Научная статья на тему '"построение социализма" на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг'

"построение социализма" на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙМЫРСКИЙ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ) НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ТУЗЕМНЫЕ СОВЕТЫ / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / ОЛЕНЕВОДЧЕСКИЕ СОВХОЗЫ / ТАЙМЫРСКОЕ ВОССТАНИЕ / ОСЕДЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / КОРЕНИЗАЦИЯ АППАРАТА / TAYMYR (DOLGANO-NENETS) NATIONAL DISTRICT / NATIVE COUNCILS / COLLECTIVIZATION / REINDEER COLLECTIVE FARMS / TAIMYR UPRISING / SETTLED LIFESTYLE / SOCIAL SPHERE / APPARATUS INDIGENISATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурмакина Галина Александровна, Гайдин Сергей Тихонович

Цель нашего исследования заключается в выявлении направлений, результатов и последствий деятельности органов советской власти в преобразовании жизни коренных народов Севера на основе идеологических представлений советского периода. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 г., когда был создан Таймырский национальный округ, до 1941 г., когда преобразовательная деятельность была прервана началом Великой Отечественной войны. Источниковой базой исследования стали впервые введенные в научный оборот материалы архивов Красноярского крайисполкома, Таймырского окрисполкома и Туруханского райисполкома. В качестве методологической основы исследования избрана теория модернизации. Органы советской власти, руководствуясь провозглашенным в стране классовым подходом и теорией построения социализма у отсталых народов, вынуждены были разрушать их традиционный образ жизни и внедрять формы деятельности, несовместимые с представлениями этих народов. Зачастую они опирались на формы, методы и темпы, практикуемые в земледельческой зоне страны. Кадры из коренных народов Севера, привлекаемые к преобразованиям, из-за отсутствия элементарного образования на первых порах могли быть лишь проводниками политики советской власти. Исследование показало, что столкнувшись с вооруженной формой сопротивления коренного населения, органы советской власти корректировали свою политику в направлении большего учета особенностей их жизни и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бурмакина Галина Александровна, Гайдин Сергей Тихонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Building of Socialism" on the Territory of Taymyr National District in 1930-1941

The purpose of our research is to identify the directions, results and consequences of the activities of the Soviet authorities in the transformation of the life of the indigenous peoples of the North on the basis of ideological ideas of the Soviet period. The chronological framework of the study covers the period from 1930, when the Taimyr national district was created, to 1941, when the transformation activity was interrupted by the beginning of the great Patriotic war. The source base of the study was the materials of the archives of the Krasnoyarsk regional Executive Committee, Taimyr state Executive Committee and Turukhansk district Executive Committee, which were fi rst introduced into scientifi c circulation. The theory of modernization is chosen as the methodological basis of the study. The Soviet authorities guided by the class approach proclaimed in the country and the theory of building socialism among backward peoples, were forced to destroy their traditional way of life and introduce forms of activity incompatible with the ideas of these peoples. Often they relied on the forms, methods and rates practiced in the agricultural zone of the country. The staff from the indigenous peoples of the North attracted to the transformations, due to the lack of elementary education, at fi rst could only be conductors of the policy of the Soviet power. The study showed that faced with an armed form of resistance of the indigenous population the Soviet authorities adjusted their policies in the direction of greater consideration of the peculiarities of their lives and activities.

Текст научной работы на тему «"построение социализма" на территории Таймырского национального округа в 1930-1941 гг»

DOI 10.26105/SSPU.2019.63.5.006 YAK 94(571.511 )"1930/1941" ББК 63.3(2Рос-6Тай)61 -3

C.T. ГАЙДИН, «ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА»

Г.А. БУРМАКИНА НА ТЕРРИТОРИИ ТАЙМЫРСКОГО

НАЦИОНАЛЬНОГО ОКРУГА В 1930-1941 гг.

S.T. GAIDIN, «BUILDING OF SOCIALISM» ON THE TERRITORY

G.A. BURMAKINA OF TAYMYR NATIONAL DISTRICT IN 1930-1941

Цель нашего исследования заключается в выявлении направлений, результатов и последствий деятельности органов советской власти в преобразовании жизни коренных народов Севера на основе идеологических представлений советского периода. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 г., когда был создан Таймырский национальный округ, - до 1941 г., когда преобразовательная деятельность была прервана началом Великой Отечественной войны. Источниковой базой исследования стали впервые введенные в научный оборот материалы архивов Красноярского крайисполкома, Таймырского окрисполкома и Туруханского райисполкома. В качестве методологической основы исследования избрана теория модернизации. Органы советской власти, руководствуясь провозглашенным в стране классовым подходом и теорией построения социализма у отсталых народов, вынуждены были разрушать их традиционный образ жизни и внедрять формы деятельности, несовместимые с представлениями этих народов. Зачастую они опирались на формы, методы и темпы, практикуемые в земледельческой зоне страны. Кадры из коренных народов Севера, привлекаемые к преобразованиям, из-за отсутствия элементарного образования на первых порах могли быть лишь проводниками политики советской власти. Исследование показало, что столкнувшись с вооруженной формой сопротивления коренного населения, органы советской власти корректировали свою политику в направлении большего учета особенностей их жизни и деятельности.

The purpose of our research is to identify the directions, results and consequences of the activities of the Soviet authorities in the transformation of the life of the indigenous peoples of the North on the basis of ideological ideas of the Soviet period. The chronological framework of the study covers the period from 1930, when the Taimyr national district was created, to 1941, when the transformation activity was interrupted by the beginning of the great Patriotic war. The source base of the study was the materials of the archives of the Krasnoyarsk regional Executive Committee, Taimyr state Executive Committee and Turukhansk district Executive Committee, which were first introduced into scientific circulation. The theory of modernization is chosen as the methodological basis of the study. The Soviet authorities guided by the class approach proclaimed in the country and the theory of building socialism among backward peoples, were forced to destroy their traditional way of life and introduce forms of activity incompatible with the ideas of these peoples. Often they relied on the forms, methods and rates practiced in the agricultural zone of the country. The staff from the indigenous peoples of the North attracted to the transformations, due to the lack of elementary education, at first could only be conductors of the policy of the Soviet power. The study showed that faced with an armed form of resistance of the indigenous population the Soviet authorities adjusted their policies in the direction of greater consideration of the peculiarities of their lives and activities.

Ключевые слова: Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ, туземные советы, коллективизация, оленеводческие совхозы, Таймырское восстание, оседлость, социальная сфера, коренизация аппарата.

Key words: Taymyr (Dolgano-Nenets) National District, native councils, collectivization, reindeer collective farms, Taimyr uprising, settled lifestyle, social sphere, apparatus indigenisation.

Введение. Руководство РФ отказалось от признания позитивного характера советской национальной политики по вовлечению коренных народов Севера, не прошедших стадию капитализма, в процесс построения социализ-

ма. Оно пытается выработать модель их развития с учетом традиционного образа жизни и особенностей хозяйственной деятельности.

Цель исследования - выявить направления, результаты и последствия деятельности органов советской власти в преобразовании жизни коренных народов Севера на основе идеологических представлений советского периода.

Материалы и методы исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 г., когда был создан Таймырский национальный округ, - до 1941 г., когда преобразовательная деятельность была прервана началом Великой Отечественной войны. Источниковой базой исследования стали впервые введенные в научный оборот материалы архивов Красноярского крайисполкома, Таймырского окрисполкома и Туруханского райисполкома. В качестве методологической основы исследования избрана теория модернизации.

Результаты исследования. В политике советского государства в отношении коренных народов Севера прослеживается несколько этапов.

На первом этапе, после окончания гражданской войны, руководство РСФСР принимало меры по созданию на Севере органов советской власти и вовлечению этих народов в хозяйственную систему страны как поставщиков пушнины.

Начало второму этапу, в 1924 г., положило провозглашение государством курса на оказание им помощи в приобретении оленей, открытии школ, медицинских учреждений и ветеринарных пунктов. Финансирование этой деятельности было возложено на отраслевые наркоматы РСФСР, Сибирское земельное управление, Сибздрав, Российское общество Красного Креста и другие организации, что позволило за несколько лет повысить обеспеченность коренного населения Севера оленями, заложить основы производственной кооперации, школьного дела и здравоохранения. Но такое финансирование не позволяло местным органам власти оперативно корректировать работу в соответствии с особенностями жизни коренных северян. Поэтому Турухан-ский райисполком, который отвечал за проведение государственной политики на Енисейском Севере, неоднократно просил передать ему в подчинение школы, Дома туземца, медицинские и ветеринарные пункты, а также ассигнования, направляемые на их содержание [1,л. 67].

Решение накопившихся на Енисейском Севере проблем, пришлось осуществлять в рамках созданного в 1930 г. Восточно-Сибирского края с центром в Иркутске, которому был подчинен Красноярский округ, вместе с входившим в него Туруханским краем [23]. Затем было принято Постановление ВЦИК от 10 декабря 1930 г. об организации на Севере РСФСР национальных округов, объединявших районы с проживанием народов, имевших сходный образ жизни и хозяйственной деятельности.

На территории бывшего Туруханского края были созданы Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальные округа, в который были включены Авамский, Дудинский, Хатангский и Усть-Енисейский районы [22].

Создание национальных округов в районах проживания коренных малочисленных народов Севера положило начало третьему этапу в реализации государственной национальной политики, так как правительство страны провозгласило переход от мер их государственной поддержки к преобразованию жизни и деятельности на основе марксистско-ленинской теории перехода отсталых народов к социализму.

Историки Д.П. Кручинин и В.Н. Увачан, которые в послевоенный период занимались изучением советской национальной политики на Енисейском Севере, проделали большую работу по введению в научный оборот архивных источников по проблеме. В своих исследованиях, проведенных на основе марксистской методологии, они показали положительный процесс построения социализма под руководством Коммунистической партии [21, 26].

Профессор Калифорнийского университета Ю.Л. Слезкин произвел критический анализ политики советской власти в отношении коренных народов Сибири и Дальнего Востока, но он специально не занимался изучением процессов в Таймырском национальном округе и использовал немногочисленные архивные материалы по Енисейскому Северу только для подтверждения своих рассуждений концептуального характера [24]. Большой интерес для понимания общих и особенных проблем модернизации жизни коренных народов России представляет монография Е.И. Гололобова о социально-экономических процессах на Обь-Иртышском Севере [18].

Используя в качестве методологической основы исследования теорию модернизации, мы попытались показать не только успехи, но также проблемы и последствия советской политики вовлечения коренных народов Таймырского национального округа в процесс построения социализма.

По данным В.Н. Увачана, на территории Таймырского национального округа ко времени его образования главными отраслями хозяйственной деятельности были оленеводство и охотничий промысел. Жители округа держали более 87 тыс. оленей, за 1930 г. они добыли 1250 горностаев, 4833 зайца, 10658 песцов. На его территории работали 6 медицинских и несколько ветеринарных пунктов, в трех школах обучалось 75 учеников [26, с. 180]. По данным на 1 января 1932 г. в округе проживало 497 тунгусов, 1057 якутов, 1112 ненцев, 1334 долгана, 1414 юраков, 1916 русских [2, л. 4].

Перед руководством округа были поставлены задачи одновременного решения накопившихся в первый советский период проблем и перехода к построению социализма за счет проведения коллективизации, перевода коренного населения на оседлый образ жизни, обучения детей и ликвидации неграмотности у взрослых, формирования у коренных жителей марксистско-ленинского мировоззрения. К тому же на территории Таймырского национального округа в 1930 г. было развернуто масштабное промышленное строительство. Но в декабре 1932 г., после образования Главного управления Северного морского пути, вся территория страны севернее 62-й параллели, была передана в сферу его ответственности.

Декларированная в национальном округе преобразовательная деятельность, судя по архивным данным, не была подкреплена необходимым кадровым потенциалом. Работники районных исполнительных комитетов (РИК) округа не имели не только образования, но и элементарных представлений о тех сферах деятельности, которые относились к их служебной компетенции. Еще в феврале 1930 г., Пленум Туруханского райисполкома, вынужден был признать, что не прошедшие чистку советского аппарата кадры продолжали работать, так как не было людей для их замены.

Кадровая ситуация усугублялась тем, что после передачи Таймырского национального округа Восточно-Сибирскому краю его крайисполком, расположенный в Иркутске, вынужден был отправлять в округ работников на командировочной основе. На одном из заседаний Таймырского окружкома ВКП (б) в августе 1931 г. говорилось о том, что командированные, не зная языка и обычаев северян, требовали от них подчинения, срывались на крик и оскорбления. В результате аборигены в своей среде называли их собаками [3, л. 36].

Многие коренные жители округа сопротивлялись обучению детей в школах, не принимали медицинской помощи, не понимали смысла культурных мероприятий, проводимых органами советской власти. Недовольство у многих северян вызывали действия работников органов власти, Туруханско-го союза интегральных кооперативов (далее Интегралсоюз), медицинских и образовательных учреждений округа, которые воспринимались как грубое вмешательство в их жизнь. Сотрудник Комиссии экспедиционных обследований АН СССР А.А. Попов, изучавший в 1930 г. жизнь долган, писал, что они не хотели менять сложившуюся в течение веков ритмику своего труда, заниматься такими нетипичными видами деятельности, как колка дров или

уборка в конторе. Они болезненно воспринимали просьбы работать быстрее и не доверяли русским функционерам [3, л.145]. Замкнутый характер внутри-родового общения способствовал формированию коллективного неприятия новой власти.

Для лучшего учета интересов коренного населения округа в немногочисленный аппарат РИКов были включены представители одного из коренных народов, проживавших на их территории. Но из-за неграмотности, незнания или плохого знания русского языка эти люди не были готовы к согласованию интересов государственной власти и своих сородичей.

Все председатели туземных советов районов округа были неграмотны, но родовые группы отказывались принимать подготовленных на курсах секретарей для этих советов, если они не были их сородичами [2, л. 6]. Естественно, что от таких туземных советов трудно было ожидать конструктивного диалога с органами власти.

После вытеснения из округа частных скупщиков пушнины, с чем были согласны многие северяне, государство столкнулось с проблемой доставки продуктов и товаров. Руководство Интегралсоюза попыталось решать эту проблему за счет найма каюров с оленями и аренды оленей у населения. Но такая доставка была крайне дорогой, и население уклонялось от передачи оленей в аренду, так как на перевозках гибло большое количество животных. Только в 1930 г. во время доставки грузов в округе было потеряно около 5000 личных оленей [4, л. 85].

Особенно плохо обстояло дело с завозом товаров и продуктов в дальние Авамский и Хатангский районы, жители которых отказывались выполнять решения райисполкомов о выделении каюров с оленями. Но так как Интеграл-союз не смог им доставить продовольствие и боеприпасы к началу охотничьего сезона, то многие охотники не смогли своевременно выехать на промысел.

Чтобы разорвать порочный круг взаимосвязанных проблем, государство поручило руководству «Комсеверопути» создать оленеводческие совхозы, которые бы обслуживали все грузоперевозки на территории Таймырского национального округа. Но практика принудительного выкупа личных оленей для этих совхозов вызвала у коренных северян ощущение произвола властей, так как за оленей выплачивали четвертую часть их стоимости, обещая погасить остальную стоимость в течение пяти лет долговыми обязательствами и облигациями государственного займа.

Политическая ситуация в Таймырском национальном округе осложнялась тем, что его руководство, продолжило работу по разделению коренного населения на классовой основе. Еще в феврале 1930 г. председатель Турухан-ского райисполкома Л. Шорохов говорил, что он не представляет, как можно определить принадлежность аборигенов к конкретной классовой категории, так как при разной хозяйственной специализации их доход формировался в разные сезоны и перераспределялся среди сородичей. Он признавал, что ярлыки кулаков на людей зачастую навешивались неправильно [1, л. 56].

Политическая ситуация в округе еще больше усугубилась весной 1932 г., когда по распоряжению Сибирского краевого союза охотников и рыбаков у «кулацких» хозяйств, стали изымать оленей, промысловых собак, орудия охоты и рыбного лова. У 16-ти хозяйств Авамского района было изъято 5950 оленей [5, л. 41]. Это не только оставило их без средств существования, но и лишило бедняков внутриродовой помощи.

Колхозная секция Интегралсоюза предлагала вовлекать жителей округа, отнесенных к бедноте, в сложные интегральные колхозы [1, л.122]. Но руководство округа попыталось более дифференцированно подойти к определению форм и сроков коллективизации в разных административных районах. Так, в Усть-Енисейском районе со смешанным составом населения в 1932 г. было запланировано провести коллективизацию 60 % хозяйств, в Дудинском районе-55 % хозяйств, в Авамском районе, где жители почти не общались с русским населением, планировалось вовлечь в колхозы только 24 % хозяйств,

а в Хатангском районе-всего 16 % хозяйств. Но даже эти расчеты оказались чрезмерными. К весне 1932 г. в Усть-Енисейском районе удалось вовлечь в колхозы 39,5 % хозяйств, в Дудинском районе-26,8 %, в Авамском райо-не-6.4 %, а в Хатангском районе не было создано ни одного колхоза [3, л.88].

В результате агитации и мер принуждения в Таймырском национальном округе к апрелю 1932 г. удалось создать 13 маломощных колхозов, которые в совокупности имели всего 7178 оленей. Этого количества животных было недостаточно даже для продовольственного обеспечения колхозников, так как, по данным окружкома, относительное благополучие индивидуальных хозяйства, могло обеспечить стадо, в котором насчитывалось от 400 до 500 голов оленей [4, л. 87].

Невольные колхозники плохо представляли, как им работать вместе и каким образом распределять доходы. Многие из них считали несправедливым, что их оторвали от не очень благополучного, но понятного образа жизни.

Нарастание недовольства долган и ненцев Авамского и Хатангского районов в марте 1932 г. привело к началу Таймырского вооруженного восстания, инициаторами которого стали те, кто был отнесен к категории классово чуждых элементов. Ход восстания воссоздан историком А.П. Дворецкой на основе использования архивных материалов [20]. В мае 1932 г. сопротивление населения было подавлено отрядом ОГПУ.

В июне 1932 г. ЦК ВКП (б) заслушал вопрос «О работе Таймырского национального округа Восточно-Сибирского края» и затем в постановлении «О работе в национальных районах Крайнего Севера» объяснил случившееся искривлением партийной линии в колхозном строительстве. Для контроля за работой Таймырского окружкома партии ЦК ВКП (б) обязал отсылать в свой организационно-инструкторский отдел все решения и текущую документацию вместе с очередным номером окружной газеты [4, л. 46-50].

Однако выполнить это распоряжение оказалось невозможно, так как почта доставлялась с оказией на нерегулярной основе. Телеграфная сеть была изношена. Работу окружного отдела связи, в котором не было специалистов и транспорта, удалось «улучшить» в конце 1932 г., только угрозой передать дела о «саботаже» сотрудников в суд [6, л. 171].

Восточно-Сибирский крайком ВКП (б), вслед за ЦК ВКП (б), возложил ответственность за начало восстания на органы советской власти, которые не учитывали интересы и представления коренного населения [10, л.98]. Он отменил решение окрисполкома о проведении ускоренной коллективизации и потребовал от руководства округа перейти к созданию простейших форм производственной кооперации. Для скорейшей стабилизации ситуации в округе после восстания с коренных жителей были сняты рыболовный и культурный сборы [4, л. 2].

Так как в округе из-за слабой налогооблагаемой базы не хватало финансовых средств, то было увеличено перечисление денег в его бюджет из Восточно-Сибирского краевого фонда регулирования. Если в 1930 г. бюджет округа составлял 23000 руб., то в 1931 г. он вырос до 194000 руб., в 1932 г.-до 600000 руб., на 1933 г. было запланировано доведение бюджета до 1583900 руб. [2, л. 30].

В округе были предприняты дополнительные меры по развитию его социальной сферы. Так, краевое финансовое управление выделило 115000 руб. на строительство двух Домов Туземца и четырех школ-интернатов. Ассигнования на ликвидацию неграмотности были увеличены с 5500 до 13000 руб. [4, л. 2]. Отдел здравоохранения Восточно-Сибирского края направил в округ врача и группу средних медицинских работников, выделил средства на открытие зубоврачебного кабинета. Краевое аптекоуправление выделило лекарства для открытия аптеки [4, л. 7,8].

В целях улучшения кадрового потенциала Восточно-Сибирский краевой комитет ВКП (б) в мае 1932 г. направил в округ 16 сотрудников краево-

го суда, слюдяной фабрики, пушного института, предприятий и организаций Иркутска, имевших большой опыт управленческой работы [4, л. 12]. Но они, как и их предшественники, не знали языка и особенностей жизни коренных народов Енисейского Севера.

После Таймырского восстания особое внимание было обращено на подготовку для округа работников из коренных народов Севера. Во второй половине 1932 г. Восточно-Сибирский крайисполком направил 16 коренных северян, подготовленных на специальных курсах, для работы в красных чумах Авамского, Усть-Енисейского и Хатангского районов [4, л. 65]. Каждому русскому работнику системы Интегралсоюза, Востсибпушнины, Комсеверопути было поручено в течение года обучить одного северянина технике проведения торгово-заготовительной работы [2, л. 13, 14].

Для того, чтобы органы власти округа лучше учитывали интересы коренного населения, была сделана ставка на усиление роли кочевых советов и бедноты. В мае 1932 г. в проблемных Хатангском и Авамском районах удалось создать по пять туземных советов, а в Усть-Енисейском районе-2 кочевых совета. Но из 104 членов туземных советов Таймырского национального округа грамотным был только один человек.

Еще сложнее было создавать в туземных советах группы бедноты. Если в Дудинском районе в 1932 г. удалось создать 3 группы бедноты, в Усть-Енисейском районе-5 групп бедноты, то в проблемных для органов власти Авамском и Хатангском районах таких групп не было [2, л. 5]. Причем, по данным окружкома, даже через пять лет после этого кочевые советы здесь возглавляли бывший князь Норильской орды Г. Безруких, сын князя В. Винокуров, владелец крупного стада Р. Спиридонов [7, л. 57]. В свою очередь, многие сородичи не считались с представителями бедноты, оказавшимися в советах. То есть большая часть коренного населения была не готова к сотрудничеству с органами советской власти.

Для настройки работы органов власти, Таймырский окрисполком поручил Хатангской землеустроительной экспедиции провести в 1933 г. опросы коренного населения [8, л. 3,4]. Они показали, что большинство жителей не видело пользы от вступления в колхозы, считало несправедливой подводную обязанность, не приветствовало вступления молодежи в колхозы и комсомол.

Для того чтобы побудить население Авамского и Хатангского районов взять на себя часть обязанностей по доставке грузов, окружком поручил руководству Интегралсоюза их вовлечение в сбытовую кооперацию за счет открытия там лавки, с выдачей на первых порах товаров жителям без оплаты и внесения паевых взносов.

Для того чтобы сократить количество жителей, привлекаемых к перевозкам, Таймырский окрисполком в 1933 г. поручил Пясинской промыслово-ихтиологической экспедиции Комсеверопути изучить возможность доставки грузов по Пясине, Норилке, Дудыпте, Пуру и другим рекам полуострова. Он вложил 22000 руб. на строительство необходимых для экспедиции 8 мелкосидящих катеров и 8 лодок-барж. Крайисполком Восточно-Сибирского края потребовал от руководства Охотсоюза, Комсеверопути, Союзпушнины, Оле-нетреста и краевого управления связи изыскать еще 123000 руб. для реализации проекта [4, л. 19].

Благодаря работе, проделанной экспедицией, в конце лета 1933 г. на пароходе «Лесник» и катере «Грузчик» с семью баржами удалось доставить в Авамский район 668 нарт грузов. Это позволило ускорить доставку на 40 дней, сократить перевозку на оленях почти на 400 км, уменьшить количество привлеченных к перевозкам оленей более чем на 800 голов [3, л. 147]. В 1934 г. в Авамский район водным транспортом было доставлено 1520 нарт грузов, что составило по 250 кг в пересчете на каждого жителя района [9, л. 77].

Стабилизация политической ситуации на Таймыре дала возможность сконцентрировать усилия на выполнении планов добычи пушнины. Восточно-

Сибирский крайисполком и крайком ВКП (б) в конце ноября 1932 г. организовали, так называемую, «Краевую экспортную эстафету» направленную на выполнение контрактов по поставкам пушнины в зарубежные страны. За оставшееся до конца года время предстояло обеспечить выход всех охотников округа на промысел, снабдить их продуктами и товарами, наладить сбор пушнины на промысловых участках, произвести своевременный расчет с охотниками [6, л. 199, 200].

Судя по отчетам о результатах промыслового сезона, принятые меры, позволили охотникам выполнить плановые задания. А оправдавшая себя практика проведения экспортных эстафет была взята на вооружение партийными и советскими органами Восточной Сибири.

В октябре 1932 г. в округе, по инициативе Востсибпушнины, были сделаны первые шаги по расширению видового состава промысловых зверей за счет выпуска в районе Дудинки ондатры, завезенной из Канска [25].

В связи с тем, что маломощные колхозы не могли обеспечивать потребности государства в пушнине, Совет Труда и Обороны счел необходимым начать создание на Крайнем Севере производственно-охотничьих станций (ПОС). В Положении, утвержденном Государственным комитетом по охотничьему хозяйству при Наркомате внешней торговли СССР в феврале 1933 г., говорилось, что это государственные хозрасчетные предприятия, задачами которых являлось комплексное освоение промысловых угодий, повышение их продуктивности за счет акклиматизации новых видов зверей и организации клеточного звероводства. Они должны были формировать коллективы преимущественно из коренного населения и способствовать его оседанию на переданных ПОСам территориях [8, л. 1, 2].

Руководству округа после Таймырского восстания пришлось заниматься восстановлением поголовья домашних оленей, которое за период с 1929 г. по апрель 1932 г. сократилось почти на треть. Большой падеж оленей имел место во время «изъятия» у кулаков и принудительной скупки по долговым обязательствам, использования их на грузоперевозках, эпизоотии 1931 г., когда было потеряно 8500 голов [4, л. 85].

Созданный в 1929 г. в округе Потаповский оленесовхоз не оправдал надежд на увеличение поголовья оленей. Если на 1 января 1931 г. в нем насчитывалось 4954 оленя, то на 1 января 1933 г. в совхозном стаде осталось всего 2720 голов. При доходе совхоза в 1932 г. в 28 тыс. руб. убытки составили более 90 тыс. руб., из которых 53320 руб. были списаны как ущерб от вооруженного выступления против советской власти [9, л. 2,3,12].

Создание на Севере оленеводческих хозяйств требовало накопления и осмысления опыта работы. Поэтому после восстания, руководство округа, которое ранее отстранило от работы шестерых директоров совхоза, в разное время руководивших этим уникальным хозяйством, перешло к разработке мер по развитию оленеводства. Было принято решение о закреплении за совхозом территорий для выпаса оленей, составлении маршрутов его проведения, улучшении ухода за животными, проведении оленям прививок от болезней. В целях развития отрасли на систематической основе было решено разработать пятилетний план развития оленеводства в округе на 1933-1938 гг. [3, л. 17, 19, 20].

В декабре 1934 г., после образования Красноярского края, Таймырский и Эвенкийский национальные округа были переданы в его состав, что стало возвращением к территориальной модели Енисейской губернии, существовавшей с 1822 г.

Руководство Красноярского края нацеливало органы власти Таймырского и Эвенкийского национальных округов на продолжение коллективизации, развитие производственной деятельности, решение социальных проблем коренного и русского населения. Но Таймырский окрисполком и окружной комитет ВКП (б), которые накопили опыт решения многих проблем, по-прежнему не имели четких представлений о судьбе тех, кто был

отнесен к кулачеству. С одной стороны, вышестоящие органы заявляли, что ликвидация кулачества на Севере не относится к категории первоочередных задач, но, с другой стороны, существующее законодательство требовало ликвидации кулачества как класса.

После восстания 1932 г. окружные органы власти опасались протест-ных настроений коренного населения. После того как в Хатангском райкоме партии в августе 1935 г. узнали о росте социальной напряженности в Авам-ском районе, то срочно создали отряд для подавления возможных беспорядков. Это показывает, что уровень взаимопонимания между органами власти и населением был невысоким, и некоторые работники партийных и советских органов округа, были готовы использовать чрезвычайные методы удержания населения под контролем. Но окружной комитет ВКП (б) квалифицировал эти действия как неумение работать с населением и требовал вести борьбу с кулаком политическими методами [10, л. 5]. В свою очередь, работники райкомов партии жаловались на то, что окружком не оказывает им реальной помощи в ее проведении [11, л. 3].

Одним из первых решений Красноярского крайисполкома, принятым 19 января 1935 г., стало решение о переводе коренных народов Енисейского Севера на оседлость [12, л. 62]. Оседлый образ жизни создавал условия для гарантированного завоза продуктов и товаров, для расширения хозяйственной специализации национальных колхозов и использования на работах всех трудоспособных членов семей колхозников. Это давало возможность выводить колхозников из системы внутриродовой взаимопомощи с ее коллективной психологией.

На переводе населения на оседлый образ жизни настаивали работники народного образования, которые при кочевом образе не могли выполнять учебную программу. А обучение школьников в красных чумах в местах перекочевок обходилось примерно в 100-150 руб. в месяц на одного ученика [13, л. 10].

В июле 1935 г. Оргбюро ЦК ВКП (б) в Письме к райкомам партии Таймырского национального округа потребовало немедленно исключить из употребления такие прежние названия коренных народов, как самоед, тунгус, юрак, якут и заменить их самоназваниями - ненец, эвенк, саха и другие. Это, по мнению высшего руководства страны, должно было способствовать укреплению доверия между русским населением и коренными малочисленными народами Енисейского Севера [14, л.2].

Руководство страны и Красноярского края требовало проведения, так называемой, коренизации аппарата управления в национальных регионах за счет увеличения представителей коренных народов в партийных, советских и хозяйственных органах. Было решено использовать для подготовки национальных кадров все возможные формы с акцентом на относительно дешевую курсовую подготовку. В 1934-1935 гг. в высшие и средние учебные заведения страны были направлены 54 человека из коренных народов округа [26, с. 204]. Организация подготовки национальных кадров для северных округов проанализирована в статье А.П. Дворецкой и Н.В. Гониной [19].

Если в 1935 г. в кочевых и сельских советах представители коренных народов составляли более половины всех членов, то в районном звене их было не более 10 %. В партийных органах округа было 11,1 % коренных северян, в торгово-закупочных организациях - 7,5 %, в административных органах - 3,2%.

Особенно сложно было с привлечением коренного населения в окружные партийные и советские органы из-за отсутствия среди них специалистов необходимого уровня. На 1 января 1936 г. из 274 управленческих работников Таймырского национального округа представителями коренных народов было 47 человек, или 17,2%. В 1938 г. их количество в различных органах округа выросло до 60 человек, но за счет роста численности управленческих работников оно упало до 13,3 % [10, л.17].

Красноярский крайисполком требовал от органов власти Таймырского округа активизации рыбного и пушного промысла. Промышленное строительство на Енисейском Севере заставляло заниматься продовольственным обеспечением рабочей силы. Поэтому Красноярский крайисполком 21 января 1935 г. принял решение об увеличении производства копченой рыбы на Енисейском Севере и выделил Интегралсоюзу 17200 руб. на строительство рыбокоптильного завода в станке Горошиха [12, л.75]. Было запланировано обследование рыбных угодий Авамского и Хатангского районов [14, л.17]. Главному управлению Северного морского пути (ГУСМП) было поручено организовать на Таймыре специальную Рыбную контору [3, л. 3, 90].

В целях развития гужевого транспорта в округе, окрисполкому в 1936 г. было поручено заняться разведением лошадей, а для увеличения производства мяса - разведением крупного рогатого скота, на приобретение которого было выделено 120 тыс. руб. [26, с. 206]. В 1939 г. Таймырским окружным комитетом партии было принято решение о развитии в округе земледелия, как новой отрасли хозяйственной деятельности.

Для повышения эффективности пушного промысла крайисполком требовал своевременного заключения с колхозами и охотниками договоров контрактации на участие в промысле, организации закупки пушнины непосредственно в местах промысла, внедрении капканного лова [12, л. 50, 280].

Как показывает анализ документов Красноярского крайисполкома и Таймырского окрисполкома за 1937-1938 гг., невыполнение хозяйственных планов на территории Таймырского национального округа зачастую объяснялось вредительством. В частности, вредителями в 1938 г. были признаны руководители Пушной конторы К. Арнольдов и Ю. Броницкий, не обеспечившие выполнения плана заготовок пушнины [15, л. 3].

Анализ выдвигаемых обвинений позволяет высказать предположение, что по мере усложнения плановых заданий, появления новых управленческих, хозяйственных, социальных и культурных проблем, в систему управления вовлекалось большое количество малокомпетентных работников, в том числе, из коренных народов Севера. Для них поиск врагов, виновных в невыполнении плановых заданий, был способом самозащиты, особенно в условиях, когда на партийно-государственном уровне проводились кампании по разоблачению разного рода врагов и вредителей.

Эффективность колхозного производства на Таймыре стала расти лишь после того, как заготовка пушнины в округе в ноябре 1940 г. была передана государственной заготовительной организации «Заготживсырье», имевшей устойчивое финансирование, что создавало заинтересованность охотников в результатах пушного промысла и обеспечивало колхозам гарантии получения доходов [16, л. 268].

Несмотря на ошибки, противоречия и трудности за десять лет существования Таймырского округа удалось решить многие поставленные в 1930 г. задачи. В округе появились коневодство, животноводство, звероводство, земледелие. В 1940 г. здесь работал 41 колхоз, и уровень коллективизации населения составлял 92,6 %. Среднестатистические доходы на колхоз достигли 3198 руб. В округе началось формирование рабочего класса и в 1940 г. в промышленности Таймыра работало свыше 200 рабочих-практикантов из коренного населения. В 1940 г. на различных управленческих должностях здесь находились 126 работников из коренных северных народов, 728 человек работали в области просвещения, искусства и печати, 328 человек-в области здравоохранения. Охват детей обучением в школе в 1940 г. составил 92,25 %. Была создана национальная письменность, а изучение в кочевых школах и школах- интернатах русского языка позволило начать формирование общего для всех народов, проживавших на Таймыре, информационного, культурного и психологического пространства. Общение коренных народов в производственной деятельности способствовало стиранию различий между представителями этнических групп. В округе появи-

лось радио, телефонная связь кино [21, с. 47; 26, с. 219, 223, 251; 17, л. 26-28]. Коренные северяне относились к ним как к экзотике, но эти технические новшества позволяли постепенно вводить их в отношения, создаваемые в советский период на территории многонациональной страны [10, л.12].

В конце 30-х гг. руководством СССР был сделан вывод о том, что на основе социалистической реконструкции экономического уклада коренных народов Севера произошел их переход от патриархально-родового уклада к укладу социалистическому.

Выводы. Если уйти от идеологических оценок, то очевидным является вовлечение коренных народов Севера в модернизационный процесс с высоким уровнем социальных, культурологических и психологических издержек. Он происходил за счет целенаправленной и принудительной ломки традиционного уклада жизни, насаждения советских идеологических ценностей, русского языка и культуры. Обучение детей в интернатах приводило к их отрыву от традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности предков.

Но в императорский период многие ученые, чиновники, краеведы квалифицировали ситуацию с коренными народами Севера как катастрофическую. Предлагаемые ими варианты ее решения рассмотрены нами в предыдущих работах. По нашему мнению, национальную политику советской власти в районах проживания коренных народов Севера можно рассматривать как конкретно-историческую попытку решения проблемы развития этих народов на основе идеологических представлений советского периода.

Литература

1. ГАКК. (Государственный архив Красноярского края) (Далее ГАКК) Ф. П-27. Оп. 1. Д. 85.

2. ГАКК. Ф. П-28. Оп. 2. Д. 36.

3. ГАКК. Ф. П-28. Оп. 2. Д. 30.

4. ГАКК. Ф. П-28. Оп. 2. Д. 8.

5. ГАКК. Ф. Р-1453. Оп. 1. Д. 25.

6. ГАКК. Ф. П-28. Оп.2. Д. 24.

7. ГАКК. Ф. П-28. Оп. 6. Д. 3.

8. ГАКК. Ф. Р-2275. Оп.1. Д. 99.

9. ГАКК. Ф. П-28. Оп. 2 Д. 35.

10. ГАКК.Ф. П-28. Оп. 6. Д. 4.

11. ГАКК.Ф. П-28. Оп. 6. Д. 5.

12. ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 1. Д. 496.

13. ГАКК.Ф. П-28. Оп. 6. Д. 6.

14. ГАКК.Ф. П-28. Оп. 4. Д. 7.

15. ГАКК. Ф.П- 28. Оп. 7. Д. 1.

16. ГАКК. Ф. Р-1386. Оп.1. Д. 756.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. ГАКК. Ф.Р-1444. Оп. 1. Д. 14.

18. Гололобов Е.И. Человек и природа на Обь-Иртышском Севере (1917-1930):Исторические корни современных экологических проблем: монография. Ханты-Мансийск, 2012. 224 с.

19. Гонина Н.В., Дворецкая А.П. Формирование элиты коренных малочисленных народов Енисейского Севера с помощью централизованного высшего образования // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. Красноярск, 2016. С.197-205.

20. Дворецкая А.П. Весной 1932 года произошло вооруженное восстание коренного населения Таймыра против самоуправства властей // Архивная газета, 2012. https://memorial.krsk.ru/Articles/2012Dvoreckaya.htm

21. Кручинин Д.П. Экономический и культурный расцвет народов Советского Севера // Вопросы истории. 1953. № 2. С. 29-49.

22. Постановление ВЦИК от 10 декабря 1930 г. Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера// http://www. libussr.ru/doc_ussr/ussr_3682.htm

23. Постановление ВЦИК от 30 июля 1930 г. Об образовании ВосточноСибирского края и переименовании Сибирского края в Западно-Сибирский.// https://archive.nso.ru/page/162

24. Слёзкин Юрий. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера. Новое литературное обозрение, 2008. 740 с.

25. Советский Таймыр. 1932. 5 октября.

26.Увачан В.Н. Путь народов Севера к социализму. Опыт социалистического строительства на Енисейском Севере (Исторический очерк). М.: Мысль, 1971. 391 с.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv Krasnoyarskogo kraya [State Archive of Krasnoyarsk Krai] (hereinafter referred to as GAKK) Fond P-27 (F. P.) Inv. 1. Case 85.

2. GAKK F. P-28. Inv. 2. Case 36.

3. GAKK F. P-28. Inv. 2. Case 30.

4. GAKK F. P-28. Inv.2. Case 8.

5. GAKK F. R-1453. Inv. 1. Case 25.

6. GAKK F. P-28. Inv.2. Case 24.

7. GAKK F. P-28. Inv. 6. Case 3.

8. GAKK F. R-2275. Inv.1. Case 99.

9. GAKK F. P-28. Inv.2 Case 35.

10. GAKK F. P-28. Inv. 6. Case 4.

11. GAKK F. P-28. Inv. 6. Case 5.

12. GAKK F. R-1386. Inv.1. Case 496.

13. GAKK F. P-28. Inv. 6. Case 6.

14. GAKK F. P-28. Inv. 4. Case 7.

15. GAKK F. P-28. Inv. 7. Case 1.

16. GAKK F. R-1386. Inv. 1. Case 756.

17. GAKK F. R-1444. Inv. 1. Case 14.

18. Gololobov E.I. Chelovek i priroda na Ob'-Irtyshskom Severe (1917-1930): Is-toricheskie korni sovremennyh ekologicheskih problem [Man and nature in the Ob-Irtysh North (1917-1930): Historical roots of modern ecological problems]. Khanty-Mansiysk, 2012, 224 p.

19. Gonina N.V., Dvoretskaya A.P. The formation of elite of indigenous ethnic groups of the Yenisei North by means of centralized higher education // Social'no-jekonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal Krasnojarskogo GAU [Socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University], 2016, pp. 197-205.

20. Dvoreckaya A.P. In the spring of 1932 there was an armed uprising of the indigenous population of Taimyr against the arbitrariness of the authorities [ Archival newspaper], 2012 https://memorial.krsk.ru/Articles/2012Dvoreckaya.htm

21. Kruchinin D.P. Ekonomichesky i kulturny rastsvet narodov Sovetskogo Severa [Economic and cultural rise of the peoples of the Soviet North]. In: Voprosy is-torii [Issues of history], 1953, no. 2, pp. 29-49 (in Russian).

22. Ordinance of the All-Russian Central Executive Committee of December 10, 1930. On the organization of national associations in the settlement areas of small-numbered peoples of the North. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_3682.htm (in Russian).

23. Ordinance of the All-Russian Central Executive Committee of July 30, 1930. On the formation of East Siberian Krai and the renaming of Siberian Krai to West Siberian Krai. https://archive.nso.ru/page/162 (in Russian).

24. Slezkin Yuri. Arkticheskie zerkala: Rossiya i malye narody Severa [The Arctic mirrors: Russia and small-numbered peoples of the North]. Novoe literaturnoe obozrenie [New literary review], 2008, 740 p. (in Russian).

25. Sovetskij Tajmyr [Soviet Taimyr]. 1932. 5 October (in Russian).

26. Uvachan V.N. Put narodov Severa k sotsializmu. Opyt sotsialisticheskogo stroi-telstva na Eniseiskom Severe (Istorichesky ocherk) [The path of peoples of the North to socialism. The experience of socialist construction in the Yenisei North (Historical sketch)]. Moscow: Mysl, 1971, 391 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.