Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 364
Подрезова Т.А.
доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
Уралбаева Р.К.
студентка 3 курса гуманитарного факультета Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА)
В статье раскрыта деятельность основных институтов социальной защиты детей-сирот в дореволюционной России. Автор анализирует основные мероприятия, которые проводили в этом направлении члены императорской фамилии, российское духовенство, специализированные учебно-воспитательные заведения. Подчеркнута актуальность опыта учреждений дореволюционной России для решения проблемы социального сиротства в наши дни.
Ключевые слова: социальное сиротство, воспитание, социальная защита, призрение детей, сиротские дома, духовное и физическое оздоровление.
В преамбуле Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году говорится: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» [4, с. 4]. Исходя из этого, детям необходима повседневная опека взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — социальная защита. В истории человечества постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую и многоуровневую систему социальной защиты детства специальные институты.
В последние годы в России вспомнили о несколько забытых традиционных для русских людей национальных качествах — милосердии, призрении «убогих и сирых». И как завещание Владимира Мономаха дошли до нас его слова: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могущее по силе кормите, снабдите сироту» [5]. Поэтому совершенно напрасно пытаться приспосабливать к российским условиям западную систему воспитания сирот с их более прочной материальной базой. Необходимо чаще обращаться к традиционным российским представлениям о сущности социальной помощи сиротам, различным формам и методам социальной практики, которую осуществляло государство, общественные организации и частные лица в дореволюционной России. История социальных институтов и призрения детей, в нашей стране началась еще в X веке, претерпев с тех пор много изменений в их организации и практической деятельности.
Изучение проблемы призрения детей, исходя из новой (по сравнению с советским периодом) политической и экономической ситуации в России, актуально с точки зрения использования опыта прошлого поколения, чтобы взять оттуда все положительное и попытаться не только материально, но и морально, духовно помочь им. Сейчас, как никогда необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славился русский народ еще в стародавние времена. Каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств для конкретного человека. Изучение исторических фактов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы помощи сиротам из прошлого в настоящее время.
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
В XIX веке социальная защита детства в России начала приобретать все более организованный и массовый характер. Судьбой детей-сирот занималась жена Павла I, императрица Мария Фёдоровна. Она была назначена «начальствовать над воспитательными домами». В поданном докладе императору (декабрь 1797 года) она обращала внимание на состояние в России воспитательных домов и предлагала расширить тактику передачи младенцев из них и в крестьянские семьи [1, с.46].
В XIX веке основными формами социальной защиты несовершеннолетних выступали воспитательные и сиротские дома, в которые кроме незаконнорожденных принимали малолетних арестантских детей и малолетних бродяг.
В Манифесте Александра I (1802 года) об учреждении министерств было предусмотрено предоставление особому попечению императрицы Марии Фёдоровны всех женских учебных заведений. В 1854 году было создано Ведомство учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Всего под покровительством Марии Федоровны к концу ее жизни находилось свыше 50 различных благотворительных и воспитательных заведений, в которых в общей сложности призревались в среднем 91-92 тысячи человек [1, с.46].
До 1881 года работу этих учреждений курировал император Николай I. Он также сыграл важную роль в устройстве большого количества нищих детей, ставших таковыми после эпидемии холеры 1830 -1831 годов. Был издан проект закона 1838 года, предусматривающий открытие особых попечительских комитетов, которые ведали распределением детей-сирот.
В 1834 г. был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола. В существовавших Воспитательных домах были сиротские отделения. В 1844 г. воспитанники мужских отделений Московского Воспитательного дома и Александровского сиротского института были выведены в созданный кадетский корпус. С этого года Московский сиротский институт стал только женским. Выпускницы готовились быть домашними воспитательницами и наставницами [3, с.105].
Традиционно заметный вклад в социальную защиту детства вносило российское духовенство. Священнослужитель Иоанн II Добрый Киевский заслужил у народа титул отца вдов и сирот. Значительную помощь нуждающимся оказывали православные монастыри. Известна, например, деятельность одного из них — Козельской Введенской Оптины Пустынь Калужской епархии и его настоятеля Исаакия. В частности, священники содержали детский приют для сирот на средства монастыря, в котором обеспечивали жильем, лечили, кормили, используя продукты из собственного хозяйства [6].
В начале XIX века стали создаваться частные приюты, благотворительные общества, попечительские советы. Например, в Москве, в Сокольниках купцами Бахрушиными был открыт приют, при котором существовали школа и мастерские для занятий ремеслами. В нем обучались дети бедных вдов.
Вторая половина XIX века — период развития капиталистических отношений, роста городского населения — сопровождалась обострением социальных проблем, усилением социального расслоения, ростом числа обездоленных. Увеличение количества безнадзорных детей, которые рано становились на путь совершения преступлений, способствовало открытию к концу века специализированных учебно-воспитательных заведений, предназначенных для них. Примером может служить «санаторий-школа», основанное в Москве В.П. Кащенко и его помощником С.Н. Крюковым. Его главная идея заключалась в создании для ребенка здоровой среды, способствовавшей его духовному и физическому оздоровлению.
К концу XIX века в России функционировало 161 учреждение для детей-сирот. Более шести тысяч детей находились в них на полном содержании, так же числились более тринадцати тысяч приходящих детей. Позднее стали создаваться детские приюты с целью
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
приютить и организовать первичное обучение детей, остававшихся без присмотра на время работы их родителей, и при приютах стали создаваться сиротские отделения [5].
Таким образом, к концу XIX века детские приюты стали наиболее массовой формой социальной защиты детей-сирот и детей бедных родителей. Их деятельность регламентировалась Положением о детских приютах от 18 мая 1891 года и включала призрение детей, принимаемых на полное иждивение; открытие ремесленных училищ и классов; попечение своих выпускников; предоставление мальчикам льгот по воинской повинности. Число приютов в стране возрастало.
В этот период в России сформировалось несколько ведомств, занимающихся организацией приютов, воспитанием и образованием детей бедных родителей и сирот. Для обеспечения их деятельности организовывались различные акции по сбору пожертвований, распространились билеты лотереи, проводились концерты и спектакли.
Итак, в дореволюционной России возникали и развивались такие формы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как воспитательные дома, детские приюты, детские сады, летние колонии детского отдыха.
На 1 января 1911 года в 438 приютах было 14439 детей дошкольного и раннего школьного возраста. Некоторые приюты принадлежали духовному и военному ведомствам и Министерству внутренних дел. Многие приюты содержались за счёт самоокупаемости и самообеспечения, что требовало постоянного вовлечение детей в производство [2, с.144].
Тысячелетняя история призрения детей-сирот в России осуществлялась по двум направлениям: государственно-общественного и частно-церковного. В XIX веке преобладали государственные учреждения, но в начале XX века стали усиливаться патронат и воспитание детей-сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создаются приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.
Подведём итоги: социальная защита детей-сирот в XIX — начале XX века приобретает все более организованный (создание различных учреждений) и массовый (расширение объектов социальной помощи) характер. Основными субъектами социальной защиты детства выступали государство, земства, представители духовенства, создаётся административная система поддержки, включающая территориальные институты, зарождается и постепенно развивается сеть благотворительных заведений, общественных организаций. Таким образом, социальная защита детей в России к 1917 году имела весомую теоретическую базу и практический опыт.
Литература
1. Поддубная Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
2. Поддубная Т. Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации /Т.Н Поддубная, А.О. Поддубный; научный редактор Р.М. Чумичева.- Ростов н/Д: Феникс, 2005г. — 473 с.
3. Скляр Т. В. Социальная деятельность в делах призрения малолетних детей в России (XVI— XX в.в.) // Вестник Северного федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2008. — №2. — С 103-107.
4. Конвенция о правах ребёнка. — М.: КНОРУС, 2015. — 32 с.
5. Поучение Владимира Мономаха // Биофайл. Научно-методический журнал [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://biofile.ru/his/
6. Рузанова Н. П. Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в общественной жизни России XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М., 2005 г. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http: //cheloveknauka.com
7. Социальная защита детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в дореволюционной России. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.f-mx.ru/sociologiya