УДК 008:785
Б. Ф. Смирнов
доктор искусствоведения, профессор
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
E-mail: [email protected]
ДОМРОВОЕ ИСКУССТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
(о новой диссертации)
Статья посвящена теоретическим проблемам народно-инструментального искусства, прежде всего — домрового исполнительства. Дается обзор научных исследований в данной области искусства, заостряется внимание на конкретных диссертационных работах новейшего времени, проводится краткий анализ последней диссертации по региональным проблемам домрового искусства, защищенной на Урале.
Отмечается, что изучение вышеназванной тематики в музыкальной науке ведется сравнительно недавно. Но если вторая половина ХХ в. была для нее временем становления, то сегодня исследования в этой сфере приобретают масштабные очертания. В них поднимаются актуальные вопросы эффективности системы образования, качества инструментария, структуры репертуара домристов и т. д. Даже краткое освещение этих острых вопросов через анализ соответствующих диссертационных исследований предопределяет актуальность предлагаемой статьи. Ее цель заключается прежде всего в научно-информационной поддержке исследований молодых специалистов — исполнителей-домристов, ступивших на путь глубинного познания своей профессии. Диссертационные исследования по проблемам домрового искусства — не частое явление в искусствоведении.
Основной материал статьи посвящен анализу кандидатской диссертации И. В. Логиновой «Домровое искусство Башкортостана», защищенной в 2020 г. в диссертационном совете при Магнитогорской консерватории по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство. Обращается внимание на то, что диссертант — лауреат нескольких всероссийских и международных конкурсов исполнителей на народных инструментах. Такие примеры случались и раньше. Констатируется факт: изучение актуальных проблем народных струнных инструментов начали активно брать в свои руки специалисты-практики.
Рассматриваемое исследование — одна из первых попыток комплексного изучения самой системы функционирования русского музыкального инструмента в социокультурной и художественной среде Республики Башкортостан. История развития домры прослеживается на основе ряда константных параметров — инструментария, исполнительства, образования и композиторского творчества, что делает научные результаты вполне репрезентативными для исследуемого региона. Формулируется важнейший вывод: домровое искусство Башкортостана является феноменом межкультурной коммуникации. Он основан на анализе взаимодействия (на разных исторических этапах) русской домры, башкирской думбыры, казахской домбры и итальянской мандолины. В итоге материал исследования позволил диссертанту наметить приоритеты дальнейшего развития домрового искусства в Башкортостане. Кандидатская диссертация И. В. Логиновой — одна из самых ярких работ последнего времени, посвященная региональным проблемам народно-инструментального (домрового) искусства.
Ключевые слова: народно-инструментальное искусство, домра, региональные исследования, исполнители-исследователи, инструментарий, исполнительство, образование, композиторское творчество, профессионализация, академизация, русская домра, башкирская дум-быра, казахская домбра, итальянская мандолина
Для цитирования: Смирнов, Б. Ф. Домровое искусство в социокультурном пространстве (о новой диссертации) /Б. Ф. Смирнов//Вестник культуры и искусств. — 2021. — № 3 (67). — С. 85-91.
85
Научные исследования по тематике народно-инструментального искусства, в том числе домрового исполнительства, — составная и неотъемлемая часть искусствоведения. Это еще относительно молодая отрасль музыкальной науки. Достаточно вспомнить, что со времен возрождения балалайки и домры великим В. В. Андреевым прошло немногим более века — в историческом масштабе срок небольшой для профессионального становления нового направления в музыкальном исполнительстве. Естественно, что наука, изучающая народно-инструментальное искусство, еще моложе соответствующей музыкальной практики. Немаловажное уточнение: профессиональное обучение на народных инструментах (баян, балалайка, домра) в музыкальных учебных заведениях нашей страны фактически началось лишь в середине ХХ в. Тем не менее наука, изучающая особенности инструментария, музыки и исполнительства на русских народных инструментах, успешно развивается. Мы можем гордиться именами ученых-искусствоведов, внесших значительный вклад в разработку теоретических основ профессионального народно-исполнительского искусства, среди них — В. В. Бычков, Д. И. Варламов, К. А. Вертков, М. И. Имханицкий, Е. И. Максимов, И. В. Мациевский, А. И. Пересада, Ю. Г. Ястребов и др.
Любая наука развивается там, где есть основа и условия для этого. На сегодняшний день в России функционирует весьма разветвленная сеть средних и высших музыкальных учебных заведений, в которых успешно идет подготовка специалистов-«народников», в том числе струнников (балалаечников, домристов). Среди выпускников этих вузов, как и в академической сфере музыкального искусства, выделяются яркие личности — исполнители-виртуозы, музыканты огромного таланта (в качестве примера можно назвать двух самых известных домристов—А. А. Цыганков и Т. И. Вольская). Правда, зенит творчества этих выдающихся музыкантов приходился на 70— 80-е гг. прошлого века... Конечно, талантливые исполнители есть и в наше время.
Для молодой музыкальной науки1 вторая половина ХХ столетия была прежде всего
временем становления. Сегодня, на более высоком уровне осознания феномена профессионального музыкального исполнительства на русских народных инструментах, возникают уже поистине масштабные вопросы: какова система и эффективность образования в рассматриваемой сфере; каково качество инструментария в соответствующих заведениях — многочисленных детских музыкальных школах, школах искусств, музыкальных колледжах и вузах; какая музыка доминирует в репертуаре учащихся, студентов (оригинальные произведения, переложения или обработки народных мелодий); наконец, что можно отметить как положительный опыт, достойный изучения и распространения, и что тормозит движение вперед. Как всегда, вопросов в таких случаях возникает немало. Среди заметных исследований новейшего времени в данном направлении — монографии Т. И. Вольской [2], М. И. Имханицкого [4], В. П. Круглова [5], В. С. Чунина [13]; кандидатские диссертации Т. П. Варламовой [1], В. В. Махан [7], Е. Н. Мочаловой [8], П. И. Сапожникова [10], Е. Г. Скрябиной [11], Т. Н. Смирновой [12] и др.
Учитывая масштабы нашей страны, было бы, наверно, целесообразно изучать выше-поднятые вопросы локально, по регионам. Что касается Уральского региона, к которому мы условно присоединяем и Башкортостан2, то «первая ласточка» здесь появилась уже 12 лет назад. Речь идет о кандидатской диссертации А. А. Желтировой (2009 г.) — «Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции»3 [3]. Работа представляет собой первый опыт комплексного теоретического исследования музыки для русской домры как особого художественно-эстетического и социально-культурного явления. Этим во многом определяется ее актуальность. Диссертация воссоздает целостное и системное представ-
1 Здесь и далее речь пойдет только об исследованиях исполнительского искусства на двух разновидностях домры - 3- и 4-струнной
2 Конечно, это все же Предуралье, но единственный на Урале диссертационный совет по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство работает на базе Магнитогорской консерватории с участием Екатеринбургской консерватории и Уфимского института искусств.
3 Магнитогорская консерватория им. М. И. Глинки; официальный оппонент - автор настоящей статьи.
86
ление о путях развития домрового искусства и приводит к пересмотру сложившейся традиционной периодизации его эволюции. Однако по ее прочтении возникает естественный вопрос: можно ли основные выводы автора распространять на всю территорию России?
В последующие годы намечается тенденция обращения диссертантов к региональным проблемам народно-инструментального искусства. Так, в 2016 г. защищена кандидатская диссертация домристки С. В. Мушкиной «Феномен системного развития народно-инструментального искусства в индустриальном Магнитогорске (истоки, особенности, проблемы)» [9]. Тема говорит сама за себя. Уже через 4 года (2020) на «горизонте» Уральского региона появляется новая искусствоведческая диссертация, автор которой максимально концентрирует свое внимание на локальной «площадке» — Республике Башкортостан; это работа И. В. Логиновой «Домровое искусство Башкортостана»4 [6]. Диссертант — лауреат всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Южного Урала — Оренбургская мозаика» (Оренбург, 2002, 3 премия), международного конкурса «Кубок Южного Урала — Оренбургская мозаика» (Оренбург, 2005, 2 премия), международного конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов «Европа — Азия» (Магнитогорск, 2007, 3 премия в составе инструментального трио). Можно констатировать: изучение актуальных проблем исполнительства на народных струнных инструментах наряду с музыкантами-теоретиками начали активно брать в свои руки специалисты-практики, исполнители-исследователи, изнутри своей профессии наблюдающие и чувствующие все плюсы и минусы художественно-творческой жизни страны, региона [1; 3; 6—12].
Заявка представленного И. В. Логиновой исследования весьма серьезна, это одна из первых попыток комплексного изучения самой системы функционирования домрового
4 Магнитогорская консерватория им. М. И. Глинки; научный руководитель проф. С. М. Платонова, официальный оппонент - автор настоящей статьи.
искусства в Республике Башкортостан. Она, эта система, рассматривается, с одной стороны, как динамично развивающаяся ветвь российской музыкально-домровой культуры, а с другой — как сфера взаимодействия русского народного инструмента с социокультурной и национально-художественной средой уникального в этом отношении региона — Башкортостана. В связи с этим подчеркнем прежде всего актуальность представленного диссертационного исследования. Несомненно, своеобразие музыкальной культуры Башкортостана как составной части ее национально-интернациональной культуры в целом — интересный и важный с точки зрения науки объект исследования. Выбор для изучения конкретного «среза» этой музыкальной культуры—домрового искусства республики — представляется для кандидатской диссертации вполне логичным и обоснованным.
На протяжении всей работы ее автор демонстрирует высокий уровень профессиональных знаний, опираясь в своих рассуждениях на множество первоисточников, анализ широкого круга научной литературы. Обширная и разнообразная библиографическая база — одна из заметных особенностей диссертации. Здесь и фундаментальные труды по общим проблемам музыкознания, и монографии по народно-инструментальному искусству, и работы по отдельным актуальным вопросам музыки для домры, в том числе башкирских композиторов. В поисках научной истины диссертант привлек к изучению большой массив соответствующих архивных материалов. Все это демонстрирует неравнодушие, добросовестность и тщательность научного поиска. Подтверждением сказанного служат и четыре впечатляющих по объему и содержанию приложения, где приводятся и интересные, познавательные иллюстрации, и необходимые нотные примеры, и справочные материалы, а также два цифровых диска — CD и DVD.
Отличительная черта рассматриваемой диссертации — добротная методологическая основа, включающая в себя и культурологические, и искусствоведческие методы исследования. Сама история функционирования, развития домры рассматривается с позиции
87
теории стадиальности на основе ряда константных параметров, общих для всех стадий развития этого инструмента. По мысли автора диссертации, инструментарий, исполнительство, образование, композиторское творчество — четыре компонента, наиболее полно концентрирующие характеристики рассматриваемой системы. Именно совокупность этих компонентов осмысливается как система, что потребовало и системного подхода к изучению проблемы. Все это позволило автору работы создать целостное представление о сложных, противоречивых, но в то же время продуктивных путях развития русского народного инструмента в Республике Башкортостан.
Итак, диссертация И. В. Логиновой убедительно раскрывает домровое искусство Башкортостана как самобытное художественное и социокультурное явление. Отмечаются три стадии его становления и развития. Само домровое искусство традиционно подразделяется на сольное, ансамблевое и оркестровое.
Автор исследования подробно рассматривает каждое из них, подчеркивая тесное взаимодействие этих трех форм домрового исполнительства. В результате выводы: ансамблевое музицирование сегодня является одной из самых динамично развивающихся областей профессионального домрового исполнительства. Что касается оркестрового исполнительства, то оно выступает как базис и ансамблевого, и сольного. Именно в оркестре, в его инструментарии и репертуаре, утверждает исследователь, отчетливо прослеживаются национальные особенности народно-музыкального искусства республики.
Еще один важный вывод автора диссертации: домровое искусство Башкортостана является феноменом межкультурной коммуникации. Его специфику определяет адаптация русского народного инструмента к социокультурному пространству национального региона. Как утверждает диссертант, коммуникативные функции видятся в использовании домры в качестве замены отсутствующей на определенном этапе башкирской думбыры, а также, позже, во влиянии на ее воссоздание.
Наконец, с возрождением башкирской дум-быры усиливается восприятие национальной принадлежности и русской трехструнной домры. Да, с такими убедительными, четкими, а главное важными и полезными для музыкознания выводами не поспоришь.
Особый научный интерес в исследовании вызывает конкретный материал о взаимодействии (на том или ином историческом этапе) русской домры, башкирской думбы-ры, казахской домбры и итальянской мандолины. Приведенные факты и результаты анализа проблемы, пожалуй, впервые вводятся в научный оборот. Исследование тенденций развития домрового искусства Башкортостана как целостного явления в рамках общей музыкальной культуры республики дало возможность диссертанту обозначить и понять не только актуальные проблемы, но и наметить приоритеты его дальнейшего развития, что имеет немаловажное практическое значение для соответствующих руководящих органов культуры и искусства как Республики Башкортостан, так и всей России.
В конечном счете можно зафиксировать следующие основные моменты успешной исследовательской деятельности диссертанта:
— изучен эволюционный путь домрового искусства в рамках национально-музыкальной культуры Башкортостана;
— отмечены особенности становления и развития музыкального домрового образования и профессионального исполнительства в республике;
— дана характеристика деятельности музыкантов, сыгравших важную роль в развитии домрового искусства в регионе;
— проанализирован и осмыслен оригинальный репертуар для домры композиторов Башкортостана.
Научное исследование И. В. Логиновой «Домровое искусство Башкортостана» по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство убедительно и по содержанию, и по логике изложения материала, и в целом по приведенным выводам. Это не значит, что оно свободно от ряда недостатков. Но мы исходим из того, что любая наука, если это настоящая наука, всегда находится на грани уже
88
познанного и еще непознанного. Отсюда — возможные неточности и даже ошибки. Наш девиз таков: «Раз есть замечания — значит есть нормальная, "живая" работа». Позволим себе обратить внимание и автора диссертации, и заинтересованных читателей на следующее:
— На с. 86 диссертации говорится о процессе академизации домрового искусства в Башкортостане, повлекшем за собой переход к 3-струнной и практическое исчезновение 4-струнной домры. Непонятна причинно-следственная связь между этими событиями. Почему в некоторых других регионах России при том же процессе академизации домрового искусства 4-струнная домра не исчезла? Не потому ли, что именно она более всего предрасположена к академизации, поскольку ее строй — это строй скрипки, что дает возможность исполнять на ней соответствующую литературу?
— Как можно оценить стремительный дрейф 3-струнной домры как истинно русского народного инструмента к тотальной акаде-мизации, т. е. в сферу сугубо академической («ученой») музыки? Нет ли в этом процессе противоречия между природой инструмента (у истоков возрождения которого стоял сам В. В. Андреев) и предлагаемым в массовом масштабе академическим репертуаром?
— На с. 87 диссертации читаем: «В целом, процессы профессионализации домрового искусства Башкортостана, проходившие на протяжении 30 лет, подготовили следующую стадию — академизации». Но термины профессионализация и академизация — не однопорядковые понятия. Разве акаде-мизация является высшей стадией профессионализации? Профессионализм как следствие профессионализации уже есть высшее мастерство. Оно специфически проявляется, условно говоря, в академическом, эстрадно-джазовом или народно-фольклорном стилях исполнительства. Иначе: стиль исполнительства во многом обусловливается художественным стилем самой музыки. Конечно, профессионализм необходим всегда и везде. Но академизация домрового искусства, как мы понимаем, все же подготовлена не его профессионализацией, а прежде все-
го активно развивающимся академическим репертуаром для домры. Не было бы такого репертуара — не было бы никакой стадии академизации. Тем не менее мы признаем дискуссионность наших замечаний.
Что касается очевидных недостатков выполненной научной работы, то они, на наш взгляд, следующие:
— Название темы диссертации в научно-информационном плане нейтрально, поскольку не несет в себе обобщенную проблему. В конце названия хочется поставить двоеточие и конкретизировать аспект исследования (можно было бы и так: «Особенности домрового искусства Башкортостана»).
— В рамках разработки понятийного аппарата диссертации следовало бы уточнить смысл термина академический (в сочетании с понятиями образование, исполнительство, музыка), а также его соотношение с термином профессиональный. Заметим, только толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает пять (!) различных определений понятию академический. На этом варианты его истолкования наверняка не исчерпываются.
— Текст диссертации постоянно прерывается вставками (порой значительными) — преимущественно справочным материалом мелким шрифтом, что мешает логичному и целостному восприятию основного содержания работы. Такие сами по себе интересные, познавательные отступления от основного текста с точки зрения поставленных задач исследования представляются лишними (они уместны в Приложении).
Высказанные замечания в целом не снижают положительного впечатления от кандидатской диссертации И. В. Логиновой «Домровое искусство Башкортостана». Автор проявил компетентность и осведомленность в исследуемой области музыки. Собран, проанализирован и систематизирован обширный материал по актуальным проблемам домрового искусства Башкортостана. Сформулированы важные выводы, выдвинуты интересные идеи. Можно смело говорить о существенном вкладе автора исследования в разработку соответствующей отрасли музыкальной науки. Поздравив диссертанта с успешной защитой кандидатской
89
искусствоведения / В. В. Махан. — Москва, 2017. - 30 с.
8. Мочалова, Е. Н. Мандолинное и домровое искусство: пути развития и взаимодействия : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Н. Мочалова. -Ростов-на-Дону, 2018. — 31 с.
9. Мушкина, С. В. Феномен системного развития народно - инструментального искусства в индустриальном Магнитогорске (истоки, особенности, проблемы) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С. В. Мушкина. — Магнитогорск, 2016. — 22 с.
10. Сапожников, П. И. Развитие домрово-балалаечного искусства в Российской провинции (по материалам Самарской области) : дис. ... канд. искусствоведения / П. И. Сапожников. — Тольятти, 2013. — 307 с.
11. Скрябина, Е. Г. Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития : дис. ... канд. искусствоведения / Е. Г. Скрябина. — Магнитогорск, 2009. — 279 с.
12. Смирнова, Т. Н. Транскрипционное творчество в современном домровом искусстве : дис. ... канд. искусствоведения / Т. Н. Смирнова. — Воронеж, 2016. — 168 с.
13. Чунин, В. С. Русская домра — проводник в мир музыки : избранные труды / В. С. Чунин. — Москва : РАМ им. Гне-синых, 2011. — 368 с.
Получено 21.06.2021
B. Smirnov
Doctor of Art Criticism, Professor
Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]
Domra Playing Art in Sociocultural Space (about New Dissertation)
Abstract. The articles is devoted to the theoretical issues of folk-instrumental art, first of all, to the domra playing. The author reviews scientific researches in this field, paying much attention to certain number of theses of today and gives a thorough analysis of the last thesis studying regional issues of domra playing defended in the Urals.
The author stresses that researches carried out in the above mentioned field of musical science are quite new. And if the second half of the XX-th century was the time of establishing and formation, today the researches in this field have considerably widened. They consider such urgent issues as effectiveness of educational system, musical instruments quality, domra players' repertoire structure etc. Even such a brief review of these important issues by means of analysis of the corresponding thesis researches predetermines the urgency of the given article. The main aim of this article is first and foremost in scientific-information support of young
90
диссертации, пожелаем коллегам И. В. Логиновой — педагогам-домристам — брать с нее пример и смелее ступать на научную тропу глубинного изучения своей профессии.
1. Варламова, Т. П. Формирование исполнительской техники домриста в системе непрерывного музыкального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. П. Варламова. — Москва, 2010. - 25 с.
2. Вольская, Т. И. Школа мастерства домриста / Т. И. Вольская, М. И. Уляш-кин. — Екатеринбург, 1995. — 161 с.
3. Желтирова, А. А. Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / А. А. Желтирова. — Магнитогорск, 2009. — 27 с.
4. Имханицкий, М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России : учеб. пособие / М. И. Имханицкий. — Москва : РАМ им. Гнесиных, 2008. — 370 с.
5. Круглов, В. П. Искусство игры на домре / В. П. Круглов. — Москва : РАМ им. Гнесиных, 2003. — 195 с.
6. Логинова, И. В. Домровое искусство Башкортостана: дис. ... канд. искусствоведения / И. В. Логинова. — Магнитогорск, 2020. — 255 с.
7. Махан, В. В. Домра в России: истоки и возрождение : автореф. дис. ... канд.
musicians' (domra players) researches who have already started studying the depths of the profession they chose. Thesis researches on the domra playing art issues can be not often met in art criticism.
General part of the article is devoted to the analysis of doctoral dissertation "Domra playing art in Bashkortostan" (specialty 17.00.02 Musical Art) by I. V. Loginova, defended in 2020 in the dissertation board at the Magnitogorsk Conservatoire. The author pays much attention to the fact that the candidate for a degree is the prize-winner of several all-Russian and international folk instruments performers competitions. Such examples happened in the past too. The author concludes by saying that studying of folk string instruments problems have been started by specialists-practitioners.
The research under study is one of the first attempts of complex learning of the Russian musical instrument functioning system in socio-cultural and artistic environment of the Bashkortostan Republic. The history of domra development is observed on the grounds of a number of constant parameters such as tools, performing art, education and composers' creative activity. All this makes scientific results quite representative for the region under study. The author comes to the conclusion that domra playing art in Bashkortostan is a phenomenon of inter-cultural communication. It is based on the analysis of interaction (on different stages of history) of the Russian domra, the Bashkir dumbyra, the Kazakh dombra and the Italian mandolin. In the long run the material of research has allowed the candidate for a degree to set priorities of future development of domra playing art in Bashkortostan. The Candidate's dissertation of I. V. Loginova is one the brightest research works of the recent times which is devoted to regional problems of folk-instrumental (domra) performing art.
Keywords: folk-instrumental performing art, domra, regional researches, practical researchers, tools, performing art, composer's creative activity, professionalization, academization, the Russian domra, the Bashkir dumbyra, the Kazakh dombra, the Italian mandolin
For citing: Smirnov B. 2021. Domra Playing Art in Sociocultural Space (about New Dissertation). Culture and Arts Herald. No 3 (67): 85-91.
References
1. Varlamova T. 2010. Formirovanie ispolnitel'skoy tekhniki domrista v sisteme nepreryvnogo muzykal'nogo obrazovaniya [Formation of the performing technique of domrist in the system of continuous music education]. Moscow. 25 p. (In Russ.).
2. Volskaia T., Uliashkin M. 1995. Shkola masterstva domrista [Domrist mastery school]. Ekaterinburg. 161p. (In Russ.).
3. Zheltirova A. 2009. Muzyka dlya russkoy domry: stadii evolyutsii i stilevye tendentsii [Music for Russian domra: stages of evolution and style trends]. Magnitogorsk. 27 p. (In Russ.).
4. Imhanitsky M. 2008. Stanovlenie strunno-shchipkovykh narodnykh instrumentov v Rossii [The formation of stringed and plucked folk instruments in Russia]. Moscow: RAM im. Gnesinykh. 370 p. (In Russ.).
5. Kruglov V. 2003. Iskusstvo igry na domre [The art of playing domra]. Moscow: RAM im. Gnesinykh. 195 p. (In Russ.).
6. Loginova I. 2020. Domrovoe iskusstvo Bashkortostana [Domra art of Bashkortostan]. Magnitogorsk. 255 p. (In Russ.).
7. Makhan V. 2017. Domra v Rossii: istoki i vozrozhdenie [Domra in Russia: origins and revival]. Moscow. 30 p. (In Russ.).
8. Mochalova E. 2018. Mandolinnoe i domrovoe iskusstvo: puti razvitiya i vzaimodeystviya [Mandolin and domra art: ways of development and interaction]. Rostov-na-Donu. 31 p. (In Russ.).
9. Mushkina S. 2016. Fenomen sistemnogo razvitiya narodno-instrumental'nogo iskusstva v industrial'nom Magnitogorske (istoki, osobennosti, problemy) [The phenomenon of systemic development of folk instrumental art in industrial Magnitogorsk (origins, features, problems)]. Magnitogorsk. 22 p. (In Russ.).
10. Sapozhnikov P. 2013. Razvitie domrovo-balalaechnogo iskusstva v Rossiyskoy provintsii (po materialam Samarskoy oblasti) [Development of domra and balalaika art in the Russian province (based on materials from the Samara region)]. Tol'yatti. 307 p. (In Russ.).
11. Skriabina E. 2009. Domrovoe ispolnitel'skoe iskusstvo: istoki, stanovlenie, tendentsii razvitiya [Performing domra arts: origins, formation, development trends]. Magnitogorsk. 279 p. (In Russ.).
12. Smirnova T. 2016. Transkriptsionnoe tvorchestvo v sovremennom domrovom iskusstve [Transcriptional creativity in contemporary domra art]. Voronezh. 168 p. (In Russ.).
13. Chunin V. 2011. Russkaya domra - provodnik v mir muzyki [Russian domra - a guide to the world of music]. Moscow: RAM im. Gnesinykh. 368 p. (In Russ.).
Received 21.06.2021
91