Научная статья на тему 'ДОМ РЕБЕНКА: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ'

ДОМ РЕБЕНКА: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
436
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОМ РЕБЕНКА: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ»

Из истории педиатрии

https://doi.org/10.15690/pf.v19i2.2411 Р.Р. Кадикова

ГКУЗ Республиканский дом ребенка специализированный, Уфа, Российская Федерация

Дом ребенка: от древности до современности

Контактная информация:

Кадикова Рида Рифовна, отличник здравоохранения Республики Башкортостан, врач-педиатр высшей категории, организатор здравоохранения высшей категории, главный врач ГКУЗ Республиканский дом ребенка специализированный, Уфа, Российская Федерация Адрес: 450092, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Авроры, 9, тел.: +7 (347) 295-98-44, е-mail: [email protected] Статья поступила: 15.02.2022, принята к печати: 06.04.2022

Для цитирования: Кадикова Р.Р. Дом ребенка: от древности до современности. Вопросы современной педиатрии. 2022;21(2):146-151. doi: https://doi.org/10.15690/pf.v19i2.2411

Сиротство в России — социальное явление российского общества, характеризующееся наличием детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения. Причинами сиротства могут послужить смерть двух или единственного родителя, отказ от ребенка, лишение родительских прав вследствие отсутствия заботы о ребенке.

В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания. В скудельницах одинокие старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельниц собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. Причем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи. При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

В царствование Федора Алексеевича в 1682 г. издается указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам [1].

В 1706 г. митрополит Новгородский Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев» [2]. К 1706 г. митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тыс. сирот и приносимых детей, «коих жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметы-вают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают» [3].

Вдохновленный его примером, Петр I 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать «гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха

не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея». В «гошпиталях» практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя [1].

То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для «спасения каждой христианской души», для удержания женщин от греха детоубийства [2].

Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. В 1763 г. организован Московский императорский воспитательный дом, в марте 1770 г. — Санкт-Петербургский. По всей стране создавалась сеть подобных заведений: воспитательные дома были открыты в Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и других городах. Так же, как и при Петре I, практиковался принос младенцев и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя. При воспитательных домах имелись структуры, занимающиеся подготовкой воспитанников к жизни вне учреждения. Это были фельдшерская, земледельческая и другие школы. Уровень обучения в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет.

В 1837 г. на базе учебных классов Санкт-Петербургского воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 г. — Николаевский сиротский институт) [1]. Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка. Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России — Императорского женского педагогического института (1903).

146

Rida R. Kadikova

Republican Specialized Children's Home, Ufa, Russian Federation

Children's Home: From the Past Until Recent Times

For citation: Kadikova Rida R. Children's Home: From the Past Until Recent Times. Voprosy sovremennoi pediatrii — Current Pediatrics. 2022;21(2):146-151. (In Russ). doi: https://doi.org/10.15690/pf.v19i2.2411

2 (14) мая 1797 г. император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны воспитательного общества благородных девиц, а позже назначил ее «начальствовать» над всеми воспитательными домами [2]. При содействии Марии Федоровны было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После ее смерти эта сеть получила название «Учреждения императрицы Марии Федоровны» и к 1904 г. включала в себя 140 учебных заведений, 2 Императорских воспитательных дома, 376 детских приютов и яслей [1]. Мария Федоровна способствовала открытию в воспитательных домах педагогических, пепиньерских (готовили гувернанток), латинских, немецких, французских классов. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких обучались будущие акушерки и няни; выпускники французских классов могли работать воспитателями в частных домах.

При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет, а затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, т.е. девочки — в услужение, мальчики — в мастерские [4]. Указом Екатерины от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний» предписывалось приказу общественного призрения (ст. 385) неимущих сирот отдавать «добродетельным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы представить их (сирот) во всякое время приказу» для передачи на воспитание и обучение (ст. 301) «в общественные для сирых училища <. .> дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином» [5]. При Екатерине семьи, в которые отдавали сирот, получали деньги на содержание, одежду и оплату в зависимости от возраста ребенка. Более того, помимо оплаты, воспитательный дом присылал в семьи врача и надзирателя для оказания необходимой помощи.

С 1864 г. государственное призрение сирот осуществлялось в двух направлениях: Ведомством императрицы Марии, в ведении которого оставались столичные и губернские воспитательные дома, а также земством на местах [1]. Деятельность земских учреждений по призрению сирот во многом зависела от местных условий. В одних ведомствах ребенок призревался в приюте, в других местах приюты не учреждались, и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню, в третьих подкидышей призревали при родильном отделении губернской больницы, а затем отдавали на воспитание бесплатно или за вознаграждение. Там, где была развита промышленность, приюты создавались при родовспомогательных заведениях для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 г. в российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах). Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Только Московское общество попечения о бедных и больных детях в 1899 г. открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3 до 10 лет. Известны сеть детских приютов, созданная на средства П.Г. Ольденбургского (Санкт-Петербург, 1846), приют в Сокольниках, основанный и существовавший на средства Бахрушиных, приют

барона Штиглица, содержавшийся им на собственные деньги в течение 70 лет, приют, созданный горнозаводчиком А. Демидовым и др. [1].

Важно отметить, что с призрением сирот в России связаны имена известных государственных деятелей и педагогов. Так, в 1830 г. Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) вел агитацию за организацию детских приютов. В 1837 г. он возглавил Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал Положение о детских приютах [1]. Заслуживает внимания его книга «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами». Организации, принципам, деятельности воспитательных домов посвящены работы известного русского педагога В.Я. Стоюнина (1826-1888), имевшего опыт работы в Николаевском сиротском институте Москвы. Работа Гатчинского сиротского института тесно связана с именем русского педагога Е.О. Гугеля (1804-1841) [1].

Концепция социального сиротства возникла в начале XX в., когда из-за революций, войны и общего падения нравственности появилось большое количество беспризорников. В это время государство начало также брать на себя ответственность за воспитание детей живых родителей, которые по тем или иным причинам не оказывали им должного внимания.

После революции 1917 г. главной формой устройства сирот стали государственные детские дома, поскольку система благотворительных учреждений была осуждена большевиками как пережиток. В 1917-м было создано Министерство социальной помощи, деятельность которого была направлена на уменьшение количества беспризорных детей и всех нуждающихся. В 1918 г. все дети страны были объявлены государственными, опекой ведали отделы социального обеспечения при губернских совдепах. В основу опеки легли интересы подопечного, а не его имущественные права. Опекуны назначались в приказном порядке, в том числе и при живых родителях.

Также в 1918 г. была создана Лига спасения детей, занимавшаяся отправкой детей-сирот из зон военного конфликта в санатории, откуда их впоследствии посылали в специально образованные детские колонии, где обучали ремеслам. Всего Лига руководила более чем 18 колониями, 11 детскими садами, санаториями, детскими клубами. Все организации располагались в бывших зданиях приютов, построенных по указу императрицы Марии Федоровны, а также в ведомствах здравоохранения. Всего за время Гражданской войны было устроено более 3500 детей. В 1919-м был созван Совет защиты детей, который поставлял еду и одежду, находил приют сиротам. В это же время при Наркомпросе была создана детская социальная инспекция.

В 1930 г. власть приняла решение закрепить детские дома за заводами, предприятиями и колхозами. Это позволило решить проблему с финансированием и обеспечить воспитанников потенциальной работой и жильем. Во время репрессий 1937-1938 гг. зафиксировали большое количество беспризорников, родители которых были осуждены. Несовершеннолетних либо помещали в детские дома крупных городов, либо передавали под опеку родственникам. Другая волна массового сиротства пришлась на окончание Второй мировой войны. Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий государственной системе учреждений

и

о

о

ОС

о

ш а.

ш а. а.

и

о

а.

5

ч

ш

ш а. ш О

и

и о а. с О Ей

147

Рис. 1. Здание Дома ребенка, послевоенное Fig. 1. The Children's Home building, post-war period

Рис. 2. Праздник во дворе, 1958 г. Fig. 2. Festival in the yard, 1958

о

■ö £ о

о

я

а н

га

и

V

а о

призрения и образования детей-сирот были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена — в 20-е гг. прошлого столетия, во время Великой Отечественной войны, в постперестроечный период. Эти учреждения продолжают спасать жизни и души российских детей и в настоящее время, когда новая волна беспризорности, обусловленная нравственным обнищанием, захлестывает нашу страну. Поэтому очень печально и страшно слышать призывы к расформированию уже существующих сиротских учреждений.

В.В. Розанов в книге «Богомольная и милостивая Русь» писал: «Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие, кто знает — может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость...» [6].

Рис. 3. В группе Дома ребенка, 1964 г. Fig. 3. In the Children's Home group, 1964

Дома ребенка в России стали открываться в первые годы советской власти. После Первой Мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны 1918-1921 гг. в России появилось огромное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность домов ребенка г. Уфы имеет 78-летнюю историю (рис. 1). Всего в Республике Башкортостан функционировали 5 домов ребенка. Их история начинается 20 февраля 1944 г., когда по ул. Егора Сазонова, 11 был открыт первый дом ребенка, рассчитанный на 50 мест (рис. 2). Учитывая военное время и увеличение количества детей-сирот, 20 октября 1944 г. был открыт второй и 15 декабря 1946 г. — третий (рис. 3). Еще два находились на территории г. Стерлитамака и г. Белорецка Республики Башкортостан.

В результате реорганизаций с 2000 г. в Уфе стали функционировать два Дома ребенка.

В 2000 г. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было построено новое здание по специальному проекту, в котором сейчас находится Государственное казенное учреждение здравоохранения Республиканский дом ребенка специализированный (Республики Башкортостан).

Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 04 июля 2018 г. № 620-р Бело-рецкий специализированный дом ребенка, Стерлитамак-ский дом ребенка специализированный с 24 декабря 2018 г. присоединены к Дому ребенка г. Уфы.

В 2020 г. благодаря активной работе по устройству детей в семью отделение в г. Белорецке было реорганизовано.

В советские времена дома ребенка находились в неприспособленных помещениях. За детьми ухаживали люди без специальной подготовки. Не хватало питания, одежды, медикаментов. Не хватало медработников. Не было специализированных детских врачей.

Самый ранний из сохранившихся документов по домам ребенка г. Уфы — это отчет-справка за 1947 г. Дом ребенка располагался в двухэтажном деревянном строении, каждая группа имела отдельный вход и отдельную веранду, имелись карантинная группа и изолятор (рис. 4). Усадьба была огорожена деревянной штакетной оградой.

Штат учреждения составляли: врач — 1, средний медперсонал — 16,5 ставок, младший медперсонал — 13,5, прочие — 16,5 (в том числе педагог — 1, кормилиц — 3). За 1947 г. через дом ребенка прошел 121 ребенок в возрасте от рождения до 3 лет. Поступили 74 ребенка,

148

из которых 52 — до 1 года жизни, что составило 70,2%. За 2021 г. этот показатель составил 51,5%. На сегодня в Доме ребенка воспитывается 31% детей в возрасте до 1 года (табл. 1).

За 1947 г. в Доме ребенка умер 21 ребенок, из них в больнице — 11, в доме ребенка — 10. Из 21 умершего ребенка от инфекционных заболеваний умерли 16 детей (76%): от дизентерии — 6 человек, от гриппа — 7, от туберкулеза — 2, от токсического менингита — 1.

Структура заболеваемости и другие основные показатели ничем не отличались от таковых в других Домах ребенка того периода. Дети в основном умирали от инфекционных заболеваний.

В структуре инфекционной заболеваемости регистрировались случаи кори, скарлатины, коклюша, чесотки.

По имеющимся архивным данным, первый ребенок поступил в Дом ребенка 28 марта 1944 г. — Неличева Вера, 01.03.1941 г.р., в возрасте 3 лет, выбыла в марте 1946 г. в Детский дом № 4 г. Уфы.

Всего в 1944 г. поступили 17 детей, из которых 1 ребенок усыновлен в 1948 г., 1 — возвращен матери в 1947 г.

В домах ребенка того времени отмечалась огромная смертность. В 1947 г. в один из домов ребенка поступили 358 детей, из них 166 детей умерли (46,4%), 54 — переданы в семьи. В послевоенные годы, а также в 1950-е

очень часто детей забирали именно отцы. Такая тенденция пошла на снижение в 1980-х гг. В то время много детей переводились из Дома ребенка в детские дома. Сегодня более 90% детей устраиваются в семьи.

За 78 лет поступило 15 370 детей, выбыло — 6191, умерло — 435. Нам удалось найти задачи, которые ставил перед собой коллектив на 1948 г. (табл. 2).

Рис. 4. Закаливание, 1972 г. Fig. 4. Tempering, 1972

1 2

2 2

о

2

о ос

о

ш Q.

Ш

а а

Таблица 1. Сравнительный анализ поступивших и выбывших воспитанников за 1947 и 2021 гг. Table 1. Comparative analysis of admitted and discharged foster children in 1947 and 2021

1947 г. 2021 г.

Абс. % Абс. %

Социальный состав воспитанников

Подкинуто 21 28,3 0 0

Сирот 14 18,9 1 1,2

Родительские 2 2,7 13 10,2

Матери-одиночки 30 40,5 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отказники 7 9,5 8 6,4

Выбыло детей

Возврат к родителям 21 35 70 38,4

Усыновлено/опека 3 5 99 54,3

В детский дом 15 25 11 6

Умерло 21 35 0 0

1 2

2 2 0 2

Р

S

ч

ш

Ш

Р

m о

и

и о

Р

с о

Ш

Таблица 2. Задачи учреждения на 1948 и 2022 гг. Table 2. Facility goals on 1948 and 2022

149

№ п/п Задачи на 1948 г. Задачи на 2022 г.

1 Сделать капитальный ремонт здания или перенести его на другое место Внедрить новые методы лечения и реабилитации

2 Расширить карантинную группу, иметь не менее 3 изоляторов Повысить эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную

3 Иметь 2 коров Продолжить благоустройство территории и групповых помещений

4 Провести водопровод, построить сушилку, расширить и улучшить прачечную Оснастить учреждения в соответствии с порядками оказания медицинской помощи

5 Добиться прирезки земельного участка под огород и садовые насаждения Получить лицензию на паллиативную помощь детям

6 Приобрести для детей игрушки Внедрить новые проекты, способствующие устройству детей в семью

Рис. 5. Дом ребенка сегодня Fig. 5. The Children's Home today

Рис. 6. Главный врач на обходе, 2021 г. Fig. 6. Chief physician on round, 2021

о

■ö £

о

о «

а н

га

ч

V

а о

Рис. 7. Галокамера Fig. 7. Halochamber

Рис. 8. Дети с паллиативным статусом Fig. 8. Palliative children

Сегодня ГКУЗ Республиканский дом ребенка специализированный — это единственная в Республике Башкортостан организация здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в оказании медицинской, педагогической и социальной помощи, от 0 до 4 лет (рис. 5).

78 лет назад Дом ребенка принял первых детей-сирот. За это время более 15 тыс. детей с рождения и до 4 лет, сменяя друг друга, нашли здесь свой первый дом, где получали лечение, учились улыбаться, ходить, говорить, где добрые, ласковые руки мамы им заменили руки врачей, воспитателей, медсестер (рис. 6).

В ГКУЗ Республиканский дом ребенка специализированный созданы все условия для успешного лечения, реабилитации, медико-педагогической коррекции и воспитания детей.

В Доме ребенка реализуется комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, включающих в себя медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, водолечение, фитотерапию, лечебную гимнастику, массаж, нейросенсорную реабилитацию, абилитацию. Все это улучшает двигательную активность, доречевое и речевое развитие, тренирует реакции выпрямления и равновесия, улучшает функции органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, стабилизирует регуляцию мочевого пузыря и функции кишечника, улучшает режим бодрствования и сна.

Полноценному развитию воспитанников способствуют хорошая материально-техническая оснащенность, наличие современного медицинского оборудования. Только за последний год приобретены позиционная система «Головастик», пневмокостюм РПК «Атлант», иппо-тренажер, галокамера, интерактивный пол, интерактивный и песочный столы, обновлена сенсорная комната и комната социальной адаптации, физкабинет, оснащен кабинет логопеда, осовременены групповые помещения, появилась коктейльная, разработана и внедрена программа по индивидуальному расчету питания (рис. 7).

Медицинский блок организации оборудован по современным требованиям и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 07 марта 2018 г. № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» (рис. 8).

В 2021 г. внедрена оценка реабилитационного потенциала и диагностика ограничений жизнедеятельности у детей согласно МКФ.

Совместно с Министерством здравоохранения Республики Башкортостан на базе ГКУЗ РДРС внедрен пилотный проект по открытию групп реабилитационного лечения для детей из семей, разработан и утвержден стандарт оказания помощи детям, создана междисциплинарная команда для работы с данной категорией детей (рис. 9).

Главная цель организации — дать ласку, внимание, материнскую заботу маленьким детям. Для этого разра-

150

ботаны и реализованы условия воспитания и развития детей, приближенные к домашним (рис. 10).

За многие годы в доме ребенка сложился стабильный, преданный делу коллектив с высоким чувством долга и любовью к детям. В учреждении добросовестно трудятся около 300 работников, в основном медики и педагоги. Специалисты ГКУЗ РДРС неоднократно становились победителями конкурсов, регулярно представляют учреждение на конференциях, совершенствуют свои знания, внедряя новые технологии и улучшая имидж организации. В 2020 г. стали победителями конкурса Союза педиатров России в номинации «Медицинская организация педиатрического профиля», 2-е место заняли в конкурсе на соискание премии Правительства Республики Башкортостан в области качества. А в 2021 г. приняли участие в конкурсе премии Правительства Российской Федерации в области качества, где успешно прошли все этапы и сертифицированный аудит по стандарту ISO 9001:2015 в международном органе по сертификации. Опытные квалифицированные специалисты успешно решают вопросы не только воспитания, комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и абили-тации, восстановления детско-родительских отношений, устройства в семью детей, но и ранней помощи детям, а также помощи замещающим и кровным семьям.

Благодаря внедрению новых методов медицинской и педагогической реабилитации (абилитации) за 5 лет в Доме ребенка вдвое сократилось общее количество детей-инвалидов, ежегодно увеличивается количество передаваемых на воспитание в семьи.

С целью содействия благополучному устройству воспитанников учреждения, а также недопущения повторных устройств в нашу работу внедрены проекты «Шаг к мечте» — по вопросам адаптации воспитанников в приемной семье; «Дорога домой», «Письмо маме» — способствующие возвращению ребенка в кровную семью; «Мы вместе» — по оказанию социально-психологической поддержки семьи после принятия ребенка; запущен фотопроект «Подарок судьбы».

Много сил, материнской заботы, тепла и ласки отдают сотрудники ГКУЗ РДРС воспитанникам. «Спасая одного ребенка, ты спасешь целое поколение» — девиз учреждения.

ORCID

Р.Р. Кадикова

https://orcid.org/0000-0003-1796-5987

Рис. 9. Зал ЛФК

Fig. 9. Physical therapy hall

Рис. 10. Иппотерапия

Fig. 10. Equine-assisted therapy

и

CN

CN CN О CN

U)

о ос

о

Ш Q.

Ш t£ t£

H CN

CN CN О CN

Р

S

ч

ш

Ш

Р

о

U

и о

Р

с о

Ш

151

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Сиротские учреждения в России. Исторический обзор // Милосердие.ru. — 23.10.2007. [Sirotskie uchrezhdeniya v Rossii. Istoricheskii obzor. Miloserdie.ru. 23.10.2007. (In Russ).] Доступно по: https://www.miloserdie.ru/article/sirotskie-uchrezhdeniya-v-rossii-istoricheskij-obzor. Ссылка активна на 18.04.2022.

2. Устройство детей-сирот в России. Историческая справка // Доброе дело. Благотворительный фонд. [Ustroistvo detei-sirot v Rossii. Istoricheskaya spravka. In: Dobroe delo. Charitable Foundation. (In Russ).] Доступно по: https://delodobroe.ru/content/ articles/detail.php?ID=2487. Ссылка активна на 18.04.2022.

3. Блиев Ю. Такие разные контейнеры... // Медицинская газета — 2013. — № 63. — 23 авг. [Bliev Yu. Takie raznye konteinery... Meditsinskaya gazeta. 2013;63. 23 aug. (In Russ).]

4. Бессчетнова О. Сиротство в России: От призрения к деин-ституционализации // Социологические исследования. — 2011. — № 11. — С. 102-110. [Besschetnova OV. Orphanhood in Russia: from charity to deinstitutionalization. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. 2011;(11):102-110. (In Russ).]

5. Костина Е.Ю. История социальной работы: учебное пособие. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета; 2003. [Kostina EYu. Istoriya sotsial'noi raboty tutorial. Vladivostok: Publishing House of the Far Eastern University; 2003. (In Russ).]

6. Холостова Е.И. Генезис, методологические основы и современная практика социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. — 2016. — № 3. [Kholostova EI. Genesis, methodological framework and contemporary practice of social work. Otechestvennyizhurnal sotsial'noi raboty. 2016;(3). (In Russ).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.