talks-five-possible-scenarios-to-explain-the-mess].
«Талибаном», и в основном без участия Кабула, хотя Вашингтон постоянно провозглашал обратное. Исламабад, со своей стороны, хотя все еще был способен контролировать действия тех лидеров «Талибана», что находились в Пакистане, понимал, что с появлением офиса в Дохе переговорная команда повстанцев может оказаться вне пределов досягаемости пакистанских властей и те потеряют большинство рычагов влияния на исход переговоров. То, что Кабул снова повернулся к Пакистану, дает его правительству шанс остановить уход «Талибана» из-под его контроля.
Тем временем лидер «Талибана» мулла Мухаммад Омар в своем послании к афганскому народу от 6 августа 2013 года вновь подтвердил позицию движения в вопросе о переговорах: нет «противоправным компромиссам и беззаконным сделкам» с «номинальными правителями», но «достижение взаимопонимания с афганцами. после прекращения оккупации» относительно «исламской системы, основанной на прозрачности и преданности, в которой все афганцы смогут чувствовать себя полноправными участниками», и да «контактам и переговорам» с США «через политическое представительство» в Катаре и добрым равноправным отношениям со всеми странами «мировые ли это державы, наши соседи или любая другая страна мира»2. Это послание ясно дает понять, что лидер «Талибана» позиционирует свое движение как законное правительство Афганистана и конструктивного актора в международном сообществе.
Взгляд в прошлое: Многообещающее начало в Катаре
В 2011 году впервые появились реальные3 и сулившие какие-то перспективы каналы для контактов с руководством «Талибана», способные в потенциале открыть возможность для переговоров по существу о политическом урегулировании нынешнего мятежа в Афганистане. Это серьезно изменило ситуацию: впервые, как поясняет эксперт по вопросам «Талибана» Майкл Семпл, «движение «Талибан» и его руководство официально заявили о готовности включиться в политический процесс. На протяжении последних десяти лет ничего подобного просто не случалось. .Мало кто может оценить, как стремительно изменился ход дискуссий внутри «Талибана» даже за последние несколько недель»4.
Прорыв в Катаре был достигнут при содействии германской разведки и германского правительства, а также правительства Катара, которое пригласили к участию в процессе по настоянию «Талибана». Совместными усилиями они смогли в качестве посредников организовать прямые контакты между США и «Талибаном»5.
2 Message of Felicitation of Amir-ul-Momineen (May Allah Protect Him) on the Occasion of Eid-ul-Fitr, 6 August 2013 [http://www.shahamat-english.com/index.php/paighamoona/35234-message-of-felicitation-of-amir-ul-momineen-may-allah-protect-him-on-the-occasion-of-eid-ul-fitr], 3 September 2013.
3 Прежде в Кабуле объявлялись самозванцы, претендующие на то, что говорят от имени «Кветтской шуры», которым удавалось обмануть и американскую, и британскую разведку, и правительство в Кабуле. Даже само трагическое убийство Раббани было совершено в ходе подобного обмана (об этом подробнее см.: ClarkK. Death of Rabbani (5): Where is the Evidence? // Afghanistan Analysts Network, 13 October 2011 [http://www.aan-afghanistan.org/ index. asp?id=2158], 4 September 2013).
4 MontagneR. Taliban's New Political Office is a «Game-Changer». Interview with Michael Semple, National Public Radio, 18 January 2012 [http://www.npr.org/2012/01/18/145384414/exploring-peace-talks-with-the-taliban], 4 September 2013.
5 Наиболее точное описание этих событий дано в: RashidA. Talks with Taliban Must Be Secret to Be Successful // The Globe and Mail, 1 July 2011 [http://www.theglobeandmail.com/news/world/asia-pacific/talks-with-taliban-must-be-se-cret-to-be-successful/article2084159/], 4 September 2013.
В конце января 2012 года бывшие функционеры «Талибана», ныне проживающие в Кабуле, сообщили, что «от четырех до восьми представителей «Талибана» уже выехали из Пакистана в Катар, чтобы создать там политическое представительство». Прошло также неподтвержденное сообщение о том, что в Катар прибыли родственники пяти видных талибов, содержащихся в Гуантанамо; сообщали, что в США рассматривают возможность освободить пятерых задержанных талибов из Гуантанамо, как того требовала делегация «Талибана» на более ранних переговорах6. Кабульское правительство немедленно опровергло это сообщение и заявило, что переговоры об условиях и форме открытия офиса «Талибана» еще не завершились (однако поддержало освобождение пяти задержанных как меру по установлению доверия).
По утверждению госсекретаря Хиллари Клинтон, американцы не ограничились контактами с основной группировкой «Талибана» и провели, по меньшей мере, одну прямую встречу с Ибрагимом Омари, одним из руководителей сети «Хаккани»7. Правительство в Кабуле, в свою очередь, обращает больше внимания на контакты со второй по величине группой повстанцев, «Хезб-е Ислами Афганистан»8.
Прогресс в установлении каналов для переговоров с «Талибаном» в последнее время снова был достигнут, в основном, без участия Кабула, а часто и при его сопротивлении9. Соглашение об офисе в Катаре даже привело к дипломатическому кризису между Афганистаном и Катаром. Президент Карзай отозвал своего посла из Катара, но позже дал согласие на официальное открытие офиса «Талибана».
Однако до сих пор все контакты с «Талибаном» носили характер предварительного зондирования, это подчеркивают все участвующие стороны, включая и «Талибан». Они еще не достигли стадии переговоров. Это означает, что стороны относятся к поиску политического решения как к одной из возможностей, не прекращая в то же время сражаться друг с другом.
Уже весной 2011 года определенные силы внутри афганского правительства пытались торпедировать организованные при посредничестве Германии и Катара контакты, о кото-
6 См.: RubinA.J. Former Taliban Officials Say U.S. Talks Started // New York Times, 16 January 2013 [http://www.nytimes. com/2012/01/29/world/asia/taliban-have-begun-talks-with-us-former-taliban-aides-say.html?_r=1&ref=world], 4 September 2013; Mutazawey Sh. Taliban's Qatar Office Not Yet Officially Opened: Peace Council // TOLOnews, 18 January 2012 [http:// tolonews.com/en/afghanistan/5163-talibans-qatar-office-not-yet-officially-opened-peace-council], 4 September 2013. Основные сведения о пяти узниках Гуантанамо см.: ClarkK. Releasing the Guantanamo Five? 1: Biographies of the Prisoners // Afghanistan Analysts Network, 21 June 2013 [http://www.afghanistan-analysts.org/releasing-the-guantanamo-five-1-biographies-of-the-prisoners-first-posted-09-03-2012], 4 September 2013.
7 Сеть «Хаккани» считает себя частью «Талибана», признает муллу Омара своим духовным лидером, но, по крайней мере на тактическом уровне, действует автономно (см.: Ruttig Th. Loya Paktia's Insurgency: The Haqqani Network as an Autonomous Entity in the Taliban Universe. В кн.: Decoding the New Taliban: Insights from the Afghan Field / Ed. by A. Giustozzi. London, 2009). В СМИ Ибрагима Омари часто называют «Ибрагимом Хаккани», но это имя ему дали на Западе, чтобы указать на его связь с сетью. Госсекретарь Клинтон также отметила, что эти контакты были прекращены после приписываемых этой группе громких диверсионных операций в стиле коммандос в Кабуле и его пригородах: удара по гостинице «Интерконтиненталь» 28 июня, подрыва начиненного взрывчаткой тяжелого грузовика возле американской военной базы в провинции Вардак 10 сентября и нападения на американское посольство и штаб ISAF 13 сентября (см.: Clinton Warns Taliban of «Continuing Assault» // BBC, 20 October 2011 [http://www.bbc.co.uk/news/world-south-asia-15379332], 4 September 2013; Hillary Clinton: U.S. Held Meeting with Haqqani Network // BBC, 21 October 2011 [http://www.bbc.co.uk/news/world-south-asia-15399820], 4 September 2013).
8 Получить выход на руководителей этой организации правительству куда легче: многие доверенные соратники Карзая в то или иное время сами были членами «Хезб-е Ислами». О позиции этой организации по вопросу о переговорах см., например: Osman B. Adding the Ballot to the Bullet? Hezb-e Islami in Transition // Afghanistan Analysts Network, 6 May 2013 [http://www.afghanistan-analysts.org/adding-the-ballot-to-the-bullet-hezb-e-islami-in-transition], 4 September 2013.
9 Высказывания президента Карзая о том, был ли он в курсе этих контактов, весьма противоречивы. Ахмед Рашид, однако, сообщает, что «Господин Карзай получал полную информацию о каждом раунде контактов и целиком поддерживает желание «Талибана» вести сепаратные переговоры с американцами» (RashidA. Op. cit.).
рых им, должно быть, стало известно. 20 марта выходящая в Кабуле ежедневная газета «Weesa», известная своей близостью к руководителю канцелярии Карзая Абдулкариму Хорраму, раскрыла имя главы контактной миссии «Талибана»10. Оттуда информация проникла в западные СМИ11, и контактер был вынужден на время скрыться из виду. Причиной такого шага Кабула было его настойчивое стремление сохранить за собой лидирующие позиции в любых контактах с «Талибаном», о чем мы здесь уже неоднократно упоминали. Западные правительства официально согласились с таким подходом, когда на международной конференции по проблемам Афганистана в Лондоне в начале 2010 года выразили поддержку Программе мира и национального примирения в Афганистане — политическому документу кабульского правительства по вопросу о переговорах с различными повстанческими группировками12.
Неясные интересы Кабула
Все это ставит на повестку дня другой вопрос: действительно ли президент Карзай заинтересован в переговорах, в итоге которых ему придется разделить власть с «Талибаном» и почти наверняка лишиться части собственной власти, или же его «переговоры о переговорах» — всего лишь игра на затягивание процесса в надежде добиться контроля над основными каналами контактов (включая американский центр содержания под стражей на военной базе Баграм, где находятся в заключении многие командиры «Талибана», — чего он, наконец, добился в 2013 г.) и гарантировать продолжение финансовой поддержки со стороны Америки. В его окружении и в его семье немало тех, кто заинтересован в сохранении привилегированного доступа к внешним ресурсам. А ресурсы эти будут течь потоком лишь до тех пор, пока продолжается конфликт, который все еще кажется управляемым — по крайней мере, так видится Кабулу13. Переговоры (о переговорах) как тактика, позволяющая затягивать решение вопроса, — отнюдь не новость в мировой истории.
Осенью 2011 года с убийством в Кабуле председателя Высшего совета мира и бывшего президента Афганистана профессора Бурхануддина Раббани по переговорам был нанесен еще один удар. Более пристальный взгляд, однако, показывает, что смерть переговоров с «Талибаном» после убийства возвещали главным образом политики из рядов оппозиции и те из членов правительства, кто уже долгое время возражал против этих переговоров. В правительстве председатель Совета национальной безопасности и бывший министр иностранных дел Рангин Дадфар Спанта заявил: «Начатый нами мирный процесс теперь мертв»14. В рядах оппозиции
10 Это был Тайиб Ага, один из ближайших сподвижников муллы Омара еще во времена господства талибов, когда он занимал пост «руководителя представительства» муллы Омара в Кандагаре. В 1999/2000 году он какое-то время работал в посольстве «Талибана» в Исламабаде, откуда и мог вынести знакомства не только в ISI [пакистанской разведке], но и в среде западных дипломатов (см.: Taliban have Recently Twice Held Talks with Americans under Leadership of Taib Agha // Weesa, Kabul, 20 March 2011. Цит. по BBC Monitoring).
11 См.: Koelbl S, StarkH. Germany Mediates Secret U.S.-Taliban Talks // Spiegel, 24 May 2011 [http://www.spiegel. de/international/world/0,1518,764323,00.html], 4 September 2013.
12 Оценку Программы мира и национального примирения в Афганистане см.: Clark K. New Bureaucracies to Welcome «Upset Brothers» // Afghanistan Analysts Network, 14 May 2010 [http://www.aan-afghanistan.org/index. asp?id=751], 4 September 2013.
13 Однако поток ресурсов в страну, безусловно, резко сократится после 2014 года, когда НАТО планирует полностью передать афганскому правительству всю полноту ответственности за безопасность и проведение политики.
14 Nissenbaum D., Abi-Habib M. Afghanistan Halts Taliban Peace Initiative // Wall Street Journal, 3 October 2011 [http://online.wsj.com/article/SB10001424052970203791904576606921747225488.html], 4 September 2013.
доктор Абдулла Абдулла, бывший кандидат в президенты, министр иностранных дел и один из близких помощников Раббани в руководстве того, что известно как бывший Северный альянс, озвучил отношение моджахедской оппозиции: «Это урок всем нам. Мы не должны обманывать себя, полагая, что эта группа [«Талибан»], совершившая столько преступлений против афганского народа, хочет мира»15.
Однако делать вывод, что в убийстве выразилось нежелание всего движения «Талибан» как целого вести переговоры, — значит, в лучшем случае, сильно упрощать реальную ситуацию. Ведь пока не ясно, кто же именно совершил это преступление. Как показывает опыт множества случаев мирного процесса в истории, почти всегда, стоит только наметиться какому-то успеху — откуда ни возьмись берутся саботажники. Не исключено, что убийство было «подрывной операцией» внутри самого движения «Талибан» при поддержке (кого-то внутри) разведслужбы Пакистана и, возможно, в сотрудничестве с неафганскими джихадист-скими группировками. В целом это скорее выглядит как саботаж16.
Кроме того, в спорах и рассуждениях об убийстве часто упускают из виду вопрос, приводила ли до сих пор работа Высшего совета мира к каким-то реальным результатам. Ответ на него был бы отрицательным. Хотя некоторые члены Совета, включая и самого покойного Раббани, утверждали обратное, нет никаких свидетельств, что ему удалось открыть хотя бы один важный канал для контактов с повстанцами. Напротив, усилия Совета в данном направлении были весьма непрофессиональными. Прежний специальный представитель ООН и ЕС Францеск Вендрелл так оценивал проделанную работу: «Президент Карзай не наладил какого-то одного надлежащего канала для переговоров с «Талибаном». Переговоры пытаются вести по многим каналам сразу. И сделано это не слишком профессионально. .Если бы переговоры велись надлежащим образом, они проходили бы в третьей стране. И для их проведения президент назначил бы конкретного человека [причем одного-единственного], пользующегося определенным доверием и поддержкой в афганском обществе и, желательно, выступающего в качестве посредника»17. В целом, никакого особого «мирного процесса», который кому-то нужно было бы останавливать, вообще не происходило.
И после убийства Раббани никаких кардинальных изменений в «политике примирения» Кабула не произошло, хотя в многочисленных заявлениях и провозглашается обратное. Все, что было, — временная остановка. В качестве первой публичной реакции на убийство Раббани Карзаю следовало просто обратиться к тем в Афганистане, кто выступал категорически против любых переговоров с «Талибаном», и прежде всего к политическому лагерю, во главе которого стоял сам Раббани, — к моджахедам прежнего Северного альянса. Карзай же хотел дождаться рекомендаций традиционной Лойи Джирги, которая должна была проходить в Кабуле с 16 по 19 ноября 2011 года. Но этот орган состоял из специально подобранных людей, и воз-
15 Rubin A.J. Assassination Deals Blow to Peace Process in Afghanistan // New York Times, 20 September 2011 [http:// www.nytimes.com/2011/09/21/world/asia/Burhanuddin-Rabbani-afghan-peace-council-leader-assassinated. html?pagewanted=all], 4 September 2013. Сегодня д-р Абдулла — руководитель Национальной коалиции Афганистана (см.: Ruttig Th. National Coalition vs. National Front: Two Opposition Alliances Put Jamiat in a Dilemma // Afghanistan Analysts Network, 4 January 2012 [http://www.afghanistan-analysts.org/national-coalition-vs-national-front-two-opposition-alliances-put-jamiat-in-a-dilemma], 4 September 2013).
16 «Талибан» не взял на себя ответственность за убийство, как и не отрицал своей причастности к нему. В заявлении «Талибана» говорится: «Наша позиция по данному вопросу заключается в отказе комментировать событие и в утверждении, что все сообщения в СМИ, приписывающие кому-то ответственность за него, лишены всяких оснований» (цит. по: Boone J. Taliban Stay Quiet on Killing of Former Afghanistan President Rabbani // The Guardian, 21 September 2011 [http://www.guardian.co.uk/world/2011/sep/21/taliban-stays-quiet-rabbani-assassination], 4 September 2013).
17 Цит. по: ClarkK. The Death of Rabbani (3): Emerging Details // Afghanistan Analysts Network, 25 September 2011 [http://aan-afghanistan.com/index.asp?id=2098], 4 September 2013.
обновление им президентского мандата на проведение политики «примирения» в целом было чистой формальностью18.
Теперь одним из каналов, по которому правительство в Кабуле ведет зондаж, стало правительство Пакистана. То, что будет именно так, было заявлено сразу же после убийства Раб-бани, когда президент провел консультации с лидерами джихадистов и внутренним кругом своих советников: «Теперь, когда пакистанская использует «Талибан» как свой инструмент, Афганистану следует рассматривать в качестве своего визави на переговорах именно Пакистан»19. Мухаммад Омар Даудзай, бывший руководитель канцелярии Карзая, а в то время посол Афганистана в Пакистане, пояснял: «Мы хотим пройти через Пакистан, чтобы добиться какого-то диалога с «Талибаном»20. Тогдашний заместитель председателя СНБ Шайда Мухам-мад Абдали добавил, что «отныне и впредь для нас главной стороной на мирных переговорах по Афганистану будет не «Талибан», а Пакистан» (курсив мой. — Т.Р.)21. Этот подход был вновь подтвержден в ходе последнего визита президента Карзая в Пакистан.
Соглашение об открытии офиса «Талибана» в Катаре выбило почву из-под сильного, как казалось до сих пор, аргумента об «отсутствии адресов» как главном препятствии для переговоров. Этот аргумент и раньше был не более чем риторической уловкой. 181 совершенно точно знает, где найти руководителей «Талибана» — членов так называемой «Кветтской шуры» (а фактически «Рабари шуры» — Руководящего совета). Во время волны арестов в начале 2009 года, когда был арестован тогдашний заместитель муллы Омара мулла Барадар, 181 в течение нескольких недель без труда «засекла» множество руководителей «Талибана» и довела до их сведения послание: «Никаких переговоров, кроме как через нас». Известно — и многократно описано, — как плотно опекуны из 181 «пасут» руководителей и командиров «Талибана». Среди прочего такой опекун решает, должен ли тот или иной из предполагаемых переговорщиков иметь доступ к данному руководителю и если должен, то когда именно. От самих же командиров и руководителей «Талибана» известно, что люди из 181 (не обязательно пакистанские граждане, но и они тоже) заседают в шурах «Талибана». Члены «Талибана», как и других джихадистских группировок, не скрываясь, передвигаются по Кветте и любым другим местам. Известно, что повстанцы имеют доступ к специальному транспорту или могут получать специальные пропуска, которые позволяют свободно проходить через контрольно-пропускные пункты, и что Пограничный корпус не чинит им препятствий в пересечении па-кистано-афганской границы22. «Нью-Йорк таймс» писала со ссылкой на «военных аналитиков и политологов, внимательно следящих за деятельностью вооруженных группировок в Паки-
18 Об этом подробнее см.: Ruttig Th. The Upcoming Jirga: An Agenda with Possible Backdoors // Afghanistan Analysts Network, 4 November 2011 [http://www.aan-afghanistan.org/index.asp?id=2218] 4 September 2013.
19 Karzai Calls Crucial Meeting on Peace Process, Strategic Partnership with U.S. // TOLOnews, 28 September 2011 [http://tolonews.com/en/afghanistan/4045-karzai-calls-crucial-meeting-on-peace-process-strategic-partnership-with-us], 4 September 2013.
20 Partlow J., BrulliardK. Afghan Government Seeks Pakistan's Help in Stalled Peace Process // Washington Post, 8 October 2011 [http://www.washingtonpost.com/world/afghan-government-seeks-pakistans-help-in-stalled-peace-process/2011/10/08/gIQAxLo0VL_story.html], 4 September 2013.
21 Nissenbaum D, Abi-Habib M. Op. cit.
22 См., например: Butt Q. Kharotabad: A Taliban Safe Haven // Express Tribune, 17 October 2011 [http://tribune.com. pk/story/275651/kharotabad-a-taliban-safe-haven/], 4 September 2013; Waldman M. Dangerous Liaisons with the Afghan Taliban: The Feasibility and Risks of Negotiations. USIP Special Report 256, October 2010 [http://www.usip.org/files/ resources/SR%20256%20-%20Dangerous%20Liaisons%20with%20the%20Afghan%20Taliban.pdf], 4 September 2013; Rohde D. Inside the Islamic Emirate // New York Times, 19 October 2009 [http://www.nytimes.com/2009/10/19/world/ asia/19hostage.html?fta=y], 4 September 2013; Moreau R., Hosenball M. Pakistan's Dangerous Double Game // Newsweek, 22 September 2008 [http://www.thedailybeast.com/newsweek/2008/09/12/pakistan-s-dangerous-double-game.html], 4 September 2013; Khan I. Pakistan's Afghan Policy in Post-Taliban Period. Paper presented at the seminar «Future Trends of Afghanistan», organized by the China Institute of Contemporary International Relations (CICIR). Beijing, November 2002, manuscript with the author.
стане», что члены семьи Хаккани «содержат городские дома, в том числе и в Исламабаде и других местах, и известно, что они посещали принадлежащие вооруженным силам объекты в Равалпинди, бывали на собраниях племен и даже ездили за границу в паломничество»23. Так что трудность налаживания контактов с руководством «Талибана» не в том, что неизвестно, где их можно найти, а в том, чтобы получить к ним доступ, который Пакистан жестко контролирует, ограничивает и целенаправленно использует в собственных целях. Состоятся ли переговоры — вопрос политической воли Пакистана, который может позволить или не позволить это.
Организация офиса в Катаре, помимо всего прочего, еще и выводила контактную миссию «Талибана»24 из-под прямого контроля Пакистана. До сих пор семьи ведущих деятелей «Талибана» живут в Пакистане, где фактически являются заложниками, обеспечивающими их «хорошее поведение». Конечно, переговорщики со стороны «Талибана» не могли бы покинуть Пакистан без согласия Ш!
Цитируют утверждение прежнего высокопоставленного талиба муллы Каламуддина, руководившего в правление талибов «полицией нравов», что, если бы Пакистан не одобрял переговоры, он арестовал бы членов миссии «Талибана», направлявшихся в Катар, как и поступил в 2010 году с муллой Барадаром. Арсала Рахмани, исполняющий обязанности главы Высшего совета мира, утверждает, что переговорщики от «Талибана» сели на самолеты в Пакистане. Без согласия ^ такое было бы невозможно. Это показывает, что Пакистан является элементом канала переговоров в Катаре, но при этом позаботился о том, чтобы сохранить определенное влияние на «Талибан».
Чего хочет «Талибан»?
На один из главных вопросов: «Чего же хочет добиться «Талибан» в политическом плане?» — удовлетворительного ответа до сих пор нет. Зондирующие переговоры, которые провели США, Германия и Катар, должны были точно выяснить политические позиции и требования «Талибана».
Действительно, «Талибан» никогда не выступал с каким-то детальным политическим программным документом. Этого не было ни во времена его правления (1996—2001 гг.), ни в ходе последовавшей за этим фазы мятежа. Еще в 2009 году мулла Ага Джан Мутасим, тогдашний глава политической комиссии «Талибана», заявил, что «афганская стратегия» для построения будущей системы страны должна быть определена «в ходе консультаций со всеми группами афганцев»25. В том же году мулла Омар заявил, что «Талибан» «не ставил
23 Zubair Shah P., Gall C. For Pakistan, Deep Ties to Militant Network May Trump U.S. Pressure // New York Times, 31 October 2011 [http://www.nytimes.com/2011/11/01/world/asia/haqqani-militants-act-like-pakistans-protected-partners. html?pagewanted=1&_r=1&ref=world], 4 September 2013.
24 В список сотрудников офиса в Катаре помимо главного переговорщика Тайиба Аги входят бывший министр здравоохранения в правительстве «Талибана» Шер Аббас Станекзай, бывший посол талибов в Саудовской Аравии Шахабуддин Делавар, третий секретарь посольства талибов в Абу-Даби до 2001 года Хафиз Азиз-ар-Рахман и Сохайл Шахин, работавший до 2001 года в непризнанном представительстве «Талибана» в Нью-Йорке и в выходившей в Кабуле официальной газете талибов «Шариат». Первые трое из этого списка ранее работали в Политической комиссии «Талибана» — квазиминистерстве иностранных дел движения (см. также: Clark K. The Taliban in Qatar (2): Biographies—Core and Constellation // Afghanistan Analysts Network, 24 June 2013 [http://www.afghanistan-analysts.org/ the-Taliban-in-qatar-2-biographies-core-and-constellation-amended-with-more-details], 4 September 2013).
25 Salahuddin S. Taliban Say Want Peace with Afghans, NATO Troops Out // Reuters, 26 February 2009 [http://www. rferl.org/content/Taliban_Say_Want_Peace_With_Afghans_NATO_Troops_Out/1499836.html], 4 September 2013; Message of Felicitation of Amir-ul-Momineen (May Allah Protect Him) on the Occasion of Eid-ul-Fitr, 6 August 2013.
перед собой задач по нанесению вреда другим странам, в том числе и европейским; нет у нас таких задач и сегодня». Примерно то же он повторил в своем заявлении во время празднования Эйд аль-Фитр в 2013 году26. В январе 2010 года Высший руководящий совет «Талибана» заявил, что «Исламский Эмират хочет поддерживать добрые отношения с соседними странами в атмосфере взаимного уважения и готов сделать далеко идущие шаги для налаживания двустороннего сотрудничества, экономического развития и достижения процветания»27. Использование самого названия «Исламский Эмират Афганистан» — сильный символ, призванный продемонстрировать, что «Талибан» по-прежнему считает себя законным правительством Афганистана, противоправно отстраненным от власти в результате иностранного вторжения. Дипломатический тон, использовавшийся в подобных заявлениях в последние годы, указывает, что «Талибан» желает быть признанным в качестве официальной стороны в афганском конфликте28. Под впечатлением от нынешней военной эскалации почти забылось, что движение «Талибан» после падения его режима и позднее, в 2007 и 2008 годах, посылало сигналы о готовности немедленно начать переговоры и даже давало понять, что сознает невозможность одержать победу над силами коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами29.
С тех пор ситуация не слишком изменилась, хотя Штрик и Кюн30 подчеркивают, что содержание двух праздничных посланий муллы Омара (от 8 сентября 2010 г. и 28 августа 2011 г.) «стоит ближе, чем что-либо другое, к изложению программы их внутренней политики». Эти документы включают указание таких критериев добросовестного управления, как «прозрачность административных процедур», занятие государственных постов «по заслугам» и «поощрение профессиональных кадров и национального бизнеса без какой бы то ни было дискриминации». Делается также попытка успокоить опасения меньшинств с помощью заверения, что «в правлении будут участвовать все народности». И хотя утверждается, что «политика Исламского Эмирата не нацелена на монополизацию власти», подчеркивается, что Исламская система, которую намерен утвердить «Талибан», основана на соблюдении «норм Шариата».
Важно, что нынешнее отношение к переговорам показывает: «Талибан», возможно, не просто хочет дождаться вывода войск западных стран к концу 2014 года, а затем попытаться свергнуть правительство в Кабуле и восстановить свой Исламский Эмират в том же виде, в каком он существовал до 11 сентября 2001 года. Так, Майкл Семпл утверждает, что «ответственные элементы в руководстве «Талибана» наконец поняли, «что не приносят никакой пользы ни себе, ни своей стране... предоставляя джихадистам всего мира поле для сражения
26 См.: Statement of the Islamic Emirate of Afghanistan on the Occasion of the Eighth Anniversary of the American Attack on Afghanistan, 7 October 2009 [http://www.nefafoundation.org/miscellaneous/nefaTalib8anniv1009.pdf].
27 Statement of the Leadership Council of the Islamic Emirate of Afghanistan regarding the London Conference [http:// theunjustmedia.com/Afghanistan/Statements/Oct09/Statement%20of%20the%20Islamic%20Emirate%20of%20 Afghanistan%20on%20the%20occasion%20of%20the%20Eighth%20Anniversary%20of%20the%20American%20 Attack%20on%20Afghanistan.htm], 4 September 2013.
28 См. открытое письмо «Талибана»: Open Letter of the Islamic Emirate of Afghanistan to Shanghai Summit, 14 October
2009 [http://theunjustmedia.com/Afghanistan/Statements/Oct09/Open%20Letter%20of%20the%20Islamic%20Emirate%20 of%20Afghanistan%20to%20Shanghai%20Summit.htm], 4 September 2013.
29 См.: GopalA. The Battle for Afghanistan: Militancy and Conflict in Kandahar // New America Foundation, November
2010 [http://www.newamerica.net/sites/newamerica.net/files/policydocs/kandahar_0.pdf], 4 September 2013; очередным свидетельством этому стало письмо на имя одного из членов афганского парламента, с этим письмом автор этих строк был ознакомлен в 2005 году.
30 См.: Strick van Linschoten A., Kuehn F. Islamic, Independent, Perfect and Strong: Parsing the Taliban's Strategic Intentions, 2001-2011 // AHRC Public Policy Series, January 2012, No. 3 [http://www.ahrc.ac.uk/News-and-Events/ Publications/Documents/Lessons-Learnt-Parsing-the-Taliban%27s-Strategic-Intentions.pdf], 4 September 2013. P. 10—11.
с Соединенными Штатами, [и] сочли перспективу нового раунда гражданской войны, который легко может. растянуться еще на десятилетие, настолько ужасной, что готовы пойти на определенный риск, чтобы избежать этого». Афганцы, знакомые с ходом переговоров, утверждают, что одобрение муллой Омаром создания офиса в Катаре показывает, что, по крайней мере на настоящий момент, «голуби» в лидерстве «Талибана» взяли верх над «ястребами».
Заключение: И еще препятствия...
Вопреки всем хорошим новостям, по-прежнему нет никакой гарантии, что переговоры все-таки начнутся, не говоря уже о том, что они положат конец конфликту.
■ Во-первых, много препятствий возникает на стороне «Талибана». Несмотря на все цитировавшиеся выше заявления, не ясно, готов ли «Талибан» согласиться с перспективой плюралистичного Афганистана, в котором могут играть роль и другие политические группы помимо него (в том числе и светские). То же относится к правам женщин и к личным правам вообще, включая право на равные возможности в образовании и здравоохранении. Хотя в их позиции по этим последним проблемам наметились явные подвижки31, не ясно, не являются ли они просто тактическим маневром или локальными изменениями: никаких перемен к лучшему пока еще определенно не произошло. В то же время они показывают, что «Талибан» реагирует и на международную критику, и на давление со стороны населения. Если можно считать критерием изменения позиции согласие на проведение ежегодных кампаний вакцинации населения и организуемые ООН Дни мира, связанные с неофициальным временным прекращением огня, — то нельзя не признать, что «Талибан» демонстрирует немалую уступчивость.
В январе 2012 года талибы также ясно дали понять, что их согласие на переговоры не означает автоматически признания действующей афганской Конституции, которое все еще остается красной линией и для США, и для кабульского правительства: «Это понимание не означает отказа от джихада и никак не связано с признанием конституции марионеточных кабульских властей». Не столь ясно, отвергают ли они какие-либо прямые контакты с правительством Карзая. Когда президент потребовал этого в середине февраля, они немедленно отвергли его требование: «Исламский Эмират Афганистан решительно отклоняет требования Карзая и заявляет, что представители Исламского Эмирата нигде не вели переговоров с марионеточным правительством и еще даже не решили, готовы ли они вести переговоры с правительством в Кабуле»32.
31 cm., HanpHMep: Giustozzi A., Reuter Ch. The Insurgents of the Afghan North: The Rise of the Taliban, the Self-Abandonment of the Afghan Government and the Effects of ISAF's «Capture-and-Kill» Campaign // Afghanistan Analysts Network, Thematic Report 04/2011, May 2011 [http://www.aan-afghanistan.org/index.asp?id=1679], 4 September 2013.
32 Taliban: Peace Talks don't Signal End to Hostilities // CNN, 12 January 2012 [http://articles.cnn.com/2012-01-12/ asia/world_asia_afghanistan-taliban-talks_1_zabiullah-mujaheed-peace-talks-islamic-emirate?_s=PM:ASIA], 4 September 2013; The Majority of the Afghan People Support a Strategic Partnership with the U.S. (Interview with Hamid Karzai) // Wall Street Journal, 15 February 2012 [http://online.wsj.com/article/SB10001424052970204059804577225693527935200. html?mod=WSJ_World_MIDDLENewsIntl], 4 September 2013; Zabihullah Mujahid: We Strongly Reject Karzai's Claims // Shahamat (Taliban website), 16 February 2012 [http://www.shahamat-english.com/index.php/paighamoona/28824-zabihullah-mujahid-we-strongly-reject-karzai%E2%80%99s-claims], 4 September 2013.
■ Во-вторых, время маневрировать, пускать пыль в глаза еще не миновало, в том числе — и не в последнюю очередь — в отношениях между Кабулом и Вашингтоном. Это не внушает особых надежд на искренность, без которой нельзя запустить серьезные переговоры по существу дела, — а переговоры эти будут достаточно трудны и сами по себе, без новых политических выстрелов из-за угла.
■ В-третьих, если договоренности относительно режима, который должен установиться в Кабуле после 2014 года, не удовлетворят Пакистан, тот вполне может продолжить свою двойную игру.
■ В-четвертых, США все еще не отказались от выбранного ими подхода — вести переговоры и сражаться в одно и то же время. И этому же подходу следует «Талибан». Такая целиком ориентированная на военную силу стратегия не работает. Она одновременно и направляет на дурной путь, побуждая наращивать взаимное насилие, вместо того чтобы смягчать его, и углубляет причины кризиса. Это происходит не в последнюю очередь потому, что логика «мы, хорошие, против них, плохих» помогает правительству Карзая блокировать необходимые реформы, способные улучшить его собственную работу и тем самым отнять у многих афганцев мотивы присоединяться к «Талибану»: сегодня они часто делают это из-за господствующего отчуждения и отсутствия возможности занять какую-то третью, нейтральную позицию, не примыкая ни к одной из сторон. Независимо от того, удалось или нет серьезно ослабить «Талибан», устраняя его «руководителей и пособников», и было ли прошлым летом меньше нападений повстанцев, — «Талибан» по-прежнему прямо или косвенно контролирует немалую часть земель Афганистана и умов его жителей. Кроме того, в самих США появляется все больше противников любых переговоров с «Талибаном» или тех, кто утверждает, что переговоры эти носят слишком спорадический и бессистемный характер, чтобы привести к каким-то соглашениям, — даже если считать, что такие соглашения вообще могут быть достигнуты.
■ Пятое и наиболее важное. Существуют серьезные возражения, если не полное неприятие идеи любых переговоров с «Талибаном» и какой-то будущей роли для него на политической арене Афганистана. Это неприятие разделяют значительные секторы афганского гражданского общества, организованное женское движение, многие молодые афганцы и немалая часть политической оппозиции, в том числе бывшие моджахеды и сторонники созданных ими политических партий, а также небольшие демократически настроенные группы. Все они справедливо опасаются, что их собственное правительство и его зарубежные союзники, уже назначившие дату для «передачи ответственности» и ухода из Афганистана, поспешат заключить политическую сделку о разделе власти между правительством Карзая и «Талибаном» и тем самым только прибавят еще одну вооруженную группировку к множеству тех, что уже находятся у власти, без того чтобы попытаться хоть как-то исправить недостатки правления, в значительной степени и породившие мятеж. А некоторые из этих политических сил не хотят делиться властью с «Талибаном» потому, что в таком случае потеряют еще какую-то часть своего влияния. Многих из них грешат упрощением (или сознательным искажением) реальности, характеризуя все движение «Талибан» в целом как нечто абсолютно чуждое афганскому обществу и/или как простую марионетку Пакистана и/или террористов из «Аль-Каиды». Этот конфликт может еще больше обостриться в ходе предстоящей кампании по выборам президента Афганистана: президентские выборы намечены на 5 апреля 2014 года, но регистрация кандидатов началась 16 сентября 2013 года.
Ответ на эти аргументы может показаться чересчур простым: решить проблему военным путем не удалось. «Талибан», возможно, и был ослаблен (хотя даже на этот счет существуют сомнения), но отнюдь не разбит. Ослабить «Талибан» и не дать ему захватить Кабул (или Кандагар) еще не достаточно для того, чтобы положить конец конфликту: талибы останутся серьезной силой, которая, по всей видимости, продолжит вооруженное сопротивление, поскольку западные военные останутся в Афганистане и после 2014 года33.
Никакого пути, кроме политического решения, не существует. Однако это не должна быть келейная политическая сделка, которая только добавит «Талибан» в качестве еще одной вооруженной группировки к нынешней правящей коалиции лагеря Карзая и к другим вооруженным группировкам (моджахедам). Любое политическое урегулирование должно быть всеохватывающим и включать максимально широкий спектр политических сил, оно не будет жизнеспособным, если его не поддержит большинство афганцев самых разных политических взглядов и социального положения. Это может произойти лишь в том случае, если афганцы увидят реальные попытки устранить главные источники конфликтов в стране — от роста социального неравенства и бедности (которая, помимо прочего, мешает подлинной реинтеграции боевиков в мирную жизнь) до хищничества и безнаказанности представителей власти. Для этого необходимо прийти к подлинному согласию, во-первых, в том, что политическое решение необходимо, во-вторых, в том, каким именно оно должно быть. Одновременно нужно ясно дать понять, что переговоры с «Талибаном» не означают капитуляции перед ним.
Поиск политического решения также требует, чтобы международное политическое внимание к Афганистану не ослабевало. Международное сообщество должно выступить гарантом того, что все реальные и заинтересованные политические силы Афганистана: лагерь Карзая, разнообразные группы моджахедов, «Талибан», гражданское общество, включая женские и молодежные организации и профессиональные ассоциации, и демократические партии — все будут иметь равные права и совместно обсуждать и решать важнейшие проблемы страны. Однако нельзя пытаться снова навязать Афганистану какой-то рецепт извне. Но его не могут навязывать и власти предержащие. Эта ситуация также требует от Запада признать наконец что и он немало поспособствовал тому, что страна затянута в нынешнюю трясину. Никакими переговорами проблему Афганистана определенно не решить34.
33 Cm.: ClarkK. War without Accountability: The CIA, Special Forces and Plans for Afghanistan's Future // Afghanistan Analysts Network, 10 February 201 [http://www.aan-afghanistan.org/index.asp?id=2502], 4 September, 2013.
34 Cm.: 2014 and Beyond: U.S. Policy towards Afghanistan and Pakistan, Part I. Testimony by Ashley J. Tellis, Senior Associate. South Asia Program. Carnegie Endowment for International Peace. House Committee on Foreign Affairs, 3 November 2011 [http://carnegieendowment.org/files/1103_testimony_tellis.pdf], 4 September 2013.