Научная статья на тему 'Дореволюционные региональные материалы о народных праздниках (на примере публикаций о святках в Псковской губернии)'

Дореволюционные региональные материалы о народных праздниках (на примере публикаций о святках в Псковской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА / ПРАЗДНИКИ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ / СВЯТКИ / "СУББОТКИ" / СОБИРАТЕЛИ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / TRADITIONAL FOLKISH CULTURE / REGIONAL FOLKLORE STUDIES / FOLK CALENDAR HOLIDAYS / YULETIDE / NIGHT GET-TOGETHER AT YULETIDE / COLLECTORS / FOLKLORE PROGRAMMES / GOVERNORATE GAZETTES / DIOCESAN GAZETTES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лищенко Надежда Фёдоровна

В статье прослеживаются характерные особенности описания календарных праздников в региональных дореволюционных источниках. На примере Псковской губернии рассматриваются публикации о Святках. Источниками материалов выступают в основном периодические издания: «Псковские губернские ведомости» (1838-1917 гг.) и «Псковские епархиальные ведомости» (1894-1917 гг.). Определяется социальная принадлежность собирателей материалов с фольклорно-этнографической составляющей. Рассматриваются основные причины обращения краеведов к фольклорной тематике: собственный интерес и перенимаемый столичный опыт. Географическая принадлежность материалов, как правило, определяется жизненными обстоятельствами собирателя: местом жительства, службы. Описания праздников народного календаря в региональной фольклористике дореволюционного периода не равнозначны: от упоминания некоторых особенностей в контексте общего повествования до углубления в детали. Большая часть материалов оценочна и имеет публицистическую стилистику. Собиратели сведений о народной праздничной культуре, как правило, осознавали особый характер народных праздников, представляющий собой синтез христианских и языческих элементов. Выделяются три тенденции воприятия дореволюционными собирателями двойственного характера праздников народного календаря: противопоставление церковного и языческого, предпочтение христианской традиции, описание архаических элементов. Особый интерес в Псковской губернии представляют святочные ночные посиделки («субботки»), устраиваемые в Торопецком уезде. В публикациях XIX в. заметно изменение традиции торопецких святочных посиделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerevolutionary regional materials on folkish holidays (in terms of publications on Yuletide in Pskov governorate)

The author of the article traces back the characteristics features of the description of calendar holidays found in regional pre-revolutionary sources. The article reviews publications about Yuletide using mostly local periodicals issued in Pskov governorate till 1917 as an example. What were the basic sources, were “Pskov Governorate News” (1838-1917) and “Pskov Diocesan Gazette” (1894-1917). The communal affiliation of the people who collected materials with folk and ethnographic component is determined. The main reasons making the local historians address to folk themes are noted: these are personal curiosity and the metropolitan experience, adopted outside of metropolitan areas. Geographical affiliation of materials is generally determined by the life circumstances of a collector: place of residence and work. The descriptions of the folk calendar festivals in the regional folklore studies of the pre-revolutionary period are not equivalent to each other: from mentioning a few features in the context of the overall narrative to delving into details. Most of the materials are evaluative and presented in the journalistic style. The collectors of materials about folk festive culture were usually aware of the specific nature of the folk holidays, which was a synthesis of the Christian and pagan elements. The article singles out three tendencies in perception of the dual nature of the folk calendar holidays by the pre-revolutionary collectors: the opposition of the church and the pagan; preference to the Christian tradition; the description of archaic wealth. Of particular interest in the Pskov province are the Christmas night gatherings, arranged in Toropets surroundings. The change in the tradition of the Christmas night gatherings can be noticed in the 19th century publications.

Текст научной работы на тему «Дореволюционные региональные материалы о народных праздниках (на примере публикаций о святках в Псковской губернии)»

УДК 398.332

Лищенко Надежда Фёдоровна

Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом), г. Санкт-Петербург

nadezhdalishhenko@yandex.ru

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ (на примере публикаций о Святках в Псковской губернии)

В статье прослеживаются характерные особенности описания календарных праздников в региональных дореволюционных источниках. На примере Псковской губернии рассматриваются публикации о Святках. Источниками материалов выступают в основном периодические издания: «Псковские губернские ведомости» (1838-1917 гг.) и «Псковские епархиальные ведомости» (1894-1917 гг.). Определяется социальная принадлежность собирателей материалов с фольклорно-этнографической составляющей. Рассматриваются основные причины обращения краеведов к фольклорной тематике: собственный интерес и перенимаемый столичный опыт. Географическая принадлежность материалов, как правило, определяется жизненными обстоятельствами собирателя: местом жительства, службы. Описания праздников народного календаря в региональной фольклористике дореволюционного периода не равнозначны: от упоминания некоторых особенностей в контексте общего повествования до углубления в детали. Большая часть материалов оценочна и имеет публицистическую стилистику. Собиратели сведений о народной праздничной культуре, как правило, осознавали особый характер народных праздников, представляющий собой синтез христианских и языческих элементов. Выделяются три тенденции воприятия дореволюционными собирателями двойственного характера праздников народного календаря: противопоставление церковного и языческого, предпочтение христианской традиции, описание архаических элементов. Особый интерес в Псковской губернии представляют святочные ночные посиделки («субботки»), устраиваемые в Торопецком уезде. В публикациях XIX в. заметно изменение традиции торопецких святочных посиделок.

Ключевые слова: традиционная народная культура, региональная фольклористика, праздники народного календаря, Святки, «субботки», собиратели, фольклорные программы, губернские ведомости, епархиальные ведомости.

Псковская губерния, расположенная на древних русских землях, была образована в 1772 году [1, с. 9] и состояла из 6 уездов: Псковского, Великолукского, Опочец-кого, Островского, Порховского и Торопецкого. В 1802 году из них было выделено ещё два уезда: Холмский и Новоржевский. В формате 8 уездов Псковская губерния просуществовала вплоть до 1924 года. В этот период в ней сложился комплекс локальных традиций, отличавшихся фольклорным своеобразием. Однако региональная фольклористика в дореволюционный период еще проходила путь от зарождения интереса к «живой старине» до научного становления. В ее поле зрения попадали лишь отдельные локусы, имеющие непосредственное отношение к собирателям материалов. Авторами региональных фольклорных материалов были любители, чаще священнослужители и чиновники, не обладавшие навыками собирательской работы. Среди причин, побудивших псковское краеведческое сообщество обратиться к фиксации фольклорно-этнографических данных, заметны две тенденции. Первая связана с возникшим собственным (внутренним) интересом местной интеллигенции к особенностям народной жизни и культуры. Вторым фактором, повлиявшим на сбор псковского фольклора, стал доступный в то время столичный опыт и инициативы внешних специализированных учреждений (Русского географического общества, Академии наук, «Этнографического бюро» В.Н. Тенишева), которые стали основой региональных изысканий.

Самое раннее описание Святок в Псковской губернии принадлежит священнику Покровской церкви г. Торопца Петру Иродионову. В его исто-

рико-этнографическом очерке «Исторические, географические и политические известия, до города Торопца и его округа касающиеся» [7], опубликованном в 1778 году, сообщается о том, что в г. То-ропце после Рождества начинаются «субботки». Так, согласно комментарию П. Иродионова, в этой местности назывались ночные святочные посиделки. Во время «субботок» в избе выстраивались «подмостки». Девушки садились на них с зажженными свечами и пели песни: «На другой день после праздника Рождества Христова начинаются здесь ночные посиделки, субботками называемые, на которых девицы одна выше другой садятся в избах на подмостках с восженными перед собою свечами и, разположась таким образом, поют песни, древним славянским богам приличные» [7, с. 5].

Публикация П. Иродионова отражает общую тенденцию участия священников в фольклорно-со-бирательской деятельности. В современных исследованиях К.Е. Кореповой, А.Н. Розова, В.Г. Смо-лицкого, посвященных роли священнослужителей в собирании фольклора, неоднократно справедливо замечалось, что духовенство в дореволюционной России было той частью интеллигенции, которая могла естественным образом наблюдать за народным бытом и нравами. Этому способствовали: длительное проживание священников среди прихожан, живое общение с крестьянством во время крещения, венчания, проповедей и т. п., ведение архивной документации, а также поставленная епархиальным начальством задача собирания материалов об истории своего прихода, а интерес к истории родного края стал посылом к собиранию фольклорно-этнографических сведений [9; 12; 13].

© Лищенко Н.Ф., 2017

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

65

Более детальные описания торопецких «суббо-ток» появились в 1840 году в «Псковских губернских ведомостях», благодаря чему в Псковской губернии стал доступным столичный опыт. Редакция газеты перепечатала фрагмент из вышедшей в Санкт-Петербурге книги И.П. Сахарова «Песни русского народа», в которой торопецкие «суббот-ки» были описаны детально. Указывается главное действующие лицо посиделок - «честная», «известная своим незазорным поведением» вдова. «Субботки» происходили в ее доме. Определяется основной атрибут обряда, с которым связаны гадания девушек, - цветной бумажный фонарь, украшенный лентами: «...в середине комнаты вдовушка вешает бумажный цветной фонарь, украшенный лентами. В этом фонаре горят сборные свечи» [14, с. 169]. Каждая свеча помечалась, поскольку было принято наблюдать за процессом горения, с которым были связаны определенные приметы. Обращается внимание на расставленные особым способом скамейки в доме вдовы: «уступами» от пола до потолка в виде полукруга. По другим сторонам, замечает И.П. Сахаров, ставились скамейки для мужчин. Наконец, описываются происходящие на «субботках» обрядовые действия и объясняется предназначение обряда: парни выбирали будущих невест, а девушки присматривали будущих женихов. Сахаров упоминает величальные песни, которыми на «субботках» девушки встречали гостей.

Перепечатанный из сборника И.П. Сахарова в «Псковских губернских ведомостях» фрагмент, касающийся торопецких «субботок», осмысления со стороны публикаторов не получил. Каких-либо замечаний или комментариев к обширному отрывку из столичного издания губернские ведомости не дают. Непосредственное обращение к первоисточнику (сборнику И.П. Сахарова) показало, что данный фрагмент является единственным, касающимся Псковской губернии. Отсутствие продолжения псковской темы в книге «Песни русского народа» свидетельствует о том, что материалы о торопец-ких «субботках» в издании И.П. Сахарова носят случайный характер. Откуда собиратель почерпнул сведения, остается только догадываться. На корреспондентов И.П. Сахаров ссылок не оставил.

Укажем, что «субботки» в книге П. Иродионова «Исторические, географические и политические известия, до города Торопца и его округа касающиеся» описаны поверхностно по сравнению с детализированным текстом у И.П. Сахарова. Другие источники, содержащие сведения о Святках в То-ропецком уезде и предшествующие «Песням русского народа», в научном обороте не выявлены. Зная, что в Новгородской губернии, соседствующей с Псковской, находилось имение И.П. Сахарова Заречье (Валдайский уезд), где собиратель умер и был похоронен при церкви Успения Рю-тинского погоста, можно предположить, что лю-

битель народной жизни мог бывать на Псковщине и наблюдать торопецкие святочные традиции либо слышать о них от лица, интересующегося «живой стариной».

Публикация И.П. Сахаровым фольклорно-эт-нографической зарисовки из жизни г. Торопца и ее перепечатка в «Псковских губернских ведомостях» обратили еще раз внимание псковских краеведов-фольклористов на Торопецкий уезд как «благодатную почву» для наблюдений над жизнью народа, усилили интерес к теме Святок вообще и к Святкам в Торопецком уезде особенно. Но в обозначенный период краеведы-фольклористы святочный обрядовый процесс в Торопецком уезде детально не рассматривали. Сведения о народном калена-даре у местных авторов нередко являются вкраплениями в общее повествование на общественно значимые темы. Последующий опубликованный в «Псковских губернских ведомостях» материал на тему Святок в Торопце был лаконичным. Автор статьи «Святки в городе Торопце» (1843 год), скрывшийся под криптонимом Ф. И. А-к, делал акцент на том, что Святки - это праздник традиционный, семейный, и попутно замечал, что устраиваемые в святочный период молодежные посиделки с гаданиями на свечу сопровождаются хороводами и плясками казачка [2]. Очевидно, что для псковского собирателя фольклорная составляющая праздничной культуры была обыденной и особую ценность не представляла.

Фактором, повлиявшим на развитие региональной фольклористики, стала широкая известность столичных программ, регламентирующих сбор фольклорно-этнографических сведений на местах. На программу Русского географического общества (далее - РГО) откликнулись корреспонденты и из Псковской губернии. В 1849 году в архив РГО поступила рукопись смотрителя училищ Ивана Куз-мича Глуховского с подробным описанием «суб-боток», по которому можно судить об изменении традиции [6]. Согласно записям И.К. Глуховского, девушки держат фонарь: «Этот фонарь имеет в основании не более ^ аршина в квадрате, а высоты до % аршина; он устроен на деревянном четырехугольном станке, который имеет на половине своей величины уступ, а верхнюю часть конусообразную, словом сказать, фигура фонаря представляет как бы башенку. На уступе этого фонаря горят по углам четыре свечи, а самый фонарь украшен сверху цветами и лентами, а снизу обтянут шелковою матерею с бахромой» [6, с. 6-7]. Глуховский пишет о «простых и обыкновенных русских песнях», напев которых «сохранил какую-то странность и нечто дикое, как бы не русское, но может быть древнее, языческое» [6, с. 7], а также об исполнении баллады «Раиса» Н.М. Карамзина.

Помимо ночных святочных посиделок работа И.К. Глуховского примечательна сведениями

о кукольных комедиях, которые разыгрывались на Рождество и Святки. Автор описал устройство народного театра с занавесями, деревянными возвышением («станком»), сценой, покрытой заячьим мехом и освещенной двумя свечами, а также традиционный репертуар (картины из Священной истории). Народный театр в Торопецком уезде, наряду с «субботками», был ярким проявлением народного творчества.

В дореволюционных публикациях, касающихся календарных праздников, особенно заметна связь церковных и языческих традиций, а также большинство описывающих праздничную культуру материалов отличает наличие ярко выраженной авторской позиции. Авторские свидетельства о народной культуре Псковской губернии условно можно разделить на три группы. К первой группе отнесем тексты, в которых противопоставляются церковные обычаи языческим и отдается предпочтение христианским традициям. Ко второй -публикации, описывающие народный праздник односторонне как торжество христианства. К третьей - описания, свидетельствующие о богатстве архаической культуры.

На двойственный характер народной праздничной культуры в Псковской губернии обратил внимание педагог, корреспондент газеты «Псковские губернские ведомости» Иван Петрович Бутырский. В его поле зрения попал святочный обычай Великолукского уезда. В период с 1830 г. по 1839 г. И.П. Бутырский был инспектором великолукских училищ и мог естественным образом наблюдать местные народные праздники. В 1840 году в заметке «Великие Луки» [5], упоминая об устойчивых святочных обычаях, он заметил, что священнослужители на Святки устраивают Крестные ходы, а народ - кулачные бои. Если педагог И.П. Бутырский оценок не дает, то А. М-ский в статье «Развлечения нашего народа» (1903 г.) [10] высказал возмущение святочными традициями, распространенными в Великолукском и Торопецком уездах. Автор поведал, как поздним вечером присоединился к толпе гуляющих по улицам парней и девушек и оказался на посиделках в крестьянском доме деревни Михалихи, а затем рассказал о молодежных святочных играх с переодеванием в «воеводу», «водоноса», «священника» и «колдуна», с танцами под «гармонику», пением частушек и «нелепиц», с которыми он познакомился. Текст А. М-ского интересен с фольклористической точки зрения: в нем в диалогах передается разговор участников святочных инсценировок, детально описаны костюмы ряженых (вывернутые наизнанку тулупы, кочерга, коромысло, женский сарафан как ряса священника и т. д.), приведены примеры из текстов песен и частушек. В заключении он пишет: «Больно и тяжело было на сердце от всей этой наивности, бессмыслицы и душевной темноты. Давно, кажет-

ся, занялась заря христианства над нашей Русью; успели уже отпраздновать, кажется, девятисотлетний юбилей этого важного момента для нас; давно, кажется, и духовная и светская власть принимают разные меры к просвещению этого простого народа, и путем церковной проповеди, и школ, и религиозно нравственными чтениями, и в последние годы через «благородные развлечения»; а какая еще тьма невежества царит над нашим меньшим братом... Темная деревня! Бедный народ! Еще многих самоотверженных тружеников ты ждешь к себе на ниву!» [10, с. 83]. Как правило, священнослужители хорошо осознавали особенность крестьянской религиозности, «которая представляла собой синтез христианских и дохристианских понятий» [13, с. 27]. Духовенство выступало «хранителем нравственных основ православия в наиболее важных этапах жизни прихожан» [13, с. 24]. В их поле зрения преимущественно попали те фоль-клорно-этнографические явления, которые вызывали недоумение и даже возмущение. Безусловно, в первую очередь это были отклонения от христианской веры.

Христианскую составляющую Святок в ответ на программу РГО общества описали член-корреспондент РГО, «попечитель хлебных запасных магазинов» [11, с. 61] из г. Великие Луки, дворянин Михаил Федорович Арбузов (1857 г.) [4] и гласный Великолукской думы Александр Петрович Анисимов (1891 г.) [3]. Они повествуют о хождении по улицам Великих Лук с вертепом, изготовленным из простой бумаги с зажженной свечой внутри, и пении псалмов, приводят тексты псалмов.

Подробный псковский материал о святочном ряжении представлен в работе «Рождественские святки и сопровождающие их народные игры и развлечения в Псковской губернии» [8] Ивана Константиновича Копаневича (1857-?), члена Псковского археологического общества, в задачи которого входило целенаправленное собирание фольклорно-этнографических материалов. В работе, вышедшей отдельным изданием в 1896 году, достаточно полно воссоздана картина архаичного праздника. Рассказывается, что в Псковской губернии на Святки устраивали складчину, и на вечеринках молодежь рядилась в цыган и цыганок-ворожей, евреев, толстых купцов, солдат, скоморохов. Среди деталей обряда, описанного И.К. Копаневи-чем, выделяются образы медведя и «журава» (журавля). Переодетый в медведя мужчина изображал, как бабы ходят по воду, а девушки смотрятся в зеркало. «Журавом», как правило, был парень. Он накидывал на себя шубу вывернутой шерстью вверх, а в один из рукавов продевал палку с крючком на конце. Это был клюв. «Журав» бил импровизированным клювом девушек, а те откупались от него, то есть бросали на землю конфеты, пряники, оре-

хи, которые «птица» подбирала. Среди игр молодежи на святочных вечеринках названы «венчание» и «похороны». Исследование И.К. Копаневича о святках отличается вниманием к фольклорно-этнографическим деталям, включает древние обрядовые элементы и выделяется среди краеведческих работ своей обстоятельностью.

Отличительной особенностью дореволюционных фольклорно-этнографических материалов является их публицистический характер, направленный на привлечение внимания к народной жизни, особенностям народных взглядов на мироустройство. Материалы, представленные в дореволюционной печати, в содержательном плане не равноценны. В одних лишь упоминается то или иное фольклорное явление народной жизни, в других описание делается более подробным. В географическом аспекте материалы избирательны. В поле зрения псковских краеведов описываемого периода вошли Торопец и Великие Луки, с которыми были связанны обстоятельства жизни авторов материалов, преимущественно священнослужителей и чиновников, имевших возможность как естественным образом наблюдать народный образ жизни, так и его описывать. Разрозненные сведения о народных праздниках в совокупности дают определенное представление о картине народной жизни Псковской губернии описываемого периода.

Библиографический список

1. Административно-территориальное деление Псковской области (1917-1988): справочник: в 2 кн. / ред. Т.Е. Герасименок и др. - Л.: Лениздат, 1988. - Кн. 1. - 640 с.

2. А-к Ф. И. Святки в городе Торопце // Псковские губернские ведомости. - 1843. - 30 дек., № 52. - С. 229-230.

3. Анисимов А.П. Псалмы, поющиеся с вертепом в гор. Великих Луках, во время святок, 1891 // Архив Русского географического общества. -XXXII Псковская губ. - № 2.

4. АрбузовМ.Ф. Простонародные псалмы на Рождество Христово, 1857 // Архив Русского географического общества. - XXXII Псковская губ. - № 23.

5. Бутырский И.П. Великие Луки // Псковские губернские ведомости. - 1840. - 31 янв., № 5. -С. 23-25.

6. Глуховский И.К. Некоторые черты из жизни торопецких граждан, 1849 // Архив Русского географического общества. - XXXII Псковская губ. -№ 17.

7. Иродионов П. Исторические, географические и политические известия, до города Торопца и его округа касающиеся. - СПб., 1778. - 39 с.

8. Копаневич И.К. Рождественские святки и сопровождающие их народные игры и развлечения в Псковской губернии. - Псков: Типография губ. правл., 1896. - 40 с.

9. Корепова К.Е. Нижегородские священники - собиратели фольклорно-этнографических материалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-189-3Z978-5-88431-189-3_21.pdf (дата обращения: 19.09.2015).

10. М-ский А. Развлечения нашего народа // Псковские епархиальные ведомости - 1903. -1 февр., № 3. - С. 78-83.

11. Памятная книжка для Псковской губернии на 1850 год. - Псков: В губернской типографии, 1850. - 140 с.

12. Православные священники - собиратели русского фольклора: Е.А. Фаворский, А.Н. Соболев, П.А. Флоренский / сост., подгот. текстов, примеч. В.Г. Смолицкого и А.В. Кулагиной. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. - 414 с.

13. Розов А.Н. Священник в духовной жизни русской деревни. - СПб.: Алетейя, 2003. - 255 с.

14. Русские святки (из книги «Песни русского народа, собранные И. Сахаровым») // Псковские губернские ведомости. - 1840. - 3 июля, № 27. -С. 169-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.