Научная статья на тему 'Дополнительные пульсационные потери мощности в силовых тяговых цепях ЭПС постоянного тока'

Дополнительные пульсационные потери мощности в силовых тяговых цепях ЭПС постоянного тока Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТіЙНИЙ СТРУМ / ЕЛЕКТРОРУХОМИЙ СКЛАД / ЕЛЕКТРОЕНЕРГіЯ / ПОСТОЯННЫЙ ТОК / ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / DIRECT CURRENT / ROLLING STOCK / ELECTRIC POWER

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Саблин О. И.

Изложены результаты исследований, указывающие на потребление неактивной (реактивной) мощности электроподвижным составом постоянного тока. Показано, что это потребление приводит к дополнительным потерям электроэнергии в тяговых цепях ЭПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADDITIONAL PULSATION POWER LOSS IN POWER CHAINS OF XPS DC

Results of researches are stated in article specifying on consumption of inactive jet capacity by the electric rolling stock of a direct current. It is shown, that this consumption brings to additional loss of electric power.

Текст научной работы на тему «Дополнительные пульсационные потери мощности в силовых тяговых цепях ЭПС постоянного тока»

УДК 621.313.333

О. И. САБЛИН (ДИИТ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПУЛЬСАЦИОННЫЕ ПОТЕРИ МОЩНОСТИ В СИЛОВЫХ ТЯГОВЫХ ЦЕПЯХ ЭПС ПОСТОЯННОГО ТОКА

Викладеш результати дослщжень, що вказують на споживання неактивно! (реактивно!) потужносл елек-трорухомим складом постшного струму. Показано, що це споживання приводить до додаткових втрат елек-троенергi! у тягових колах ЕРС.

Изложены результаты исследований, указывающие на потребление неактивной (реактивной) мощности электроподвижным составом постоянного тока. Показано, что это потребление приводит к дополнительным потерям электроэнергии в тяговых цепях ЭПС.

Results of researches are stated in article specifying on consumption of inactive jet capacity by the electric rolling stock of a direct current. It is shown, that this consumption brings to additional loss of electric power.

Разработка энергосберегающих технологий, а также режимов работы существующих систем была и остается актуальной проблемой во всех отраслях промышленности и производства, тем более в современных условиях Украины. Система электрического транспорта постоянного тока не исключение в этом вопросе. Действительно, существующее на сегодня убеждение о том, что электроподвижной состав (ЭПС) постоянного тока потребляет только активную энергию, является ошибкой, поскольку данный ЭПС является динамической (параметрической) нагрузкой, то есть нестационарным во времени потребителем электроэнергии. В результате напряжение на токоприемнике и тяговый ток являются случайными процессами, обусловленными технологическими факторами. С другой стороны, система электрической тяги постоянного тока «тяговые подстанции с фильтроустройствами - контактная сеть - электровозы» представляют собой совокупность реактивных сопротивлений разного характера и сравнительно небольшого активного сопротивления. Таким образом, в потребляемой электровозом мощности возникает неактивная составляющая, которая вызывает дополнительные потери энергии в его силовой цепи и поэтому необходимо оценить уровень этих потерь.

На сегодняшний день самым перспективным подходом к определению реактивной мощности, в том числе и в нестационарных системах, является концепция С. Фризе [1]. Согласно ей, любой изменяющийся ток /(() в любой момент времени может быть представлен в виде суммы двух составляющих - активного тока /а (?), который совпадает по фазе и форме с приложенным напряжением, и реактивного тока /р (()

i(t) = 7а (t) + ip (t),

(1)

где /а (() = -Р и((), - составляющая тока, пропорциональная функции напряжения и ((); Р - активная мощность, потребляемая нагрузкой (ЭПС) за время Т; и - действующее значение напряжения и(^) за время Т. В результате получаем следующие соотношения:

1 Т 1 т

-11(()и(() = т|/а (()и(() = Р , (2)

T •

поскольку

T

1 T

T J ip ((Н() = 0.

(3)

Из последней формулы следует, что исключение из состава полного тока /(() его реактивной составляющей не приводит к изменению потребляемой в системе активной мощности, так как полезную работу совершает лишь активный ток, а реактивный бесполезно пульсирует между источником и потребителем. Такое разделение тока на составляющие - математическая абстракция, однако оно связано с вполне определенными причинами - наличием в силовой цепи накопителей электромагнитной энергии - и поэтому позволяет оценить уровень дополнительных потерь в системе от протекания реактивного тока.

При таком разделении тока ЭПС (далее нагрузки) на составляющие реактивная мощность Фризе (которая вызывает дополнительные потери в силовых цепях) QФ = V52 - Р2 (5" -полная мощность) равна произведению дейст-

вующего значения и напряжения и(() на действующее значение 1р тока 1 р ((): QФ = Ш.

Для квадрата действующего значения I тока г(() справедливо выражение

2

12 = + 12 = +

а р и2 и2 '

где 1а = Р/и - действующее значение тока 1а ({).

Из последней формулы следует, что компенсация реактивной мощности Фризе (уменьшение Qф) при неизменных Р и и аналогична минимизации действующего значения тока I генератора, которая осуществляется посредством подключения параллельно нагрузке компенсатора с током 1к (() = -1р ((). При этом компенсатор согласно выражению (3), не будет потреблять активную мощность.

В неидеализированных цепях, где в качестве источника используется генератор напряжения конечной мощности, компенсация Qф приводит к минимизации потерь при передаче энергии от генератора к нагрузке, которые пропорциональны 12.

Обменная мощность Qоб определяется на основе разделения мгновенной мощности р() = и()■ 1 () на составляющие:

Р(()= Р0 (() + Рн ((),

где р0 ((), рн (() - соответственно мгновенная мощность преобразования электромагнитной энергии в другие виды и мгновенная мощность накопления. При таком разделении

Ж

Q - °б

1 '+

11 Рн (№,

т т

0

где Ж°б - энергия, запасенная в реактивных элементах цепи за интервал времени ^ +, то есть когда р(() > 0 и энергия передается из генератора в нагрузку.

Накопленная на интервале ^ + энергия Ж°б в течение интервала времени ^- = Т - ^ +, когда р(() < 0, частично рассеивается в активных элементах цепи и возвращается в генератор. Следовательно,

Ж

Q°б ==- Р

1

где Р- = т / Р().

t+

1 '+ Т | Р0(()', (4)

Из выражения (4) следует, что компенсация

Q°б устраняет возврат энергии из нагрузки в генератор (Q°б = 0 при I- = 0).

Поскольку природа реактивной мощности двойственна, то есть, это мера недоиспользования мощности источника (Qф) за счет повышенных потерь и мера обменных процессов (Q°б), то компенсация первой - это минимизация активных потерь в нагрузке и сети, а второй - устранение возврата энергии из нагрузки в генератор.

Очевидно, что при Qф = 0 обменная мощность также равна нулю, однако равенство нулю Q°б не влечет за собой равенство нулю Q . Это еще раз подтверждает то, что в цепях с несинусоидальными, а тем более случайными, токами и напряжениями классические выражения реактивной мощности не применимы. Реактивная мощность в системах с такими по характеру электрическими величинами может возникать и при отсутствии обменной мощности, т. е. если будет всегда р(() > 0 .

Мощности Q°б и Qф, как характеристики эффективности работы системы генератор-потребитель, не взаимозаменяемы. Реактивная мощность фризе характеризует величину дополнительных потерь при передаче энергии, обменная мощность - интенсивность обмена электромагнитной энергией между генератором и потребителем.

На рис. 1 представлены графики мгновенных активного 1а (^) и реактивного 1р (() токов

электровоза ВЛ8 для одной из поездок. Эти составляющие были выделены из тягового тока электровоза при помощи выражения (1). Активный ток повторяет форму напряжения на токоприемнике и (), т. е. при таком характере изменения тягового тока (I (() = Iа (()) для данной поездки коэффициент мощности равнялся бы единице.

1200 800 400 0

-400

/ЩЛ

ДЛ0.А

Г 101

Рис. 1

Определим составляющие потерь электроэнергии в силовой цепи электровоза. Поскольку активное сопротивление нестационарного элемента системы электропотребления (ЭПС) в общем случае зависит от времени (изменяется слу-

чайно), то активные потери в этом элементе за время Т от полного тока равны

1 т

лр=т | /2 (()я(() .

Для определения составляющих потерь от протекания реактивной мощности представим ток электровоза в виде суммы активной и реактивной составляющих:

/() = Ра© + .£(1

и (() и(()'

где ра (() и д(() - соответственно мгновенная активная и реактивная мощности потребителя. В результате потери активной мощности от реактивной составляющей тока определятся как

ЛРР =

р т

т}/р2 =т 1.

Т о Т ои у)

С другой стороны эти потери мощности можно найти через эквивалентное значение реактивной мощности (мощности Фризе) как [2]

О2

ЛРр =ЩЯ,

р и2

где Я = — 1 Я (()) - эквивалентное сопротивле-

Т о

ние нестационарного потребителя (силовых цепей электровоза) за время Т.

Таким образом, потери мощности в системе от реактивного тока являются дополнительными, а потери от активного тока - необходимыми. Мощность ОФ = 0, если ток будет пропорционален напряжению на протяжении всего времени потребления Т мощности. Для этого необходимой является компенсация мощности ОФ , с помощью компенсирующего устройства.

По аналогии с видами потерь мощности в тяговых двигателях пульсирующего тока (по В. Скобелеву) все виды потерь мощности в силовых тяговых цепях ЭПС можно подразделить на потери, имеющие место при протекании неизменного тока и потери, обусловленные колебаниями, т. е. пульсациями тока, названные добавочными пульсационными потерями. Причем, по нашему мнению, в тяговых цепях следует различать микропульсации (относительно высокочастотные), обусловленные формой выпрямленного тока и макропульсации (низкочастотные), обусловленные колебаниями технологической нагрузки. Первые дополнительные пульсационные потери

детально проанализированы В. Скобелевым, мы же в данной работе определяем вторые пульсаци-онные потери. Физически эти потери обусловлены передачей по силовым цепям ЭПС реактивной энергии, то есть, упомянутой выше реактивной составляющей полного тока единицы ЭПС.

В результате расчетов для ряда поездок электровоза ВЛ8 было установлено, что потери активной электроэнергии в силовой цепи в среднем находятся в пределах 6... 11 % энергии, затраченной электровозом за поездку в сумме на тягу и работу вспомогательных цепей. Причем, большая доля этих потерь вызвана протеканием в цепи неактивной составляющей потребляемого тока. Например, полный расход энергии электровоза за одну из поездок составил 3296 кВтч, а ее потери в силовой цепи составили 270 кВт-ч, что составляет 8,2 % от общего расхода. Потеря активной энергии в силовой цепи от протекания реактивного тока составила 186 кВт-ч, т. е. 69 % всех потерь. Соответственно, потеря энергии от полезного (активного) тока составила 31 % от всей потери энергии за поездку. Эти потери в первую очередь возникают в активных сопротивлениях тяговых двигателей, потери же в стали (от гистерезиса и от вихревых токов) тяговых двигателей менее существенны, поскольку спектры напряжения на двигателях в основном содержат низкие частоты. Аналогично потерям в активных сопротивлениях силовой цепи электровоза происходят и потери энергии в контактной сети.

Таким образом, возникает задача уменьшения неактивной составляющей тягового тока, и как следствие, снижение уровня потерь активной мощности в силовых цепях ЭПС постоянного тока. Для этого необходимо применение ряда мероприятий, одним из которых является компенсация реактивной составляющей полного тока ЭПС с помощью компенсирующего устройства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Тонкаль В. Е. Компенсация неактивных составляющих полной мощности в цепях несинусоидального тока и напряжения. Техническая Электродинамика / В. Е. Тонкаль, В. Я. Жуй-ков, С. П. Денисюк. 1989, № 5. - С. 26-29.

2. Денисюк С. П. Оцшка складових втрат електро-енерги в системах електроживлення з нелшш-ними нестацюнарними перетворювачами елек-троенерги. Пр. шст-ту електродинашки НАН Украши. Електротехшка. - К., 1999. - С. 60.

3. Рогальський Б. С. Економiчнi екиваленти реактивно! потужносп та !х використання / Б. С. Рогальський, О. М. Нанака. Вюник ВП1, 2005, № 6. - С. 126-129.

Поступила в редколлегию 07.06.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.