Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование инвалидов как фактор их социальной интеграции в общество'

Дополнительное профессиональное образование инвалидов как фактор их социальной интеграции в общество Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
511
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISABLED PEOPLE / EDUCATION OF INVALIDS / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бубеев Николай Сергеевич

Приобретая дополнительную профессиональную квалификацию, человек с ограниченными возможностями здоровья повышает свою конкурентоспособность на рынке труда, получает возможность трудиться, быть социально активным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бубеев Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing professional education of invalids as the factor of their social integration in society

If a disabled person gets continuing professional qualification he becomes more competitive on a labor market, and more social active.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование инвалидов как фактор их социальной интеграции в общество»

2010/1

было заинтересовано в расширении системы образования.

Увеличение количества школ и процента грамотного населения требовало определенного количества педагогов. Это является четвертым фактором, способствовавшим развитию педагогического образования.

Таким образом, вполне правомерным будет вывод о том, что в России в целом и в Зауралье в частности сложились социально-экономические, социально-политические и педагогические предпосылки подготовки учительских кадров. Специальная подготовка учителей стала общественно-исторической необходимостью. Реформы 60-70-х гг. XIX в. коснулись разных сфер жизни и определили переход страны к индустриальному развитию, а также внесли серьезные изменения в сельскохозяйственное производство. Это потребовало большего количества грамотных людей. Церковно-приходская школа не могла решить этой проблемы, поэтому встал вопрос о массовом открытии начальных школ, для которых были необходимы квалифицированные учительские кадры. Это положение понимало правительство и разработало ряд документов, обеспечивающих приток педагогов в школы, а также приняло на себя расходы по подготовке учителей. Кроме этого, отмена крепостного права и увеличение городского населения заставили крестьян пересмотреть свое отношение по поводу образования, ставшего объективной необходимостью в изменившейся жизни.

Литература

1. Гайнутдинов М. Л. Условия обновления содержания образования в средней педагогической профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук. - Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 1997. - 179 с.

2. История Курганской области (1861-1917). - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1996. - Т. 2. - 488 с.

3. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - СПб., 1915. - 746 с.

4. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. -СПб.: Изд-во Мин-ва народного просвещения, 1902. - С. 723.

5. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003. - 431 с.

6. Федченко М.Н. История родного края (Зауралья): учеб. пособие. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2003. - 324 с.

Аксентьева Елена Андреевна, ассистент кафедры иностранных языков Шадринского государственного педагогического института. E-mail: shgpi@shadrinsk.zaural.ru

Aksentieva Elena Andreevna, assistant of department of foreign languages of Shadrinsk State Pedagogical Institute. E-mail: shgpi@shadrinsk.zaural.ru

УДК 371.39:36

Н С. Бубеев

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО

Приобретая дополнительную профессиональную квалификацию, человек с ограниченными возможностями здоровья повышает свою конкурентоспособность на рынке труда, получает возможность трудиться, быть социально активным.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, образование инвалидов, дополнительное профессиональное образование.

NS Bubeev

CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF INVALIDS AS THE FACTOR OF THEIR SOCIAL INTEGRATION IN SOCIETY

If a disabled person gets continuing professional qualification he becomes more competitive on a labor market, and more social active.

Key words: disabled people, education of invalids, continuing professional education.

Образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения или изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной

лестнице, а в целом ряде случаев является его условием [1].

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости [5]. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Одной из категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства, являются люди с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. При этом обучение людей с ограниченными возможностями здоровья для нашей страны всегда являлось серьезной проблемой. Основные проблемы, связанные с образованием инвалидов:

■ корректировка нормативно-правовой базы об образовании лиц с ограниченными возможностями, включая необходимость увеличения срока обучения и повышения стипендии, обучение преподавательского состава в этой области, улучшения состояния соответствующих учреждений и быта обучающихся;

■ выявление способностей инвалидов к труду в зависимости от внутренних и внешних факторов, создание единой, понятной для всех системы показателей для описания состояния инвалида с указанием его физических возможностей и пожеланий;

■ создание непрерывного процесса реабилитации и обучения, начиная с детского сада, развитие взаимодействия с родителями, общественными организациями,

■ привлечение инвалидов к труду, сочетая индивидуальную работу и создание реабилитационных групп и цехов, для чего обеспечить описание состояния возможных рабочих мест для инвалидов, в т.ч. и с прогнозом на будущее, в соответствии с которым планировать обучение начиная со школы;

■ знание требований рынка труда для инвалидов в своем регионе, поскольку профессиональное обучение и последующая реабилитационная адаптация - это прежде всего региональные задачи;

■ формирование культуры понимания проблем инвалидов и этики общения в семье, в гражданской и социальной сферах (медики, педагоги, служащие отделов кадров и т.д.);

■ создание безбарьерной среды, включая пандусы, места в зрелищных учреждениях (кинотеатры, стадионы и т.п.), лифты, туалеты и т.д., с целью повышения социальной реабилитации, организации досуга и повышения общекультурного уровня.

Образование инвалидов - это комплекс вопросов, связанных с реабилитацией лиц с физическими ограничениями и создание им равных возможностей с остальной массой населения.

Значительное место в образовании людей с ограниченными возможностями здоровья отводится системе дополнительного профессионального образования. Она реализует функции, связанные с решением социальных задач.

В условиях увеличивающейся безработицы и невостребованности со стороны рынков труда потенциала отдельных категорий граждан, в частности инвалидов, организация их переподготовки и повышения квалификации, обучение новым профессиям становятся важным фактором поддержки их жизнедеятельности, обеспечения права каждого гражданина на труд.

Одним из эффективных средств интеграции инвалидов в общество является система дополнительного профессионального образования. Системе дополнительного образования отводится особая роль в связи с ее способностью реагировать на изменение профессиональных потребностей людей, рыночной потребности в специалистах различного уровня, адаптировать образовательные ресурсы к актуальным нуждам потенциальных потребителей. В широком смысле дополнительное образование представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства [2]. Дополнительное образование можно рассматривать как инструмент повышения образовательного и профессионального уровня многих социальных групп населения, например, школьников, пожилых людей,

2010/1

безработных и т.д. В нашем случае рассматривается дополнительное образование, которое ориентировано на профессиональную подготовку и переподготовку конкретной социальной группы - инвалидов трудоспособного возраста.

В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 млн инвалидов, в России — 13,2 млн, что говорит о масштабности и связанной с этим фактом сложности рассматриваемой проблемы. Из них - более 5 млн в возрасте от 20 до 50 лет (возраст наибольшей трудовой активности), 80% которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результате только 5% инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеет работу. В Республике Бурятия насчитывается более 67 000. инвалидов, из них 33 815 трудоспособного возраста.

Анализ системы дополнительного образования позволяет выделить в его структуре два направления: первое - досуговое (музыкальное образование, художественное, спортивное и т.п.), второе — профессиональное образование, направленное на получение человеком новой специальности, повышение профессиональной квалификации, переподготовку специалиста. Первое можно рассматривать также и как образование «для себя», развитие своего творческого потенциала, потому что реализация его программ в основном связана с развитием у человека креативных способностей, раскрытием личностных ресурсов, природных задатков.

Потребление программ дополнительного образования второго типа (профессионального) прежде всего связано с самосовершенствованием личности в профессиональном плане, потребностью в достижении карьерных целей, либо изменением своего положения на рынке труда. Если услуги дополнительного образования творческого типа актуальны в основном для детей и подростков, то содержательные аспекты дополнительного образования профессионального ориентированы, в первую очередь, на молодежь и людей зрелого возраста. При этом досуговое образование чаще всего является бесплатным и финансируется из государственного бюджета, второе чаще за счет потребителей этих услуг.

Основные факторы получения дополнительного профессионального образования инвалидами можно условно разделить на объективные и субъективные. К первым относятся политика государства в отношении предоставления инвалидам возможностей получения дополнительного профессионального образования, практика предоставления услуг дополнительного образования, а также оказание организациями, учреждениями помощи инвалидам в получении таких услуг, ко вторым - личностно-мотивационный потенциал самих инвалидов в получении дополнительного профессионального образования.

Структура дополнительного профессионального образования (далее -ДПО) отличается разнообразием организационных форм: от академий, институтов и центров повышения квалификации до учреждений, заведений, предприятий разных типов собственности. Выделяют формы получения дополнительного образования: очное, заочное, смешанное (очно-заочное). По виду участия обучаемого в программе ДПО рассматриваются три основных: стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии — это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности. Так, по данным нашего исследования [3], по уровню образования абсолютное большинство респондентов - 127 человек (37,6%) имеют среднее специальное образование, среднее образование - 24,5%, высшее - 21,3%, неполное среднее - 15,7%, неполное высшее - 0,9%.

Проблема занятости людей с ограниченными возможностями в Республике Бурятия стояла всегда остро. В результате нашего исследования выяснилось, что большинство респондентов (53,8 %) являются безработными. Лица с инвалидностью в процентном отношении чаще, чем остальные социальные группы, являются (либо явно, либо латентно) потребителями услуг ДПО. Для того чтобы выяснить, согласны ли пройти дополнительное профессиональное обучение, переобучение, переквалификацию с целью трудоустройства, мы провели опрос.

Большинство респондентов (71,6%) отмечает стремление получить новую квалификацию или повысить имеющуюся. Показательно, что один из опрошенных имеет два образования, но даже при этом готов пройти переобучение. Некоторое количество респондентов на данный момент проходит переподготовку. Лишь незначительное количество 20,1% респондентов не готово пройти переобучение, переподготовку. А 6,5% респондентов вообще затруднилось ответить.

Диаграмма 1

Уровень образования людей с ограниченными возможностями здоровья

180 л---------------------------------------------------------------------------------------------

160-----------------------------------------------------------------------------------------------

140-----------------------------------------------------------------------------------------------

120-----------------------------------------------------------------------------------------------

100------------------------ ----------- ----------- -------------------------

80------ ------------------ ------------------ ------------------ --------------------------------

60------ ------------------ ------------------ ------------------ --------------------------------

40------ ------------ ----------- ----------- -------------------------

20------------------------------------------------------------------------------------------------

0 -I----1------1-----1-----1-------1---1------1-------1---1------1-------1---1--------------------1

высшее - 21,3% среднеспециальное* среднее-24,5% неполное среднее- неполное высшее-0,9%

37,6% 15,7%

Таблица 1

Согласие респондентов на прохождения обучения, переобучения и переквалификации

с целью трудоустройства

Варианты ответов Количество объектов Объекты (в %)

Да 242 71,6

Нет 68 20,1

Иной вариант ответа 22 6,5

Таким образом, дополнительное профессиональное образование для человека с физическими отклонениями в развитии работоспособного возраста предполагает, как правило, улучшение его позиций на рынке труда, возможностей в поиске работы и трудоустройстве с достойной оплатой труда. Система дополнительного профессионального образования обусловливает обретение человеком новой профессии, способствует его трудоустройству и началу самостоятельной жизнедеятельности, тем самым решается важная социально-педагогическая проблема -интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья, т.е. снимаются барьеры, которые препятствовали ему исполнять свою социальную роль - работника, обеспечивающего свое существование.

Литература

1. Константиновский Д. Л. Молодежь в системе образования // Социологический журнал. 1997. - №3. - С. 7.

2. Смолин О.Н. О проекте федерального закона «О дополнительном образовании» (1999) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smolin.ru/duma/index.htm

3. Социологическое исследование по выявлению проблем трудоустройства инвалидов, проведенное Н.С. Бубее-вым в октябре - ноябре 2008 г. под руководством проф., д-ра филос. наук. Ю.Б. Рандалова/

4. Белозерова Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью // Доступность высшего образования для инвалидов: сб. науч. тр. / под ред. Д.В. Зайцева. - Саратов: Научная книга, 2004. - С.16-21.

5. Федеральный закон «Об образовании». Ст.5. П.1-5.

Бубеев Николай Сергеевич, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН.

Bubeev Nikolai Sergeevich, postgraduate student of Institute of Mongolian, Buddhistic and Tibetan studies, Buryat Scientific Center of Russian Academy of Science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.