Научная статья на тему 'Традиции и новации в культурно-историческом развитии костюма кубанского казачества (женская одежда второй половины ХIХ - начала ХХ века)'

Традиции и новации в культурно-историческом развитии костюма кубанского казачества (женская одежда второй половины ХIХ - начала ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ КАЗАЧИЙ КОСТЮМ / КОМПЛЕКС ОДЕЖДЫ / ТРАДИЦИЯ / НОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарапова Марина Владимировна

В исторической ретроспективе рассматриваются различные комплексы одежды кубанских казачек, выявляется соотношение в них традиционных / урбанизированных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в культурно-историческом развитии костюма кубанского казачества (женская одежда второй половины ХIХ - начала ХХ века)»

Этнология и фольклористика

М. В. ШАРАПОВА

традиции и новации в культурно-историческом развитии

костюма кубанского казачества (Женская одежда второй половины XIX - начала ХХ века)

В исторической ретроспективе рассматриваются различные комплексы одежды кубанских казачек, выявляется соотношение в них традиционных/урбанизированных элементов. Ключевые слова: женский казачий костюм, комплекс одежды, традиция, новации.

Ускорившийся во второй половине XIX века в связи с падением феодально-крепостнической системы переход от полунатурального хозяйства к фабричному и крупнопромышленному производству повлек за собой изменения социальной структуры общества и этнических традиций. Это повлияло на быт города и деревни и, конечно, на традиционную одежду как одну из форм материальной культуры. Цель данной статьи - рассмотреть в синхронии / диахронии комплексы одежды кубанских казачек на основе письменных и этнографических источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

В середине XIX века на Кубани бытовало несколько комплексов одежды: с плахтой, с юбкой, с сарафаном и с бешметом. Одежда с плахтой в основном была характерна для этнически гомогенных западных (черноморских) станиц Кубанской области, но имела распространение и в восточных станицах - среди украинского населения.

По особенностям кроя выделяют три основных типа украинской поясной одежды: несшитую, состоящую из одного или двух полотнищ (запаска, одноплатовая дерга); частично сшитую распашную (дерга, плахта) и сшитую глухую (стдниця, андарак, лтник) [1].

Плахту обычно носили с передником, который функционально иногда замещала красная или синяя запаска. К середине XIX столетия запаска и плахта уже не являлись основными типами поясной одежды черноморских казачек, но какое-то время еще сохраняли статус традиционного костюма украинских переселенцев новой волны. Старинные формы украинской национальной одежды активно вытеснялись юбками (сподницами), сшитыми из домотканых или фабричных тканей. Уже в начале XX века И. Успенский констатировал, что казачки «теперь и в нужде не могут примириться с дедовской патриархальностью в одежде, носить холщовую рубашку вместо ситцевой, грубую плахту - вместо цветной юбки» [2].

Комплекс с сарафаном был распространен в линейных кубанских станицах. Данные об ареалах разных комплексов женской одежды можно почерпнуть в историко-этнографическом атласе, изданном в 1967 году [3]; в основном наблюдалось преобладание комплекса одежды с юбкой и ограниченное бытование - с сарафаном. Черный шерстяной косоклинный сарафан отмечен в

ст-це Родниковской, его появление местные жители связывают с поздними переселенцами из Воронежской губернии [4]. В письменных источниках он зафиксирован в качестве детской казачьей одежды ст-цы Новопокровской (середина 1870-х гг.) [5].

На основе имеющихся материалов по женской одежде линейного кубанского казачества мы приходим к выводу о бытовании комплекса с сарафаном в восточных районах Кубани, особенно - в бывших крестьянских однодворческих селениях. До 70-х годов XIX века сарафан был распространенной одеждой крестьянок Ставрополья, имел локальное бытование на Верхнем Дону [6].

В документах встречаются единичные свидетельства о другой верхней женской одежде. Так, в описи вещей (1873), украденных у казачки из ст-цы Кавказской (одна из первых линейных станиц на Кубани, основана в 1794 г.), фигурирует «бешмет женский черный с цветами нешитый» (т. е. не вышитый) [7]. Для донского (низового) казачества специфичен комплекс с кубелеком. Это распашное платье с отрезным лифом в талию носили поверх рубашки с широкими рукавами.

В документах войсковой канцелярии Черноморского казачьего войска есть упоминания об отдельных компонентах одежды донских казачек. В списке вещей, украденных в 1803 году в селении Рождественском, указаны «колпак донской бумажный, сподница коломайская донская, кубелек новый российский голубой китайки» [8]. Ограниченное число источников не позволяет судить о степени распространенности и устойчивости донского комплекса одежды в линейных станицах.

Бешмет был характерной одеждой казачек терско-гребенского округа, где отчетливо прослеживалось горское влияние [9]. Шили его из хлопчатобумажных и шелковых однотонных или цветных (в мелкий узор) тканей, отрезным по талии. В разрезах вверху (через глубокий овальный вырез на груди) и внизу была видна рубаха (юбка), рукава были чуть ниже локтя; оформлялся он галуном, шнуром, серебряными или вызолоченными застежками.

С середины XIX столетия преобладающим типом одежды в кубанских станицах становится комплекс с юбкой в различных его вариантах - с кофтой и рубахой на кокетке (в черноморских станицах он широко распространен уже в первой по-

с- о "Культурная жизнь Юга России"

52 —

№ 3 (41), 2011

ловине XIX в.). Среди разнообразных по качеству, расцветке и орнаментации тканей доминировали «полосатые»: пестрядь, «тяжина» (простая набойчатая или тканая материя), ситец, демикотон [10].

Полосатая юбка была характерна для народного костюма украинцев - «летник», «дымник» [11]; соответствующие названия зафиксированы в этнографических источниках более позднего времени применительно к юбкам в первом случае из широких, а во втором - из узких полос [12].

Во второй половине XIX века ткани в полоску (ситец, шелк, шерсть) широко использовались в городском комплексе одежды (кофта с юбкой). Были в моде юбки, сшитые из шерстяной ткани светлых цветов с шелковыми цветными полосками (голубые, красные, зеленые) [13]. Будучи типичным элементом европейского женского костюма, нижние юбки являются неотъемлемой частью одежды казачек. Дорогие праздничные зоновки (зоновая, белый подол), особо ценившиеся в то время, делали длиннее верхней юбки, а подол украшали большой оборкой с кружевами, вышивкой, фестонами. Верхние юбки шили из ситца, шелка, бриллиантина, коленкора, шерсти, бархата; декорировали оборками, кружевами, орнаментальными бордюрами (каймой) [14].

«Если верх рубахи украшен, то юбка носится без кофты, если же рубаха простая американовая, то сверху надевается кофта» [15]. Кофточки отличались большим разнообразием фасонов: баска, кофта с талейкой, матене, матрос, кираса, гейша и др. Они имели прямой или приталенный крой, украшались кружевом, пуговицами, вышивкой, тесьмой, оборками, сутажом, стеклярусом и др. Их делали из однотонных и орнаментированных хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей с прямым узким или объемным рукавом, с воротником или без него, нередко в паре с юбкой из того же материала (парочка) [16].

В каждом из названных комплексов была рубаха. Она изготавливалась из холста, ситца, миткаля, коленкора, сарпинки, бязи. В рассматриваемый период бытовали: рубаха туникообразная с прямым разрезом и невысоким стоячим воротником, рубаха с поликами цельнокроеная и составная (стан с рукавами и подставка), рубаха на кокетке (с талейкой) [17].

Одним из элементов женского костюма являлся передник: туникообразный (занавеска) и поясной (попередница, фартух, завеска) [18]. Занавески были типичной одеждой русских крестьянок Южной России. Девушки надевали их на рубахи или на сарафаны, замужние женщины - поверх рубахи и поневы-плахты. У украинцев поясной фартук был единственной формой передника. На рубеже Х1Х-ХХ веков на Кубани бытовали поясные фартуки из домотканого холста или фабричных хлопчатобумажных тканей (ситца). В начале XX столетия в моду вошли вышитые фартуки, которые носили с праздничной одеждой.

Распространяется на Кубани и городская одежда (конец XIX в.) - платья, юбки, кофты из покупных тканей. «Каждый праздник вы можете видеть

в церкви и на улице разряженных девушек и молодых женщин в прекрасных ситцевых, шерстяных и даже шелковых платьях» [19]; наряды «у многих сшиты по моде» [20].

В середине XIX века наблюдалось упрощение не только традиционного костюма, но и головных уборов. Выходит из употребления старинный по-лотенчатый головной убор замужних женщин - наметка (повязывалась поверх очипка), ограниченно бытовавший в некоторых черноморских станицах. Однако в некоторых районах в середине 1880-х годов в обряде «повивания» невесты фигурирует шлычка с коленкоровой наметкой (длиной в четыре аршина) [21]. Очипок, (очепок, колпак) - основной головной убор замужних женщин: «поверх сплетенных кос надевают чепец или попросту "колпак", "очипок", сшитый из недорогой материи, так как его бывает не видно из-под платочка» [22]. Во второй половине XIX века традиционные женские головные уборы все чаще называют чепцами: «Голова и лицо женщины завязаны шалью и подшаль-ником из черной шерстянки, чепчик (шлычка) из кумачу» [23]. Шлычку - род маленькой шапочки, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, - носили, как и чепчик, почти закрывая волосы. В начале XX столетия стали модны шлычки, надевавшиеся только на пучок волос, а не на всю голову. Поверх шлычки повязывали платки - летом легкие ситцевые или шелковые, зимой шерстяные (или шали с подшальниками).

Изменения коснулись также обуви, верхней демисезонной и зимней одежды. Старый покрой мужской и женской одежды, связывавшийся с «дедовской патриархальностью», вытеснялся: «В погоне за модами казачки старались подражать деревенским интеллигентным дамам» [24]. Заведующий Чамлыкским двухклассным училищем отметил в 1904 году: «Девушки, молодые женщины предпочитают во всем подражать моде, зажиточному и привилегированному классу, хотя подражанье это своеобразное и доходит до смешного» [25].

Поскольку народный костюм - это система взаимосвязанных элементов, нововведения (изменения даже в одном из элементов) зачастую приводят к ломке, перестройке всей системы костюма. В рассматриваемый период комплекс одежды кубанских казачек «распадается» на три пласта: традиционный, полутрадиционный и урбанизированный (интернациональный); последний становится доминирующим к началу XX века.

Историческое развитие казачьего костюма затронули процессы демократизации и стандартизации, связанные с переходом на промышленное изготовление одежды, обуви, украшений и т. д. Приверженцами традиции выступали малоимущие слои казачества, одежда которых относительно долго сохраняла этническую специфику. Однако и тут под влиянием общей моды наблюдался переход к использованию фабричных тканей, головных уборов и обуви, а затем и к смене самих форм одежды.

Процессы нивелировки и трансформации традиционной одежды протекали по-разному в отдельных станицах - зависели от экономического

положения того или иного селения, связи с городом и развития торговых отношений.

Литература и источники

1. Николаева Т. А. Украинская народная одежда: Среднее Поднепровье. Киев, 1987. С. 43.

2. Успенский И. Станица Димитриевская // Кубанский сборник (КС). Т. 8. Екатеринодар, 1902. С. 240.

3. Русские: ист.-этнографич. атлас (Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда сер. XIX - нач. XX в.): карты. М., 1967. Л. 40.

4. Кубанские станицы: Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967. С. 158.

5. Кубанские областные ведомости (КОВ). 1875. № 25. С. 2.

6. Невская Т. А. Ставропольские крестьяне: очерки хозяйства, культуры и быта / Т. А. Невская, С. А. Чекменев. Пятигорск, 1994. С. 85; Очерки традиционной культуры Казачества России. Т. 1. М.; Краснодар, 2002. С. 510.

7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 482. Оп. 1. Д. 42. Л. 3.

8. Там же. Ф. 250. Оп. 2. Д. 70. Л. 580.

9. Заседателева Л. Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI - XIX в. // Кавказский этнографический сборник. Т. 8. М., 1984. С. 53; Очерки традиционной культуры... С. 532.

10. Шаповалова А. В. Костюм черноморского казачества: традиции и мода (конец XVIII в. -1860 г.): дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2009. С. 75-76.

11. Савченков И. Старое и новое в народном убранстве и одежде // Живая старина. Вып. 1. СПб., 1890. С. 109; Николаева Т. А. Украинская народная одежда . С. 48, 156, 158.

12. Краснодарский государственный историко-ар-хеологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицы-на. НА-4. Дневники этнографической экспедиции в ст-цу Пластуновскую Динского р-на. 1980 г. С. 5.

13. КОВ. 1873. № 49. С. 3; 1880. № 3. С. 2; № 40. С. 2.

14. Там же. 1874. № 18; № 43. С. 5; 1887. № 9. С. 2; 1893. № 61. С. 3; 1894. № 9. С. 4.

15. Шахов Д. Станица Воронежская: стат.-эт-нографич. описание // КС. Екатеринодар, 1883. Т. 1. С. 653.

16. КОВ. 1874. № 36. С. 3; КОВ. 1875. № 14. С. 5; № 16. С. 2; № 25. С. 2; № 35. С. 2; 1880. № 16. С. 2; 1899. № 180.

17. Лебедева А. А. Дон и Северный Кавказ // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - начало XX в.). М., 1971. С. 242-244.

18. ГАКК. Ф. 482. Оп. 1. Д. 42. Л. 3; Ф. 353. Оп. 1. Д. 155. Л. 92; Лебедева А. А. Дон и Северный Кавказ . С. 250.

19. Передельский Е. Несколько слов об общине среди казаков // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 5. Тифлис, 1896. С. 45.

20. Арканников Ф. Ф. Николаевская станица // КС. Т. 1. С. 564.

21. Близнюков П. Этнографический очерк станицы Бесленеевской Кубанской области // Северный Кавказ. 1887. № 57.

22. Шахов Д. Станица Воронежская ... С. 654.

23. ГАКК. Ф. 454. Оп. 7. Д. 105. Л. 56; КОВ. 1880. № 18. С. 4; № 30. С. 2.

24. Успенский И. Станица Димитриевская ... С. 226, 240; Арканников. Ф. Ф. Николаевская станица ... С. 563-564.

25. ГАКК. Ф. 670. Оп. 1. Д. 4. Л. 8.

m. v. sharapova. traditions and innovations in cultural and historical development of kuban cossacks' costumes

(Women's clothes in the second half of the XIX - beginning of the XX century)

The author of the article considers Cossack women's different sets of clothes in historical retrospective review. The ratio of traditional / urbanized components in these sets is revealed. Key words: Cossack woman's costume, set of clothes, tradition, innovation.

С. Ю. ПАЛЬГОВ

зимние ритуальные обходы дворов и обряды сельских малороссов нижнего поволжья

На материале этнографических экспедиций в 1990-2000 годов (Нижнее Поволжье) описан комплекс зимних праздничных обрядов украинцев.

Ключевые слова: украинцы Поволжья, этнография, зимние праздничные обряды.

Низовья Волги - зона активного межэтнического взаимодействия народов славянского происхождения. В здешних селах сохранились календарные и семейно-бытовые формы традиционной культуры русских, украинцев, белорусов. Базой для нашей статьи о зимних молодежных увеселениях послужили беседы, фольклорно-этногра-

фические записи и интервью с малороссами сельских районов Волгоградской области [1].

В поселениях потомков украинцев, перебравшихся на Нижнюю Волгу еще в XVIII веке, ритуальные обходы дворов приурочены к основным праздникам зимнего календарно-обрядового цикла: Рождеству Xристову, старому Новому году,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.