Научная статья на тему 'Доминантные черты развития домрового искусства второй половины XX начала XXI веков'

Доминантные черты развития домрового искусства второй половины XX начала XXI веков Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
629
169
Поделиться
Ключевые слова
ДОМРА / ДОМРОВОЕ ИСКУССТВО / ОРИГИНАЛЬНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ТРЕХСТРУННОЙ И ЧЕТЫРЕХСТРУННОЙ ДОМРЫ / СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДОМРОВОЙ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Ненашева Татьяна Анатольевна

В данной статье затрагиваются актуальные вопросы развития домрового исполнительства в аспекте традиций народно-инструментального искусства второй половины XX-начала XXI веков; анализируются понятия: оригинальная музыка для домры, доминантные стилевые черты в музыке для домры, камерно-академическое направление; обосновывается перспективность развития домры как «концертно-академического» инструмента через ее интонационно-мелодическое обновление, посредством формирования новой темброво-звуковой палитры в камерной музыке для домры начала XXI века.

Dominant Features of Domra Performing Development In the Second Half of XX Beginning of XXI Centuries

The article touches upon the topical questions of domra performance development in terms of traditions of the folk instrumental art of the second half of XX beginning of XXI centuries; analyzes the notion of original music for domra, the dominant style features in music for domra, chamber-academic direction; substantiates the prospects of domra development as a «concert-academic» instrument through its intonation-and-melodic update, through new timber-and-sound palette forming in chamber music for domra in the beginning of XXI century.

Текст научной работы на тему «Доминантные черты развития домрового искусства второй половины XX начала XXI веков»

УДК 641.3 ББК 55

Ненашева Татьяна Анатольевна

соискатель

г. Пермь Nenasheva Tatyana Anatolievna

Applicant for a Degree Perm

Доминантные черты развития домрового искусства второй половины XX □ начала XXI веков Dominant Features of Domra Performing Development In the Second Half of XX □ Beginning of XXI Centuries

В данной статье затрагиваются актуальные вопросы развития домрового исполнительства в аспекте традиций народно-инструментального искусства второй половины XX-начала XXI веков; анализируются понятия: оригинальная музыка для домры, доминантные стилевые черты в музыке для домры, камерно-академическое направление; обосновывается перспективность

развития домры как «концертно-академического □ инструмента через ее интонационно-мелодическое обновление, посредством формирования новой темброво-звуковой палитры в камерной музыке для домры начала XXI века.

The article touches upon the topical questions of domra performance development in terms of traditions of the folk instrumental art of the second half of

XX - beginning of XXI centuries; analyzes the notion of original music for domra, the dominant style features in music for domra, chamber-academic direction; substantiates the prospects of domra development as a «concert-academic» instrument through its intonation-and-melodic update, through new timber-and-sound palette forming in chamber music for domra in the beginning of XXI century.

Ключевые слова: домра, домровое искусство, оригинальная музыка для трехструнной и четырехструнной домры, стилевые тенденции домровой музыки.

Key words: domra, domra art, original music for a three-stringed and four-stringed domra, stylish tendencies of domra music.

Домровое искусство, ярко проявлявшееся еще в середине XVI века в коллективной игре скоморохов, а с 30-х годов XX века получившее большое распространение в профессиональной музыкальной среде, неоднородно и двойственно по своей природе: ведь, с одной стороны, процесс его

формирования происходил в тесной зависимости от специфических для народно-инструментального жанра исторических условий, а с другой стороны, его развитие осуществлялось в результате взаимодействия академической европейской и русской музыкальных культур XX века.

Исторический ракурс анализа домрового искусства за период воссоздания и реконструкции домры (с 1896, 19081) и особенно, ее дальнейшего развития в контексте отечественной культуры второй половины XX □ начала XXI веков позволяет отметить особенность, которая сопровождает эволюцию домры на протяжении всех этих лет, оставляя до сих пор дискуссионным вопрос о «современных проблемах функционирования народных инструментов□ [5, с. 13]. В исполнительских традициях домрового искусства второй половины XX

□ начала XXI веков постоянно сочетаются две тенденции □ национальные традиции и все более возрастающая профессионализация обучения игре на домре. При этом в научной литературе «часто анализируются и сопоставляются две крайние, полярные формы их проявлений: бытовое, любительское

музицирование, как древний обычай наших предков, и концертное академическое исполнительство, как высший этап развития народного инструментария» [5, с. 13]. В этой связи отметим, что исследователи народноинструментальной культуры в XX Начале XXI веков активно обращались к проблематике сохранения и развития традиций в «народном музыкальном творчестве» (Е. И. Максимов), к специфике «фольклора», «народного

инструментария» (И. В. Мациевский), «неофольклора □ «национального

инструментализма» (Д. И. Варламов), к вопросам «народности»

(М. И. Имханицкий) русских народных инструментов, категориям «инструментализма» (В. В. Петрик) в домровом искусстве и «академизации» (А. А. Горбачев) русских народных инструментов.

Согласно утверждению Д. И. Варламова, «в конце XX века в сфере народного инструментализма возникла ситуация, когда ранее выработанные положения теории национального инструментального искусства вошли в противоречие с активно развивающейся практикой. Назрела необходимость радикального пересмотра всей теоретической концепции развития исполнительства на русских народных музыкальных инструментах» [2, с. 4]. В последней трети XX □ начале XXI века значительным вкладом в развитие

1Трехструнная домра была воссоздана и реконструирована в 1986 году; четырехструнная домра □ в 1908 году [6, С. 12].

теории этого вопроса становится появление фундаментальных трудов, монографий М. И. Имханицкого [6, 7], В. А. Вольфовича [4], Д. И. Варламова [1, 2]; ряда диссертационных исследований, касающихся вопросов домрового исполнительства, □ Е. Г. Скрябина [14], В. В. Петрик [13], А. А. Желтирова [5], а также научных публикаций А. А. Горбачева [11, с. 13-16], Е. А. Волчкова [3, с. 203-213], посвященных современным тенденциям исполнительства на русских народных инструментах.

Обращаясь к теме исследования, надо отметить, что, фактически, история домры в отечественной культуре охватывает период немногим более века и «представления о домре как солирующем инструменте утвердилось сравнительно недавно □ с начала 30-х годов нашего столетия (читай «XX века»

□ Т. Н.) у четырехструнников и с середины 40-х и у трехструнников» [12, с. 4]. В результате развития (реконструированной) домры как сольного инструмента во второй половине XX века в сфере академической музыкальной культуры сформировалось самостоятельное, профессиональное звено народно-инструмен-тального жанра □ сольное домровое искусство. Характерно и то, что зарождавшееся домровое искусство (в большей степени коллективное, и отчасти, сольное исполнительство), первоначально опиралось на переложения классической музыки, что было естественно для «молодого» развивающегося инструмента, и лишь позже, с середины XX века появились произведения, написанные для домры2. «Выразительные свойства домры в историческом плане раскрывались в процессе ее конструктивных изменений и применения в различных формах музицирования, но □ особенно в процессе создания оригинального репертуара для этого инструмента» □ отмечал известный украинский педагог, домрист Н. Лысенко [9, с. 9]. Серьезный вклад в формирование и расширение репертуара для домры внесли талантливые домристы-композиторы □ А. А. Цыганков, С. Ф. Лукин, Б. И. Михеев, В. П. Круглов, В. Н. Ивко, М. А. Горобцов, В. П. Зеленый и др. Тем более, что домра, активно включенная в систему высшего профессионального

2 Первым оригинальным национальным произведением крупной формы для трехструнной домры с оркестром народных инструментов стал концерт О-ёпт Николая Будашкина, написанный и впервые исполненный в 1945 году [6, С. 243-247].

образования России в последнее пятидесятилетие, становится предметом активного и серьезного интереса композиторов, создающих для нее оригинальный репертуар.

Таким образом, перспективы современного домрового искусства, по нашему мнению, связаны, главным образом, с формированием оригинального репертуара, появившегося во второй половине XX века. В связи с этим, рассматриваемый в нашей статье и акцентированный аспект □ оригинальная музыка для домры □ утверждает эволюцию современной домры, ее функционирование в системе инструментальной отечественной музыки XX-

XXI веков. Систематизация оригинальной музыки второй половины XX □ начала XXI веков для домры позволяет ввести некую жанровую классификацию: 1) сочинения циклической формы (концерты, сюиты, сонаты), а также фантазии, рапсодии; 2) произведения, написанные в камерноакадемическом русле; 3) пьесы малой формы, миниатюры для домры с фортепиано; 4) пьесы для домры соло, 5) обработки народных мелодий. Наиболее корректным представляется определение путей перспективного развития домры, как «концертно-академического» [Т. Н.] инструмента, тем более учитывая дискуссионность вопросов бытования домры3 в научных трудах по историографии, этнографии, музыкознания в сфере народноинструментального искусства. Становление домры как сольного «концертноакадемического» инструмента особенно активно происходило в конце XX века и продолжается на современном этапе развития народно-инструментального жанра, поэтому проблематика создания полноценно художественного и разнообразного репертуара для домры актуальна. Несмотря на то, что общие теоретические вопросы, касающиеся инструментальной домровой музыки на современном этапе являются дискуссионными и полемичными, в аспекте комплексного анализа домровых исполнительских традиций и современной

3 Например, существует версия происхождения трехструнной домры от балалайки, а четырехструнной домры от мандолины [6]; также характерно сравнение домры с «итальянизированной балалайкой» и «русифицированной мандолиной» [цит. по: 12, С. 21]; утверждение К. Алексеева, что квинтовый строй домры (четырехструнной домры □ Т. Н.) возник «йо западноевропейскому образцу (скрипки, мандолины)» [Цит. по: 6, С. 227].

музыки для домры второй половины XX века □ начала XXI веков среди доминантных направлений развития домрового искусства можно выделить три базовые, основополагающие, взаимовлияющие и взаимодополняющие друг друга, жанрово-стилевые тенденции в музыке для домры.

Первая тенденция развивает традиционное направление, берущее начало от обработок В. В. Андреева4 и включающее в себя в большей степени малые формы, обработки, фантазии, концертные вариации. В этом плане показательна концертная обработка для четырехструнной домры на фольклорную еврейскую тему «Ша, штил« А. Бызова. Обработка «Sha! shtil!« («Тише, не шумите □ □ Т. Н.) написана в традиционной манере, где развитие фольклорной еврейской темы происходит с помощью фактурно-гармонических вариаций. Рассматриваемое направление охватывает и становление жанра домрового концерта, в котором прямое цитирование фольклора, обработка фольклорных тем сосуществует с собственно «авторской фольклорной темой «f. К данному направлению относится целый ряд современных композиторов: Будашкин Н., Цыганков А., Городовская В., Кравченко Б., Зарицкий Ю., Пожидаев В., Барчунов В., Тамарин П., Шишаков А., Дербенко Е., Шалов А., Олейников Н. и др.

Вторая тенденция в оригинальной музыке для домры затрагивает развитие жанрово-колористических, красочных приемов игры, регистровых возможностей инструмента. В 70-80-е годы XX века композиторы Цыганков А. А. (трехструнная домра) и Михеев Б. А. (четырехструнная домра) сформировали направление, с которым связано развитие выразительных средств в игре на домре: применение самобытных тембрально-регистровых, колористических приемов, шумовых эффектов, внедрение новых специфических приемов звукоизвлечения, штрихов, новых способов изложения мелодии. Пменно А. А. Цыганкову удалось «привнести в домровое исполнительство целый ряд новых приемов игры, таких как двойные флажолеты, сочетание флажолетов с pizzicato правой и левой рукой и т.д.« [6,

4 Василий Васильевич Андреев (1861-1918) □ выдающийся музыкант, дирижер, педагог, виртуоз-балалаечник, организатор первого Великорусского оркестра.

5 Головинский, Г. Композитор и фольклор. □ М.: Музыка, 1981. □ С. 23.

215 ВестникЧГПУ 82011

с. 266]. Домрист-композитор Б. А. Михеев в своих произведениях (концерт «Былина«Лирическая тетрадь«] «Семь характерных пьес«) ввел новые красочные приемы игры на четырехструнной домре, раскрыл ее виртуозные возможности, как то: «арпеджированное движение по струнам (скольжение □ Т. Н.) и аккорды в широком расположении, звучание в каденции тремолирующего фона с одновременным изложением мелодии в верхнем регистре, развитая двухголосная ткань, различные флажолеты, арпеджиато и т.

д.« [6, с. 309].

И, наконец, третья базовая тенденция развития домрового искусства второй половины XX □ начала XXI веков характеризуется рядом сочинений, стилистически обогащенных, усложненных по содержанию и форме, отличающихся углублением образно-художественной сферы, отражающих камерно-академическое направление в современной музыкальной культуре. В 90-е годы XX столетия отправной точкой данного направления явилось сочинение «По мотивам татарского фольклора« С. Губайдулиной. Образный анализ произведения подтверждает мысль В. Холоповой, что «в произведениях ее неустанно контрастируют идеи «согласия□ и «разногласия«, «живого□ и «неживого«, «светлого»и «темного«, «Шума»и «тишины« «чета»и «нечета«, бытия «здесь« и «Гам« [15]. В сольной партии домры используется «интенсивное обогащение звучащей музыкальной интонации« [15],

включающее новые выразительные средства, регистровые краски, красочные эффекты: нетемперированное glissando с остановкой на определенной ноте (ля, солъ диез, ми), pizzicato □ piano, как отголосок, своеобразный эффект echo. Pizzicato, исполненное с vibrato придает одухотворенность в подаче музыкального высказывания, трепет внутренней душевной работы, а нисходящие, медленные glissando, похожи на своеобразные «нетемперированные «стоны« глиссандирующих звуков « [6, с. 337]. На контрастах созерцательного и активного, личного и внеличного, внутреннего и внешнего сообщения с миром, «в чередовании скорбно-отрешенных

философских монологов« [8, с. 7] строится драматургия сочинения «По мотивам татарского фольклора«.

Среди современных композиторов камерно-академического направления музыки для домры можно выделить также следующих: Ларин А., Пузей Н., Слонимский С., Подгайц Е., Волков К., Стразов С., Броннер М., Бикташев В. и др. Нам представляется, что последняя тенденция в наибольшей степени способствует перспективам развития домры, как «концертно-академического» инструмента, формированию ее нового мелодического языка, интонационного, образного обновления и углубления. В результате развития камерноакадемического направления в музыке для домры завершился и процесс становления домровых жанров, итогом которого явилось формирование новых жанров в произведениях для солирующей домры: концерт-симфония

(Слонимский С.), концерт-фантазия (Стецюк Е.), концерт-поэма (Пожидаев В., Стразов С., Бикташев В., Рогачев А.).

Верно утверждение Д. И. Варламова, что «русское народное инструментальное искусство в результате коренной реконструкции музыкальных инструментов, постоянного совершенствования методики обучения и воспитания, теории и практики исполнительства находится на пути активной академизации традиционного музицирования и формирования уникального жанра инструментальной музыки, не имеющего аналога в мировой культуре» [11, с. 6]. А также, что «рождение неофилософии народников XXI века ознаменуется новым взглядом на народный инструментализм как на целостное явление, основанное на синтезе русской национальной традиции и академического искусства» [1, с. 134].

Таким образом, можно резюмировать, что исходя из наличествующих доминантных черт в домровом искусстве второй половины XX □ начала XXI веков, перспективность развития сольного домрового исполнительства в XXI веке возможна, как нам представляется, лишь при взаимопроникновении традиционных и современных стилевых черт оригинальной музыки для домры, в углублении образной сферы в музыке для домры, в обновлении интонационно-мелодического языка, и, наконец, в формировании новой темброво-звуковой константы в камерной музыке для домры. В свою очередь, обогащение художественно-образной речи произведений для домры,

неразрывно связанное с освоением современных художественных средств, что соответствует общему развитию народно-инструментального искусства.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что комплексный анализ современного функционирования домрового исполнительства, вопросы исполнительских традиций и новаций в сольном домровом искусстве, аспект поиска новых звуковых, тембровых, технических сторон домры требует все более глубокого и всестороннего изучения и анализа, который, в свою очередь позволит определить роль и место домрового искусства в отечественной исполнительской культуре второй половины XX-нaчaлa XXI веков.

Библиографический список

1. Варламов, Д. И. Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософия народно-инструментального искусства XXI века [Текст] / Д. И. Варламов. □ Саратов: «Аквариус» 2000. Ш144 с.

2. Варламов, Д. И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX-XX веков [Текст]: автореф. дис. ... докт. искусств. наук / Д. И. Варламов. □ Саратов, 2009. □ 40 с.

3. Волчков, Е. А. Значение фольклорных стилевых тенденций в концертах для трехструнной домры [Текст] / Е. А. Волчков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. □2008. □ № 11. □ С. 203-213.

4. Вольфович, В. А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции [Текст] / В. А. Вольфович. □ Челябинск, 1997. П120 с.

5. Желтирова, А. А. Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусств. наук / А. А. Желтирова. □ Магнитогорск, 2009. □ 16 с.

6. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст] / М. И. Имханицкий // Учеб. пособие для муз. вузов и уч.-щ. □ М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. □ 351 с., ил., нот. ил.

7. Имханицкий, М. И. Становление струнно-щипковых инструментов в России [Текст] / М. И. Имханицкий. □ М., 2008. □ 386 с.

8. Лукин, С. Имханицкий, М. Методика работы над новым репертуаром для домры [Текст] / С. Лукин, М. Имханицкий. □ М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2003. □ Вып. 1. □ 52 с.

9. Лысенко, Н. Т. Методика обучения игры на домре [Текст] / Н. Т. Лысенко. □ К., «Музична УкрайаЦ 1990. □ 88 с.

10. Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт коллективного исследования [Текст] / Ред.-сост. Д. И. Варламов // Межвуз. сб. науч. тр. □ Екатеринбург: Изд.-во «Урал-трейдЦ 2000. □ 62 с.

11. Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт коллективного исследования [Текст] / Гл. ред. Д. И. Варламов // Межвуз. сб. науч. тр. □ Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, 2002. □ 95 с.

12. Пересада, А. И. Справочник домриста [Текст] / А. И. Пересада. □ Краснодар, 1993. □ 399 с.

13. Петрик, В. В. Категория инструментализма в музыкальном творчестве (на примере домрового искусства) [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусств. наук / В. В. Петрик. □ Одесса, 2009. □ 18 с.

14. Скрябина Е. Г. Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусств. наук / Е. Г. Скрябина. □ Тольяттинский институт искусств, 2009. □ 19 с.

15. Холопова, В. София Губайдулина Путеводитель по произведениям [Текст] / В. Холопова. □ 2-е, дополненное изд. □ М.: Композитор, 2001. □ 56 с.

Bibliography

1. Imkhanicky, M. I. The History of the Performing Art of the Russian Folk Instruments [Text] / M. I. Imkhanicky // Study Guide for the Musical Institutes of Higher Education and Colleges. DM.: Publishing House of RAM n.a. Gnesin, 2002. □ 351 p., Illustrations, Musical Illustrations.

2. Imkhanicky, M. I. The Formation of Stringed and Plucked Instruments in Russia [Text] / M. I. Imkhanicky. □ M., 2008. □ 386 p.

3. Kholopova, V. Sofia Gubaidulina. Guide to the Works [Text] / V. Kholopova. □ 2-nd, Updated Edition. □ M.: «Composer»] 2001. □ 56 p.

4. Lukin, S., Imkhanicky, M. Working Methods Over a New Repertoire for Domra [Text] / S. Lukin, M. Imkhanicky. □ M.: Publishing House of RAM n.a. Gnesin, 2003. □ V. 1. □ 52 p.

5. Lysenko, N. T. Methods of Teaching Playing the Domra [Text] / N. T. Lysenko. □ K.: «Musical Ukraine, 1990. □ 88 p.

6. Peresada, A. I. DomristS Directory [Text] / A. I. Peresada. □ Krasnodar, 1993. □ 399 p.

7. Petrik, V.V. Instrumentalism Category in the Musical Work (By the Example of the Art of Playing the Domra) [Text]: Synopsis of Dis. □ Cand. of Art Criticism / V.V. Petrik. □ Odessa, 2009. □ 18 p.

8. Skryabina, E.G. Art of Domra Performing: Origins, Formation, Development Trends [Text]: Synopsis of Dis. □ Cand. of Art Criticism / E. G. Skryabina. □ Togliatti: Institute of Arts, 2009. □ 19 p.

9. The Development of Folk Traditions in Musical Performance, Creativity and Pedagogics: Experience of Collective Research [Text] / Editor-Compiler D. I. Varlamov // Interuniversity Collection of Scientific Papers. □ Yekaterinburg: «Ural-trade« Publishing House, 2000. □ 62 p.

10. The Development of Folk Traditions in Musical Performance, Creativity and Pedagogics: Experience of Collective Research. [Text] / Editor-in-Chief D. I. Varlamov // Interuniversity Collection of Scientific Papers. □ Saratov: Publishing House of Saratov State Conservatory n.a. L.V. Sobinova, 2002. □ 95 p.

11. Varlamov, D. I. Metamorphoses of Musical Instruments: Neophilosophy of FolkInstrumental Art of XXI Century [Text] / D. I. Varlamov. □ Saratov: «Aquarius«, 2000. «144 p.

12. Varlamov, D. I. Folk Traditions in the Context of Evolution of the National Instrumentalism in the Musical Art of Russia of XIX-XX Centuries [Text]: Synopsis of Dis. □ Doctor of Art Criticism / D. I. Varlamov. -Saratov, 2009. □ 40 p.

13. Volchkov, E. A. Value of Folklore Stylish Tendencies in the Concerts for the Three-Stringed Domra [Text] / E. A. Volchkov // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. □

2008. □ №11. □ P. 203-213.

14. Volfovich, V. A. Russian National Musical Instruments: Oral and Writing Traditions [Text] / V. A. Volfovich. □ Chelyabinsk, 1997. -120 p.

15. Zheltirova, A. A. Music for the Russian Domra: Stages of Evolution and Stylistic Tendencies [Text]: Synopsis of Dis. □ Cand. of Art Criticism / A. A. Zheltirova. □ Magnitogorsk,

2009. □ 16 p.