Научная статья на тему 'Донатисты и африканские восстания второй половины IV в.'

Донатисты и африканские восстания второй половины IV в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Донатисты и африканские восстания второй половины IV в.»

УДК 273.921

с

и Андрей Леонидович Мамонтов О

и аспирант, учитель истории, ГБОУ гимназия № 49

§ Приморского района Санкт-Петербурга

^ (Богатырский пр., 55, корп. 3, Санкт-Петербург, Россия, 197372)

^ [email protected]

Я донАтисты и африканские в о сстАния

Н второй половины IVв.

Интересный аспект проблемы церковно-государственных отношений — тема участия церкви (и внутрицерковной оппозиции) в политической борьбе. Два ранних примера можно найти в истории донатистского раскола в Северной Африке. Согласно сообщениям источников, донатисты были связаны с двумя местными мятежами последней трети IV в., а именно восстаниями Фирма и Гильдона. Особенно велико было влияние донатистов при Гильдоне, администрация которого закрывала глаза на их воинственные акции (выступления Оптата из Тамугади) по отношению к оппонентам.

В историографии по отношению к этому сюжету сформировалось понятное исследовательское клише. Взаимодействие раскольников и бунтарей воспринимают как естественный союз отверженных, «оппозиционный тандем». На базе анализа разных свидетельств и научных трактовок авторы статьи выдвигают другое объяснение этого сотрудничества: перед нами объединение местных элит с той церковной организацией, которая имеет преобладающую поддержку среди населения региона.

Ключевые слова: донатисты, Фирм, Гильдон, Оптат, Августин, поздняя античность, Римская империя, Северная Африка

Volume X

o

Andrei Leonidovich Mamontov .

PhD-student, teacher of History, gymnasium No 49 u of Primorsky district of St. Petersburg C (Bogatirsky avenue, 55/3, St. Petersburg, Russian Federation, 197372) .

[email protected] o

i e

D onatists and African revolts y

of the 2nd half of the 6th century

Was the Early Christian church involved in political rivalries of the Later Roman Empire? The answer is positive, and this involvement of Christians is an interesting aspect of the vast issue of Church-State relations. Two early examples are provided by the history of the Donatist schism in North Africa. According to our sources, Donatists supported (and were supported by) two regional rebels of the last third of the 6th century: Firmus and Gildo. Under the later their influence was especially great: his administration turned a blind eye on their violent actions, headed by bishop Optatus of Thamugadi and aimed at their opponents.

Those cases are usually treated among the researchers as a mark of a specific tendence, which is formation of a natural rebel alliance of mutinous generals and schismatic priests. The following paper provides another interpretation of that natural alliance, understood as a coalition of provincial elites with the dominant religious institution of the region.

Key words: Donatists, Firmus, Gildo, Optate, Augustine, Late Antiquity, Roman Empire, North Africa

« Введение

н

н Сближение церкви и государства, произошедшее в резуль-

и тате «революции Константина», давно привлекает исследователей. Впрочем, заметим, что больше внимания привлекает

и взаимодействие центральной власти и высшего духовенства,

§ находившее свое выражение в законах, благотворительно-

Л

^ сти и интригах. В последнее время вследствие роста интереса ^ к социальной истории ученые все чаще обращаются к локаль-к ным сюжетам, развивавшимся в больших и малых городах, районах или поместьях. Настоящая статья посвящена проме-и жуточному звену церковно-государственных взаимоотношений — провинциальному уровню.

Необычный материал для этой темы можно найти в истории донатистского раскола в Северной Африке1. Во второй половине IV в. донатисты участвовали в двух африканских восстаниях: мятежах Фирма и Гильдона. В историографии, во многом воспринявшей риторику Августина, этот союз часто рассматривается как союз бунтарей и отверженных, «оппозиционный тандем»: донатистские клирики присоединялись к мятежникам, часто приводя с собой отряды агонистиков-циркумцеллионов2. Кафолики же, получавшие поддержку

1 Донатистский раскол возник в начале IV в. Он был связан с обострением противоречий между членами Карфагенской общины, а также между карфагенским и нумидийским клиром, во время Великого гонения (303313 гг.). Позднее донатисты подвергались преследованиям при императорах Константине (306-337 гг.) и Константе (337-350 гг.), и во второй половине IV в. представляли собой отдельную церковную организацию. Со временем к церковно-административным разногласиям, из-за которых начался спор, добавились в основном теоретические, и в результате раскола донатисты и их противники, кафолики, создали различные учения о церкви и таинствах. Об истории раскола см.: Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313-314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 9-24; Мамонтов А. Л. Преследование донатистов при императоре Константе (337-350 гг.) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2018. № 22. С. 830-842.

2 Агонистиками, или циркумцеллионами, в Африке называли сельских аскетов, сотрудничавших с донатистами и нападавших на кафолических клириков и богачей. Подробнее о них см.: Мамонтов А. Л. Между мучениками и рабочими: проблема циркумцеллионов в источниках и историографии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022.

столичной администрации, сохраняли верность центру. Мы хотели бы рассмотреть сообщения об участии донатистов в восстаниях, а затем уточнить эту схему.

Восстание Фирма

Главный исторический источник о восстании Фирма (372-375 гг.) — труд Аммиана Марцеллина, который дополняют сообщения Павла Орозия и Зосима. Аммиан посвятил африканским событиям пятый параграф двадцать девятой книги. Здесь рассказывается о том, что у Нубеля, одного из мавретанских царьков на римской службе, было много сыновей, и после смерти отца один из сыновей, Фирм, убил своего брата Замму и захватил его власть3. Этим он нажил себе врага в комите Романе — знаменитом казнокраде и интригане, который благодаря своим закулисным маневрам много лет держал императора Валентиниана I в неведении, скрывая собственные преступления и истинное положение дел в Африке4. Отчаявшись из-за того, что интриги комита не давали ему оправдаться перед Валентинианом, Фирм поднял мятеж и нашел сторонников среди мавров и римлян. Его провозгласили царем мавров и даже императором5, он захватил множество городов, в том

№ 22 (1). [В печати]. Об участии донатистов и циркумцеллионов в восстаниях см.: Grasmuck E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964. S. 148, 162, 163; Frend W. H. C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford, 1971. P. 210; Decret F. Early Christianity in North Africa / Transl. by E. L. Smither. Cambridge, 2011. P. 120.

3 Б. Д. Шоу считает, что Аммиан называет всех участников военных действий братьями под влиянием «Югуртинской войны» Саллюстия: Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge; New York, 2011. P. 41-43.

4 Аммиан пишет, что Роман годами утаивал от императора факт разорения Триполитании австорианами в 360-е гг. (Amm. Marc., XXVIII, 6).

5 Из всех источников об этом определенно сообщают лишь позднейшие — «Мученичество святой Сальсы» и Зосим (Pass. S. Salsae, 13; Zos., XVI, 4, 3). Аммиан только двусмысленно упоминает атрибуты императорской власти, относящиеся к Фирму (цепь, которой увенчали его голову, и пурпурная тога), но не называет его ни принцепсом, ни тираном. Кажется, для римских писателей Фирм был, прежде всего, мавританским царьком, а его восстание — варварским мятежом. Поэтому стремление к порфире в текстах нивелируется. Сложнее понять, какое значение претензии на титул императора имели для самого Фирма. Если наши источники

га числе Цезарею. Валентиниан направил в Африку Феодосия

Ен

о Старшего, который только что усмирил мятеж в Британии. tj Полководец арестовал Романа и разбил по отдельности сто-О ронников Фирма, после чего сам предводитель восстания был л схвачен своим союзником. Спасаясь от позора, Фирм бежал о и совершил самоубийство (Amm. Marc., XXIX, 5). g Нарратив Аммиана, не склонного углубляться в религи-

^ озные вопросы, содержит одно упоминание христиан в свя-2 зи с восстанием Фирма. Историк утверждает, что мятежник ^ отправил в лагерь Феодосия Старшего христианских священ-^ ников в качестве послов-миротворцев. Остальные сведения ^ предоставляет Августин. Он говорит, что донатисты поддержали восстание в обмен на помощь в подавлении рогатистов (Aug. Contra litt. Pet., II, 83, 184; Contra ep. Parm., I, 10, 16; 11, 17). Последние даже называли донатистов фирмианами (firmiani). Кроме того, по словам Августина, епископ города Русикады открыл Фирму ворота и впустил войска в город (Aug. Ep. 87, 10).

Другой источник, отражающий христианскую традицию о Фирме — «Мученичество святой Сальсы». В этом позднем тексте рассказывается о деве из Типасы, которая пострадала во время Великого гонения; далее идет рассказ об одном чуде: во время осады Типасы Фирм, желая погибели римского и христианского народов, отправился к мученице в усыпальницу (tabernaculum — «шатер») за помощью. Он зажег

предоставляют адекватную информацию о ходе восстания и его социальной базе, то можно согласиться с учеными, по мнению которых восстание сначала вообще не имело политического характера, а позднее захват трона не был основной его целью: Kotula T. Firmus, Fils de Nubel, etait il usurpateur ou roi des maures? // Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. 1970. N 18. P. 146; Drijvers J. W. Ammianus on the Revolt of Firmus // Am-mianus after Julian. The Reign of Valentinian and Valens in Books 26-31 of the Res Gestae / Ed. by J. den Boeft, J. W. Drijvers, D. den Hengst and H. C. Teitler. Leiden, 2007. P. 139-142. Ср. работу А. Блэкхерста, который на основании эпиграфики подчеркивает сильную степень романизации в семье Нубе-ля и вынужденный характер восстания: Blackhurst A. The House of Nubel: Rebels or Players? // Vandals, Romans and Berbers. New Perspectives on Late Antique North Africa / Ed. by A. H. Merrills. Aldershot, 2004. P. 62-65. См. также подробный комментарий к труду Аммиана: Philological and Historical Commentary on Ammianus Marcellinus XXIX / By J. den Boeft, J. W. Drijvers, D. den Hengst, H. C. Teitler. Leiden; Boston, 2013. P. 180-181.

свечи — они погасли; его даров мученица не приняла; затем

еще дважды его просьбы были отвергнуты Сальсой и самим о Богом. Пыхтя от гнева, Фирм ударил копьем в надгробие;

затем, с бледным лицом, дрожащим телом и глазами, полны- °

ми желчи как от желтухи6, он вышел с бранью на Бога. В тот ^

же день и ближайшей ночью с Божьей помощью и по заступ- ^

ничеству Сальсы Фирм был вынужден бросить осаду и бежать ©

(Pass. Sanct. Sals., 13). Как видно, сам по себе текст не упомина- g

ет донатистов. Однако, учитывая то, что в Типасе, безусловно, О

преобладали кафолики7, сложно найти другие причины такой g

ненависти к Фирму, кроме связей с донатистами. ^

te

Восстание Гильдона о

о н

О втором восстании мы узнаем из поэмы Клавдиана О

«О Гильдоновой войне», а также из трудов Орозия, Aвгустина ^

и Зосима. Гильдон был одним из братьев Фирма; в 370-е гг. он i оказал поддержку Феодосию Старшему. В 385-386 гг.8 Гильдон получил должность комита Aфрики и сумел сохранить свое положение в годы правления Феодосия I, хоть и соблюдал нейтралитет в гражданских войнах между Феодосием и Магном Максимом9 и затем между Феодосием и Евгением. После смерти старшего Aвгуста и передачи престола двум его сыновьям, Aркадию и Гонорию, Гильдон воспользовался слабостью центра. В 397 г. он прекратил поставки зерна в Рим.

6 В этом портрете, кстати, усматривают большое сходство с физиогномическими зарисовками Сенеки из трактата «О гневе»: Fialon S. Images du pouvoir persécuteur dans les passions des martyrs africains (IIIe-VIe siècles) II L'Africa romana. 2013. N 19. P. 1022.

7 Piredda A. M. G. Passio Sanctae Salsae: testo critico con introduzione e tra-duzione italiana. Sassari, 2002. P. 19.

8 Такая датировка основана на сообщении Клавдиана, что Aфрика «страдала» под властью Гильдона двенадцать лет (Claud. Bell. Gild., 154). Большинство историков принимает эту дату, хотя С. И. Оост когда-то пытался обосновать более позднее начало правления Гильдона: Oost S. I. Count Gildo and Theodosius the Great II Classical Philology. 1962. N 57 (1). P. 27-30.

9 A. Блэкхерст убедительно показывает, что в годы этой войны Гильдон был назначен в момент примирения между сторонами. Он — компромиссная фигура, устраивавшая и Магна Максима, с которым он действовал в годы восстания Фирма, и Феодосия, отцу которого когда-то верно служил: Blackhurst A. The House of Nubel... P. 65-67.

и Древние авторы сообщают, что комит стремился не то просто

о укрепить свою власть, не то перевести Африку под контроль вос-

tj точной администрации (Claud. Bell. Gild., 258-269; Oros. Hist., VII,

О 36, 2-3; Zos., V, 11). Историки часто рассматривают обе версии

л комплексно, приписывая Гильдону желание получить самостоя-

CQ

о тельность через смену лояльности10. А. Блэкхерст, обращая вни-g мание на несколько высказываний из писем Иеронима, ста-^ вит акцент на константинопольские связи Гильдона (его дочь 2 была замужем за крупным сановником Небридием). По этой ^ трактовке выступление комита — часть дипломатической ^ игры между Западом и Востоком, и Гильдон в действитель-^ ности был верным вассалом Константинополя11. Такое предположение во многом совпадает с версией Зосима. Й. Вий-нендэле доказывает, что восстание было вызовом Стилихону как всесильному полководцу и что оно открывает новый тип политического конфликта: вместо попыток узурпации происходит борьба полководцев против полководцев, причем никто из них не хотел занять трон. Потом в похожей борьбе будут участвовать Гераклиан, Бонифаций, Аэций, Рицимер и другие12. Так или иначе, Гильдон потерпел поражение быстрее Фирма. Их младший брат Масцезель был направлен из Италии на усмирение мятежа. Павел Орозий сообщает, что по пути он взял с собой нескольких монахов с острова Капрарии, а позднее имел видение, в котором Амвросий Медиоланский указал, где и когда начать сражение13 (Oros. Hist., VII, 36, 5-7). В битве войско Гильдона быстро разбежалось, он проиграл. Пытаясь скрыться на корабле, прежний комит не то был убит, не то совершил самоубийство; Масцезель вернулся в Италию

10 Frend W. H. C. The Donatist Church. P. 221; Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V веках. М., 1961. C. 210-211; Cameron A. Claudian: Poetry and Propaganda at the Court of Honorius. Oxford, 1970. P. 93; Rubin Z. Mass Movements in Late Antiquity. Appearances and Realities // Leaders and Masses in the Roman World. Studies in Honor of Zvi Yavetz / Ed. by I. Malkin, Z. W. Rubinsohn. Leiden, 1995. P. 171.

11 Blackhurst A. The House of Nubel... P. 68-72.

12 Wijnendaele J. The Career and «Revolt» of Gildo, comes et magister utri-usque militiae per Africam // Latomus. 2017. N 76 (2). P. 401-402.

13 Эти сообщения отражают связи Масцезеля с кафолической партией в Медиолане. Blackhurst A. The House of Nubel. P. 73.

и там, переходя через мост, был сброшен в бурную реку охранниками Стилихона. Так знаменитый военачальник, вероятно, хотел предупредить новое восстание14.

В своей полемике Августин постоянно связывает имя Гильдона с именем Оптата, донатистского епископа Тамугади (Тимгада). Его правление в этом городе, крупнейшем дона-тистском центре Южной Нумидии, началось около 388 г.15 Августин описывает Оптата как человека властного, который, опираясь на отряды циркумцеллионов, расправлялся с кафоликами, а позднее максимианистами. В его руках была вся Южная Нумидия, и его роль для Гильдона простиралась за традиционные рамки: Оптат, согласно Августину, был правой рукой комита16. А комит закрывал глаза на деятельность Оптата или даже поддерживал ее. Как упоминалось ранее, в 397 или 398 г. Оптат во главе вооруженного отряда совершил марш-бросок к Ассуру в Бизацену, в результате которого местные максимианисты были низложены (Aug. Contra Cresc., III, 60, 66; IV, 25, 32; Ep. 53, 3, 6; 108, 2, 5; De gest. cum Emer., 9). В 398 г. епископ разделил судьбу своего покровителя: после поражения Гильдона он был убит.

Фирм, Гильдон и донАтисты

Прежде чем рассуждать о месте конфликта донатистов и кафоликов в восстаниях Фирма и Гильдона, нужно обратить внимание на специфику наших главных источников. У них есть ряд неприятных для историков особенностей. Во-первых, это (сознательное или бессознательное) моделирование рассказа по уже существующим схемам. Например, для Аммиана определяющими образцами стали «Югуртин-ская война» Саллюстия и рассказ о восстании Такфарината

14 Таков рассказ Зосима, объясняющего гибель Масцезеля завистью Стилихона. Павел Орозий, напротив, связывает смерть полководца с оскорблениями, которые тот нанес христианским святым мужам — клирикам или монахам.

15 Августин говорит о десятилетии правления Оптата (Aug. Contra ep. Parm., II, 2, 4).

16 В целом описание деятельности Оптата см. Frend W. H. C. The Dona-tist Church. P. 208-213, 222-226.

и у Тацита (Tac. Ann., IV, 23-26)17. Из них писатель взял пара-

о дигму африканского варварского мятежа, которая, однако,

tj не совсем согласовывается с образом романизованного хри-

О стианина, каким Фирм, скорее всего, был в действительно-

л сти18. В основу сочинения Клавдиана легла похожая идея веч-

PQ

о ного противостояния Италии и Африки, так что Гильдон здесь g выступает как наследник не только Фирма, но и Ганнибала ^ с Югуртой. Такой Гильдон совсем не похож на исторического 2 полководца, который всю жизнь состоял на римской службе, ^ был одним из крупнейших сановников Феодосия и через брак ^ дочери породнился с высшей аристократией Константинопо-^ ля19. Вообще говоря, эта парадигма даже имела большое влияние на историографию, оказав влияние на создание образа «вечного Югурты» — стандартизованного берберского бунтаря, вождя мавров, которые веками сопротивлялись внешним врагам (от римлян до французов)20.

Тексты Августина также представляют известную сложность. Абсолютное большинство упоминаний Фирма и Гиль-дона относится к полемическим трактатам. Писатель старательно связывал донатистов с мятежниками, но в случае с Фирмом он смог назвать лишь два реальных примера взаимодействия. Туманное сообщение из «Мученичества Сальсы», кажется, позволяет понять в чем дело: мученица отвергла Фирма именно как донатиста. Но даже если это и так, то отражает ли текст, написанный в лучшем случае на рубеже IV-V вв.21, что-то кроме концепции, созданной кафоликами

17 Drijvers J. W. Ammianus on the Revolt of Firmus. P. 143-150.

18 Об этом мы знаем из эпиграфических данных, свидетельствующих о большом римском влиянии на его семью. Косвенным свидетельством того, что Фирм был христианином, можно считать рассказ о его визите к мученице Сальсе. См. подробнее: Blackhurst A. The House of Nubel... P. 64-65.

19 Blackhurst A. The House of Nubel. P. 65-70.

20 Этот образ впервые был выведен в одноименном эссе Ж. Амруша: Amrouche J. L. Eternel Jugurtha: propositions sur le génie africain // L'Arche. 1946. N 13 (3). P. 58-70.

21 А. М. Г. Пиредда считает, что текст был создан в начале V в., но не позже 429 г. Впрочем, мы не видим оснований для такого ограничения, поскольку отсутствие упоминания вандалов в тексте не может быть датирующим признаком: Piredda A. M. G. Passio Sanctae Salsae... P. 37-41.

того времени во главе с Августином? Мы согласимся с теми

историками, которые не видят основания чрезмерно сбли- о жать Фирма и донатистов22 . Связь Гильдона с донатистами, а точнее со сторонниками Примиана Карфагенского и Оптата ^ из Тамугади не вызывает сомнений, поскольку в этом случае ^ Августин сообщает больше конкретных данных. Заметим, ^ однако, что его данные ограничиваются лишь потворством донатистам со стороны Гильдона; солдаты же, руками которых ^ велась борьба с максимианистами, были выделены для испол- О нения судебного решения о передаче собственности донати- Q стам. Б. Д. Шоу даже считает, что связь донатистов с высту- ^ плениями Фирма и Гильдона выстроил в полемических целях § сам Августин, и она не имела места в реальности23. Нам кажет- ^ ся, что, несмотря на отсутствие свидетельств о решительной О религиозной политике мятежников, нельзя отрицать, что при ^ их власти положение донатистов было хорошим: не таким, как • при Константине, а таким, как при Юлиане.

Впрочем, есть несколько дополнительных факторов, на которые нужно обратить внимание для правильной оценки положения донатистов в годы восстаний:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Количественный фактор: каким было соотношение кафоликов и донатистов в Африке? Из нескольких свидетельств можно сделать вывод о превосходстве донатистов. Оптат говорит о том, что в его время (360-370-е гг.) кафоликов было мало (Opt. Contra Parm., VII, 1). Поссидий, биограф Августина, сообщает, что в 390-е гг. почти повсюду в Африке были циркумцеллионы (Poss. Vita Aug., 10). Сам Августин пишет о преимуществе донатистов даже в прибрежных городах вплоть до поражения Гильдона (Aug. Serm. ad Caes. pleb., 8; Contra litt. Pet., II, 83, 184; III, 57, 59). Пересчитав всех донатистских епископов, участвовавших в соборах 393-394 гг. и добавив к ним

22 Kotula T. Firmus, Fils de Nubel... P. 145; Tengström E. Donatisten und Katholiken: soziale, wirtschaftliche und politische Aspekte einer nordafrikanischen Kirchenspaltung. Göteborg, 1964. S. 79-83; Demandt A. Die Feldzüge des älteren Theodosius // Hermes. 1972. N 100. S. 96; Demandt A. Die Afrikanischen Unruhen unter Valentinian I. // Afrika und Rom in der Antike / Hrsg. von J. H. Diesner, H. Barth and H. D. Zimmermann. Halle, 1968. S. 283.

23 Shaw B. D. Sacred Violence. P. 49-50; 54-61.

га участников малых расколов, У. Х. К. Френд пришел к общей о цифре в 420 человек24 — число, явно превышавшем количество ^ епископов-кафоликов. Наконец, в 411 г., когда уже более пяти О лет вводилось антидонатистское законодательство, на совел щании епископов в Карфагене присутствовало равное количе-га

о ство предстоятелей от двух групп: значит, раньше донатистов было больше.

н

^ 2. Вопрос об отношении епископов с местными властями.

^ После ареста комита Романа25 и казни Феодосия Старшего

К

^ преследования донатистов закончились. Удивительный факт: ^ из периода 370-390-х гг. мы не знаем ни об одном судебном ^ решении в пользу кафоликов26. Законодательство Валентини-ана I, Грациана и Феодосия I в Африке не соблюдалось, чему препятствовали равнодушие или даже враждебное отношение чиновников27. При этом донатисты несколько раз выигрывали процессы против максимианистов на том основании, что именно они были кафолической церковью в Африке.

3. Очень противоречивым было положение кафолической церкви. Реститут, кафолический епископ Карфагена в 350-370-х гг., председательствовал на Ариминском соборе 359 г. С укреплением никейской веры положение Реститута становилось

24 Frend W. H. C. The Donatist Church. P. 411.

25 Его имя присутствует сразу в двух списках преследователей донатистов: у Петилиана (Contra litt. Pet., III, 25, 29) и в актах Карфагенского совещания 411 г. (Gesta coll. Carth., III, 258).

26 В доказательство обратного иногда указывают на то, что одну из карфагенских базилик на кафолическом соборе 390 г. назвали «восстановленной» (restituta; Gesta Conc. Carth. a. 390, inc.) и что против Оптата из Та-мугади после нападения на кафоликов было возбуждено разбирательство по закону Феодосия 392 г. (Aug. Contra litt. Pet., II, 83, 184). Впрочем, по источникам не ясно ни то, когда была возвращена базилика (может быть, при Константе?), ни то, был ли Оптат действительно осужден. См.: Lander S. L. Ritual Sites and Religious Rivalries in Late Roman North Africa. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 146; Marone P. Some Observations on the Anti-Donatist Legislation // The Uniquely African Controversy. Studies on Donatist Christianity / Ed. by A. Dupont, M. A. Gaumer, and M. Lamberigts. Leu-ven, 2015. P. 79.

27 Заметим, что специфически антидонатистских законов еще не было, а в число еретиков донатистов не включали. Сохранилась лишь конституция Валентиниана I против повторного крещения, направленная в Африку в 373 г. (Cod. Th., XVI, 6, 1). Должно быть, она не применялась.

все более шатким. В конце концов в 378-379 гг. его низложили по указу Грациана. И хотя во времена папы Сириция общение о африканцев и Рима протекало нормально, пока что кафолики могли ощущать недостаток в лоббистах. ^

4. Неоднозначным было отношение к сотрудничеству ^ со светскими властями и к религиозному принуждению. Наря- ^ ду с такими людьми, как Оптат из Тамугади или Примиан из © Карфагена, всегда готовыми к борьбе, среди африканских g христиан существовала сильная группа «умеренных». К ним, jj кажется, можно отнести сторонников Рогата и Максимиана; Q среди кафоликов мягкостью выделялся новый епископ Кар- ^ фагена Генетлий. Известно, что он даже намеренно воспре- § пятствовал исполнению одного антидонатистского закона ^ (Aug. Ep. 44, 5, 12). Френд приводит ряд свидетельств того, что jj до 397 г. разные группы христиан весьма мирно сосущество- ^ вали в Северной Нумидии — там, куда не простиралась власть • Оптата28.

Таким образом, мы видим, что стандартные представления о союзе двух «оппозиций», политической и религиозной, не совсем точны. В 370-390-е гг. донатисты ни в коем случае не были меньшинством и «оппозицией»: это была доминирующая церковная сила в Африке. И эта сила предпочитала поддерживать ту власть, которая находилась ближе и действительно управляла жизнью в провинциях — местную власть. Тем более, что эта власть признавала все претензии донатистов, хоть и не всегда могла их воплотить. Этой власти, то есть Фирму и особенно Гильдону, также было выгоднее опираться именно на самую крупную церковную организацию в регионе. Кафоликам оставалось лишь говорить о терпимости, надеясь на сочувствие оппонентов, или ждать подмоги от центральной администрации, которая направляла войска лишь в критическом случае. Вероятно, в Медиолане тоже понимали религиозное значение кампании против Гиль-дона: чем еще объяснить оформление и восприятие экспедиции Масцезеля как священной войны, о чем свидетельствует

28 Prend W. H. C. The Donatist Church. P. 200-205.

га упоминание монахов, молитв и видения29? При этом поражение н „

о комита оказалось сигналом к началу новой войны, уже против

tj донатистов — ее будет вести Августин.

и

Список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

Л

О Amrouche J. L. Eternel Jugurtha: propositions sur le génie africain //

g L'Arche. 1946. N 13 (3). P. 58-70.

^ Blackhurst A. The House of Nubel: Rebels or Players? // Vandals,

• Romans and Berbers. New Perspectives on Late Antique North Africa / К Ed. by A. H. Merrills. Aldershot: Ashgate, 2004. P. 59-75. Я Cameron A. Claudian: Poetry and Propaganda at the Court of Hon-

^ orius. — Oxford: Oxford University Press, 1970. — 508 p.

Decret P. Early Christianity in North Africa / Transl. by E. L. Smither. — Cambridge: James Clarke & Co, 2011. — 222 p.

Demandt A. Die Afrikanischen Unruhen unter Valentinian I. // Afrika und Rom in der Antike / Hrsg. von J. H. Diesner, H. Barth and H. D. Zimmermann. Halle: Martin-Luther-Univ. Halle-Wittenberg, 1968. S. 277-292.

Demandt A. Die Feldzüge des älteren Theodosius // Hermes. 1972. N 100. S. 81-113.

Drijvers J. W. Ammianus on the Revolt of Firmus // Ammianus after Julian. The Reign of Valentinian and Valens in Books 26-31 of the Res Gestae / Ed. by J. den Boeft, J. W. Drijvers, D. den Hengst and H. C. Teitler. Leiden: Brill, 2007. P. 129-155.

Fialon S. Images du pouvoir persécuteur dans les passions des martyrs africains (IIIe-VIe siècles) // L'Africa romana. 2013. N 19. P. 10131034.

Frend W. H. C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. — Oxford: Clarendon Press, 1971. — 384 p.

Grasmück E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. — Bonn: Ludwig Röhrscheid Verlag, 1964. — 272 S.

Kotula T. Firmus, Fils de Nubel, etait il usurpateur ou roi des maures? // Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. 1970. N 18. P. 137-146.

29 Идея божественного покровительства благочестивому полководцу в борьбе с нечестивцами уже была хорошо знакома христианским авторам. В подтверждение можно упомянуть рассказы Евсевия и Лактанция о войнах Константина против языческих правителей и о знамении перед битвой на Мульвиевом мосту (312 г.). Наконец, в тех же тонах Феодосий представлял совсем недавнюю войну с Евгением: Циркин Ю. Б. Политическая история Римской империи. Т. II. СПб., 2019. С. 361.

Lander S. L. Ritual Sites and Religious Rivalries in Late Roman

North Africa. — Cambridge: Cambridge University Press, 2016. — о 253 p. Q

Marone P. Some Observations on the Anti-Donatist Legislation // § The Uniquely African Controversy. Studies on Donatist Christianity / Q Ed. by A. Dupont, M. A. Gaumer, and M. Lamberigts. Leuven: Peeters, ЙЗ 2015. P. 71-84. g

Oost S. I. Count Gildo and Theodosius the Great // Classical © Philology. 1962. Vol. 57 (1). P. 27-30. §

Philological and Historical Commentary on Ammianus Marcellinus g XXIX / By J. den Boeft, J.W. Drijvers, D. den Hengst, H.C. Teitler. — | Leiden; Boston: Brill, 2013. — 298 p. §

Piredda A. M. G. Passio Sanctae Salsae: testo critico con introduzione ^ e traduzione italiana. — Sassari: Edizioni Gallizzi, 2002. — 126 p. о

Rubin Z. Mass Movements in Late Antiquity. Appearances ^ and Realities // Leaders and Masses in the Roman World. Studies g in Honor of Zvi Yavetz / Ed. by I. Malkin and Z. W. Rubinsohn. Leiden: § Brill, 1995. P. 129-187. fc

Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2011. — 930 p.

Tengström E. Donatisten und Katholiken: soziale, wirtschaftliche und politische Aspekte einer nordafrikanischen Kirchenspaltung. — Göteborg: Elanders Boktryckeri Aktiebolag, 1964. — 202 s.

Wijnendaele J. The Career and «Revolt» of Gildo, comes et magister utriusque militiae per Africam // Latomus. 2017. Vol. 76 (2). P. 385402.

Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V веках. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 302 с.

Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313-314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 9-24.

Мамонтов А. Л. Между мучениками и рабочими: проблема циркумцеллионов в источниках и историографии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 22 (1). [в печати].

Мамонтов А. Л. Преследование донатистов при императоре Константе (337-350 гг.) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2018. № 22. С. 830-842.

Циркин Ю. Б. Политическая история Римской империи. Т. II. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 588 с.

pq References

H «

s

(-4

s

^ Amrouche J. L. (1946) Eternel Jugurtha: Propositions sur le génie

ti africain, L'Arche, vol. 13, n. 3, pp. 58-70.

§ Blackhurst A. (2004) The House of Nubel: Rebels or Players?,

^ Merrills A. H. (ed.) Vandals, Romans and Berbers. New Perspectives g on Late Antique North Africa, Aldershot: Ashgate, pp. 59-75. g Boeft J., den, Drijvers J. W., Hengst D., den, Teitler H. C. (2013)

w Philological and Historical Commentary on Ammianus Marcellinus XXIX, Leiden; Boston: Brill, 298 p.

Cameron A. (1970) Claudian: Poetry and Propaganda at the Court of Honorius, Oxford: Oxford University Press, 508 p. ^ Cirkin J. B. (2019) Politicheskaja istorija Rimskoj imperii [Political

History of the Roman Empire], Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, vol. 2, 588 p. (in Russian)

Decret F. (2011) Early Christianity in North Africa / Transl. by E. L. Smither, Cambridge: James Clarke & Co, 222 p.

Demandt A. (1968) Die Afrikanischen Unruhen unter Valenti-nian I., J. H. Diesner, H. Barth and H. D. Zimmermann (eds) Afrika und Rom in der Antike, Halle: Martin-Luther-Univ., Halle-Wittenberg, pp. 277-292.

Demandt A. (1972) Die Feldzüge des älteren Theodosius, Hermes, vol. 100, pp. 81-113.

Diligenskij G. G. (1961) Severnaja Afrika vIV-Vvekah [North Africa in IV-V centuries]. M.: Izd-vo AN SSSR, 302 p. (in Russian)

Drijvers J. W. (2007) Ammianus on the Revolt of Firmus, J. den Boeft, J. W. Drijvers, D. den Hengst and H. C. Teitler (eds) Ammianus after Julian. The Reign of Valentinian and Valens in Books 26-31 of the Res Gestae, Leiden: Brill, pp. 129-155.

Fialon S. (2013) Images du pouvoir persécuteur dans les passions des martyrs africains (IIIe-VIe siècles), L'Africa romana, vol. 19, pp. 1013-1034.

Frend W. H. C. (1971) The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa, Oxford: Clarendon Press, 384 p.

Grasmück E. L. (1964) Coercitio: Staat und Kirche im Donatisten-streit, Bonn: Ludwig Röhrscheid Verlag, 272 s.

Kotula T. (1970) Firmus, Fils de Nubel, etait il usurpateur ou roi des maures? Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae, 1970, vol. 18, pp. 137-146.

Lander S. L. (2016) Ritual Sites and Religious Rivalries in Late Roman North Africa, Cambridge: Cambridge University Press, 253 p.

Mamontov A. L. (2019) Konstantin i donatistskij raskol: pervye shagi imperatora (313-314 gg.) [Constantine and the Donatist Schism:

First Steps of the Emperor (313-314)], VestnikPSTGU, SerijaII: Istorija. Istorija RusskojPravoslavnoj Cerkvi, vol. 86, pp. 9-24. (in Russian) o

Mamontov A. L. (2022) Mezhdu muchenikami i rabochimi: g problema cirkumcellionov v istochnikah i istoriografii [Martyrs or § laborers? Sources and Scholarship on Circumcellions], Gosudarstvo, Q religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom, vol. 22 (1). [in print] (in Russian) g Mamontov A. L. (2018) Presledovanie donatistov pri imperatore g Konstante (337-350 gg.) [The persecution of the Donatists under © Constans (337-350)], Indoevropejskoe jazykoznanie i klassicheskaja § filologija, vol. 22, pp. 830-842. (in Russian) g

Marone P. (2015) Some Observations on the Anti-Donatist ^ Legislation, A. Dupont, M. A. Gaumer, M. Lamberigts (eds) § The Uniquely African Controversy. Studies on Donatist Christianity, ^ Leuven: Peeters, pp. 71-84. o

Oost S. I. (1962) Count Gildo and Theodosius the Great, Classical ^ Philology, vol. 57 (1), pp. 27-30. S

Piredda A. M. G. (2002) Passio Sanctae Salsae: testo critico con § introduzione e traduzione italiana, Sassari: Edizioni Gallizzi, 126 p. p

Rubin Z. (1995) Mass Movements in Late Antiquity. Appearances and Realities, Leaders and Masses in the Roman World. Studies in Honor of Zvi Yavetz, ed. by I. Malkin and Z. W. Rubinsohn, Leiden: Brill, pp. 129-187.

Shaw B. D. (2011) Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine, Cambridge; New York: Cambridge University Press, 930 p.

Tengström E. (1964) Donatisten und Katholiken: soziale, wirtschaftliche und politische Aspekte einer nordafrikanischen Kirchenspaltung, Göteborg: Elanders Boktryckeri Aktiebolag, 202 s.

Wijnendaele J. (2017) The Career and «Revolt» of Gildo, comes et magister utriusque militiae per Africam, Latomus, vol. 76 (2), pp. 385-402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.