Научная статья на тему 'Домашние лабораторные работы по физике в средней школе'

Домашние лабораторные работы по физике в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10854
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДОМАШНЯЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL EXPERIMENT / HOMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луцай Елена Викторовна

В работе представлены теоретические обоснования целесообразности использования домашних лабораторных работ при изучении школьного курса физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Home laboratory works on physics at secondary school

The article presents theoretical justifications of the efficiency of assigning home laboratory works in the school course of physics.

Текст научной работы на тему «Домашние лабораторные работы по физике в средней школе»

УДК 372.853

Е. В. Луцай

ДОМАШНИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В работе представлены теоретические обоснования целесообразности использования домашних лабораторных работ при изучении школьного курса физики.

Ключевые слова: физический эксперимент, домашняя работа, самостоятельная деятельность.

Сущность и цель современного образования — развитие общих способностей личности и её универсальных способов деятельности средствами учебных предметов. Всё большую значимость приобретает роль учителя как организатора деятельности учащихся в школе.

В связи с этим особую актуальность приобретает самостоятельная работа учащихся, особенно связанная с экспериментальным методом познания.

Действительно, роль физического эксперимента нельзя недооценивать, ведь посредством его у учащихся формируются экспериментальные умения: они учатся определять цели эксперимента, ставить перед собой задачи и достигать их решения, выдвигать гипотезы и доказывать их или же опровергать, также они учатся собирать установки, наблюдать и обосновывать с научной точки зрения происходящие явления, что может помочь учащимся в жизни объяснять происходящее.

Возможность применения домашних лабораторных работ в процессе обучения физике на первом этапе в средней школе оказывается весьма целесообразной. Особенно это актуально в ситуации сокращения часов в школьной программе на обучение физике, причём объём материала не уменьшается. Т. е. учителям необходимо за меньшее время дать то же количество знаний, что и раньше. К сожалению, чаще всего практикующие учителя сокращают именно экспериментальную часть.

Физические эксперименты, существующие в современной в школе, делятся на демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы и физический практикум [7]. И лишь некоторые методисты выделяют отдельной группой домашние экспериментальные работы. Мы же считаем необходимым проводить домашние лабораторные работы на первых годах обучения физики.

Домашние экспериментальные работы — простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы. Задачи работ данного вида — это формирование умения наблюдать физические явления в природе и в домашних условиях, выполнять измерения с помощью измерительных средств, используемых в быту, формирование интереса к эксперименту и изучению физики. Данный вид работ может быть выполнен учащимися с помощь приборов, которые они сделали самостоятельно, при помощи предметов домашнего обихода, или же с помощью приборов, которые выпускаются промышленностью.

Домашний эксперимент полноправно входит в систему школьных экспериментов, при этом особая ценность данного вида работ заключается в том, что его можно отнести к системе самостоятельной работы, которая может усилить интерес к изучаемому предмету — физике.

К самостоятельным работам необходимо приучать на начальных уровнях изучения предмета, когда ставятся простые легко решаемые задания, которые постепенно должны усложняться.

Данный вид работ носит индивидуальный характер, даже в том случае, если одна лабораторная работа дана всему классу, ведь учащиеся эту работу должны проделать дома, где отсутствует и учитель и одноклассники.

Отличительной чертой домашних лабораторных работ является то, что учитель при составлении заданий не должен учитывать то, что различные ученики выполняют задания с различной скоростью. Это позволяет дать всем ученикам одинаковые задания.

Домашний эксперимент должен проводиться в соответствии с изучаемой на данный момент темой в виде домашнего задания или служить контролем после изучения определённой темы или раздела.

Лабораторная домашняя работа может быть дана учителем:

1) в ходе изучения темы;

2) в конце изучения темы;

3) в качестве контрольной работы по темам, которые требуют проверки не умения решать задачи, а знания теории и умения применять её на практике, при этом теоретическая часть должна быть исключена из описания работы;

4) фронтально, когда всему классу даётся один эксперимент;

5) вариативно, когда каждому учащемуся или группам учащихся дают различные опыты.

При проведении работы учащиеся должны не только провести и описать эксперимент, но и сделать выводы, исходя из знаний, которые они имеют по данной теме. Если учащиеся правильно усвоили материал, то им не составит проблемы сделать вывод из наблюдаемого явления.

Домашние лабораторные работы можно разделить на работы, в которых [2]:

- главным видом деятельности является наблюдение окружающих нас явлений;

- необходимо провести измерения с помощью приборов, которые используются в повседневной жизни;

- необходимо провести измерения с помощью приборов, которые учащиеся должны сделать своими руками.

Домашний эксперимент может носить также исследовательский характер. В этом случае учащимся предлагается создать определённые условия, на протяжении какого-то промежутка времени наблюдать за происходящим и сделать выводы об увиденном по окончании этого времени.

Роль самостоятельной работы при выполнении домашних лабораторных работ очень велика. Они способствуют появлению интереса учащихся к предмету, что, как уже говорилось, немаловажно. Поэтому учитель должен большое внимание уделить именно этому виду работ при составлении учебных планов, куда само-

стоятельные работы должны постоянно включаться [6]. Самостоятельная работа сформирует у учащихся умение решать проблемы без чьей-либо помощи, что поможет им в дальнейшей жизни.

Домашние лабораторные работы должны соответствовать особым требованиям. Все эксперименты, которые подбираются для проведения учащимися дома, не должны никаким образом нанести вред учащимся, следовательно, одним из главных требований является безопасность. В домашних лабораторных работах не должны использоваться источники повышенной опасности. В случае работы с нагретыми объектами в описании лабораторной работы необходимо указывать, что она должна проводиться только в присутствии родителей.

Т. к. лабораторные работы проводятся дома, они должны выполняться не на каком-то сложном оборудовании, а с помощью предметов, которые имеются в каждом доме, т. е. ученик не должен нести каких-либо материальных затрат.

Хотя домашняя лабораторная работа должна быть проста по выполнению, она несёт в себе большую теоретическую нагрузку. Описание лабораторной работы должно содержать не только пошаговое выполнение, но и теорию, которая поможет учащимся не только объяснить увиденное явление, но и будет способствовать повторению изученного материала.

Отчёты по выполнению работы должны быть письменно оформлены. О форме отчётов учитель должен заранее поговорить с учащимися, например, он может потребовать от учащихся такого оформления, которое они делают при выполнении фронтальных лабораторных работ. Такой вид отчётов поможет учителю оценить работу каждого ученика. Результаты работ должны быть обсуждены учителем с классом, это поможет учащимся разобраться в вопросах, которые им были непонятны при выполнении.

Таким образом, эксперименты, которые учитель выбирает для домашних лабораторных работ, должны соответствовать следующим требованиям [1]:

1. Безопасность.

2. Простота выполнения.

3. Отсутствие материальных затрат.

4. Отчёты по работам.

5. Обсуждение результатов.

Проведение домашних лабораторных работ обусловлено также психологическим развитием детей в подростковом возрасте.

Подростковый период по традиционной классификации — это период жизни от 11-12 до 14-16 лет. Этот период самый короткий из всех, но именно в этот период человек делает большой рывок в своём развитии. Именно в этот период он становится личностью [4].

Необходимо также учитывать развитие высших психических функций в этом возрасте, а именно: памяти, внимания, восприятия и мышления в целом. Развитие этих функций во многом зависит от мотивации обучения. В подростковом возрасте преобладает теоретическое мышление, посредством которого ребёнок учится устанавливать связи.

В настоящее время существует много методических пособий, руководств и описаний, где представлены разнообразные физические эксперименты, которые можно проводить в домашних условиях. Так, например, с помощью книг [2, 5, 7] и сборников задач по физике для 7 класса автор дипломной работы [1] разработала 38 домашних лабораторных работ по семи темам курса физики 7-8 классов. Апробация прошла успешно в МПЛ № 8 города Пскова.

Литература

1. Васильева Л. А. Методика проведения домашних лабораторных работ по физике в школе. Дипломная работа. Псков: ПсковГУ, 2012.

2. Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! М.: Детская литература, 1967.

3. Ковтунович М. Г. Домашний эксперимент по физике: Пособие для учителя. М.: Гуманитар, 2007.

4. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. Физика. 7-9 классы. Ред. И. Г. Власова. М: Дрофа, 2014.

5. Перельман Я. И. Занимательная физика. М.: Наука, 1994.

6. Плагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

7. Рабиза Ф. В. Опыты без приборов. М.: Детская литература, 1988.

8. Тарасов О. М. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями. М: Форум-Инфра, 2011.

9. Усова А. В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М: Просвещение, 1981.

10. Хорошавин С. А. Физический эксперимент в школе. М.: Просвещение. 1988.

E. Lutsay

HOME LABORATORY WORKS ON PHYSICS AT SECONDARY SCHOOL

The article presents theoretical justifications of the efficiency of assigning home laboratory works in the school course of physics.

Key words: physical experiment, homework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.