рыночного механизма воспроизводства инновационных отношений, уменьшении степени государственного участия в производстве инноваций, изменения его форм и способов. Представляется целесообразным решение данной проблемы, во-первых, путем разграничения инноваций по глубине вносимых ими изменений и определения в зависимости от их уровня государственного или рыночного начала как регулятора инновационной деятельности (эффект двухслойности, или эффект Тобина), во-вторых, через ини-
циирование государством конкуренции в сфере инновационных отношений, в-третьих, посредством заключения контрактных отношений государственных и негосударственных структур, а также использования потенциала некоммерческих организаций. Любой вариант оппортунистического поведения субъектов инновационных отношений ведет к усилению инертности социальной сферы и торможению темпов экономического роста.
Поступила в редакцию 19.02.2007 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
М.Д. Абдрахманов
Abdrahmanov M.D. Additional pension provision as a tool of social management in branch complexes (exemplified by Tatarstan Republic). By means of non-state pension funds an enterprise realizes the following: attraction of competent workers and preservation of the valuable staff, motivation of the staff and corresponding increase of its work productivity, economic efficiency of investment in human resources at the reasonable policy of tax payment, expansion of the proprietary status of workers. Non-state pension funds are the effective mechanism of association of interests of enterprise workers and administration.
Решение социальных задач в современном российском обществе имеет первостепенное значение. Переход России к рыночному хозяйству сопровождался резким падением жизненного уровня населения. Это характерно для многих стран, но только на первом этапе строительства ими рыночной инфраструктуры. Однако в России этот этап явно затянулся. В стране, вступившей уже во второе десятилетие рыночных отношений, за чертой бедности живет по разным оценкам от 13,5 до 22 % населения. В настоящее время ситуация такова, что доходы тех 10 процентов населения, которые составляют самую богатую его часть, по официальной статистике в 14 раз выше доходов тех 10 процентов населения, которые составляют его самую бедную часть1.
Становится очевидным, что без решения социальных вопросов не может быть политической и экономической устойчивости,
1 Рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ.
инновационного пути развития, структурных изменений в экономике.
Отечественная система социального менеджмента находится в процессе становления. В Российской Федерации господствует олигархическая модель корпоративной социальной ответственности, согласно которой бизнес самостоятельно определяет меру своей ответственности за социальное развитие общества.
Системе негосударственного пенсионного обеспечения - это инструмент социального менеджмента, деятельность которого направлена на реализацию задачи обеспечения населения негосударственными пенсиями, или, другими словами, на формирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств и выплату негосударственных пенсий участникам. Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе, в дополнение к государственной пенсии.
В рыночной экономике негосударственные пенсионные фонды выполняют двоякую
роль. Являясь элементом финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры, они аккумулируют пенсионные взносы, которые осуществляются, как правило, на протяжении длительного временного периода и составляют значительный источник долгосрочных инвестиций в экономику. Пенсионные фонды с помощью поступающих к ним в форме взносов денежных средств приобретают самые разнообразные активы, выступая в роли института коллективного инвестирования.
Одновременно негосударственные пенсионные фонды выполняют важную социальную роль, оказывая дополнительную финансовую поддержку работникам, вышедшим на пенсию. Как показывает хозяйственная практика, высокоэффективная, а следовательно, прибыльная деятельность предприятия в основном зависит от людей, которые работают на нем: это и наличие высококвалифицированных специалистов и талантливых работников, и слаженность коллектива, и хорошие деловые отношения с администрацией. Успешная кадровая политика предприятия позволяет ему процветать в условиях рыночной конкуренции и экономить финансовые ресурсы, связанные с решением проблемы текучести кадров.
В свою очередь предприятие с помощью негосударственных пенсионных фондов реализует следующие интересы: привлечение компетентных работников и сохранение ценных кадров, мотивацию персонала и соответствующее повышение производительности его труда, экономическую эффективность вложения в человеческие ресурсы при разумной политике выплаты налогов, расширение собственнического статуса работников.
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды являются действенным механизмом объединения интересов работников и администрации предприятия.
С самого начала развития российских НПФ выявились две основные модели их деятельности: открытые и корпоративные фонды. Первые ориентировались на свободный рынок - либо на отношения с физическими лицами, выступающими одновременно в качестве вкладчика и участника, либо на заключение договоров с фирмами-работода-телями, не связанными с данным фондом учредительскими отношениями и выбирающи-
ми себе партнера для дополнительного пенсионного обеспечения по рыночным критериям (профессионализм, финансовая устойчивость, доходность и надежность вложений, четкость исполнения обязательств по выплатам ит. п.)
По состоянию на 1 октября 2006 г. в России имеется около 259 лицензированных НПФ, их активы составили более 385,6 млрд руб., в т. ч. около 307,7 млрд руб. пенсионных резервов, число участников НПФ превышает 6,1 млн человек, сумма выплаченных пенсий за 2005 г. составила более 7,5 млрд руб.
В то же время социальная значимость негосударственных пенсионных фондов пока невелика. На одного участника приходится в среднем 62,3 тыс. руб. пенсионных резервов. Средняя сумма выплаченных за 9 месяцев 2006 г. пенсий составила 9,53 тыс. руб. на одного человека, или примерно 1060 руб. в месяц. Доля пенсионных резервов в ВВП -около 1,6 %, что также крайне мало.
Многие фонды в настоящее время работают на сбор пенсионных взносов, а не выплату пенсий. По отчетным данным, за 9 месяцев 2006 г. пенсионные выплаты произвели 194 негосударственных пенсионных фонда, или 74,9 % от общего числа.
В Республике Татарстан по состоянию на 1 октября 2006 г. проживают 982,6 тыс. получателей пенсий (около 26,1 % от общей численности населения). Размер базовой части трудовой пенсии по старости составлял 1109,6 руб., а средний размер пенсии по Республике Татарстан - 2692,2 руб., или 135,4 % от прожиточного минимума пенсионера.
В результате предпринимаемых мер в области повышения уровня жизни населения стабильно растет количество получателей пенсий в максимальном размере (23,3 % от общей численности пенсионеров), а численность пенсионеров, получающих минимальную пенсию, ежегодно уменьшается (составляет 0,7 % от получателей пенсий по состоянию на 1 октября 2006 г.).
Значения основных социальных индикаторов уровня жизни населения в области пенсионного обеспечения составили по состоянию на 1 октября 206 г.:
- соотношение минимального размера гарантированного государством дохода (с учетом назначенной месячной пенсии, ежемесячных денежных выплат, льгот, субсидий
малообеспеченным) и прожиточного минимума пенсионера - 1,39 раза;
- соотношение среднего размера гарантированного государством дохода (с учетом назначенной месячной пенсии, ежемесячных денежных выплат, субсидий-льгот) и прожиточного минимума пенсионера - 1,86 раза.
Показатель, характеризующий уровень жизни пенсионеров, - отношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера, - в Республике Татарстан один из самых высоких среди регионов Приволжского округа Российской Федерации и составляет 137,7 %'.
Система негосударственного пенсионного обеспечения республики еще значительно уступает государственному пенсионному обеспечению. Говорить о присутствии достаточно мощной системы НПО в республике можно будет тогда, когда она по своим показателям хотя бы приблизится к 50-процентному уровню государственной системы.
В Республике Татарстан функционируют семь негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на право осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению: Национальный негосударственный пенсионный фонд (ННПФ), НПФ «Волга-капитал», НПФ «Бер-сил», НПФ «Казанский вертолетный завод», НПФ «Первый промышленный альянс», НПФ «Право», НПФ «Партнер».
Особенностью регулирования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Татарстан являлось создание на первоначальном этапе реформ в республике собственной нормативной правовой базы по негосударственному пенсионному обеспечению.
В 2005 г. разработана Программа развития республиканской системы негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Татарстан на период до 2010 г., основными направлениями которой на предстоящий период стали:
- совершенствование нормативной правовой базы развития системы НПФ;
- определение роли государственных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций и объеди-
1 Рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ.
нений работодателей в поддержке развития НПФ;
- обеспечение защиты прав вкладчиков и участников системы НПФ, увеличение прибыльности частных пенсионных вложений;
- поэтапное дополнительное пенсионное обеспечение работников бюджетной сферы за счет средств муниципальных образований и бюджета Республики Татарстан;
- целевая работа с предприятиями по заключению договоров негосударственного пенсионного обеспечения работников, включение условий негосударственного пенсионного обеспечения в коллективные договоры и трехсторонние соглашения;
- разработка механизма привлечения средств негосударственных пенсионных фондов в экономику Республики Татарстан (путем выпуска специальных государственных и муниципальных ценных бумаг для направления средств, полученных от размещения облигаций, в реальный сектор экономики под соответствующие гарантии республиканских и местных органов власти);
- формирование положительного имиджа негосударственных пенсионных фондов и обеспечение популяризации идеи негосударственного пенсионного обеспечения среди работодателей и работников с широким привлечением средств массовой информации.
Существенным недостатком республиканской системы негосударственного пенсионного обеспечения в настоящий момент является то, что в результате проведения административной реформы в республике отсутствует полноценный орган ее регулирования.
В соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством к размещению пенсионных резервов НПФ, реально до 50 % указанных средств может размещаться в финансовые инструменты Республики Татарстан. Кроме того, учитывая устойчивую тенденцию снижения ставки по депозитам, можно прогнозировать перевод некоторой части сбережений населения из коммерческих банков в систему НПФ. В среднесрочном периоде доля населения, обратившаяся к системе накопления на базе НПФ, может охватить до 2-3 % населения республики. По предварительной оценке, годовой размер пенсионных взносов от данных групп потенциальных вкладчиков
может составить 750 млн руб., в том числе по частным вкладчикам - до 150 млн руб.
ОАО «Татнефть» является лидирующей компанией в республике в области социального менеджмента. Компания работает на территории 22 районов республики, в каждом из которых реализует социальные проекты, вкладывая значительные средства в строительство, ремонт и реконструкцию социальных объектов.
Предприятия топливно-энергетического и нефтехимического комплексов характеризуются развитой системой социального менеджмента в целом и дополнительного пенсионного обеспечения, в частности, с положительной динамикой.
По сравнению с нефтегазохимическим и топливно-энергетическим комплексами социальный менеджмент в машиностроительном комплексе менее развит и ориентирован в основном на внутренние программы, т. е. на развитие кадрового потенциала.
Таким образом, несмотря на опережающие темпы роста, негосударственное пенсионное обеспечение в машиностроении еще отстает от среднего уровня по республике. Отчасти это связано с тем, что предприятия машиностроительного комплекса из-за своего тяжелого экономического положения позднее включились в систему негосударственного пенсионного обеспечения.
Поступила в редакцию 19.02.2007 г.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В СИСТЕМЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Т.К. Абдуллаева
Abdullaeva T.K. Food-stuffs logistic examination in the wholesale trade system. Positive influence of food-stuffs logistic examination on development of market-focused commercial activity is proved.
Разрыв хозяйственных связей, кризис неплатежей, трудности, испытываемые сельскохозяйственным производством, не способствуют формированию цивилизованного продовольственного рынка. Важнейшими направлениями решения продовольственной проблемы являются активизация деятельности отечественных товаропроизводителей в каждом регионе, разработка государственных программ по их поддержке. Для улучшения работы предприятий продовольственного комплекса целесообразно развивать ры-ночно ориентированную коммерческую деятельность, что делает особенно необходимым применение логистики. Это позволит сократить издержки, улучшить качество обслуживания потребителей, а в конечном счете, будет способствовать повышению конкурентоспособности фирм и увеличению прибыли.
Недостаточное внимание к применению логистических методов неизбежно приводит к излишним материальным и финансовым
затратам по продвижению продовольственных товаров. Разработка научно-практических предложений по активизации коммерческой деятельности и развитию инфраструктуры оптового продовольственного рынка на основе использования инструментария логистики не может быть осуществлена без тщательного профессионального изучения конъюнктуры современного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Хозяйственная конъюнктура в широком смысле включает следующие области, обладающие количественными и качественными характеристиками:
- производственный потенциал и его элементы, включая производственные ресурсы и максимальный выпуск продукции, отраслевую и воспроизводственную структуру хозяйства;
- рынок, его емкость и структуру, т. е. характеристики реализуемой продукции, а также факторы, формирующие рынок,