Научная статья на тему 'Развитие управленческих навыков молодежи в учреждениях дополнительного образования'

Развитие управленческих навыков молодежи в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE ESTABLISHMENT OF SUPPLEMENTARY EDUCATION / MANAGERIAL ACTIVITIES / YOUTH / SELF-MANAGEMENT / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Вера Вениаминовна

В статье рассматривается проблема вовлеченности учащихся в процесс управления учреждением дополнительного образования (далее УДО). Автор стоит на позиции необходимости повышения эффективности способов взаимодействия между учащимися и управленческим звеном, использования потенциала учреждения дополнительного образования как полигон для совершенствования навыков взрослого поведения. Методологическую основу составили положения теории управления образовательными системами, парадигма гуманистической педагогики, опирающуюся на сочетание свободного развития ребенка с педагогическим управлением и организации «солидарной» микросреды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MANAGERIAL SKILLS OF YOUNG PEOPLE IN FURTHER EDUCATION INSTITUTIONS

Describes a problem where the involvement of students in the management of supplementary education institution (hereinafter UDO). The author stands on the position of the need to enhance the effectiveness of the methods of interaction between students and the management, utilization of the capacities of institutions of further education as a testing ground for the development of skills of the adult behavior. Methodological basis amounted to educational systems management theory, humanistic pedagogy paradigm, based on a combination of free child development from teaching management and organization “solidarity” microenvironments.

Текст научной работы на тему «Развитие управленческих навыков молодежи в учреждениях дополнительного образования»

УДК 378

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Орлова В.В.

В статье рассматривается проблема вовлеченности учащихся в процесс управления учреждением дополнительного образования (далее Y ДО). Автор стоит на позиции необходимости повышения эффективности способов взаимодействия между учащимися и управленческим звеном, использования потенциала учреждения дополнительного образования как полигон для совершенствования навыков взрослого поведения. Методологическую основу составили положения теории управления образовательными системами, парадигма гуманистического педагогики, опирающуюся на сочетание свободного развития ребенка с педагогическим управлением и организации «солидарного» микросреды.

Ключевые слова: учреждение дополнительного образования: управленческая деятельность; молодежь; самоуправление.

DEVELOPMENT OF MANAGERIAL SKILLS OF YOUNG PEOPLE IN FURTHER EDUCATION INSTITUTIONS

Orlova V.V.

Describes a problem where the involvement of students in the management of supplementary education institution (hereinafter UDO). The author stands on the position of the need to enhance the effectiveness of the methods of interaction between students and the management, utilization of the capacities of institutions of further education as a testing ground for the development of skills of the adult behavior. Methodological basis amounted to educational systems management theory,

hnmanistic pedagogv paradigm, based on a combination offree child developmentfrom teaching management and Organization "solidarity " microenvironments.

Keywords: the establishment of supplementary education; managerial activities; voiith; self-management.

Введение

В современных условиях развития образования важнейшее значение приобретает перспективное его развитие с учетом государственной политики. Сегодня усвоение компетенций происходит в обучении, воспитании и развитии ребёнка непрерывно. И то, что в советской школе традиционно относилось к внеклассной и внешкольной педагогической работе, сегодня дифференцировалось в дополнительное образование учащихся - законодательно закрепленную образовательную деятельность, которая предоставляет ребёнку свободный выбор области интересов. В современной научной литературе феномен управления рассматривается с различных точек зрения. В данной работе за основу взято положение о направляющей и объединяющей деятельности коллектива для достижения поставленных целей, образовательного потенциала и повышения уровня его использования [8, 9, 10]. Управленческий аспект образовательных организаций представлен в работах Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, Р.Х. Шакурова, др. [11, 12, 13].

Дополнительное образование (ДО) определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, имеет свои стандарты и ведется в соответствии с общими требованиями законодательства. Управление учреждениями осуществляется структурно. И в последнее время всё чаще звучит вопрос о том, необходимо ли вовлекать учащихся в процесс управления учреждением, и если да, то как это делать.

Объектной сферой анализа выступает дополнительное образование (ДО), которое определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, имеет свои стандарты и ведется в соответствии с общи-

ми требованиями законодательства. Предметное поле определяется структурой и содержанием управления учреждениями дополнительного образования в г. Томске в контексте взаимодействия субъектов. И в последнее время всё чаще звучит вопрос о том, необходимо ли вовлекать учащихся в процесс управления учреждением, и если да, то как это делать. В центре современных взглядов на управление находится проблема гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям среды, которые нередко диктуют тактику и стратегию организации.

Наше предположение заключается в том, что самоуправление учащихся может стать действенным механизмом преобразований учреждений дополнительного образования. Инструментом повышения эффективности способов взаимодействия между учащимися и управленческим звеном может выступать выборный орган власти, в котором обучающиеся могут решать вопросы с вязанные не только с творческой жизнью учреждения, но и решать вопросы с организацией учебного процесса. Таким органом ученического самоуправление может стать Детский совет - коллегиальный орган детского самоуправления.

Материалы и методы исследования

Необходимость качественных преобразований в сфере управления УДОУ назрела давно. Этому способствовали появление новых социальных ориентиров в политике государства и качественные изменения в социуме, где участниками значимой деятельности становятся всё более молодые люди.

В работе использованы такие методы исследования, как анализ документов, вторичный анализ данных, экспертное интервью руководителей учреждений дополнительного образования. Об изменениях свидетельствуют и количественные показатели. Число обучающихся в учреждениях дополнительного образования, находящихся в ведомстве департамента образования г. Томска, на 2017 год составляет 38 500 человек. Это дети в возрасте от 7 до 18 лет. По данным Департамента образования г. Томска, замечено снижение количества учащихся в учреждениях дополнительного образо-

вания по сравнению с 2010-м годом на 8000 человек. Это означает, что спрос на услуги учреждений упал, и разница между спросом и предложением на рынке такого типа образовательных услуг муниципального уровня существенно увеличилась. Одна из причин такого снижения видится в недостаточной заинтересованности администрации учреждений в привлечении к процессу управления учреждением своих воспитанников.

Результаты исследования

Исходя из социальной значимости дополнительного образования, возникает вопрос: что представляет собой ДО в плане общественного и государственного управления.

Практика привлечения учащихся к управлению образовательными учреждениями в российском образовании существует. Вспомним лишь знаменитое «самоуправление», когда учащиеся на доступном им уровне самостоятельно регулировали учебно-воспитательный процесс.

Дополнительное образование личностно ориентировано, оно выявляет и подкрепляет индивидуальные творческие, образовательные и социокультурные потребности учащихся. Педагогический потенциал этой сферы образования огромен. Его изучением занимались такие выдающиеся исследователи, как A.C. Макаренко, А.Г. Асмо-лов, В.В. Давыдов и др. [14, 15, 16]. Их труды позволили сформировать представление о педагогических составляющих процесса дополнительного образования.

Муниципальная система дополнительного образования г. Томска действует в соответствии с общими задачами региональной социальной политики: охватить услугами дополнительного образования большее число детей, в особенности с ограниченными возможностями здоровья; повысить качество образовательных услуг и внедрить систему менеджмента качества; улучшить инфраструктуру учреждений; разработать новые требования к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Важность преобразования детских (внешкольных) учреждений в дополнительном образовании осознается на всех уровнях управления. Новые стратегии развития предполагают применение новых форм работы с молодежью. Дополнительное образование служит развитию творческих способностей и новых качеств молодежи, организует их досуг и творческую деятельность. С каждым годом количество учреждений растет. В г. Томске образовательную деятельность в этой области ведут 45 учреждений, находящиеся под ведомством департамента образования (дома детского творчества, центры творчества и др.), управления культуры (школы искусств), управления физической культуры и спорта администрации г.Томска (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.). Все эти структурные компоненты отличаются устройством управленческих процессов, которые и интересуют нас в качестве объекта исследования.

Анализ контента сайта администрации Томска позволил структурировать функции управления учреждениями дополнительного образования [7]. Дополнительное образование в Томске находится под руководством Департамента образования (дома детского творчества, центры творчества и тд.), управления культуры (школы искусств) управления физической культуры и спорта администрации Города Томска (ДЮСШ, СДЮСШОР и тд.)

Исследование показало, что большинство обучающих учреждений дополнительного образования (70%) уверенны, что руководству нужно детское образование для улучшения качества учебного процесса и для организации вне учебной работы (46.7%). Можно предположить, что главным направлением у администрации и педагогов, по мнению учащихся, развития самоуправления в сторону образования. Для этого нужно сформировать у педагогов понимание, что инициатива обучающих должна быть услышана, совместно решена, а не превращать дополнительное образование в форму «Обязательного образования». Об этом может свидетельствовать ответ на следующий ответ. Обучающиеся хотят чтобы их услышали не только в вопросе культурно-досуговых мероприятий(60%), но и в организации учебной части (60%). Главным составляющим

дополнительного образования - является обучающиеся. Для того чтобы учреждение пользовалось «популярностью» среди молодежи, нужно общение. Общение администрации и между объединениями. Ученическое самоуправление нужно и для объединения в коллективе, учреждении. Этот вариант выбрали 66.7% респондентов. Можно предположить, проблема общения между обучающих является главной. К сожалению администрация не заинтересована в общении, «у администрации есть конкретный план, по которому они идут и пойти не по заданному «Сценарию» не хотят» (ответ учащихся).

Обсуждение

Основными целями дополнительного образования являются всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, в реализации дополнительных образовательных программ; привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, направленным на развитие личности и утверждение здорового образа жизни; нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков; организация. Образовательный процесс регламентирован установленными в процессе стандартизации правилами ведения деятельности, отраженными в нормативных документах [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Подчеркнем, что самоуправление как феномен базируется на принципах, выверенных богатой практикой применения: сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов; динамичность и вариативность структуры органов самоуправления; добровольность в формировании его органов; интеграция и дифференциация педагогического, родительского, ученического управления.

В настоящее время ученическое самоуправление участвует только в процессе организации культурно досуговых мероприятий, об этом свидетельствуют ответы респондентов. Нормативная база каждого отдельного учреждения дополнительного образования основывается на непреложности исполнения документов двух предыдущих

уровней. Долгое время в УДО существует детское самоуправление, но не имеет своего органа.

Выводы. Система дополнительного образования детей явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, - по конкретным образовательным программам. Существует противоречие между учащимися и администрацией учреждения. Вовлечение обучающих в процесс управления, может послужить дополнительным направлением для обучения.

Рекомендации. Самоуправление - непременный атрибут и признак детского коллектива, воспитательной системы образовательного учреждения, в том числе и дополнительного. Его развитие возможно при участии и педагогической поддержке коллектива взрослых. У обучающихся есть запрос на самоуправление, для реализации своих идей, для того чтобы их услышала администрация учреждения, чтобы сделать обучение в учреждении дополнительного образования лучше для самих себя. Для повышения вовлеченности молодёжи в процесс управления, эффективным механизмом может выступать выборный орган власти, с помощью которого обучающиеся будут решать вопросы с вязанные не только с творческой жизнью учреждения, но и решать вопросы с организацией учебного процесса. Таким органом ученического самоуправление может стать Детский совет. Работа проходит с тесным контактом с администраций учреждения и работает по совместно утвержденному плану. Это поможет администрации учреждения в повышение вовлеченности в процесс управления учащихся учреждения, создании благоприятной атмосферы в учреждении для обучения.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ N 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г.

2. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009).

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Приказ Мин. обр. науки России «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (2012 г.).

6. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

7. Официальный портал муниципального образования 'Город Томск' [Электронный ресурс], http://www.admin.tomsk.ru/(дата обращения: 25.11.2017).

8. Вихорева O.A. Дополнительное образование детей: теория и практика: монография / O.A. Вихорева. Челябинск, 2010.

9. Гущина C.B. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (Муниципальный аспект): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Челябинск, 2000.

10. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография / Асафо-ва ТФ., Березина В. А., Бойко E.JI. идр.;подред. A.B. Золотаревой, С.Л Паладьева. Ярославль, 2009.

11. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986.

12. Макаренко A.C. Воспитание гражданина. М., 1989. Асмолов А.Г. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников., 2005.

13.Бояринцева A.B. Дополнительное образование сегодня // «Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. Вып. 4.

14. Давыдов В.В., Громыко Ю.В. и др. Проект «Национальной доктрины развития образования». М., 1997.

15. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.

16. Шакуров РХ. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / РХ. Шакуров. Москва: Просвещение, 1990. 208 с.

References

1. FederaFnyy zakon RF N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Feder-

atsii» ot 1 sentyabrya2013 g.

2. Fcdcral nyy zakon RF «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 N 3266-1 (red. ot 10.11.2009).

3. Natsional'nayaobrazovateFnayainitsiativa«Nashanovayaslikola»,utver-zhdennaya Prezidentom Rossiyskoy Federatsii ot 04.02.2010 № Pr-271.

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 29 avgusta 2013 g. № 1008 "Ob utverzhdenii poryadka organizatsii i osushchestvleniya obra-zovateFnoy dcyatcl'nosti po dopolniternym obshcheobrazovaternym programmam".

5. Prikaz Min.obr.nauki Rossii "Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniyaob obra-zovaternom uclirezlidenii dopolniternogo obrazovaniya detey" (2012 g.).

6. Postanovlenie PraviteFstva RF ot 10.07.2013 g. "Ob utverzlidenii Pravil razmeshcheniyanaofitsiarnom sayte obrazovateFnoy organizatsii v in-formatsionno-telekommunikatsionnoy seti "Internet" i obnovleniya in-fonnatsii ob obrazovateFnoy organizatsii".

7. OfitsiaFnyy portal munitsipaFnogo obrazovaniya "Gorod Tomsk" [Elek-tronnyy resurs]. - http://www.admin.tomsk.ru/ (data obrashcheniya: 25.11.2017).

8. Vikhoreva O.A. DopolniteFnoe obrazovanie detey: teoriya i praktika: monografiya / O.A. Vikhoreva. Chelyabinsk, 2010.

9. Gushchina S.V. Programmno-tselevoy podkhod k upravleniyu dopolni-teFnym obrazovaniem shkoFnikov (MunitsipaFnyy aspekt): Dis. kand. ped. nauk: 13.00.01: Chelyabinsk, 2000.

10. Dopolniternoe obrazovanie detey как faktor razvitiya regional'noy siste-my obrazovaiiiya: kollektiviiayamonograiiya/AsafovaT. K. Berezina V.A, Boyko E.L. i dr.; pod red. A.V Zolotarevoy, S.L. Palad'cva. Yaroslavl", 2009.

11. Konarzlievskiy Yu.A. Pedagogicheskiy analiz uchebno-vospitaternogo protsessa i upravlenie shkoloy. M., 1986.

12.Makarenko A. S. Vospitanie grazhdanina. M., 1989. AsmolovA.G. Raz-vitie dopolniternogo obrazovaniya detey v usloviyakh obshcheobrazo-vaternogo uchrezlideniya//Vospitanie shkofnikov, 2005.

13. Boyarintseva A.V. Dopolniternoe obrazovanie segodnya// «Novye tsen-nosti obrazovaniya. Printsip dopolniternosti», 2006. Vyp. 4.

14. Davydov V. V., Gromyko Yu. V. i dr. Proekt «Natsional'noy doktriny razvitiya obrazovaniya». M., 1997.

15.Upravlenie kachestvom obrazovaniya: Praktikoorientirovannayamono-grafiya i metodicheskoe posobie / Pod red. M.M. Potashnika. M.: Peda-gogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000. 448 s.

16.Shakurov R.Kli. Sotsiarno-psikhologicheskie osnovy upravleniya: rukovoditer i pedagogicheskiy kollektiv / R.Kli. Shakurov. Moskva: Prosveshchenie, 1990. 208 s.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Орлова Вера Вениаминовна, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии

Томский государственный университет систем управления н радиоэлектроники

пр. Ленина, 40, г. Томск, Томская обл., 634050, Российская

Федерация

orlova_vv(a)mail. ги

DATA ABOUT THE AUTHOR Orlova Vera Veniaminovna, Doctor of sociological science, Professor Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics 40, Lenin Ave., Tomsk, Tomsk Region, 634050, Russian Federation orlova_vv(a),mai I. ru ORCID: 0000-0003-3954-6345

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.