Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

313
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамбеталина Алия Сактагановна

В статье рассматривается дополнительное образование как одна из важнейших подсистем непрерывного образования. Охарактеризованы особенности дополнительного образования в Республике Казахстан. Рассмотрены нормативные документы и виды дополнительного образования, которые реализуются в стране. Также в статье изучены новые возможности для основного образовательного процесса, который претерпевает коренные изменения в связи с переходом на пятидневное обучение. Отмечено, что дополнительное образование в современной модели образования состоит в создании условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся. Дается перечень занятий, проведение которых является мощным механизмом для этого. Показаны мероприятия, которые проводятся для реализации данного направления. Обозначена главная цель шестого дня - создание целостной образовательной системы, раскрыты основные его задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамбеталина Алия Сактагановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLEMENTARY EDUCATION AS THE MOST IMPORTANT SUBSYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

In this article supplementary education is viewed as one of the most important subsystems of continuous education; features of supplementary education in Kazakhstan Republic are characterized; regulatory acts and subdivisions of supplementary education in use in Kazakhstan are described; new possibilities for main educational process that undergoes fundamental changes because of transition to five-day educational program, are also examined. It is noted that supplementary education in modern educational model means the creation of conditions fit for spiritual and moral development, upbringing and successful socialization of students. Here is given the list of exercises that form a powerful mechanism for achieving that; of actions that are to be taken for realization of that objective. The main goal of the sixth day is given, i.e. the creation of single educational system, and its main objectives made clear.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

МАМБЕТАЛИНА Алия Сактагановна Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева г. Астана, Казахстан

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПОДСИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается дополнительное образование как одна из важнейших подсистем непрерывного образования. Охарактеризованы особенности дополнительного образования в Республике Казахстан. Рассмотрены нормативные документы и виды дополнительного образования, которые реализуются в стране. Также в статье изучены новые возможности для основного образовательного процесса, который претерпевает коренные изменения в связи с переходом на пятидневное обучение. Отмечено, что дополнительное образование в современной модели образования состоит в создании условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся. Дается перечень занятий, проведение которых является мощным механизмом для этого. Показаны мероприятия, которые проводятся для реализации данного направления. Обозначена главная цель шестого дня - создание целостной образовательной системы, раскрыты основные его задачи.

Ключевые слова: дополнительное образование, непрерывное образование, законодательство Республики Казахстан, организация образования, образовательные программы дополнительного образования для детей

Для цитирования: Мамбеталина А. С. Дополнительное образование как важнейшая подсистема непрерывного образования. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том. 1. № 2 с. 35-38.

Alia S. MAMBETALINA L.N. Gumilyov Eurasian National University Astana, Kazakhstan

SUPPLEMENTARY EDUCATION AS THE MOST IMPORTANT SUBSYSTEM OF CONTINUOUS

EDUCATION

In this article supplementary education is viewed as one of the most important subsystems of continuous education; features of supplementary education in Kazakhstan Republic are characterized; regulatory acts and subdivisions of supplementary education in use in Kazakhstan are described; new possibilities for main educational process that undergoes fundamental changes because of transition to five-day educational program, are also examined. It is noted that supplementary education in modern educational model means the creation of conditions fit for spiritual and moral development, upbringing and successful socialization of students. Here is given the list of exercises that form a powerful mechanism for achieving that; of actions that are to be taken for realization of that objective. The main goal of the sixth day is given, i.e. the creation of single educational system, and its main objectives made clear.

Key words: supplementary education, continuous education, legislation of Kazakhstan Republic, managing of education, educational programs of supplementary education for children

For citation: Mambetalina A.S. Supplementary education as the most important subsystem of continuous education. Pedagogy yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 1. no. 2. Pp. 35-38. (in Russ)

Деятельность образовательных организаций в Казахстане, реализующих образовательные программы дополнительного образования для детей, регламентируется такими законодательными документами, как Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей (утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года ^ 499)[1] (с изменениями от 07.04.2017 г.), Устав организации дополнительного образования для детей, а также законодательством Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иными нормативно-правовыми актами [3].

«В организациях дополнительного образования для детей реализуются образовательные программы дополнительного образования в целях всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся в интересах личности, общества и государства» [1]. Эти организации ставят перед собой следующие основные задачи: «создание условий для получения качественного дополнительного образования,

направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих ценностей; развитие интеллектуальных, творческих, физических возможностей личности, реализация их способностей; формирование основ нравственности, здорового образа жизни, экологической культуры; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к государственным символам и государственному языку, народным традициям; организация содержательного досуга» [1]. Дополнительное образование дает ребенку понимание своего предназначения в жизни. Каждое новое образовательное учреждение дополнительного образования - это еще один кирпичик к построению детского благополучия. Когда-то С.Я. Маршак писал: «Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности» [2]. Таким образом, значение дополнительного образования для формирования детского самосознания трудно переоценить.

Ребенок получает возможность самореализации в творческом, познавательном плане, развивается как личность, выявляет свои индивидуальные способности и реализует интересы, с учетом которых педагоги имеют возможность свободно строить программы. Возможно, выстроить образовательный процесс так, чтобы каждый школьник не только мог проявить свои интересы в отдельных областях, но и получил комплексное представление об окружающей жизни. И дети примериваются к различным занятиям, пытаются применить к ним свои способности, что дает им неоценимый опыт и практику овладения компетенциями.

Дополнительное образование - это новые возможности для основного образовательного процесса, так как решает следующие задачи:

- предоставляет благоприятные условия для формирования личности;

- предлагает индивидуальный образовательный маршрут для каждого школьника;

- обеспечивает каждому обучающемуся возможность проявить себя и попробовать свои силы;

- с помощью педагога способствует развитию и самореализации личности ребенка.

Педагог-организатор дополнительного образования призван решать целый ряд задач:

- внедрять новые образовательные стандарты в образовательный процесс;

- развивать систему одаренности;

- содействовать формированию здорового образа жизни;

- учить учиться и творить;

- развивать навыки сотрудничества и работы в команде;

- способствовать социализации в обществе.

Следственно, такие важные составляющие роста личности ребенка, как обучение, воспитание и развитие, успешно объединены в едином процессе дополнительного образования. Оно открывает перед школьником целый мир возможностей, которые может дать современная система образования, и, присутствуя в школьной общеобразовательной системе, позволяет формировать компетентность и творческую активность юных граждан Казахстана. .

Основная задача дополнительного образования в современной модели общего образовательного пространства состоит в создании условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся, что просматривается и в тематике социальных проектов, которые предложены на государственном уровне. На сегодня остро стоит вопрос духовно-нравственного и полового воспитания казахстанских детей, как мы знаем, ежегодно растет количество случаев ранней беременности и суици-

дальных попыток среди подростков и юношей. А как мы знаем, основной проблемой является утрата смысла жизни, который ребенок может обрести в дополнительном образовании. Важнейшими механизмами данного просвещения являются занятия изобразительного искусства, хореографии, музыки. Для реализации данного направления проводятся мероприятия под следующими названиями:

«Национальные традиции и обряды»;

«Национальные песни, поэзия, игры и танцы»;

«Национальный костюм»;

«Декоративно-прикладное творчество»;

«Блюда национальной кухни»;

«Творческий проект «Семейный альбом»;

Видеопроект «Мы из Казахстана!».

Также большой духовно-нравственный потенциал и любовь к Родине заложены в туризме. Необходимо наладить экскурсионную и экспедиционную деятельность учащихся по темам: «Мой родной край - Казахстан», «¥лы Дала ЕлЬ>, «Казахстан - моя Родина», «Твой первый поход». Казахстанские школьники переходят к пятидневному обучению.

Соответственно, дополнительное образование становится организацией учебно-воспитательного процесса в субботний день. На сегодняшний день стоит вопрос о развитии внутреннего туризма, что можно реализовать с помощью занятий туристических организации и движений для детей.

Учителя-предметники уже сегодня ведут творческие, познавательные и спортивные занятия в различных клубах, кружках, студиях, секциях и на курсах, организовывают познавательно-развлекательный комплекс программ, экскурсионные, конкурсные мероприятия и т.д. В летний период традиционно осуществляется работа десятидневного пришкольного лагеря, когда дети имеют возможность активно изучать родной край.

Создание целостной образовательной системы, которая призвана обеспечивать полезную занятость школьников в шестой день недели и служит социализации и самореализации личности ребенка, формированию его здорового образа жизни, является основной функцией дополнительного образования.

Для профориентации школьников предназначается субботний день. Эту работу проводят вузы и колледжи каждую вторую и четвертую субботы месяца. Основные задачи субботнего дня:

- удовлетворение потребности детей в различных видах дополнительного образования;

- организация деятельности детских общественных объединений;

- развитие ученического самоуправления;

- профилактика правонарушений и преступлений в детской и молодежной среде благодаря занятости школьников;

- укрепление взаимодействия семьи, школы и общества;

- пропаганда здорового образа жизни.

Среди множества направлений субботних мероприятий особую важность имеют:

1) интеллектуальное;

2) морально-нравственное:

3) патриотическое и гражданско-правовое;

4) культурно-национальное;

5) спортивно-оздоровительное;

6) эколого-экономическое;

7) художественно-эстетическое;

8) профориентационное;

9) информационная культура.

Учителя принимают участие в различных профессиональных конкурсах, отчетах методических объединений и классных руководителей, творческих конкурсах, тренингах, презентациях школьных проектов, вебинарах, лекциях и мастер-классах. Это мероприятия под названием "День дополнительного образования", "День совместного досуга", "День творчества и развития", "Школьная суббота", "Субботний интенсив" и т.д. Родители также не остаются без внимания, для них проводятся мероприятия по профориентации с участием учителей и психологов, консультации школьных психологов и врачей, родительский правовой всеобуч, творческие и спортивные состязания и многое другое [3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих . Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31398024#pos=18;-38

2. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. М.: Художественная литература, 1971. С. 414-419.

3. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях республики Казахстан в 2015-2016 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. 234 с.

REFERENCES

1. About modification of the order of the Government of the Republic of Kazakhstan of may 17, 2013 No. 499 "about the approval of Standard rules of activity of the organizations of education of the corresponding types, including Standard rules of the organizations of education realizing . Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31398024#pos=18;-38

2. Marshak S. collected works in 8 volumes. Vol.6. M.: Fiction, 1971. pp. 414-419.

3. About features of teaching of bases of Sciences in the educational organizations of the Republic of Kazakhstan in 2015 2016 academic year. Instructional and methodical letter. Astana: national Academy of education. I. Altynsarin, 2015. 234 p.

Информация об авторе:

Мамбеталина Алия Сактагановна, кандидат педагогических наук, Доцент, Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева, г. Астана, Казахстан

Получена: 12.12.2018

Information about the author:

Mambetalina Alia Saktaganovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, L.N. Gumilyov Eurasian National University, Astana, Kazakhstan

Received: 12.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.