УДК 39.391
ДОНСКОЙ НАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ XVIII - XIX ВЕКОВ КАК ФЕНОМЕН КАЗАЧЬЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ
© 2012 г. К.Ю. Горблянская
Горблянская Ксения Юрьевна — Gorblyanskaya Kseniya Yuryevna —
аспирант, Post-Graduate,
Московская государственная художественно-промышленная Moscow State Art and Industrial
академия им. С.Г. Строганова, Academy of S.G. Stroganov,
Волоколамское ш., 9, г. Москва, 125080. Volokolamskoe Highway, 9, Moscow, 125080.
E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected].
Анализируется происхождение, этнические особенности формирования казачества на Дону. Показано, что этническое многообразие, процессы ассимиляции различных национальностей, территориальное деление казаков на верховых и низовых сыграли значительную роль в создании особой казачьей субкультуры, проявившейся, в первую очередь, в женском костюме. Приведена характеристика основных комплексов одежды.
Ключевые слова: народный донской женский костюм, донское казачество, казачья субкультура.
The origin, ethnic peculiarities of forming the Cossacks on the Don are analyzed. It is shown that ethnic diversity, the processes of assimilation of various nationalities, territorial division of the Cossacks into the upper and lower ones played an important part in creating the special Cossack subculture revealing itself, in the first instance, in women's attire.
Keywords: Don folk women's attire, Don Cossacks, Cossacks subculture.
Формирование женского казачьего костюма тесно связано с историей зарождения и развития казачества на Дону. Исторический процесс становления и распространения донского казачества как этносоциального и культурного явления протекал на протяжении довольно длительного времени и отличался весьма большой сложностью. Уникальная историческая ситуация, сложный этнический процесс, особый дух казаков, проявлявшийся в военных событиях, стремление к самоидентификации и подчеркиванию различия с соседями неказачьего сословия привели к образованию казачьей субкультуры в бассейне Дона. В.Д. Сухоруков [1] полагал, что «донское казачество образовалось из слияния двух родственных стихий -северной отваги и восточного удальства» или из «древней Новгородской вольницы», которая являет собой идею северного казачества, привитую к славянам «норманнами», и «азиатского казачества», внесенного в Россию монголами. Этническое многообразие, процессы слияния и ассимиляции различных этнических групп сыграли большую роль в создании
особой культуры, необычность которой проявлялась во многих сферах, в том числе и костюме. Первая и основная группа - русская, восточно-славянская, в которой этническим субстратом к концу XVII в. являлись великороссы и малороссы.
Возможное происхождение донцов от «рязанских казаков XIV - XV вв., бывших наполовину великорусами, наполовину крещенными татарами», подчеркивают в своих работах Е. Кательников [2], С. Номико-сов [3]. Они утверждали, что все казаки несомненно происходят от одного корня - народа русского, ассимилировавшего различные народности.
Иностранные исследователи И.Г. Георги [4], Ж.-Б. Бретон [5], Г.-Т. Паули [6] также подчеркивают, что казаки - это смесь разных этносов, в первую очередь русских, малорусов, черкесов, татар. Французский путешественник М. Лесур [7] считал, что казаки - потомки древнего племени кипчаков - племени из помеси русских, татар, калмыков и киргизов. Они занимались рыбной ловлей, разведением скота, добычей соли и на первых порах были врагами земле-
делия. По его же мнению, народонаселение Дона делилось на три сословия: казаки, крестьяне и инородцы. Третье сословие в основном состояло из татар, калмыков и нескольких бедных греческих торговцев, и др. Среди донского казачества всегда была сильная прослойка татар, которые либо смешивались с русскими, либо представляли собой отдельные группы казаков. К таким группам, начиная со второй половины XVI в., относились «донские, базовые, юртовые» татары, исповедовавшие ислам. В составе донского казачества казаки-мусульмане были отдельной группой, сохранявшей культурно-бытовую обособленность и жившей в ст. Татарской.
Проживание татар на Дону подтверждает и факт широкого распространения татарского языка среди донских казаков вплоть до XVIII в. «Язык на Дону смешанный, - писал В.Д. Сухоруков, - и заключает в себя два наречия: великороссийское и малороссийское - много испорченное и измененное. Кроме сего, много примешано слов татарских и калмыцких, относящихся к домашней утвари, конской сбруе» [1, с. 16].
Особые отношения сложились у казачества с представителями народов Северного Кавказа. На большое сходство и родство донских казаков с «тамошними дагестанскими народами» указывает А.И. Ригельман [8]. Мало смешиваясь с остальными этносами, кавказцы внесли значительный вклад в культуру донских казаков.
Культурно-этническая неоднородность была также связана с территориальным делением донских территорий на земли Верхнего и Нижнего Дона. Военные действия на большой территории бывшего Дикого поля способствовали размещению и закреплению дружин в городках на Верхнем и Нижнем Дону. Постепенное закрепление дружин в городках, связанное в первую очередь с решением военных задач, привело к формированию двух территориальных групп верховых и низовых казаков.
Они различались по этническому составу, господствующим традициям, образу жизни, хозяйственному и бытовому укладу. С этнической точки зрения основу верховых казаков составляло русское население, в области Нижнего Дона процессы ассимиляции с различными народностями происходили динамичнее.
Патриархальная семья, которая стала нравственной базой казачества, также способствовала сплочению казаков, утверждению крепкой структуры и консервации субкультуры. Жесткие сословные рамки казачьей корпорации ограничивали контакты даже с родственным по вере, но не казачьим населением. Это предотвратило возможное растворение в ней казаков, способствуя укреплению внутриэтнической и социокультурной консолидации.
Как один из существенных признаков своей самостоятельности казаки рассматривали одежду, самобытность которой ревностно оберегали. Женский казачий костюм на Дону отличался большим разнообразием. Многоликость женских донских комплексов одежды связана прежде всего с историей Верхнего,
Среднего и Нижнего Дона. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Среди казачек Дона бытовали комплексы одежды с поневой, сукманом, сарафаном, юбкой -андараком и кубелеком.
Верховые казачки бережно хранили традиции крестьянской одежды Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Орловской губерний, откуда они были родом, следовательно, здесь бытовали поневный, сарафанный комплексы и костюм с андараком.
Поневный комплекс, самый древний из бытовавших на Верхнем Дону, состоял из рубахи, поневы, запона, нагрудников и кичкообразного головного убора. Основные признаки всех типов этой одежды идентичны. Все они прикрывают нижнюю часть тела женщины, главным образом сзади. Закрепляются на талии с помощью особого, специально для этого предназначенного пояса.
Длительное бытование поневы с длинной широкой рубахой вплоть до XIX в. в хуторах Верхнего Дона подтверждает в своих исследованиях Н.Ф. Яковлев [9]. Он приводит сведения, полученные при опросе жителей Усть-Медведицкого округа. Поневный комплекс, длительно бытовавший на Дону, с нашей точки зрения, включал такие же семантические функции, как и на южно-русских территориях. Согласно рисункам А.И. Ригельмана [8], Е.А. Ознобишина [10] и сохранившимся описаниям, понева верховых казачек представляла собой распашную спереди поясную одежду из полосатой шерстяной ткани. А.И. Ригельман подчеркивает, что «носят они эту одежду, как женщины на Руси». Особый интерес представляет рисунок А.И. Ригельмана с изображением казачки. Перед нами предстает живой непосредственный образ сильной, трудолюбивой женщины, стоящей в лодке с веслом в руке и рыбой в подоле рубахи. Казачка одета в белую холщовую рубаху с завернутыми длинными рукавами, украшенную вышивкой красного цвета с геометрическим узором на горловине и оплечье рукавов.
Обращает внимание рисунок поневы, представляющий вертикальные полосы, в то время как в южно-русских регионах понева чаще всего имела горизонтальное расположение полос, а вертикальное направление полос было более характерно для полосатых юбок - андараков, носившихся однодворческим населением в южно-русских регионах. Возможно, это является региональной особенностью местных понев.
Вместе с укоренением костюма с поневой на Верхнем Дону в одежде казачек сохраняются характерные для этого комплекса детали и декоративные решения. К таким элементам одежды относятся рубаха и кичкообразные головные уборы.
Костюмный комплекс с поневой, распространенный среди казачек Верхнего Дона, включал южнорусский головной убор - рогатую кичку.
Поневный комплекс, являясь чисто славянской одеждой, при длительном бытовании на многонациональной Донской земле, видоизменился вследствие ассимиляции элементов тюркской культуры. Об этом
свидетельствует наличие в поневном комплексе ряда инородных деталей. В нем сочетались типичный по-невный костюм с шароварами, кафтанообразной одеждой, надетой под поневу, и восточными туфлями с загнутыми носами [10]. Наличие обуви на казачке позволяет нам предположить о богатстве хозяйки и праздничном характере данного поневного комплекса. По мнению М. Лесура, казачки почти всегда ходили босыми, за исключением праздничных дней, когда они носили ботинки или домашние туфли из желтого сафьяна, как восточные одалиски [7].
В данном комплексе одежды сочетаются элементы русского костюма (кичка, понева, казакин) и восточного (шаровары). В доступной нам литературе не освещался факт одновременного ношения шаровар и поневы на Дону. Факт повсеместного присутствия штанов в одежде казачек подчеркивает иностранный этнограф С.Г. Гмелин: «...все простыя женщины носят штаны, которые широки, и идут до пяты, и обыкновенно делаются из крашенины .» [11].
О распространенности данного вида одежды приведены свидетельства в статье Н.Ф. Яковлева. Им отмечается бытование различных типов женской верхней одежды в нескольких соседних станицах, среди которых фигурирует и сукман, который «.шился из домотканой крашеной синей (иногда и некрашеной) шерстяной материи. Отличительной чертой сукмана являются очень короткие и узкие рукава; спереди от ворота идет короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый "пазука" и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли образует цветной шнур, идущий по одному из краев пазу-ки и в соответственных местах не пришитый к нему. Ленты и пуговицы бывали иногда и скрозныя до подла. Вдоль подла сукман обшивался широкой шелковой лентой красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным "гуруском", - род тесьмы, плетеной особым образом на пальцах или на "рашках". Подпоясывался сукман широким плетеным, шерстяным кушаком красным или синим. Появление на людях без него не допускалось ...» [9, с. 50].
Наличие донского сукмана XVIII - XIX вв. в Новочеркасском музее истории Донского казачества свидетельствует о длительном бытовании этого вида накладной одежды. Он представляет собой архаичный по своему крою нераспашной сукман с разрезом у горловины, сшитый из грубой темно-синей шерстяной ткани, отороченной кантом охристого оттенка.
Однако сукман, по-видимому, также испытавший влияние восточных традиций, продолжает жить и сейчас в верхней распашной одежде казачек-некрасовок, называемой балахоном.
Комплекс одежды некрасовки состоит из длинной рубахи с «турецкими рукавами», балахона и завески. Балахон - туникообразная, распашная одежда, надеваемая поверх рубахи с узкими короткими рукавами, длиной до колен, с «пестрым, широким поясом». По свидетельствам В.П. Иванова-Желудкова, в нем ярко проявляются элементы турецкой культуры в виде яр-
ких тканей, декорированных серебряными турецкими монетами [12]. В дальнейшем восточное влияние на балахон проявляется в появлении подклада, просте-ганности ткани, распашного кроя. Несомненно, отсутствие воротника, узкие короткие рукава, туникооб-разный крой, характерный для сукмана, стабильно сохраняются на протяжении довольно длительного времени. Подчеркиваются рабочая и гендерная функции одежды. Балахон - повсеместная одежда именно женщин-казачек. Таким образом, ассимиляция русской и восточной культур в донском комплексе одежды с сукманом достигает апогея за пределами родной земли. Следовательно, балахон - это комплекс одежды казачки-некрасовки, тесно связанный с сукманом и сарафаном.
Не менее широкое распространение на Дону преимущественно в верховых станицах получил и сарафанный комплекс.
На Дону его носили старообрядки, а также женщины тех групп населения казачества, которые пришли в бассейн Дона из мест бытования сарафанного комплекса. Описания донского сарафана, основанное на живых наблюдениях, в своих работах приводят С.Г. Гмелин [11], Е. Кательников [2], Н.Ф. Яковлев [9].
Представления о донских сарафанах дают нам музейные экспонаты и акварельные рисунки Ф. Г. Солнцева [13]. Сарафан казачки-старообрядки, находящийся в ВЭИМ, относится к прямому типу. Он довольно объемный, благодаря использованию четырех - восьми полотнищ. Вытеснивший косоклинник, он был распространен на всей территории Русского государства. Простота, легкость, практичность, многофункциональность способствовали широкому распространению данного вида сарафана на Дону. Использование его в одежде девушками и молодыми женщинами подтверждает рисунок к «Статистическому описанию Войска Донского» И.Ф. Богдановича (1830) [14], на которой изображены девицы - казачки Хоперского и Усть-Медведицкого округов за работой в сарафанах. Также региональные особенности сарафанных комплексов на Дону довольно точно отражают акварельные рисунки Ф.Г. Солнцева. На них девушка и женщина Верхнего и Среднего Дона, по-видимому крестьянки-переселенки, одеты в синий однотонный сарафан с узкими лямками, русскую рубаху и лапти с онучами. На Среднем Дону бытовали сарафаны с глухим лифом с вырезом под горло, которые носили девушки и женщины с русскими рубахами и кожаной обувью.
Наименее изученным видом женской казачьей одежды в анализируемый период является комплекс с юбкой - андараком. Эта одежда была характерна для «однодворцев» - особой этнокультурной группы южнорусского населения. Основу этих групп составляли служивые люди, отнесенные к категории государственных крестьян. Их быт, образ жизни характеризовался замкнутостью и относительной изолированностью от другого населения, а также расселением на границе государств и губерний. Детальное изображение ком-
плекса с андараком на женщине Верхней части Дона представлено акварельным рисунком Ф.Г. Солнцева. Изображенная женщина одета в белую рубаху со стоячим воротником, с широкими присборенными рукавами, синюю юбку - андарак с полосками. Обувь в виде лаптей с онучами демонстрирует отношение к крестьянской среде. Головной убор представлен так называемым «однодворческим кокошником», одеваемым на кичку. Вокруг кокошника повязан платок, концы которого, перекрещиваясь на затылке, спускаются на спину. Юбка - андарак, распространенная среди белорусов, поляков, отражала влияние западной культуры на южно-русский костюм. На Верхнем Дону бытование этого комплекса в среде однодворцев носило узколокальный характер и, вероятнее всего, не подверглось влиянию тюркской культуры.
К самобытному явлению казачьей субкультуры следует отнести кубелечный комплекс, который получил широкое распространение преимущественно на Нижнем и Среднем Дону. Кубелечный комплекс представляет собой систему двух одежд. Нижняя -это рубаха определенного покроя, верхняя - распашное кубелечное платье или кубелек. Кроме них в данный комплекс входили шаровары, головной убор особой конструкции, пояс, кожаная восточная обувь, аксессуары.
Кубелек - элемент донского праздничного и повседневного женского костюма, получивший распространение с XVII в., но в конце XIX в. он почти вышел из употребления. Название данной одежды восходит к тюркскому слову «кобелек», «кебелек», обозначающему мотылька или бабочку. Когда казачка поднимала руки вверх, широкие рукава рубахи, одетой под него, в движении выглядели как крылья мотылька. Очевидно, от этого сходства произошло название платья.
Венецианский путешественник А.Л. де Романо, посетивший Черкасск в начале XIX в., считал, что все казачки носят кубелечный комплекс. Он подчеркивал не только широкое распространение кубелека, но и описывал основные составные части этого комплекса: «...носят сорочки, шаровары или короткие штаны из тафты и длинные шелковые платья или комплекты, которые называют "кубелек"...» [15].
Штаны являлись обязательной составной частью кубелечного комплекса казачек всех слоев. Богатые казачки носили штаны из дорогого шелка, атласа, тафты. Простые шили их из крашенины и другой хлопчатобумажной ткани. Присутствие такого мужского элемента одежды, как штаны, было не характерно для русского женского костюма. Это еще раз подчеркивает тюркское происхождение всего кубе-лечного комплекса.
Простые казачки шили кубелек из синей или черной крашенины, а зажиточные - из тафты, жаккарда, шелка различных расцветок. Несмотря на наличие на рынке тканей, традиционно используемых для поши-
Поступила в редакцию
ва русского народного костюма, повседневных видов одежды, казачки отдавали предпочтение именно шелковым тканям восточного происхождения.
Таким образом, на территории Войска Донского в XVIII - XIX вв. бытовали следующие комплексы женской одежды: с поневой, сукманом, сарафаном, юбкой -андараком и кубелеком. Женская казачья одежда отражала неоднородные этносоциальные и культурные особенности казачества не только на Верхнем и Нижнем Дону, но даже и на уровне станиц. Традиционный женский казачий костюм был отражением субкультуры Войска Донского, включающей элементы славянской и тюркской культур. Наибольшее влияние тюркской культуры мы находим именно в кубелечном комплексе женской казачьей одежды.
Литература
1. Сухорукое В.Д. Историческое описание земли Войска Донского / Комментарии, дополнения, вступительная статья Н.С. Коршикова и В.Н. Королева. Ростов н/Д, 2011. 16 с.
2. Кательникое Е. Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, 1818 года декабря 31 дня / Статистический комитет обл. войска Донского. Новочеркасск, 1886.
3. Номикосое С. Статистическое описание Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884. 297 с.
4. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г., с испр. и доп. СПб., 2005. 93 с.
5. Breton [de la Martinière] J.-B.J. La Russie, ou moeurs, usages et costumes des habitants de toutes les provinces de cet empire <...>. Paris, 1813. Vol. 6.
6. Pauly Th. de. Description ethnographique des Peuples de la Russie. St.-Pétersbourg, 1862. P. 154.
7. Lesur M. Histoire des Kosaques, precede d'une introduction ou coup-d'oeil sur les peoples qui ont habité le pays des kosaques, avant l'invasion des tartars. Paris, 1814. Vol. 2.
8. Ригельман А. История, или Повествование о Донских казаках. М.,1846. 154 с.
9. Яковлев Н. Материалы по одежде донских казаков // Этнографическое обозрение / под ред. Н.А. Янчука, В.В. Богданова. М., 1916. № 1 - 2.
10. См.: АлмазовБ.А. Казаки. СПб., 1999. 48 с.
11. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств естества: пер. с нем. Ч. 1. Путешествие от С.-Петербурга до Черкасска, главного города донских казаков в 1768 - 1769 гг. СПб., 1771. С. 260 - 262 с.
12. Иванов-Желудков В.П. Русское село в Малой Азии // Русский вестник. 1866. Т. 63. С. 436 - 437.
13. Альбом «Одежды Русского государства». Акварели Ф.Г. Солнцева. Ч. 7. 1869.
14. См.: СтупакИ. Не боли, болячка - я казачка // Родина. 2004. № 5. С. 122 - 124.
15. Romano A.L., de. Coup d'oeil philosophique sur le pays occupé par les cosaques du Don. Milan, 1807. Vol. 2.
17 апреля 2012 г.