Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ЦЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / УСПЕШНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / АВТОРИТЕТЫ / ПАТРИОТИЗМ / SCHOOLCHILDREN'S VALUES / MOTIVATION FOR LEARNING / CAREER CHOICE / SUCCESS / SOCIAL NETWORKS / AUTHORITIES / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Духанина Любовь Николаевна

В настоящей статье на основе данных всероссийского исследования, проведенного в 2017-2018 годах фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с экспертами общественного движения «Общероссийский народный фронт», приводится развернутый анализ ценностей, жизненных приоритетов российских школьников, их предпочтений, профессиональных и карьерных ожиданий. Показано, что, по мнению российской молодежи, является определяющим в выборе профессии и что, по их мнению, может помочь в будущем стать наиболее успешным. В статье собраны данные, позволяющие оценить мотивацию участия школьников в олимпиадах по образовательным предметам и творческих конкурсах, а также степень безопасности школьного пространства, качества обучения, наличия агрессии и буллинга со стороны одноклассников, учащихся и педагогов. Проведена оценка политических и патриотических настроений подростков, а также формирующихся политических интересов и вовлеченности школьников в социальные сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Духанина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES AND LIFE PRIORITIES OF RUSSIAN PUPILS

Based on the data from the All-Russia study in 2018, this article provides a detailed analysis of the values, life priorities of Russian schoolchildren, their preferences, professional and career expectations. It is shown that, in the opinion of Russian youth, it is decisive in choosing a profession, and that, in their opinion, can help in the future become the most successful. The data collected in the article allows us to evaluate the motivation for the participation of pupils in Olympiads in educational subjects and creative contests, as well as the degree of safety of the school space, the quality of education, the presence of aggression and bullying from classmates, pupils and pedagogues. In addition, the article assesses their political and patriotic moods, as well as the emerging political interests and the involvement of schoolchildren in social networks.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-20-28 УДК 371:316.334

Духанина Любовь Николаевна

Российское общество «Знание», Фонд «Национальные ресурсы образования»

ЦЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящей статье на основе данных всероссийского исследования, проведенного в 2017-2018 годах фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с экспертами общественного движения «Общероссийский народный фронт», приводится развернутый анализ ценностей, жизненных приоритетов российских школьников, их предпочтений, профессиональных и карьерных ожиданий. Показано, что, по мнению российской молодежи, является определяющим в выборе профессии и что, по их мнению, может помочь в будущем стать наиболее успешным. В статье собраны данные, позволяющие оценить мотивацию участия школьников в олимпиадах по образовательным предметам и творческих конкурсах, а также степень безопасности школьного пространства, качества обучения, наличия агрессии и буллинга со стороны одноклассников, учащихся и педагогов. Проведена оценка политических и патриотических настроений подростков, а также формирующихся политических интересов и вовлеченности школьников в социальные сети.

Ключевые слова: ценности школьников, мотивация к обучению, выбор профессии, успешность, социальные сети, авторитеты, патриотизм.

Информация об авторе: Духанина Любовь Николаевна, ORCID 0000-0002-6389-3497, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный деятель народного просвещения, председатель Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество "Знание"», заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, президент фонда «Национальные ресурсы образования», г. Москва, Россия.

E-mail: [email protected].

Дата поступления статьи: 22.04.2020.

Для цитирования: Духанина Л.Н. Ценности и жизненные приоритеты российских школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 2028. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-20-28.

Lyubov' N. Dukhanina

Russian "Znanie" society; National Education Resources Fund

VALUES AND LIFE PRIORITIES OF RUSSIAN PUPILS

Based on the data from the All-Russia study in 2018, this article provides a detailed analysis of the values, life priorities of Russian schoolchildren, their preferences, professional and career expectations. It is shown that, in the opinion of Russian youth, it is decisive in choosing a profession, and that, in their opinion, can help in the future become the most successful. The data collected in the article allows us to evaluate the motivation for the participation ofpupils in Olympiads in educational subjects and creative contests, as well as the degree of safety of the school space, the quality of education, the presence of aggression and bullying from classmates, pupils and pedagogues. In addition, the article assesses their political and patriotic moods, as well as the emerging political interests and the involvement of schoolchildren in social networks.

Keywords: schoolchildren's values, motivation for learning, career choice, success, social networks, authorities, patriotism.

Information about the author: Lyubov' N. Dukhanina, ORCID 0000-0002-6389-3497, Doctor of Pedagogic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Honoured Worker of Public Education, Chairman of the All-Russia Public-Educational Organisation Russian «Znanie» society, Deputy Chairman of the Committee on Education and Science of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, President of the Foundation «National Education Resources», Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]

Article received: April 22, 2020

For citation: Dukhanina L.N. Values and life priorities of Russian pupils. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 2, pp. 20-28 (In Russ.). DOI 10.34216/1998-0817-202026-2-20-28.

20

Вестник КГУ J 2020

© Духанина Л.Н., 2020

Актуальность проблемы. Воспитание нравственных ценностей подрастающего поколения - один из приоритетных вопросов государства и общества, требующий постоянного мониторинга и переосмысления. В связи с этим аксиологический подход становится важнейшим принципом государственной политики в области образования. Перед системой школьного образования в настоящее время стоит задача, поставленная президентом России В. Путиным, по формированию ценностей, опирающихся на богатую российскую историю и национально-культурные традиции. На встрече с творческой интеллигенцией в 2014 году он заявил: «В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения, способствовали консолидации нации и, конечно же, открывали возможности для создания нового, современного пространства культуры, в котором живет и развивается человек, реализует свой потенциал».

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема ценностного воспитания всегда находилась в фокусе интересов педагогов (Ш.А. Амонашвили [Амонашви-ли], Л.В. Занков [Занков], И.А. Зимняя [Зимняя], И.Я. Лернер [Лернер], Л.Ф. Спирин [Спирин, Пид-касистый]), философов (Г.М. Андреева [Андреева], О.Г. Дробницкий [Дробницкий], А.Г. Здравомыс-лов [Здравомыслов], В.П. Тугаринов [Тугаринов]) и социологов (B.C. Магун [Магун], В.В. Ольшанский [Ольшанский], Э.Г. Юдин [Юдин], В.А. Ядов [Ядов]). В современных исследованиях проблема формирования ценностных ориентаций у школьников рассматривается в трудах Б.С. Гер-шунского [Гершунский], В.А. Караковского [Кара-ковский], Н.Д. Никандрова [Никандрова], Л.Е. Никитиной [Никитина], Г.Н. Филонова [Филонов]. Жизненные ориентации молодежи являются объектом пристального внимания российских социологов Г.Е. Зборовского [Збровский], С.П. Па-

рамоновой [Парамонова]. Обширный объем социологической информации, касающийся жизни молодежи, содержится в исследованиях Т.И. Заславской, И.И. Камынина [Камынин], Н.М. Рима-шевской [Римашевская], Р.В. Рывкиной [Рывкина].

Между тем в настоящее время существует нехватка современных психолого-педагогических исследований формирующихся ценностей, потребностей и интересов школьников, их удовлетворенности школьной средой. В этой связи в декабре 2017 года фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с экспертами Общероссийского народного фронта был проведен опрос 2 717 школьников в возрасте от 13 до 18 лет.

Методика исследования и описание выборки. Опрос касался широкого спектра тем: предметных знаний, уровня безопасности в школе, использования социальных сетей и онлайн-игр, участия в общественной и политической жизни страны, выбора профессии. Опрос был проведен при помощи онлайн-панели с применением метода случайного отбора респондентов по всей территории России. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95 % не превышает 1,9 %. Преобладающий возраст опрошенных 1416 лет. Этот возраст, как известно, связан с перестройкой отношений с родителями, переходом от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве, вступлению в мир взрослых. 73 % респондентов проживает в городе (15 % в поселке городского типа, 12 % -в деревнях и селах), соотношение полов - равное (50 % мальчики, 50 % девочки). Подавляющее большинство опрошенных проживают с родителями (91 %), 3 % проживают в общежитии, 1 % живет в доме-интернате, еще 5 % - отдельно или совместно с друзьями. По сообщениям школьников, 49 % из них в целом обеспечены, но не могут себе позволить дорогостоящие приобретения (путешествия, автомобиль и т. д.) без обращения к кредиту, 26 % респондентов хватает денег на еду и одежду,

57%

36%

16%

10% 12% 12% Ш I I 3

7%

U

jjg люрсчиив семейные орошения зЭ могсриачхэо бпочлолумс. кеыфэрт У/. люрсшки фиаиесмзя форма и самочувствие У| интересная учеба

общение с лруэь»ми. знаковый Щ озмореолиэолда. развитие Щ любел. pOMftrfftwecwne orHOuiewa Щ эье м. поодаиение га службе Щ свобода. независимость

творчество. у»лечеч™ ■ O&niSCiaieK-Oe СриЭиО"И0, ПОПулЦЭнОСГь Q nyiecuecia^a

Рис. 1. Распределение ответов респондентов об их жизненных приоритетах, % (не более 3-х вариантов ответа)

но крупные покупки недоступны, при этом 16 % живут крайне экономно, лишь 9 % оценивают свое материальное положение как очень хорошее - они могут позволить себе дорогостоящие покупки.

Обсуждение полученных результатов. На вопрос о жизненных приоритетах школьников (рис. 1) были получены наиболее часто встречающиеся ответы в убывающем порядке: «хорошие семейные отношения», «материальное благополучие», «хорошая физическая форма, самочувствие», «общение с друзьями, знакомыми», «самореализация». Интересная учеба в топ-5 ценностей у школьников не входит, конфликтуя по популярности с «романтическими отношениями». Анализируя жизненные приоритеты российских школьников, можно отметить, что школьники, обладая феноменом «глобальной подражательности взрослым», присваивают только те ценности, которые считают для себя значимыми. Кроме того, необходимо согласиться с отмечаемой многими социологами современности тенденцией о динамике ценностей молодежи 1960-2010 гг., характеризующейся переходом от «романтизма» к прагматизму.

Следующий вопрос анкеты был сформулирован в следующей форме: «Нравится ли вам учиться в школе?» Распределение ответов на этот вопрос представлено на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, почти половина школьников (48 %) отмечают, что им скорее нравится учиться, чем нет, но иногда им не хочется посещать школу; 35 % респондентов указали, что им нравится учиться в школе; откровенные антипатии к учебному процессу выразили в общей сложности 5 % опрошенных.

Распределения ответов респондентов на вопрос: «Чего не хватает школьникам, чтобы быть счастливыми сейчас и успешными в будущем?» выстроились в следующем порядке: 28 % опрошенных сообщили, что им не хватает полезных для выбранной специальности предметов, 26 % -встреч с интересными успешными людьми, 25 % -занятий в интересных кружках, 21 % - денег для посещения дополнительных занятий. Таким образом, можно резюмировать, что современным школьникам не хватает наставника-визионера, который мог бы поделиться необходимыми практи-

43%

12%

ш

Щ 4а, мчс нравится учиться в школе

старее да. чем нет, иногда мне не яачется посещать школу

ЕЭ скорее нет, чем до, чаще всего хожу и школу по принуждению

Щ нет, мне совершенно не нравится учиться со школе

| мне очень тягостно ходить в школу, и и думаю, что могу бросить ее, не дождавшись окончания обучения

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Нравится ли вам учиться в школе?», %

57%

41%

36%

33%

Ш:

2Л%

Ш

7%

I □

т

наличие высшею обра-эеватмя

престиж аузй/те*ныкумо

наличие опыта роботы

уровень полученных знаний

личностные качества, особенности »ороктера

знание «ывдв

знание современной телики профессиональнее стажировки наличие связей, знакомств стечение обстоятельств

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что может повлиять на развитие карьеры в будущем?», % (не более 3-х вариантов ответа)

ческими знаниями для успешной карьеры и самореализации в будущем.

64 % школьников участвуют в олимпиадах по образовательным предметам, а 45 % - в творческих конкурсах. Обратившись к пониманию мотивации такого участия, мы смогли обнаружить, что 67 % школьников участвуют в конкурсах и олимпиадах, потому что им было интересно, чтобы узнать что-то новое, развить таланты и умения.

Следующий вопрос касался факторов, влияющих на развитие карьеры в будущем (рис. 3).

По данным опроса, представленного на рисунке выше, 57 % ответов - в пользу необходимости наличия высшего образования, еще 41 % - за уровень полученных знаний. Знание иностранного языка оценивается школьниками на 5-м месте по значимости влияния на развитие карьеры.

Профильные классы в школе и тестирование личных качеств, способностей, по мнению школьников, помогают им определиться с будущей профессией, однако 18 % респондентов все же не уверены, будут ли учиться по выбранной специальности, поскольку могут еще передумать (только 42 % школьников определились с будущей профессией).

Драйверы, обуславливающие выбор школьниками будущей профессии, представлены на рисунке 4.

Из рисунка 4 видно, что в большей мере на выбор профессии влияют личные склонности к виду будущей деятельности, так ответили 67 % школьников. В тройку мотиваторов входят также спо-

собности в выбранной сфере и мнение родителей (родственников).

Почти половина школьников хотели бы начать трудиться до 18 лет. По их мнению, это позволило бы получить карманные деньги, а также опыт, который пригодился бы им дальше и помог в трудоустройстве в будущем.

Следующий блок вопросов касался качества и безопасности школьного обучения. 78 % школьников отметили, что большинство учебных классов в хорошем состоянии и красиво оформлены, а в 21 % случаях требуется косметический ремонт школьных помещений.

Две трети школьников чувствуют себя в школе абсолютно безопасно, однако 43 % иногда чувствуют себя незащищенными от жестокого обращения в школе. Так, 37 % видели, как бьют других школьников, 22 % испытывали оскорбления со стороны одноклассников или ребят из школы, а 16 % респондентов сообщили, что их оскорблял учитель. При этом только половина респондентов сообщили об этом родителям, остальные ничего не предпринимали, так как уверены в безуспешности каких-либо действий.

Следующий блок вопросов касался вовлеченности школьников в социальные сети. Большинство школьников используют социальные сети для переписки с друзьями, чтения постов других авторов и прослушивания музыки. На своих страницах они размещают посты развлекательного характера, наиболее понравившиеся цитаты великих людей, а так-

67%

^ лтные С*лД»нОСГи к Ввду будущей деятельности

3 толонт илн способности а выбраню* сфере

высокая степень информированности о профессии

Л мнения учителей в школе

^ мнения рОди1елйм, родственников

мнение друзей, знакомый

^ ипфсрмацля из интернете, телевидения

| финансовые возможности се**

Щ высокая оллатО труда в данной сфере

Ш прес1икмос1ь профессии

В наличие сиэей в вуэе/килледже/ но работе

. в месте, гле я ;*иву, эта профессия востребована

К51 состояние здоровья

ЙЯ

20%

11%

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3%

16%

6%

12%

I

4%

2%

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что или кто в большей мере влияет на выбор будущей профессии?», %

же музыкальные файлы и обучающие вебинары, информацию по саморазвитию. Несмотря на активность в блогах и на форумах, 4 из 10 школьников признались в том, что чувствуют себя одинокими и им не хватает живого позитивного общения1.

На вопрос «Играете ли вы в развлекательные игры?» были получены следующие ответы, представленные на рисунке 5.

Из рисунка 5 видно, что 52 % школьников играют в развлекательные игры на компьютере, а 45 % используют для этого смартфон. Почти четверть ответов респондентов упоминают настольные игры: «Монополию», «Мафию», «Элиас» и другие. Причины, по которым юные респонденты уходят в виртуальную реальность следующие: 39 % ответившим игры помогают побороть стресс, для 35 % это удобный вариант скоротать время в транспорте или в очереди, для остальных - это привычный способ провести время с друзьями.

20 % школьников отмечают, что им не хватает денег для посещения дополнительных занятий, курсов и т. д. Респонденты просят добавить больше бесплатных секций, больше бесплатного дополнительного образования, кружков, направленных в киберспорт и т. д.

Ответы респондентов на вопрос: «Есть ли среди деятелей культуры, ученых, политиков, спор-

тсменов тот, кто является для вас авторитетом?», показал, что 29 % опрошенных не имеют авторитетов. По 19 % респондентов имеют авторитетов среди актёров, деятелей искусства, культуры и среди членов семьи.

На рисунке 6 представлены фамилии людей, которых школьники считают авторитетами.

По результатам опроса, представленным на рисунке 6, большинство школьников считают авторитетными людьми Владимира Путина, Николу Теслу, Сергея Лаврова, Федора Емельяненко, Владимира Жириновского, Уинстона Черчилля и Стива Джобса.

Последний блок вопросов анкеты был посвящен политическим интересам молодежи. На рисунке 7 представлено распределение ответов школьников на вопрос: «Интересуетесь ли вы тем, как развиваются события политической, экономической жизни нашей страны?»

Из рисунка 7 видно, что не все школьники интересуются экономическими и политическими событиями, происходящими в России. Внимательно следят лишь 22 % опрошенных, еще 22 % узнают какие-либо политические или экономические новости случайно или когда все об этом говорят, 23 % откровенно заявляют, что их не интересует эта тематика. 62 % школьников получают инфор-

52%

45%

7%

23%

Ш 688

17%

gg да, но компьютере

!|§! да, но планшете

да, на смартфоне

Q да, на игровой приставке

да, в настольные игры: «Монголия», «Мафия», «ЭлиаС", «Дженга», "Ахтивити» ит.д

$$ кичесо из вышеперечисленного

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Играете ли вы в развлекательные игры?», %

энистон

РАНЕВСКАЯ утяшева MACK

ИСИНЬАЕВД , ~ Бруков плисецкая

ГЕЙТС ЕМЕЛЬЯНЕНКО П\/ТМ1

_ д ПУШКИН ШВД-циеггер | \У | у\ Г"|

I bOJ IA ДЖОБС БИЛЛИ ЧЕРЧИЛЛЬ ЖИРИНОВСКИЙ ЭНШпНлГп^о

СОБЧАК липниикАя ЭФРОН J lADrCjD

Рис. 6. Фамилии людей, которых школьники считают авторитетами

1Д ЦимЛечи» Слежу » 410

* ц&чСм М рй^пиСм сибьчий. но ынб

т не очень «пере&л

>41 о а основюи о гротт стеки с аресташн, коррупяе^ провот^омАИ заивлеммми чжвнпоое и Виа-есменов иногда узнав «окне-» новости, лречмушеогееню случай« п*и рлгда все аофуг об агам говорят ней мен* это не интересует

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Интересуетесь ли вы тем, как развиваются события политической, экономической жизни нашей страны?», %

I до \ нет

Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом России?», %

74%

ШКОЛЬНИКИ. (?*1ТАЮЩИЕ СЕЕЯ ПАТРИОТАМИ ШКОЛЬНИКИ. НЕ ОИТАЮЩИЕ СЕБЯ ПАТРИОТАМИ

59%

55%

лебовь, к своей стро«. юрдссть га ию

26%

знание истории, гимна Яодины

48% 46%

потс№ос1ь зощишоть Роли ну в случае возникновения конфликта

23% 23%

ООкраненле исторической гхзмяти. участие в памягньи мерОприиим

22% ^^ЯШ__I I 23%

Ёосиигоние патриотизма в детк

18% ■ 20%

нажалОнив увЗЖОТЬ И 3 Росс™

18%

21%

вгашуслоусяць 'раждан

17%

поддержко российски* споргсмепсе, деятелей кулъгуры

17%

служба и ормии

13%

№*телеу

13%

17%

18%

интерес к собьпия^ч в стране, и* обсу5*деине

Рис. 9. Распределения ответов респондентов на вопрос: «В каких поступках проявляется патриотизм?», %

мацию о политической и экономической жизни нашей страны по телевидению, а 57 % - из социальных сетей.

На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» были получены следующие ответы, представленные на рисунке 8.

Исходя из распределения ответов, представленных на рисунке, 72 % школьников считают себя патриотами России2. Результаты опроса Е.И. Сал-гановой3 в 2017 году показывают, что большинство учащихся считают патриотизм важным качеством личности (62 %), всю необходимую информацию о патриотизме получают от родителей, родственников, учителей, из Интернета и телевидения (51 %, 47 %, 45 % и 44 % соответственно).

На рисунке 9 представлены распределения ответов респондентов на вопрос: «В каких поступках, действиях проявляется патриотизм?»

Данные рисунка 9 демонстрируют разницу в интерпретации и понимании патриотизма школьников, причисляющих себя к патриотам и не являющихся таковыми. 74 % школьников-патриотов испытывают чувство гордости за свою страну (таких только 59 % из числа непатриотично настроенных респондентов). Дифференциация в знаниях истории и гимна своей страны еще более разительны: 55 % против 26 %. При этом готовность защищать Родину примерно одинаковое как у школьников-патриотов (48 %), так и у нейтрально настроенных школьников (46 %).

Резюмируя данные последнего блока вопросов анкеты, можно сделать вывод об актуализации потребности в формировании патриотической культуры молодежи, в развитии научной теории формирования патриотизма как социокультурного феномена4.

Выводы. Результаты опроса показали, что в числе жизненных приоритетов российских школьников находятся такие ценности, как хорошие семейные отношения, материальное благополучие, здоровье и общение с друзьями. Это убеждает нас в существующей динамике ценностей молодежи 1960-2010 гг., характеризующейся переходом от «романтизма» к прагматизму.

Анализируя ответы школьников об их актуальных потребностях, мы пришли к выводу, что современным школьникам не хватает наставника-визионера, который мог бы поделиться необходимыми практическими знаниями для успешной карьеры и самореализации в будущем.

Большинство школьников, участвующих в олимпиадах по образовательным предметам, делают это в связи с желанием узнать что-то новое, развить свои таланты и умения.

Наиболее важными факторами, влияющими на выбор будущей профессии школьники считают профилирование классов, а также тестирование личных качеств и способностей в старшей школе. Кроме

того, в тройку мотиваторов к выбору будущей профессии входят также способности в выбранной сфере и мнение родителей (родственников).

43 % иногда чувствуют себя незащищенными от жестокого обращения в школе. При этом только половина респондентов сообщили об этом родителям, остальные ничего не предпринимали, так как уверены в безуспешности каких-либо действий.

52 % школьников играют в развлекательные игры на компьютере, а 45 % используют для этого смартфон. Почти четверть ответов респондентов упоминают настольные игры: «Монополию», «Мафию», «Элиас» и другие. Причины, по которым юные респонденты уходят в виртуальную реальность, следующие: 39 % ответившим игры помогают побороть стресс, для 35 % это удобный вариант скоротать время в транспорте или в очереди, для остальных - привычный способ провести время с друзьями.

Почти треть опрошенных не имеют авторитетов, остальные признались, что в качестве таковых они считают Владимира Путина, Николу Теслу, Сергея Лаврова, Федора Емельяненко, Владимира Жириновского, Уинстона Черчилля и Стива Джоб-са. 72 % школьников причисляют себя к патриотам России, информацию о патриотизме они получают от родителей, родственников, учителей, из Интернета и телевидения.

Примечания

1 У 22 % ответивших школьников от 11 до 50 друзей в социальных сетях, у 32 % - от 51 до 100, и у 26 % - от 101 до 200.

2 На воспитание чувства патриотизма были нацелены следующие государственные программы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также принятые комплексные программы федерального, регионального и местных уровней.

3 Салганова Е.И. Патриотизм учащейся молодежи: состояние, проблемы и формирование // XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г. Екатеринбург: УрФУ 2018. С. 605-616.

4 Лузик Н.П. Патриотизм как социокультурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2007.

Список литературы

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воронеж, 1998. 544 с.

Андреева ГМ.Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 5-15.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.

Горшкова Е.Б. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров у младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2012. Ч. 1.

Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. M., 1966. С. 25-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.

Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. 568 с.

Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21-29.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000.

Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 90-104.

Магун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 21-28.

Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С. 3-8.

Никитина Л.Е. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003.

Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 88-95.

Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 69-78.

Римашевская Н. М. Социальная стратификация и проблемы бедности // Человек и труд. 1994. № 10. С. 55-58.

Рывкина Р. В. Советская социология и теория социальной стратификации // Постижение. М., 1989. С. 17-35.

Спирин Л.Ф., Пидкасистый П.И. Теория и технология решения педагогических задач: развивающее проф.-пед. обучение и самообразование / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство,

1997. 173 с.

Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. 156 с.

Филонов Г.Н. Воспитание в российском обществе: тенденции, теория и практика. М., 2000.

Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество // Общество и экономика. 1999. № 10-11. С. 65-72.

References

Amonashvili SH.A. Gumanno-lichnostnyj podhod kdetyam [Humane-personal approach to children]. M., Voronezh, 1998, 544 р. (In Russ.)

Andreeva G.M. Social'no-psihologicheskie aspekty aktivizacii chelovecheskogo faktora [Socio-psychological aspects of the activation of the human factor]. Voprosypsihologii [Psychology Issues], 1986, № 3, рр. 5-15. (In Russ.)

Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (v poiskah praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij) [Philosophy of education for the 21st century (in search of practice-oriented educational concepts)]. M., Sovershenstvo Publ.,

1998, 608 p. (In Russ.)

Gorshkova E.B. Aktual'nost' problemy formirovaniya cennostnyh orientirov u mladshih Shkolnikov [The relevance of the problem of the formation of value guidelines in primary school students]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po mater. XV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk, SibAK Publ., 2012, vol. 1. (In Russ.)

Drobnickij O. G. Nekotorye aspekty problemy cennostej [Some aspects of the value problem]. Problema cennosti v filosofii [Value Problem in Philosophy]. M., 1966, pp. 25-40. (In Russ.)

Zankov L.V Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected Pedagogical Works]. M., Pedagogika Publ., 1990. (In Russ.)

Zaslavskaya T.I. Societal'naya transformaciya rossijskogo obshchestva: Deyatel'no-strukturnaya koncepciya [Societal Transformation of Russian Society: A Structurally Structural Concept]. M., Delo Publ., 2002, 568 p. (In Russ.)

Zborovskij G.E. Obrazovanie: nauchnye podhody k issledovaniyu [Education: Research Approaches] Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2000, № 6, pp. 21-29. (In Russ.)

Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. M., Logos, 2000. (In Russ.)

Karakovskij V.A. Vospitatel'naya sistema shkoly: Pedagogicheskie idei i opyt formirovaniya [The pedagogical system of the school: Pedagogical ideas and the experience of formation]. M., 1991. (In Russ.)

Lerner I.YA. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya [Didactic foundations of teaching methods]. M., Pedagogika Publ., 1981, 186 p. (In Russ.)

Lisovskij V.T. Dinamika social'nyh izmenenij (opyt sravnitel'nyh sociologicheskih issledovanij rossijskoj molodezhi) [Dynamics of social changes (experience of comparative sociological research of Russian youth)] Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 1998, № 5, pp. 90-104. (In Russ.)

Magun B.C. Trudovye cennosti rossijskogo obshchestva [Labor values of Russian society]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and the present], 1996, № 6, pp. 21-28. (In Russ.)

Nikandrov N.D. Duhovnye cennosti i vospitanie cheloveka [Spiritual values and human upbringing]. Pedagogika [Pedagogy], 1998, № 4, pp. 3-8. (In Russ.)

Nikitina L.E. Social'naya pedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov [Social pedagogy: textbook. manual for universities]. M., Akademicheskij Proekt Publ., 2003. (In Russ.)

Ol'shanskij V.B., Klimova S.G., Volzhskaya N.YU. SHkol'niki v izmenyayushchemsya obshchestve [Pupils in a changing society]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 1999, № 6, pp. 88-95. (In Russ.)

Paramonova S.P. Tipy moral'nogo soznaniya molodezhi [Types of moral consciousness of youth].

Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 1997, № 10, pp. 69-78. (In Russ.)

Rimashevskaya N.M. Social'naya stratifikaciya i problemy bednosti [Soviet stratification and the problem of poverty]. CHeloveki trud [Man and labor], 1994, № 10, pp. 55-58. (In Russ.)

Ryvkina R.V. Sovetskaya sociologiya i teoriya social'noj stratifikacii [Soviet sociology and theory of social stratification]. Postizhenie [Comprehension]. M., 1989, pp. 17-35. (In Russ.)

Spirin L.F., Pidkasistyj P.I. Teoriya i tekhnologiya resheniya pedagogicheskih zadach: razvivayushchee prof.-ped. obuchenie i samoobrazovaniya [Theory and technology of solving pedagogical problems: developing professional and pedagogical training and self-education], ed. by P.I. Pidkasistyj. M., Ros. ped. agentstvo, 1997, 173 p. (In Russ.)

Tugarinov V.P. O cennostyah zhizni i kul'tury [On the values of life and culture]. L., LSU Publ., 1960, 156 p. (In Russ.)

Filonov G.N. Vospitanie v rossijskom obshchestve: tendencii, teoriya i praktika [Education in Russian society: trends, theory and practice]. M., 2000. (In Russ.)

YAdov V. A. Rossiya kak transformiruyushcheesya obshchestvo [Russia as a transforming society]. Obshchestvo i ekonomika [Society and Economics], 1999, № 10-11, pp. 65-72. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.