ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
Научная статья УДК 930
doi: 10.18522/2687-0770-2023-4-87-99
ДОНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЭПОХУ РЕФОРМ И РЕВОЛЮЦИЙ (СЕРЕДИНА XIX в. - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХХ в.)
Инна Германовна Кислицына
Kislizins@yandex.ru
Аннотация. Исследуются беспрецедентные по концентрации инноваций в донском просвещении периоды реформ ХГХ в., революции, Гражданской войны и советского строительства в 1920-х гг. Прослеживается оформление правовых статусов сословно-казачьей и крестьянской школы Дона, возникновение в регионе женского и среднего образования. Изменения в образовательном пространстве Области войска Донского (ОВД) связаны с включением в 1887 г. в ее состав Ростовского уезда и Таганрогского градоначальства. Анализ различных типов училищ ОВД показал, что приходских училищ в войсковых станицах и хуторах было в два раза больше, чем училищ в крестьянских населенных пунктах. Начальная школа Синода после роста в 1880-х гг. утратила в начале ХХ в. свои позиции по причине низкого уровня обучения. Особенностями среднего образования в регионе являются: сословно-казачий характер гимназий в казачьих центрах ОВД, приоритетное развитие военно-казачьих учебных заведений, предоставление льгот специалистам казачьего происхождения. Учреждение в Новочеркасске Донского политехнического института означало, что по развитию образования ОВД поднялась на уровень, сравнимый с центральными регионами страны, вместе с тем большинство детей школьного возраста не имело доступа в учебные заведения. В годы Гражданской войны на территории белоказачьего квазигосударства «Всевеликое Войско Донское» процесс обучения не прерывался и функционировал по законам сословной школы.
Советская единая трудовая школа, отделенная от церкви и предоставлявшая равные права на образование всем социальным группам и национальностям, формировалась после окончания Гражданской войны. Системобразующим звеном стали органы государственного управления образованием, действовавшие в русле решений Коммунистической партии. В 1920-х гг. страна сделала рывок от массовой безграмотности населения к введению всеобщего обязательного начального обучения, остановившего постоянное воспроизводство неграмотных при вступлении в жизнь новых поколений. Развитие образовательного пространства Дона в XIX - ХХ вв. являлось единым поступательным цивилизационным процессом.
Ключевые слова: донское просвещение, приходские училища в станицах и хуторах, сельские начальные училища, земская школа, школы грамоты, церковно-приходская школа, сословная шко-ла, советская единая трудовая школа, школа национальных меньшинств (нацмен), всеобщее началь-ное обучение (всеобуч), органы управления народным образованием (наробраз)
Для цитирования: Кислицына И.Г. Донское просвещение в эпоху реформ и революций (середина ХГХ в. - первая треть ХХ в.) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023. № 4. С. 87-99.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article
THE DON ENLIGHTENMENT IN THE ERA OF REFORMS AND REVOLUTIONS (THE MIDDLE OF THE 19th CENTURY - THE FIRST THIRD OF THE 20th CENTURY)
Inna G. Kislitsyna
Kislizins@yandex.ru
© Кислицына И.Г., 2023
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
Abstract. The periods of reforms of the 19th century, revolution, civil war and Soviet construction of the 1920s of the 20th century, unprecedented in the concentration of innovations in the Don enlightenment, are investigated. The author traces the formation of the legal statuses of the estate-Cossack and peasant schools of the Don region, the emergence of female and secondary education in the region. Changes in the educational space of the Region of the Don Army (RDA) are associated with the inclusion in 1878 of the Rostov region and the Ta-ganrog city government in its composition. An analysis of various types of RDA schools showed that there were twice as many parish schools in military villages and farms as there were schools in peasant settlements. The primary school of the Synod, after growth in the 1880s, lost its position at the beginning of the twentieth century due to the low level of education. The peculiarities of secondary education in the region are the class-Cossack character of gymnasiums in the Cossack centers of the Department of Internal Affairs, the priority development of military Cossack educational institutions, the provision of benefits to specialists of Cossack origin. The estab-lishment of the Don Polytechnic Institute in Novocherkassk meant that, in terms of the development of educa-tion, the RDA rose to a level comparable to the central regions of the country, at the same time, most school-age children did not have access to educational institutions. During the Civil War on the territory of the White Cos-sack quasi-state “The Great Army of the Don”, the learning process was not interrupted, and functioned accord-ing to the laws of the estate school. The Soviet Unified Labor School, separated from the church and represent-ing equal rights to education for representatives of all social groups and nationalities, was formed after the end of the Civil War. The system-forming link was the state administration of education, acting in line with the deci-sions of the Communist Party. In the 1920s and the country made a leap from mass illiteracy of the population to the introduction of universal compulsory primary education, which stopped the constant reproduction of the illit-erate when new generations entered life. Development of the Don regional educational space system in the 19th-20th centuries became a progressive civilizational process.
Keywords: Don enlightenment, parish schools in villages and farms, rural primary schools, zemstvo school, literacy schools, parochial school, estate school, Soviet unified labor school, national minorities (natsmen), universal primary education (universal education), public education authorities (narobraz)
For citation: Kislitsyna I.G. The Don Enlightenment in the Era of Reforms and Revolutions (the Middle of the 19th Century - the First Third of the 20th Century). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(4):87-99. (In Russ.).
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Истоки донского просвещения относятся к середине XVI - XVII вв. [1]. Официальное образование на Дону началось с середины XVIII в., когда стали создаваться первые духовные и светские учебные заведения: Латинская семинария, Черкасское духовное училище, Малое и Главное народные училища, войсковая гимназия (1805) и др. К середине XIX в. на Дону существовали: 1 гимназия, 7 окружных с приходскими училищами, при них 19 отдельных приходских училищ, включая открытые после введения в действие Положения об управлении Войском Донским 1835 г. [2].
Приближалась эпоха реформ, в корне изменившая масштабы и облик донского просвещения. Положение о начальных народных училищах 1864 г. утвердило в России народную школу как «государственную необходимость». Серьезные меры по дальнейшему развитию просвещения на казачьем Дону в силу особых потребностей его развития были предприняты еще до введения в действие вышеназванного положения.
В сентябре 1860 г. Александр II утвердил решение Военного швета, чтобы открытым в Войске Донском по разрешению наказного атамана новым начальным училищам отпускать содержание «...с отнесением двух третей всего расхода на училища, потребного на войсковые суммы, а одной трети - на суммы той станицы, в которой с согласия общества будет открыто училище» [3, с. 2171]. В 1862 г. Военный совет постановил открыть приходские училища в 15 станицах ОВД в дополнение к 25 уже существовавшим, но при этом указал, что необходимые на содержание училищ средства должны выделить станичные общества и только недостающую часть пополнять из общевойскового капитала [3, с. 2171]. И тогда же и на таких же основаниях в станицах Войска было разрешено открывать женские начальные училища 2-го и 3-го разрядов [3, с. 2173].
В 1868 г. Александр II утвердил положение Военного швета, по которому наказному атаману Войска Донского предоставлялось право разрешать открытие приходских училищ в хуторах таких станичных обществ, которые «по приговорам своим будут просить об этом, ежели в ху-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
торах этих имеются церкви или молитвенные дома, а число жителей не менее 300 душ мужско-го пола, или же таковых количество состоит в районе нескольких хуторов». Материальная база училищ должна была складываться из 2 источников: войсковых средств 250 р. в год на учили-ще и также на содержание одного казака внутренней службы для прислуги; средств тех хуто-ров, где будут открыты училища (предоставление для училища дома и его содержание - отоп-ление, освещение, ремонт и т.п. [3, с. 2173].
Постановления Военного совета 1860, 1862, 1868 гг. установили определенные параметры участия Войска и казачьих обществ в финансировании приходских училищ в станицах и хуторах ОВД по мере выхода указанных постановлений. Конкретные размеры денежного участия изменялись: вероятно, шел поиск наиболее оптимального соотношения расходов Войска и самих казаков. Согласно данным Донского календаря на 1876 г., составленного Ф. Траилиным, в указанное время на Дону было 79 приходских училищ - 62 станичных и 17 хуторских, ранее полностью отсутствовавших. Сыграло свою роль и то, что отныне открытие училищ происходило по согласованию вопроса войсковой администрации, с одной стороны, станичных и хуторских обществ, которые должны были участвовать в содержании училищ, - с другой. Весьма показательна в этом отношении история открытия приходского училища в хут. Каргин, исследованная Г. Сивоволовым. Первоначально хуторское общество приняло решение нести необходимые расходы по содержанию училища, затем оно было утверждено сходом ст. Вешенской и, наконец, наказным атаманом Войска Донского. Каргинское хуторское училище было открыто 17 декабря 1876 г. Именно в нем впоследствии учился писатель М.А. Шолохов [4].
По нашему мнению, постановления Военного совета 1860, 1862, 1868 гг. на уровне официальных документов оформили статус начальных училищ в станицах и хуторах ОВД как училищ, предназначенных для обучения детей казаков за счет средств казаков и Войска. По сути это означало завершение процесса оформления де-юре сословно-казачьего характера донского просвещения, начавшегося в середине - второй половине XVIII в., когда на Дону появились первые официальные учебные заведения. По времени завершение данного процесса, как это ни парадоксально, совпало с началом буржуазных преобразований, призванных покончить с сословными пережитками в российском и донском обществе. Подобное противоречие изначально исключало устойчивый и долговременный характер достигнутого результата, тем более что в рассматриваемое время на Дону происходил рост численности невойскового населения, а параллельно с корпоративно-замкнутой казачьей школой развивалась и крестьянская.
В середине XIX в. примерно треть населения ОВД составляли крестьяне, проживавшие в селах, деревнях, поселках и слободах. В региональной историографии отсутствует постановка вопроса об организации просвещения в крестьянских населенных пунктах, между тем она отличалась от таковой в казачьих станицах и хуторах. Крестьянские школы за редким исключением существовали без какой-либо материальной помощи со стороны государства и общества. В Миусском и Донецком округах, где была самая высокая доля крестьян в населении, только несколько школ содержалось за общественный счет, а большинство - за счет родителей обучающихся детей [5]. Весной 1874 г. в рапорте смотрителя училищ сообщалось о бедственном положении школы в слободе Мариновке. Учитель (церковный дьячок) получал жалованье от сельского общества 84 р. в год, а школа располагалась в тесной церковной сторожке [6].
После распространения на ОВД действия Положения о сельских начальных училищах 1874 г. ситуация стала изменяться. Рекомендовалось устраивать училища отдельно для мальчиков и девочек, но на практике большинство их были смешанными по причине отсутствия у крестьян средств для содержания отдельных училищ. Для одноклассных училищ (3 года обучения) Министерство просвещения отпускало 226 р. в год, двухклассных (5 лет обучения) - не свыше 1 тыс. р. в год [3, с. 1697].
Передовая педагогическая общественность России восприняла сельские начальные училища Министерства народного просвещения в сравнении с земской школой негативно, как образец казенной школы. Учреждение сельских начальных училищ на Дону, на наш взгляд, надо оценивать скорее позитивно, чем негативно, поскольку на их содержание государство выделяло необходимые средства. Из правоустанавливающих документов видно, что крестьянским обществом Дона содержание начальных училищ обходилось дороже, чем казачьим обществам. И те
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
и другие должны были предоставлять для училищ помещения, причем крестьянские общества должны были нести еще ряд расходов, которые в станицах и хуторах несло Войско. Они долж-ны были уступать безвозмездно (или приобретать за свой счет) участки земли для училищ в размере не менее одной десятины, вносить ежегодный взнос на жалованье преподавателям, осуществлять наем прислуги для училищ [3, с. 1697]. Но их значение заключалось в том, что крестьянская школа ОВД впервые получила официальный статус и столь необходимое для нее государственное финансирование.
В течение всей первой половины ХІХ в. единственным средним учебным заведением на Дону была Новочеркасская войсковая гимназия. В 1854-1859 гг. ее директором являлся А.А. Попов - сын первого директора гимназии и училищ А.Г. Попова. Будучи выпускником этой гимназии и Харьковского университета, он был известен глубиной и разносторонностью знаний и много сделал для просвещения. При нем число учеников гимназии выросло с 245 до 451 [7]. В 1850 г. при ней было открыто отделение восточных языков, готовившее переводчиков для русской армии на Кавказе. В 1860-1867 гг. работало педагогическое отделение для подготовки учителей начальных училищ. В 1870-е гг. гимназия был преобразована в классическую 8-летнюю и тогда же переехала в собственное здание, построенное на войсковые средства.
В 1853 г. по Высочайшему повелению в Новочеркасске был открыт Мариинский институт благородных девиц - закрытое среднее учебное заведение для девушек из привилегированных сословий. В 1863 г. еще одним центром гимназического образования в ОВД стала окружная станица Усть-Медведицкая в верховьях Дона. В открытой здесь классической гимназии начинали свое образование будущие военачальники А.М. Каледин и Ф.К. Миронов, ее выпускниками были будущие писатели Ф.Д. Крюков и А.С. Попов (Серафимович). Вспоминая гимназические годы, Серафимович писал, что, несмотря на официальные программы и старания учите-лей-чиновников, на гимназистов огромное влияние оказал Писарев, они самостоятельно штудировали Добролюбова и Белинского.
В отличие от классических гимназий в реальных училищах основная часть учебного времени отводилась на изучение естественнонаучных дисциплин, что давало право выпускникам поступать в технические и сельскохозяйственные вузы. В ОВД первое реальное училище было открыто в Новочеркасске в 1877 г.
Образование стало важным элементом карьеры для казачьей элиты. В первой половине ХІХ в. большей части казачьих офицеров чины давались за выслугу лет. Получить специальное военное образование представители Войска могли только за пределами ОВД. Анализ биографических материалов показал, что в первой половине ХІХ в. казачья молодежь обучалась в Санкт-Петербургском, Московском и Воронежском кадетских корпусах, в Артиллерийской академии, Николаевской инженерной академии, Николаевской академии Генерального штаба. В условиях проведения военной реформы в Новочеркасске в 1869 г. было открыто урядничие училище, преобразованное в 1871 г. в Новочеркасское казачье юнкерское училище. В 1883 г. были открыты кадетский корпус, военно-фельдшерская и военно-ремесленная школы. Это решало проблему подготовки офицерских кадров для Войска непосредственно на Дону. Согласно Уставу о воинской обязанности Донского казачьего войска (1875), казаки, имевшие высшее и среднее образование, пользовались особыми правами, прежде всего правом на сокращение сро-ка действительной военной службы.
В 1877 г. в Новочеркасске была открыта учительская семинария, одна из первых в стране. Согласно Положению об учительских семинариях 1870 г., в них принимали молодых людей всех сословий православного вероисповедания (не моложе 16 лет). Для Новочеркасской семинарии было сделано исключение: в нее можно было принимать калмыков ламайского вероисповедания. Обучение в семинарии было бесплатным, все расходы по ее содержанию в равной степени несли государство и Войско Донское [8]. Наряду с казенными стипендиатами в семинарии учились стипендиаты сельских обществ, частных лиц и так называемые своекоштные студенты. Казенные стипендиаты после окончания семинарии должны были отработать учителями начальных школ не менее 4 лет по назначению попечителя учебного округа, в противном случае вернуть затраченные на их обучение деньги. Семинария стала основным источником педагогических кадров для донской школы. Первым директором семинарии был Н.В. Протопопов, происходивший из
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
дворян ОВД, выпускник юридического факультета Харьковского университета, работавший в учебных заведениях Усть-Медведицкого и Хоперского округов и Новочеркасска.
Характерной чертой рассматриваемого времени было учреждение и функционирование на Дону духовных учебных заведений, сосредоточенных главным образом в Новочеркасске. В 1816 г. здесь начало работать Духовное училище, в 1869 г. - Духовная семинария, дававшая право на получение духовного звания. Согласно Уставу о воинской обязанности Донского казачьего войска 1875 г., лица духовного звания, учителя и медики из казаков были включены в категорию «Об изъятиях по образованию и роду занятий» и освобождались от действительной военной службы в мирное время, хотя зачислялись в строевой разряд на 12 лет и в запасной до 38-летнего возраста.
В 1887 г. в состав ОВД после длительного обсуждения вопроса были включены Ростовский уезд с городом Ростов-на-Дону и Таганрогское градоначальство, входившие до этого в Екате-ринославскую губернию. Это изменило картину как начального, так и среднего образования области. На тот момент в Ростовском уезде действовало 81 начальное училище [подсчитано по: 9]. Включенные в состав ОВД в 1887 г. административные единицы имели на тот момент более чем 20-летний опыт развития земской школы (в самой ОВД земства были ликвидированы). По воспоминаниям Ив. Романченко, члена Ростовского уездного училищного совета в 1860-1870 гг., в указанное время совместными усилиями училищного совета и земской управы в Ростовском уезде были открыты начальные земские училища в селениях Батайске, Койсуге, Новоба-тайске, Новониколаевке, Самарском, Екатериновке, Александровке, Николаевке, Покровском, Троицком, Кущевке, Лакедемоновке и местечках Кагальнике и Ейском укреплении [10].
В самом Ростове-на-Дону, по данным М.Б. Краснянского, к 1887 г. было 14 различных учебных заведений, в том числе 8 начальных и 6 средних - две мужских и женская 4-классная гимназии, Петровское реальное училище, Первый мореходный класс им. Коцебу, Техническое железнодорожное училище [11]. Значимым образовательным центром ОВД стало Таганрогское градоначальство. В 1806 г. по ходатайству градоначальника барона Кампенгаузена в городе была основана Коммерческая гимназия, преобразованная в 1868 г. в 8-классную классическую гимназию. История этой гимназии связана с именем А.П. Чехова, который окончил ее в 1879 г. Первые литературные опыты будущего писателя появились в рукописных гимназических журналах. В 1861 г. в Таганроге была открыта Мариинская женская гимназия, к моменту включения в ОВД в городе имелись Мореходные классы, Коммерческое училище и 8 различных начальных училищ [12, с. 357-391].
К концу XIX в. в России исторически сложилось и функционировало более 20 типов училищ «всех ведомств и разрядов». Это не было хаосом, но создавало трудности в случае перехода из одного учебного заведения в другое. На Дону наиболее распространенными типами начальных училищ являлись приходские и сельские.
Первые были характерны для станиц и хуторов, в которых проживало казачье население, вторые - для сел, деревень, слобод и поселков с крестьянским населением.
Число приходских училищ на Дону постоянно росло: если в 1893 г. их было 208, то в 1913 -801, т.е. за 20 лет рост произошел почти в 4 раза [13, с. 129-180; 14, с. 178-292]. Приходские училища были одноклассные и двухклассные, причем подавляющее большинство - в среднем 90 % - составляли одноклассные училища. В конце XIX в. хутора догнали, а в дальнейшем и значительно опередили станицы по числу находившихся в них приходских училищ, что соответствовало большему числу хуторов в сравнении со станицами.
Рост числа сельских начальных училищ происходил более медленными темпами: если в 1893 г. их было 163, то в 1913 г. - 369, т. е. за 20 лет был рост в 2,3 раза [13, с. 133-176; 14, с. 178292]. Доля двухклассных училищ в общем числе сельских начальных училищ Дона в среднем не превышала 5 %, причем в половине округов с крестьянским населением их не было вовсе.
Таким образом, в конце XIX - начале XX в. в ОВД было значительно больше приходских станичных и хуторских училищ, чем сельских начальных. Разрыв между их числом постоянно возрастал и накануне Первой мировой войны (1913) составил 2:1, хотя по всеобщей переписи населения 1897 г. войсковое население ОВД составляло не многим менее половины жителей области [15, с. 7, 8, 160-281].
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
В постсоветской региональной историографии высказано мнение, что каждый житель казачьей территории вкладывал в образование в 3-4 раза больше, чем обыватель любого российского города, и в 4-5 раз больше селянина [15]. Однако источники свидетельствуют, что в 1903 г. расходы станичных и хуторских обществ Дона на начальное образование составили 41 тыс. р., а волостных и сельских обществ - 37 тыс. р., т. е. были примерно равными [16]. Спустя 10 лет в 1913 г. расходы станичных и хуторских обществ на указанные цели выросли до 188 тыс. р., волостных и сельских обществ - до 86 тыс. р. [14, с. 58]. Разрыв составил немногим более двух раз, что соответствовало разрыву в числе приходских и сельских начальных училищ в 1913 г.
В это время существовала практика многоканального финансирования народного образования. В ОВД оно осуществлялось как за счет общественных средств станичных и хуторских, волостных и сельских обществ, так и за счет средств Войска и государства.
Расходы Войска на народное образование продолжали осуществляться по принципу, который был определен постановлением Военного совета 1862 г. Новое постановление Совета от 7 декабря 1896 г. вновь указывало, «что если для открытия какого либо из войсковых или зем-ских училищ войсковой атаман признает необходимым отпускать сему училищу пособие в ка-ком бы то ни было размере, то предварительно войсковому Наказному атаману надлежит вхо-дить в военное министерство с представлением о разрешении предложенных пособий, подкре-пив это такими разъяснениями, кои показывали бы, что станица не может содержать училище на свои средства» [3, с. 2169-2170].
Государственные расходы предназначались для сельских начальных училищ и были очень невелики. По данным на 1898 г., ОВД была отнесена к числу 11 губерний страны, в которых казна принимала минимальное участие в содержании начальных училищ [17].
В течение всего XIX в. в России и на Дону важным звеном начального образования являлись школы, учреждавшиеся Церковью. На 1 января 1882 г. в ОВД действовало 16 таких школ [18]. Начало эпохи контрреформ было отмечено огромным ростом внимания к церковной школе. В июле 1882 г. были утверждены правила о церковно-приходских школах, главная задача которых была определена как религиозно-нравственное воспитание народа. Церковно-приходские школы предназначались для обучения как мальчиков, так и девочек и подлежали ведению исключительно духовного начальства, для чего в составе Синода был создан специальный училищный Совет.
Церковно-приходские школы были одноклассными (2 года обучения) и двухклассными (4 года обучения). В них обучали чтению, письму, началам арифметики. Ведущим предметом был Закон Божий, который преподавали местные приходские священники. Одновременно они заведовали ЦПШ и наблюдали за преподаванием других предметов в духе любви к Богу и Церкви, Царю и Отечеству. Прямое участие государства (наряду с церковью) в финансировании церковно-приходских школ обеспечило их быстрый рост и распространение. На Всероссийской Нижегородской ярмарке 1898 г. церковно-приходская школа была представлена как одно из выдающихся достижений царствования Александра III. В ОВД в 1898/1899 учебном году было 452 церковно-приходских школы, в 1907/1908 учебном году - 637 [19, с. 1; 20, с. 4].
Уровень преподавания в церковно-приходских школах значительно уступал школам Министерства народного просвещения, поэтому в 1902 г. было принято новое Положение, расширявшее учебный курс и срок обучения в ЦПШ до 3 и 5 лет соответственно в одноклассных и двухклассных школах, но ситуацию это не изменило. Наиболее наглядно видно на при-мере 2-классных ЦПШ: продолжить учебу во втором классе оставалось только 10-15 % всех учащихся, из-за чего данные классы приходилось закрывать [21]. Известный деятель отечественного образования Н.В. Чехов писал, что ЦПШ «настолько отстали от школ земских и других школ Министерства народного просвещения, что по справедливости могут считаться школами низшего типа, не отвечающими требованиям, предъявляемым в настоящее время к школам» [22].
Значительную группу школ ведомства Синода составили так называемые школы грамоты. Они отличались от других типов начальных школ как низким уровнем образования, которое давали своим ученикам, так и плохой материальной обеспеченностью. Как отмечал Областной епархиальный училищный совет, далеко не все из этих школ имели даже собственные дома. Не
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
случайно число школ грамоты постоянно сокращалось: если в 1898/1899 учебном году на Дону их было примерно столько же, сколько ЦПШ (соответственно 452 и 457), то в 1907/1908 учебном году соотношение между ними кардинально изменилось в пользу первых (627 против 209) [19, с. 1; 20, с. 4].
Если в конце ХІХ в. более половины начальных школ Дона составляли школы ведомства Синода, то в начале ХХ в. картина однозначно изменилась в пользу светской школы. Церковная школа стремительно теряла свои позиции, будучи не в силах удовлетворить растущие требования к уровню образования.
В конце ХІХ - начале ХХ в. учителя начальных училищ Министерства народного просвещения и начальных школ ведомства Синода составляли в ОВД, по нашим подсчетам, более 2,5 тыс. человек. Даже без учета преподавателей средних учебных заведений, общих и специальных это была самая многочисленная группа донской гражданской интеллигенции. Для подготовки учителей министерских начальных училищ в Новочеркасске в 1912 г. был открыт учительский институт (наряду с учительской семинарией). Учителей ЦПШ готовила церковноучительская школа в Александровск-Грушевском, а учителей школ грамоты - 6 церковноучительских школ в округах ОВД. В школах Синода могли преподавать выпускницы женских епархиальных училищ, действовавших в Новочеркасске и станице Усть-Медведицкой. Условия жизни большей части народных учителей в сельской глубинке, мало чем отличавшиеся от жиз-ни большинства населения, определяли глубокий демократизм народных учителей, их сопричастность проблемам народной жизни [23].
Особое место в образовательном пространстве ОВД занимала такая группа учебных заведений, как городские училища. Они создавались по положению 1872 г. на основе преобразования уездных (окружных) училищ и являлись мужскими учебными заведениями с 6-летним сроком обучения. Городские училища предназначались для представителей всех сословий и после 4 лет обучения наиболее успешным ученикам предоставляли право перехода без экзаменов в гимназии и реальные училища [3, с. 1544-1549]. Для представителей низших сословий общества городские училища стали фактически единственным связующим звеном между начальными и средними учебными заведениями. В 1912 г. городские училища были преобразованы в высшие начальные училища (4-классные), официально объявленные второй ступенью образования для выпускников начальной школы. В 1913 г. в городах и окружных станицах Дона действовало 20 высших начальных училищ, в каждом из которых обучалось в среднем около полутора сотен учащихся [14, с. 171].
Откат от реформ, начавшийся при Александре ІІІ, весьма негативно отразился на среднем звене образования. Выступая 13 июля 1906 г. в 1-й Государственной Думе, депутат Думы от ОВД писатель Ф.Д. Крюков сказал, что в 1880-х гг. несколько гимназий на Дону, «все гимназии, кроме одной», заменены низшими военно-ремесленными школами, из которых выпускают нестроевых младшего разряда. Даже ремесло и то допускалось особое - военного типа: седельное, слесарно-ружейное, портняжное, и то в пределах изготовления военных шинелей и чекменей, но отнюдь не гражданского платья...». Прекратила работу и родная для Крюкова Усть-Медведицкая классическая гимназия. Причину этого писатель видел в том, что казакам «закрыт также доступ к образованию, ибо невежество было признано лучшим средством сохранить воинский казачий дух» [24, с. 32].
Говоря о единственной гимназии, предоставлявшей возможность в рассматриваемое время получить среднее образование представителям казачества, Ф.Д. Крюков имел в виду Новочеркасскую войсковую гимназию. В 1905 г. гимназия пышно отметила столетний юбилей. В рабо-те по истории гимназии И.П. Артинский писал: «Войско Донское своими средствами участво-вало в учреждении, развитии и совершенствовании ея, ....главным образам из детей войскового сословия определяется контингент учащихся в гимназии» [25]. Но в эту гимназию могли попасть далеко не все дети даже из казачьего сословия, о чем написал А.П. Чехов в рассказе «Печенег». Действие рассказа разворачивается в северной части Таганрогского округа ОВД на хуторе отставного казачьего офицера. У хозяина хутора, получившего у местных жителей прозвище «печенег», растут два сына. «Учить их тут негде, - рассказывал он своему гостю, - отдать в Новочеркасск в ученье - денег нет, а живут они тут как волчата» [26, с. 234-235]. В под-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
готовительных материалах к рассказу, которые были впервые опубликованы в июле 1904 г. в Областном обозрении и «Вестнике казачьих войск», выходившем в Санкт-Петербурге, А.П. Чехов высказался еще резче: «Мне больно было видеть, что такой простор, где все условия созданы, казалось, для мирной культурной жизни, положительно окутан невежеством и притом невежеством, исходящим из правящей офицерской среды. Тут виноваты другие - вне власти казаков стоящие причины, но эта главная. Будь офицер, который на самом деле является главным образованным воспитателем казака, образованнее, культурнее духовно, я уверен, что не было бы такого невежества и «печенеги» давно бы перевелись» [26, с. 529].
В конце XIX - начале ХХ в. Новочеркасск являлся центром сословного казачьего образования. В городе действовало около 40 начальных и средних учебных заведений, основной контингент которых составляли лица казачьего сословия. Очередная попытка сохранить сословный характер казачьего образования была предпринята в период атаманства барона Ф.Ф. Таубэ. В РГВИА сохранился документ, свидетельствующий о том, что в 1910 г. атаман заявил о намерении передать все войсковые школы в подчинение Военному министерству. Являвшийся тогда попечителем Харьковского учебного округа П.Э. Соколовский решительно выступил против этого проекта [27, с. 265]. Эта инициатива атамана имела глубокие корни и отражала атмосферу сословной розни, царившей в донской школе. Она ярко и подробно описана писателем Г. Шолоховым-Синявским в автобиографическом романе «Горький мед». В 1913 г. будущий писатель окончил церковно-приходскую школу, по его определению «казачью бурсу», в хуторе Синявском.
Ростов-на-Дону на рубеже XIX - XX вв. превратился в крупный транспортный и торговопромышленный центр Юга России. Расходы города на образование постоянно росли, в том числе на строительство зданий для учебных заведений [28]. «По обилию учебных заведений и богатству материальной обстановки училищ Ростов занимает первое место среди городов Приазовья и Северного Кавказа» [29]. В бурно растущем буржуазном городе основными направлениями образования стали техническое и коммерческое. В начале XX в. в городе работали железнодорожное училище, мореходное училище дальнего плавания, среднее механико-химикотехническое училище, мужское и женское коммерческое училища и др. В 1913 г общее число средних учебных заведений на Дону всех типов приближалось к 50, включая частные училища [14, с. 36-37]. По нашим подсчетам, в начале XX в. частные заведения составляли четвертую часть всех средних учебных заведений ОВД (не считая духовных).
Достигнутый уровень развития начального и среднего образования позволил перейти к формированию здесь высшего звена обучения. В 1907 г. после длительного обсуждения вопро-са было принято решение об открытии в Новочеркасске Донского политехнического институ-та -первого на Дону высшего учебного заведения. В 1909 г. в Новочеркасске стали функционировать Высшие женские курсы (частные), в 1912 - учительский институт. В ходе Первой мировой войны в 1915 г. в Ростов-на-Дону (после конкурса на место переезда) был переведен Варшавский Императорский Русский университет, сыгравший огромную роль в развитии ОВД. В то же время в стране отсутствовал закон о всеобщем начальном обучении. По данным всеобщей переписи населения 1897 г., только треть всех жителей ОВД имела то или иное образование, включая домашнее.
Октябрь 1917 г. явился коренным поворотом в истории России, в ее общественном и культурном развитии. Одной из главных задач новой власти стала ликвидация безграмотности подавляющего большинства населения страны, приобщение миллионов людей к ценностям культуры и их созиданию. Сформированное по решению II Всероссийского съезда Советов новое правительство Совет Народных Комиссаров, куда вошел и народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, приняло декреты, ликвидировавшие сословность школы и обеспечивавшие светский характер образования и равные права всех национальностей его получения. Упразднялись учебные округа и их администрации, дирекции и инспекции народных училищ, разворачивалось строительство нового аппарата просвещения. На основе Положения СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике» (июнь 1918) и Декларации «О единой трудовой школе» (октябрь 1918)
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
вместо ранее существовавших типов учебных заведений создавалась единая трудовая школа с 9-летним бесплатным обучением, совместным для мальчиков и девочек.
На Дону советская власть установилась в начале 1918 г. в результате напряженного противостояния различных общественно-политических сил. Приказ № 4 Донского областного ВРК (март 1918) поставил задачу формирования органов власти советов и создание в их составе отделов народного образования для руководства школьной работой [30]. 23 марта была образована Донская Советская республика. В составе ее правительства был учрежден пост народного комиссара просвещения, который занял большевик казак И.А. Дорошев, уроженец станицы Каменской. Вскоре его сменил П.В. Алаев, представитель партии левых эсеров. Вышедшие за их подписью документы были направлены на демократизацию донского просвещения, но дальше намерений и деклараций дело не пошло. После гибели экспедиции Подтелкова и Кри-вошлыкова от рук белоказаков в северных округах области Донская республика оказалась вовлечена в Гражданскую войну и в сентябре 1918 г. прекратила существование.
С апреля 1918 г. на Дону установилось белоказачье государственное образование с центром в Новочеркасске - Всевеликое войско Донское, проводившее свою внешнюю и внутреннюю политику. В советский период в региональной историографии по негласному умолчанию, корни которого уходили в сталинское время, сложилась традиция рассматривать годы Гражданской войны как время перерыва, остановки функционирования системы образования. В постсоветский период историки и краеведы определили, что в реальной действительности в течение всего времени существования ВВД на его территории, как и на других несоветских территориях, работа учебных заведений от начальных до высших не прекращалась.
В мае 1918 г. в ВВД был создан Совет управляющих - высший правительственный орган Войска, состоявший из ряда отделов, включая отдел народного просвещения. Управляющий В.Н. Светозаров опирался в работе на совет из десяти человек, выбранных от учительских организаций [31]. Представители донского учительства заняли ряд ключевых позиций в структурах ВВД и выступали как идеологи казачества. В июле 1918 г. в журнале «Донская волна» был опубликован материал следующего содержания: «Доном правили учителя. На кругах и съездах всюду повторяли: “буки аз, буки аз - счастье в грамоте для вас”. Во главе Дона стоял педагогический совет. Алексей Максимович Каледин - начальник военного училища. Митрофан Богаевский - директор мужской гимназии. Павел Агеев - директор мужской гимназии. Первые три кандидатуры от казаков в Учредительное собрание. Но учителями были и последующие кандидаты. Бывший комиссар Временного правительства на Кавказе, депутат всех Государственных дум от Дона В.А. Харламов - учитель истории. Комиссар на Дону М.С. Воронков - народный учитель» [32].
14 августа 1918 г. В.Н. Светозаров выступал с докладом Большому Войсковому кругу ВВД о работе отдела просвещения. 5 сентября Круг принял постановление об увековечивании памяти героев Белого движения в памятниках и названиях учебных заведений. Донскому политехническому институту было присвоено имя Войскового атамана А.М. Каледина. Донскому университету - имя М.П. Богаевского, Донскому ветеринарному институту - имя Войскового атамана А.И. Назарова, Учительскому институту - имя всех «Павших за освобождение родного края» [33]. Присвоение донским вузам имен деятелей Белого движения было ярким показателем ориентира верности казачьей идее, который власть задавала в целях воспитания студенчества.
По истечении года работы Отдела народного просвещения Ф.Д. Крюков, на тот момент редактор «Донских ведомостей», писал 23 марта 1919 г. в редакционной статье: «Если принять во внимание те труднейшие условия, в которых приходится вести работу просвещения, - сделано немало» [34, с. 226]. Работали учебные заведения от начальных до высших. Студентов Донско-го политехнического института, Донского университета и других вузов постоянно призывали на действительную военную службу в белой армии, однако занятия с перерывами и остановка-ми продолжались. На годы Гражданской войны пришлось обучение в Донском университете З.В. Ермольевой, создателя советского пенициллина (окончила медицинский факультет в 1921 г.). Велась научная и учебно-методическая работа. Силами профессоров Донского универ-ситета А.П. Воскресенского, В.Н. Вершковского, А.И. Сретенского и др. был подготовлен и выпущен в свет «Сборник программ и инструкций для изучения природы, экономики истории,
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
археологии и культуры Донского края». В Новочеркасске была издана географическая карта ВВД, подготовленная полковником В.Д. Поповым, готовилось географическое описание области. Для народных школ была издана «Донская хрестоматия для внешкольного чтения по литературе» объемом свыше 400 страниц. Предисловие к ней написал атаман П.Н. Краснов. В 1919 г. были разработаны новое Положение о Донском политехническом институте, проект преобразования Учительского института в Новочеркасске в Донской педагогический институт в составе 4 факультетов с объявлением нового набора с сентября 1919 г.
Особая страница функционирования системы образования ВВД связана с именем донского писателя Ф.Д. Крюкова. В 1918 г. съезд представителей Усть-Медведицкого округа постановил организовать работу окружной гимназии и обратился с просьбой возглавить ее к Ф.Д. Крюкову. Писатель дал согласие и полтора года, «взяв под мышки журнал отметок», проработал директором гимназии. Когда в ноябре 1918 г. в окружной станице отмечалось 25-летие литературной деятельности Ф.Д. Крюкова, один из выступавших на юбилейном заседании назвал его «наш Донской Глеб Успенский». Казаки вручили ему «сто рублей 22 коп. на образование стипендии вашего имени в средних учебных заведениях ст. Усть-Медведицкой» [34, с. 325]. Литературное, публицистическое и педагогическое наследие Ф.Д. Крюкова последнего периода его жизни, который он провел в «родимом краю», свидетельствует о стремлении к воспитанию у молодого поколения казачества «деятельной любви к Отечеству», понимании ее в духе отстаивания самостоятельности казачьего Дона, его самобытных обычаев и традиций [34, с. 261].
В годы Гражданской войны на территории ВВД, как и на других несоветских территориях, создавались новые учебные заведения, прежде всего высшие. 1 мая 1918 г. в Ростове-на-Дону был открыт частный Археологический институт, ректором которого стал профессор-славист А.Я. Яцимирский. Читал курс археологии известный ростовский краевед, основатель городского краеведческого музея А.М. Ильин. На первый курс зачислили свыше 300 человек. Среди них был Г.А. Иноземцев, в будущем известный археолог, декан исторического факультета Ростовского государственного университета, соавтор юбилейного издания «Ростов-на-Дону. 17491949». В автобиографии он указал, что после окончания в 1918 г. гимназии продолжил обучение в Археологическом институте, который функционировал до 1922 г. В сентябре 1918 г. в городе открылся Донской коммерческий институт, директором которого стал П.И. Ляшенко, будущий крупный ученый-экономист, автор 3-томной истории народного хозяйства СССР. В 1918-1919 гг. в Ростове-на-Дону работала консерватория, в которой преподавал композитор и музыковед М.Ф. Гнесин. Курс эстетики и истории искусства читала магистр философии М.С. Шагинян, ставшая известной советской писательницей. Непрекращавшаяся в годы Гражданской войны работа учебных заведений, прежде всего в городах, крупных станицах и селах, позволила в основном сохранить учебную базу. Пережившие военное лихолетье донские учителя и вузовские преподаватели сыграли определяющую роль в последующем развитии образовательной системы Дона.
Основные события Гражданской войны завершились на Дону в начале 1920 г. Новая власть сразу же начала решать вопросы народного образования, используя опыт центральных районов страны, непосредственно незатронутых военными действиями. Руководство школой и всей культурно-просветительской работой было сосредоточено в отделах народного образования Советов. Донской областной отдел народного образования начал работать в Ростове-на-Дону в середине января 1920 г. В составе Ростово-Нахичеванского горисполкома был создан городской отдел народного образования [35, с. 95, 127]. К сентябрю 1920 г. «по всем округам области было около 2400 школ с числом учащихся приблизительно 90-95 тыс. человек и числом учителей 3000-3700 человек» [36, с. 28].
Вопросы народного образования решались в сложных условиях послевоенной разрухи и требовали максимальной концентрации сил и ресурсов - материальных, организационных, интеллектуальных. Главным инструментом решения поставленных задач явился государственный аппарат просвещения. Как одно из звеньев советской государственности, он строился по принципу вертикали власти снизу доверху и представлял собой, по выражению В.И. Ленина, систему органов Наркомпроса, «сугубо процеженных РКПой» [37]. На это обстоятельство критически указывал в своей статье «Органы управления народным просвещением в СССР» (Прага
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
1926 г.) видный деятель русской педагогической эмиграции С.И. Гессен. Советскую систему управления он противопоставлял «старому требованию русской общественной педагогики» -передачи дел народного образования органам местного самоуправления. С.И. Гессен обвинял большевиков в том, что вместо подлинной децентрализации они создали централизованную систему управления на основе огосударствления школы и введения в ней принципа партийности [38]. Но эта система оказалась в целом достаточно эффективной. Уже в 1927 г. охват начальным обучением детей школьного возраста составил в городах Дона 82 %, а в сельской местности - 64 % [36, с. 65].
В советский период впервые стали получать образование на родном языке национальные меньшинства, «вкрапленные» в инонациональное большинство и не имевшие собственной территории [39]. В феврале 1920 г. в составе Донского областного отдела народного образования для организации просвещения армян, греков, украинцев и других проживавших в регионе «нацмен» был создан специальный подотдел. К сентябрю 1920 г. на Дону действовало 34 шко-лы «нацмен» и было принято решение о преподавании родного (нерусского) языка и литерату-ры в русских школах, если в них обучалось определенное число детей той или иной националь-ности [40, 41]. Новизна задачи, отсутствие специальных учебников, подготовленных учителей усложняли ее решение. В сентябре 1927 г. Наркомпрос РСФСР постановил: «Сеть школ национальных меньшинств должна систематически расширяться более усиленным темпом по сравнению с русской школой» [42]. Однако в 1930-х гг. в условиях развертывания сталинизмом борьбы с так называемым национал-уклонизмом развитие национального просвещения как самостоятельного процесса на тот момент было свернуто.
5 мая 1930 г., действуя в русле общегосударственной политики президиум исполкома Северо-Кавказского края, в который входил Донской регион, принял постановление о введении в крае с будущего учебного года всеобщего начального обязательного образования [35, с. 327]. И эта цель была достигнута. В исторически кратчайшие сроки советская страна осуществила беспрецедентный культурный рывок от массовой неграмотности населения к введению всеобуча, остановившего постоянное воспроизводство неграмотных по мере вступления в жизнь новых поколений. Эта цель была достигнута в многомиллионной стране, разоренной Первой мировой и Гражданской войнами, при острой нехватке средств и подготовленных кадров, в условиях коренной перестройки всей системы образования. В течение всего рассматриваемого времени развитие образовательного пространства Дона представляло единый поступательный цивилизационный процесс, обеспечивший значительные достижения страны в различных сферах общественного развития.
Список источников
1. Кислицына И.Г. Донское просвещение: истоки и рождение социокультурного феномена (середина XVI в. - начало ХХ в.) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023. № 2 (218). С. 83-92.
2. Робуш С.С. О народном образовании в Войске Донском // Труды Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 1. Отд. 1. Новочеркасск, 1867. С. 100.
3. Настольная книга по народному образованию / сост. Г. Фальборк, В. Чарнолусский. Т. 3. СПб., 1904.
4. СивоволовГ. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов н/Д., 1995. С. 41-42.
5. Донской вестник. 1867. № 5. С. 58.
6. Наш край. Документы из истории Донской области. Ростов н/Д.: Ростиздат, 1965. Т. 1. С. 466.
7. Королев В.Н. Попов А. А. // Человек второго плана в истории. Ростов н/Д.: Логос, 2004. Вып. 1. С. 52-61.
8. Донцы XIX века. Новочеркасск, 1907. Переизд. Ростов н/Д.: Новый бизнес, 2003. С. 413.
9. Начальное народное образование в России. СПб., 1904. Т. 1. С. 11.
10. Романченко Ив. Итоги народного образования в г. Ростове-на-Дону (1761-1870) с краткими очерками народного образования в Ростовском уезде и Таганрогском градоначальстве. Исторические справки. Ростов н/Д., 1899. С. 158.
11. Краснянский М.Б. Культурная жизнь старого Ростова // Записки Ростовского-на-Дону общества истории древностей и природы. Ростов н/Д., 1912. Т. 1. С. 70.
12. Филевский П.П. История города Таганрога. М., 1898. 376 с. Переизд. Таганрог, 2019. 408 с.
13. Памятная книжка Области Войска Донского на 1895 г. Новочеркасск, 1895.
14. Памятная книжка Области Войска Донского на 1915 г. Новочеркасск, 1915.
15. История донского казачества/ подред. А.В. Венкова. Ростов н/Д.: Изд-во Южного фед. ун-та, 2001. 464 с.
16. Памятная книжка Области Войска Донского на 1905 г. Новочеркасск, 1905. С. 57.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
17. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по народному образованию. СПб., 1904. С. 589.
18. НомикосовС.Ф. Статистическое описание Области войска Донского. Новочеркасск, 1884. С. 174-175.
19. Отчет о состоянии церковных школ Донской епархии за 1898/1899 учебный год. Новочеркасск, 1900.
20. Отчет о состоянии церковных школ Донской епархии в 1907/1908 учебном году. Новочеркасск, 1909.
21. Отчет о состоянии церковных школ Донской епархии в 1905/1906 учебном году. Новочеркасск, 1906. С. 28-29.
22. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., 1912. С. 52.
23. Кислицына И.Г. Донской учитель в конце XIX - начале XX в.: социокультурный портрет // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. Специальный выпуск. 2007. С. 27-34.
24. Крюков Ф. Эпоха Столыпина. Революция 1905 года в России и на Дону. М.: АИРО-XXI, 2012. 368 с.
25. Артинский И.П. Очерки истории Новочеркасской гимназии. Новочеркасск, 1907. С. 3.
26. ЧеховА.П. Собр. соч.: в 12 т. М.: Гослитиздат, 1956. Т. 8. 558 с.
27. Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи -СССР (конец 1880-х гг. - 1930-е гг.). М.: Новое литературное обозрение, 2012. 896 с.
28. Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Ростов н/Д., 1899. Переизд. Ростов н/Д., 2002. С. 223.
29. Историческое и статистическое описания станиц и городов, посещаемых Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области Войска Донского. Составлены Г енерального Штаба полковником П.С. Балуевым. Новочеркасск, 1900. С. 240.
30. Борьба за власть Советов на Дону 1917-1920: сб. док. Ростов н/Д., 1957. С. 275-278. 31. Подковырина П.А. Перестройка системы народного образования на Дону (1917-1919) // Изв. вузов.
Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2007. № 5 (141). С. 41-44.
32. Корягин С. Тихий Дон - черные пятна. Как уродовали историю казачества. М.: Эксмо, 2006. С. 477.
33. Кирсанов Е.М., Понедилко А.В. Новочеркасск - столица мирового казачества. М., 2005. С. 385-386.
34. Крюков Ф.Д. Обвал. Смута 1917 г. глазами русского писателя. М., 2009.
35. Наш край. Из истории советского Дона: док. Октябрь 1917 - 1965. Ростов н/Д., 1968.
36. Культурное строительство на Дону (1920-1941): сб. док. Ростов н/Д.: Ростовское кн. изд-во, 1981. 304 с.
37. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 12.
38. Гессен С.И. Избр. соч. М.: РОССПЭН, 1999. 812 с.
39. Постановление Наркомпроса РСФСР от 31 октября 1918 г. «О школах национальных меньшинств» // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917-1973. М., 1974. С. 145.
40. ГАРО. Ф. Р-188. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 26, 42.
41. Кислицына И.Г. Донское просвещение. История. События. Люди (середина XVI в. - 20-е гг. XX в.). Ростов н/Д., 2010. С. 195-202.
42. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1927. 1984. Т. 1. С. 59.
References
1. Kislitsyna I.G. Don enlightenment: origins and birth of a sociocultural phenomenon (mid-16th century -beginning of the 20th century). Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(2):83-92. (In Russ.).
2. Robush S.S. On public education in the Don Army. Proceedings of the Regional Army of the Don Statistical Committee. Vol. 1. Dept. 1. Novocherkassk, 1867. 100 p. (In Russ.).
3. Fahlbork G., Charnolussky V., comp. Handbook on public education. Vol. 3. St. Petersburg, 1904. (In Russ.).
4. Sivovolov G. Mikhail Sholokhov. Biography pages. Rostov-on-Don, 1995:41-42. (In Russ.).
5. Donskoi vestnik =Don Bulletin. 1867;(5):58. (In Russ.).
6. OurlandDocumentsfromthehistoryoftheDonregion. Rostov-on-Don: RostizdatPubl.; 1965.Vol. 1.466p.(InRuss.). 7. Korolev V.N. Popov A.A. A supporting man in history. Rostov-on-Don: Logos Publ.; 2004;(1):52-61. (In Russ.). 8.
The Donets of the 19th century. Novocherkassk, 1907. Reprint. Rostov-on-Don: Novyi biznes Publ.;
2003. 413 p. (In Russ.).
9. Primary public education in Russia. St. Petersburg, 1904. Vol. 1. 11 p. (In Russ.).
10. Romanchenko Iv. Results of public education in Rostov-on-Don (1761-1870) with brief sketches of public education in the Rostov district and the Taganrog city government. Historical information. Rostov-on-Don, 1899. 158 p. (In Russ.).
11. Krasnyansky M.B. Cultural life of old Rostov. Notes of the Rostov-on-Don Society for the History of Antiquities and Nature. Rostov-on-Don, 1912. Vol. 1. 70 p. (In Russ.).
12. Filevsky P.P. History of the city of Taganrog. Moscow, 1898. 376 p. Reprint. Taganrog, 2019. 408 p. (In Russ.).
13. Memorial book of the Don Army Region for 1895. Novocherkassk, 1895. (In Russ.).
14. Memorable book of the Don Army Region for 1915. Novocherkassk, 1915. (In Russ.).
15. Venkov A.V., ed. History of the Don Cossacks. Rostov-on-Don: Southern Federal University Press; 2001. 464 p. (In Russ.).
16. Memorial book of the Don Army Region for 1905. Novocherkassk, 1905. 57 p. (In Russ.).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 4
17. Prugavin A.S. Laws and reference information on public education. St. Petersburg, 1904. 589 p. (In Russ.).
18. Nomikosov. S.F. Statistical description of the Don Army Region. Novocherkassk, 1884:174-175. (In Russ.).
19. Report on the state of church schools of the Don diocese for the 1898/1899 academic year. Novocherkassk, 1900. (In Russ.).
20. Report on the state of church schools of the Don diocese in the 1907/1908 academic year. Novocherkassk, 1909. (In Russ.).
21. Report on the state of church schools of the Don diocese in the 1905/1906 academic year. Novocherkassk, 1906:28-29. (In Russ.).
22. Chekhov N.V. Public education in Russia since the 60s. 19th century. Moscow, 1912. 52 p. (In Russ.).
23. Kislitsyna I.G. Don teacher at the end of the 19th - beginning of the 20th century: sociocultural portrait. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. Special issue. 2007:27-34. (In Russ.).
24. Kryukov F. The era of Stolypin. Revolution of 1905 in Russia and the Don. Moscow: AIRO-XXI Publ.; 2012. 368 p. (In Russ.).
25. Artinsky I.P. Essays on the history of the Novocherkassk gymnasium. Novocherkassk, 1907. P. 3. (In Russ.).
26. Chekhov A.P. Collection of works: in 12 vols. Moscow: Goslitizdat Publ.; 1956. Vol. 8. 558 p. (In Russ.).
27. Schedule of changes. Essays on the history of educational and scientific policy in the Russian Empire -USSR (late 1880s - 1930s). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ.; 2012. 896 p. (In Russ.).
28. Kuznetsov I.A. The past of Rostov. Rostov-on-Don, 1899. Reprint. Rostov-on-Don, 2002. 223 p. (In Russ.).
29. Historical and statistical descriptions of the villages and cities visited by the Minister of War during His Excellency’s tour of the Don Army Region. Compiled by the General Staff Colonel P.S. Baluev. Novocherkassk, 1900. 240 p. (In Russ.).
30. The struggle for Soviet power on the Don 1917-1920: collection of documents. Rostov-on-Don, 1957:275-278. (In Russ.).
31. Podkovyrina P.A. Restructuring the public education system on the Don (1917-1919). Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2007;(5):41-44. (In Russ.).
32. Koryagin S. Quiet Don - black spots. How the history of the Cossacks was mutilated. Moscow: Eksmo Publ.; 2006. 477 p. (In Russ.).
33. Kirsanov E.M., Ponedilko A.V. Novocherkassk is the capital of the world Cossacks. Moscow, 2005:385386. (In Russ.).
34. Kryukov F.D. Collapse. The Troubles of 1917 through the eyes of a Russian writer. Moscow, 2009. (In Russ.). 35. Our land. From the history of the Soviet Don: documents. October 1917 - 1965. Rostov-on-Don, 1968. (In Russ.). 36. Cultural construction on the Don (1920-1941): collection of documents. Rostov-on-Don: Rostov Publishing
House; 1981. 304 p. (In Russ.).
37. Lenin V.I. Full collection of works. Vol. 42. P. 12. (In Russ.).
38. Gessen S.I. Selected works. Moscow: ROSSPEN Publ.; 1999. 812 p. (In Russ.).
39. Resolution of the People's Commissariat of Education of the RSFSR of October 31, 1918 “On schools of national minorities”. Public education in the USSR. Secondary school: collection of documents. 1917-1973. Moscow, 1974. 145 p. (In Russ.).
40. SARR. Fund R-188. In. 1. File 27. L. 26, 42. (In Russ.).
41. Kislitsyna I.G. Don education. History. Events. People (mid-16th century - 20s of the 20th century). Rostov-on-Don, 2010:195-202. (In Russ.).
42. Cultural construction in the RSFSR. 1917-1927. 1984. Vol. 1. P. 59. (In Russ.).
Информация об авторе
И.Г. Кислицына - кандидат исторических наук, доцент.
Information about the author
I.G. Kislitsyna - Candidate of Science (History), Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 07.11.2023; одобрена после рецензирования 22.11.2023; принята к публикации 08.12.2023. The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 22.11.2023; accepted for publication 08.12.2023._