Научная статья на тему 'ПРОГРЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ'

ПРОГРЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОГРЕСС / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / РАЗВИТИЕ / РОДИТЕЛИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД / СТРАНА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Г.И.

В данной статье в контексте основных положений, сформулированных в русле русской философской мысли о воспитании и образовании, даётся анализ одних из самых неоднозначных достижений прогресса для будущего человечества: развития искусственного интеллекта и внедрения дистанционного образования. Представлена схема, содержащая векторы поиска ответа на вопросы, вынесенные в названии статьи. Сделан вывод: что решение проблем, связанных с развитием искусственного интеллекта во многом зависит от парадигмы и содержательного наполнения понятий "мышление" и "сознание". Указывается на важность формирования научным сообществом единой концептуальной системы, поскольку решение многих вопросов требует междисциплинарного подхода. Акцентируется внимание на необходимости строгих функциональных ограничений ИИ, а также использования дистанционного образования как средства, но не панацеи, поскольку единственной целью прогресса должно быть освобождение времени человеческой жизни от бремени повседневной жизни и рутинной работы для созерцания возвышенного и достижения совершенства, поскольку чем более развит человек, тем больше блага и пользы он принесет обществу. Обосновывается важность сочетания процесса внедрения ИИ в сфере социальных услуг с внедрением ББД (безусловного базового дохода), плюс сохранение развивающейся парадигмы в образовании в системе "воспитатель/учитель - ученик". Делается вывод, что в совокупности эти меры позволят сохранить человеческое в человеке, способствуя инициированию творческого процесса и, как следствие, актуализации социального капитала в глазах молодежи как инструмента саморазвития и самосовершенствования, обеспечивая тем самым процветание и великое будущее страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: PROBLEMS AND PROSPECTS IN THE CONTENT OF RUSSIAN PHILOSOPHY

In this article, in the context of the main provisions of Russian philosophical thought about education and upbringing, an analysis of one of the important trends for the future of mankind is given: the development of artificial intelligence and the introduction of distance education. The scheme containing vectors of search of the answer to the questions put in the title of the article is presented. The conclusion is made: regarding the development of artificial intelligence, the decision largely depends on the paradigm and the content of the concepts of "thinking" and "consciousness". The importance of the formation of a unified conceptual system by the scientific community is pointed out, since the solution of many issues requires an interdisciplinary approach. Attention is focused on the need for strict functional limitations of AI, as well as the use of distance education as a means, but not a panacea, since the only goal of progress should be to free the time of human life from the burden of everyday life and routine work for contemplating the sublime and achieving perfection, since the more developed a person is, the more good and benefit he will bring to society. The importance of combining the process of implementing AI in the sphere of social services with the introduction of DBD (unconditional basic income), plus the preservation of the developing paradigm in education in the system "educator/teacher - student" is substantiated. It is concluded that, taken together, these measures will preserve the human in a person, contributing to the initiation of the creative process and, as a result, the actualization of social capital in the eyes of young people as a tool for self-development and self-improvement, thereby ensuring prosperity and a great future for the country.

Текст научной работы на тему «ПРОГРЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

VIII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В МИРОВОМ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Колесникова Г.И. доктор философских наук, профессор, филолог, психолог, член-корр РАЕ, профессор кафедры философии ДНУЭиТ,

гор. Донецк, ДНР galina_ivanovna@kolesnikova.red

ПРОГРЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация: в данной статье в контексте основных положений, сформулированных в русле русской философской мысли о воспитании и образовании, даётся анализ одних из самых неоднозначных достижений прогресса для будущего человечества: развития искусственного интеллекта и внедрения дистанционного образования. Представлена схема, содержащая векторы поиска ответа на вопросы, вынесенные в названии статьи. Сделан вывод: что решение проблем, связанных с развитием искусственного интеллекта во многом зависит от парадигмы и содержательного наполнения понятий "мышление" и "сознание". Указывается на важность формирования научным сообществом единой концептуальной системы, поскольку решение многих вопросов требует междисциплинарного подхода. Акцентируется внимание на необходимости строгих функциональных ограничений ИИ, а также использования дистанционного образования как средства, но не панацеи, поскольку единственной целью прогресса должно быть освобождение времени человеческой жизни от бремени повседневной жизни и рутинной работы для созерцания возвышенного и достижения совершенства, поскольку чем более развит человек, тем больше блага и пользы он принесет обществу. Обосновывается важность сочетания процесса внедрения ИИ в сфере социальных услуг с внедрением ББД (безусловного базового дохода), плюс сохранение развивающейся парадигмы в образовании в системе "воспитатель/учитель - ученик". Делается вывод, что в совокупности эти меры позволят сохранить человеческое в человеке, способствуя инициированию творческого процесса и, как следствие, актуализации социального капитала в глазах молодежи как инструмента саморазвития и самосовершенствования, обеспечивая тем самым процветание и великое будущее страны.

Ключевые слова: искусственный интеллект, прогресс, личность, образование, дистанционное образование, школа, развитие, родители, семья, семейное воспитание, безусловный базовый доход, страна, государство

«Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Одна только доза делает вещество ядом или лекарством».

Парацельс

Вопросы образования и прогресса в контексте исторического развития всегда стояли во главе угла в размышлениях о судьбах России и мира в отечественной философской мысли. И это вполне естественно, поскольку именно человек есть и «мера всех вещей» и «альфа и омега» мира. Особенно бурно, с конца ХУШ ст. и вплоть до осени 1917 г., обсуждались проблемы воспитания, образования и формирования, через воспитание, нового типа человека «не

производя ни политической, ни тем более социальной революции»1. При этом, изначально оформившиеся в трудах В.Н. Татищева и И.И. Бецкого, две тенденции к решению данной проблемы - «снискаяние наук и веротерпимость (В.Н. Татищев) и создание человека, а не простая подготовка его к какой-либо профессиональной деятельности (И.И. Бецкий)2 - нашли своё развитие и творческое продолжение в последующих размышлениях над данными вопросами у иных мыслителей. Во многом этому способствовало мнение, распространённое у большинства русских философов о том, что педагогика есть благодатнейшее поле для воплощения и практической реализации философских идей3. Однако, видя единую цель и сходясь в ней, акцент они ставили на разном. Так, А.С. Хомяков, чётко указывает на приоритетность семейного и общественного воспитания, поскольку именно они оказывают решающее воздействие при формировании личности будущего гражданина. Н.М. Карамзин видел решение задачи «образования души» человека через приобщение к словесности и истории России, поскольку познание первого развивает душу, второго - через приобщение к словной судьбе предков, внушает нравственный долг перед ними в виде «святой животворящей преемственности».А.М. Бухарев, он же архимандрит Фёдор, и А.Ф. Афтонасьев видели главным в воспитании человека привитие ему религиозной веры, как способности переживания подлинно прекрасного: «В любви к прекрасному, вооруженной непобедимым любопытством, — писал А.Ф. Афтонасьев, — состоит тайна откровения, познание воли, могущества, единства Бога и назначения человека»4.

Особо выделяется подход к воспитанию Н.И. Новикова, который видел главную цель в воспитании детей счастливыми, поскольку только счастливый человек, по мнению учёного, может стать полезным гражданином; более того, человек достоин счастья и первейшая обязанность государства сделать его таковым, выполнив тем самым свои обязательства перед ним, чтобы впоследствии он смог достойно выполнять свои обязанности перед государством.

Вопрос веры как нравственной свободе и «внутренне принимаемом подвижении к духовному подвигу» на благо Отечества одним из первых поднял в своих размышлениях о воспитании В.А. Жуковский, а А.П. Куницын, вслед за А.А. Прокоповичем-Антонским, пропагандировал важность национального подхода к воспитанию, в то время как Н.И. Лобачевский главное видел в неформализуемости педагогического действия в теории воспитания. И логичным продолжением этих идей видится концепция Н.И. Пирогова о соотнесении целей воспитания и образования с развитием всего человечества сквозь призму высшей цели пребывания человека на Земле который, однако, при указании на высшие идеалы и предназначение жизни человеческой, сформулировал и одну из глубинных проблем воспитательного процесса: несогласовнность основ воспитания с направлением, по «которому следует общество»5.

То есть, если мыслители XVIII сформулировали понимание особого православно-верующего типа мышления как нравственно-действенную форму постижения Бога человеком, то мыслители XIX (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Н.И. Пирогов, И.М. Ястребцов и другие)

1 Берков П.Н. Насущные вопросы изучения общественной позиции Н.И. Новикова// Проблемы исторического развития литератур. - Л.: Художественная лит-ра, 1981. - 496 с.

2 ЗамалеевА.Ф. «Новая порода людей», или философия воспитания эпохи русского просвещения// Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-porada-lyudey-ili-fflosofiya-vospitaniya-epohi-russkogo-prosvescheniya (дата обращения: 9.11.2021).

3 Наумов Н.Д. Философские основания педагогических теорий в России ХХ в./ атореф. на соискание степени д.филос.н. - Екатеринбург, 2004.

4 Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

5 Гагаев А.А, Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII—XX вв.: культурно-исторический аспект. - 2-е изд. , 2008. - 312 с.

определили условия его реальности, его проявления, как согласия человека с самом собой, через веру соединившего себя в единое (соборное) целое. Последовательное продолжение и развитие выше указанных идей происходит и в трудах учёных-философов и во второй половине XIX — начала XX ст.: философия народной школы (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров); философия доминирования в школе основам науки и абсолютным ценностям (В.Я. Стоюнин, В.П. Недачин, В.О. Ключевский, Д.И. Писарев); русская школа и этносы России (Н.И. Ильминский), «примирение веры со знанием» (Н.Ф. Федоров) и воспитание «самоусовершенствующейся по идеалу» личности (П.Ф. Каптерев)1; философия воспитания в смирении перед «общими законами» вселенной (Д.И. Менделеев), по мысли которого образованность в России должна формировать волю и силу к жизни, поддерживая и укрепляя их и направляя на жизнь в согласии с Землей, то есть эффективно пользоваться ресурсами, но сохраняя экологическое, нравственное, равновесие в мире; обретения индивидом «полножизненного бытия в культуре» (В.В. Розанов); философия чистого созерцания И.А. Ильина; философский синтез физиологии, психологии, педагогики, культурологии в представлениях о воспитании и образовании в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского.

Идея, объединяющая все эти воззрения данного периода, есть идея о человеке, ищущем Себя и обретающего Себя на пути постижения Бога, и открывающего себя истинного.Именно это в контексте конкретно-исторических условий необходимо, по мнению мыслителей, определять все компоненты воспитания и образования от методов и стиля воспитателей и учителей до взаимодействия в триаде школа - общество - государство, основанное на априорных ценностях и живой связи с прошлым, настоящим и будущим, где движущим началом учебного процесса на любом уровне выступает личность.

В советский период, который многие авторы склонны рассматривать как логичное продолжение, как следующий этап развития русской философской мысли, учёные не только продолжили рассмотрение данных идей, но творчески их развили. Достаточно вспомнить результаты исследований В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского2 оформившиеся в стройную концепцию о поисковой активности и её соотнесённости с творческим потенциалом и нравственностью, а также научные изыскания в Институте Человека РАН под руководством профессора И.Т.Фролова в котором на основе философских и методологических достижениях русской философской мысли, проводились, в том числе, комплексные исследования человека, перспективы его развития и будущее человечества. Одним из результатов работы этого института стало создание комплексной программы по формированию и развитию гармоничного человека, сочетающего в себе интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое совершенство, включавшую в себя последовательное руководство начиная от дошкольного возраста и до достижения периода зрелости. То есть, фактически, все основные положения русской философской мысли были применены: вера в светлое будущее человечества и созидательный-труд-служение без которого невозможно достижение этого будущего (В.Н. Татищев, Н.И. Пирогов, И.М. Ястребцов, Н.Ф. Федоров, Д.И. Менделеев, В.А.Жуковский); ориентирование на развитие личности (П.Ф. Каптерев) через раскрытие его творческого потенциала; понимание важности, прежде всего, сформировать и развить личность (Н.И. Новиков), а не подготовить её к профессиональной деятельности (И.И. Бецкий, В.В. Розанов,

1 Как не вспомнить в связи с этим концепцию А. Маслоу о самоактуализирующейсяличности и идеи Древнего мира чётко сформулированные Платоном о том, что смысл человеческой жизни в достижении совершенства и пребывания в нём.

2 Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация// Москва, изд. Наука, 1984. URL: https://vprosvet.ru/biblioteka/poiskovaya-aktivnost-i-adaptatsiya/ (дата обращения: (дата обращения: 10.11.2021).

И.А. Ильин).

К сожалению, начиная с 2004 года данный институт прекратил своё существование, превратившись в 2004 году в Отдела комплексных проблем изучения человека, биоэтики и гуманитарной экспертизы в составе ИФ РАН1. Тем не менее и в период постсоветской России личность признаётся,в научных и преподавательских кругах, в качестве главного элемента общества, основы будущего страны. Но для того, чтобы личность могла приносить пользу обществу, и об том, как указано выше, писали русские и советские философы,должен осуществлятьсясистемный подход, направленный на создание благоприятных условий для развития, учитывающий психосоциальные и психофизические особенности личности на всех возрастных этапах её формирования и включающий все уровни: интеллектуальный, эстетический, этический, физический (и, в идеале, в стабильной социально-экономической ситуации, поскольку любая нестабильность, лишая возможности прогнозировать будущее, приводит к формированию неврозов и девиантных форм поведения). Только при таких условиях возможно воспитание человека как самодостаточной и саморазвивающейся системы, способной к адекватному взаимодействию в реалиях современности2.

Однако в современном мире стремительно развивающиеся технологии порождают новые вопросы и новые проблемы, которые, не менее важны, чем те, которые были сформулированы ранее, но так и не нашли однозначного ответа. Одной из насущных тем, наиболее активно рассматриваемой на всех уровнях (наука, искусство, СМИ) является тема искусственного интеллекта и его внедрения в образовательную систему.

При этом, когда в современном научном пространстве и СМИ, говорят об искусственном интеллекте (ИИ) имеют ввиду нейронные сети (упрощённая модель аналогичная биологической) или искусственные нейронные сети (ИНС). В настоящее время ИНС имеют широкий спектр применения (распознавание, предсказание, классификации), поскольку их можно обучить всем процессам выполняемым человеком. Существует достаточно много алгоритмов обучения ИНС. В настоящее время используют несколько их вариантов: сопряженных градиентов; обратное распространение; Квази-Ньютоновский; псевдо-обратный; обучение Кохонена; Левенберга-Маркара; векторный квантователь; метод К-ближайших соседей (KNN) установка явных отклонений3. Одним из наиболее интересных из них можно считать генетический алгоритм (GeneticAlgorithm) основанный на скрещивании результатов и представляющий, по сути, упрощённую интерпретацию природного алгоритма4. Однако на фоне бравурных заявлений в СМИ об успехах ИИ весьма неоднозначно выглядит противоречивое заявление Экс-главы Alphabet5, который, с одной стороны, «успокоил», что в ближайшее десятилетие не стоит беспокоиться о восстании машин, а, с другой, высказал мнение, что ИИ нельзя использовать в важных ситуациях, поскольку «во всех современных

1 «Институт человека появился в Московском университете в 2008 г. Не являясь самостоятельным структурным подразделением, Институт человека неформально объединяет ученых университета, работающих в его многочисленных учебно-научных и научно-исследовательских подразделениях. Научный совет Института человека координирует выполнение междисциплинарных исследований, связанных с изучением человека в МГУ». Из стенограммы первого заседания Научного совета Института человека МГУ 17 декабря 2008 г. URL: https://www.msu.ru/projects/hri/(дата обращения: 10.11.2021).

2 Самыгин С.И., Верещагина А.В., Колесникова Г.И. Социальная безопасность. - М.-Ростов-н/Д, 2012.

3 Методы обучения нейронной сети. URL: https://vc.ru7p/neural-networks (дата обращения: 16.03.2018).

4 Шумков Е.А., Чистик И.К. использование генетических алгоритмов для обучения нейронных сетей. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-geneticheskih-algoritmov-dlya-obucheniya-neyronnyh-setey (дата обращения 11.03.2018).

5 Экс-глава Alphabet предложил в ближайшее десятилетие не беспокоиться о восстании машин. URL: https://republic.ru/posts/89842 (дата обращения 16.03.2018).

технологиях есть серьезные ошибки».

Специфичность сложившейся ситуации, особенно в науке, придаёт нерешённость вопросов о сущности и природе человеческого сознания, статусе человеческого интеллекта, а также отсутствие достоверной диагностической базы позволяющей объективно утверждать обретение ИИ сознания (тест Тьюрингаи гипотеза (любая система, работающая с символами, является интеллектуальной) Ньюэлла-Саймона при ближайшем рассмотрении не могут быть таковыми признаны). Точка бифуркации находится в понимании сознания: сознание как способность работы с информацией (обработка, хранение, извлечение) или сознание как стремление к самосовершенствованию в соответствии с высшими идеалами. Профессор электротехники и информатики, Субхаш Как1, специалист в области машинного обучения и квантовой теории, полагает, что ответ на данный вопрос зависит также от парадигмы в контексте которой мы будем искать ответ: квантовая теория, классической Копенгагенская теория, теория самоорганизующихся систем. Исходя из идеи саморазвития, ИИ должен выйти на определённом этапе на уровень, соотносимый с духовным уровнем человека. Что касается определения духовности, то наиболее точно оно представлено в толковом словаре Ушакова как «Отрешенность отнизменных, грубочувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа»2. Возможно ли это? «В принципе возможно всё, но не всё возможное необходимо»3. И если большинство представителей биологического вида «человек» предпочитают проводить свои жизни в невежестве и темноте, то отчего представителям ИИ не достигнуть духовности, философского мышления, совершенства... Однако, в какой-то момент научное сообщество должно прийти к единой понятийной системе, которой в настоящий момент нет не только в гуманитарном, но и в естественнонаучном знании, что существенно затрудняет как междисциплинарное общение, так и построение единой многомерной картины мира. «Можно ли научить компьютер мыслить? Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы понимаем мышление. Если мы понимаем мышление как интегральную процессуальную характеристику сознания — то мой ответ будет отрицательным. Виртуальная деятельность сознания слишком сложна, в силу чего не является процессом, который подлежит полному вычислению и воспроизведению на компьютере. ...Однако на компьютере можно моделировать некоторые частные аспекты естественного процесса мышления ...Важнейшая задача человечества состоит не в порождении все более сложных и независимых машин, а в собственном совершенствовании. ...В противном случае фатальная справедливость природного существования безжалостно вычеркнет слабого HomoSapiens из Книги Жизни со всеми его интеллектуальными компьютерными игрушками и технологическими костылями»4.

Однако в контексте ускоряющегося технического прогресса особое значение приобретает мысль, высказанная более столетия назад выдающимся учёным-философом Н.Ф. Федоровым о первейшей задаче современного человека: «человек должен сберегать в себе человеческое и воссоздавать богочеловеческую вселенную». Возможно внедрении ИИ в повседневность жизни человеческой «в сочетании с базовым доходом5, позволит в реальности построить то идеальное

1 Появится ли когда-нибудь искусственный интеллект с сознанием? URL: https://vc.ru/p/neural-networks (дата обращения: 11.03.2018).

2 Толковый словарь Ушакова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/797322 (дата обращения: 10.11.2021).

3 Колесникова Г.И. Возможно ли формирование философского мышления у искусственного интеллекта в процессе его развития?// Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Проблема человека в современной философии техники» (памяти И.А. Негодаева). 29 марта 2018. - Ростов-н/Д: ДГТУ, 2018.

4 Аблеев С.Р. Моделирование сознания и искусственный интеллект: пределы возможностей// Вестник экономической безопасности. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie -soznaniya-i-iskusstvennyy-intellekt-predely-vozmozhnostey (дата обращения: 26.03.2018).

5 Брегман Р. Утопия для реалистов. Как построить идеальный мир/ - М.: Альпина Паблишер, 2018.

общество которое грезилось Платону, было описано К. Марксом, практиковалось в эпикурейских колониях. И быть может человечество снова стоит на перекрёстке и ему дан второй шанс выбора между технократическим путём развития и индивидуальным самосовершенствованием. И важно в этот раз сделать правильный выбор»1.

Тем не менее, данные социологических исследований, рисуют весьма тревожную картину указывая, в частности, что социальный капитал2 российского общества ничтожно мал. Согласно мировому опросу ценностей, только 23 % россиян склонны доверять окружающим. Например, в Швейцарии он выше 70%. В статье «Человечество обречено», «будущее ужасает», «властям нет веры»: результаты крупнейшего опроса молодежи из 10 стран мира»3, опубликованнойв издании «Репаблик» от 20 сентября 2021 г. приведены следующие данные: 83% опрошенных подростков считают, что люди более не способны заботиться о планете; 75% называют будущее пугающим; 45% отметили, что экотревожность негативно влияет на их повседневную жизнь; 39%, по их словам, вряд ли когда-нибудь заведут детей. Более половины опрошенных согласны с тем, что человечество обречено. 58% уверены, что власти предали их и будущие поколения. Коррелируются с этими данными и результаты проведённого мною эмпирического исследования мотивации студенческой молодёжи в современном российском обществе: преобладание прагматических мотивов при выборе профессии в сочетании с высоким уровнем тревожности и неуверенности в будущем, поскольку они сомневаются, что живут в социальном государстве4. Неуверенность актуализируется, в том числешквалом публикацийоб успехах ИИ и гибридном интеллекте. Кроме того, муссирование идеи о поголовной цифровизации образования от школьного до высшего в не столь отдалённом будущем, «новая» парадигма высшего образования 2+2+25 разрушающая саму идею фундаментальных знаний и фундаментального образования6 в совокупности с заявлением Анатолия Вассермана о том, что

1 Колесникова Г.И. Безусловный базовый доход в контексте глобализации: правомерность и эффективность (научная статья)// SEMPOZYUM TAMMET i NK i TAB i IPSSS Symposium Proceedings EDÍT0RLER Dr. Ögr. Üyesiihsan KURTBA§ Prof. Dr. Sibel CENGÍZ. Ardahan 10-12 ekim2018/2019. - 781 с. - С.186-213.; Колесникова Г.И. Утописты эпохи Возрождения, Карл Маркс, коммунизм и будущее человечества (доклад) на Ялтинских философских чтениях 15.11.2018. URL:: https://www.youtube.com/watch7v-XVeSDRKHLU Ответы на вопросы. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Hr_M0dPtRCc (дата обращения: 10.11.2021).; Колесникова Г.И. Возможно ли формирование философского мышления у искусственного интеллекта в процессе его развития?// Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Проблема человека в современной философии техники» (памяти И.А. Негодаева). 29 марта 2018. - Ростов-н/Д: ДГТУ, 2018.; Колесникова Г.И. Искусственный интеллект: проблемы и перспективы Видеонаука: сетевой журнал, 2018. № 2(10). URL: https://videonauka.ru/stati/44-novye-tekhnologii/190-iskusstvennyj-intellekt-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 10.11.2021).

2 Интегративное понятие социального капитала, основанного на доверии, было введено в литературный и научный оборот Ф. Фукуямой: "Доверие - это ожидание, которое возникает у членов сообщества ввиду того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и внимательно относиться к нуждам окружающих, в соответствии с некоторыми общепринятыми нормами".

3 «Человечество обречено», «будущее ужасает», «властям нет веры»: результаты крупнейшего опроса молодежи из 10 стран мира». URL: https://republic.ru/posts/101683 (дата обращения: 10.11.2021).

4Социальное государство (от нем. Sozialstaat) - особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.

5 Новая схема высшего образования «2+2+2»: чего ждать и к чему готовиться. URL: https://mel.fm/blog/olga-nazaykinskaya/84190-novaya-skhema-vysshego-obrazovaniya-222-chego-zhdat-i-k-chemu-gotovitsya (дата обращения: 10.11.2021).

6 Колесникова Г.И. Воздействие на сознание в системе ведения сетевых войн: опыт социально-философского осмысления// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2017. № 3-2. С. 311-314.

11 лет обучения много и он собирается продвигать в Госдуме идею о восьмилетнем образовании никак не прибавляют уверенности в светлом будущем.

Однако цифровизация образовательной среды это закономерный этап развития цивилизации, а дистанционное образование1 одна из технологий, появившаяся благодаря ЦОС, которая, как любая технология, должно использоваться не тотально, а избирательно, в контексте получения дополнительных возможностей, а не сокращения существующих.

Преимущества.

1) Получение передового опыта и новейших знаний.Видеолекции: хорошо, когда обычный школьник из глубинки может ознакомиться с мировым опытом. Например, лекции по информатике от преподавателей из гарвадской школы. Знакомство со стилем преподавания передовых учёных и преподавателей отечественного пространства, в том числе, тех, кто уже ушёл из этого мира. Видеовизуализация сложных научных концепций даёт более глубокое погружение в материал за счёт моделирования и интерактивное взаимодействие с материалом. Например, моделирование физических процессов в биологии и физике или погружение в культурную обстановку за счёт моделирования быта древних славян.

2) Повышение эффективности обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и индивидуальных стилей жизни семей. Например, моя знакомая артистка цирка часто на гастролях. Естественно, что свою дочь она берёт с собой и именно ЦОС и дистанционное обучение дают возможность не прерывать обучение и получать знания на том же качественном уровне, как и её одноклассники.

3) Развитие познавательного интереса.

Безусловно, что истина посередине, и применение новых технологий должно сочетаться с традиционными образовательными методами и приёмами, в том числе в непосредственной коммуникации с носителем практических знаний (учителем). Именно такой синтез будет способствовать повышению качества получаемых знаний, поскольку только ауди-видео-знания не дают качественных навыков. Например, врач, получивший образование через инет и не общавшийся с пациентами - не врач. Именно человек-педагог обладает коммуникативными навыками, чтобы подстроиться под обучаемого, его психологию и повысить эффективность получаемых знаний, поскольку никакой аудовизуальный контекст не может быть в полной мере усвоен правильно без социального взаимодействия.

В данный период времени технологии ещё не шагнули настолько далеко, чтобы уметь подстраиваться под индивидуальные особенности. И даже когда это произойдёт, то взаимодействие в системе учитель - ученик, где и учитель, и ученик - люди, ничто и никогда не заменит. Другой вопрос, что фигура именно школьного «учителя» с развитием технологий должна измениться: с профессионального учителя, на профессионального воспитателя обладающего психолого-педагогическими знаниями и умеющего, исходя из них, организовать благоприятное для развития ребёнка социальное пространство вокруг с учётом его индивидуальных особенностей. И, в принципе, это укладывается в парадигму русской философии до 1917 г. и философские взгляды русского зарубежья. Вместе с тем, исходя из реалий современности, возникает новый, относительно взглядов философов имперского периода, но традиционный в контексте психолого - педагогический воззрений ХХ в., взгляд на роль матери в процессе воспитания, - эти обязанности должна взять на себя мать. Фактически развитие технологий создаёт ситуацию, в которой женщина-мать должна вернуться в лоно семьи. То есть, на новом витке спирали исторического развития

1 Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

традиционный уклад семьи становится как никогда актуальным. Навыки группового взаимодействия в других социальных группах, кроме семьи, дети смогут получать во внеурочное время в рамках кружковых и секционных занятий.

По большому счёту существующие проблемы у молодого поколения, - в определённой степени «потерянного поколения», - которые отмечают на протяжении последних лет педагоги всех уровней образовательной системы - клиповое мышление, инфантилизм, снижение абстрактного мышления, отсутствие навыков анализа и синтеза, - это проблемы отсутствия семейного воспитания. Однако в этом нельзя обвинять родителей, которые, начиная с середины 90-х из-за социально-экономической ситуации в стране вынуждены были совмещать по 2 - 3 работы, чтобы элементарно прокормить себя и свои семьи, что привело к смене доминанты в функционировании семьи с воспитательной на биологическую.

Вынужденное дистанционное обучение школьников актуализировало важность именно семейного воспитания по двум причинам. Одна, давно известная априорная истина - личность, по-прежнему, прежде всего, формируется в семье. Вторая: лет через 20-25 прогресс достигнет уровня, когда учителя, как носителя знаний, сможет заменить ИИ. Чтобы к этому времени родители были способны создать необходимый микроклимат в семье, отвечающий запросам времени, уже сейчас государство должно предпринять меры по «воспитанию супругов» и «просвещению родителей»1.

Кроме того, в психологии существует априорный тезис: основа индивидуального благополучия - социально-экономическая стабильность и прогнозируемость ситуации. Поскольку основной ресурс государства - человеческий ресурс, то благоприятные условия для развития личности, есть базис будущего процветания страны2. До весны 2020 г. большинство учёных сходилось в том, что возможен и необходим переход на безусловный базовый доход. (Об этом, кстати, только в и ной терминологии, писали ещё утописты и, позднее, Карл Маркс)3. Если кратко и не погружаясь в саму систему образования, то, на наш взгляд, на современном этапе необходимо соединение процесса внедрения ИИ в сферу социальных услуг с внедрением ББД, плюс сохранение развивающей парадигмы в образовании в системе «воспитатель/учитель - ученик».

Если проигнорировать перечисленные выше предложения и упустить время, то народ начнёт стремительно деградировать и будущее страны в данном случае представляется сомнительным, поскольку «страна, народ которой не здоров, необразован и не культурен, не имеет будущего»4. Однако в совокупности данные меры позволят сохранить человеческое в человеке, будут способствовать инициированию творческого процесса и, как следствие, актуализации в глазах молодёжи социального капитала, как инструмента саморазвития и самосовершенствования, а не приспособления и прозябания. В принципе эти меры

1 Более подробно эти позиции мы рассмотрим в статье «Прогресс и образовательные технологии: проблемы и перспективы», которая будет опубликована в Международном научно-исследовательском журнале в 2022 г.

2 Колесникова Г.И. Базовые категории экологии сознания («благо», «счастье», «благополучие», «социальное благополучие»)/ Экофилософские основания психического и психологического развития личности: ретроспекция и практическая философия: коллективная монография/ отв. научный ред. Г.И. Колесникова. - М.: АНО ЦЭМИ, Архонт, 2022.- 386 с. - С. 102 - 121.

3 Колесникова Г.И. Безусловный базовый доход в контексте глобализации: правомерность и эффективность (научная статья)// SEMPOZYUM TAMMET i NK i TAB i IPSSS Symposium Proceedings EDiTÖRLER Dr. Ögr. Üyesiihsan KURTBA§ Prof. Dr. Sibel CENGÍZ. Ardahan 10-12 ekim2018/2019. - 781 с. - С.186-213.; Колесникова Г.И. Утописты эпохи Возрождения, Карл Маркс, коммунизм и будущее человечества (доклад) на Ялтинских философских чтениях 15.11.2018. URL:: https://www.youtube.com/watch7v-XVeSDRKHLU Ответы на вопросы. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Hr_M0dPtRCc (дата обращения: 10.11.2021).

4 Колесникова Г.И. Социальная политика России: концепция развития личности в 21 веке// Международный научный журнал, 2017. № 3. С.112-116.

гармоничны и воззрениям русских философов о воспитании и образовании личности, и концепции о всесторонне и гармонично развитой личности, разработанной в советской философской школе в Институте человека под руководством И.Т. Фролова в рамках которой в качестве предпосылки формирования нового человека определяли развитие творческой активности каждого происходящее параллельно с формированием чувства социальной и моральной ответственности1. Именно такой комплексный подход позволит воспитать самодостаточную, биофильно ориентированную личность - залог великого будущего страны.

Литература:

1. Аблеев С.Р. Моделирование сознания и искусственный интеллект: пределы возможностей// Вестник экономической безопасности. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-soznaniya-i-iskusstvennyy-intellekt-predely-vozmozhnostey (дата обращения: 26.03.2018).

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

3. Берков П.Н. Насущные вопросы изучения общественной позиции Н.И. Новикова// Проблемы исторического развития литератур. - Л.: Художественная лит-ра, 1981. - 496 с.

4. Брегман Р. Утопия для реалистов. Как построить идеальный мир/ - М.: Альпина Паблишер, 2018.

5. Гагаев А.А, Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII—XX вв.: культурно-исторический аспект. - 2-е изд. , 2008. - 312 с.

6. Замалеев А.Ф. «Новая порода людей», или философия воспитания эпохи русского просвещения// Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-poroda-lyudey-ili-filosofiya-vospitaniya-epohi-russkogo-prosvescheniya (дата обращения: 09.11.2021).

7. Колесникова Г.И. Базовые категории экологии сознания («благо», «счастье», «благополучие», «социальное благополучие»)/ Экофилософские основания психического и психологического развития личности: ретроспекция и практическая философия: коллективная монография/ отв. научный ред. Г.И. Колесникова. - М.: АНО ЦЭМИ, Архонт, 2022.- 386 с. - С. 102 - 121.

8. Колесникова Г.И. Безусловный базовый доход в контексте глобализации: правомерность и эффективность (научная статья)// SEMPOZYUM TAMMET i NK i TAB i IPSSS Symposium Proceedings EDiTÖRLER Dr. Ögr. Üyesiihsan KURTBA§ Prof. Dr. Sibel CENGÍZ. Ardahan 10-12 ekim2018/2019. - 781 с. - С.186-213.

9. Колесникова Г.И. Утописты эпохи Возрождения, Карл Маркс, коммунизм и будущее человечества (доклад) на Ялтинских философских чтениях 15.11.2018. URL:: https://www.youtube.com/watch?v=-XVeSDRKHLU Ответы на вопросы. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Hr_M0dPtRCc (дата обращения: 10.11.2021).

10. Колесникова Г.И. Социальная политика России: концепция развития личности в 21 веке// Международный научный журнал, 2017. № 3. С.112-116.

11. Колесникова Г.И. Возможно ли формирование философского мышления у искусственного интеллекта в процессе его развития?// Сборник докладов Всероссийской

1 Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискурс, обобщение. - М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

научно-практической конференции «Проблема человека в современной философии техники» (памяти И.А. Негодаева). 29 марта 2018. - Ростов-н/Д: ДГТУ, 2018.

12. Колесникова Г.И. Искусственный интеллект: проблемы и перспективы Видеонаука: сетевой журнал, 2018. № 2(10). URL: https://videonauka.ru/stati/44-novye-tekhnologii/190-iskusstvennyj-intellekt-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 10.11.2021).

13. Колесникова Г.И. Воздействие на сознание в системе ведения сетевых войн: опыт социально-философского осмысления// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2017. № 3-2. С. 311-314.

14. Методы обучения нейронной сети. URL: https://vc.ru/p/neural-networks (дата обращения: 16.03.2018).

15. Наумов Н.Д. Философские основания педагогических теорий в России ХХ в./ атореф. на соискание степени д.филос.н. - Екатеринбург, 2004.

16. Новая схема высшего образования «2+2+2»: чего ждать и к чему готовиться. URL: https://mel.fm/blog/olga-nazaykinskaya/84190-novaya-skhema-vysshego-obrazovaniya-222-chego-zhdat-i-k-chemu-gotovitsya (дата обращения: 10.11.2021).

17. Появится ли когда-нибудь искусственный интеллект с сознанием? URL: https://vc.ru/p/neural-networks (дата обращения: 11.03.2018).

18. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация// Москва, изд. Наука, 1984. URL: https://vprosvet.ru/biblioteka/poiskovaya-aktivnost-i-adaptatsiya/ (дата обращения: (дата обращения: 10.11.2021).

19. Самыгин С.И., Верещагина А.В., Колесникова Г.И. Социальная безопасность. - М.-Ростов-н/Д, 2012.

20. Толковый словарь Ушакова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/797322 (дата обращения: 10.11.2021).

21. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискурс, обобщение. - М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

22. «Человечество обречено», «будущее ужасает», «властям нет веры»: результаты крупнейшего опроса молодежи из 10 стран мира». URL: https://republic.ru/posts/101683 (дата обращения: 10.11.2021).

23. Шумков Е.А., Чистик И.К. использование генетических алгоритмов для обучения нейронных сетей. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-geneticheskih-algoritmov-dlya-obucheniya-neyronnyh-setey (дата обращения 11.03.2018).

24. Экс-глава Alphabet предложил в ближайшее десятилетие не беспокоиться о восстании машин. URL: https://republic.ru/posts/89842 (дата обращения 16.03.2018).

References:

1. Ableev S.R. Modelirovanie soznanija i iskusstvennyj intellekt: predely vozmozhnostej// Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-soznaniya-i-iskusstvennyy-intellekt-predely-vozmozhnostey (data obrashhenija: 26.03.2018).

2. Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX v. - M.: Pedagogika, 1990. - 608 s.

3. Berkov P.N. Nasushhnye voprosy izuchenija obshhestvennoj pozicii N.I. Novikova// Problemy istoricheskogo razvitija literatur. - L.: Hudozhestvennaja lit-ra, 1981. - 496 s.

4. BregmanR. Utopija dlja realistov. Kak postroit' ideal'nyj mir/ - M.: Al'pina Pablisher, 2018.

5. Gagaev A.A, Gagaev P.A. Russkie filosofsko-pedagogicheskie uchenija XVIII—XX vv.: kul'turno-istoricheskij aspekt. - 2-e izd. , 2008. - 312 s.

6. Zamaleev A.F. «Novaja poroda ljudej», ili filosofija vospitanija jepohi russkogo prosveshhenija// Vestnik SPbGU. Filosofija i konfliktologija, 2013. M 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-poroda-lyudey-ili-filosofiya-vospitaniya-epohi-russkogo-prosvescheniya (data obrashhenija: 09.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kolesnikova G.I. Bazovye kategorii jekologii soznanija («blago», «schast'e», «blagopoluchie», «social'noe blagopoluchie»)/ Jekofilosofskie osnovanija psihicheskogo i psihologicheskogo razvitija lichnosti: retrospekcija i prakticheskaja filosofija: kollektivnaja monografija/ otv. nauchnyj red. G.I. Kolesnikova. - M.: ANO CJeMI, Arhont, 2022.- 386 s. - S. 102 - 121.

8. Kolesnikova G.I. Bezuslovnyj bazovyj dohod v kontekste globalizacii: pravomernost' i jeffektivnost' (nauchnaja stat'ja)// SEMPOZYUM TAMMET i NK i TAB i IPSSS Symposium Proceedings EDiTÖRLER Dr. Ögr. Üyesiihsan KURTBAÇ Prof. Dr. Sibel CENGÍZ. Ardahan 10-12 ekim2018/2019. - 781 s. - S.186-213.

9. Kolesnikova G.I. Utopisty jepohi Vozrozhdenija, Karl Marks, kommunizm i budushhee chelovechestva (doklad) na Jaltinskih filosofskih chtenijah 15.11.2018. URL:: https://www.youtube.com/watch?v=-XVeSDRKHLU Otvety na voprosy. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Hr_M0dPtRCc (data obrashhenija: 15.9.1999; 10.11.2021).

10. Kolesnikova G.I. Social'naja politika Rossii: koncepcija razvitija lichnosti v 21 veke// Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 2017. M 3. S.112-116.

11. Kolesnikova G.I. Vozmozhno li formirovanie filosofskogo myshlenija u iskusstvennogo intellekta v processe ego razvitija?// Sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problema cheloveka v sovremennoj filosofii tehniki» (pamjati I.A. Negodaeva). 29 marta 2018. - Rostov-n/D: DGTU, 2018.

12. Kolesnikova G.I. Iskusstvennyj intellekt: problemy i perspektivy Videonauka: setevoj zhurnal, 2018. M 2(10). URL: https://videonauka.ru/stati/44-novye-tekhnologii/190-iskusstvennyj-intellekt-problemy-i-perspektivy (data obrashhenija: 10.11.2021).

13. Kolesnikova G.I. Vozdejstvie na soznanie v sisteme vedenija setevyh vojn: opyt social'no-filosofskogo osmyslenija// Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2017. M 3-2. S. 311-314.

14. Metody obuchenija nejronnoj seti. URL: https://vc.ru/p/neural-networks (data obrashhenija: 16.03.2018).

15. NaumovN.D. Filosofskie osnovanija pedagogicheskih teorij v Rossii HH v./ atoref. na soiskanie stepeni d.filos.n. - Ekaterinburg, 2004.

16. Novaja shema vysshego obrazovanija «2+2+2»: chego zhdat' i k chemu gotovit'sja. URL: https://mel.fm/blog/olga-nazaykinskaya/84190-novaya-skhema-vysshego-obrazovaniya-222-chego-zhdat-i-k-chemu-gotovitsya (data obrashhenija: 10.11.2021)

17. Pojavitsja li kogda-nibud' iskusstvennyj intellekt s soznaniem? URL: https://vc.ru/p/neural-networks (data obrashhenija: 11.03.2018).

18. Rotenberg V.S., Arshavskij V.V. Poiskovaja aktivnost' i adaptacija// Moskva, izd. Nauka, 1984. URL: https://vprosvet.ru/biblioteka/poiskovaya-aktivnost-i-adaptatsiya/ (data obrashhenija: (data obrashhenija: 10.11.2021).

19. Samygin S.I., Vereshhagina A.V., Kolesnikova G.I. Social'naja bezopasnost'. - M.-Rostov-n/D, 2012.

20. Tolkovyj slovar' Ushakova. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/797322 (data obrashhenija: 10.11.2021).

21. Frolov I.T. Perspektivy cheloveka: Opyt kompleksnoj postanovki problemy, diskurs, obobshhenie. - M.: Politizdat, 1983. - 350 s.

22. «Chelovechestvo obrecheno», «budushhee uzhasaet», «vlastjam net very»: rezul'taty krupnejshego oprosa molodezhi iz 10 stran mira». URL: https://republic.ru/posts/101683 (data obrashhenija: 10.11.2021).

23. Shumkov E.A., Chistik I.K. ispol'zovanie geneticheskih algoritmov dlja obuchenija nejronnyh setej. URL: https://cyberleninka.ru/article/v7ispolzovanie-geneticheskih-algoritmov-dlya-obucheniya-neyronnyh-setey (data obrashhenija 11.03.2018).

24. Jeks-glava Alphabet predlozhil v blizhajshee desjatiletie ne bespokoit'sja o vosstanii mashin. URL: https://republic.ru/posts/89842 (data obrashhenija 16.03.2018).

PROGRESS AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: PROBLEMS AND PROSPECTS IN

THE CONTENT OF RUSSIAN PHILOSOPHY

Kolesnikova G.I.

D. Philos. n., Professor, philologist, psychologist, corresponding member of the RAE, Professor of the

Department of Philosophy of DNUE, Donetsk, DNR

galina_ivanovna@kolesnikova.red

Abstract: In this article, in the context of the main provisions of Russian philosophical thought about education and upbringing, an analysis of one of the important trends for the future of mankind is given: the development of artificial intelligence and the introduction of distance education. The scheme containing vectors of search of the answer to the questions put in the title of the article is presented. The conclusion is made: regarding the development of artificial intelligence, the decision largely depends on the paradigm and the content of the concepts of "thinking" and "consciousness". The importance of the formation of a unified conceptual system by the scientific community is pointed out, since the solution of many issues requires an interdisciplinary approach. Attention is focused on the need for strict functional limitations of AI, as well as the use of distance education as a means, but not a panacea, since the only goal of progress should be to free the time of human life from the burden of everyday life and routine work for contemplating the sublime and achieving perfection, since the more developed a person is, the more good and benefit he will bring to society. The importance of combining the process of implementing AI in the sphere of social services with the introduction of DBD (unconditional basic income), plus the preservation of the developing paradigm in education in the system "educator/teacher - student" is substantiated. It is concluded that, taken together, these measures will preserve the human in a person, contributing to the initiation of the creative process and, as a result, the actualization of social capital in the eyes of young people as a tool for self-development and self-improvement, thereby ensuring prosperity and a great future for the country. Keywords: artificial intelligence, progress, personality, education, distance education, school, development, parents, family, family upbringing, unconditional basic income, country, state.

Для цитирования: Колесникова Г.И. Прогресс и образовательные технологии: проблемы и перспективы в контексте русской философии// Архонт, 2021. № 5 (26). С. 87-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.