Научная статья на тему 'Домашняя прислуга как объект исторического исследования в англоязычной историографии второй половины XX в'

Домашняя прислуга как объект исторического исследования в англоязычной историографии второй половины XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЯЯ ПРИСЛУГА / ИСТОРИОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ГЕНДЕР / ИСТОРИЯ ТРУДА / КОЛОНИАЛИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ / DOMESTIC SERVICE / HISTORIOGRAPHY / SOCIAL HISTORY / GENDER / LABOR HISTORY / COLONIALISM / CULTURAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клоц Алиса Ростиславовна

Дается краткий обзор зарубежной историографии по проблеме домашней прислуги. Характеризуются основные концепции и методологические подходы, уровень изученности данной темы в англоязычной историографии различных стран. Предлагается краткий анализ историографической ситуации в отечественной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a brief review of historiography on the issue of domestic service. The author characterizes the major concepts and methodological approaches, state of research of the issue in different countries published in English. There is also a brief description of the problem in Russian history.

Текст научной работы на тему «Домашняя прислуга как объект исторического исследования в англоязычной историографии второй половины XX в»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 История Выпуск 3 (17)

УДК 930(410)

ДОМАШНЯЯ ПРИСЛУГА КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

А. Р. Клоц

Дается краткий обзор зарубежной историографии по проблеме домашней прислуги. Характеризуются основные концепции и методологические подходы, уровень изученности данной темы в англоязычной историографии различных стран. Предлагается краткий анализ историографической ситуации в отечественной науке.

Ключевые слова: домашняя прислуга, историография, социальная история, гендер, история труда, колониализм, культурная история.

Вторая половина XX в. в исторической науке ознаменовалась возникновением методологических концепций, направлений и тем, не характерных для предшествовавших периодов. В новых областях научного поиска особое место занимает проблема домашней прислуги - социальнопрофессиональной группы, с древнейших времен присутствовавшей во всех культурах и при любом государственном строе. О значении этого явления для формирования социальной жизни Европы «нового времени» говорит тот факт, что до начала Первой мировой войны работа прислугой была самой распространенной формой занятости европейских женщин [Tilly, 1976, p. 455].

Конечно, «проблема прислуги» активно обсуждалась в западном обществе на протяжении многих веков, однако исключительно с позиции хозяев. Представителей высшего и среднего слоев различных обществ интересовало, как найти «хорошую» прислугу, как себя с ней вести и как остановить «падение нравов» среди этой группы населения. Сами критерии «хорошей прислуги» также менялись. В конце XIX в. появляются первые научные работы, посвещенные этой теме. Среди них стоит выделить труд, написанный на основе масштабного социологического исследования, проведенного в 1897 г. в США, включавший в себя и историческую справку о прислуге [Salmon, 1987].

Однако впервые об истории домашней прислуги как отдельной области изучения заговорили после Второй мировой войны. Это можно объяснить, с одной стороны, возросшим влиянием левых течений в науке, в том числе марксизма, стремлением написать историю «трудящихся», тех, кто раньше считался «немым и забытым» [Useful Toil..., 1974, p. 127], с другой стороны, обострением «проблемы прислуги», связанным с тем, что в послевоенные годы спрос на услуги помощниц по хозяйству значительно превышал предложение.

В 1949 г. выходит небольшая, тридцатистраничная, книжка Д. Маршал «Английская домашняя прислуга в истории» [Marshall, 1949], в которой впервые говорится о том, что историкам в своих работах необходимо отойти от позиции хозяев и по-новому взглянуть на проблему прислуги. Через несколько лет появляется монография Дж. Хечта «Класс домашней прислуги в Лондоне XVIII века» [Hecht, 1956], в которой дается гораздо более подробная характеристика положения прислуги в Великобритании, основанная прежде всего на материалах прессы того времени и опубликованных дневников. Исследователь определил свою работу как «эссе по социальной истории», особое внимание уделив иерархии внутри «класса прислуги», проблеме мобильности внутри нее, а также отношениям с хозяевами. Критики же отмечали существенные недостатки работы: большая часть прислуги была женского пола и работала в мелких и средних домовладениях, тогда как большинство представленных свидетельств относятся к жизни мужской прислуги, трудившейся в крупных хозяйствах [Fisher, 1956, p. 360].

Неудивительно, что первые работы о прислуге были написаны в Великобритании - стране, в которой «институт домашней прислуги был фундаментальным нарративом в историях, рассказываемых британцами о двадцатом веке и переменах, которые он принес: о формировании классов, об интимности и индивидуализации, о домашнем пространстве и домашних работах, о “современности” (modernity) и гендере» [Delap, 2011, p. 2]. Но уже с 1970-х гг. начинает расти количество статей и монографий о прислуге в других странах. Например, в 1978 г. было издано исследование Дэвида Кацмана «Семь дней в неделю: женщины и домашний труд в индустриальной Америке»

© А. Р. Клоц, 2011

[Katzman, 1978].

Первые публикации о домашней прислуге представляли работы по социальной истории, в рамках которой «возникновение и упадок института домашней прислуги вплетались в более крупные нарративы классовой и гендерной идентичностей, индустриализации, миграции, урбанизации и технологических перемен» [Delap, 2011, p. 7]. Особое внимание этой теме уделяли специалисты по истории труда - направлению, во многом сформировавшемуся под влиянием работ выдающегося представителя британской историографии Э. П. Томпсона.

Стремясь написать историю трудящихся и при этом отталкиваясь от марксистских положений о классовой структуре, историки труда столкнулись с вопросом теоретического характера: относится ли домашняя прислуга к рабочему классу? Дискуссия началась сразу же после выхода монографии Дж. Хечта, выделившего домашнюю прислугу в отдельный класс. В уже упомянутой рецензии на эту работу такой подход был назван «нереалистичным», так как «прислуга представляла собой всего лишь профессиональную группу работников, и если не принимать во внимание основные характеристики работников XVIII в., история домашней прислуги становится бессмысленной» [Fisher, 1956, p. 360]. Британский историк С. Микам, стараясь определить классовую принадлежность кухарки, так сформулировал проблему: «Куда мы отнесем ее? Брак с лондонским торговцем или земляком-рабочим решил бы эту проблему. Но пока этого не случилось, нам придется оставить ее в состоянии неопределенности» [Meacham, 1977, р. 23]. Согласно К. Марксу, слуги, горничные и лакеи представляют собой «старинных домашних рабов, под названием “класс прислуги”», употребляемых «непроизводительно» [Маркс, 1960, с. 456]. Таким образом, прислуга выделяется в отдельную, непроизводящую категорию, практически отдельный класс. Возможно, исходя из этого, Э. П. Томпсон в своей самой значительной работе - «Создание английского рабочего класса» [Thompson, 1963] - полностью проигнорировал эту социально-профессиональную группу. Такое упущение стало причиной критики со стороны историков более позднего период (см., например, монографию К. Стидман «Слуга и хозяин: Любовь и труд в индустриальной Англии» [Steedman,

2007, p. 8-9, 16-17]). Однако в итоге большинство исследователей предпочли отойти от узкой трактовки работ К. Маркса и рассматривали домашнюю прислугу как полноправных членов рабочего класса. При этом, как отмечает британский историк Л. Делап, для исследователей, работавших в рамках социальной истории и истории труда, прислуга представляла собой «аномалию», так как многочисленные горничные, кухарки и лакеи, ежедневно соприкасаясь с культурой среднего класса, теряли свою «рабочую идентичность» [Delap, 2011, p. 19].

С 1980-х гг. историю прислуги все больше позиционируют как гендерную тему, ведь женщин, нанятых для выполнения работ по дому, традиционно было значительно больше, чем мужчин, а в XX в. произошла практически полная феминизация профессии. Необходимость работать над этой темой была очевидной, так как «гендерная принадлежность девушек в прислугах играла решающую роль. Они переживали социальные перемены, связанные с индустриализацией и урбанизацией, и приспосабливались к ним по-своему, по-женски» [Wierling, 2011, p. 149]. Гендерный подход в работах по истории прислуги, таких как монографии Ф. Палмер «Домашний труд и грязь: домохозяйки и домашняя прислуга в США, 1920-1945 гг.» [Palmer, 1989], Т. Мэлдрама «Домашняя прислуга и гендер, 1660-1750 гг. Жизнь и работа в британских домохозяйствах» [Meldrum, 2000], позволяет более полно представить гендерное разделение труда в различных культурах. Опираясь на концепцию дихотомии частного (женского) и публичного (мужского), активно используемую в феминистской методологии, исследователи анализируют не только гендерное, но и внутригендер-ное неравенство, стараясь найти ответ на вопрос, почему даже в XX в. женщины-домохозяйки или работающие женщины, в силу разных причин не имеющие возможности поддерживать необходимый уровень быта (чистоты, заботы о детях), не стремились вовлечь в эту сферу мужчин, а эксплуатировали труд женщин с более низким социальным статусом.

Проблема равенства и эксплуатации - одна из ключевых в изучении института домашних работников независимо от географических и хронологических рамок исследования. Так, в работах американских ученых тема прислуги тесно переплетается с проблемой расового неравенства и взаимоотношений этнических групп [Southerland, 1981; Clark-Lewis, 1994; Glenn, 1986 и др.]. Лейтмотив исследований - размышления о том, что домашняя прислуга может существовать в обществе только в том случае, если в нем существовало неравенство, в данном случае - расовое. И если до середины XX в. большинство женщин в услужении составляли чернокожие американки, то в конце

столетия их место заняли мигрантки из Латинской Америки.

С проблемой этнических отношений связано еще одно направление, в рамках которого ведется изучение института домашней прислуги в странах Африки, Азии и Латинской Америки, -история колониализма. Исследования в этой области позволяют создать более субъективированную картину того, как развивалась колониальная система, как складывались отношения между колонизаторами и коренным населением. Одной из самых заметных работ этого направления остается монография антрополога К. Хансен, посвященная отношениям между нанимателями и прислугой в колониальной и постколониальной Замбии, тому, как в повседневном общении конструировались их идентичности и поддерживалась социальная иерархия [Hansen, 1989]. Однако институт домашней прислуги в этом регионе существовал задолго до прихода европейцев и продолжает существовать после падения колониальной системы, вбирая в себя как черты традиционных культур, так и особенности постколониальных отношений. Авторы сборника «Дом и гегемония. Домашняя прислуга и политика идентичности в Южной и юго-восточной Азии», изданного в начале нового тысячелетия, приходят к следующему выводу: «Институты домашней прислуги имеют сходные структурные и логистические черты, несмотря на различия культур. Но все-таки сложное переплетение власти и неравенства имеет свои корни в местных особенностях, так как отличительные черты иерархичной структуры всегда конструируются культурой» [Home and Hegemony, 2000].

В конце 2000-х гг. одна за другой публикуются монографии, написанные в рамках направления, которое определяется как микс социальной истории, биографического исследования и литературной критики. Это книга К. Стидман «Слуга и хозяин: Любовь и труд в индустриальной Англии» [Steedman, 2009], где отношения между хозяевами и прислугой реконструируются на материале классического романа «Грозовой перевал»; работы Э. Лайт «Миссис Вулф и слуги: интимная история домашней жизни в Блумсбери» [Light, 2000] и А. Мюррей «Служанка как муза: как слуги изменили жизнь и язык Эмили Дикенсон» [Murray, 2010]. В двух последних книгах рассматриваются отношения этих знаменитых американских поэтесс с прислугой и то, как прислуга влияла на творчество хозяек. Интересно отметить, что эти книги перекликаются с советскими и российскими исследованиями о роли нянек из народа в становлении классиков русской литературы: Пушкина, Гончарова, Достоевского [Ульянский, 1940;Мельник, 2006; Владимирцев, 2006 и др.].

Работа К. Стидман также близка к направлению, связанному с исследованием истории эмоций. Авторы сравнительно небольшого количества исследований этого научного жанра пытаются отойти от классических установок социальной истории, проникнуть в особый мир отношений прислуги и хозяев. Несмотря на стремление нанимателей дистанцироваться от домашних работников, прислуга «разрывает оболочку телесного пространства или “личного пространства” нанимателя и других приватных пространств» [Higman, 2002, p. 7], что формирует особые отношения в доме с прислугой. Особенности этого домашнего микрокосма не могут не требовать отдельного изучения. Первая работа в этом направлении - «Слуги и хозяева во Франции XVIII века: что такое преданность» - была опубликована в 1983 г. американским историком С. Мазой, которая попыталась понять феномен «верности» слуги хозяину [Maza, 1983]. Наиболее развернутое теоретическое обоснование использования методов истории эмоций представила в своей монографии Л. Делап: «...историография эмоций дает новые мощные методы для изучения связей между социокультурными дискурсами и индивидуальной субъективностью», так как «сложные отношения между прислугой и нанимателями формировались через властные игры, связанные с эмоциями зависимости, стыда, вины, интимности» [Delap, 2011, p. 9-10]. Исследовательница уделяет особое внимание тому, как подобные эмоции репрезентировались в культуре и как культура, в свою очередь, формировала эмоциональный фон.

Одной из особенностей исследований по истории прислуги является широкое использование методов устной истории, в частности, глубинного интервью по заданной теме, для реконструкции различных аспектов труда и быта домашней прислуги в XX в. Некоторые авторы, как, например, Дж. Хегстром, полностью строят свое исследование на материалах интервью. В статье «Воспоминания о жизни под лестницей: английские домашние работницы между двумя мировыми войнами» она приходит к неожиданному выводу: «несмотря на долгий рабочий день, очень тяжелую работу, ограниченное свободное время и низкую заработную плату, все, кроме одной, респондентки, вспоминают свою службу в достаточно позитивном свете» [Hegstrom, 2007, p. 16]. Исследовательница объясняет такое отношение традиционной легитимизацией доминирования, о которой говорил еще

Макс Вебер. Л. Делап, которая тоже в значительной мере опирается на материалы устной истории, видит в некритическом восприятии положения домашней прислуги потребность ретроспективно сделать свой жизненный путь более достойным [Delap, 2011, p. 23].

В целом в 2000-е гг. внимание к истории домашней прислуги не ослабевает, растет количество исследований, расширяется предметная область. Вот лишь некоторые проблемы, затрагиваемые в статьях и монографиях по данной теме: личное пространство, соотношение статусной и функциональной ролей прислуги, функция института прислуги в миграционных стратегиях, связь домашней прислуги и теневой экономики. В 2005 г. был реализован крупномасштабный европейский проект «The servant project», проблемное поле которого было определено организаторами как пересечение исследований в области миграции, гендера и социальной истории женского труда в Европе. В опубликованном отчете о его итогах «Домашняя прислуга и формирование европейской идентичности» [Sarti, 2005] ставится вопрос о роли прислуги в формировании традиций, ценностей и характерных черт европейского общества на протяжении его многовековой истории и на современном этапе, однако автор не столько дает ответ на поставленный вопрос, сколько кратко представляет результаты исследований участников проекта.

Интересно отметить, что в созданной в рамках проекта онлайн базе статей и монографий по проблемам прислуги, включающей 1400 работ 1200 авторов, из 20 наименований, так или иначе связанных с Россией, 19 касаются эмиграции и трудовой миграции выходцев из стран бывшего Союза в Европу. Лишь одна работа посвящена истории прислуги в Российской империи - монография А. Рустемейер «Прислуга в Петербурге и Москве, 1861-1917: истоки, будни, социальная роль» [Rustemeyer, 1996]. Она не переведена ни на русский, ни на английский язык и, по всей видимости, мало известна в России. Коротко охарактеризовав ситуацию до 1861 г. и последствия отмены крепостного права для прислуги, автор выясняет то, как молодые люди попадали в эту социальную группу, каковы были условия труда прислуги, возможности социальной мобильности и последствия революции 1905 г. для этой социо-профессиональной группы. Исследовательница выделяет два ключевых момента, определивших положение прислуги во второй половине XIX - начале XX в. - феминизацию оплачиваемого домашнего труда и возникновение общественной дискуссии о «проблеме прислуги» [Wirtschafter, 1998, p. 512]. В итоге А. Рустемейер признает, что институт домашней прислуги в России оставался «бастионом доиндустриального общества» [Wirtschafter, 1998, p. 513], в котором сохранялись патриархальные отношения, характерные для эпохи крепостного права [Kelly, 1998, p. 199]. Одновременно с монографией А. Рустемейер была опубликова статья британского специалиста по истории России К. Келли, в которой анализировались образы прислуги в художественных произведениях и прессе на рубеже веков. Образ прислуги интересует автора прежде всего как отражение страхов высших интеллектуальных слоев общества, связанных с взаимодейстием с низшими классами [Kelly, 1997]. Еще одна работа, написанная канадской исследовательницей Р. Спаньолой, посвящена особенностям активности домашней прислуги в начале XX в. [Spagnolo, 2009]. В данный момент готовится к печати монография независимого американского исследователя С. Гранта о роли нянек в дореволюционных и советских семьях, основанная на анализе автобиографических материалов [Grant].

К сожалению, серьезных отечественных исследований о прислуге в Российской империи не обнаружено, хотя, конечно, некоторые аспекты данной темы упоминаются в работах по социальной стратификации российского общества. Стоит согласиться с К. Келли в том, что такое «замалчивание» проблемы прислуги в российской историографии во многом связано с наследием марксизма-ленинизма, в рамках которого вписывание групп, напрямую не связанных «с производством», в жесткие категории пролетариата и крестьянства было проблематичным [Kelly, 1997, p. 10]. Исследовательница также отмечает ограниченность источниковой базы для работы над историей прислуги в дореволюционной России. Что касается института домашних работниц в советский период, то эта тема также мало разработана.

Из западных исследователей этой проблематики касаются такие известные советологи, как классик ревизионистской школы Ш. Фицпатрик [Fitzpatrick, 2000], специалист по социальной истории У. Голдман [Goldman, 2002], британские историки С. Дэвис [Davis, 2000] и О. Файджес [Figes, 2008], и Р. Спаньола - автор пока единственной диссертации и статей, посвященных изучению советских домработниц времен нэпа [Spangolo, 2006]. В отечественной историографии работ по истории домашних работниц крайне мало, в основном эта тема оказывается вспомогательной,

например, в ряде публикаций о повседневной жизни советского Петербурга [Витухновская, 2000; Измозик, Лебина, 2001]. Также стоит упомянуть статью о домашней работнице в «Энциклопедии банальностей» Н. Б. Лебиной [Лебина, 2006] и статью А. Р. Клоц «Шесть платьев и полуботинки: домашняя прислуга в Советском Союзе» [Клоц, 2011].

История домашней прислуги - поле, где пересекаются социальная и гендерная история, история труда и история эмоций, история повседневности и история колониализма. Именно эта мно-гослойность и многоплановость привлекает исследователей, которые за последние пятьдесят с лишним лет рассмотрели многие аспекты указанной проблемы. Однако многое еще остается неизученным, в том числе особенности развития института домашней прислуги в России и Советском Союзе.

Библиографический список

Владимирцев В. П. Еще раз о влиянии «нянюшки» Алены Фроловны на личность и творчество Достоевского: факты и размышления // Писатель & литературовед. 2006. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mineralov.ru/vladim2.htm (дата обращения: 20.08.2011).

Витухновская М. «Старые» и «новые» горожане: мигранты в Ленинграде 1930-х годов // Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920 - 30-е годы / под ред. Т. Вихавайнена. СПб., 2000.

Измозик В. С., Лебина Н. Б. Жилищный вопрос в быту ленинградской партийно-советской номенклатуры 1920-1930-х гг. // Вопр. истории. 2001. № 4.

Клоц А. Р. Шесть платьев и полуботинки: домашняя прислуга в Советском Союзе // Родина. 2011. № 3.

Лебина Н. Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: контуры, символы, знаки. СПб., 2006.

Маркс К. Капитал. М., 1960. Т. 2.

Мельник В. Няня Ивана Гончарова // Лит. Россия. 2006. № 14.

Ульянский А. И. Няня Пушкина. М., 1940.

Clark-Lewis E. Living In, Living Out: African American Domestics in Washington, D.C., 1910-1940; DC., 1994.

Davies S. «Us against Them»: Social Identity in Soviet Russia, 1934-1941 // Stalinism. New Directions / ed. by Sh. Fitzpartick. New York, 2000.

Delap L. Knowing Their Place: Domestic Service in Twentieth Century Britain. New York, 2011.

Figes O. The Whisperers: Private Life in Stalin’s Russia. New York: Metropolitan Books / Henry Holt&Company, 2008.

Fisher J. Review. The Domestic Servants Class in XVIII century London by J. Jean Hecht // The British Journal of Sociology. 1956. Vol. 7, № 4, Dec.

Fitzpatrick Sh. Everyday Stalinism: Everyday Stalinism: Ordinary Life in Extraordinary Times. New York, 2000.

Glenn E. Issei, Nisei, Warbride: Three Generations of Japanese American Women in Domestic Service. Philadelphia, 1986.

Goldman W. Women at the Gates: Gender and Industry in Stalin’s Russia. Cambridge, 2002 Grant S. The Russian Nanny, Real and Imagined: History, Culture, Mythology, manuscript.

Hansen K. T. Distant Companions: Servants and Employers in Zambia, 1900-1985. Cornel, 1989.

Hecht J. J. The Domestic Servants Class in XVIII century London. London, 1956.

Hegstrom J. L. Reminiscences of Below Stairs: English Female Domestic Servants Between the Two World Wars // Women's Studies. 2007. Vol. 36, Issue 1.

Higman B. W. Domestic Service in Australia. Melbourne, 2002.

Home and Hegemony. Domestic Service and Identity Politics in South and Southeast Asia / еd. by K. M. Adams and S. Dickey. Michigan, 2000.

Katzman D. Seven Days a Week: Women and Domestic Service in Industrializing America. New York, 1978.

Kelly C. Dienstboten in Petersburg und Moskau 1861-1917: Hintergrund, Alltag, soziale Rolle by Rustemeyer A. // Slavic Review. 1998. Vol. 57, № 1.

Kelly C. Who’ll clean the boots now? Servants and social anxieties in late imperial St Petersburg // Europa

orientalis: studi e ricerche sui paesi e le culture dell'Est Europe / Universita di Salerno, Departamento di Studi Linguistici e Letterari. Salerno, 1997. Т. 16, № 2: Быт старого Петербурга, II / сост. Дж.-П. Пире-тто, А. Конечный, А. Д'Амелия.

Light A. Mrs. Woolf and the Servants: An Intimate History of Domestic Life in Bloomsbury. Bloomsbury,

2008.

Marshall D. The English Domestic Servant in History. London, 1949.

Maza S. C. Servants and Masters in Eighteenth-Century France: The Uses of Loyalty. Princeton, 1983. Meacham S. A Life Apart: The English Working Class 1890-1914. London, 1977.

Meldrum T. Domestic Service and Gender, 1660-1750. Life and Work in the London Household. London, 2000.

Murray A. Maid as Muse: How Servants Changed Emily Dickinson's Life and Language (Revisiting New England). New Hampshire, 2010.

Palmer Ph. Domesticity and Dirt: Housewives and Domestic Servants in the United States, 1920-1945. Philadelphia, 1989.

Rustemeyer A. Dienstboten in Petersburg und Moskau 1861-1917: Hintergrund, Alltag, soziale Rolle. Stuttgart, 1996.

Salmon L. M. Domestic Service. New York, 1897.

Sarti R. Domestic Service and European Identity. Urbino, 2005.

Spagnolo R. Serving the Household, Asserting the Self: Urban Domestic Servant Activism//The Human Tradition in Imperial Russia / еd. by C. D. Worobec. Maryland, 2009.

Spagnolo R. When Private Home Meets Public Workplace: Service, Space, and the Urban Domestics in 1920s Russia // Everyday Life in Soviet Russia: Taking the Revolution Inside / ed. by Kiar Ch. and Naiman E. Indiana, 2006.

Steedman C. Master and Servant: Love and Labour in the English Industrial Age. Cambridge, 2007. Sutherland D. E. Americans and their Servants: Domestic Service in the United States from 1800 to 1920. Baton Rouge, 1981.

Tilly A. L., Scott J. W., Cohen M. Women’s Work and European Fertility Patterns // Journal of Indiscipli-nary History. 1976. Vol. 6, № 3.

Thompson E. P. The Making of the English Working Class. London, 1963.

Useful toil: autobiographies by working people from the 1820s to the 1920s / ed. by J. Burnett. London, 1974.

Wierling D. The History of Everyday Life and Gender Relations: on Historical and Historiographical Relationships // The history of Everyday Life. Reconstructing Historical Experiences and Ways of Life / еd. by A. Lüdtke. New Jersey, 1995.

Wirtschafter E. K. Review. Dienstboten in Petersburg und Moskau 1861-1917: Hintergrund, Alltag, soziale Rolle. Rustemeyer A. // The Journal of Modern History. 1998. Vol. 70, № 2.

Дата поступления рукописи в редакцию 30.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.