техники выполнения спортивно-физкультурных дисциплин для групп студентов, т. е. интегрировать их в гомогенные подгруппы.
Результаты диагностики для студентов одних подгрупп становятся мотивом к улучшению показателей до зачётного уровня, а для других подгрупп - мотивом к достижению максимальных результатов. При этом рекомендуется использовать разные педагогические технологии для разных подгрупп, организуя переход от одной базовой технологии к другой.
В практике организации занятий ФК мы применяем технологии полного усвоения, разноуровневого обучения и технологию взаимообучения.
Надо отметить, что наставничество не всегда воспринимается необходимым студентами, имеющими низкий уровень подготовленности, они находят большое число оправданий в ненадобности помощи для них.
Использование разноуровневого подхода повысило мотивацию к занятиям ФК. За счет переключения внимания к уровню личных результатов тестирования, студенты получают удовлетворение от занятий при значительном росте результативности повторных испытаний, выступивших новой исходной высотой развития двигательных качеств и спортивных умений.
А. А. Сомкин
Дополнительное оборудование
для обеспечения безопасности в спортивной гимнастике
Материально-техническое обеспечение занятий спортивной гимнастикой прошло за два столетия её существования путь от гимнастических площадок на открытом воздухе с простейшими самодельными снарядами до многозальных гимнастических комплексов с высокотехнологичным оборудованием и развитой инфраструктурой (комфортные раздевалки и тренерские комнаты; душевые и бассейны; медико-восстановительные центры; рекреационные зоны). Внедрение новых и модернизация существующих гимнастических снарядов, специального дополнительного оборудования, инвентаря, тренажёров непосредственно влияет на рост спортивных достижений, на технику выполнения гимнастических упражнений и методику обучения им. Фирмы-производители спортивного оборудования и инвентаря используют при производстве своих изделий передовые научные достижения и современные технологии для создания гимнастам и гимнасткам оптимальных условий для выпол-
323
нения упражнений, снижения травмоопасности, увеличения надёжности и прочности конструкций. Для эффективного учебнотренировочного процесса, помимо стандартных гимнастических снарядов (шести для мужчин и четырёх для женщин), в спортивном зале необходимо иметь целый набор дополнительного оборудования и инвентаря. Обязательными компонентами в этом наборе, обеспечивающими безопасность, являются гимнастические маты, которые практически за два века их использования претерпели, можно сказать, революционные изменения, и появившиеся только во второй половине ХХ в. поролоновые ямы.
В настоящее время маты в спортивной гимнастике - это специальные амортизирующие устройства (в основном квадратной или прямоугольной формы) различных размеров, предназначенные для смягчения ударных нагрузок на опорно-двигательный аппарат спортсменов при приземлениях, а также для предотвращения возможных травм при падениях со снаряда. Первоначально (в первой половине XIX в.) матов под гимнастическими снарядами не существовало, и занимающиеся соскакивали либо на землю (при тренировках на улице), либо на голый пол (в спортивных залах). Затем на открытых спортивных площадках стали устраиваться специальные места для приземления - ямы, наполняемые взрыхлённым песком или опилками.
Во второй половине XIX в., по мере роста сложности упражнений на гимнастических снарядах и соскоков с них на первый план вышла проблема безопасности спортсменов и предохранения их от тяжёлых травм. Поиск материалов для гимнастических матов привёл к тому, что наиболее удобными их наполнителями стали конский волос, морская трава, мочало. Этот так называемый набивной материал помещался в чехол, изготовлявшийся из кожи или брезента. Чехлы могли быть и двухслойными (внутри - холщовое или парусиновое покрытие). Однако к середине Хх в. такие маты уже не удовлетворяли возросший уровень сложности и риска гимнастических упражнений. Большим научным, а затем и техническим достижением стало изобретение поролона и, в частности, использование его в качестве материала наполнителя в гимнастических матах.
В настоящее время маты для приземления (Landing Mats) являются обязательным оборудованием для всех видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья (за исключением вольных упражнений). Высота стандартных соревновательных матов для приземлений на всех снарядах составляет 20 см, за исключением коня-махи, где высота равна 10 см. Поверхность матов должна быть ровной, горизонтальной и без каких-либо впадин. Боковые стороны
324
матов должны быть вертикальными и иметь возможность надёжной стыковки (как правило, при помощи специальной контактной ленты велкро - velcro). Материал нижней поверхности матов должен быть изготовлен из такого материала, чтобы мат не смещался при приземлении на него гимнаста. Сам чехол мата также не должен перемещаться и образовывать складки.
Маты под конём-махи, параллельными брусьями, бревном должны быть уложены таким образом, чтобы были закрыты все нижние опоры снарядов, а общее покрытие было ровным. В целях повышения безопасности необходимо применять дополнительные маты (Supplementary Mats) в условиях соревнований, при выполнении гимнастами или гимнастками элементов или соскоков повышенной сложности. Их высота равна 10 см, и они кладутся непосредственно поверх матов для приземления. Размеры таких матов: в опорных прыжках - 600х200 см; на перекладине (с двух сторон на возможных местах приземления после соскоков) -400х200 см; на разновысоких брусьях (на месте соскока с верхней жерди) - 400х200 см; на бревне (на месте соскока) - 400х200 см.
В требованиях к гимнастическому оборудованию, разработанных Международной федерацией гимнастики (ФИЖ), нет чётких указаний к материалам, из которых изготовляются наполнители матов и чехлы для них. Поэтому каждая из фирм-производителей, специализирующихся на выпуске гимнастического оборудования и инвентаря, ищет для этих целей свои уникальные запатентованные ими материалы. В настоящее время это, как правило, двухслойные конструкции (Sandwich Construction). Нижний, более толстый слой - поролоновый (толщиной 16-17 см); верхний тонкий слой - это пенополиэтилен либо другой материал аналогичной плотности (толщиной 3-4 см). Чехол изготавливается из тентового материала или более сложного: смесь текстиля с синтетическим материалом с прочной велюровой поверхностью. Все маты снабжены контактной лентой велкро для фиксации нескольких матов, обеспечивающих зону приземления.
Для соревновательных целей применяются, в основном, маты следующих размеров: 150х200 см, 200х200 см, 300х200 см. Для тренировок выпускаются маты и других размеров, высоты и мягкости. Их высота может варьироваться в широком диапазоне (от 5 до 30 см), а мягкость зависит от плотности наполнителя.
Более сложной конструкцией является сверхмягкий тренировочный мат (Extra Soft Landing Pit, Resi-Pit). Он обычно укладывается под разновысокие брусья или перекладину. Этот мат имеет ширину 235 см, а толщину - от 70 до 80 см. Длина такого мата мо-
325
жет варьироваться. Сверхмягкость обеспечивается нижним слоем, который является не сплошным, а состоит из специальных мягких опор (стоек), между которыми находится ничем не заполненное воздушное пространство. При приземлении на такой мат воздух выходит из него через мелкие отверстия в боковых поверхностях чехла. Считается, что использование сверхмягкого тренировочного мата -промежуточное звено в учебно-тренировочном процессе гимнастов: между поролоновой ямой и стандартным матом.
Важный компонент оборудования тренировочного гимнастического зала - поролоновая яма (Deep Foam Pit), появление которой ещё в начале 1970-х гг. способствовало значительному прогрессу в сложности и рискованности упражнений. Такие ямы либо устраиваются на уровне пола, на котором расположены гимнастические снаряды, либо в гимнастическом зале монтируются специальные «коробы», заполненные поролоном, а снаряды устанавливаются над ними на помосте. В любом случае такая яма, в соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству (Физкультурноспортивные залы. СП 31-112-2004. - М.: Росспорт, Росстрой, 2005), должна быть оснащена мягкими бортами, съёмными крышками, кусками поролона, которые укладываются на специальную сетку или решётку (для возможности естественного проветривания и уборки).
Отдельно следует рассмотреть специальные маты, которые используются только на одном гимнастическом снаряде - опорном прыжке. В начале 1980-х гг. в арсенал гимнастов и гимнасток прочно вошли опорные прыжки после предварительного выполнения рон-дата (переворота боком с поворотом кругом) на дорожке для разбега и приземления на мостик спиной к снаряду. Первыми исполнителями прыжков данного типа были советские спортсмены В. Левенков и Н. Юрченко, в честь которых они и были названы (прыжки «Юрченко»). Для повышения безопасности выполнения прыжков после наскока на мостик рондатом обязательным требованием ФИЖ стало использование специального П-образного мата -так называемого «воротника безопасности» (Vaulting Safety Zone, Rondat Mat). Он окружает мостик, защищая гимнастов от травм при выходе за его пределы во время наскока после отталкивания руками от дорожки. Такие маты могут быть двух типов. Длинный (long) -полностью окружает мост с трёх сторон (размеры - 150х100 см); короткий (short) - окружает мост также с трёх сторон, но полностью только с задней, а с боковых сторон только его горизонтальную поверхность.
При выполнении опорных прыжков после рондата в разбеге также допускается использование мата для рук (Mat for Hands) на дорожке. Он должен быть горизонтальным и ровным. Его длина -100...120 см, ширина - 100 см, толщина (максимальная) - 5 см.
326
Таким образом, современные гимнастические маты - это сложные, высокотехнологичные изделия, позволяющие гимнастам избегать серьёзных травм при неудачном выполнении рискованных элементов как во время соревнований, так и в учебнотренировочном процессе.
Е. М. Чепаков, О. Н. Фёдорова, Е. П. Кузнецова
Особенности режимов мышечной деятельности на занятиях оздоровительными видами гимнастики
Все многообразие мышечной деятельности в зависимости от режима работы мышц принято делить на две группы: динамическую и статическую.
Режим движения, т. е. условия, в которых осуществляется двигательная деятельность человека (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, 1979), определяется изменением длины мышцы, ее напряжения, либо изменением длины и напряжения одновременно. Применяя определенный режим движений, можно добиться высокого эффекта в решении поставленной двигательной задачи (Д.Д. Донской, 1971).
К динамическому относят преодолевающий и уступающий двигательные режимы. При работе преодолевающего характера момент мышечной силы больше момента преодолеваемой силы, т. е. мышца, сокращаясь, преодолевает сопротивление и укорачивается. Такой режим еще называют миометрическим, или концентрическим. Уступающий режим работы определяется тем, что момент прилагаемого мышечного усилия меньше момента противодействующей силы (плиометрический режим работы мышц), т. е. последняя как бы «растягивает» мышцу и приводит к ее удлинению, при этом проявляемая сила может быть больше максимальной (В.М. Ченегин, 1983).
В лабораторных условиях можно моделировать условия, при которых мышца, работая в преодолевающем режиме, поднимает какой-либо груз при постоянном натяжении. Такой режим называют изотоническим («тон» - напряжение). В реальных условиях движения в изотоническом режиме - исключение, так как величина силы тяги мышц все время меняется. Режим, при котором сила мышцы не остается постоянной, называют анизотоническим. Режим сокращения со сменой направления движения и с переходом от уступающего к преодолевающему режиму называют реверсивным (Д.Д. Донской, Л.С. Зайцева, 1978).
327