Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование студентов за рубежом'

Дополнительное профессиональное образование студентов за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2030
632
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ВУЗЫ / ДВОЙНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ДВОЙНОЙ ДИПЛОМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / INTERNATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / DOUBLE MAJOR / DOUBLEDEGREE / MAJOR AND MINOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагеева Ф. Т., Городецкая И. М.

Тенденция роста популярности различных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) прослеживается как в России, так и странах ЕС. В условиях перехода на двухуровневую систему подготовки произошла существенная активизация образовательных учреждений в области формирования и проведения специальных программ дополнительного образования по направлениям, востребованным рынком. Проанализирован зарубежный опыт реализации программ ДПО в вузах. В зависимости от страны, региона, формы собственности существуют различные возможности дополнительного образования студентов в процессе их обучения в вузе. ДПО представлено множеством форм и вариаций как внутри стран, так и на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trend of increasing popularity of various additional educational programs (AEP) is quite evident both in Russia and abroad. Transition to two-level (Bologna) system promoted formation and application of additional educational programs in the spheres, which are in-demand at the market. International experience of additional training programs at the institutions of higher education is analyzed. There is a variety of possibilities for additional education of students in the process of their training at college or university depending on the country, region, or form of ownership. Additional professional education has a lot of variations inside countries and internationally.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование студентов за рубежом»

УДК 378

Ф. Т. Шагеева, И. М. Городецкая ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ

ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, зарубежные вузы, двойная специализация,

двойной диплом, дополнительная специализация.

Тенденция роста популярности различных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) прослеживается как в России, так и странах ЕС. В условиях перехода на двухуровневую систему подготовки произошла существенная активизация образовательных учреждений в области формирования и проведения специальных программ дополнительного образования по направлениям, востребованным рынком. Проанализирован зарубежный опыт реализации программ ДПО в вузах. В зависимости от страны, региона, формы собственности существуют различные возможности дополнительного образования студентов в процессе их обучения в вузе. ДПО представлено множеством форм и вариаций как внутри стран, так и на международном уровне.

Key words: additional professional education, international institutions of higher education, double major, doubledegree, major and minor.

The main trend of increasing popularity of various additional educational programs (AEP) is quite evident both in Russia and abroad. Transition to two-level (Bologna) system promoted formation and application of additional educational programs in the spheres, which are in-demand at the market. International experience of additional training programs at the institutions of higher education is analyzed.

There is a variety of possibilities for additional education of students in the process of their training at college or university depending on the country, region, or form of ownership. Additional professional education has a lot of variations inside countries and internationally.

Большинство развитых стран мира последнее десятилетие провели реорганизацию системы профессиональной подготовки кадров с целью решения двух основных задач -обеспечение экономики кадрами, способными воспринимать и развивать новейшие технологии, а также обеспечение возможности для максимального числа трудоспособных граждан включиться в новую трудовую жизнь и избежать безработицы.

Системы дополнительного профессионального образования многих стран существенно изменились за последнее десятилетие, четко выделены различия между направлениями высшего образования, имеющего лишь некоторую ориентацию на рынок труда, и системой ДПО. В процессе развития общества происходят изменения социальных, экономических и политических приоритетов развития общества, что в первую очередь находит отражение в программах ДПО [8]. Программы ДПО отличаются от программ ВУЗов не только своими учебными планами, но и тем, что именно они непосредственно обеспечивают подготовку слушателей по специфическим видам профессиональной деятельности и выводят специалиста на рынок труда. ДПО представлено множеством форм и вариаций как внутри стран, так и на международном уровне.

В зависимости от страны, региона, формы собственности (государственное или частное образовательное учреждение) существуют различные возможности дополнительного образования студентов в процессе их обучения в вузе [1-6].

В большинстве высших учебных заведений студенты могут одновременно обучаться по нескольким специальностям. В этом случае срок обучения будет длиннее в 1,5 или 2 раза. Различают два вида программ с двойной специализацией:

• студенты в равной степени проходят обе выбранные специальности;

• одна из специальностей является основной и изучается в большем объёме, а вторая специальность является дополнительной и изучается в меньшем объёме.

Отдельно следует отметить специфику обучения в американских учебных заведениях по программам как высшего, так и послевузовского образования. Здесь студенты могут выбрать себе основное направление специализации (Major) и одно или несколько дополнительных направлений для изучения (Minors), которые, в некоторой степени, можно соотнести с российскими спецкурсами. Во многих учебных заведениях во всех англоязычных странах ученики могут изучать как обязательные предметы, так и предметы по направлению специализации и дополнительные предметы по выбору, так что американская специфика состоит в том, что такое разделение предполагается уже самой образовательной системой и находит отражение в полученном дипломе.

Среди вариантов ДПО студентов можно выделить следующие: двойная специализация (double major или dual major), двойной диплом (double degree), дополнительная специализация (minor).

Если студент демонстрирует высокую успеваемость и интересы в различных областях, он может получить степень одновременно по двум специальностям (double major в случае различных специальностей или dual major при смежных специальностях) или две степени одновременно (двойной диплом) (double degree, иногда также встречаются термины combined degree, conjoint degree, dual degree, simultaneous degree). Разница между вариантами double major и double degree заключается в том, что первый вариант предполагает получение двух специальностей в рамках одной степени с получением одного диплома, а второй вариант - две различные степени в разных областях. Однако, существует смешение терминов и их различные вариации в разных университетах.

A.Zeitz, анализируя терминологию, говорит о том, что наиболее сложным и трудоёмким является процесс получения двойного диплома или двойной специализации по несмежным областям, так как студент изучает две независимых профессии.

Получение двойной смежной специализации означает «два взаимосвязанных и интегрированных направления, дополняющих друг друга». В данном случае учебные планы сходны и для успешного завершения обучения нужно меньше дополнительных занятий и дисциплин, чем в первом варианте, поэтому в четырёхлетний период уложиться проще.

Наименее трудоёмкой является дополнительная специализация (minor), так как дополнительное направление обычно включает половину количества курсов, требующихся для прохождения обучения и получения степени по основной специальности. Дополнительная специализация имеет целью введение в основы профессии, расширение кругозора и структурирование знаний.

Двойная специализация (double /dual major). По материалам профориентационного сайта для студентов и школьников mymajor.com, если молодой человек, например, демонстрирует способности как в области биологии, так и в области искусств и готов к активной деятельности и интенсивной учебной нагрузке, он может одновременно учиться по двум направлениям и получить две специальности в рамках бакалавриата. Для этого ему нужно сдать все необходимые экзамены и кредиты по обеим специальностям. Условия получения двойной специальности могут различаться в зависимости от политики конкретного университета. Программа получения образования по двум специальностям или получения двух степеней одновременно предполагает параллельное обучение по двум направлениям. Чаще всего, обучение происходит в рамках одного колледжа. В случае, если выбранные специальности преподаются в разных колледжах одного университета или в разных университетах, то имеет место другая форма - двойной диплом. Это объясняется тем, что если обучение по обоим направлениям проходит в рамках одного института в составе университета (например, маркетинг и информационные технологии могут преподаваться в институте бизнеса (college of business), учебные планы специальностей будут иметь много совпадений, что значительно облегчает получение двойной специальности. В случае, если специальности относятся в разным институтам (например, бизнес и искусство), может потребоваться изучение множества дополнительных курсов, поэтому в результате выдаётся

два диплома двух различных колледжей.

В качестве примера можно привести программы колледжа филологии и естественных наук Университета Berkeley (США, Калифорния).

Студенты, желающие получить более одной основной специальности, могут подать заявление на двойную специальность. Эта программа состоит из двух специальностей в рамках выбора, который предоставляет колледж. В результате обучения выпускник получает один диплом бакалавра (Bachelor of Arts), в котором указаны два направления. Следует обратить внимание, что колледж предлагает также вариант двойного диплома (simultaneous degree), когда по одному из направлений бакалавриата студент обучается в данном колледже, а другое направление предлагается другим колледжем в структуре того же университета Berkeley. В данном случае по окончании обучения студент получает два отдельных диплома бакалавра от двух колледжей.

Различные авторы отмечают как плюсы, так и минусы получения диплома по двум направлениям одновременно. Педагог-практик Naomi Rockler-Gladen отмечает следующие преимущества и недостатки double major.

Первым преимуществом, естественно, является возможность для студента глубоко изучить больше, чем одну область знаний. В некоторых случаях, студенты выбирают в качестве первого направления профессию, которая обещает ясную карьерную перспективу (например, бухгалтерия), а вторая профессия относится к сфере самореализации, но не обязательно ляжет в основу построения карьеры (например, хореография). Кроме того, это может означать, что студент не должен будет менять направление, если он вдруг решит, что одна специальность подходит ему больше, чем другая.

Другим преимуществом двойной специальности является повышение конкурентоспособности и обретение дополнительных плюсов при составлении резюме и приёме на работу. Диплом с двумя направлениями характеризует студента как дисциплинированного и способного освоить несколько областей на высоком уровне, что выходит за рамки обычного обучения в вузе.

Двойная специальность расширяет карьерный выбор и возможности. Например, выпускник, планировавший построить академическую карьеру в вузе и изучавший с этой целью философию, может изменить своё решение, начав работать. В таком случае, у него есть второй вариант построения карьеры в другой сфере.

Также вариант двойной специальности может подойти студентам, которые не могут выбрать между двумя направлениями. После нескольких лет учёбы, возможно, они определятся и сделают одну специальность основной, а другую - дополнительной.

В некоторых случаях и в ряде колледжей требования и учебные планы обоих направлений мало различаются между собой, например, разные специализации в рамках одной науки. В таком случае, получение второй специальности требует всего 3-4 дополнительных курса, и получение двойной специальности становится относительно лёгким выбором (dual major).

Недостатком двойной специализации является увеличение нагрузки и потенциальная возможность продления срока обучения. Кроме того, становится сложно провести семестр за границей. Обучение по двойной специальности может помешать пройти интересные курсы по выбору, у студента может не хватить времени на то, чтобы посещать увлекательные занятия на других кафедрах.

В 2003 году в США был проведен опрос среди выпускников вузов, касающийся связи между доходами от профессиональной деятельности и наличием двойной специальности. Опрос показал, что выпускники, получившие специальности как в сфере искусства, гуманитарных или социальных наук, так и в области бизнеса, инженерии, естественных наук или математики, зарабатывали больше на 7-50%, чем те, у кого был диплом только по искусству, гуманитарным или социальным наукам. Те, кто получал двойную специальность в сфере бизнеса и естественных или математических наук, имели доход более, чем на 50%

выше, чем те, кто специализировался лишь в одной из этих областей. В последнее время появляется все больше исследований, статистически подтверждающих данный вывод.

Двойной диплом (double degree). Программы получения двойного диплома в системе бакалавриата не являются широко распространёнными, и чаще встречаются в тех странах, которые опираются на британскую модель высшего образования. Более популярны двойные магистерские программы.

В рамках Европейского Союза возрастает интерес к двойным программам, в том числе и бакалаврским, которые рассматриваются как весомый фактор усиления конкурентоспособности выпускников на европейском рынке труда. В случае, если в программе получения двойного диплома принимают участие два разных университета Европы, эти университеты заключают договор, в котором оговаривается сокращение количества часов на изучение каждой из программ. Наиболее популярные двойные программы бакалавриата включают инженерную и экономическую или инженерную и бизнес специальности. На получение двойного диплома уходит 4-5 лет вместо 7-8 лет, которые пришлось бы потратить при последовательном их освоении.

Что касается следующего уровня образования, то наиболее распространённые двойные программы магистратуры - это 1.Б.(доктор юриспруденции) / M.B.A., а также M.B.A. и J.D. в сочетании со степенью M.A. (магистр искусств) в таких областях, как политика, экономика, городское планирование и международные отношения. Программы J.D./M.B.A. или M.B.A./J.D. проводятся совместно многими юридическими и бизнес-школами Европы и США. Обычно обучение длится 4 года (экономится 1 год по сравнению с прохождением обеих программ по отдельности) и завершается одновременным присвоением степени доктора юриспруденции и мастера делового администрирования. Некоторые образовательные центры в США, например Северозападный Университет, Университет округа Колумбия и Университет Пенсильвании начали предлагать трёхгодичные программы, при которых степень получается ещё на год раньше. По завершении обучения выпускники могут заниматься как юридической практикой, так и бизнесом. Многие медицинские вузы также предлагают программы на одновременное получение степеней Доктор медицины (M.D.) и J.D., M.B.A. а также широкий спектр направлений по программам магистр искусств (M.A.) Некоторые университеты дают возможность получить степень PhD (научная степень) в определенной науке или в инженерной сфере и степень M.B.A. (мастер делового администрирования). Такие программы направлены на будущую предпринимательскую деятельность выпускников.

В Канаде, Австралии и Гонгконге часто студенты педагогических вузов получают одновременно степени бакалавра в сфере гуманитарных дисциплин или искусства (Bachelor of Arts) и по педагогике (Bachelor of Education) Эти программы называются «сопутствующепедагогическими» ("concurrent-education" programs).

Дополнительная специализация. Более простой вариант получения профессиональных знаний в нескольких областях - это основная специальность (major) и дополнительная (minor). Thea Theresa English анализирует дополнительную специализацию в статье Explanation of Major and Minor College Degrees.

Основная специальность (major) - это базовый учебный план, согласно которому студенты изучают курсы, которые концентрируют внимание на направлении, по которому затем будет получена степень. Дополнительное образование (minor) - это направление, которое дополняет основное и может помочь в карьерном продвижении.

Поскольку изначально дополнительная специализация имела целью расширить возможности основного, наиболее вероятно, что студент выберет в качестве дополнительной область, смежную с основной. Например, для студента-экономиста вероятным дополнительным направлением будет родственная сфера, такая как социология, политология или криминалистика.

Многие вузы предлагают определённый набор дополнительных направлений для

студентов. Так, в колледже филологии и естественных наук Университета Berkeley (США, Калифорния) разработаны определённые официальные программы дополнительного обучения. Эти программы имеют установленные требования. Кроме того, студент может выбрать дополнительные программы вне колледжа. Эти программы не упоминаются в дипломе. Выпускнику выдаётся справка о прохождении обучения.

Если основное направление является специальностью, то дополнительное - расширяет знания по основному. Естественно, можно получить основное образование без дополнительного, но не наоборот.

Часто дополнительные программы выбираются, исходя их интересов студентов или из аргументов повышения конкурентоспособности в будущем. Именно поэтому популярны дополнительные программы по бизнесу.

В некоторых вузах Великобритании дополнительное направление может быть отражено в основном дипломе. Так, например, в университете Glamorgan (Великобритания, Уэльс) в случае обучения по основной и дополнительной программам в дипломе будет обозначена основная специальность и далее дополнительная с припиской «с углублённым изучением...». Для получения основной и дополнительной степени необходимо сдать 80 кредитов (обычно 4 модуля) по основному направления и 40 кредитов (обычно 2 модуля) на втором и третьем курсе по дополнительному.

Если основной элемент степени - это гуманитарные, социальные науки или бизнес, то присуждается степень Bachelor of Arts. Если основной элемент - естественные или математические науки, что будет присвоена степень Bachelor of Science.

Похожая система деления на основные (major) и дополнительные (minor) программы предлагается и университетами некоторых стран Восточной Европы, например, в Венгрии. Студент сам выбирает, какие предметы он будет изучать в рамках основной, а какие - в рамках дополнительной программ.

Интересен опыт Австралии в области дополнительного образования. Так, по данным Департамента Образования Квинсленда, дополнительные курсы предлагаются для поддержки студентов с дополнительными образовательными потребностями: студентам коренных национальностей (аборигенам), студентам, у которых английский является вторым языком, особо одарённым студентам, студентам с ограниченными возможностями, студентам, по состоянию здоровья нуждающимся в постоянном лечении, студентам, живущим в отдалённых и сельских областях.

Таким образом, несмотря на различия в структуре систем образования, для европейских стран обучение в течение жизни является стратегическим направлением образовательной политики. В докладе Европейской Комиссии о показателях качества обучения в течение жизни это понятие было определено как "осуществление всех целенаправленных действий по обучению, как формальных, так и неформальных, предпринимаемых непрерывно с целью совершенствования своих знаний, навыков и компетенции [7]. Такое определение дает основание рассматривать западное понятие «обучение в течение жизни» и более часто употребляемый в России термин «непрерывное образование» как эквивалентные.

С целью повышения привлекательности программ ДПО в странах ЕС предпринимаются шаги в области реформирования системы обучения и финансирования таким образом, чтобы не только увеличить количество вовлеченных, но и уровень качества и гибкости таких программ.

В 2008 году был опубликован доклад Еврокомиссии о достигнутых результатах, который подтверждает, что реформы в системе образования и повышения квалификации идут, но более существенные усилия необходимы в развитии национальных стратегий непрерывного обучения и как важной ее составляющей - дополнительного профессионального образования [7]. В докладе обозначены четыре основные взаимосвязанные цели в области

образовательной политики стран ЕС, которые являются неотъемлемой частью системы непрерывного обучения:

• разработка национальных систем (номенклатур) квалификаций,

• применение системы оценки и аккредитация программ независимыми профессиональными объединениями,

• разработка и утверждение элементов системы управления непрерывным обучением,

• усиление межнациональной мобильности.

В целом эти меры призваны способствовать развитию и продвижению гибких направлений обучения, индивидуальных возможностей, с целью передачи результатов обучения от одного уровня к другому и от одной страны к другой.

Литература

1. Attewell, P., Lavin, D., Domina, T., and Levey, T. New evidence on college remediation. Journal of Higher Education, 2006. - 77, pp.886-924.

2. Bahr, P. R. Does mathematics remediatio work? A comparative analysis of academic attainment among community college students. Research in Higher Education, 2008. - 49(5), pp. 420-450.

3. Brants, L., & Struyven, K. Literature Review on Online Remedial Education: A European Perspective. Industry and Higher Education, 2009. - 23(4), pp.269-275.

4. Kozeracki, C. A. ERIC review: Issues in developmental education. Community College Review, 2002. -29, pp.83-101.

5. N. P. Barsky, M. Clements, J. Ravn & K. Smith (Eds.), Advances in Business Education and Training 1: The Power of Technology for Learning ,2008. - (pp. 43-59). Dordrecht: Springer.

6. Rienties, B., Tempelaar, D. T., Dijkstra, J., Rehm, M., & Gijselaers, W. H. - 2008. - Longitudinal study of online remedial education effects.

7. Самолдин, А.Н., Система дополнительного профессионального образования в странах ЕС

/А.Н.Самолдин, Н.А. Хуторова // Сборник трудов по проблемам дополнительного

профессионального образования МАПДО - №14, 2008.- С.15-25.

8. Шагеева, Ф.Т. Технологии дополнительного профессионального образования будущих инженеров / Ф.Т. Шагеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. -№5. - С.258-266.

© Ф. Т. Шагеева - д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КНИТУ, faridash@bk.ru; И. М. Городецкая - канд. псих. наук, доцент той же кафедры.

ЗВ5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.