Научная статья на тему 'Донские учителя - депутаты Государственной Думы Российской империи (1906-1917 гг. )'

Донские учителя - депутаты Государственной Думы Российской империи (1906-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
343
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА / ДЕПУТАТЫ-УЧИТЕЛЯ / КАЗАЧЬЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / HISTORY OF RUSSIAN PARLIAMENTARISM / MEMBERS-TEACHERS / COSSACK INTELLECTUALS / PUBLIC EDUCATION / DON COSSACKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кислицына Инна Германовна, Кислицын Сергей Алексеевич

В статье рассматривается парламентская деятельность депутатов Государственной Думы Российской империи -донских учителей. Биографии таких деятелей, как Ф.Д. Крюков, В.А. Харламов, М.С. Воронков, А.С. Петров, И.И. Ушаков, А.А. Назаров, свидетельствуют о том, что принадлежность к учительству является не случайным, а имманентным фактором, определившим общественнополитическую и личную судьбу. В рамках «думской монархии» они достигли высокого общественного положения, что позволяло им обращать внимание правительства на недостатки проводимой им политики в казачьем вопросе и в народном образовании. Донские учителя, избиравшиеся в состав I-IV Государственных Дум 1906-1917 гг., были из казаков, имели высшее или специальное педагогическое образование. За плечами у всех них был солидный стаж педагогической работы в народной школе либо в средних учебных заведениях гимназиях и реальных училищах. На момент избрания в Думу все они заметно проявили себя как в профессиональной сфере, так и на различных должностях в административных и общественных структурах ОВД, занимавшихся среди прочего вопросами народного образования. Круг проблем, который донские депутаты, в том числе депутаты-учителя, рассматривали в Государственной Думе, включал вопросы общегосударственного уровня и связанные с жизнедеятельностью непосредственно донского региона. Из этой группы проблем нужно выделить вопрос о народном образовании. В Области войска Донского сложилось некоторое противоречие: с одной стороны, народное образование носило сословный характер, что выражалось в большем количестве школ в казачьих станицах и хуторах по сравнению с крестьянскими поселениями, с другой наблюдалось стремление правительства ограничить после революции 19051907 гг. развитие светского среднего образования в казачьих регионах в целях недопущения распространения научной информации и духовного «расказачивания». Самодержавие нуждалось в сохранении казачества, прежде всего, как военно-полицейской силы, что вызывало недоумение и возмущение донских депутатов. Думская и последующая политическая деятельность в определенной степени отражает некоторые закономерности в развитии казачьей интеллигенции Юга России. Ставшие непримиримыми противниками большевиков, донские учителя думцы, как ведущие представители старой казачьей интеллигенции, закономерно оказались в рядах Белого контрреволюционного движения, разделив его трагическую судьбу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DON TEACHERS - DEPUTIES OF THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE (1906-1917)

The article deals with the parliamentary activity of deputies of the State Duma of the Russian Empire the don teachers. Biographies of such figures as F.D. Kryukov, V.A. Kharlamov, M.S. Voronkov, A.S. Petrov, I.I. Ushakov, and A.A. Nazarov, suggests that belonging to the Magisterium, is not accidental, but an immanent factor in the socio-political and personal destiny. In the framework of the "Duma monarchy" they have reached a high social status that allowed them to draw the government's attention to the shortcomings of his policies in the Cossack issue in public education. Don of a teacher, elected in composition of the I-IV State Dumas 1906-1917, was of the Cossacks, had higher or specialized education. Behind all of them had substantial teaching experience in traditional school or in secondary schools gymnasia and real schools. At the time of election to the Duma they are considerably proved as in the professional field and in various positions in administrative and public structures of the police, including dealing with issues of public education. The range of issues that the don deputies, including deputies of the teacher, considered in the State Duma, included as issues on a national level, and those associated with livelihood directly from the don region. From this group of problems is necessary to distinguish the question of public education. In the Area of the don Cossacks developed a certain contradiction: on the one hand, people's education were of class character, which was reflected in a larger number of schools in Cossack villages and farms compared to peasant settlements, on the other hand, showed the government's commitment to limit after the revolution of 19051907 the development of a secular secondary education in the Cossack regions in order to prevent the dissemination of scientific information and spiritual "decossackization". Autocracy in need of preservation of the Cossacks primarily as a military-police forces that have caused bewilderment and indignation of the deputies. The Duma and the subsequent political activity to a certain extent reflect some regularity in the development of Cossack intellectuals of the South of Russia. Became bitter opponents of the Bolsheviks, the don of the teacher -Duma members as the leading representatives of old Cossack intellectuals, regularly appeared in the ranks of the counterrevolutionary White movement, dividing his tragic fate.

Текст научной работы на тему «Донские учителя - депутаты Государственной Думы Российской империи (1906-1917 гг. )»

УДК 373

КИСЛИЦЫНА Инна Германовна,

Государственный архив Ростовской области Kislizins@yandex.ru

КИСЛИЦЫН Сергей Алексеевич,

Южно-российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Kislizins@yandex.ru

ДОНСКИЕ УЧИТЕЛЯ - ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1906-1917 гг.)

В статье рассматривается парламентская деятельность депутатов Государственной Думы Российской империи -донских учителей. Биографии таких деятелей, как Ф.Д. Крюков, В.А. Харламов, М.С. Воронков, А.С. Петров, И.И. Ушаков, А.А. Назаров, свидетельствуют о том, что принадлежность к учительству является не случайным, а имманентным фактором, определившим общественно-политическую и личную судьбу. В рамках «думской монархии» они достигли высокого общественного положения, что позволяло им обращать внимание правительства на недостатки проводимой им политики в казачьем вопросе и в народном образовании. Донские учителя, избиравшиеся в состав I—IV Государственных Дум 1906— 1917 гг., были из казаков, имели высшее или специальное педагогическое образование. За плечами у всех них был солидный стаж педагогической работы в народной школе либо в средних учебных заведениях — гимназиях и реальных училищах. На момент избрания в Думу все они заметно проявили себя как в профессиональной сфере, так и на различных должностях в административных и общественных структурах ОВД, занимавшихся среди прочего вопросами народного образования. Круг проблем, который донские депутаты, в том числе депутаты-учителя, рассматривали в Государственной Думе, включал вопросы общегосударственного уровня и связанные с жизнедеятельностью непосредственно донского региона. Из этой группы проблем нужно выделить вопрос о народном образовании. В Области войска Донского сложилось некоторое противоречие: с одной стороны, народное образование носило сословный характер, что выражалось в большем количестве школ в казачьих станицах и хуторах по сравнению с крестьянскими поселениями, с другой - наблюдалось стремление правительства ограничить после революции 1905- 1907 гг. развитие светского среднего образования в казачьих регионах в целях недопущения распространения научной информации и духовного «расказачивания». Самодержавие нуждалось в сохранении казачества, прежде всего, как военно-полицейской силы, что вызывало недоумение и возмущение донских депутатов. Думская и последующая политическая деятельность в определенной степени отражает некоторые закономерности в развитии казачьей интеллигенции Юга России. Ставшие непримиримыми противниками большевиков, донские учителя — думцы, как ведущие представители старой казачьей интеллигенции, закономерно оказались в рядах Белого контрреволюционного движения, разделив его трагическую судьбу.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-75-81 Inna G. KISLITSYNA

Rostov Region State Archive, Rostov-on-Don, Russia

Kislizins@yandex.ru

Sergey A. KISLITSYN

South-Russian Institute of Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

kislizins@yandex.ru

DON TEACHERS - DEPUTIES OF THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE

(1906-1917)

The article deals with the parliamentary activity of deputies of the State Duma of the Russian Empire - the don teachers. Biographies of such figures as F.D. Kryukov, V.A. Kharlamov, M.S. Voronkov, A.S. Petrov, I.I. Ushakov, and A.A. Nazarov, suggests that belonging to the Magisterium, is not accidental, but an immanent factor in the socio-political and personal destiny. In the framework of the "Duma monarchy" they have reached a high social status that allowed them to draw the government's attention to the shortcomings of his policies in the Cossack issue in public education. Don of a teacher, elected in composition of the I—IV State Dumas 1906-1917, was of the Cossacks, had higher or specialized education. Behind all of them had substantial teaching experience in traditional school or in secondary schools - gymnasia and real schools. At the time of election to the Duma they are considerably proved as in the professional field and in various positions in administrative and public structures of the police, including dealing with issues of public education. The range of issues that the don deputies, including deputies of the teacher, considered in the State Duma, included as issues on a national level, and those associated with livelihood directly from the don region. From this group of problems is necessary to distinguish the question of public education. In the Area of the don Cossacks developed a certain contradiction: on the one hand, people's education were of class character, which was reflected in a larger number of schools in Cossack villages and farms compared to peasant settlements, on the other hand, showed the government's commitment to limit after the revolution of 1905- 1907 the development of a secular secondary education in the Cossack regions in order to prevent the dissemination of scientific information and spiritual "decossackization". Autocracy in need of preservation of the Cossacks primarily as a military-police forces that have caused bewilderment and indignation of the deputies. The Duma and the subsequent political activity to a certain extent reflect some regularity in the development of Cossack intellectuals of the South of Russia. Became bitter opponents of the Bolsheviks, the don of the teacher -Duma members as the leading representatives of old Cossack intellectuals, regularly appeared in the ranks of the counterrevolutionary White movement, dividing his tragic fate.

Ключевые слова: история российского парламентаризма, депутаты-учителя, казачья интеллигенция, народное образование, донское казачество.

Keywords: history of Russian parliamentarism, members-teachers, Cossack intellectuals, public education, Don Cossacks

В апреле 2016 г. исполнилось 110 лет со дня начала работы I Государственной Думы Российской империи. Созданная в ходе первой русской революции 1905—1907 гг. под давлением народных масс и революционно-демократических партий, она стала выборным представительным органом с законодательными функциями, что ознаменовало рождение российского парламентаризма. Среди депутатов-казаков преобладали представители Области войска Дон- 75 -

ского, крупнейшей казачьей области страны. В I Думу было избрано 17 депутатов от всех казачьих областей, в том числе 11 - от Области войска Донского (ОВД), 3 - от Кубанской области (КО) и 2 - от Терской области (ТО). В дальнейшем это соотношение численности несколько корректировалось, но принципиально не изменилось. II Дума: 10 - от ОВД, З - от КО, 3 - от ТО; III Дума: 8 - от ОВД (плюс 4 - от неказачьих слоев), 1 - от КО (К.Л. Бардиж), 1 - от ТО (Е.И. Тихонов); IV Дума: 7 - от ОВД, 1 - от КО (К.Л. Бардиж), 2 - от ТО [1].

В профессиональном отношении депутаты в подавляющем большинстве являлись казачьими офицерами, членами администраций областей, но при этом значительную часть составляли представители казачьей интеллигенции - юристы, врачи, учителя. В число депутатов Думы всех четырех созывов 1906-1917 гг. от Области войска Донского неизменно входили представители учительства. В начале ХХ в. учительство было самой многочисленной группой донской интеллигенции - более 2,5 тысяч человек [2]. Социальный состав донского учительства был разнородным, и определенную его часть составляли выходцы из казачьего сословия. Они не были обделены вниманием властей, например, согласно Уставу о воинской повинности Донского казачьего войска (1875 г.) казаки-учителя, наряду с представителями духовенства и медработников, были включены в категорию «Об изъятиях по званию и роду занятий» и освобождались от действительной военной службы в мирное время. Просветительский характер, объективно присущий работе учительства, обусловил известность, авторитет и даже влияние многих его представителей в среде донского населения.

В I Думу (1906 г.) избирались Ф.Д. Крюков, В.А. Харламов; во II Думу (1907 г.) - М.С. Воронков, А.С. Петров, И.И. Ушаков, В.А. Харламов, в III Думу (1907-1912 гг.) - М.С. Воронков, В.А. Харламов, наконец в IV Думу (1912-1917 гг.) - М.С. Воронков, А.А. Назаров, В.А. Харламов. Характерно, что из всех донских парламентариев 1906-1917 гг. именно учителя по профессии, имевшие солидный опыт работы в учебных заведениях, - М.С. Воронков и В.А. Харламов - неоднократно (соответственно три и четыре созыва подряд) избирались в Думу.

Биографии этих думцев свидетельствуют о том, что принадлежность к учительству является не случайным, а имманентным фактором, определившим их личную судьбу. Их деятельность в этом качестве в определенной степени отражает некоторые закономерности в развитии интеллигенции казачьих областей. Рассмотрим эти биографии поэтапно [3].

М.С. Воронков (род. 1868) - казак ст. Перекопской (по др. данным - ст. Краснокутской) Усть-Медведицкого округа ОВД. Он окончил Новочеркасскую учительскую семинарию, заведовал в г. Александровск-Грушевский 2-классным городским училищем (1888-1903), затем приходским училищем (1903-1906). Был уволен из училища за либеральное «разъяснение» царского Манифеста 17 октября 1905 г. После этого заведовал складом земледельческих орудий Сельскохозяйственного общества, был председателем Комиссии по устройству народных чтений и Общества приказчиков, почетным попечителем ссудо-сберегательного товарищества.

Ф.Д. Крюков (род. 1870) - казак ст. Глазуновская Усть-Медведицкого округа ОВД. Он окончил станичное приходское училище, Усть-Медведицкую гимназию (1888), историко-филологический факультет Петербургского университета (1892). С 1893 г. Ф.Д. Крюков служил воспитателем, учителем истории и географии в мужской и женской гимназиях в г. Орле. За публикацию очерка «Картинки школьной жизни», содержавшего критику гимназических порядков, был переведен в Нижний Новгород, где работал преподавателем реального училища. В дальнейшем Ф.Д. Крюков занялся литературой и стал печататься в журналах «Исторический вестник», «Северный вестник», в газетах «Русские ведомости», «Сын Отечества», «Донская речь», «Русское богатство». Став известным донским писателем, он активно участвовал в демократической революции 1905-1907 гг., в частности в станице Глазуновской распространял нелегальную литературу.

А.А. Назаров (род. 1860) - казак станицы Константиновской. По окончании Новочеркасской учительской семинарии в 1881-1898 гг. он преподавал в народной школе. Затем выполнял функции частного поверенного при съезде мировых судей 1-го Донского округа, был церковным старостой, директором тюрьмы, владельцем кирпичного завода, но не забывал о проблемах образования. С 1903 г. он постоянный блюститель Константиновского приходского училища.

A.C. Петров (род. 1850) - казак Петровской станицы, окончивший педагогические классы при Новочеркасской гимназии. Он был учителем в течение 18 лет, станичным атаманом Старогригорьевской станицы, секретарем земского совета в Нижне-Чирской станице, секретарем Хоперского окружного управления. Имел звание - титулярный советник.

И.И. Ушаков (род. 1870) - казак станицы Гундоровская (позднее ст. Елизаветинская) ОВД. По окончании Новочеркасской учительской семинарии в течение 15 лет он служил народным учителем ст. Елизаветинская. При поддержке местного населения добился перевода высшего начального училища на программу прогимназии, организовал при ней библиотеку. Организатор ссудо-сберегательного товарищества и учительских съездов. Дважды избирался казачьим населением станичным атаманом, но не был утвержден властями ОВД.

B.А. Харламов (род. 1875) - казак Усть-Быстрянской станицы 1-го Донецкого округа ОВД, сын хуторского атамана. Он последовательно окончил Новочеркасское духовное училище, Дон-

скую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию и историко-филологический факультет Московского университета. В.А. Харламов преподавал историю и географию в Новочеркасской Мариинской женской гимназии и в Новочеркасской мужской гимназии. Был почетным мировым судьей и председателем Общества содействия народному образованию.

Как видим, все донские учителя, избиравшиеся в состав I-IV Государственных Дум 19061917 гг., были из казаков, имели высшее (Ф.Д. Крюков и В.А. Харламов) или специальное педагогическое образование. За плечами у всех них был солидный стаж педагогической работы в народной школе либо в средних учебных заведениях - гимназиях и реальных училищах. Обращает на себя внимание тот факт, что на момент избрания в Думу все они заметно проявили себя как в профессиональной сфере, так и на различных должностях в административных и общественных структурах ОВД, в том числе занимавшихся вопросами народного образования.

Большинство учителей - депутатов Думы от ОВД (четверо из шести за весь рассматриваемый период) представляли в ней Конституционно-демократическую партию, от которой на Дону проходило более всего депутатов, хотя казачий Дон отнюдь не был либеральным по составу избирателей. Принадлежность к партии кадетов М.С. Воронкова, А.А. Назарова, А.С. Петрова, В. А. Харламова определяла их место в тогдашней системе «власть - оппозиция», их политическое поведение, содержание законотворческой работы и т.д. Ф. Крюков и И. Ушаков представляли в Думе (соответственно в I и II) еще более радикальную «Трудовую группу» депутатов.

Думская судьба учителей - депутатов Государственной Думы 1906-1917 гг. от ОВД сложилась по-разному. В.А. Харламов, избиравшийся во все четыре Думы, и М.С. Воронков, депутат II-IV Дум, стали думскими «долгожителями». В силу досрочного роспуска царским правительством I и II Дум непродолжительным оказалось пребывание в Думе Ф.Д. Крюкова, А.С. Петрова, И.И. Ушакова. Более счастливо (в указанном отношении) сложилось пребывание в Думе депутатов 3-го и 4-го созывов, которые проработали определенный законом срок.

Самым коротким - 2,5 месяца - оказался депутатский стаж писателя Ф.Д. Крюкова в I Думе, что не помешало ему оставить яркий след в ее истории. I Дума начала работу в апреле 1906 г., когда в стране уже второй год шло революционное противостояние власти и народа. В накаленной атмосфере тех дней одним из центральных вопросов для депутатов от казачьих областей, включая ОВД, стал вопрос о недопущении использования казачества на внутренней службе как полицейской силы. 2 июня 1906 г. в адрес военного министерства за подписью 38 депутатов был подан запрос о призыве к военной службе внутри Империи казачьих полков 2-й и 3-й очереди. По этому поводу речь держал В.А. Харламов. 13 июня по этому же вопросу в Думе выступал Ф.Д. Крюков. Он обратил внимание депутатов на то, что уже два года «...казаки второй и третьей очереди оторваны от родного угла, от родных семей и, под видом исполнения воинского долга, несут ярмо службы, которая покрыла позором все казачество». Вопрос о военной службе казачества Ф.Д. Крюков поставил в тесную связь с вопросом о его образовании, заявив, что казачеству закрыт полноценный доступ к образованию, более того, в его среде «долго культивировалось и укоренялось искусственно» невежество, которое «предполагалось лучшим из средств сохранить так называемый воинский казачий дух и, главным образом, девственную преданность начальству» [4].

Открыто бескомпромиссной была позиция Ф.Д. Крюкова в момент роспуска Думы, когда он стал подписантом так называемого Выборгского воззвания, содержавшего призыв к пассивному сопротивлению царскому правительству по принципу «ни копейки в казну, ни одного солдата в армию». Как и другие депутаты, подписавшие воззвание, Ф.Д. Крюков был приговорен к трем месяцам тюремного заключения (отбывал в петербургской тюрьме «Кресты») и лишен права быть куда-либо избранным.

Депутаты II Думы А.С. Петров и И.И. Ушаков в силу ее досрочного роспуска (как и I) мало успели проявить себя в думской деятельности. А.А. Петров входил в Думе в Конституционно-демократическую фракцию. И.И. Ушаков - в Трудовую группу и фракцию Крестьянского союза, в Казачью группу. Он также был членом двух думских комиссий, в том числе комиссии по народному образованию. Стенограмма думских заседаний зафиксировала выступление И.И. Ушакова в Думе 17 мая 1907 г., которое было посвящено вопросу об истязаниях в тюрьмах Прибалтийского края. Речь депутата отличалась грамотным построением, контактом выступавшего со слушателями и, несмотря на ее краткость, дважды прерывалась аплодисментами «слева» в связи с критикой позиции Министерства внутренних дел [5].

Как уже было отмечено, III и IV Думы действовали в течение определенного законом срока. В них широко развернулась деятельность внепартийной Казачьей группы, созданной по инициативе донских депутатов. Они же возглавили ее работу. Бессменным руководителем группы и ее основным докладчиком стал В.А. Харламов, который выступал в III Думе по разным вопросам более 20 раз. Все учителя-депутаты Думы от ОВД были широко задействованы в работе думских комиссий. Так, в III Думе М.С. Воронков являлся членом четырех комиссий, в том числе комиссии по народному образованию; В.А. Харламов - членом девяти комиссий, в том числе комиссии о гимназиях и подготовительных училищах. В IV Думе М.С. Воронков рабо-

тал в девяти комиссиях, В.А. Харламов был задействован в шести, а вновь избранный в IV Думу А.А. Назаров входил в состав семи комиссий, включая комиссию по народному образованию.

М.С. Воронков и В.А. Харламов - думские «долгожители» - проявили себя в Думе по-разному. В.А. Харламов показал себя ярким, талантливым оратором. Его выступления носили, как правило, аналитический характер, отличались продуманным, взвешенным подходом к вопросам, содержали убедительную аргументацию позиции выступавшего и неизменно пользовались вниманием аудитории. М.С. Воронков в основном проявил себя при подготовке тех или иных вопросов к рассмотрению в Думе, что было широко востребовано. Круг думских комиссий, в которых он был задействован, постоянно расширялся: в 3, 4, затем 9 комиссиях, соответственно во II, III, IV Думах, при этом в комиссиях по народному образованию и продовольственной депутат работал в течение трех созывов подряд.

Круг вопросов, который донские депутаты, в том числе депутаты-учителя, рассматривали в Государственной Думе, включал как вопросы общегосударственного уровня, так и связанные с жизнедеятельностью непосредственно донского региона. Из этой группы проблем нужно выделить вопрос о народном образовании. В Области войска Донского сложилось некоторое противоречие: с одной стороны, народное образование носило сословный характер, что выражалось в большем количестве школ в казачьих станицах и хуторах по сравнению с крестьянскими поселениями, с другой стороны, наблюдалось стремление правительства ограничить после революции 1905- 1907 гг. развитие светского среднего образования в казачьих регионах с целью недопущения распространения научной информации и духовного «расказачивания» [6]. Самодержавие нуждалось в сохранении казачества, прежде всего, как военно-полицейской силы, что вызывало недоумение донских депутатов.

В период полномочий III и IV Дум одним из самых резонансных и обсуждавшихся в стране вопросов был вопрос о введении в России всеобщего начального обучения, которое давно существовало во многих европейских государствах. В 1912 г. правительство внесло на рассмотрение III Думы соответствующий законопроект. После обсуждения Дума одобрила его, но 5 июня 1912 г. законопроект был заблокирован Государственным советом. Последовала разработка Думой других вариантов реформы, внесение в Думу 3 августа 1916 г. нового правительственного законопроекта, но рассмотреть его она уже не успела. В данной обстановке профессиональные знания и опыт донских депутатов-учителей оказались чрезвычайно востребованы в работе комиссии по народному образованию. М.С. Воронков, бессменный член думской комиссии по народному образованию в течение 2-го, 3-го и 4-го созывов, выступал докладчиком комиссии с обоснованием законопроектов «О смете Министерства народного просвещения» и «Об отпуске средств на ремесленные школы в Арзамасе и Калуге». Главная цель - введение в России всеобщего начального обучения в конечном счете достигнута не была, но, как отмечают исследователи, в 1906-1916 гг. произошел беспрецедентный рост расходов на начальное образование, являвшийся огромным шагом вперед в сравнении с предшествующим временем.

Что касается вопросов хозяйственной жизнедеятельности донского казачества, то депутаты обозначили в Думе целый ряд болевых вопросов его развития. К началу ХХ в. на Дону обострились вопросы казачьего землевладения и землепользования, налицо было хозяйственное оскудение казачества. «Казаки разоряются, - говорил с думской трибуны В.А. Харламов, -ведут хозяйство, как вели их деды и прадеды. Ковыряют землю на лошаденках». В выступлении в августе 1916 г. он нарисовал следующую безрадостную картину: «Все отрасли местного благоустройства и хозяйства в Донской области давно уже находятся в запущенном состоянии. Дороги и мосты плохи, школ мало, медицинская санитарная и ветеринарная части не вышли еще из зачаточного состояния» [5].

Одним из наиболее обсуждавшихся вопросов жизни казачьих областей в III и IV Государственных Думах являлся вопрос о введении в них местного самоуправления. Постоянный член комиссии по местному самоуправлению В.А. Харламов горячо разъяснял депутатам, что самоуправление неотделимо от казачьей жизни», обращал внимание на то что из «вольной казачьей общины» военное ведомство сделало аракчеевские военные поселения, «огромную казарму. <...> Казак в настоящем его положении в отношении управления и самоуправления закрепощенный государством, подневольный человек... Снизу и доверху административная опека не только над общественной жизнью казака, но над его личной имущественной и семейной жизнью» [6].

Как отмечал в дальнейшем известный историк донского казачества С.Г. Сватиков, в результате деятельности депутатов-казаков Дума высказала и зафиксировала в своих документах ряд пожеланий: «1. О немедленном введении в казачьих областях местного самоуправления; 2. О выделении из ведения военного управления гражданских, культурных и экономических вопросов казачьей жизни с передачей их органам местного самоуправления; 3. Об изъятии органов гражданского управления из ведения военного министерства» [7]. Однако ощутимых результатов в решении указанных вопросов достигнуто не было (да и не могло быть в принципе, так как Дума не являлась полноценным парламентом), но сам факт их постановки в Думе при-

влекал к проблемам казачества внимание всей страны, не позволял замалчивать или игнорировать их, что в конечном счете имело несомненное позитивное значение. Но нельзя не отметить и тот факт, что взгляды представителей казачьей интеллигенции не были абсолютно тождественны менталитету основной массы казачества, которое являлось носителем верноподданнических настроений, по крайней мере, накануне Первой мировой войны [8].

Самым сложным и переломным периодом в жизни учителей-думцев были революционные и особенно постреволюционные годы. Еще в IV Государственной Думе М.С. Воронков, А.А. Назаров, В.А. Харламов входили в так называемый Прогрессивный блок, выступавший с критикой политики царского правительства. Они, естественно, с воодушевлением встретили Февральскую революцию и были вовлечены ею в бурный круговорот событий [9].

М.С. Воронков по распоряжению Думы объезжал воинские части, а 9 марта 1917 г. был направлен комиссаром Временного правительства в Область войска Донского. В апреле 1917 г. принял участие в Съезде донских казаков в Новочеркасске. 3 октября 1917 г. М.С. Воронков был избран членом Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), депутатом Учредительного собрания от Донского избирательного округа по списку № 4 (казаки).

A.А. Назаров после Февральской революции 1917 г. прибыл в Таганрог, где был восторженно принят горожанами. На собрании уполномоченных призвал граждан «к усиленному труду на благо обновленной Родины». После возвращения в Петроград принял участие в Съезде донских казаков.

B.А. Харламов в дни Февральской революции 1917 г. находился в Ростове-на-Дону, где вошел как депутат ГД в состав местного гражданского комитета. По поручению комитета он вел переговоры с начальником местного гарнизона и войсковым наказным атаманом графом М.П. Граббе. По возвращении в Петроград был назначен в состав Особого Закавказского комитета (ОЗАКОМ), образованного Временным правительством из членов Госдумы; с 11 марта - председатель комитета. Он принимал участие в краевом съезде Кавказской армии, где 3 апреля выступил с приветственной речью. На 8-м съезде Конституционно-демократической партии в мае 1917 г. В.А. Харламов был избран в состав ее руководящего органа - ЦК.

События первой половины 1917 г. также вернули в активную политическую жизнь Ф.Д. Крюкова и И.И. Ушакова, депутатов I и II Дум соответственно. А.С. Петров после роспуска II Думы вернулся на Дон, был станичным атаманом ст. Пятиизбянской. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Ф.Д. Крюков после отбывания наказания за подписание Выборгского воззвания занимался литературным трудом, являясь редактором журнала «Русское богатство» по отделу беллетристики. Февральскую революцию он расценил как начало новой эпохи. На общеказачьем съезде в Петрограде в марте 1917 г. он был избран в Совет Союза казачьих войск. В апреле 1917 г. стал делегатом Войскового съезда в Новочеркасске, затем стал членом редакции газеты «Народное слово» - органа Трудовой народно-социалистической партии, кандидатом в депутаты Учредительного собрания от войска Донского.

И.И. Ушаков после досрочного роспуска царем II Думы не был допущен к педагогической деятельности как «политически неблагонадежный» и стал частным поверенным в судебных делах. Одновременно он организовал Азовское Общество Взаимного Кредита и был избран его директором. После Февральской революции станица Елизаветовская направила его своим представителем на все сессии Донского Круга.

Как видим, из среды донских учителей - членов Государственной Думы Российской империи 1906-1917 гг. вышел ряд заметных политических фигур постфевральской России как регионального, так и общероссийского уровня. Они были задействованы в законодательных и исполнительных структурах новой власти, вошли в правящую политико-административную элиту страны. Октябрь 1917 г., в отличие от Февраля, они встретили резко негативно, категорически не приняв принесенных им радикальных перемен в социальном строе.

М.С. Воронков после Октября 1917 г. занял позицию активного сотрудничества с войсковой администрацией, выступал сторонником блока белого казачества с кадетами. Он возглавлял Донской областной продовольственный комитет, но допустил финансовые злоупотребления и был обвинен в спекуляциях в тылу армии генерала Деникина. 5 июня 1919 г. по решению Ростовского-на-Дону окружного суда он был заключен под стражу в Ростовскую тюрьму. Хотя ему был предъявлен иск на 1 млн рублей, военные власти вскоре, без ведома прокурорского надзора, освободили его. По решению донского атамана А.П. Багаевского М.С. Воронков должен был внести только минимальный залог в 100 тыс. рублей. Эта криминальная история свидетельствует о том, что в сложных условиях гражданской войны М.С. Воронков оказался не на высоте той нравственной роли, на которую претендовал. Но, надо признать, что его судьба была скорее исключением, чем правилом в ряду судеб других учителей-думцев.

Ф.Д. Крюков не принял Октябрь 1917 г. и до конца оставался верен своим идеалам. Последний период его жизни прошел в «родимом краю», на Дону, который в 1917-1920 гг. стал эпицентром событий гражданской войны. Летом 1918 г. по просьбе съезда представителей Усть-Медведицкого округа Ф.Д. Крюков был назначен директором Усть-Медведицкой окружной

гимназии. Тогда же станица Глазуновская направила его для участия в работе Войскового Круга, единогласно избравшего его Секретарем Круга. С апреля 1919 г. Ф.Д. Крюков являлся редактором газеты «Донские ведомости», регулярно выступал на ее страницах по самым злободневным вопросам [12]. Отступая в рядах Донской армии на Кубань, Ф.Д. Крюков заболел тифом и по дороге в Екатеринодарский госпиталь умер 4 марта 1920 г. Существует легендарная версия, что именно тогда был якобы утерян его личный «заветный сундучок» с рукописью, опять же, якобы первых двух томов великой казачьей эпопеи «Тихий Дон».

Очень немного известно о судьбе И.И. Ушакова после Октября 1917 г. В 1920 г. он эмигрировал из России и много лет прожил в США. Умер в 1962 г. в штате Нью-Йорк.

В.А. Харламов после Октября 1917 г. стал активным участником Белого движения. В 1918-1919 гг. являлся председателем Донского войскового круга, а в начале 1920 г. был включен в состав правительства А.И. Деникина. После поражения Белого движения эмигрировал из России, жил в Белграде, Праге, Париже. В.А. Харламов представлял Объединенный союз казаков Дона, Кубани и Терека и комитет «Казачья помощь» в Париже. После переезда в Прагу являлся руководителем Донского исторического архива, редактировал многие эмигрантские издания, в том числе знаменитый сборник исторических документов «Донская летопись» (19231924) и журнал «Путь казачества» (1927-1928). В.А. Харламов был членом Ученого совета при Русском историческом архиве в Русском народном университете в Праге, возглавлял студенческое «Демократическое объединение» и др. В дальнейшем В.А. Харламов, как и большинство белоказачьих лидеров, не поддержал мнение А.И. Деникина о недопустимости для русских эмигрантов сотрудничества с Германией. О позиции В.А. Харламова во время Второй мировой войны говорит тот факт, что в 1944 г. он переехал в Берлин, где в это время было создано фашистское «Главное управление казачьих войск». После разгрома фашизма В.А. Харламов убыл из Европы в Аргентину, где вновь активно участвовал в деятельности так называемого «Антикоммунистического центра». Умер в результате несчастного случая 13 марта 1957 г. в Буэнос-Айресе.

Итак, гибель, эмиграция либо потеря следов... Что определило такой трагический финал жизни донских учителей-думцев начала XX века? До Февральской революции 1917 г. в рамках так называемой «думской монархии» они достигли определенных чинов и званий, высокого общественного положения, что позволяло им каким-то образом влиять на проводимую политику в казачьем вопросе и народном образовании. Но после Октября они не могли и не приняли новую советскую реальность. Мировоззренческие взгляды и позиции учителей-думцев, позиционировавших себя в качестве идеологов казачества как особой этно-социальной общности, не позволяли им включиться в строительство нового эгалитаристского общества. По многим ключевым вопросам, прежде всего о войне и мире, о земле и др., они вошли в резкое противоречие с программными установками большевиков, отрицавших в принципе сословную дифференциацию общества и особые интересы казачества. Ставшие непримиримыми противниками большевиков, донские учителя-думцы, ведущие представители старой казачьей интеллигенции, закономерно оказались в рядах Белого контрреволюционного движения, разделив его трагическую судьбу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Государственная Дума Российской империи 1906- 1917. Энциклопедия. - М., 2006.

2. Кислицына И.Г. Донское просвещение. История. События. Люди. (Середина ХVI - 20-е гг. ХХ века) - Ростов н/Д. 2010.

3. Государственная Дума Российской империи 1906- 1917... - С. 111, 318-319, 409, 474, 665, 680.

4. Цит. по: Речи казачьих депутатов в Государственной Думе (I- IV созывы) / В кн.: Сергеев В.Н., Шапсугов Д.Ю. Парламентская деятельность российского казачества. Приложение 1. - Ростов н/Д., 2003. - С. 151-152.

5. Там же. - С. 187-188.

6. См.: Кислицына И.Г. Указ. соч.

7. Речи казачьих депутатов в Государственной Думе. - С. 288.

8. Там же. - С. 247

9. Сватиков С.Г. Россия и Дон. - Белград, 1923. - С 527.

10. Кислицын С.А. Указ и шашка. Политическая власть и донские казаки в первой половине ХХ века. - М.: URSS, 2015. - С. 76-77.

11. См.: Государственная Дума Российской империи 1906- 1917.

12. 12.См. Крюков Ф.Д. Обвал. Смута. 1917 г. глазами русского интеллигента. - М., 2009.

REFERENCES

1. Sm.: Gosudarstvennaya Duma Rossiyskoy imperii 1906-1917. [ The state Duma of the Russian Empire, 1906- 1917.]. Encyclopedia. M., 2006.

2. Kislitsyna I.G.Donskoe prosveshchenie. Istoriya. Sobytiya. Lyudi. (Seredina KhU1 - 20-e gg. KhKh veka). [Kislitsyna I. G. don education. History. Events. People. (Mid-HU1 - 20-ies of XX century)]. Rostov n/D 2010.

3. Gosudarstvennaya Duma Rossiyskoy imperii 1906-1917. [The state Duma of the Russian Empire, 1906-1917]. Encyclopedia. M., 2006. p. 111, 318-319, 409, 474, 665, 680.

4. Rechi kazach'ikh deputatov v Gosudarstvennoy Dume (I-IV sozyvy). V kn.: Sergeev V.N., Shapsugov D.Yu. Parlamentskaya deyatel'nost' rossiyskogo kazachestva. Prilozhenie 1. [CIT. by: Speech Cossack deputies in the State Duma (I-IV convocations). V kN.: Sergeev V. N., Shapsugs D. U. parliamentary activities of the Russian Cossacks. Appendix 1.] Rostov n/D., 2003. P. 151-152.

5. Tam zhe. [Ibid.]. p. 187-188.

6. Kislitsyna I.G. Donskoe prosveshchenie. Istoriya. Sobytiya. Lyudi. (Seredina KhU1- 20-e gg. KhKh veka).[Kislitsyna I. G. don education. History. Events. People. (Mid-HU1 - 20-ies of XX century]. Rostov n/D 2010.

7. Rechi kazach'ikh deputatov v gosudarstvennoy dume. (I-IV sozyvy) - V kn.: Sergeev V.N., Shapsugov D.Yu. Parlamentskaya deyatel'nost' rossiyskogo kazachestva. Prilozhenie 1. [Speech Cossack deputies in the state Duma. (I-IV convocations) - In kN.: Sergeev V. N., Shapsugs D. U. parliamentary activities of the Russian Cossacks. Appendix 1.]. Rostov n/D., 2003 p. 288.

8. Tam zhe. [Ibid. ]. P. 247.

9. Svatikov S.G. Rossiya i Don. [ Russia and the don]. Belgrade. 1923. P.527.

10. Kislitsyn S.A. Ukaz i shashka. Politicheskaya vlast' i donskie kazaki v pervoy polovine KhKh veka. [ The Decree and sword. Political power and the don Cossacks during the first half of the twentieth century]. M. URSS. 2015. P. 76-77.

11. Gosudarstvennaya Duma Rossiyskoy imperii 1906-1917. [ The state Duma of the Russian Empire, 1906-1917]. Encyclopedia. M., 2006

12. Kryukov F.D. Obval. Smuta. 1917 g. glazami russkogo intelligenta. [Collapse. Turmoil. 1917 the eyes of the Russian intelligentsia]. M., 2009)

Информация об авторе

Кислицына Инна Германовна, канд. ист. наук, доцент, научный консультант, Государственное казенное учреждение Ростовской области "Государственный архив Ростовской области" (ГКУ РО ГАРО). Kislizins@yandex.ru

Кислицын Сергей Алексевич доктор ист. наук, профессор. Южно-российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ kislizins@yandex.ru

Получена: 17.10.2016

Для цитирования статьи: Кислицына И.Г., Кислицын С. А., Донские учителя - депутаты государственной думы Российской империи (1906-1917 гг.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 2. с. 75-81.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-75-81.

Information about the author

Inna G. Kislitsyna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Scientific Consultant, Rostov Region State Archive, Rostov-on-Don, Russia Kislizins@yandex.ru

Sergey A. Kislitsyn, Doctor of Historical Sciences, Professor, South-Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia kislizins@yandex.ru

Received: 17.10.2016

For article citation: Kislitsyna I.G., Kislitsyn C.0., Donskie uchitelja - deputaty gosudar-stvennoj dumy Rossijskoj imperii (1906-1917 gg.). [Don teachers - deputies of the state duma of the Russian empire (1906-1917)] . Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 2. Pp. 75-81. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-75-81. (in Russian)

- 8l -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.