ясните причину общности и различий в свойствах карбоновых кислот».
Цели, выбранные учащимися, не могут считаться «плохими» или «хорошими», они зависят от уровня подготовки обучающегося в данной области, а задания для выполнения учащимся предлагаются в соответствии с выбранной ими целью. При выполнении задания учащиеся оценивают свою работу. Критериями оценки может стать анализ временных затрат на познавательную деятельность, анализ числа требуемых операций и числа заданных учителем дополнительных вопросов и пр.
В наибольшей степени задачам формирования индивидуальных познавательных стратегий, необходимых при изучении химии, отвечает технология проектной деятельности. В процессе работы над проектом формируются такие важные для индивидуального развития стратегии, как формулирование познавательной задачи, гипотезы и вывода, стратегия планирования исследования, сбора, обработки и представления информации и т.п. Особенно ценным является то, что проектная деятельность полностью отвечает индивидуальным познавательным интересам и мотивам учащихся и позволяет в значительной степени решить проблему формирования познавательного интереса и положительной мотивации к изучению химии в школе. К сожалению, данная технология применима только как дополнение к классно-урочной системе, так как не обеспечивает системности знаний учащихся.
На основе сказанного можно сделать следующие выводы.
1. Только сочетание различных технологий индивидуализированного обучения и классно-урочной системы позволит добиться положительных результатов в формировании системы знаний по химии, положительной мотивации учащихся и их индивидуального развития.
2. Анализ современных технологий индивидуализированного обучения показал, что только те технологии становятся личностно-ориентированными, которые, с одной стороны, опираются на имеющийся опыт познавательной деятельности учащихся, а с другой -ставят своей задачей формирование необходимых компетенций средствами методики обучения химии.
3. Для успешного формирования индивидуальных познавательных стратегий учащихся требуется разработка соответствующего методического инструментария.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКИ И ЕСТЕСТЕС ТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН О.В. Гоголашвили, учитель физики МОУ СОШ № 65 г. Липецка
Профильная дифференциация содержания образования создаёт условия для максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и особенностей личности школьника, помогает более эффективно и целенаправленно подготовить его к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности. В «Концепции профильного обучения» отмечается, что «реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Личностно-ориентированная модель обучения, разрабатываемая в настоящее время, направлена на развитие умственных способностей школьников на основе максимального учёта и использования индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и мышления. Важным фактором развития способностей учащихся является формирование устойчивых специальных интересов. Эти интересы к определённой сфере человеческой деятельности постепенно перерастают в устремления профессионально заниматься выбранным видом деятельности.
Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых учащимися: базовые общеобразовательные, на которые отводится 50% учебного времени; профильные общеобразовательные, на которые отводится 30% учебного времени; элективные, на которые отводится 20% учебного времени.
Нас в данном случае интересуют элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки следует помнить, что:
- перечень предлагаемых курсов должен носит вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора. Перечень курсов по выбору в школе должен быть доведён до учащихся в конце 8 класса;
- должны быть созданы условия в организации учебного процесса для наполнения индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год;
- содержание курсов должно не только включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для
успешного освоения программ того или иного профиля;
- в целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные) курсы.
Предметно ориентированные, или пробные, курсы призваны помочь ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету, уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне, создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования. Таким образом, данные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня. Наличие таких курсов позволяет выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля. Программы таких элективных курсов должны включать углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Оптимальная продолжительность одного курса может составлять одну четверть или полугодие.
Межпредметные, или ориентационные, курсы способствуют созданию базы для ориентации учеников в мире современных профессий, знакомят учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям, поддерживают мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации. Программы таких курсов выходят за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Курсы данного типа являются ознакомительными и оптимальная их продолжительность - одна четверть или полугодие.
Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух вышеуказанных типов.
Учитывая вышеизложенное, нами был разработан и опробован межпредметный элективный курс «Ты и физика».
Курс «Ты и физика» - межпредметный (физика, химия, биология, медицина) курс для учащихся, выбирающих в дальнейшем естественнонаучный профиль обучения. Данный курс предпола-
гает выполнение ряда лабораторных работ, позволяющих каждому ученику получить личные биомеханические характеристики. В содержании курса принимается во внимание то, что человек -часть природы, и его тело подчиняется законам физики, т.е. человек рассматривается как объект физического познания.
Цель курса:
1) создать ориентационную и мотивационную основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения;
2) показать учащимся универсальный характер физических законов при изучении процессов жизнедеятельности человека, животных и растений.
3) способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся.
Курс рассчитан на 17 учебных часов, из них 1 ч - резервное время.
Основной формой организации учебного процесса в рамках данного курса являются фронтальные работы, когда учащиеся индивидуально или в группах под руководством учителя одновременно выполняют одни и те же работы, пользуясь одинаковым оборудованием. Преимущества этого метода заключаются в том, что он позволяет включить в поиск решения определённой учебной проблемы одновременно всех учащихся, тесно увязать выполнение работ с объяснением учителя, сравнительно просто руководить учащимися, совместно обсуждать результаты выполнения работ. Ценность этого метода заключается и в том, что он позволяет как получить личные биомеханические характеристики каждого ученика (такие как скорость движения, время реакции, масса и другие), так и сделать общие выводы по числу работающих. Это убеждает учащихся в объективности изучаемых закономерностей. Устное руководство позволяет оперативно руководить всеми действиями учащихся. При этом степень подробности инструктажа зависит от сложности выполняемых операций, применяемого оборудования и уровня развития у учащихся навыков экспериментальной работы. Постепенно устное руководство заменяется выполнением работ по письменным инструкциям, что помогает учащимся работать самостоятельно в индивидуальном темпе, а учителю - полнее осуществить контроль над ходом выполнения работы, своевременно выявить трудности и ошибки учащихся и оказывать им необходимую помощь в работе.
В данном курсе предлагается использовать частично поисковый (эвристический) и исследовательский приёмы выполнения лабораторных работ.
На итоговом занятии учащиеся составляют таблицу личных
биомеханических характеристик и готовят отчёт по проделанной работе в рамках элективного курса.
Ниже приводим содержание программы курса, тематическое планирование учебного материала, примерный перечень используемого оборудования.
Программа элективного курса «Ты и физика»
Тема 1 (3 ч). Физические величины. Измерение физических величин. Кинематика: биомеханические характеристики человека. Лабораторная работа №1 «Определение средней длины своего шага». Лабораторная работа №2 «Определение средней и максимальной скорости движения». Лабораторная работа №3 «Определение времени реакции и выявление факторов, которые на него влияют».
Тема 2 (4 ч). Динамика. Сила. Сила тяжести. Центр тяжести. Сила упругости. Вес. Невесомость. Влияние невесомости на организм человека. Лабораторная работа №4 «Определение массы своего тела». Лабораторная работа №5 «Определение своего роста». Лабораторная работа №6 «Вычисление объёма и плотности своего тела». Лабораторная работа №7 «Определение силы рук при помощи силомера».
Тема 3 (2 ч). Статика. Особенности механизма опорно-двигательного аппарата человека. Лабораторная работа №8 «Исследование особенностей механизма опорно-двигательного аппарата человека».
Тема 4 (4 ч). Законы сохранения. Мощность и работоспособность живого организма. Лабораторная работа №9 «Определение энергозатрат по частоте сердечных сокращений». Лабораторная работа №10 «Определение мощности и физической работоспособности человека».
Тема 5 (3 ч). Давление и жизнедеятельность человека. Атмосферное давление. Механика жидкостей и газов. Лабораторная работа №11 «Определение давления своего тела на поверхность». Лабораторная работа №12 «Определение силы давления атмосферы на своё тело». Лабораторная работа № 13 «Определение артериального давления».
Тема 6 (1 ч). Итоговое занятие. Составление таблицы личных биомеханических характеристик.
Примерный перечень оборудования: 1) инструкция по технике безопасности и охране труда; 2) линейка измерительная; 3) лента измерительная; 4) весы напольные бытовые; 5) секундомер; 6) тонометр медицинский; 7) силомер; 8) таблица по биологии «Рефлекторная дуга»; при наличии: 9) компьютер; 10) мультимедийный проектор; 11) СБ-диски по физике и биологии.
Тематическое планирование учебного материала элективного курса «Ты и физика»
Тема занятия Кол-во часов Формы занятий
Измерение физических величин 3 Лекция. Фронтальные лабораторные работы
Динамика. Силы в жизни человека 4 Лекция. Решение задач. Фронтальная лабораторная работа. Презентация индивидуальных заданий
Статика. Особенности механизма опорно-двигательной системы человека 2 Лекция. Фронтальная лабораторная работа
Законы сохранения. Мощность и работоспособность человека 3 Семинар. Решение экспериментальных задач. Фронтальная лабораторная работа
Атмосферное давление в жизни человека. Механика жидкостей и газов 3 Презентация индивидуальных заданий. Фронтальные лабораторные работы
Итоговое занятие 1 Оформление результатов экспериментальной работы
При изучении элективного курса «Ты и физика» можно рекомендовать отдельным учащимся выполнение творческих заданий в виде сообщений по определённой тематике или в виде домашнего экспериментального задания.
Лабораторные работы составлены дифференцировано и позволяют как сильному, так и слабому ученику получить результаты своей деятельности.
В качестве примера приводим одно из занятий курса.
Занятие № 5. СИЛА УПРУГОСТИ. ИЗМЕРЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ С ПОМОЩЬЮ ДИНАМОМЕТРА
Цель: вспомнить сведения о силе упругости и способах её измерения;
- измерить мышечную силу рук;
- отработать навык решения задач.
Оборудование: динамометр ручной плоскопружинный (силомер).
Данное занятие является продолжением в вопросе изучения сил, встречающихся в природе. Учащиеся должны определить мышечную силу собственных рук с помощью динамометра, выполняя лабораторную работу №6. С устройством этого прибора они знакомились в 7 классе. Действие пружинного динамометра основано на уравновешивании измеряемой силы силой упругости динамометра.
Лабораторная работа № 6. «Измерение мышечной силы рук с помощью динамометра»
Оборудование: динамометр ручной плоскопружинный (силомер).
Описание работы.
Показания снимаются отдельно для левой и правой руки.
1. Определите цену деления динамометра.
2. Захватите динамометр кистью так, чтобы пальцы располагались на опоре, а циферблат был сверху.
3. Отведите руку в сторону, с максимальным усилием плавно сожмите динамометр.
4. Снимите показания по шкале и запишите их.
5. Опыт повторите несколько раз и определите среднее значение.
6.
формуле: А —-100%,
М
где К - показания для правой руки; М - масса тела.
При нормальном физическом развитии ученика относительная сила правой руки должна составлять для мужчин 60-70% массы тела, для женщин 45-50% массы тела.
7. Полученные данные сравните со средними значениями силы мышц рук человека, приведёнными в таблице.
Определите значение относительной силы руки А по
Возраст, лет Сила мышц, Н
Лица мужского пола Лица женского пола
Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука
8 119,6 111,8 123,6 104,9
10 171,6 157,9 140,2 128,5
12 257,9 235,4 203,0 183,4
14 334,4 305,0 277,5 248,1
15 428,5 383,4 305,0 278,5
16 447,2 401,1 298,1 269,7
17 488,4 444,2 340,3 307,9
18 485,4 443,3 330,5 296,2
20 520,7 479,6 355,0 325,6
25 566,8 524,6 306,9 282,4
20-29 407,9 384,4
30-39 393,2 368,7
40-49 370,7 348,1
50-59 318,7 299,1
60-69 256,8 248,1
Дополнительное задание:
1) Повторите опыт несколько раз;
2) Определите среднее значение силы левой и правой рук отдельно;
3) Определите погрешность измерения. Конечный результат запишите в виде доверительного интервала.
Сопоставив данные учащихся с табличными, можно побеседовать о необходимости занятий спортом для поддержания хорошей физической формы.
Значение силы для левой и правой руки учащиеся отдельно заносят в итоговую таблицу.
Далее предлагается решить задачи с использованием личных характеристик.
Задача 1. Определите ускорение и силу тяги, развиваемую мышцами каждого из вас при беге на дистанцию 60 м, зная время своего движения и массу тела.
Задача 2. Определите силу рук при выполнении упражнения на перекладине.
Нескольким учащимся к следующему занятию необходимо дать задание подготовить сообщения о влиянии невесомости на живые организмы и человека.
Литература:
1. Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы / Под ред. проф., докт. физ.-мат. наук Н.А. Парфентьевой. - М.: Классикс Стиль, 2002.
2. Енохович А.С. Справочник по физике. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Просвещение, 1990.
3. Каменецкий С.Е., Мосина Л.Г. Лабораторный практикум по физике для классов с профилем естествознания: Дидактические материалы / Под ред. С.Е. Каменецкого. - Москва-Липецк, 1999.
4. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
5. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. - М.: Дрофа, 1998.
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ПО ФИЗИКЕ
О.В. Лебедева, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
В настоящее время большое внимание уделяется использованию в учебном процессе исследовательских методов обучения и организации исследовательской деятельности учащихся. Для этого существует немало причин, в том числе включение в государственный стандарт обучения физике методологических знаний, исследовательских умений. Таким образом, задача формирования этих умений становится обязательной, и использование исследовательских методов в учебном процессе сегодня рассматривается не как право педагога, но как его профессиональная обязанность. Однако анализ сложившейся в современном среднем образовании ситуации показывает, что многие учителя испытывают затруднения при организации исследовательской деятельности учащихся.
Проведенное нами анкетирование учителей физики Нижнего Новгорода показало, что большинство опрошенных признают,
что исследовательская деятельность учащихся позволяет решить многие задачи современного образования: «повышает интерес к изучению физики и науки в целом», «учит самостоятельно ставить и решать проблемы», «позволяет школьникам более глубоко понимать изучаемый материал», «позволяет осваивать научные методы познания...». Однако понимая роль исследований в учебном процессе, большинство учителей, принимавших участие в опросе, не использует их на практике, называя ряд причин: «не хватает времени на уроке», «нет времени для подготовки проектов урока с включением исследовательских методов ввиду большой нагрузки», «недостаточно оборудования» и т.д. Более глубокий анализ причин создавшейся ситуации показывает, что зачастую учителя не имеют навыков организации учебных исследований (отбора содержания, определения последовательности