Научная статья на тему 'Адаптивная физическая культура на факультете физической культуры КГУ им. Н. А. Некрасова'

Адаптивная физическая культура на факультете физической культуры КГУ им. Н. А. Некрасова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивная физическая культура на факультете физической культуры КГУ им. Н. А. Некрасова»

М.А. Милованов АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

Система подготовки специалиста по физической культуре, его модель часто страдает «клише» спортсмена, физкультурника, несущего не общемировоззренческую направленность, а прикладную, репродуктивно-механическую. На современном этапе развития высшего физкультурного образования возникла необходимость в подготовке специалистов по физической культуре и спорту новой формации, и все предпосылки этого имеются.

Особое место в процессе педагогической подготовки учителя занимает изучение педагогических дисциплин, основанное на оптимизации внутри- и межпредметных связей. Ведущими методологическими подходами при отборе содержания, форм и методов изучения педагогических дисциплин являются личностно-ориентированные, личностно-значимые (спецкурсы, специализация, специальность), одновременно удовлетворяющие социальный заказ на специалистов определенного профиля.

В последнее время вузы России, учитывая потребности общества, открывают новые специальности и специализации. Открытие новой специальности не самоцель, а часть программы стратегии преобразования, направленной на усиление влияния физической культуры и спорта на различные сферы образования, на решение задач по формированию здорового образа жизни населения.

Совсем недавно в России инвалиды относились к числу людей, выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично. Практика градострои-тельств не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижения. Многие сферы общественной деятельности закрыты для инвалидов.

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятие «инвалид», «физическая активность», а тем более «спорт» несовместимы, и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозное назначение. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное

средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепление здоровья. Одной из причин этого было отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой.

С 2002 года факультет физической культуры начал сотрудничество с Костромским областным спортивно-оздоровительным клубом инвалидов «Надежда», возглавляемым П.К. Зайфиди. Первая практика в подразделениях клуба показала, что не все студенты понимали важность и значимость своей работы. Мешало также отсутствие методических разработок, специальной литературы (эта проблема разрабатывается в России менее 10 лет). Но искренняя поддержка работников интернатов различного профиля, говорящих

0 том, что они уже в возрасте и желающих иметь своих преемников на рабочем месте, открытость и отзывчивость детей, видящих постоянно ограниченный круг людей, сделали свое дело. Из тех студентов, которые были приглашены на практику повторно, сложился костяк актива, глубоко понимающий специфику работы и чувствующий удовлетворение ее результатами. Сейчас стабильно работают в структурах СОК «Надежда» 6 выпускников факультета. Особенно хотелось бы выделить В. Горячева, работающего в интернате слепых и слабовидящих детей. Надо затаив дыхание следить за тем, как его воспитанники играют в... футбол, ориентируясь только по звуку мяча, в котором размещен колокольчик, ползая по залу на коленях в специальных защитных щитках.

В 2005 году координацию работы факультета физической культуры и СОК «Надежда» было поручено возглавить Н.Ю. Матвеевой, кандидату экономических наук, доценту кафедры теории основ физического воспитания. Особенно приятно, что, находясь на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербурге, она нашла возможность провести встречу с основателем адаптивной физической культуры в России, доктором педагогических наук, профессором С.П. Евсеевым.

«Ура! Семь медалей за Кострому!» Эти кадры видела вся Россия в программе «Время» на

1 канале ОРТ. Это прокричал в камеру ученик школы N° 3 города Костромы Сергей Масленни-

252

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

© М.А. Милованов, 2008

ков, завоевавший на Параолимпийских играх в Пекине в 2007 году 6 золотых и 1 серебряную медаль по спортивной гимнастике. А всего наша делегация завоевала 35 медалей в 7 видах спорта. Выпускница ФФК И. Аршинова представляла на этих играх тренерский состав региональной организации.

Правильность наших действий подтверждает новый закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» вступающий в силу 30 марта 2008 года, где в статье 31.6 говорится: «Федеральный орган исполнительной власти в области Физической культуры и спорта, орган исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций».

Благодаря эффективной работе СОК «Надежда» нашему региону в числе четырех в России выделили грант 4 млн. евро для работы по реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта. Комитет по социальной защите Костромской области, безусловно, заинтересован в притоке квалифицированных кадров, ибо в ближайших планах открытие спортивной школы олимпийского резерва. Остается добавить, что в нашем регионе по официальным данным количество инвалидов составляет 7,5%. В России в настоящее время семь миллионов человек официально зарегистрированы как инвалиды первой, второй и третьей группы. А если учесть больных, находящихся на диспансерном учете, временно нетрудоспособных в результате травм и заболеваний, детей-инвалидов и лиц, не оформивших инвалидность, тогда их общее количество будет насчитывать до 20 миллионов человек.

Т.Л. Стёпина ДОМАШНЕЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ УСИЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Изучение любой темы курса математики должно способствовать не только выработке профессионально важных умений и навыков, но и формированию профессионально значимых черт и качеств личности таких, как целеустремлённость, активность и самостоятельность мышления, умения анализировать обстановку, вырабатывать оптимальный вариант действия и видеть последствия принимаемых решений. Для этого изучение любой темы должно быть профессионально ориентированным не зависимо от того, сколько часов отводится на её изучение.

Существенно усилить мотивацию и профессиональную направленность изучения тем на рассмотрение, которых отводят мало или относительно мало часов может выдача домашнего контрольного задания по теме, если выполняются следующие условия:

- домашнее контрольное задание формируется из профессионально ориентированных задач, решение которых предполагает знание всего изученного материала темы и способствует развитию и закреплению навыков математического моделирования экономико-управленческих ситу-

аций, навыков принятия взвешенных обоснованных решений и формированию профессионально значимых черт и качеств личности;

- домашнее контрольное задание по теме выдаётся непосредственно перед началом изучения темы, поскольку это стимулирует познавательную деятельность обучаемых и создаёт видение перспектив изучения темы;

- решение каждой отдельной задачи для выработки гибкости и вариативности мышления, необходимых специалистам экономического профиля, если это допускает изучаемый учебный материал, оценивается как с позиции правильности полученного результата, так и с позиции оптимальности выбранного способа решения и рациональности выполняемых в ходе решения действий, при этом, критерии оценки связанные со спецификой содержания и формой постановки задачи могут приводиться для каждой задачи отдельно.

Для облегчения проверки домашнего контрольного задания профессионально ориентированные задачи можно ставить в виде «шаблона», подбирая данные для необходимого количества вариантов.

© Т.Л. Стёпина, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.