Научная статья на тему 'ДОМА ТУЗЕМЦА И КРАСНЫЕ ЧУМЫ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА К СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ДОМА ТУЗЕМЦА И КРАСНЫЕ ЧУМЫ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА К СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ДОМ ТУЗЕМЦА / КРАСНЫЙ ЧУМ / ЕНИСЕЙСКИЙ СЕВЕР / ТУРУХАНСКИЙ РАЙОН / ЭВЕНКИЯ / ТАЙМЫР / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПОЛИТИЧЕСКИ-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАБОТА / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА / АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чурсина Антонина Сергеевна

Статья посвящена исследованию истории деятельности Домов туземца и Красных чумов на Енисейском Севере в 1930-е гг. Рассматриваются способы, посредством которых данные культурно-просветительские учреждения осуществляли агитационно-просветительскую работу среди коренных малочисленных народов Севера с целью приобщения взрослого населения к советской культуре. Показано, что Дома туземца и Красные чумы стали опорными пунктами для проведения пропаганды преобразовательной деятельности советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чурсина Антонина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSE OF THE NATIVE AND RED PLAGUES AS A WAY OF INCORPORATING THE INDIGENOUS SMALL PEOPLES OF THE YENISEI NORTH INTO SOVIET CULTURE

The article is devoted to the study of the history of the activities of the Houses of the Native and the Red “chum" in the Yenisei North in the 1930s. The ways in which these cultural and educational institutions carried out agitation and educational work among the indigenous small-numbered peoples of the North with the aim of introducing the adult population to Soviet culture are considered. It is shown that the Houses of the Native and the Red “chum" became strongholds for the propaganda of the transformative activities of the Soviet government.

Текст научной работы на тему «ДОМА ТУЗЕМЦА И КРАСНЫЕ ЧУМЫ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА К СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1329_2020_12_4

ДОМА ТУЗЕМЦА И КРАСНЫЕ ЧУМЫ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО СЕВЕРА К СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЧУРСИНА Антонина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию истории деятельности Домов туземца и Красных чумов на Енисейском Севере в 1930-е гг. Рассматриваются способы, посредством которых данные культурно-просветительские учреждения осуществляли агитационно-просветительскую работу среди коренных малочисленных народов Севера с целью приобщения взрослого населения к советской культуре. Показано, что Дома туземца и Красные чумы стали опорными пунктами для проведения пропаганды преобразовательной деятельности советской власти.

Abstract. The article is devoted to the study of the history of the activities of the Houses of the Native and the Red "chum" in the Yenisei North in the 1930s. The ways in which these cultural and educational institutions carried out agitation and educational work among the indigenous small-numbered peoples of the North with the aim of introducing the adult population to Soviet culture are considered. It is shown that the Houses of the Native and the Red "chum" became strongholds for the propaganda of the transformative activities of the Soviet government.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера; Дом туземца; Красный чум; Енисейский Север; Туру-ханский район; Эвенкия; Таймыр; Культурно-просветительская работа; Политически-административная работа; Хозяйственная работа; архивные данные.

Key words: indigenous peoples of the North; Red "chum"; Native house; Yenisei North; Turukhansk Territory; Evenkia; Taimyr; cultural and educational work; political and administrative work; economy; archival data.

Кроме культурно-образовательной работы с детьми коренных народов Севера, которая, в основном, велась через школы-интернаты, органы советской власти на Енисейском Севере пытались вести культурно-просветительную и идеологическую работу с взрослым туземным населением. По данным Туруханского райисполкома на территории Туруханского края до 1929 г. в проведении этой работы использовались только красные уголки, которые на практике не давали никакого эффекта1.

В 1930 г. был провозглашен переход к преобразованию жизни коренных малочисленных народов Севера на основе марксистско-ленинской теории перехода отсталых народов к социализму. Накопившиеся проблемы первого десятилетия советской власти решались в рамках созданных Эвенкийского и Таймырского национальных округов2.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 25.07.1930 г. о введении всеобщего обязательного обучения, особенно важное значение приобретала задача использования Домов туземца в качестве опорных пунктов для проведения пропаганды преобразовательной деятельности советской власти, необходимости осуществления всеобщего начального образования и ликвидации неграмотности взрослого населения.

Среди работников органов советской власти Енисейского Севера имели место разные представления об их работе с населением. Специалист по работе Домов туземцев К. Корильский, писал, что, по мнению отдельных ра-

1 ГАКК. Ф. П-27. Оп. 1. Д. 85.

2 Бурмакина Г.А., Гайдин С.Т. «Построение социализма» на территории Таймыр-

ского национального округа в 1930-1941 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (63). С. 104.

ботников органов власти в северных районах страны, для открытия такого дома достаточно построить небольшой чум, сарай, юрту и селить в нем туземцев, приезжавших за многие сотни километров. Другие же, считали, что для нормальной работы, Дом туземца должен быть оснащен не только место для ночлега, хорошо оборудованным помещением и баней, но и библиотекой, столовой, радиоприемником, зрительными залами и соответствующими материалами для организации культурно-просветительных вечеров3.

Насколько непросто было заниматься строительством культурных объектов на Енисейском Севере, свидетельствует история постройки первого Дома туземца в п. Янов Стан.

Во-первых, Красноярский отдел народного образования с большой задержкой во времени выделил 2000 руб. на проведение строительных работ.

Во-вторых, Туруханский райисполком счел эту сумму недостаточной для районов Крайнего Севера и ходатайствовал о выделении на строительство 6000 руб.

В-третьих, ко времени поступления необходимой суммы из-за сезонного спада уровня р. Турухан уже нельзя было завезти стройматериалы. После этого долгое время обсуждался вопрос о том строить или не строить вместо деревянного здания чум из оленьих шкур.

В связи с тем, что руководитель Дома туземца уже прибыл в Янов Стан, то комнату для его проживания размером 5,5 м. выделили в помещении торговой лавки. В этой комнате он не только жил, но, и организовал работу избы-читальни, хотя книг, доступных туземцам на Яновом Стане

3 Корильский К. О заезжих домах для туземцев // Советский Север. 1930. № 5. С. 160.

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное

право; международное частное право

было очень мало. Некоторые книги были настолько ветхими, что ими невозможно было пользоваться. Общежитие для приезжающего туземного населения было временно выделено в складском неприспособленном для жилья помещении. Но когда Дом туземца был построен и начал принимать приезжающих, то жители тайги и тундры положительно относились к новшеству4.

Однако, судя по архивным данным, коренные жители не проявляли особого желания к чуждым им мероприятиям, проводимым Домом туземца в Яновом Стане в начале своей работы5.

Примерно такие же проблемы пришлось решать при строительстве Хатангского Дома туземца. Появление Домов туземца давало возможность органам советской привлекать коренных жителей к выполнению поручений, связанных с перемещением на большие расстояния, создавало условия для повышения мобильности самого северного населения, позволяло органам власти заниматься агитационно-пропагандистской работой с населением, которое в силу удаленности проживания практически не сталкивалось с их деятельностью. Так, например, работник Хатангского Дома туземца в докладе о проделанной работе отмечал, что самоед Чунаначар после прослушанной беседы, заявил, что в первый раз слышит правдивый рассказ о коммунистах и о большевиках, до сих пор ему читали и говорили, что коммунисты - звери, отбирающие все себе. Он призывал всех товарищей помогать коммунистам на съезде и в проведении национальной политики.

В Эвенкийском округе к этому времени работало два Дома туземца, один из которых находился на содержании Туринской культбазы6.

Вначале 30-х гг. в Таймырском и Эвенкийском национальных округах уже работали Красные чумы, деятельность которых была направлена на ликвидацию неграмотности взрослого населения. Поскольку это были стационарные учреждения, которые вели свою работу на одном месте в течение всего зимнего сезона, они заменяли собой школы. Такой Красный чум работал в Хатангской культбазе.

В последующем, для обслуживания большего количества северян, были организованы передвижные Красные чумы. Их работники обязаны были выезжать в районы проживания кочевых северных народов и заниматься политико-просветительной и культурно-массовой работой, а также проводить ликбезы среди взрослого населения.

4 Базанов А. Г. Школа на Крайнем Севере. Л.: Учпедгиз, 1939. 205 с.

5 ГАКК. Ф. П-27. Оп. 1. Д. 84.; Чурсина А.С. Исторический опыт государственной политической программы по созданию советских центров школьного образования и культуры на Енисейском Севере в 1923-1930 годах // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 202.

6 ГАКК. Ф. Р-2275. Оп. 1. Д. 29.

Примером такого культурно-просветительного учреждения служит организованный в Дудинке агитационный Красный чум. Он вмещал в себя до 30 человек и был оборудован кинопередвижкой с кинокартинами, диапроектором, радиоприемником, патефоном, альбомом пластинок, журналами, портретами вождей, плакатами, аптечкой. Его бригада состояла из 4 человек, включая врача, массовика, переводчика из коренных северян и киномеханика.

30 ноября 1937 г. он направился по зимнику Воло-чанка - Хатанга до фактории Сындаска, которая находилась в 500 километрах севернее Хатанги. В течение зимнего сезона работники чума должны были обслужить 50 станков и кочевий с населением свыше 1000 человек. Агитчум на каждом станке останавливался на 2-3 дня. За это время он демонстрировал 1 -2 кинокартины, проводил две-три беседы с наглядными пособиями на разные темы, организовывал слушание записанных на пластинках речей товарищей И.В. Сталина и В.М. Молотова7.

Первый опыт работы передвижного агитчума дал хорошие для советского руководства округа результаты. 9 декабря 1937 г. он прибыл на факторию Часовня, где располагался шестой избирательный участок Таймырского округа, и куда ко дню выборов прикочевало много коренных северян. Поэтому агитбригада имела широкую возможность для развертывания своей работы.

В целях пропаганды Сталинской Конституции работники агитчума показали зрителям кинокартину «Цирк». До начала демонстрации картины было разъяснено ее содержание, показано расположение капиталистических стран по географической карте, рассказано о колонизации Америки европейцами, об уничтожении коренного населения, работорговле, завозе рабов в Америку, суде Линча, бесправии женщин и т.п. вопросы8. О результатах такого вида просвещения как демонстрация картин населению можно судить из заявлений охотников якутов. Так якут или саха В.Ф. Щукин, которому было 55 лет, говорил, что видел кино в Дудинке, когда бывал на слетах, но смотрел без интереса, так как ничего не понимал. Он хвалил работников чума за то, что кино не только показали, но и объяснили, растолковывали. Понятно стало. Я теперь знаю, где находится Америка, и как там тяжело жить трудящимся.

В настоящее же время, исследователи неоднозначно оценивают политику советского государства в отношении коренных малочисленных народов Севера, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны преобразовательной деятельности советской власти (Бурмакина Г.А., Гайдин С.Т. «Построение социализма» на территории

7 Советская Арктика. 1939. № 5. С. 57

8 Там же.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 12(192)

Таймырского национального округа в 1930-1941 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (63). С. 103-113; Gaidin S.T., Burmakina G.A. Proposals to protect the interests of the indigenous peoples of the Turukhansk district presented in 1822-1917 // Былые годы. Российский исторический журнал. 2019. Т. 2. № 52. С. 634-644; Чурсина А.С. К вопросу становления образовательной системы тради -

Библиография:

1. Gaidin S.T., Burmakina G.A. Proposals to protect the interests of the indigenous peoples of the Turukhansk district presented in 1822-1917 // Былые годы. Российский исторический журнал. 2019. Т. 2. № 52. С. 634-644.

2. Базанов А.Г. Школа на Крайнем Севере. Л.: Учпедгиз, 1939. 205 с.

3. Бурмакина Г.А., Гайдин С.Т. «Построение социализма» на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (63). С. 103-113.

4. ГАКК. Ф. П-27. Оп. 1. Д. 85.

5. ГАКК. Ф. Р-2275. Оп. 1. Д. 29.

6. ГАКК. Ф. П-27. Оп. 1. Д. 84.

7. Корильский К. О заезжих домах для туземцев // Советский Север. 1930. № 5. С. 160-166.

8. Советская Арктика. 1939. № 5. С. 57-59.

9. Чурсина А.С. Исторический опыт государственной политической программы по созданию советских центров школьного образования и культуры на Енисейском Севере в 1923-1930 годах // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 199-203.

10. Чурсина А.С. К вопросу становления образовательной системы традиционных этносов Енисейского Севера в 1920-1930-е гг. // The Newman in Foreign Policy. 2019. № 49-5 (93). С. 10-12.

11. Власов В.А. Закупки сельскохозяйственной продукции в государственные продовольственные фонды в период с 1917 г. по 1929 г. (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2011. № 3. С. 28-30.

12. Власов В.А. Роль науки аграрного права в обеспечении продовольственной безопасности Российского государства // Аграрное и земельное право. 2011. № 3 (75). С. 19-33.

ционных этносов Енисейского Севера в 1920-1930-е гг. // The Newman in Foreign Policy. 2019. № 49-5 (93). С. 10-12.).

Таким образом, Дома туземца и Красные чумы, осуществляя политико-просветительную и культурно-массовую работу среди взрослого туземного населения, стали одной из форм осуществления процесса адаптации северных народов к советской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.