Н. А. Староверова
АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: андрогогика, образование взрослых, профессиональное обучение.
Представлена актуальность вопроса обучения взрослых. Приведены основные результаты исследования особенностей обучения взрослых в различных сферах образования. Так же представлены некоторые теоретико-методологические основания саморазвития личности, и изучение особенностей обучения взрослых в системе постдипломного образования.
Keywords: andragogics, adult education, training.
Presents the urgency of the issue of adult education. The basicfeatures of a study of adult education in various fields of education.Just present some theoretical and methodological foundation selfdevelopment, and to study the characteristics of adult learning in the postgraduate education.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда".
(древняя китайская мудрость)
Сегодня в России функционирование системы образования взрослых сопряжено с проблемами, проявляющимися во всех существующих формах. Во-первых, это касается остатков разрушенной в 90-х гг. подсистемы народного образования, ориентированной на взрослых (вечерние школы, вечерние университеты). Восстановить эту систему и переориентировать ее в соответствии с современными требованиями - задача непростая. Во-вторых, недооценивается роль дополнительного профессионального образования, подразумевающего систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Его государственная форма страдает отсутствием фактической поддержки соответствующих структур. Коммерческая же его форма ограничена в направлениях обучения исключительно конъюнктурными соображениями. Существование обеих форм связано с массой таких проблем, как замкнутость российской системы дополнительного профессионального образования, слабость его правовой основы, не изученность рынка образовательных услуг и особенностей слушателей при организации обучения и пр. [1]. Кроме того, необходимо восстановить статус и развить систему вне-формального и неформального образования взрослых (в соответствии с терминологией, принятой ЮНЕСКО), которые играют чрезвычайно важную роль в концепции непрерывного образования: интеграция всех форм образовательно-воспитательной деятельности составляет один из основных принципов этой концепции [2].
Проблемы самообразования как одного из путей образования взрослых порождаются рядом факторов, главными из которых являются дороговизна образовательных услуг, низкие материальные возможности основной массы населения и специфика менталитета россиян, для которых непрерывное образование пока не является осознанной ценностью [3,4]. Таким образом, становление и развитие образования взрослых как самостоятельной отрасли образовательной деятельности требует разрешения, как социально-экономических задач, так и изменения отношения к образованию в течение жизни.
В свете сказанного представляется научно обоснованной актуализация методологических основ концепции непрерывного образования, а также концептуализированной в трудах зарубежных и получившей развитие в работах отечественных ученых теории и практики обучения взрослых - андрагогики.
Андрагогика (наука, занимающаяся проблемами образования взрослых) появилась как отдельная часть педагогики сравнительно недавно. Тем не менее, образование взрослых имеет свои особенности, связанные с возрастными, психологическими, социальными характеристиками взрослых. В данной работе будет рассмотрен лишь один аспект андрагогики - профессиональное образование взрослых.
Во-первых: это повышение квалификации и переподготовки специалистов
производственной сферы; и во-вторых переподготовка специалистов, которые в настоящее время не находят применение своим знаниям в существующей экономической ситуации;
Очевидно, андрагогика может помочь людям в решении проблем отдельных видов безработицы. Притом при функциональной безработице улучить общее состояние способны различные курсы повышения квалификации, самообразование, интенсивные курсы без отрыва от производства и т.п. При структурном типе безработицы необходимы более «радикальные и долгосрочные меры» - переквалификация и связанные с нею большие денежные затраты.
Самое общее определение взрослого человека было дано специалистами UNESCO в 1976 г.: «Взрослый — всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит». В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение [1].
Понятие образование взрослых (adult education) охватывает собой весь комплекс непрерывных процессов обучения - как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов. С помощью, которых взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.
Под профессиональным обучением (training) подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того, чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека (lifelong education), в таком случае человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал.
Известный американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) сформулировал психологические особенности взрослых людей, выступающие предпосылками успешного обучения:
• люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;
• обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает;
• в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
• большая часть обучения достигается действием, при сохранении открытости опыту;
• самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе [3].
Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых людей (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергетикой человека, уменьшением
объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.
Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых [2]:
90% материала усваивается, во время обучения других, и немедленного применения знаний;
75% при практических действиях;
50 % при участии в дискуссионных группах.
Важно отметить, что все эти методы обучения преимущественно относятся к групповому обучению, на бизнес семинарах и тренингах. В высшей школе мы преимущественно используем лекции. Лекции, чтение, использование аудио- и видеоматериалов, а также различных представлений, позволяют усвоить материал на 5-30%.
Конечно же, это в первую очередь относится к взрослым людям, высшая школа изначально у нас была рассчитана на молодых людей, которые только что окончили школу и, следовательно, приспособлены именно к лекциям и работе с учебником. У людей, которых мы в данном случае относим к категории взрослых прошло значительное время после окончания среднего, среднего-профессионального или высшего учебного заведения и навык работы с учебными материалами уже утерян, и, следовательно, при построении учебного процесса необходимо идти к ним навстречу.
В процессе изучения данного вопроса были исследовано несколько групп обучающихся:
- группа подготовки руководителей учебных центров;
- группа студентов Казанского авиационно-технического колледжа (заочное обучение);
- группа свободного посещения для людей среднего и старшего возраста семинар «Основных Жизненных принципов»;
В первом случае использовалась система обучения, предусматривающая встречи один раз в 2 недели для обсуждения в форме дискуссии изученный дома материал; далее встречи раз в месяц для представления лекции и их немедленного обсуждения в минигруппах - все эти встречи сопровождались заданиями, которые позволяли применить изученный материал в кратчайшие сроки. При этом было замечено, что наибольшую сложность вызвала необходимость подготовки в домашних условиях, изучение и освоение материала учебника. При этом обучающиеся с удовольствием обсуждали эти темы на дискуссионных группах, и в процессе данного обсуждения происходило взаимное, обучение тех, кто был подготовлен и тех, кто пришёл с невыполненным заданием. Со стороны ведущего группы требовалось только правильно задавать вопросы и направлять дискуссию в нужное русло. Лекционных материал предоставлялся с использованием презентаций и слайдов и сразу же после завершения каждой лекции предлагались вопросы для их обсуждения, чтобы материал нашёл должное применение в жизни обучающихся. И кроме того проводился постоянный мониторинг применимости изучаемого материала в профессиональной сфере обучающихся руководителей. Это позволило 80% обучающихся достичь поставленных целей и организовать учебные центры в регионах России.
Во второй группе обучение проводилось в традиционной форме в виде сессий 2 раза в год, в течение которых представлялись лекции, практическая работа и контрольные задания. Как и в первой группе, основную сложность вызывает необходимость подготовки в домашних условиях, так как это требует сильной внутренней мотивации, которой не всегда хватает обучающимся студентам. Так как на заочной форме преимущественно обучаются уже взрослые люди, имеющие занятость на работе, семью и т.д., всё это сильно отвлекает от учебного процесса и обучение становится менее эффективным. Рабочая программа предусматривала только лекции и лабораторные работы (в информационном классе),
лекционное время для заочников сильно ограничено, лабораторные работы сильно
сконцентрированы и не позволяли в полном объеме обсудить рассматриваемый материал. Но при работе с данной группой было замечено, что при формировании атмосферы сотрудничества и диалога с обучающимися студентами, который позволял определить общие цели показать применимость и перспективы использования материала, который
рассматривался на лабораторных работах, успеваемость и продуктивность работы
увеличивались на 40-50%.
Третья группа свободного посещения, в ней была предоставлена возможность бесплатно обучаться на семинаре. Форма проведения семинара включала в себя сочетание лекций, проведение дискуссий в группах и домашние задания с использованием
рассмотренного материала, периодичность 1 раз в две недели по 2-3 часа. В процессе работы с данной группой было замечено, что главным побуждающим мотивом для посещения занятий оказалось влияние рассматриваемых на семинаре вопросов на жизнь слушателей, это побуждало их посещать занятия, несмотря на то, что они проводились в течение года и не давали перспективы каких-то профессиональных или материальных благ.
Из проведенного исследования было на практике выявлено, что наиболее эффективной представляется следующая форма работы с взрослыми, которую можно представить следующим образом «знать, быть, делать»
Знать - изучение теоретического материала с использованием различных методов, индивидуально подбираемых для конкретной группы, включающие в себя лекции, видеоматериалы, дискуссионные группы, семинары и т.д.
Быть - возможность общения и обмена личным опытом. Создание атмосферы сотрудничества и взаимного уважения, чтобы взрослые люди чувствовали себя участниками процесса обучения, а не сторонними наблюдателями.
Делать - возможность на практике, в кратчайшие сроки применить полученные знания. Планирование лабораторных и практических работ так, чтобы они позволили увидеть применимость полученных теоретических знаний на производстве или в личной жизни. Кроме того необходимо при планировании учебного процесса предусматривать занятия по теории обучения, чтобы изначально подготовить взрослых людей к работе с учебным материалом, напомнить навыки конспектирования, заучивания информации и т.д.
В ходе исследования мы уделили особое внимание теоретико-методологическим основаниям саморазвития личности, анализу научных теорий профессионального развития педагога, изучению особенностей обучения взрослых в системе постдипломного образования.
В настоящее время в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране и актуальностью вопроса переквалификации среди людей, потерявших работу, необходимо в высшей школе предусмотреть возможность организации обучения для взрослых, по методикам, максимально учитывающим их потребности. Кроме того необходимо помнить о том, что есть специалисты предприятий, которые нуждаются в повышении квалификации или переобучении. Все эти люди относятся как раз к рассматриваемой нами категории «взрослых» поэтому необходимо предусмотреть новые методы работы, позволяющие работать с данной категорией людей в направлениях повышения квалификации и переподготовки, учитывая существующие особенности.
Литература
1. Riegel K.F. Foundations of Dialectic Psychology/ Riegel K.F. - London: Academic Press, 1979.-415 p. 368
2. Louiet L.R.,(Eds.). Life-Span Developmental Psychology. Research and Theory/ Louiet L.R., Baltes P.B. - N.Y., Lnd., Academic Press, 1970.
3. Кавелин К.Д. Наш умственный строй./ Кавелин К.Д.- М.: Правда, 1989. - 653 с.
4. Ковардакова М.А. Взрослый как субъект обучения в системе непрерывного профессионального образования // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №3. - С. 103.
© Н. А. Староверова - канд. техн. наук, ст. препод. каф. автоматизированных систем сбора и обработки информации КНИТУ, [email protected].