Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТРЕНД НА СОЦИАЛЬНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТРЕНД НА СОЦИАЛЬНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ТРЕНД / СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаустова Анна Константиновна

Социальная и профессиональная успешность - ключевые ценности для современного молодого поколения. Так ли это? Становится ли сегодня дополнительное образование трамплином реализации жизненных смыслов поколения миллениалов? Является ли оно востребованной образовательной средой, местом «ценного обитания» для учащихся сегодня? И что думают по этому поводу сами школьники? Автором предпринята попытка проанализировать контексты мнений и ценностных ориентаций учащихся в разрезе их охвата системой внешкольного образования. Сделаны выводы относительно места дополнительного образования в иерархии ключевых ценностей школьников, а также выявлен потенциал дополнительного образования как тренда построения успешных жизненных стратегий российской молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION AS A TREND FOR SOCIAL AND PROFESSIONAL SUCCESS OF THE YOUNG GENERATION OF RUSSIANS

Social and professional success are key values for today's young generation. Is it so? Is additional education today becoming a springboard for the realization of the life meanings of the millennial generation? Is it a sought-after educational environment, a «valuable habitat» for students today? And what do the students themselves think about this? The author made an attempt to analyze the contexts of students' opinions and value orientations in terms of their coverage by the system of out-of-school education. Conclusions are drawn regarding the place of additional education in the hierarchy of key values of schoolchildren, as well as the potential of additional education as a trend in building successful life strategies for Russian youth.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТРЕНД НА СОЦИАЛЬНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 311-318 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(1):311-318

Слово молодым ученым

Научная статья УДК 316.332

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-1-311-318

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТРЕНД НА СОЦИАЛЬНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН

Анна Константиновна Хаустова

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, bazhenova@fedcdo.ru

Аннотация. Социальная и профессиональная успешность - ключевые ценности для современного молодого поколения. Так ли это? Становится ли сегодня дополнительное образование трамплином реализации жизненных смыслов поколения миллениалов? Является ли оно востребованной образовательной средой, местом «ценного обитания» для учащихся сегодня? И что думают по этому поводу сами школьники? Автором предпринята попытка проанализировать контексты мнений и ценностных ориентаций учащихся в разрезе их охвата системой внешкольного образования. Сделаны выводы относительно места дополнительного образования в иерархии ключевых ценностей школьников, а также выявлен потенциал дополнительного образования как тренда построения успешных жизненных стратегий российской молодежью.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, социальная успешность, профессиональная успешность, ценностные установки, тренд, социальный лифт

Для цитирования: Хаустова А. К. Дополнительное образование как тренд на социальную и профессиональную успешность молодого поколения россиян / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 311-318. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-311-318.

Young scientists

Original article

ADDITIONAL EDUCATION AS A TREND FOR SOCIAL AND PROFESSIONAL SUCCESS OF THE YOUNG GENERATION OF RUSSIANS

Anna K. Khaustova

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, bazhenova@fedcdo.ru

Abstract. Social and professional success are key values for today's young generation. Is it so? Is additional education today becoming a springboard for the realization of the life meanings of the millennial generation? Is it a sought-after educational environment, a «valuable habitat» for students today? And what do the students themselves think about this? The author made an attempt to analyze the contexts of students' opinions and value orientations in terms of their coverage by the system of out-of-school education. Conclusions are drawn regarding the place of additional education in the hierarchy of key values of schoolchildren, as well as the potential of additional education as a trend in building successful life strategies for Russian youth.

Keywords: additional education of children, social success, professional success, values, trend, social lift

For citation: Khaustova A. K. Additional education as a trend for social and professional success of the young generation of Russians. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(1):311-318. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-311-318.

© Хаустова А. К., 2022

Введение

Мир, в котором мы живем сегодня, - мир высочайших скоростей и турбулентности. На смену VUCA-миру, которому были присущи неустойчивость, нестабильность, неопределенность, сложность, пришел BANI-мир1, характеризующийся тревожностью, хрупкостью, нелинейностью, непостижимостью. Через 5-10 лет, когда сегодняшние подростки вырастут и начнут работать, мир будет выглядеть совсем иначе.

Образование должно подготовить их к вхождению в мир в условиях больших вызовов (социальных, экономических, экологических, технологических, геополитических] 2. Так, важнейшим приоритетом государственной политики в Российской Федерации являются дети 3, а создание условий для самореализации и развития талантов детей - одна из национальных целей развития России4.

Стратегической задачей современного образовательного процесса выступает создание ситуации успеха для каждого ребенка. Для ее достижения с 2019 года реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка»5, входящий в состав национального проекта «Образование». Мероприятия проекта ориентированы на увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет качественным и доступным дополнительным образованием, которое сегодня выступает «полигоном» для успешной социализации и формирования предпрофессиональных компетенций школьников, инновационной площадкой для отработки моделей и технологий будущего, соответствующих образовательным трендам.

Так, Организация экономического сотрудничества и развития, Национальный институт образования Сингапура, Открытый Университет Великобритании отмечают несколько приоритетных трендов в сфере образования, характерных как для международного, так и для российского, опыта в контексте развития дополнительного образования детей:

- персонализация, адаптивность, гибкость обучения;

- конвергентность (междисциплинарность);

- использование IT-технологий для организации бесшовного обучения, обучения в облаке;

- использование социальных сетей в образовательном процессе;

- совместное обучение, обучение в толпе;

- массовые открытые онлайн-курсы;

- мобильное обучение; перевернутое обучение; смешанное обучение;

- создание развивающей интерактивной среды образования;

- интеграция обучения, работы и хобби в единый процесс;

- обучение, построенное на ошибках;

- дизайн-мышление;

- использование искусственного интеллекта, машинного обучения;

- интернет вещей;

- технологии виртуальной, дополненной реальности;

- обучение для будущего, образование в течение всей жизни 6.

Дополнительно к этому перечню трендов можно отнести:

- геймификацию образовательного процесса;

- технологию steam-образования;

- интеграция в образовательный процесс методов «гражданской науки» и краудсорсинговых исследований;

- трансформацию роли педагога - от роли единственного актора знаний к роли увлеченного наставника [1, с. 8].

1 Какой мир пришел на смену VUCA? BANI как новый способ осмыслить меняющуюся реальность Электонный ресурс: BANI-мир: новые вызовы | блог Новая Эпоха Управления (bitobe.ru)

2 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

3 Ст.67.1. Конституции Российской Федерации.

4 Указ Президента Российской Федерации 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».

5 Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Электронный ресурс: www.edu.gov.ru/national-project/ proj ects / success /

6 Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».

Что касается российской образовательной практики, то здесь можно выделить 2 сегмента трендов, идущих «сверху» и «снизу».

К первому сегменту относятся:

- персонализация образования;

- доступность, открытость, равные возможности для всех;

- включение сквозного воспитательного компонента1, в том числе компонентов экологической, предпринимательской, цифровой и функциональной грамотности в содержание дополнительных общеобразовательных программ по направленностям;

- внедрение модели «Школа полного дня» в рамках интеграции школы и дополнительного образования (так называемая «продленка»] 2;

- открытие доступа негосударственному сектору к реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе за счет внедрения системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

- внедрение в образовательный процесс проектного подхода с привлечением крупных федеральных и региональных бизнес-партнеров из реального сектора экономики;

- формирование и развитие системы выявления и поддержки талантов, развитие школьного олимпиадного движения и др.

Ко второму сегменту трендов, сформулированных молодыми российскими педагогами на форуме «Линейка» 3, можно отнести:

- развитие межпоколенческой коммуникации;

- «гибридные» мероприятия для разработки совместной стратегии жизни класса / объединения;

- введение предметов/курсов по повышению финансовой грамотности;

- самостоятельность учеников в выборе предметов в обучении;

- создание профессионального сообщества учителей-блогеров.

Сегодня система дополнительного образования должна ответить на эти и другие тренды гибкостью к принятию новых методов обучения, новым содержанием с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций, и, что крайне актуально - образовательных запросов самих школьников и родительского сообщества.

Еще одним важным ответом системы образования на эти тренды становится обращение к социологической методологии в изучении поколенческих сдвигов и изменений ценностных ориентиров подрастающего поколения. Чему, как и где учить - насущный вопрос в эру соцсетей и быстрого развития технологий. Что нужно экономике знаний, и чего хотят сами школьники? Каковы ценности и смыслы современных детей и что влияет на их формирование? На это можно посмотреть сквозь призму поколенческого подхода, опираясь на положения теории «Поколения Z» 4.

Социологи обычно сходятся на том, что «поколение Z» (цифровые аборигены», родившиеся после 2000 гг.] привязано к большому количеству устройств, доверяет информации, публикуемой друзьями, а также рекомендациям блогеров и лидеров «популярных» мнений. Они менее склонны к риску и бунту, находятся под влиянием родителей и ровесников, настроены изменить общество, но при этом максимально аполитичны, обучаются самостоятельно, боятся «застрять» на не приносящем радости месте. Рано начинают работать, совмещая работу и учебу, занимаются самообразованием. Эти данные резюмируют запрос современных школьников на раннюю социальную и профессиональную успешность. Так ли это на самом деле?

Цель нашего исследования в рамках статьи - выявить факторы, детерминирующие ранговое место дополнительного образования в ценностно-смысловой пирамиде интересов современных школьников и сформулировать предложения по продвижению бренда дополнительного образования детей в детско-юношеской среде в контексте реализации тренда на социальную и профессиональную успешность.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

2 Сайт Президента РФ (http://kremlin.ru/events/president/news/66451).

3 Учителя рассказали о новых трендах в воспитании школьников//Российская газета. Электронный ресурс: www/rg.ru/2020/10/07/uchitelia-rasskazali-o-novyh-trendah-v-vospitanii-shkolnikov.html

4 Что такое поколение Ъ и как оно видит свое образование// РБК/Тренды. Электронный ресурс: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ef1ddbc9a794733b37dcfff

Задачи исследования:

1. Рассмотреть приоритетные направления развития системы ДОД в условиях воспитательных вызовов и новых трендов реализации учебного процесса.

2. Изучить и проанализировать ценностные ориентиры школьников (на основе данных исследования «Ценностные ориентиры школьников» Института воспитания РАО (декабрь 2021 года] для подтверждения распространения тренда на социальную и профессиональную успешность в молодёжной среде.

3. Изучить и проанализировать мнения школьников и выпускников, проходящих/прошедших обучение в системе дополнительного образования (на основе данных опроса обучающихся и выпускников организаций, реализующих программы дополнительного образования (2020 год] для подтверждения факта распространения тренда на социальную и профессиональную успешность в рамках системы внешкольного образования.

4. Провести сравнительный анализ результатов этих двух исследований.

5. Сформулировать выводы и предложения по продвижению бренда дополнительного образования в детско-юношеской среде с учетом интересов и запросов школьников на социальную и профессиональную успешность.

Эмпирическая часть исследования

Собирая данные для ответа на интересующие нас вопросы, мы провели опрос среди обучающихся и выпускников системы дополнительного образования детей на тему «Роль дополнительного образования в социализации личности и формировании ее профессиональной траектории». В 2020 году был опрошен 291 респондент из 15 регионов России.

Также были использованы эмпирические данные исследования «Ценностные ориентиры школьников», проведённого в декабре 2021 года нашими коллегами из Института воспитания РАО [2]. В онлайн-опросе приняли участие 1000 школьников в возрасте от 14 до 17 лет, 800 молодых родителей (до 35 лет], 200 молодых педагогов школ (до 35 лет]. Охвачены все федеральные округа России (не менее 3-х субъектов в рамках каждого федерального округа].

Результаты исследования

В нашем исследовании приняли участие обучающиеся и выпускники системы дополнительного образования детей в возрасте от 7 до 25 лет.

Анализируя данные, мы стремились получить ответ на вопрос: какую роль играет дополнительного образования в социализации и формировании профессиональной траектории нынешних школьников, занимающихся в кружках сегодня, и тех, кто уже покинул стены кружковой деятельности?

1. Место «ценного обитания»

54 % опрошенных отметили, что им интереснее учиться/было учиться в кружке дополнительного образования, чем в школе. В ответ на свой выбор респонденты давали следующие комментарии:

«К нашим педагогам всегда хочется вернуться. Дополнительные занятия - это новые знакомства и знания, это свобода выбора» (Аня, 16 лет, Оренбург);

«Предметы в школе были интересными и готовили к взрослой жизни и поступлению в университет; кружки помогали развиваться физически (танцы) и творчески (вязание, создание игрушек), так же в кружках познакомились с очень многими людьми, которые стали настоящей семьей» (Наталья, 21 год, Алтайский край);

«Школа даёт базовую программу, не углубляясь в интересные для тебя темы. В кружках ты даёшь волю своей фантазии, получаешь углубленные знания в интересующей тебя области, занимаешься творческой работой, научными исследованиями, с результатами которых в дальнейшем путешествуешь по России, выступая на различных конференциях. (Роман, 22 года, Башкортостан).

43 % респондентов поделили свои предпочтения между школой и кружком поровну. 2 % респондентов ответили, что им интереснее учиться/было учиться в школе. И только для 1 % респондентов в зону интереса не попали ни школа, ни кружок.

2. Успех в кружке = успех в школе?

Более половины опрошенных (58 %] отметили, что посещение секции/кружка дополнительного образования положительно влияет/ влияло на повышение их успеваемости в школе.

24 % респондентов склонны полагать, что это так «скорее да, чем нет» и 8% опрошенных считают, что это «скорее нет, чем да».

Около 10 % школьников и выпускников системы дополнительного образования отметили, что достижения в кружке не отражаются/не отражались на ситуации с успеваемостью в школе.

3. Успешная коммуникация

На вопрос, «Способствует ли ваша занятость в кружке выстраиванию эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми?», подавляющее большинство опрошенных (82 %) выразили мнение - «да». 14% опрошенных, скорее бы предпочли ответить на этот вопрос «да, чем нет». Менее 3 % школьников и выпускников не согласны с этим.

4. Событие, изменившее смыслы и ценности

На вопрос, «Какое важное событие, произошедшее с вами в кружке/секции (ситуация/случай/), повлияло на ваши ценностные установки и ориентиры в жизни?», воспитанники системы дополнительного образования и ее выпускники дали свои комментарии с ярко выраженным эмоциональным оттенком. «Первые аплодисменты», «выход на сцену», «победа в олимпиаде», «участие в экспедиции», «поездка в лагерь», «получение президентского гранта», наконец, «обретение новой семьи». Примечательно зафиксировать следующие ответы-комментарии респондентов:

«Благодаря кружкам и секциям, я перестала стесняться, пропала боязнь находиться на сцене перед огромным количеством людей (Анна, 15 лет, Ростовская область)»;

«Очень помогала атмосфера в клубе и помощь тренера в различных сложных ситуациях. Мои занятия в военном клубе, помогали самодисциплинироваться, тем самым в школе было легче учиться, проще было распределять время» (Виталий, 18лет, Саратовская область);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Выставлялись портреты наших мам в галерее. Моя мама его увидела и удивилась, насколько я хорошо умею рисовать. Я такую значимость свою почувствовала...» (Вера, Кемеровская область 18 лет).

5. Профессиональная траектория

На вопросе, повлияло ли обучение в кружке на выбор будущей профессии, мнения респондентов разделились. 38 % подтвердили прямое влияние кружка на определение профессиональной траектории. Еще 22 % респондентов высказались, что ответили бы на этот вопрос скорее да, чем нет.

Около 40 % ответили, что обучение в кружке не отразилось на выборе их профессиональных устремлений (26% - ответили «нет», 14 % - скорее нет, чем да].

Анализ данных опроса позволяет резюмировать нашу гипотезу о том, что система дополнительного образования не только создает ситуацию успеха для обучающихся, прокладывая путь к осознанному выбору карьеры. В границах ее среды главным становится воспитание человека мыслящего и думающего, способного формировать смелую жизненную стратегию, делать осознанный выбор профессии.

А каков же сегодня настоящий ценностный профиль поколения миллениалов, не охваченных сегодня системой дополнительного образования?

В декабре 2021 года Институтом воспитания было продолжено начатое ранее исследование воспитательной деятельности в школах России. Его цель - выявить факторы, влияющие на формирование ценностей у современной молодежи. Задачами исследования стало выявление ценностных ориентаций современных российских школьников и представлений о них родителей и учителей в следующих сферах:

общение и взаимоотношения;

отношение к окружающему миру, природе и художественной культуре;

отношение к Родине;

познавательные интересы;

отношение к собственному Я.

1. Развлечения - наше все.

Как показывают результаты опроса, познавательные интересы школьников в большей части ориентированы на развлечения (кино и видео - 72%), игры на девайсах и компьютерах - 57 %. В меньшей степени школьников интересует чтение. Около 40 % учащихся не смогли назвать свою любимую книгу. По сравнению с данными 2020 года, в 2021 году значительно сократилась доля школьников, имеющих такие увлечения, как общение в социальных сетях, путешествия, забота о домашних животных.

2. ТОП 5 каналов информации для школьников

Подавляющее большинство школьников действительно доверяют информации в социальных сетях, информации друзей, а также рекомендациям блогеров и лидеров «популярных» мнений.

Так, 85 % школьников черпают информацию из социальных сетей. Для 55 % учащихся каналом информации становятся друзья и новостная лента (52%). Это ещё раз подтверждает принадлежность современных школьников к поколению Z. Мощным «неуправляемым» инструментом, влияющим на массовое поглощение внимания школьника и формирования у него определенных «своих» убеждений, выступают социальные сети (Tik-Tok, Instagram, «Вконтакте»). Как отмечают

психологи, это приводит к снижению социальной активности, повышению уровня тревожности, развитию эгоцентризма, формированию так называемых лжеценностей, что «все в жизни должно приносить удовольствие и даваться легко, как и всем «героям виртуального мира».

3. Успех - это ...

Более 53% школьников связывают успех с наличием интересной работы (по душе]. По данным опроса, в 2021 году выросла доля школьников, желающих зарабатывать. Так, например, 77% школьников хотели бы работать во время школьных каникул. Почти каждый четвертый школьник имеет опыт заработка. Эти результаты подтверждают тренд молодежи на профессиональную успешность и желание трудиться на/за любимой работой. Кстати, согласно опросу, наиболее перспективными учащиеся считают профессии в области IT (24%) и медицины (10-11%). При этом 76% школьников не хотят получать профессию родителей. Стоит предположить, такая позиция школьников сформировалась в результате «проживания» опыта профессии большинства родителей в семейном кругу. Это создает условия для сокращения династий «семейных профессий» и увеличения межпоколенческого разрыва.

52 % школьников связывают успех с хорошими и верными друзьями, 46% - с хорошим здоровьем, за ним идет богатство (42%). Позиции «крепкая семья» и «самостоятельность» - выбрали 41% школьников.

Среди качеств, которыми школьники хотели бы обладать, чтобы быть успешными, названы:

- уверенность в себе и лидерство (14%);

- стрессоустойчивость, сдержанность и спокойствие (11%)

- целеустремленность (9%).

Ранее мы уже писали, что BANI-мир, в котором мы сейчас живем, характеризуется тревожностью и хрупкостью. Ответ подростков о желании обладать стрессоустойчивостью для подавления этой тревожности тоже можно позиционировать как трендовое качество личности 21 века.

4. Тренд на самостоятельность и индивидуальность

Около 80 % учащихся высказались, что в решении сложных вопросов склонны рассчитывать исключительно на свои силы. 55 % школьников ориентированы на помощь родителей, лишь 29 % на помощь друзей. Почти половина опрошенных детей высказываются за сохранение индивидуальности и не хотят быть похожими ни на кого, как и в 2020 году - 48 %. Данный показатель также подтверждает одну из характеристик, присущих поколению Z.

5. Быть или не быть

70 % школьников ответили, что «патриотизм» в их понимании - это значит «любить свою страну», 47 % - «работать на благо Родины». Стоить отметить, что ответы школьников верно интерпретируют содержание этого термина, но не дают ответа на центральный вопрос: «Причисляют ли школьники себя к этой категории?». Вместе с тем, тревожным сигналом, по-нашему мнению, становится ответ более 60 % школьников о том, что задумывались об эмиграции.

6. Экология - дело каждого?

В целом, школьники осознано относятся к вопросам природосбережения. Около 60 % школьников готовы выносить мусор после пикника до ближайшей свалки. Причем в прошлом году так считали 81 % школьников. 41 % школьников высказались, что предпочли бы утилизировать мусор в специальные пункты приема. Это на 15% больше, чем по итогам опроса 2020 года. При этом почти 70 % школьников признались, что никогда специально в экологических акциях участия не принимали. Можно предположить, что эти школьники охвачены экологическими мероприятиями, но участие в них было продиктовано «обязательным условием школы».

7. Общественные организации

Каждый четвертый опрошенный школьник не принимал участие ни в каких активностях школы. Более 71% респондентов не состоят ни в каких общественных объединениях и организациях.

Среди наиболее популярных общественных детско-юношеских движений учащиеся выделили:

- российское движение школьников (12%);

- волонтерские отряды (9%);

- «Большая перемена» (8%);

- движение «ЮНАРМИЯ» (7%).

Таким образом, резюмируя данные, можно сформировать ценностный портрет поколения Z, поколения, которое выступает носителем новых смыслов, ценностей, видения жизни. Нельзя охарактеризовать его «нежным», воспитывающегося сегодня в «тепличных» условиях. Оно смелое, в меру амбициозное, в меру эгоцентричное, максимально свободное и творчески мыслящее. Наконец, оно имеет четкий запрос на социальную и профессиональную состоятельность.

Обсуждение результатов

Проанализировав данные двух исследований, мы пришли к следующим выводам.

1. Запрос на социальную и профессиональную успешность находится на вершине ценностно-смысловой пирамиды потребностей современной молодежи. Причем это касается всех школьников: вовлеченных в дополнительное образование и не охваченных им.

2. Школьники, занимающихся по программам дополнительного образования больше ориентированы на развитие своих познавательных интересов, углубление знаний, развитие физической и моральной выносливости в той или иной деятельности. Школьники, не занимающиеся в кружках, имеют больше свободного времени и в большей мере ориентированы на его «вливание» в сферу развлечений, что подтверждают данные опроса. Эти результаты констатируют падение интереса школьников к учебе, что влечет за собой снижение образовательных результатов, рост негативных проявлений детей в семье и школе.

3. Как показали данные исследований, успешная коммуникация становится неотъемлемым качеством-атрибутом, формирующимся у школьников в стенах дошкольных учреждений. Это поле новых знакомств, живых «контактов», место, где школьник проявляет свои способности и «прокачивает» свои социальные компетенции. В то же время стоит констатировать отсутствие таких условий у ребят, не охваченных кружковой деятельностью.

4. Безусловно, учреждения дополнительного образования сегодня рассматриваются и как социальный лифт вне школы, «скорость» которому добавляет каждое новое поколение, имеющее внешнее намерение добиться успеха в какой-либо сфере деятельности. Этот тезис подтверждают данные нашего исследования. Большинство опрошенных считают, что дополнительное образование как институт социализации делает образовательное пространство школьника более разнообразным - оно развивает навыки и дает практический опыт, который трудно получить сегодня в стенах школы. Эта система имеет более индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности и желания.

5. Выявление интересов и профессиональных предпочтений школьников на ранних стадиях -образовательный тренд, который находит свое отражение в развитии системы дополнительного образования как «предпрофессионального поля» по отработке компетенций настоящего и будущего у школьников. Примечательно, что позиции школьников, принявших участие в исследованиях, отражают потребность в интересном труде «по душе» и готовность приступить к трудовой деятельности уже на школьной скамье. Тем не менее в ходе анализа данных мы зафиксировали, что большинство школьников сегодня не хотят получать профессию родителей. Это создает условия для сокращения династий «семейных профессий» и увеличения межпоколенческого разрыва.

Заключение

Итак, какое же место сегодня занимает дополнительное образование для школьников в достижении социальной и профессиональной успешности? И что должно случиться, чтобы оно стало центром притяжения всех школьников страны?

Однозначного ответа нет. Результаты образовательной деятельности имеют отсроченный эффект. «В моменте» сложно осознать важность и необходимость обучения, сформировать образ себя через 5-10 лет в условиях BANI-мира. Стоит предположить, что для тех, кто сегодня охвачен дополнительным образованием, этот образ более выражен, кружок для школьников, посещающих его по собственному выбору, выступает неким триггером в запуске новых возможностей и системы роста - как личностной, так и карьерной.

Переход от постиндустриальной экономики к цифровой, ускоряющаяся трансформация рынков труда и структуры занятости определяют запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций. Для этого сегодня в рамках национальных приоритетных проектов открываются новые образовательные организации (Экостанции, Кванториумы, ДНК, 1Т-кубы, станции туризма), которые реализуют для школьников программы совместно с вузами, научными центрами, компаниями, индустриями.

Безусловно, при такой практике внедрения новых образовательных моделей встает вопрос о доступности таких учреждений для разных социальных категорий школьников.

И, наконец, продвижение работы учреждений дополнительного образования требует формирования нового смыслового бренда («особо ценного типа образования») в детско-молодежной и родительской семье, с тем, чтобы возможности дополнительного образования стали понятны как для самого ребенка, так и для его близких. Такой осознанный интерес должен формироваться историями успеха тех, кто получил дополнительное образование, пришел в профессию по призванию и успешно реализовался в ней.

Список источников

1. Сорокин П. С., Матюненко Ю. А., Попова, Т.А. Тренды и вызовы, оказывающие влияние на сферу образования: анализ докладов международных организаций и экспертных центров. Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. Выпуск № 27. 2020. С. 8.

2. Ценностные ориентиры школьников. Результаты исследования Института воспитания РАО в 2021 г. // https://cloud.mail.ru/public/Jswf/Vv87o91oJ.

References

1. Sorokin P. S., Matyunenko YU. A., Popova, T.A. Trends and challenges affecting the education sector: analysis of reports from international organizations and expert centers. Monitoring the economics of education. Information-analytical materials based on the results of statistical and sociological surveys. 2020; (27):8. (In Russ.)

2. Value orientations of schoolchildren. The results of the study of the Institute of Education of the Russian Academy of Education in 2021. Available from: https://cloud.mail.ru/public/Jswf/Vv87o91oJ.

Информация об авторе

А. К. Хаустова - аспирант кафедры социологии ЮРИУ РАНХиГС, зам. директора по организационно-методическому сопровождению естественнонаучной направленности Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей.

Information about the author

А. К. Khaustova - Postgraduate student of the Department of Sociology, Deputy Director for Organizational and Methodological of the Federal Children's Ecological and Biological Center of the Ministry of Education of Russian Federation.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 01.12.2021; принята к публикации 02.12.2021.

The article was submitted 18.11.2021; approved after reviewing 01.12.2021; accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.