Научная статья на тему 'Дополнительное образование взрослых как способ решения социальных и нравственных проблем общества'

Дополнительное образование взрослых как способ решения социальных и нравственных проблем общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3131
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADDITIONAL ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Староверова Н. А.

Представлена актуальность вопроса дополнительного образования взрослых как возможного влияния на социальную и нравственную ситуацию общества. Рассмотрено несколько примеров «неформального» дополнительного образования для взрослых, показаны возможные пути его более широкого использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presents actual the issue of additional adult education as apossible impact on social and moral situation in society. We consider several examples of "informal" further education for adults, shows the possible ways of its wider use.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование взрослых как способ решения социальных и нравственных проблем общества»

Н. А. Староверова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: дополнительное образование взрослых.

Представлена актуальность вопроса дополнительного образования взрослых как возможного влияния на социальную и нравственную ситуацию общества. Рассмотрено несколько примеров «неформального» дополнительного образования для взрослых, показаны возможные пути его более широкого использования.

Keywords: additional adult education.

Presents actual the issue of additional adult education as apossible impact on social and moral situation in society. We consider several examples of "informal" further education for adults, shows the possible ways of its wider use.

Актуальность исследования определяется особым значением, которое приобрело дополнительное образование взрослых в России и в мире в последнее время. В нашей стране оно связано с коренными социально-экономическими трансформациями в обществе. Наряду с быстрым устареванием, прежде всего технических знаний и производственных технологий, усиливающейся социальной динамикой, свойственным всем развитым странам, вводятся новые системы хозяйствования и управления. Реорганизация отечественной экономики и общества в целом приводит к реструктуризации производственных отраслей, значительным изменениям на рынке труда, сокращению ряда традиционных рабочих мест, появлению новых профессий и выставлению дополнительных требований уже имеющимся. В ответ на новые потребности рынка усиленно развивается дополнительное образование взрослых, которое переключается в режим разнообразной и мобильной системы образовательных услуг, интеграции традиционно сложившейся системы с учебными заведениями нового типа.

Преимущества современной системы дополнительного образования взрослых состоят в ее мобильности, быстром отклике на меняющиеся потребности в квалифицированных кадрах, реализации актуализированных потребностей личности. Она является важнейшей частью реформирования всей образовательной системы общества, однако важность этого образовательного направления остается неоцененной в должной мере и его развитие имеет во многом стихийный характер.

В отечественной педагогической теории дополнительное образование взрослых традиционно рассматривалось как вспомогательное, дополняющее полученное ранее основное образование. Исторически и до недавнего времени оно действительно выполняло компенсирующую, факультативную, функцию. Теперь ситуация начинает меняться: дополнительное образование превращается в одну из ведущих форм социальной активности человека и важнейшую сферу деятельности общества, при этом основное образование выступает главным условием и предпосылкой дальнейшего развития личности. Важно и то, что в системе дополнительного образования взрослых про-

исходят интенсивные процессы разработки новых моделей обучения, формирования инновационных педагогических технологий, которые затем распространяются на другие звенья образовательной системы.

Важность теоретического обоснования развития дополнительного образования взрослых особенно ясна в контексте новых, утвердивших себя во всем мире педагогических идей - непрерывного образования и человекоцентризма, которые должны стать основой современной трактовки дополнительного образования взрослых. Превращение конечного образования в непрерывное, что становится всеобщей тенденцией, требует переосмысления целей, и назначения дополнительного образования взрослых. В настоящее время оно представляет собой одну из главных форм реализации этой идеи. С переходом к непрерывному образованию дополнительное образование взрослых не может более рассматриваться как некое прибавление к основному образованию, а становится жизненной необходимостью для каждого социально активного члена общества.

Учет личностно-ориентированной модели образования дает реальную возможность «повернуть» ранее во многом обезличенную систему повышения квалификации с ее «плановой» регулярностью к человеку и рассматривать дополнительное образование взрослых в качестве способа осознанной реализации личностью ее жизненно значимых проектов. Широкое развитие этого направления вызвано актуализированными потребностями самого взрослого человека в продолжение своего образования, обусловленными, в свою очередь, значительными социальноэкономическими и культурными изменениями в обществе.

В силу перечисленных причин следует говорить о необходимости коренного переосмысления роли, функций и места дополнительного образования в образовательном пространстве общества.

Однако ввиду интенсивных социальноэкономических процессов, сопровождающих становление новой государственности в России и в контексте острейших проблем основного образования утверждение необходимости приоритетного развития дополнительного образования взрослых, может пока-

заться недостаточно убедительным. Анализ образовательных систем за рубежом позволяет выявить состояние и тенденции его развития в странах, которые находятся в более благоприятных социальноэкономических условиях, где образовательные тенденции не затушеваны острыми социально-

экономическими процессами и поэтому проявляются наиболее отчетливо. Тем самым предполагается убедиться, что развитие дополнительного образования взрослых - общий путь цивилизованных, индустриально развитых стран, к которым относится и современная Россия.

Теоретический сопоставительный анализ общемировых тенденций в образовании представляет большой интерес для отечественной науки, в контексте интеграции российского образования в мировой образовательный процесс с целью поиска оптимального решения стоящих перед педагогическим сообществом задач.

В развитых странах мира в последние годы проводятся большие образовательные реформы в ответ на необходимость «сделать образование в течение всей жизни человека доступным для всех» (OECD, 2003), идет интенсивная теоретическая разработка проблематики дополнительного образования взрослых, усилился поток публикаций. По мнению ведущих американских экспертов, дополнительное образование взрослых характеризуется: «приводящим в замешательство множеством программ, учреждений и персоналом, работающим, чтобы помочь взрослым в их обучении», а по материальным затратам превосходит начальную, среднюю и высшую школу вместе взятые (R.CafFareJJa, Sh Merriam).

История российского образования представляет собой процесс взаимодействия основного и дополнительного образования, занимающих большую или меньшую часть всей образовательной сферы в зависимости от конкретных исторических условий и образовательных потребностей. Будем иметь в виду, что понимание особенностей и роли основного и дополнительного образования в разное время менялось, и современное понимание может отличаться от прежнего.

В российской истории имела место сложная картина взаимодействия не только трех основных социальных субъектов образовательного процесса (церкви, государства и общества), но и стоящих за ними сословий, каждое из которых имело собственные интересы и образовательные потребности и ожидало особых условий их удовлетворения. Таковыми являлись помещики, купечество, промышленники, разночинцы, позднее -крестьянство, женщины, национальные и конфессиональные группы. Еще позже тон стали задавать нетрадицион-

ные профессиональные группы, проводившие свою образовательную политику через министерства и ведомства. "Следы" дополнительного образования

можно найти на любом из этапов отечественной истории; фактически оно возникло и развивалось вместе с основным.

Образование в допетровской Руси носило религиозный характер; священник был учителем людей

всех возрастов: его обязанность - "учить малых детей в доме, а всех - в храме". К священнику шли прихожане со своими жизненными проблемами, от него ожидали совета, ободрения, нравственной поддержки. Это нельзя назвать образованием в собственном смысле, поскольку основное обучение шло через повседневную жизнь прихожан, их нравы и традиции, а священник по сути дела выступал представителем иного образования - дополнительного по отношению к образу жизни большинства верующих. Данное дополнительное образование отвечало на духовные потребности населения, - которые выходили за рамки повседневных забот и не удовлетворялись в практической жизни.

Одним из главных условий разделения образования на основное и дополнительное, условием формирования у человека потребности в дополнительном образовании, выступило появление педагогических систем с их монистической и монологической позицией учителя как представителя определенной педагогической истины.

Со времен Петра I церковно-приходскую школу и училище сменяет и становится доминирующей светская, государственная школа, перед которой ставится задача воспитания работника, служащего, гражданина, а основным содержанием образования становятся светские, научные знания. В 1714 году были открыты цифирные школы для детей от 10 до 15 лет всех сословий, кроме однодворцев. Они просуществовали недолго, однако школа, преследующая государственные интересы и решающая государственные задачи подготовки служилых людей, в других формах продолжала развиваться по мере укрепления светского государства, все более и более вытесняя дьячковские школы и мастеров грамоты в сферу крестьянского сословия и ограничивая область их распространения.

В других сословиях (дворянском, купеческом) потребность в дополнительном образование, как отличном от государственного и церковного, так же не исчезла, и удовлетворялась посредством семейного воспитания и обучения в частных, главным образом, иностранных, пансионах. П. Ф. Капте-рев писал, что при Екатерине II велась борьба со старыми дьячковскими школами и частными пансионами, в которых учили плохо, поскольку большинство учителей-иностранцев были не только не педагогами, но и малообразованными, а, то и невеждами. Однако государственных школ было мало, а на частные был постоянный спрос. Отметим, что именно домашнее, частное, по сути, дополнительное образование явилось той базой, на которой стало возможным создание в 1755 году Московского университета. Достаточно длительная история выяснения отношений между государственными и частными учебными заведениями предшествовала реформе образования 1804 года, задуманной еще при Екатерине II и призванной разрешить противоречия между государственными и частными учебными заведениями в пользу первых. Это стало возможным за счет снятия ограничений (сословных, национальных) и создания преемственности различных ступеней обра-

зовательной системы (приходское и уездное училище, губернская гимназия, университет). В последующем тенденция к преобладанию государственной школы над школой частной усилилась и стала еще более явной. Был также утерян всесословный характер образовательной системы, придававший ей открытость и преемственность ступеней.

Необходимость в дополнитель-

ном образовании возникает по все более многочисленным причинам - таким, как содержание образования (классическое или реальное, религиозное или светское), сословность образования, национальность учащегося, профессиональная квалификация учителя, ограниченные финансовые возможности государства в открытии новых учебных заведений. Другими словами, чем более жесткой и разносторонней становилась деятельность государства по контролю, регламентации и ограничению возможностей получения того или иного вида образования, удовлетворению той или иной образовательной потребности, тем больше причин способствовало развитию дополнительного образования.

Лишь в 1857 году было разрешено открытие частных школ и пансионов, что возвестило начало нового этапа развития российской школы - периода общественной педагогики. Дополнительное образование в период общественной педагогики. Этот период открывается статьей Н.И. Пирогова "Вопросы жизни" (1856 г.)[1], получившей огромный резонанс в обществе. Статья вызвала самые противоречивые суждения и положила начало обсуждению вопросов образования в новой общественной ситуации, которая возникла вместе с окончанием николаевской эпохи и началом социальных реформ. По этому поводу П. Ф. Каптерев писал: "Новая русская педагогика вступила в борьбу с прежней государственной, с ее односторонностью. Против основного догмата государственной педагогики - задача воспитания заключается в подготовке законопослушного верноподданного сообразно его сословию - новая педагогия выдвинула коренное положение: воспитание и образование в своей сути общечеловечны и их задача подготовка человека". [2] Однако противопоставление общего образования профессиональному было оправданным лишь в начале социальных реформ. Последовавший затем промышленный и культурный подъем обусловил необходимость подготовки работников, знающих свое дело, профессионалов, специалистов. Классическое, формальное образование все более теснилось реальным, профессиональным. В ходе начавшейся вскоре полемики о народной школе и национальной образовательной системе выявилась недостаточность и непроработанность общечеловеческого идеала воспитания и образования. Одной из форм развития дополнительного образования стали в этот период воскресные школы, целями и задачами которых были воспитание и обучение грамоте. Они не имели каких-либо определенных средств для своего существования, помещений для занятий, стабильного преподавательского персонала, даже определенных учащихся. Внутренняя организация этих школ строилась на принципе гуманности; школы

управлялись собранием преподавателей, на которых решались все хозяйственные и педагогиче-

ские вопросы; особое внимание уделялось тесным связям между учащими и учащимися, ради чего исключались всякие наказания, необходимые внушения делались всем, а не провинившимся; методы обучения создавались самими учителями на основании существующих руководств; школы имели общеобразовательный характер и тем отличались от воскресных школ Западной Европы как конфессиональных учреждений. Воскресные школы представляются первым проявлением общественного движе-

ния, имеющего целью удовлетворение образовательных потребностей населения в форме, отличной от государственных школ. Будучи порождением духовного порыва передовой российской общественности, вдохновляемой идеей народного просвещения, воскресные школы способствовали удовлетворению общественной потребности не только учиться, но и учить. Они выступали формой образования, альтернативной государственной, формальной, и тем самым были первым проявлением массового дополнительного начального образования. Однако в 1862 г. воскресные школы были закрыты "впредь до преобразования". Как было указано в высочайшем повелении, " в последнее время обнаружено, что под благовидным предлогом распространения в народе грамотности, люди злоумышленные покушались в некоторых воскресных школах развивать вредные учения, возмутительные идеи, превратные понятия о праве, собственности и безверии"[3]. В истории дополнительного образования особое место занимает период конца XIX

- начала XX века, характеризующийся бурным развитием "вольной" российской школы как негосударственной системы образования, учебные заведения которой являлись частными или общественными.

Ещё одним немаловажным фактором, обуславливающим объективную необходимость в развитии дополнительного образования, было содержание образования. Содержание образования отражало и выражало интересы сословий и оставалось основной проблемой образования на всех этапах его развития. Неудивительно, что оно постоянно оказывалось предметом споров и разногласий. В допетровские времена содержание образования определялось необходимостью "править церковный чин", совершать службы и обряды в известном порядке, нести в мир Слово Божье. В период петровских реформ проблема содержания образования решалась в отношении светского и религиозного направлений. Светское означало, прежде всего, пригодное для государевой службы. В начале XIX века проблема содержания определяется борьбой сторонников классического и реального образования. Начиная с пятидесятых - шестидесятых годов, проблема общего и профессионального образования приобретает небывалую остроту и становится одной из самых животрепещущих, в значительной степени определяя развитие негосударственного, дополнительного образования. С одной стороны, лучшими представителями общества провозглашается, что истинный идеал образования есть общее образование, развитие всех нравственных

человеческих способностей, всех его высоких и благородных стремлений. Потребность учиться, образовываться и просвещаться должна стать такою же инстинктивною потребностью общества, как потребность питаться. Это положение созвучно современной идее, о непрерывности образования и образовании как форме жизнедеятельности личности и общества. С другой стороны, звучали не менее убедительные доводы. Каждое сословие стремилось обучать своих детей тому, что необходимо в их жизни, то есть получить образование сословное. Обучение отрывало молодежь от обычной жизни, лишало семью помощника, что было особенно чувствительно для крестьянского и купеческого сословия, где дети с малых лет принимали участие в домашних делах и где эта жертва должна быть возмещена как можно скорее. Купеческая, а тем более крестьянская семья не могла позволить себе длительное обучение без гарантии его практической пользы. Заметим, что одной из причин длительного существования крестьянских домашних школ и предпочтения, которым они пользовались по сравнению с государственными, была их приспособленность к условиям жизни учащихся: обучение происходило в основном в зимнее время, когда сельхозработы сведены к минимуму. Какая польза в общем образовании? Зачем учиться тому, из чего нельзя извлечь практической пользы? Эти вопросы не утратили своей актуальности и в современном обществе. П. Ф. Каптерев [2] выделил целый ряд причин господства прикладного образования, и слабого развития общего: природная ограниченность

ума, врожденная слабость и односторонность способностей учащихся; недостаток материальных средств, заставляющий как можно скорее зарабатывать свой кусок хлеба; убеждение, что вредно выводить людей с помощью высшего образования из той сферы понятий, привычек и занятий, в которой они родились; жизненные потребности общества в ограниченней, прикладной и односторонней деятельности большинства его членов; особенности некоторых специальных занятий, требующих изучения с самого раннего возраста; сословные и другие предрассудки, поверья и предубеждения отцов и целого общества; постоянно увеличивающийся объем научного материала, больше способствующий специальному, нежели общему образованию; опасность поверхностности последнего, тогда как в специальном образовании ум сосредоточивается на одной категории предметов; некоторая неясность пользы общего образования, из которого нельзя сделать "непосредственного приложения". Нетрудно убедиться, что каждая из причин по-разному отражала интересы различных социальных слоев и групп и для одних являлась значимой, для других - несущественной. В результате возникала сложная мозаика разнонаправленных интересов. Развитие сферы образования и его содержание начинает определяться не столько усилиями министерства просвещения, сколько непосредственно заинтересованными потребителями подготавливае-

мых выпускников: военными ведомствами, министерствами внутренних дел, торговли и промышленности, земледелия, министерством юстиции, путей сообще-

ния, купеческим сообществом. Существовавшие

учебные заведения оказывались неспособными обеспечить удовлетворение возрастающих образовательных потребностей все больших масс взрослого населения. По этой причине возникает дополнительное, внешкольное образование взрослых; соотношение основного и дополнительного образова-

ния приобретает новые измерения. Внешкольному образованию посвятили свои исследования такие видные деятели отечественного образования, как В. П. Вахтеров[4], В. И. Чарнолуский [5], Н. А. Руба-кин[6], Е. Н. Медынский[7] и др. В рассматриваемый исторический период соотношение государственного и общественного, частного образования выступало фактически как отношение основного (формального) и дополнительного образования.

В современном обществе мы наблюдаем похожую картину, когда дополнительное образование позволяет человеку приобретать знания, которые ему необходимы «здесь и сейчас» для решения конкретных профессиональных или личных проблем.

Для того чтобы определиться с основными понятиями в сфере дополнительного образования в нашем обществе приведем выдержку из «Федерального закона о дополнительном образовании»:

дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательноинформационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование;

общее дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний;

профессиональное дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня.

Профессиональное дополнительное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку;

повышение квалификации - обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач;

профессиональная переподготовка - приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования;

стажировка - закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей;

дополнительная профессиональная подготовка - совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку;

самообразование - форма освоения дополнительных образовательных программ при минимальной организации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических работников;

дополнительные образовательные услуги -деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;

образовательное учреждение дополнительного образования - образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;

организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, - некоммерческая организация (в том числе общественная организация (объединение), основной уставной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы;

образовательно-информационная деятель-

ность - деятельность, направленная на оперативное удовлетворение потребностей человека в получении информации о достижениях в различных областях знаний, в том числе способствующая повышению его образовательного уровня (статья 1)».

Таким образом, даже в данном законе звучит две сферы деятельности это общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование. Для проводимого исследования больший интерес представляет именно общее дополнительное образование, так как оно позволяет более полно увидеть потребности человека в духовном и нравственно-

этическом развитии.... Если проанализировать жизнь взрослого человека в современном обществе, то становится ясно, что создаваемые нагрузки делают его существование достаточно сложным и стрессовым. В связи, с чем появляется достаточно много социальнонравственных проблем нашего общества, в частности алкоголь, наркотики и т.д. И в результате решение этих проблем может протекать в нескольких направлениях - медикаментозное лечение, влияние силовых структур, психологическая и духовная помощь. Третье направление во многом можно отнести именно к области интересов общего дополнительного образования.

Итак, прежде всего, необходимо внести оговорку, что рассмотренный выше исторический аспект развития дополнительного образования, имеет некоторые слабые стороны, и планируется внести поправки, которые будут раскрывать развитие несколько иного неофициального дополнительного образования, которое всегда есть в обществе оно альтернативное, и представляет собой своего рода «андеграунд образования». Я имею в виду, так называемые «группы по интересам», которые встречаются в каждом обществе, в них часто объединяются именно взрослые люди, и их целью является изучение каких-то новых идей, учений, саморазвитие, взаимопомощь в решении личных проблем и т.д.

Например, историческая справка: «Евангельское пробуждение на Кавказе появилось в среде так называемых «молокан», вышедшей из православных раскольников. Молокане Кавказа, изучая Писание, пришли к мысли о необходимости крещения по вере, покаяния, обращения и возрождения. 20 августа 1867 г. на реке Куре Мартин Кальвейт совершил обряд водного крещения над тифлисским купцом Никитой Ворониным. Этот день считается днем рождения русского баптизма. Через год уже образовалась русская баптистская община из шести человек крещенных по вере. 9 апреля 1871 г. еще четыре человека присоединились к общине через крещение. В 1875 г. тифлисская община решила послать В.Г. Павлова в Гамбург в организованную И. Онкеном баптистскую богословскую семинарию. Так появился и организационно оформился кавказский баптизм. В этот же период зародилось евангельско-баптистское движение в Петербурге. Здесь оно возникло в среде высшей аристократии. Все началось с проповеди английского лорда Г. Редстока в 1874 г., который приехал в Россию по приглашению Е.И. Чертковой - вдовы генерал-адъютанта Черткова, одного из героев Отечественной войны 1812 г. Г. Редсток начал свои проповеди-беседы в салонах высшей знати. Среди новообращенных были граф М. Корф, княжна Н. Ливен, граф А. Бобринский и один из богатейших дворян России В. Пашков. После вынужденного отъезда лорда Редстока из России М. Корф и В. Пашков стали проводить в своих дворцах молитвенные собрания, куда приглашали не только знать, но и простых людей. Так в в Петербурге появилась община баптистского толка, под руководством В. А. Пашкова» [9]. В настоящее время это одна из христианских конфессий, которая есть в России, и только в РС ЕХБ насчитывается около 2тыс

церквей и 80 тыс. верующих, на первый взгляд, кажется, что в масштабах России это не очень много, но это только один из союзов, а их десятки.

Почему это представляет интерес при изучении дополнительного образования? Хотя бы потому, что учение евангельских-христиан баптистов нереально без домашних встреч для изучения Библии и взаимного наставления в христианской вере и жизни. И это один из примеров неформального дополнительного образования, которое присутствует в обществе, влияет на его морально-нравственный облик, но формально «не посчитан и не замечен».

Или другой вариант группы «12 шагов» анонимные наркоманы, алкоголики, их семьи. Встречи этих групп, так же проводятся не официально, они не требуют отчетности, они именно анонимны, туда приходит любой желающий, и они влияют на выздоровление нашего общества, через тех людей, которые в нем присутствуют. Изменяя жизнь конкретных людей, мы меняем жизнь всего общества.

Какие вопросы мы задаем себе в данном исследовании. Прежде всего, что приводит взрослых людей на подобные группы? Почему каждый конкретный человек, принимает решение присоединиться на различные тематические курсы, рассматривающие религиозные или психологические вопросы? Что должно присутствовать на данных учебных группах, чтобы человек остался? Что необходимо донести до людей, и как, для того, чтобы жизнь этих людей изменялась, чтобы они ощутили пользу от посещений данных курсов?

В исследовании рассматривается несколько видов доп. образования:

- Центр Подготовки лидеров в Церкви;

- семинар «7 Основных жизненных Принципов»;

- женская группа «12 шагов»;

В первом случае целевая группа для обучения

- мужчины, от 25 лет. Обучение в двух формах, во-первых, малые группы, во-вторых, рабочие конференции для руководителей. Предполагается, что обучающийся самостоятельно по учебному пособию и учебнику изучает заданный материал, и в дальнейшем участвует в обсуждении на малой группе (6-12 человек). Кроме того, ему предлагаются различные практические задания и проекты по изучаемому материалу. Так же проводятся 1 раз в 1-2 месяца рабочие конференции для руководителей, на которые приглашаются наиболее ответственные обучающиеся, и на данных конференциях прослушиваются и обсуждаются лекции о лидерстве, психологии общения, на Библейскую тематику, о взаимоотношениях в семье, об организации времени (планировании) и т.д. То есть мы можем видеть, что от обучающихся ожидается достаточно много усердия и посвященного времени. Понятно, что эти мужчины, у которых есть занятость на работе, в семье, и достаточно сложностей в наше непростое время, не уделяли бы столько времени на эти занятия, если бы не видели реальную пользу и помощь для своей жизни. В чем же может быть эта польза на таких курсах? Это может быть, определение своего места в этой жизни, люди обретают смысл сво-

его существования в служении Богу в служении в церкви. Кроме того, это помощь в организации своей жизни, в развитии взаимоотношений в семье (с женой и детьми). В своих отзывах, они отмечают, что услышанный материал помог им по новому взглянуть на взаимоотношения с женами и детьми, взять ответственность за благополучие семьи в полной мере. Это всё, заставляет задуматься о том, что подобные курсы, могут принести много пользы в оздоровлении нашего общества, и в частности его мужскую половину, потому что во многом такая проблемы как алкоголизм, безответственность и т.д. в большей степени затронули именно мужчин России.

Но понятно, что достаточно сложно привлечь людей сразу на такое плотное обучение, немного другая форма разовые семинары, когда понятны сроки, определено число встреч, нет каких-то заданий для личной проработки. Семинар, который был мной изучен, и в проведении которого я принимала участие, называется «7 жизненных принципов», он затрагивает такие вопросы, как принятие себя, отношение к власти, прощение (т.е. как просить прощения и прощать самим), отношение к деньгам и как бороться с дурными привычками. Всё это достаточно актуальные вопросы в наше время, когда средства массовой информации навязывают какие-то свои идеалы красоты и успеха, семьи рушатся из-за того, что жены не уважают мужей, а дети родителей, большинство семей страдает от пристрастия их членов к наркотикам, алкоголю, порнографии и т.д. То есть проблем много, но пока, к сожалению, нет тех структур, которые бы могли предложить реальное решение этих проблем. Моё мнение, что один из способов это проведение различных семинаров и курсов для всех желающих, на которые можно приглашать своё окружение, и где люди могли бы услышать альтернативные способы решения данных проблем. В частности на представленном семинаре предлагается объяснение и решение данных проблем с точки зрения христиан, на основании Библии. Участники семинара, в зависимости от принятого плана, могут встречаться каждый вечер в течении 2 недель, или раз в неделю в течении года, или просто выделить несколько дней и собраться где-нибудь в доме отдых, чтобы обсуждать рассматриваемый материал на протяжении дня, форм много. Главное что люди собираются и, просматривая лекции, обсуждают их, анализируют собственную жизнь, ищут выход из тех ситуаций, в которых они оказались. И это приносит плоды, опять же из наблюдения за участниками семинара, из их опыта я видела, что они получают, реальную практическую помощь и это их вдохновляло...

И наконец, третья группа, о которой я хочу написать это группа для химически зависимых, никто не будет отрицать, что сейчас это одна из самых актуальных проблем в России. Более того, я могу сказать, что именно среди женщин эта проблема неразлучна с другой, молодые девчонки, которые начинают употреблять наркотики, практически на 99 процентов, в дальнейшем, столкнуться ещё с одной проблемой -это проституция, потому что для них это самый простой способ заработать на дозу, и это прекрасно зна-

ют, те кто их подсаживает на наркотики. Не гласно, но всё-таки большая часть нашего общества, считает, что наркоманы, это уже потерянная часть общества и максимум что можно делать для них это бороться с поставками наркотиков и другое это реб. центры, где предлагается медикаментозное лечение и какая-то психологическая помощь. Но наиболее эффективным, всё-таки является комплексная работа с самими наркоманами и их семьями, где они бы сами учились решать те проблемы, которые у них возникают. А проблемы там на всех уровнях, это не способность решать конфликты, неспособность правильно определять свои чувства, выстраивать взаимоотношения с людьми и т.д. И на всех этих этапах им необходима помощь, консультация, то, что называют «обратной связью», просто понимание, что есть место, куда они могут придти и вновь попытаться всё начать сначала. Именно для этого существует программа «12 шагов», группы, которые по ней работают.

Таким образом три группы на которых проводится дополнительное образование для взрослых, каждая из них имеют свою целевую группу, каждая имеет свою специфику, ни одна из них не даёт ничего, что могло бы найти отражение в профессиональной сфере (в привычном для нас понимании), но каждая из них меняет мировоззрение и жизнь присутствующих на них людей.

На основании исследований, которые были проведены в данных группах и не только среди них, можно сделать следующие выводы: 1) кроме формального дополнительного образования, которое оговаривается в федеральных законах и находится на виду у гос. структур, всегда на протяжении истории России существовало ещё одно неформальное доп. образование в виде различных групп, на которых рас-

сматривались вопросы, актуальные для данной группы людей; 2) существование неформального дополнительного образования, во многом влияет на состояние общества независимо от основной идеологической ситуации; 3) знание того, что на данный момент, предлагают неформальные группы и предложение ответов на данные же вопросы, в форме приемлемой для целевых групп, может помочь оздоровить ситуацию в обществе, хотя бы в некоторых сферах. Литература

1. Вопросы жизни, Пирогов Н.И., «Морской сборник»/1856 г - №9.

2. Каптерев П.Ф. Антология гуманной педагогики./П.Ф. Каптерев - Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001 г. - 90с

3. «Дополнительное образование в России» (Исторический аспект) А. Митина, «Новые знания» 2000 г. -№ 2

4. Вахтеров В.П. «Избранные педагогические сочине-ния»/В.П.Вахтеров - М.: Педагогика. 1987 г - 64с.

5. Чарнолуский В. И. «Спутник народного учителя и деятеля народного образования»/ Чарнолуский В. И. - СПб., 1903 г - 40с.

6. Рубакин Н.А. «Как заниматься самообразовани-ем»/Рубакин Н.А - М: Сов.Россия,1962 г - 125с

7. Медынский Е.Н. «История педагогики» Учеб. для студ. пед. ин-тов./ Медынский Е.Н - М.: Просвещение 1982 г.

8. Федеральный закон "О дополнительном образовании" Принят Государственной Думой 16 июля 2001 года

9. С. Санников. Популярно о баптизме/ С. Санников (http://vau.at.ua/publ/istorija_cerkvi/istorija_baptizma/populj а то_о_Ьарйгте)

10. Маршунова Л.Д.. Дополнительное образование в современном мире/ Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №24. - С. 282.

© Н. А. Староверова - канд. техн. наук, ст. препод. каф. автоматизированных систем сбора и обработки информации КНИТУ, nata-staroverova@yandex.ru.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 10.02.12 по 10.03.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.