Научная статья на тему 'Донская потребительская кооперация в начале XX в'

Донская потребительская кооперация в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШЕВИКИ / BOLSHEVIKS / ПАЕВОЙ ВЗНОС / SHARE OF CONTRIBUTION / ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА" / POLICY OF "MILITARY COMMUNISM" / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / РЕФОРМА / REFORM / РЫНОК / MARKET / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / SOVIET POWER / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM / УСТАВ / CONSUMERS / CO-OPERATIVES / STATUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокофьева Елена Владимировна

В статье исследуются традиции развития донской потребительской кооперации в дореволюционный период, в годы «военного коммунизма». В работе показан первый опыт сотрудничества потребительской кооперации с Советской властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the traditions of Don consumers , co-operatives development during pre-revolutionaru period in the years of «military communism». In the article the fist experience of consumers , co-operatives collaboration with the Soviet power.

Текст научной работы на тему «Донская потребительская кооперация в начале XX в»

Практически все историки подчеркивают, что новое государство представляло собой «довольно оригинальное творение» [6, 318], которое воплощало трудно сочетаемые черты - «централизм и партикуляризм, абсолютизм и конституционализм» [9, 265]. По существу Германская империя являлась монархической федерацией (явный анахронизм для Европы второй половины XIX века), состоявшей из 25 сохранявших в той или иной мере суверенитет государств (22 монархии, включая четыре королевства, и три вольных города). Все они имели свои конституции и другие законы, свои династии (в 22 монархиях) или патрициат (в вольных городах), а некоторые из них -даже особые «резерватные права». Отдельные современники даже сомневались, является ли Германия союзным государством (Bundesstaat) или союзом государств (Staatenbund) [2, 479]. Как считает Х.-У. Велер, теоретически в основе германской империи лежал принцип «верховного государства (Oberstaat), которому медиатизированные государства более низкого порядка (Unterstaaten), взявшие на себя некоторые обязанности, делегировали определенные суверенные права» [18, 60]. Но в действительности управление империей было сосредоточено в руках Пруссии, занявшей в новом государстве совершенно особое место. Поэтому на наш взгляд, о конфедеративном устройстве кайзеровской Германии говорить нельзя, но своеобразной монархической федерацией она безусловно была. Все это свидетельствует о том, что объединение Германии произошло в достаточно оригинальной (и не вполне завершенной?) форме. Тем не менее, образование немецкого национального государства означало успешное завершение продолжавшегося целое столетие процесса создания единой немецкой нации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бавария // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. - СПб.: Типо-литография И.А. Ефрона, 1891. - Т. 4. - С. 616-640.

2. Германия // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. - СПб.: Типо-литография И.А. Ефрона, 1893. - Т. 16. - С. 479-512.

3. Данн, О. Нации и национализм в Германии: 1770-1790: пер. с нем. / О. Данн. - СПб.: Наука, 2003. - 470 с.

4. Дживелегов, А. К. История современной Германии: в 2 т. / А. К. Дживилегов. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1910. - Т. 2. - 258 с.

5. Дроз, Ж. История Германии: пер. с фр. / Ж. Дроз. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 157 с.

6. История XIX века: в 8т.: пер. с фр. / под ред. Лависса и Рамбо. - М.: ОГИЗ Гос. соц.-эк. издательство, 1938. - Т. 5. - 584 с.

7. Оболенская, С. В. Франко-прусская война 1870 - 1871 // Советская историческая энциклопедия: в 16 т. -М.: Советская энциклопедия, 1974.- Т. 15. - С. 266-271.

8. Патрушев, А. И. Германская история / А. И. Патрушев. - М.: Весь Мир, 2003. - 256 с.

9. Чубинский, В. В. Бжмарк: Политическая биография / В. В. Чубинский. - М.: Мысль, 1988. - 414 с.

10. Birk, G. Bismarcks Ausnahmegesetz gegen Sozialdemokratie (Illustrierte historische Hefte 44). - Berlin: VEB Deutschen Verlag der Wissenschaften DDR, 1987. - 44 s.

11. Burgdorff.Ki S., Pötzl N.F., Wiegrefe K. (Hrsg.) Preussen. Die unbekannte Grossmacht. - München: Wilhelm Goldmann Verlag, 2009. - 320 s.

12. Clark C. Preussen. Aufstieg und Niedergang 1600 - 1947. - München: Pantheon, 2008. - 896 s.

13. Haffner S. Preussen ohne Legende. - Hamburg: Verlag Gruner +Jahr Ag & Co, 3. Auflage 1979. - 358 s.

14. Kroll F.-L. (Hrsg.) Preussens Herrscher. Von den ersten Hohenzollern bis Wilhelm II. - München: Verlag C. H. Beck oHG, 2009. - 366 s.

15. Potsdamer Schlösser in Geschichte und Kunst. - Leipzig: VEB F.A. Brockhaus Verlag, 1984. - 208 s.

16. Ribbe W., Rosenbauer H. Preussen. Chronik eines deutschen Staates. - 2. Auflage - Berlin: Nicolaische Verlagsbuchhandlung Beuermann GmbH, 2001. - 288 s.

17. Rürup R. Deutschland im 19 Jahrhundert: 1815 - 1871. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992. - 274 s.

18. Wehler H.-U. Das Deutsche Kaiserreich: 1871 - 1918. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1994. - 292 s.

19. Zolling P. Deutsche Geschichte von 1871 bis zur Gegenwart: Wie Deutschland wurde, was es ist. - München; Wien: Carl Hanser Verlag, 2005. - 370 s.

УДК 947.084.5 ББК 65.03(2)61

Е. В. Прокофьева ДОНСКАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XX в.

Аннотация. В статье исследуются традиции развития донской потребительской кооперации в дореволюционный период, в годы «военного коммунизма». В работе показан первый опыт сотрудничества потребительской кооперации с Советской властью.

Ключевые слова: большевики, паевой взнос, политика «военного коммунизма», потребительская кооперация, реформа, рынок, Советская власть, социализм, устав.

E. V. Prokofeva

CONSUMERS' CO-OPERATIVES ON DON AT THE BEGINNING OF THE 20 OF TN CENTURY

Abstract. The article deals with the traditions of Don consumer co-operatives development during pre-revolutionaru period in the years of «military communism». In the article the fist experience of co n-sumers, co-operatives collaboration with the Soviet power.

Key words: the Bolsheviks, share of contribution, policy of «military communism», consumer cooperatives, reform, market, the Soviet power, socialism, statute.

Развитие потребительской кооперации давно привлекает внимание исследователей, так как она насчитывает уже более 180 лет. Расцвет кооперативной идеи пришелся на период становления капиталистических отношений после реформы 1861 г. Возникшие в связи с началом Первой мировой войны трудности продовольственного снабжения, огромный рост цен на продукты питания резко активизировали развитие потребительской кооперации . К 1917 г. в стране действовало от 20 тысяч до 45 тысяч по разным источникам потребительских обществ, полтора десятка миллионов пайщиков и по масштабам кооперативного движения Россия превосходила Англию, считающуюся его родоначальницей. В советское время потребкооперация, несмотря на политику огосударствления, оставалась островком рыночных отношений, который в самые трудные времена оказывался и настоящим «островом спасения» для сельского населения. Однако именно рыночные реформы стали серьезным испытанием для потребительской кооперации. Недостаток финансовых ресурсов, резкое снижение покупательной способности населения - все это не прошло бесследно.

Сегодня, вступая в третье тысячелетие, потребительская кооперация демонстрирует не только свои традиционные преимущества как система хозяйствования, несмотря на то, что во всех регионах потребкооперация вытеснена частным бизнесом, но и являет новые качества, которые делают эту форму социальных и трудовых отношений одной из наиболее востребованных обществом. Однако встает вопрос о том, как будет развиваться кооперация дальше, что нужно делать, чтобы развить кооперацию. Для ответа на эти вопросы нужны системные исследования истории потребительской кооперации на всех этапах ее развития, в том числе в дореволюционный период.

Донская область до революции была одним из экономически развитых аграрных районов Юго-Восточной России. Мощным механизмом экономического развития региона являлась потребительская кооперация, которая в силу специфики экономики края способствовала развитию экономических связей между городом и деревней.

Потребительская кооперация прошла несколько этапов в своем развитии. Первое общество потребительской кооперации на Дону возникло в городе Новочеркасске в 1870 г. Однако до начала XX в. потребкооперация развивалась очень медленно. В 1911 г. в области функционировало 119 потребительских обществ. К началу 1913 г. в крае насчитывалось 288 потребительских обществ. По отдельным областям края насчитывалось: в Донской области - 148 потребительских обществ, на Кубани - 76, в Ставропольской губернии - 33, в Терской - 18 [10, 203].

Второй сильный толчок потребкооперация получила в 1916 г., когда потребитель, спасаясь от разбушевавшейся стихии, вызванной войной и спекуляцией, пошел в кооперативы. К концу 1916 г. их было уже в Донской области около 400, а в областях и губерниях региона примерно 213 [9, 4-5]. К 1918 г. число потребительских обществ увеличилось в 9 раз по сравнению с 1913 г., достигнув 2537 обществ, в том числе, в Донской области - 1393, на Кубани - 592, в Ставропольской губернии - 196 [7, 2-5].

Итоги развития потребкооперации к началу XX в. убеждают в том, что она была массовой организацией населения. Донская кооперация объединяла до 14145 человек, помогая им удовлетворить самые насущные потребности - в пище, одежде, товарах повседневного обихода.

Ключевым звеном в системе управления потребкооперацией, а вместе с тем и важным критерием зрелости самого движения были Союзы кооперативов. Следует отметить, что в России с самого начала возникновения кооперативного движения утвердился разрешительный порядок создания кооперативов. Разрешение на это давалось на самом высоком уровне. Для открытия потребительского общества, в частности, требовалось разрешение министра внутренних дел, а Союза кооперативов - Государственного совета. Только с 1897 г. право давать разрешение на открытие кооперативной деятельности, было предоставлено губернаторам.

Однако и после получения разрешения на организацию потребительских обществ проблема функционирования кооператива не снималась - во всех государственных установлениях сохранялось право министров, губернаторов закрывать кооперативы «при обнаружении в них чего-либо противного государственному порядку и общественной безопасности и нравственности». Надзор государства за потребкооперацией не преследовал цели ее экономического удушения, а носил в

основном политический характер, за пределами которого устанавливались относительно демократические нормы.

Следующей вехой развития потребкооперации стала разработка, видными теоретиками и организаторами кооперативного движения, такими как С. Н. Прокопович, М. И. Туган-Бара-новский, В. Ф. Тотомианц, А. Н. Анцыферов, В. И. Зельгейм и др., текста «Положения о кооперативных товариществах и их союзах». В ходе тщательного его обсуждения на пленарных заседаниях, данное «Положение ... » было одобрено и принято для внесения в правительственные органы Всероссийским кооперативным съездом, проходившим в Киеве в августе 1913 г. Однако только в 1916 г. закон удалось провести через Государственную Думу, но Сенатом он был отклонен и так не вступил в силу.

Принятие закона стало реальностью сразу же после победы Февральской революции. Впервые в истории России 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло предложенное кооператорами «Положение о кооперативных товариществах и их союзах», в котором устанавливался явочный порядок образования кооперативов и кооперативных союзов. Вслед за этим 21 июня 1917 г. - «Положение о регистрации товариществ, обществ и союзов», а 1 августа 1917 г. - принято «Положение о съездах представителей кооперативных учреждений». Таким образом, теоретикам кооперативного движения удалось выработать и закрепить в законодательных актах основные принципы функционирования кооперации. Необходимость союзной деятельности потребительских кооперативов вытекает из их природы - как организаций, основанных на самопомощи и взаимопомощи.

Первые попытки создания союзных объединений предпринимаются на рубеже XIX -XX вв. В 1898 г. возник первый кооперативный Союз - Московский союз потребительских обществ (МСПО), в будущем крупнейший центр кооперативного движения страны Центральный союз потребительской кооперации (Центросоюз). Наряду с МСПО возникают и другие крупные союзы потребкооперации. В 1909 г. возник Киевский Союз потребительских обществ, в 1910 г. -Кубанский Союз потребительских обществ и Кавказское кооперативное товарищество, в 1912 г. -Пермский Союз потребительских обществ и Товарищество потребительских обществ Юга России (ПОЮР) [5, 112].

В Донской области первый Союз оформился на учредительном совещании (14-15 сентября 1915 г.). В нем приняли участие наиболее крупные кредитные, ссудосберегательные и сельскохозяйственные общества региона. На совещании было принято решение о создании Доно-Кубано-Терского товарищества кооперативов (Докат) [1, д. 3, л. 1]. Согласно уставу Докат являлся союзом трех видов кооперации - кредитной, сельскохозяйственной и потребительской кооперации, и, охватывал своей деятельностью три области: Дон, Кубань, Терек. Главным направлением деятельности Доката было посредничество по закупкам продуктов потребления, необходимых в сельском хозяйстве, а так же закупки и сбыт сельскохозяйственной продукции.

В первый год своего существования Докат занимался закупкой и поставкой для армии сельскохозяйственной продукции, а также снабжением земледельцев сельскохозяйственным инвентарем. Однако уже в следующем, 1916 г., характер его операций изменился. К этому времени сбыт сельхозпродукции и снабжение инвентарем перешло в руки кредитных союзов, а растущий продовольственный кризис и бестоварье привели к быстрому росту потребительской кооперации.

Приток кредитных и сельскохозяйственных кооперативов в Докат становился все меньше, в то время как число потребительских обществ, их союзов увеличивалось. Только за период с августа 1917 г. по июнь 1918 г. в Товарищество вступило 173 потребительских обществ [1, д. 184, л. 80].

Быстрое изменение в характере торговых операций ставило перед Товариществом необходимость разрешения двух задач: принятие нового устава, дающего ему возможность развить свою деятельность как исключительное объединение потребительских обществ, а так же создание крупного кооперативного органа, объединяющего потребительские союзы края. Последний вопрос неоднократно ставился на различных совещаниях представителей потребительских объединений Юго-Восточного края [1, д. 1, л.л. 27, 28].

В результате долгих дебатов, 2-4 июля 1918 г. на общем собрании пайщиков Доно-Кубано-Терского товарищества кооперативов было принято решение о переименовании его в Рос-товский-на-Дону краевой союз потребительских обществ (причем, его телеграммное сокращение «Докат» оставалось прежнем) [8, 5]. По новому уставу Ростовский-на-Дону краевой союз потребительских обществ (Докат) являлся руководящим центром всей потребительской кооперации региона - Дон-Кубань-Терек, а так же Черноморской и Ставропольской губернии. Высшим органом краевого союза, по уставу, было Собрание уполномоченных, на которое выносились все вопросы, связанные с деятельностью Союза. Собрание избирало Совет и правление Доката [1, д. 10, л. 6].

Потребительская кооперация по своей внутренней структуре была самостоятельна и самоуправляема в определении своих задач, как общественная структура, построенная на принципе самодеятельности. Важнейший принцип потребительской кооперации - добровольность и общедоступность. Союз обращал внимание на укрепление местных потребительских обществ, на раз-

витие коллективного сознания среди его членов. Членами Союза могли стать потребительские общества и их союзы, которые обязывались подчиняться уставу Доката и платить паевой взнос. Стоимость каждого пая равнялась 300 руб. Каждый член был обязан вносить пай не менее, как на сумму равную 5 % от его паевого капитала, 1,2 % от его оборота за предыдущий год и по 2 руб. с каждого члена общества с тем, чтобы общая сумма была не менее одного пая [1, д. 54, л.л. 44, 45].

После реорганизации Докат продолжал уделять большое внимание своей торгово-заготовительной деятельности. В условиях борьбы с частным капиталом Докат стремился закупить товары, минуя перекупщика, из первых рук. Для этого были организованы специальные экспедиции, которые с помощью своих торговых агентов выясняли цены на товары на различных рынках, как Ростова, так и в других областях. Докат имел свои конторы и агентуру Союза в Москве и Киеве. Союз состоял членом Центросоюза и Советов Всероссийских и Юго-Восточных краевых кооперативных съездов, а так же являлся акционером Московского народного банка.

Таким образом, за относительно короткий срок, в условиях недостаточно развитой экономической инфраструктуры сложился эффективный механизм функционирования потребкооперации, способный обеспечивать выживаемость значительной части населения в условиях рыночной экономики. Поэтому, неслучайно при восстановлении Советской власти на Дону, большевики обратили внимание именно на этот вид кооперации, так как она была наиболее массовой и организованной ветвью кооперативного движения в Донской области.

Из-за продолжавшейся Гражданской войны район деятельности Союза постоянно менялся, периодически терялась связь с низовой сетью, приходилось постоянно менять тактику закупок и реализации товаров. Грабежи и разгромы лавок и складов обществ потребителей, расхищение товаров при транспортировке, реквизиция их войсками и, наконец, мобилизации на фронт наиболее опытных работников, сильно дезорганизовывали работу Союза. В этих условиях Докату неоднократно приходилось брать товары в аванс, а так же в кредит у отделов Торговли и Промышленности Управления Внутренних Дел.

Несмотря на бестоварье и дороговизну, потребительской кооперации все же удавалось набирать силы. О том, насколько этот вид кооперации справлялся с поставленной задачей, свидетельствуют цифры оборотов Доката. Если в первый год существования Доката, то есть 19151916 гг., сумма его оборотов составляла 1 млн. 950 тыс. руб., то за период с 1 июля 1917-1919 гг. он составлял 51 млн. 804 тыс. руб. [2, д. 184, л. 80°б].

Рост оборотов Доката и, в тоже время, обострение борьбы с частным капиталом, поставили перед Союзом в конце 1918 г. - начале 1919 г. вопрос о необходимости создания Докатом собственных предприятий. Им были приобретены: Гвоздильный завод и два завода АО «Мыловарь» и организованно собственное производство готового платья, шапок и фуражек.

При всей тяжести работы в условиях политической нестабильности и экономической разрухи, кооперативный Союз занимался широкой благотворительной деятельностью. Так, например, в 1919 г. Союз ассигновал 3 тыс. руб. Таганрогскому Народному Университету на развитие его деятельности по подготовке кооперативных работников; около 3 млн. руб. на оказание помощи больным и раненым войнам и др. [2, д. 262, л.л. 10, 11, 16].

С отступлением фронта с территории Донской области в январе 1920 г. начинается постепенное восстановление сельского хозяйства и промышленности. С 1917-1919 гг. были изданы ряд постановлений СНК, связанных с кооперацией. Так, в ходе переговоров большевиков с руководящими деятелями потребкооперации был выработан и на заседании СНК 9 и 10 апреля 1918 г. принят декрет «О потребительских кооперативных организациях» [4, 91-92]. Потребкооперация брала на себя выполнение государственных поручений по распределению предметов потребления среди всего населения. При этом кооперация сохранялась как самостоятельная организация с присущими ей внутренними принципами деятельности. В частности, сохранялись добровольность вступления в потребкооперацию, вступительные и паевые взносы и др.

Достигнутый в то время компромисс Советская власть рассматривала как переходной этап к «единому всенародному кооперативу», однако он не означал пересмотра выдвинутой концепции. Следует отметить, что в связи с военной обстановкой в Донской области данный декрет не получил должного распространения, а также это было связано с общим саботажем донских кооперативных организаций законодательных актов советского правительства.

Победа Советской власти на Юге и кульминационный этап «военного коммунизма» (1920 г. - март 1921 г.) положил начало большевистским экспериментам в области донской потребительской кооперации. Большевики, предпринимая попытку разрушить сложившиеся экономические отношения и навязать свои утопические идеи о «безрыночном социализме», начали с вытеснения из потребкооперации свойственных ей принципов и пытались подчинить ее централизованному контролю.

В условиях политики «военного коммунизма» потребкооперация была поставлена в зависимость от деятельности организаций, регулирующих хозяйственную жизнь страны. Так, при Донском продовольственном комитете (Донпродкоме) 3 февраля 1920 г. был образован коопера-

тивный отдел. Главное внимание этого комитета было направлено на реорганизацию потребительской кооперации, согласно декретам СНК от 20 марта 1919г. «О потребительских коммунах» и 27 января 1920 г. «Об объединении всех видов кооперативных организаций» [3, д. 426, л. 42]. Эти декреты не только конкретизировали новые задачи донской кооперации, но и подчинили ее принципам «военного коммунизма».

Суть данных декретов сводилась к следующему:

- создание в каждой местности единой, на основе слияния всех потребительских обществ, потребительской коммуны;

- включение в состав этой коммуны в обязательном порядке всего населения, проживающего на данной территории;

- отмена паевых и вступительных взносов;

- осуществление хозяйственной деятельности на средства из госбюджета или государственных органов, поручение которых коммуны выполняют;

- контроль со стороны Наркомпрода и его местных органов за деятельностью создаваемой системы, для чего в правление коммун, Губсоюзов и Центросоюзов вводятся представители госорганов с правом вето [3, д. 426, л.л. 46, 50].

Принятием декретов СНК и реорганизацией на их основе кооперативной системы регионов была сделана попытка перехода Советского руководства к осуществлению идеи «единого всенародного кооператива». Последствия предпринятой перестройки оказались для потребкооперации далеко не утешительными. Она утратила свою прежнюю функцию - добровольного кооперативного объединения и перешла в непосредственное подчинение Донпродкома, из торгово-закупочно-распределительных функций кооперации сохранялась лишь распределительная. Таким образом, потребительская кооперация была превращена в технический распределительный орган Наркомпрода, распределявшей среди населения своего района, через склады и лавки потребительских обществ продовольственные товары.

В соответствии с этими изменениями, 22 июня 1920 г. постановлением кооперативного отдела Донпродкома Ростовский-на-Дону краевой союз потребительных обществ был переименован в Донской Областной Союз потребительных обществ (Донобсоюз) [11, 13-14]. Потребкооперация приписала к единым потребительским обществам (ЕПО) большинство проживающего на территории населения. В результате реорганизации район деятельности Союза в 1920 г. был ограничен только Донской областью, население которой было приписано к 210 ЕПО. Товары в условиях проведения политики «военного коммунизма» распространялись путем разверстки (по проценту от соотношения между количеством населения данного района, его социальной принадлежностью к общему количеству товаров для распределения) [2, д. 170, л.л. 24, 25].

При слиянии в единое общество всех кооперативов одной местности большинство из них стали не способными осуществлять живую связь со своими членами. Хозяйственная работа До-нобсоюза с низовой сетью потребительских обществ проходила через отделения, которых у Союза в июле-октябре 1920 г. насчитывалось 11. Так, например, Морозовское отделение насчитывало 19 единых потребительских обществ и обслуживало в среднем 161929 человек [2, д. 3, л. 7]. ЕПО объединяло население сотен населенных пунктов, разбросанных на расстоянии в десятки километров друг от друга. Эта структура кооперативной сети полностью игнорировала экономическое тяготение сельских кооперативов.

Серьезной деформации в связи с проведенной перестройкой был подвергнут кооперативный аппарат. Распределяя по заданиям Донпродкома продукты и получая от него средства на операционные расходы, потребкооперация не заботилась о добывании собственных средств, о правильной с присущей ей коммерческой точки зрения ведения операции. Это привело к тому, что в аппарате процветали иждивенческие настроения, не развивались маневренность и гибкость, столь необходимые для выполнения хозяйственных функций.

Работа осложнялась так же и неурегулированностью взаимоотношений между местными властями и потребкооперацией. Так, Донисполком и его отделения не только игнорировали деятельность кооперации, но и разрушали кооперативный аппарат (реквизиции инвентаря и помещений), без осведомления правления Донобсоюза. В связи с этим потребкооперация полностью лишалась самодеятельности.

К весне 1921 г. политика огосударствления донской потребительской кооперации привела к тупику. Последствия осуществленной реорганизации не приблизили большевиков к идее установления «единого всенародного кооператива» и наносили огромный вред социально-экономическому развитию Донской области, выводя из строя одну из самых эффективных организаций, способную при правильной организации удовлетворить материальные потребности значительной части населения.

Несмотря на все это, потенциал кооперации был весьма высок. Она имела опыт посреднических операций между производителем и потребителем, опыт в торговле. Потребкооперации

удалось сохранить, пусть и с потерями, свою структуру, аппарат, был накоплен опыт работы в рамках централизованной государственной экономики.

«Завоевание» потребкооперации, достигнутое в годы «военного коммунизма», казалось, позволяло Советскому руководству рассчитывать на нее при перемене экономической политики в период отказа от принципов «военного коммунизма». Не желая, слишком далеко отступать от «командных высот», осуществив переход к НЭПу, оно надеялось «более или менее социалистически обменять в целом государстве продукты промышленности на продукты земледелия и этим товарообменом» [6, 370-371] избежать возрождения частной торговли, отождествляемой с капитализмом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГАРО. Ф. 61. Оп. 1.

2. ГАРО. Ф. Р-580. Оп. 1.

3. ГАРО. Ф. Р-1891. Оп. 1.

4. Декреты Советской власти. - М., 1959. - Т. 2.

5. Кистанов, А. Я. Потребительская кооперация в СССР / А. Я. Кистанов. - М., 1951.

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986): в 15 т. - М.: Политиздат, 1983. - Т. 1.

7. Оборин, И. Потребительская кооперация на Юго-Востоке России / И. Оборин. - Ростов н/Д., 1924.

8. Отчет о деятельности Ростовского-на-Дону краевого союза потребительных обществ за 1919 г. - Ростов н/Д., 1920.

9. Ростовский-на-Дону краевой союз потребительных обществ (Докат). - Ростов н/Д., 1919.

10. Егоров, В. И. Ростовская область за 40 лет / В. И. Егоров. - Ростов н/Д., 1957.

11. Союзы Донской области за 1920 г. - Ростов н/Д., 1921.

УДК 930 ББК 60.542.5

Н. В. Селюнина

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА РОССИИ В 1941-1943 гг.

Аннотация. В статье Н. В. Селюниной «Политические организации морского и речного флота России в 1941-1943 гг.» на основе широкого круга архивных источников анализируется деятельность политических органов по обеспечению эффективной работы морских и речных па-роходств России, выполняющих задания фронта и тыла.

Ключевые слова: Политуправления, политотделы, помполиты, морские и речные пароходства, суда, контроль, экипажи, оргсовещания.

N. V. Selunina

POLITICAL ORGANIZATIONS OF MARINE AND WATER TRANSPORT IN RUSSIA IN 1941-1943

Abstract. In Seluninais article the activity of political bodies to ensure effective operation of sea and river steam-navigation of Russia that performed front and rear tasks is analyzed based on a wide range of archival sources.

Key words: Government system, political administration, political departments, politician assistances, sea and river steam-navigation, ships, control, naval depot, competitions.

В системе руководства водным транспортом в первый период войны действовали чрезвычайные политические структуры - политические управления, созданные в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г., а решением ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1934 г. в крупных пароходствах были образованы политотделы 1.

Политические управления обладали статусом отделов ЦК ВКП(б), а политотделы имели права райкомов партии. Начальники политуправлений являлись заместителями наркомов, а руководители политотделов - заместителями начальников пароходств. Аппараты политотделов насчитывали в среднем от шести до десяти освобожденных партийных работников.

1 См: Селюнина Н.В. Профсоюзы водного транспорта России в период Великой Отечественной войны. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ЮФУ, 2007. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.