Тянутова Е. А.
студентка 4 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Тамбов, Россия
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация: Статья посвящена истории развития дополнительного образования детей в России и его современному состоянию.
Ключевые слова: дополнительное образование, система, обучение, развитие.
Tyanutova E. A.
«Student areas of training «State and municipal management» Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration
Tambov, Russia
ADDITIONAL EDUCATION IN RUSSIA: HISTORY AND MODERNITY
Abstract: The article is devoted to the history of additional education of children in Russia and his current state.
Keywords: additional education, system, training, development.
В 2018 году мы будем отмечать 100-летие системы дополнительного образования. Для того, чтобы понять особенности этой системы, формирование и специфику работы руководителей и педагогов, необходимо обратиться к истории развития дополнительного образования.
Особенности системы внешкольного образования мы можем изучить по трудам В.А. Березиной, В.П. Голованова, Л.Ю. Кругловой и др. Учёные выделяют несколько этапов развития системы дополнительного образования школьников:
1. дореволюционный (внешкольное образование);
2. советский (внешкольное воспитание);
3. современный (дополнительное образование детей) [3; с. 69].
Дореволюционный этап - возникновение внешкольного образования
(1905 - 1917 гг.). Его первые формы - мастерские, дневные приюты для детей, спортивные площадки, оздоровительные колонии. Все эти учреждения были единичны и имели разные задачи. Одни вели культурно-просветительскую работу для малообеспеченных, другие создавали условия для развития и воспитания детей. Все эти формы работали на пожертвования и их деятельность строилась на принципах детского самоуправления, самореализации в различных видах деятельности, формировании у детей товарищества и ответственности.
После революции в 1917 году создаётся специальный отдел внешкольного образования. С этого года и по 1939 начинается период становления системы внешкольного образования (советский этап). Образование становится государственным и включается в общую систему народного просвещения. Появляются другие формы организации образования и воспитания детей, формируется научно-методическая база внешкольной работы, проводятся научные исследования и наблюдения за способностью личности, изучаются коллективные и групповые формы работы. Возникают станции юных техников, натуралистов, детские парки, дома культуры, детские спортивные школы.
В 20-30-х годах расширяется круг задач внешкольных учреждений. Начинается ликвидация неграмотности, организация досуга детей, развитие познавательных и творческих интересов школьников, обучение навыкам участия в общественной работе. В этот период выпускаются различные журналы, создаются новые организационные системы. Педагоги стремятся не только увеличить число внешкольных учреждений, а осмыслить опыт и дать научно-методические основания внешкольного образования. Обновляются содержание и формы воспитательной работы, появляются
общественные советы (педагогические, репертуарные, методические, шефские), укрепляется материальная база, расширяется аппарат управления, принципы и методы управления.
Следующий период - развитие (1940 - 1960). Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50-е гг. XX века, по мнению исследователя О. Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников [8; с. 53].
В 60-е годы XX века, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И. П. Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в Ленинграде во Фрунзенском доме пионеров). В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; демонстрация подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информированность педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах. [11, с. 198]. Деятельность учреждений определялась государством, появились методические центры, увеличилось количество педагогов, секций.
Третий период - расцвет (1961 - 1986 гг.). В 70-80-е годы XX века определились главные направления социально-педагогической деятельности,
сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы внешкольной работы. Появились внешкольные дошкольные учреждения, которые учитывали интересы детей (театры, клубы по месту жительства, разновозрастные отряды). Массовая работа проводится в разных направлениях: ярмарки, конкурсы, акции. Внешкольные учреждения получают право самостоятельно разрабатывать программы, определять количество детских организаций и педагогический штат.
Четвёртый период - спад (1987 - 1992 гг.). Расходы на образование снижаются, распадаются пионерские и комсомольские организации.
С 1993 года (современный этап) наступает период стабилизации. С принятием закона «Об образовании» внешкольные учреждения стали называть учреждениями дополнительного образования детей, в 1995 году выходит «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования». С появлением закона об образовании создаются предпосылки для перехода от идеологизированной системы образования к системе вариативной; активизируется деятельность учреждений дополнительного образования; увеличивается их количество и работа учреждений, в отличие от школ, строится на творческом развитии личности ребёнка, свободе выбора деятельности, программ и форм работы; не урок, а творчество становится главным началом. Педагог и ребёнок находятся в сотрудничестве и сотворчестве. Образовательные программы реализуются по типу: модифицированные, экспериментальные, авторские; по форме: дистанционные, очно-заочные, сетевые, электронные; по категориям детей: для детей с ОВЗ, для одарённых детей.
Происходит расширение многообразия структурных элементов: клубы, студии, лаборатории, мастерские. Создаются творческие проектные, научно -исследовательские группы, советы, интегрированные объединения. Приоритетными видами деятельности среди девочек являются художественное образование, хореография и спорт. Среди мальчиков
большой популярностью пользуются занятия спортом, информатикой и техническим творчеством.
В 2014 году утверждается Концепция развития дополнительного образования детей. Задачи этой Концепции - создать условия не для обязательности общего образования, а для проектирования пространства, где происходит самореализация личности, повысить социальную стабильность и справедливость в обществе, создавая условия для развития каждого ребёнка независимо от места жительства. Основными направления развития дополнительного образования, согласно Концепции, являются: поддержка организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности; поддержка дополнительного образования в семьях, родительских сообществах; формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей; проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей [5].
Управление образования и науки Тамбовской области не остаётся в стороне. Основной акцент работы направлен на развитие и самоопределение детей и подростков. Поставлены ключевые цели: к 2020 году увеличить количество детей от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование (до 76%); занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (до 62%); участвующих в региональных, международных, межрегиональных, всероссийских олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях (до 47%). В области не только сохраняется сеть учреждений дополнительного образования, но и принимаются меры к расширению инфраструктуры. Ежегодно строятся не просто новые здания, а создаются научно-образовательные и социально -культурные комплексы. Также в области запущен механизм интеграции дошкольного, дополнительного и общего образования, в том числе с использованием межведомственных ресурсов сфер культуры и спорта. В целях расширения спектра
образовательных услуг и повышения качества дополнительного образования детей организована работа по развитию внестационарных форм оказания дополнительных образовательных услуг для детей в сфере культуры, искусства и спорта на базе школ и детских садов - «выездных классов».
Таким образом, в истории развития дополнительного образования произошли значительные изменения в формах деятельности, функциях и результатах. Можно сказать, что на сегодняшний момент в системе сформировались следующие функции: социальная (удовлетворение социального спроса, родительского спроса, экономического и детского спроса); психологическая (развивающая, консультационная,
релаксационная); образовательная (профессиональное самоопределение, образование по дополнительным предметам). Удалось сохранить уникальную систему обучения и воспитания.
Почти столетняя история дополнительного образования убеждает нас в его нужности и востребованности для детей, родителей, для всей системы российского образования в целом. Среди основных черт дополнительного образования сегодня стоит отметить многоаспектность инфраструктуры: успех воспитания детей в совместных усилиях системы образования, области спорта и культуры, активных действиях лидеров молодежной политики и неравнодушных участников общественных движений. Многие родители отмечают важность таких показателей в оценке системы дополнительного образования как общедоступность и бесплатность. Педагоги, сравнивая систему дополнительного образования с зарубежным опытом, считают российскую систему самой гибкой, по-хорошему изменчивой, восприимчивой ко всему полезному в опыте работы самых разных стран.
Сегодня в системе дополнительного образования на занятиях встречаются талантливые взрослые и одаренные дети, а это значит, что у нашей страны яркое будущее. Будущее, которое реализуется через ребят, которые сегодня развивают свой потенциал на занятиях допобразования -подрастают настоящие профессионалы в самых разных сферах деятельности,
а объединяет их одно очень важное качество - они готовы развиваться, личностно расти в течение всей жизни, а привили им эту способность педагоги дополнительного образования. Оглядываясь на прошлое и заглядывая в будущее можно твердо сказать России нужны личности, а это значит система дополнительного образования будет развиваться.
Список литературы
1. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В.А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2006. - № 3. - С. 17-19.
2. Беспалов, М.В. Развитие единой образовательной информационной среды Тамбовской области / Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 11. С. 30-43.
3. Голованов, В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 1(12). - С. 6984.
4. Золотарев, А.В. Дополнительное образование детей: история и современность : учеб. пособие для СПО / отв. ред. А.В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2016. — 353 с. — Серия : Профессиональное образование.
5. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
6. Концепция развития дополнительного образования детей (проект) // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. - С. 3 -11.
7. Круглова, Л.Ю. От внешкольного образования к образованию дополнительному: монография / Л.Ю. Круглова, Е.А.Черкашин, А.Н.Галагузов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 206 с.
8. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2005. - 589 с.
9. Морозова, Н.А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России / Н. А. Морозова. - М.: МГУП, 2001.
10. Смольников, Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: историко -педагогический анализ : дис. канд. пед. наук. - Ульяновск, 2006. - 229 с.
11. Поташник, М.М. Управление развитием образования: учебник для вузов / под ред. М.М. Поташника а, В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 2008. - 302 с.