Научная статья на тему 'ДОНБАСС В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ: УРОКИ ПОСТНОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ'

ДОНБАСС В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ: УРОКИ ПОСТНОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / патриотизм / идеология / национальная идея / государственная идея / ДНР / национальная безопасность
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Колесникова Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОНБАСС В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ: УРОКИ ПОСТНОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ»

Колесникова Г.И}

д.филос.н., профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор Кафедры философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли galina_ivanovna@kolesnikova.red www.kolesnikova.red

ДОНБАСС В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ:

УРОКИ ПОСТНОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, идеология, национальная идея, государственная идея, ДНР, национальная безопасность.

Существует много концепций по поводу того, что же является основой государственности, каждая из которых, по сути, отражает специфику воззрений автора: экономика, культура, политика, вооружение и проч. Однако что бы люди ни делали, они делают это во имя чего-то. На индивидуальном уровне это называют мотивацией. На государственном - идеологией. Цель идеологии: воспитание патриотизма - любви и верности своему Отечеству. Общетеоретические и практические вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи всегда были в центре образовательной политики, поскольку формирование гражданина своего Отечества, по большому счёту, есть одна из составляющих национальной безопасности, а потому является делом государственным. Однако применительно к Донецкой Народной Республике здесь всё весьма своеобразно. Это своеобразие определяется, прежде всего, тем, что, несмотря на историческую молодость ДНР (всего/или «уже» 8 лет), на данный момент, в её истории можно выделить три периода: 1 - с 7 апреля 2014 года (дата провозглашения Донецкой Народной Республики) до 23 февраля 2022 года; 2 - с 24 февраля 2022 года (дата начала Специальной военной операции по защите людей, которые 8 лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима) до ее окончания; 3 - начнется после завершения Специальной военной операции, объявленной Российской Федерацией и направленной на защиту граждан ДНР и РФ, проживающих на территории ДНР.

Патриотизм, особенно в многонациональном государстве, взращивается на благодатной почве общей менталь-ности, но не только на ней. Есть ещё такое забытое качество как порядочность. Подобно тому, как в античном мире человек разумный это, в том числе, человек эстетический, способный воспринимать прекрасное во всех его проявлениях, так в современном мире, человек-патриот есть, прежде всего, человек порядочный. А что такое «порядочный человек»? Элементарный лексико-семантический разбор приводит к следующему: «человек порядка». То есть, человек, соблюдающий порядок предустановленный. То есть, следующий в своём поведении нравственным универсалиям встречающихся/«кочующих» из одной религиозно-философской системы в другую и выступающих их общим основанием со времён Древнего Мира: не убий, не укради, почитай отца и мать свою и т.д. Эти универсалии чисты, возвышенны и всеобщи. Пока люди непорядочные не начинают их извращать в угоду своим страстям и низменным желаниям, и чувствам - гордыни, зависти, стремления к превосходству, алчности. Здесь можно провести параллель с одним теософским разъяснениям существования Зла в Мире: Бог создал мир прекрасным и совершенным, но люди, не следуя Заповедям, творят зло. Это зло может быть изначально малозаметным. Но всё начинается с малого. Например, порядочный человек не будет дурно отзываться о своих родителях (что бы он ни чувствовал по отношению к ним) -это малое. Порядочный человек не будет дурно отзываться о своём государстве, особенно в минуты опасности, оставаясь всей душой на его стороне и, по мере сил, стараться приносить ему благо - это большое. И как тут не вспомнить известное со школы: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»: поведение и мотивация/чувство -два берега, связанные мостом (гражданственность), покоящегося на двух опорах - порядочности и патриотизме.

И тут снова возникает известный русский вопрос, о котором уже упоминалось вскользь: Что делать? Что делать, если ты не согласен с тем, что происходит в твоей стране, твоём государстве? Ответ прост как любая истина: работать на его благо. (Те, кто говорят, что истина сложна - лукавят. О сложностях говорят, когда не хотят о чём-то сказать или понять). Если ты считаешь, что плохо образование - стань Учителем. Плохо, с твоей точки зрения, здравоохранение - стань Врачом, исполняющим клятву Гиппократа. После начала военной операции многие и уехали, предав свою родину в трудный час, прикрываясь псевдо-«пацифистскими» лозунгами. Именно прикрываясь, потому что мотивы, скрывающиеся за ними - мотивы низменные. И это легко доказуемо. Достаточно вспомнить, что 8 лет, в течение которых Украина обстреливала ДНР и ЛНР, они молчали. Разрушались дома, гибли люди, но они молчали. Точно так же, как молчали люди на Украине, когда слышали, чему учат их детей в националистских школах: «Россия

1 Профессиональные интересы: проблемы сознания и воздействия на него. Автор философской концепции социального механизма манипуляции сознанием личности; основоположник междисциплинарного научного направления - любвиологии; концепции позитивного одиночества; автор интегративной формулы счастья.

напала на Германию»; «Бандера - герой» и прочие лживые перлы. И эти же псевдо-«пацифисты» доходят до того, что сравнивают битву за Мариуполь со Сталинградской битвой. Но фашисты не открывали гуманитарные коридоры, чтобы мирные жители могли покинуть город перед наступлением войск и российские солдаты, в отличие от войск СБУ, не выставляют впереди себя мирных жителей, используя их как щит. А на распределительных пунктах в ДНР, куда стекаются беженцы из Украины, их спрашивают, куда их отправить дальше: на Украину, в страны Евросоюза или в Россию, подавляющее большинство выбирают именно Россию ... Моему знакомому в Донецке позвонил родственник, проживающий на территории Украины и рассказал, что квартировавшие у него в доме солдаты СБУ, проникшись к нему добрыми чувствами, посоветовали: «Уезжай. Когда мы начнём отступать, то взорвём и уничтожим всех». И мой знакомый, потрясённый проговорил: «А я сомневался, думал, что подобные сообщения, встречающиеся в российской прессе, просто пропаганда, а это правда!» ... Ещё зарисовка: в разговоре с негативно отзывающимся о беженцах из Украины человеком, я сказала: «Но они же не виноваты». Он с жаром отозвался: «Виноваты. Они же видели, чему учат детей, о чём говорят по телевизору, какие посты размещают в инете и молчали». Ещё пример. Вокзал в Таганроге. Беженка из Украины спрашивает у местной жительницы: «А когда у нас паспорта будут забирать?» «Зачем?!» -недоумённо спрашивает та. «Ну как же! Ведь нас в концлагерь будут отправлять» ... Ещё одна зарисовка. Мои знакомые уехали из Донецка в 2014, и они мне рассказали следующее. Бывший сокурсник супруга, который сейчас живёт в Украине, звонил ему в 2014, когда их начали бомбить. Позвонил и он ему в 2022, чтобы поддержать, а, заодно, поздравить с Днём рождения. Поговорили. И когда уже попрощались, бывший сокурсник, с которым они жили в одной комнате, забыл отключить телефон, и муж моей знакомой услышал, как тот говорит, обращаясь к своей компании: «Когда мы их бомбили в 14-м я ему звонил, а теперь он мне...». Акцентируем внимание: «Мы их бомбили» ...

Выше приведённые примеры показывают, как на бытовом уровне работают технологии по управлению сознанием масс. Умело расставленные акценты при помощи манипуляционных технологий и жонглирования фактами истории и исторической действительностью1, по сути, и создают ситуации благоприятные для тех, которые называют революционными поворотами в истории, преддверием к которым всегда становится преднамеренно сформированный или созданный стечением обстоятельств раскол в общественном сознании2. В приведённых выше историях отражена квинтэссенция всей трагедии сгенерированного и культивированного на Украине на протяжении всего времени, после распада РСФСР, раскола сознания: украинцы - РФ и, позднее, ЛДНР. И уже следствие этого раскол сознания: ЛДНР -Украина; население РФ смешивает на уроне обыденного сознания Украину и ЛДНР. И вот ещё проблема: а что делать с беженцами с «превращённым»3 воинствующим сознанием с Украины, которых Россия приняла в свои объятья? В Армении уже среагировали на их митинги и демонстрацию символики, исходя из простой народной мудрости «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», объявив их под запретом как проявление неуважения к гражданам принявшего их государства.

Но есть и другая сторона медали. Известный факт в истории: победоносные войны Александра Македонского обусловлены не только его гением военачальника, но и гением политика. А именно: продуманной идеологической стратегией, один из главных козырей в которой - сохранение веры, святынь и языка, народов, вошедших в состав его Империи. По поводу многоязычия - в Древнем Мире это естественное состояние. Но и в современности много примеров наличия в стране 2-3 официальных языков (например, в Финляндии 2 - финский и шведский; в Швейцарии 4 -немецкий, французский, итальянский, ретороманский - национальные языки на федеральном уровне). Теперь возникает вопрос: насколько малограмотна и недальновидна политическая элита на Украине, если пренебрегла тем фактом, что и в Крыму, и на Донбассе преобладающее большинство - русскоговорящее население. Да, это регионы, а не страны, но и Украина не Империя, и опыт большого вполне может быть применён к малому. И признание русского языка вторым официальным языком - вполне логичный шаг, учитывая, что оба языка принадлежат к одной языковой группе -восточнославянской, входящей в состав славянской ветви индоевропейской языковой семьи, не просто свело на нет, а сделало бы в принципе невозможным ни референдум в Крыму с его последующим присоединением к РФ, ни взрыв негодования на Донбассе и образование ДНР 7 апреля 2014 года и дальнейшие кровавые восемь лет истории ДНР. В Крыму был бескровный сценарий, а в Донбассе им понадобилась кровь. Теперь посмотрим на явно прослеживающиеся параллели между Чеченской войной и Донбасской спецоперацией. Российские войска с ходу заняли Грозный, но получили приказ отступить, и далее были тяжёлые бои с большими потерями, прежде чем Грозный снова был взят. В начале спецоперации на Украине была возможность занять Киев и, как писал/говорил отец русской революции Ульянов/Ленин, задушить гидру в её логове. Но, опять-таки - нет. И снова затяжные бои местного значения (те, кто умеют читать военные сводки, понимают, что это значит). И, как следствие из выше перечисленного, возникает ещё один вопрос. Нет, не извечно русский - «Кто виноват», - но предельно важный: Кому ЭТО выгодно? Ответ на этот вопрос позволит прийти к истинному источнику проблем. Однако есть и другой, важный вопрос, от решения которого, вероятно, зависит будущее всего мира - как прекратить войны и насилие в принципе. Герой рассказа Родиона Заугольного «5110» Корнелийс Флитт ищет способ найти средство победы над насилием. И он его находит: знание, сопереживание, сострадание. Но знанием надо уметь пользоваться. То есть, надо обладать критическим и рефлексивным мышле-

1 Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. - М.: Наука, 1997. - 567 с.

2 Колесникова Г.И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности: научная монография. - М.: Директ-Медиа, 2014. -272 с.

3 Колесникова Г.И. Национальная и государственная идеи // Видеонаука: сетевой журн. 2017. - № 2 (6), ч. 2. Специальный выпуск «Гуманитарные и экономические науки». - https://videonauka.ru/stati/37-spetsialnyj-vypusk/122-natsionalnaya-i-gosudarst vennaya-idei

нием. В то же время сострадание и сопереживание не берутся из ниоткуда. Они воспитываются. Но эти качества должны базироваться на адекватной самооценке, мужестве для того, чтобы иметь возможность отстаивать свои идеалы и сохранять им верность1. Здесь уместно вспомнить о важности наличия и правильной формулировки государственной и национальной идеи. Эта тема, бушевавшая в научном сообществе в 2014-2017 годах, вновь приобрела особую остроту. В частности, на прошедших в Ялте 28 апреля 2022 года философских чтениях не один оратор поднимал эту тему. Мы думаем, что «понятие «национально-государственная идея»2 соединяя в себе единство веры/идеологии/народа и одновременно отвечая на вопрос «В чём состоит цель государства?» способно стать базовым стратегическим ориентиром на всех уровнях внешней и внутренней политики российского государства. Исходя из того, что основной ресурс государства - человеческий ресурс, а народ состоит из конкретных отдельных людей, в центре национальной идеи должно быть благо человека. Соответственно, национально-государственная идея, по нашему мнению, должна быть сформулирована следующим образом: сохранение и совершенствование населения. Включая в себя и идеологический (высшая цель и предназначение власти) и практический (направление реализации властных полномочий) аспекты, национально-государственная идея в данной формулировке становится способной выполнять роль критерия при принятии решений на всех уровнях государственной власти и, соответственно, должна быть закреплена в Конституции РФ и Концепции национальной безопасности. Реализация данной идеи должна начаться с восстановления системы бесплатного образования, здравоохранения и культуры, поскольку страна, народ которой не образован, нездорово и некультурен не имеет будущего. Только последовательная и тотальная реализация на всех уровнях данной национальной идеи, в центре которой благо каждого отдельного человека, поскольку нация состоит из отдельных людей, а человеческий ресурс - главный ресурс государства, позволит создать достойное настоящее и великое будущее для нашей страны» .

Выводы

1. Общетеоретические и практические вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи должны находиться в центре образовательной политики, поскольку формирование гражданина своего Отечества является одной из составляющих национальной безопасности.

2. На данный момент, в истории ДНР можно выделить три периода: 1 - с 7 апреля 2014 года (дата провозглашения Донецкой Народной Республики) до 23 февраля 2022 года; 2 - с 24 февраля 2022 года (дата начала специальной военной операции по защите людей, которые 8 лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима) до ее окончания; 3 - начнется после завершения специальной военной операции объявленной Российской Федерацией и направленной на защиту граждан ДНР и РФ, проживающих на территории ДНР.

3. Основой воспитания патриотизма является общая ментальность. Кроме того, патриотизм тесно связан с таким качеством, как порядочность: порядочный человек - это человек, соблюдающий порядок предустановленный, то есть, следующий в своём поведении нравственным универсалиям. Человек порядочный и патриот должен обладать такими качествами, как адекватная самооценка, мужество, знание, сопереживание, сострадание.

4. Умело расставленные акценты при помощи манипуляционных технологий и жонглирования фактами истории и исторической действительности создают ситуации бифуркации, благоприятные для революционных поворотов в истории, преддверием к которым всегда становится преднамеренно сформированный, или созданный стечением обстоятельств, раскол в общественном сознании.

5. Концепция национальной безопасности должна формироваться на основе национально-государственной идеи, являющейся стратегическим ориентиром на всех уровнях внешней и внутренней политики государства. Исходя из того, что основной ресурс государства - человеческий ресурс, а народ состоит из отдельных людей, в центре национально-государственной идеи должно быть благо человека. Исходя из этого, оптимальной формулировкой национально-государственной идеей является «сохранение и совершенствование населения». В данной формулировке сознательно не применено понятие «нация», чтобы уйти от неутихающих споров в современной отечественной науке и публицистике по поводу формулировок «русские» и «российские» и сконцентрировать внимание на главном - значимости определения национально-государственной идеи. Не имеющее политических, национальных, религиозных нагрузок понятие «население» акцентирует внимание на судьбе каждого отдельного человека, проживающего на территории государства, акцентируя внимание на главном - благе человека.

1 Мерзлякова И. Л. Дискретность исторического сознания в контексте социокультурных констант: монография. - М.: АНО ЦКМИ, Архонт, 2022. - 250 с.

2 Колесникова Г.И. Национальная и государственная идеи: концептуализация и обобщение» // Сборник тезисов Международной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий» 6-7 июня 2017 г. - Донецк, 2017. - С. 68-69.

3 Колесникова Г.И. Национальная и государственная идеи // Видеонаука: сетевой журн. 2017. - № 2 (6), ч. 2. Специальный выпуск «Гуманитарные и экономические науки». - https://videonauka.ru/stati/37-spetsialnyj-vypusk/122-natsionalnaya-i-gosudarstven naya-idei

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.