Научная статья на тему 'Домовый храм великомученицы Екатерины в пространстве Кремлевского дворца: история и современность'

Домовый храм великомученицы Екатерины в пространстве Кремлевского дворца: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ / СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА / ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ / ДОМОВЫЙ ХРАМ / РЕСТАВРАЦИЯ / MOSCOW KREMLIN / ST. CATHERINE / PALACE COMPLEX / SOVEREIGN COURT / HOME CHURCH / RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масленникова Ирина Александровна

Статья посвящена одному из наименее изученных памятников древнего Кремлевского дворца церкви святой великомученицы Екатерины. Храм занимал важнейшее место в жизни женской половины царской семьи, поскольку был связан с такой значимой частью жизни государыни, как рождение детей. В работе прослеживается история бытования домовой церкви в разные исторические периоды: при дворе московских правителей; в XVIII-XIX столетиях; в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Catherine’s church of the Grand Kremlin Palace: history and today functioning

The article covers one of the little-known buildings of the Grand Kremlin Palace, poorly researched the Church of St. Catherine. It had special significance for the female part of the tsar family, and was used for religious ceremonies in daily life of the tsarina. The article describes the history of the church and explains how it functioned in different historical periods: the so-called ‘Moscow period’, in the 18th and 19th centuries, and during the Soviet era.

Текст научной работы на тему «Домовый храм великомученицы Екатерины в пространстве Кремлевского дворца: история и современность»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 2

И.А. Масленникова

(научный сотрудник Музеев Московского Кремля)*

ДОМОВЫЙ ХРАМ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ

В ПРОСТРАНСТВЕ КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Статья посвящена одному из наименее изученных памятников древнего Кремлевского дворца — церкви святой великомученицы Екатерины. Храм занимал важнейшее место в жизни женской половины царской семьи, поскольку был связан с такой значимой частью жизни государыни, как рождение детей. В работе прослеживается история бытования домовой церкви в разные исторические периоды: при дворе московских правителей; в XVIII—XIX столетиях; в советский период.

Ключевые слова: Московский Кремль, святая великомученица Екатерина, дворцовый ансамбль, домовый храм, реставрация.

The article covers one of the little-known buildings of the Grand Kremlin Palace, poorly researched — the Church of St. Catherine. It had special significance for the female part of the tsar family, and was used for religious ceremonies in daily life of the tsarina. The article describes the history of the church and explains how it functioned in different historical periods: the so-called 'Moscow period', in the 18th and 19th centuries, and during the Soviet era.

Key words: Moscow Kremlin, St. Catherine, palace complex, sovereign court, home church, restoration.

* * *

История дворцового церемониала и частной жизни царской семьи, находившаяся вне рамок советской историографии, в последние десятилетия является предметом устойчивого исследовательского интереса. Кремлевский дворец — главная великокняжеская, а позднее царская резиденция — был ключевым пространством, где развертывался сценарий как официального государственного церемониала, так и частной жизни царской семьи.

Жизнь женской половины государева двора является наименее изученным аспектом данной тематики по целому ряду причин: закрытость царской семьи от внешнего мира, ограниченный характер источников, связанных с повседневной жизнью двора (в отличие от парадного церемониала), затрудненный доступ к палатам древней части Кремлевского дворца. Тем не менее, существует возможность отчасти преодолеть эти обстоятельства, расширив источ-

* Масленникова Ирина Александровна, тел. 8-915-388-99-84; e-mail: [email protected]

никовую базу темы. В частности, тот факт, что весь уклад жизни государевой семьи был теснейшим образом связан с богослужебным обиходом, дает основание пристальнее вглядеться в историю кремлевских дворцовых храмов. Некоторые из них были неотъемлемой частью женской половины государева двора наряду с жилыми хоромами и парадными палатами. Изучение широкого круга источников, связанных с функционированием ансамбля дворцовых церквей в разные исторические эпохи, позволяет решить множество задач: внести существенные коррективы в строительную историю древней части Кремлевского дворца; расширить представление о повседневной жизни московских правителей XVII столетия; пролить свет на судьбу дворцовых церквей в петербургский и советский периоды отечественной истории.

Статья посвящена одному из наименее изученных храмов дворцового ансамбля — церкви святой Екатерины, которая занимала важнейшее место в жизни женской половины государева двора. Упоминания о памятнике встречаются в монографиях ведущего исследователя истории государева двора И.Е. Забелина1, сведения о домовых церквях содержатся также в популярной исторической литературе о Москве и Московском Кремле2. Однако научных работ, обобщающих источники, комплексно раскрывающих разные аспекты истории дворцового храмового ансамбля, до сих пор не существует. Для осмысления значения екатерининской церкви и понимания причин тесной включенности ее богослужебной жизни в повседневный уклад царской семьи необходимо, прежде всего, проследить историю почитания образа святой Екатерины на Руси.

Почитание образа

Древнейшее датированное изображение великомученицы Екатерины сохранилось на миниатюре писца Лазаря в Минологии императора Василия II (XI в.)3. Широкое распространение почитания этой святой в Европе и на православном Востоке было связано с влиянием Синайского монастыря. Образы Екатерины в русском искусстве появляются еще в домонгольскую эпоху: складывается традиция изображения святой в царских одеждах и золотом венце. Среди первых изображений великомученицы можно отметить

1 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2000; Он же. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 2000.

2 Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893; Извеков Н. Церковь во имя св. Великомученицы Екатерины в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912; Вьюева Н.А., Романенко А.И. Дворцы и сады Московского Кремля. Путеводитель. М., 2003.

3 Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. II. М., 1948. Табл. 73 «А».

ансамбль монументальной живописи церкви Спаса на Нередице4 (1199 г.), миниатюру Пантелеимонова Евангелия из библиотеки Софийского собора в Новгороде (рубеж XII—XIII вв.)5 и другие произведения древнерусского искусства. В качестве значимого памятника, отражающего развитие иконографии святой, следует упомянуть самую раннюю житийную икону «Симеон Иерусалимский и Екатерина с житием Екатерины» середины XVI в. из Холмогор6.

С конца XV в. происходит более широкое распространение почитания святой на Руси, связанное с установлением ее почитания в великокняжеской среде. По мнению Е.Ю. Макаровой7, причиной этого стал заключенный в 1472 г. брак великого князя Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог, и именно в это время появился первый русский перевод жития великомученицы8. Мать Софьи, Екатерина, была дочерью последнего ахейского князя За-хария II Чентурионе9. Она стала женой младшего сына византийского императора Мануила II — Фомы Палеолога, и почитала святую заступницей царствующей императорской семьи: византийская традиция допускала покровительство святых не только своим соименникам, но и их детям10. Известно, что Софья Палеолог привезла из Рима частицу мощей св. Екатерины, для нее в 1470-х гг. в великокняжеских мастерских был сделан крест-мощевик с изображением святой11. О св. Екатерине упоминает русский посол Семен Толбузин, который по поручению Ивана III ездил в Венецию12. Со времени правления Василия III великомученица Екатерина становится одной из покровительниц династии Рюриковичей; посольства с «милостынями» в Синайский монастырь с 1519 г. становятся регулярными13. Убедительное свидетельство семейного влияния святой

4 Пивоварова Н.В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде. // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. СПб., 1999. С. 219.

5 Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 138. Илл. 87.

6 Антонова В.И., Мнева Н.Е. ГТГ. Каталог древнерусской живописи. XI — начало XVIII вв. Т. 2. М., 1963. С. 85. Кат. 231.

7 Макарова Е.Ю. Икона «Великомученица Екатерина в житии» из собрания Ярославского Художественного музея и традиция почитания святой на Руси // III научные чтения памяти И.П. Болотцевой (1944—1995). Сб. статей. Ярославль, 1999. С. 22.

8 РГБ. Собр. М.И. Чуванова. № 1. Л. 390 об. - 398 об.

9 Матасова Т.А. Софья Палеолог. М., 2016. С. 15.

10 Макарова Е.Ю. Указ. соч. С. 22.

11 Великий князь и государь всея Руси Иван III. Каталог выставки / Сост. Т.Е. Самойлова. М., 2013. С. 14. Кат. 13.

12 ПСРЛ. Т. VI. Вып. 2. Стб. 218-219.

13 ПСРЛ. Т. XIII. Ч. 1. С. 30, 122, 126; Ч. 2. С. 307-311.

приведено в тексте «Повести о болезни и смерти Василия III»: умирающий государь «...повелел дьяку своему крестовому Данилку пети канон великия мученицы Екатерины и канун на исход души, и отходную повелел себе говорити», после чего приложился к принесенным иконе и мощам великомученицы14. Вероятно также, что молитвенное обращение к святой Екатерине перед кончиной было обусловлено ее почитанием как заступницы «при исходе души»: согласно тексту жития мученицы, перед казнью она молила Господа простить грехи тем, кто помянет ее перед смертью15. Вслед за своим отцом царь Иван Грозный почитал «богозванную невесту» своей заступницей: известно, что во время Казанского похода 1552 г. одна из походных церквей русского войска была посвящена Екате-рине16. В стенописи Благовещенского собора Московского Кремля (1547—1551 гг.), созданной в период правления первого русского царя, изображение святой присутствует среди образов святых мучениц, расположенных на склонах северо-западного свода17.

Новой вехой в почитании святой Екатерины на Руси стало вступление на престол династии Романовых. Подчеркивая преемственность и законность своей власти, а также приверженность традициям, первые представители династии включают образ великомученицы в состав избранных святых, соименных новой царской семье. На костромской иконе 1630 г. «Богоматерь Федоровская с избранными святыми», написанной царскими изографами, Екатерина изображена в паре с Марфой, небесной покровительницей матери и дочери нового царя18. Изображение великомученицы Екатерины появляется среди других образов святых царственных жен в росписях Успенского собора Московского Кремля (1642—1643 гг.)19. С большой долей вероятности можно предположить, что образ святой присутствует в стенописи Золотой Царицыной палаты Кремлевского дворца (1634—1637 гг.) среди неатрибутированных едино-

14 Повесть о болезни и смерти Василия III // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. Т. 7. М., 1985. С. 19-47.

15 Меняйло В.А. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в XI-XVII веках // Искусство христианского мира. Т. IV. М., 2000. С. 96.

16 ПСРЛ. Т. XIII. Ч. 1. С. 205; Ч. 2. С. 500.

17 Благовещенский собор Московского Кремля. Центральная часть, северо-западный свод над хорами. Фреска «Мученицы Екатерина, Фекла, Варвара, Анна», инв. № Фр-17/31-34 (Музеи Московского Кремля).

18 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Указ. соч. С. 364.

19 Успенский собор Московского Кремля. Западное прясло, северная стена. Фреска «Святая Екатерина». Инв. № Фр-297/У (Музеи Московского Кремля).

личных изображений святых царственных жен на склонах свода20, что вполне обоснованно, — дворцовая екатерининская церковь расположена рядом с тронным залом русских цариц.

Строительство храма

Традиция строительства на Руси храмов, посвященных святой Екатерине, имеет давнюю историю. Первая Новгородская летопись сохранила сведения о пожаре 16 июля 1311 г., от которого погорела значительная часть Торговой стороны города, — в летописи говорится о семи сгоревших деревянных церквях, среди которых числится церковь святой Екатерины21. Покровительство святой Московскому великокняжескому дому открывает новый этап в ее почитании на Руси22. В письменных источниках содержатся упоминания о престолах во имя великомученицы Екатерины рубежа XV—XVI вв.: по Семисоборной росписи в Великом Новгороде в период между 1463 и 1508 гг. существовал придел во имя святой у соборной церкви Успения на Ильине улице23; в XVI в. Екатерининская церковь была в Можайске24.

Дворцовая церковь во имя великомученицы Екатерины относится к древнейшим храмам кремлевского ансамбля. Деревянная церковь была построена в 1536 г. и освящена 8 января 1537 г.25 Во время пожара 1626 г. деревянный храм сгорел; уже через год палатный мастер Джон Талер построил каменную церковь, освящение которой состоялось 1 ноября 1628 г.26 Мастер получил вознаграждение по указу царя Михаила Романова: «. десять аршин камки, четыре аршина сукна аглинского, по тридцати алтын аршин, сорок соболей, а пожаловал Государь его за церковное дело, что он. делал Церковь у Царицы и Великие Княгини Евдокии Лукьяновны на сенех, во имя Екатерины, Христовой Мученицы»27. В середине

20 Киселева С.Н. Отчет о реставрации росписей Золотой Царицыной палаты Большого Кремлевского дворца в Московском Кремле (рукопись) / Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат (ВПНРК) Министерства культуры СССР. М., 1978. С. 185.

21 ПСРЛ. Т. III. Новгородские летописи. СПб., 1841. С. 70.

22 Меняйло В.А. Указ соч. С. 96.

23 Янин В.Л. Семисоборная роспись Новгорода // Средневековая Русь. М., 1976. С. 114.

24 Мокеев Г.Я. Можайск — священный город русских. М., 1992. С. 101.

25 ПСРЛ. Т. VII. С. 223.

26 Козлитина Э.М. Историческая справка о строительстве церкви св. Екатерины Большого Кремлевского дворца (рукопись) / Моспроект-3. Техно-рабочий проект реставрации и реконструкции заданий и сооружений Московского Кремля. М., 1975. С. 1-2.

27 ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 546. Л. 730.

XVII в., при возведении над зданием храма церкви святой препо-добномученицы Евдокии (позднее — Воскресения Словущего), церковь святой Екатерины была перестроена - насколько глобально, оставалось неизвестно до недавнего времени; несколько позднее она была обстроена с севера и запада галереями с открытыми арками; и, наконец, в 1680-х гг. Осипом Старцевым осуществлена большая перестройка всего комплекса Верхоспасского собора28. Екатерининская церковь была частью парадного входа на царицыну половину, ее называли храмом, «что у государыни царицы на се-нех», через этот храм и церковь Ризположения царицы совершали парадный выход на службы в Успенский собор. О значении, которое придавалось церкви русскими царицами, можно судить по тому, что они принимали личное участие в устройстве ее интерьера. Так, по распоряжению царицы Марии Ильиничны от 11 марта 1664 г. велено было написать деисусы, а также иконы праздников, пророков и праотцев (за образец художникам Симону Ушакову и Осипу Иванову велено было взять деисусы Успенского собора Кремля)29.

Важно отметить, что дворцовая церковь великомученицы Екатерины была не единственным храмом кремлевского ансамбля, посвященным этой святой. Среди приделов древнейшей церкви женской половины государева двора — Рождества Богородицы 1393 г., источники 1620-х гг. фиксируют наличие придела великомученицы Екатерины30, вероятнее всего, появление этого придела относится к 1560-м гг.31 Кроме того, придел или храм, освященный в честь великомученицы, существовал в кремлевском женском Вознесенском монастыре, основанном в начале XV столетия княгиней Евдокией Донской и служившем некрополем для женской половины царской семьи: по ладанным книгам известно, что в 1586 г. «придельный поп Феодор» взял ладан для кремлевского женского Вознесенского монастыря32. Где был расположен этот придел и во имя какого праздника освящен, неизвестно, однако уже в 1614 г. ладан выдавался в придел во имя великомученицы Екатерины (возможно, это был деревянный храм при монастыр-

28 Козлитина Э.М. Указ. соч. С. 12.

29 Извеков Н. Церковь во имя св. Великомученицы Екатерины в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 4.

30 Евдокимов Г.С., Яковлев Д.Е. Новые исследования церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле // Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2009. С. 85.

31 Подъяпольский С.С. Московский Кремлевский дворец в XVI веке по данным письменных источников // Русское искусство Позднего Средневековья. XVI в. СПб., 2003. С. 107-108.

32 Павлович Г.А. Храмы средневековой Москвы по записям Ладанных книг // Сакральная топография средневекового города. Т. 1. М., 1998. С. 148.

ской трапезной)33. Каменное здание трапезной с церковью во имя великомученицы было построено и освящено патриархом Иоаки-мом в 1686 г.34

Таким образом, все три кремлевских храма (придела), освященные во имя святой Екатерины, связаны с женской половиной государевой семьи. Это, безусловно, не случайно. Почитание образа святой, утвердившееся со времени Софьи Палеолог в качестве покровительницы рода, было развито впоследствии. Если предположить, что упоминание 1586 г. о ладане, взятом «придельным попом Федором» для Вознесенского монастыря, относится именно к приделу святой великомученицы Екатерины, то вполне обоснованной представляется гипотеза о том, что его освящение было связано с выдвижением на первый план темы моления о чадородии, обусловленной семейной драмой бездетной царственной четы Федора Иоанновича и Ирины Годуновой. Традиция моления о чадородии прославленным святым была широко распространена при московском дворе, — в XVI в. государи обращались с молитвами о рождении наследника, как правило, к русским чудотворцам: митрополитам Петру, Алексею и Ионе, Сергию Радонежскому, Кириллу Белозерскому, Пафнутию Боровскому, Антонию Сийскому, Мака-рию Калязинскому35. Образ святой Екатерины, имеющий подтекст семейного покровительства династии (тем более, по женской линии), стал весьма уместным в контексте сложившейся семейной ситуации последних представителей династии Рюриковичей. Более определенно ассоциации с покровительством святой женской половине царской семьи, связанные с темой чадородия, оформились в XVII столетии — в период правления первых представителей династии Романовых: образ Екатерины трансформировался в символ помощи и заступничества в родах. Именно такое понимание миссии святой лежит в основе бытования церкви святой великомученицы Екатерины женской половины государева двора в XVII в.

Церковь святой Екатерины в XVII столетии

Источниковую базу данной темы составляют документы Архива Оружейной палаты36 о расходовании средств, идущих на содержание храма в этот период: Расходные книги денежной и товарной

33 Меняйло В.А. Вознесенский девичий монастырь в Московском Кремле. М., 2011. С. 37—39.

34 Там же. С. 39.

35 Борис Годунов. От слуги до государя Всея Руси. Каталог выставки / Сост. И.А. Бобровницкая. М., 2015. С. 114.

36 РГАДА. Ф. 396.

казны на приобретение церковной утвари и ладана; окладные ведомости на жалованье придворному духовенству, а также мастерам-иконописцам и резчикам, участвовавшим в оформлении церковных интерьеров. Также большой интерес представляют материалы, хранящиеся в архиве И.Е. Забелина (в том числе неопубликованные)37.

Рождение детей было важнейшей миссией государыни, и все события, связанные с их вынашиванием, рождением, крестинами и т.д., были отмечены многочисленными традициями и обрядами. В период беременности, когда царица считалась особенно уязвимой для «дурного глаза»38, она практически не покидала личные покои: исключения составляли паломничества к святыням, удаленность и продолжительность которых зависели от ее самочувствия (наиболее важным считалось посещение женского Вознесенского монастыря, где молодая государыня просила благословения и молитвенной помощи у своих царственных предшественниц)39. Молилась и причащалась царица в своих домовых храмах, чаще всего в храме святой Екатерины, там же служились водосвятные молебны о благополучном разрешении от бремени40, освященную воду хранили в покоях государыни. Специально для молебнов в екатерининской церкви из разных храмов приносились («поднимались на верх») чудотворные иконы. Так, 6 декабря 1634 г. «...приносили в церковь преподобной мученицы Екатерины, что у Государыни царицы на сенях, чудотворных образ Николы Чудотворца Явлен-ского, и Государыня царица и Великая Княгиня Евдокия Лукья-новна слушала молебен и велела на молебен к Николе Чудотворцу Явленскому послати 3 рубли.»41. Многочисленные молебны о благополучных родах заказывались в чтимые монастыри, от имени царицы раздавалась щедрая милостыня. При самих родах присутствовал строго ограниченный круг людей. По свидетельству вездесущего подьячего Посольского приказа Г. К. Котошихина, «как приспеет время родиться царевичу, и тогда царица бывает в мыльне, а с нею бабка и иные немногие жены»42. Сразу же после рождения ребенка для чтения разрешительной молитвы призывался «верховой», т.е. дворцовый священник: «И как духовник даст молитву, и потом в мыльню входит царь смотрети новорожденного, а, не дав

37 ОПИ ГИМ. Ф. 440.

38 Сыскные дела о наведении порчи см.: Бошковска Н. Мир русской женщины XVII столетия. СПб., 2014. С. 402-405.

39 ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 212. Л. 210, 240 об. № 546. Л. 819.

40 ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 212. Л. 205, 206 об., 241 об. № 546. Л. 737, 738, 741, 750, 751, 757, 759, 760, 763, 764, 766.

41 ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 212. Л. 242.

42 Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 37.

молитвы, в мыльню не входят, и не выходит никто»43. Рождение детей в царской семье, особенно если речь шла о наследнике престола, выходило за рамки семейного события и становилось «госу-дарской всемирной радостью». После чтения очистительной молитвы государь немедленно посылал объявить свою радость духовным властям, боярам, окольничим, думным и ближним людям, а затем по всем городам и селам; объявлялась государева радость и всем московским городским и загородным монастырям. Царица, со своей стороны, также посылала известить всех боярынь, жен окольничих и ближних людей, а также игумений чтимых женских монастырей: Вознесенского, Новодевичьего и Алексеевского44. В Кремлевском дворце благодарственные молебны служились в домовых храмах Рождества Богородицы и великомученицы Екатерины45.

Помимо церемоний, связанных с рождением детей, в домовой церкви святой Екатерины 24 ноября (по старому стилю), в престольный праздник храма, служились молебны о здравии царственных именинниц, после чего давались праздничные столы в Золотой Царицыной палате с раздачей именинных пирогов46. В XVII столетии известны два случая наречения именем Екатерины в царской семье: дочь царя Алексея Михайловича царевна Екатерина (1658—1718) и дочь царя Ивана Алексеевича царевна Екатерина (1691—1733). Таким образом, именины в престольный праздник храма во второй половине XVII в. на женской половине дворца отмечались регулярно.

В целом, за период с начала 1630-х по 1690-е гг. в записях Расходных книг денежной и товарной казны (Казенный приказ) упоминания о расходовании средств на жалованье дворцовым священникам («екатериненским попам»), на выдачу церковной утвари, ладана, тканей и т.д., церковь святой Екатерины упоминается наиболее часто (после церкви «Спаса за Золотой решеткой» — главного храма ансамбля домовых церквей)47. Это вполне закономерно, так как после рождения в 1627 г. в семье царя Михаила Федоровича Романова дочери Ирины за последующие 12 лет родилось еще девять детей. У его преемника царя Алексея Михайловича было шестнадцать детей, — тринадцать от первой жены Марии Мило-славской и трое — от Натальи Нарышкиной, в том числе Петр (1672 г.).

43 Котошихин Г.К. Указ. соч.

44 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. 2. М., 2000. С. 4.

45 ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 212. Л. 200 об., 240, 242.

46 Масленникова И.А. Традиции праздничных приемов в тронном зале русских цариц // Родина. 2015. № 6. С. 106.

47 ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 212. Л. 201 об., 202 об., 205, 206 об., 207, 242 об.; № 554. Л. 15, 33—34. № 546. Л. 775, 776.

У царя Федора Алексеевича и его супруги Агафьи Грушецкой в 1681 г. родился сын Илья, вскоре умерший. У братьев-соправителей Ивана и Петра было восемь детей - пять у Ивана и три у Петра48. Таким образом, службы в домовом храме святой Екатерины, молебны о благополучном родоразрешении, благодарственные молебны по случаю рождения детей, молебны о здравии царственных именинниц были неотъемлемой частью жизни царской семьи московского периода правления династии Романовых.

Судьба храма в ХУШ—Х1Х вв.

Интересно проследить историю домового храма святой Екатерины в XVШ—XIX столетиях, отражающую судьбу всего комплекса дворцовых церквей. После перенесения столицы в Санкт-Петербург и переезда двора, строения Кремлевского дворца приходят в упадок. Начинается новый этап в жизни теремных церквей: службы в них по-прежнему совершаются, однако они утрачивают статус домовых храмов царской семьи, богослужебная жизнь в них более не связана с семейными событиями. О состоянии церквей в тот период можно узнать в основном из документов, хранящихся в архиве московских дворцовых учреждений: Московской дворцовой конторы, с 1886 г. - Московского дворцового управления49; лишь немногие из этих документов введены в научный оборот50.

На сохранность дворцовых построек влияли прежде всего пожары и разрушения в Кремле. Серьезный урон убранству храма святой Екатерины нанёс пожар 1737 г.: «Внутри иконостасы и образы згорели, так же и каменная и штукатурная обмаска от жару облопалась»51; помимо икон погибло множество церковной утвари. Ремонт храма начался сразу же после пожара: была составлена смета на каменные и штукатурные работы, а также на устройство иконостаса на общую сумму 482 рубля. Работы по изготовлению иконостаса и написанию икон выполнил Яков Поспелов, за два года ремонт церкви был завершен, и она была освящена в феврале 1739 г.52 Однако выполненный Поспеловым иконостас оказался, вероятно, не слишком высокого качества, поскольку уже в 1752 г., по настоянию священника екатерининской церкви Гавриила Фе-

48 Ракитина М.Г. Воспитание царских детей как фактор формирования власти в России XVI-XVII вв. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2010. С. 188-189.

49 РГАДА. Ф. 1239.

50Павлович М.К. К истории реставрации церкви святой Екатерины в Большом Кремлевском дворце в первой половине XIX века // Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001. С. 303-306.

51 РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3-68. Д. 31828. Л. 11 об. - 12.

52 Извеков Н. Указ. соч. С. 10-12.

дорова, иконы были исправлены дворцовыми иконописцами Николаем и Владимиром Поповыми53. Очередной урон интерьер храм претерпел в 1812 г.: были похищены оклады икон и церковная утварь. Вообще же его состояние было столь плачевно, что это побудило Московского архиепископа Августина обратиться в 1817 г. в Экспедицию Кремлевских строений с просьбой оштукатурить храм, отремонтировать в нем пол, двери и окна, что вскоре и было ис-полнено54.

В 1818 г. Екатерининская церковь была приписана к Верхоспас-скому собору, богослужения в ней отныне стали совершаться лишь два раза в году: на Пасху и 24 ноября, в престольный праздник55. Это было сделано с целью сокращения штата священнослужителей, участвующих в совершении таинств и треб; частые богослужения не были востребованы с точки зрения использования дворца в этот период и были обременительны для его обслуживания немногочисленными служащими московских дворцовых учреждений. Эти перемены ознаменовали новый этап в истории кремлевских храмов — они объединяются в единый комплекс, который как бы аккумулирует традиции совершения богослужений в Кремлевском дворце, однако при этом размывается память о почитании образов, связанных с каждым конкретным храмом и той миссией, которую он играл в повседневной жизни государева двора.

При строительстве Большого Кремлевского дворца по проекту архитектора К.А. Тона в 1838—1849 гг. древние дворцовые постройки подверглись существенным поновлениям. Работы по реставрации церкви святой Екатерины начались в 1843 г. Общая смета на сумму 10 255 руб., куда были включены работы по ремонту пола, окон, лепнины, покупку новой мебели, штукатурные работы и т.д., была составлена архитектором Чичаговым (такая крупная сумма обосновывалась чрезвычайно ветхим состоянием церкви); большая часть намеченных работ была выполнена56. В следующем, 1844 г., встал вопрос об устройстве нового иконостаса. Первоначальный проект был выполнен самим К.А. Тоном, однако был сочтен слишком далеким от стиля древней церкви, и подряд на изготовление нового иконостаса (с учетом форм старого, здесь находившегося) получил художник Д.А. Шер57. Иконостас был установлен в начале 1846 г., иконы для него «в греческом штиле» писались в мастерской мос-

53 Там же. С. 12, 13.

54 Козлитина Э.М. Указ. соч. С. 6.

55 Там же.

56 РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3—18. Д. 16780. Л. 19, 26.

57 Там же. Д. 16726. Л. 33—40, 50—54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ковского живописца Н.Н. Петенкина58. Храм великомученицы Екатерины, как и весь ансамбль дворцовых церквей, становится частью комплекса Большого Кремлевского дворца, объединившего в своей конструкции древние постройки государева двора. Понимание образа святой Екатерины, ассоциированное с покровительством роду и женской половине семьи, остается историческим преданием и вытесняется из богослужебной практики, однако само почитание образа святой в древней столице не утрачивает актуальности и выходит за пределы Кремля. В перечне храмов и приделов Москвы, освященных во имя святой великомученицы, составленном И.Е. Забелиным, помимо кремлевских храмов «у Спаса Вверху за Золотой решеткой» и в женском Вознесенском монастыре, числятся также: у Зачатия в углу; на Всполье; у Николая Чудотворца в Подкопаях59. Мощи святой Екатерины упомянуты среди особо почитаемых святынь в «Алфавитной росписи святых отец, коих части мощей находятся в Москве», также хранящейся в архиве знаменитого историка Москвы60.

Последние ремонтно-реставрационные работы в интерьере храма в дореволюционный период проводились в 1910-1913 гг.61 и были связаны с подготовкой Кремлевского дворца к празднованию 300-летнего юбилея Дома Романовых. Эти работы ознаменовали завершение этапа жизни дворцовых церквей императорского периода истории России. Сохранение статуса действующих церквей, пусть и с ограниченным богослужебным режимом, было чрезвычайно важно с точки зрения почитания традиций: само наличие домовых храмов было одной из наиболее характерных «местных особенностей» планировки московского великокняжеского дворца с момента его строительства на рубеже XV—XVI столетий62.

Памятник в XX столетии

После революции 1917 г. Большой Кремлевский дворец приобрел статус резиденции Советского правительства, в настоящее время - это официальная парадная резиденция Президента России. На протяжении всего XX столетия в дворцовых храмах не проводились богослужения, а доступ в них имел лишь узкий круг специалистов. Несмотря на жестко регламентированные условия

58 Там же. Д. 16902. Л. 10.

59 ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. № 589. Л. 10.

60 Там же. № 765. Л. 14 об.

61 РГАДА. Ф. 1239. Оп. 24. Д. 2414. Л. 36.

62 Подьяпольский С.С., Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И., Яганов А.В., Яковлев Д.Е. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв. // Русское искусство позднего средневековья. СПб., 2003. С. 91.

существования дворца в качестве режимного объекта, реставраци-онно-исследовательские работы в древней части государева двора в этот период проводились регулярно. Их результаты зафиксированы в рукописях реставрационных отчетов организаций, курировавших ход этих работ: Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината, объединения «Союзреставарция» Министерства культуры СССР. В церкви святой Екатерины работы осуществлялись в несколько основных этапов: в 1920-х гг. под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева выполнялись фрагментарные исследования и реставрация некоторых декоративных элементов церкви (главным образом, в западной галерее и надстройке над ней); в 1940-х гг. группой архитектора Л.А. Петрова был удален второй этаж поздних пристроек между церковью Риз-положения и Екатерины, что дало возможность полностью открыть апсиды церкви Екатерины63. Ценнейшая информация о строительной истории церкви была получена после исследований, осуществленных в 1961 г. под руководством архитектора ЦНРМ Б.Л. Альтшуллера64. После проведения зондажей и удаления поздней штукатурки реставраторам удалось выявить элементы древнего декора: фрагменты наличников окон, карнизов, цоколя между подклетом и церковью Екатерины. Также была получена информация, позволившая вычленить основные этапы строительства западной галереи храма.

Долгое время актуальным оставался вопрос о реставрации икон: в 1980—1981 гг. бригадой художников-реставраторов ВПНРК под руководством А.Т. Силина храмовый иконостас был полностью приведен в экспозиционный вид65. И, наконец, уже в постсоветскую эпоху, в 1996—2000-х гг., группой архитекторов-реставраторов под руководством Б.Л. Альтшуллера (Г.С. Евдокимов, С.С. Подья-польский, Е.И. Рузаева и др.) проведены масштабные натурные работы по объектам древней части Кремлевского дворца, в том числе, по церкви святой Екатерины, которые дали новый материал относительно строительной истории памятника. Одной из важных задач, которые следовало разрешить при исследовании подклета церкви Екатерины, было хронологическое разграничение отдельных частей здания. Известно, что каменная церковь Екатерины

63 Козлитина Э.М. Указ. соч. С. 10.

64 Альтшуллер Б.Л. Отчет о реставрационно-восстановительных работах, проведенных по памятниками архитектуры Московского Кремля в связи со строительством Дворца Съездов. Архив ВПНРК. М., 1961 г. № 130/150.

65 Киселева С.Н. Отчет о реставрации икон из иконостаса церкви Екатерины Большого Кремлевского дворца в Москве 1980—1981 гг. (рукопись) / Объединение «Союзреставрация» Министерства культуры СССР. М., 1981.

впервые была построена в 1627 г. мастером Джоном Талером. Как отмечалось ранее, в середине XVII в., при возведении над этим зданием церкви святой Евдокии (позднее Воскресения Словущего), была перестроена и сама церковь Екатерины, но что именно сохранилось от первого строительного периода, оставалось неизвестным. Натурные работы дали однозначный ответ на этот вопрос: раскрытия показали, что основные стены подклета имеют единообразную структуру (сложены из большемерного кирпича с клеймами, на которых изображен двуглавый орел или единорог), характерную для московского строительства времени царя Алексея Михайловича и не применявшуюся в более раннее время66. Из этого можно сделать вывод, что в середине XVII в. все здание было перестроено от основания, и от церкви, возведенной Джоном Талером, никаких остатков не сохранилось, т.е. в результате натурных работ была существенно пересмотрена датировка памятника, который является частью современного ансамбля Большого Кремлевского дворца.

Таким образом, всестороннее изучение самого разного круга источников, связанных с ансамблем дворцовых церквей, позволяет пролить свет на их жизнь в разные периоды истории. Можно сделать вывод, что почитание образа святой великомученицы Екатерины имело большое значение для царской семьи, а храм, освященный в ее честь, занимал важное место в жизни женской половины государева двора XVII столетия, поскольку был связан, прежде всего, с такой значимой частью жизни государыни, как рождение детей. В XVШ—XIX столетиях жизнь теремных храмов уже не была включена в повседневный быт царской семьи, однако сохраняла традицию совершения богослужений в дворцовом комплексе, остававшемся московской резиденции императорской семьи. И, наконец, интересен статус храмов в советский период, когда богослужебная функция ансамбля дворцовых церквей была утрачена, а сами они закрыты для посещения. Единственным источником информации о теремных храмах в этот период стали отчеты о проводившихся в них реставрационно-исследовательских работах. Эти уникальные документы дают представление не только о состоянии сохранности памятников, но и отражают ход натурных работ, которые велись в них на протяжении XX столетия. Данные, полученные в результате этих работ, позволяют с большой долей точности реконструировать строительную историю Кремлевского дворца XVI—XVII вв. Все это открывает возможность современным иссле-

66 Подьяпольский С.С., Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И. и др. Указ. соч. С. 89—90.

дователям государева двора более плодотворно, с привлечением нового фактологического материала работать с источниками, что существенно повышает исследовательский потенциал данной темы.

Список литературы

1. Вьюева Н.А., Романенко А.И. Дворцы и сады Московского Кремля. Путеводитель. М., 2003.

2. Евдокимов Г.С., Яковлев Д.Е. Новые исследования церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле // Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2009.

3. Извеков Н. Церковь во имя св. Великомученицы Екатерины в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912.

4. Матасова Т.А. Софья Палеолог. М., 2016.

5. Масленникова И.А. Традиции праздничных приемов в тронном зале русских цариц // Родина. 2015. № 6.

6. Меняйло В.А. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в XI— XVII веках // Искусство христианского мира. Т. IV М., 2000.

7. Меняйло В.А. Вознесенский девичий монастырь в Московском Кремле. М., 2011.

8. Павлович М.К. К истории реставрации церкви святой Екатерины в Большом Кремлевском дворце в первой половине XIX века // Искусство христианского мира. М., 2001. Вып. 5.

9. Подъяпольский С.С. Московский Кремлевский дворец в XVI веке по данным письменных источников // Русское искусство Позднего Средневековья. XVI в. СПб., 2003.

10. Подъяпольский С.С., Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И. и др. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV—XVI вв. // Русское искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб., 2003.

Поступила в редакцию 7 сентября 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.