Научная статья на тему 'Домашнее контрольное задание как один из путей усиления профессиональной направленности обучения математике студентов экономических специальностей вузов'

Домашнее контрольное задание как один из путей усиления профессиональной направленности обучения математике студентов экономических специальностей вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Домашнее контрольное задание как один из путей усиления профессиональной направленности обучения математике студентов экономических специальностей вузов»

ков, завоевавший на Параолимпийских играх в Пекине в 2007 году 6 золотых и 1 серебряную медаль по спортивной гимнастике. А всего наша делегация завоевала 35 медалей в 7 видах спорта. Выпускница ФФК И. Аршинова представляла на этих играх тренерский состав региональной организации.

Правильность наших действий подтверждает новый закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» вступающий в силу 30 марта 2008 года, где в статье 31.6 говорится: «Федеральный орган исполнительной власти в области Физической культуры и спорта, орган исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций».

Благодаря эффективной работе СОК «Надежда» нашему региону в числе четырех в России выделили грант 4 млн. евро для работы по реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта. Комитет по социальной защите Костромской области, безусловно, заинтересован в притоке квалифицированных кадров, ибо в ближайших планах открытие спортивной школы олимпийского резерва. Остается добавить, что в нашем регионе по официальным данным количество инвалидов составляет 7,5%. В России в настоящее время семь миллионов человек официально зарегистрированы как инвалиды первой, второй и третьей группы. А если учесть больных, находящихся на диспансерном учете, временно нетрудоспособных в результате травм и заболеваний, детей-инвалидов и лиц, не оформивших инвалидность, тогда их общее количество будет насчитывать до 20 миллионов человек.

Т.Л. Стёпина ДОМАШНЕЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ УСИЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Изучение любой темы курса математики должно способствовать не только выработке профессионально важных умений и навыков, но и формированию профессионально значимых черт и качеств личности таких, как целеустремлённость, активность и самостоятельность мышления, умения анализировать обстановку, вырабатывать оптимальный вариант действия и видеть последствия принимаемых решений. Для этого изучение любой темы должно быть профессионально ориентированным не зависимо от того, сколько часов отводится на её изучение.

Существенно усилить мотивацию и профессиональную направленность изучения тем на рассмотрение, которых отводят мало или относительно мало часов может выдача домашнего контрольного задания по теме, если выполняются следующие условия:

- домашнее контрольное задание формируется из профессионально ориентированных задач, решение которых предполагает знание всего изученного материала темы и способствует развитию и закреплению навыков математического моделирования экономико-управленческих ситу-

аций, навыков принятия взвешенных обоснованных решений и формированию профессионально значимых черт и качеств личности;

- домашнее контрольное задание по теме выдаётся непосредственно перед началом изучения темы, поскольку это стимулирует познавательную деятельность обучаемых и создаёт видение перспектив изучения темы;

- решение каждой отдельной задачи для выработки гибкости и вариативности мышления, необходимых специалистам экономического профиля, если это допускает изучаемый учебный материал, оценивается как с позиции правильности полученного результата, так и с позиции оптимальности выбранного способа решения и рациональности выполняемых в ходе решения действий, при этом, критерии оценки связанные со спецификой содержания и формой постановки задачи могут приводиться для каждой задачи отдельно.

Для облегчения проверки домашнего контрольного задания профессионально ориентированные задачи можно ставить в виде «шаблона», подбирая данные для необходимого количества вариантов.

© Т.Л. Стёпина, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

253

Так по теме «Элементы теории игр» в домашнее контрольное задание мы предлагаем включить четыре профессионально ориентированные задачи, сформулированные в виде «шаблона». Приведём эти задачи, не упоминая о конкретных данных, и покажем, почему они были включены в домашнее контрольное задание.

Задача 1. Две отрасли могут осуществлять капиталовложения в четыре объекта, при этом ьая стратегия отрасли состоит в финансировании ьго объекта ^=1, 2, 3, 4). В этой ситуации величина прибыли для первой отрасли считается величиной убытка для второй отрасли, следовательно, мы можем рассмотреть ситуацию, как матричную игру с нулевой суммой. Учитывая особенности вкладов и местные условия, прибыли первой отрасли выражаются матрицей

Найдите оптимальные доли капиталовложений отраслей по объектам, решив задачу:

- сведением к задаче линейного программирования;

- методом итераций.

Задача 2. Предприятие выпускает два вида скоропортящихся продуктов Р1 и Р2. Перед руководством стоит задача: Определить ежедневный объём производства каждого вида продукции с целью получения наибольшей прибыли. Для этого были проведены исследования, которые показали следующее:

- себестоимость единицы продукции Р1 равна т1 д.е., а отпускная цена т2 д.е.;

- себестоимость единицы продукции Р2 равна п1 д.е., а отпускная цена п2 д.е.

Если продукция не реализуется в день выпуска, то её качества значительно снижаются, и она продаётся полностью на следующий день по цене в четыре раза меньше отпускной.

Реализация продукции зависит от состояния погоды - в хорошую погоду реализуется d1 единиц продукции Р1 и d2 единиц продукции Р2; в плохую погоду реализуется к1 единиц продукции Р1 и к2 единиц продукции Р2. На реализацию всей продукции произведённой за день расходуется Ь д.е.

Задача 3. Магазин «Молоко» продает в розницу молочные продукты. Директор магазина должен определить, сколько бидонов сметаны

следует закупить у производителя для торговли в течение недели. Вероятности того, что спрос на сметану в течение недели будет П1, П2, П3 или П4 бидонов равны соответственно р1, р2, р3 и р4. Покупка одного бидона сметаны обходится магазину в к д.е., а продается сметана по цене т д.е. за бидон. Если сметана не продается в течение недели, она портится и магазин несет убытки. Сколько бидонов сметаны желательно приобретать для продажи? Какова ожидаемая стоимостная ценность этого решения?

Задача 4. Фирма, производящая вычислительную технику, провела анализ рынка нового высокопроизводительного персонального компьютера. Если будет выпущена крупная партия компьютеров, то при благоприятном рынке прибыль составит Ь1 тыс. д.е., а при неблагоприятных условиях фирма понесет убытки в Ь2 тыс. д.е. Небольшая партия техники в случае благоприятного рынка принесет фирме к1 тыс. д.е. прибыли и к2 тыс. д.е. убытков - при неблагоприятных внешних условиях. Возможность благоприятного и неблагоприятного исходов фирма оценивает одинаково. Исследование рынка, проводимое экспертом, обходится фирме в f тыс. д.е. Эксперт считает, что с вероятностью d рынок окажется благоприятным. В то же время при положительном заключении благоприятные условия ожидаются лишь с вероятностью т. При отрицательном заключении с вероятностью п рынок также может оказаться благоприятным. Используйте дерево решений, для того чтобы помочь фирме выбрать правильную технико-экономическую стратегию. Ответьте на следующие вопросы:

- Следует ли заказывать эксперту дополнительное обследование рынка?

- Какую максимальную сумму фирма может выплатить эксперту за проделанную работу?

- Какова ожидаемая денежная оценка наилучшего решения?

Задача 1 позволяет усилить мотивацию изучения матричных игр с нулевой суммой и методов их решения, так как уже в условии задачи говорится о матричных играх с нулевой суммой. Решение задачи двумя способами позволяет развивать у обучаемых навыки самоконтроля и критичность мышления, а вопрос указанной задачи позволяет не забыть интерпретировать полученные результаты.

Задачи 2 и 3 призваны не только закрепить учебный материал по теме «Игры с природой»,

а

а

а

а

а

а

а

а

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

но и позволяют развивать умения анализировать обстановку и выделять основные взаимосвязи между компонентами условия, а также навыки перевода положений данных в условии и их взаимосвязей на математический язык. Помимо этого задача 2 описываемая моделью «игры с природой» в условиях полной неопределённости способствует развитию критичности мышления.

Задача 4 развивает умение видеть главное и второстепенное в проблеме и позволяет формировать такие качества ориентированные на экономическую деятельность как объективность и последовательность.

Таким образом, при решении задач указанного домашнего контрольного задания развиваются навыки математического моделирования реальных ситуаций, закрепляется учебный материал, развиваются умения обдумывать каж-

дый свой шаг и видеть последствия принимаемых решений (их пользу и вред), формируются объективность, последовательность, самостоятельность и критичность мышления. Всё перечисленное и является условием качественной подготовки специалистов экономической сферы деятельности.

Библиографический список

1. Дубров А.М., ЛагошаБ.А., ХрусталёвЕ.Ю., Барановская Т.П. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. - М.: Финансы и кредит, 2001. - 223 с.

2. Крушевский А.В. Теория игр: Учебное пособие. - Киев: Вища школа, 1977. - 215 с.

3. Монахов А.В. Математические методы анализа экономики. Краткий курс. Учебное пособие. - СПб.; М.; Харьков; Минск, 2002. - 176 с.

Л.Г. Чекмарёва ОБ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ВУЗОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прошло более пятнадцати лет, как российская издательская промышленность вступила в рыночную экономику. Это был этап становления книгоиздательской системы в условиях трансформации общества.

В настоящее время книгоиздательский комплекс характеризуется рядом специфических особенностей, которые определяют его функционирование: короткий издательский цикл, включающий взаимоотношения «производитель-потребитель»; концентрания универсальных издательств в крупных городах. В сложившихся условиях важную роль приобретает вузовская издательская деятельность, позволяющая обеспечить потребителей, и в первую очередь студентов, необходимой профессиональной литературой.

Ситуация в книгоиздательской вузовской деятельности, характеризуется неразвитостью маркетинговых исследований, высокой себестоимостью книжной продукции, что определяет необходимость совершенствования книгоиздательской деятельности, в первую очередь, развития маркетинговой среды.

Данные проблемы актуализируют поиск инструментов, форм и методов повышения эффективности стратегического управления книгоизда-

тельской деятельностью вуза и обосновывают необходимость использования в сбытовой деятельности вуза концепции маркетинг-микс, позволяющей занять вузовскому издательству определенную рыночную нишу в регионе.

Конкурентные преимущества вузовского издательства обосновываются тем, что вузовское книгоиздание находиться близко к потребителям - студентам и преподавателям, позволяет учитывать их непосредственные (профессиональные) интересы и наиболее быстро реализовывать издания.

Применение маркетинговых инструментов в книгоиздании представляет собой модель взаимодействия интересов и отношений субъектов книгоиздательской деятельности: производителей и потребителей. Развитие методических основ управления сбытом вузовского издательства предполагает исследование профессиональных сегментов книгоиздательского рынка; составление стратегических прогнозов изменения состояния книгоиздательского рынка, позволяющие занять определенную рыночную нишу в регионе.

Разработка концепции маркетинг-микс включает формирование продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик, позволяю-

© Л.Г. Чекмарёва, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 20081

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.