Научная статья на тему 'Должностное продвижение и квалификационный рост: намерения и реальность'

Должностное продвижение и квалификационный рост: намерения и реальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Должностное продвижение и квалификационный рост: намерения и реальность»

Что надо сделать, чтобы Вы работали лучше и больше, чем сейчас? (В % к числу ответивших; ноябрь, 1995 г.)

-Варианты ответов

Все ответившие

До 25 лет

Старше 55 лет

56

62

53

Создать нормальные условия труда

28

27

31

Лучше организовать труд

24

22

29

Не задерживать1’ выплату зарплаты

23

20

22

Обеспечить стабильность рабочих мест

20

12

21

Более квалифицированно руководить

10

10

13

Улучшить отношение руководителей к работникам

Создать условия для повышения квалификации, для переобучения

Затруднились с ответом

жи утверждает, что может работать больше и лучше, чем сейчас. Правда, лишь каждый пятый считает, что улучшение работы зависит в-первую очередь от него самого, а в основном это определяется ситуацией на предприятии (30 % ответивших) и в стране (28 % ответивших). , Молодежь утверждает, что качество и количество ее труда определяется многими факторами, независящими от нее; Самые существенные из них приведены в табл. 8. - ■ •

- Судя по ответам, главный фактор, сдерживающий повышение качества и количества труда.—: его низкая оплата. Если же учесть также, что интенсивность и качество фактического труда' зависит от задержек с выплатой зарплаты, то на долю этого фактора (оплаты труда) приходится 79% прироста производительтности труда в среднем, а у молодежи — 82%.

Е.А.ХИБОВСКАЯ

Должностное продвижение И ■ квалификационный рост: намерения и реальность

, В советское время’в промышленности России существовала развитая система профессионального образования и производственного, обучения: Оставив в стороне соображения о недостаточной эффективности этой системы, вспомним, что в самом начале экономических реформ высказывались серьезные опасения по поводу возможного ее краха. Сегодня очевидно, что они не были напрасны: исследования показывают: среди работающего населения России имеется значительный потенциал квалификационного роста — 38% работающих респондентов (35% занятых в производстве) хотели бы повысить свой профессиональный уровень. Однако этому препятствует действующая система профессионального обучения. Лишь 13% работающих россиян (10% занятых в производстве) оценивают деятельность администрации предприятий по обеспечению возможностей квалификационного роста, получения новой специальности на "хорошо" и "отлично". • '

•Ориентации работников на должностной рост, удовлетворенность полученным профессиональным образованием и стремление к повышению квалификации изучались в ходе всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в конце ноября — начале декабря 1995 г. (репрезентативная общероссийская выбора 2500 человек, в том числе около 1300 — работающих). •

Должностное продвижение как фактор жизненного успеха. В числе атрибутов жизненного успеха "высокие должности" россияне ставят на одно из •последних мест. Однако профессиональный статус приобретает более высокую зна-

16 15 13

чимость при оценке типичных характеристик человека-, облегчающих путь к успеху. Так, отвечая на вопрос: "Каким людям в России сегодня легче всего добиться успехов в жизни?!',, 8% опрошенных ответили — "знающим иностранные языки", 10 -— "образованным", 14 — "имеющим высокую профессиональную квалификацию" и 46%

— "имеющим преуспевающих или занимающих высокие посты родственников". Высокий профессионально-должностной статус расценивается не в качестве. самостоятельной жизненной ' ценности (как таковая эта позиция была названа лишь 4% опрошенных), а* скорее, чисто инструментально, как средство обретения других . жизненных благ,-таких, как "материальный достаток" (61%), "семейное благополучие" (58), "хорошее здоровье" (46%) и т.п. По результатам опроса, только каждый десятый из числа работающих респондентов рассчитывает в ближайшем будущем на продвижение в должности. Сама по себе эта цифра не вызывает тревоги. Проблема состоит в расхождении профессиональных планов работников и возможностей их реализации. „ -

Продвижения по работе ожидают в равной мере и женщины, и мужчины (по 10%), в гораздо большей степени молодежь (до 25 лет — 18), чем работники старшей возрастной группы (40—54 года — 7), высокообразованные — вдвое чаще (15), чем нйзкообразованные (7), в Москве и,Санкт-Петербурге — в 1,8 раза чаще (16), чем в малых городах (9) и в 2,7 раза чаще, чем в селах (6%). Подавляющее большинство ‘ неквалифицированных рабочих в городах (91%), а также квалифицированных (87) и неквалифицированных (97%) рабочих в селах не предполагают какого-либо изменения своего профессионального статуса. Нехарактерны ожидания дальнейшего должностного продвижения и для руководителей высшего звена управления — здесь, видимо, ясно сознание достигнутого "потолка возможного роста". В.прочих профессионально-должностных группах эти показатели близки к средним значениям.

Не отмечается существенных различий в ожиданиях должностного роста в зависимости от сектора экономики: ориентированы на карьеру примерно по 10% работников государственных предприятий и негосударственного сектора, как собственников капитала, так и занятых, по найму*. Эти эспектации в большей степени характерны для работников торговли и сферы услуг (13%), чем занятых в промышленности, строительстве и .сельском хозяйстве (6—8%). Более высокий потенциал вертикальной мобильности отличается и среди работников малых и небольших предприятий, на которых заняты-от 20 до 200 человек (14%).

* Интересно отметить, что из числа попавших в выборку девяти работников предприятий с участием иностранного капи-

- тала, четверо ожидают повышения по службе.

Где Вы получили основную профессиональную подготовку по профессии, по которой сейчас работаете? (В % к числу работающих респондентов; сумма ответов превышает 100%, поскольку респондент мог дать несколько ответов.)

Образование Получили основную профессиональную подготовку...

в средней школе в ПТУ' . в техникуме. . в вузе в аспирантуре, магистратуре на специальных курсах на рабочем месте

Высшее и незаконченное высшее 4 70 4. " ’ 14 . 37

Среднее и среднее специальное 3 18 33 18 . ■ 44

Ниже среднего . 4 17 - - 16 66

Вместе с тем половина респондентов, рассчитывающих на продвижение, согласны на простое повышение оклада (ставки) без изменения профессионального статуса, но более' 1 /з опрошенных (36%) ожидают перевода на более высокую должность (либо следующий разряд) и около 10% — перейти на руководящую работу.

Удовлетворенность профессиональным образованием.' Результаты опроса позволяют косвенным образом оценить эффективность действующих институтов профессионального образования (табл. 1).

Данные, приведенные в табл. 1, отражают достаточно высокую корреляцию формального уровня образования респондентов с источниками приобретения профессиональных знаний и навыков. Так, 74% респондентов с высшим й незаконченным высшим образованием ^указали на то, .что профессиональную подготовку, необходимую им для нынешней работы, они получили в вузе (аспирантуре, магистратуре^ а 72% лиц со средним и средним специальным образованием обрели необходимые профессиональные умения в ПТУ .-техникуме; средней школе и на специальных курсах. Люди,-не прошедшие обучения в системе учреждений профессионального образования (либо не получившие соответствующих квалификационных свидетельств) в большин-

Высшее и Среднее и Ниже

незаконченное . среднее среднего

высшее ' специальное

'Образование

|.вгюлне удовлетворен | скорее, удовлетворен

| скорее, неудовлетворен | совершенно неудовлетворен | затруднились с ответом

стве случаев (ЬЬ%) проходят подготовку непосредственно на рабочем месте. В то же время среди лиц, окончивших профессиональные учебные заведения, довольно много тех, которые считают, что фактически они были подготовлены к выполнению профессиональных обязанностей на рабочей месте (37 и 44%, табл. 1). '

В ходе обследования обнаружился достаточно высокий уровень удовлетворенности работающего населения качеством полученной профессиональной подготовки: 72% опрошенных выразили ту или иную степень удовлетворенности, 16%— неудовлетворены и 12%'—затруднились с ответом. Отметим, что общие оценки удовлетворенности'образованием, которые удалось получить, высказанные всеми респондентами (как работающими, так и неработающими), оказались заметно ниже: 51% — удовлетворены, 38 — неудовлетворены и 12% — затруднились с ответом. Вариации общих оценок образования и качества профессиональной подготовки в зависимости от образовательного уровня респондентов представлены на рис. 1 и 2.

::45

::38

45

::47

56-

29

] вполне удовлетворен ] скорее, удовлетворен

Специальные Рабочее ' курсы место

| скорее, неудовлетворён | совершенно неудовлетворен ^затруднились с ответом

Рис. 1. Удовлетворены ли Вы тем образованием, которое получили или получаете? (В % к числу опрошенных.)

Рис. 2. Удовлетворены ли Вы качеством профессиональной подготовки, которую получили? (В % к числу опрошенного работающего населения.)

Соответствует ли Ваша квалификация требованиям выполняемой работы? (В % к числу работающих респондентов.)

. Уровень квалификации Квалификация выше, чем ' требуется для работы Квалификация соответствует требованиям работы Квалификация ниже, чем требуется для работы Д Затруднились с ответом

Высокая . 23 76 . . .. 1

. Средняя 8 77 7 8

Низкая 15 53 12 20

Все опрошенные 13 - 71 . 5 ■ 11 .

Есть ли у Вас желание повысить свою квалификацию? (В '

Таблица 3 к числу работающих респондентов.)

Группы респондентов • Да Нет Затруднились с ответом

Квалификация выше, чем требуется для работы 35 60 6

Квалификация соответствует требованиям работы 38 49 13

| Квалификация ниже, чем требуется для, работы 61 ’.34 5

Все опрошенные ' 38 49 12

Степень своей удовлетворенности полученным образованием находится в прямой зависимости от образовательного уровня людей. Чем больше число лет обучения, тем выше доля "удовлетворенных" в группе (см. рис. 1). Однако эта зависимость воспроизводится "с точностью до наоборот", когда выносятся оценки своей профессиональной подготовки: чем выше уровень образования, тем ниже доля "удовлетворенных" им (см. рис. 2). Так, довольны полученным образованием 69% лиц с высшим или незаконченным высшим образованием, со средним и средним специальным — 54%, а среди респондентов, имеющих лишь несколько классов обучения — всего 40% В то же время выразили удовлетворенность полученным профессиональным образованием среди выпускников ПТУ — 87%, техникумов — 83%;и вузов — только 77%. Такая разница оценок вызвана тем, что в первом случае удовлетворенность респондентов связана с престижем полученного образования. Во втором случае оценивается уже качество профессиональной подготовки, ее соответствие профессиональным обязанностям работников. Запросы высокообразованных респондентов оказываются выше, чем у других групп, и, соответственно, степень их удовлетворенности падает. Однако самый низкий уровень удовлетворенности профессиональной подготовкой (64%) зафиксирован в группе респондентов, прошедших профессиональное обучение на рабочем месте.

Наибольшую удовлетворенность профессиональной подготовкой ("вполне удовлетворены"), в среднем — 39%,. выразили квалифицированные рабочие сельского хозяйства (53%), квалифицированные рабочие городов (47), занятые в государстаенных акционерных обществах'(47), жители Москвы и Санкт-Петербурга (47%). Крайнюю неудовлетворенность ("совершенно неудовлетворены" .— 10% при 4% в среднем) продемонстрировали молодые работники до 25 лет, оценивающие качество, своей профессиональной подготовки как бы "изнутри", поскольку они либо все еще включены в эту систему, либо выбыли из нее совсем недавно, а также неквалифицированные рабочие села —

Оценки уровня квалификации и стремление к квалификационному росту. Уровень, квалификации в рамках имеющейся профессии и специальности респонденты оценивали "по своему усмотрению!', (в анкете не было, предложено никаких "подсказок" .— индикаторов этого уровня). 23% опрощенных оценили свою квалификацию как "высокую", 56 — как "среднюю!! и 8%.—.как "низкую" (13% за-г труднилйсь с ответом). При этом 71% опрошенных счита-

ют, что их квалификация соответствует требованиям выполняемой работы, 5 — квалификация ниже требуемой, 13 — их квалификационный потенциал недоиспользуется и 11% — затруднились с.ответом. Среди "высококвалифицированных" (по самооценкам) 23% считают, что их квалификация выше, чем требуется для работы, и 77% — соответствует работе., В группе "среднеквалифицированных" несколько выше удельный вес тех, кто.нуждается в повышении квалификации или говорит о недоиспользовании своих навыков (табл. 2). Наименьшая степень соответствия трудовых обязанностей и квалификации работников отмечается в группе "низкоквалифицированных". Среди них только 52% говорят о соответствии, 12% нуждаются, в обучении и 15% считают, что их работа не требует даже тех умений, которыми они располагают.

Работающее население отличается выраженным стремлением к профессиональному росту: 38% в среднем по совокупности опрошенных ориентированы на повышение квалифиг&ции. Причем- в группе респондентов, оценивающих свой квалификационный уровень как недостаточный для выполнения трудовых обязанностей, этот показатель достигает 61%. И даже среди тех, у кого квалификационный потенциал недоиспользуется, 35% желают совершенствовать знания и навыки. ■,

Стремление повысить квалификацию обнаруживается скорее у женщин (42%), чем у мужчин (35), у молодежи до 25 лет (61), у людей с высшим или незаконченным высшим образованием (54), жителей Москвы и Санкт-Петербурга (48), у лиц, не имеющих постоянной работы по найму, (занятых по контрактам, трудовым соглашениям) (47), специалистов (5.7), руководителей предприятий (50); работников частных предприятий (принадлежащих одному лицу или группе лиц) (47%).

Группе респондентов, ориентированных на повышение квалификации (их оказалось >в выборке 512. человек), были предложены вопросы: "Хотели бы они пройти переподготовку на своем предприятии, либо в специальных образовательных учреждениях?" и. "Что препятствует осуществлению их намерений?"

Переподготовка и повышение квалификации за предел лами своего предприятия кажутся более предпочтительными для работников: 44% опрошенных отдали свои голоса'обучению в специальных учебных заведениях и на курсах. Примерно каждый шестой рёспондент (17%) же? лает повысить квалификацию (или освоить новую:специ-альность) на своем предприятии; для 1/з опрошенных

§§§ я занимаюсь повышением квалификации 1Ш негде повышать I I другие причины

И нет необходимости для работы [Щ] администрация не создает условий ' Н затрудняюсь ответить

Рис. 3. Если желание повысить квалификацию есть, но Вы ее все же не повышаете, то что Вам мешает? (В % к числу опрошенных, ориентированных на квалификационный рост; .сумма ответов превышает 100%, поскольку респондент мог выбрать несколько вариантов ответов.)

форма обучения не имеет значения. Исключение из общего правила составляют мнения работников предприятий-гигантов (с численностью занятых свыше 1000 человек). В этой группе намерения совершенствовать профессиональное мастерство, не покидая своего предприятия, звучали в 4 раза чаще (36%), чем в группе занятых на малых предприятиях (до 20 человек, 10%). Это свидетельствует о том, что внутренняя "обучающая среда" разрушена не повсеместно и обучение на производстве сохранило привлекательность для более чем 1/з работников крупной промышленности, ориентированныхчна профессионально-квалификационный рост.

Однако, в сравнении с внушительной массой продекларировавших свое желание повысить квалификацию; число тех, кто фактически'совершенствует свою профессиональную подготовку, кажется весьма малым: около 15% от тех, кто выразил такое желание, или 5% от общей численности работающего населения. Чем же объясняются столь низкие показатели включенности занятых в систему профессионального образования?

В большинстве случаев люди, не склонны винить в этом'самих себя. Причины, которые они называют при этом, в основном "объективной" природы и не зависят, от самих работников: "нет. соответствующих . учебных учреждений" (26%); "этого не требует сама работа" (16%); ссылаются на препятствия со стороны администрации предприятий (15%). В числе прочих факторов опрошенные называют "семейные обстоятельства" (17%), "плохое здоровье", : "возраст", "память" (4%) и "отсутствие силы воли" (4%).

Различия в оценках причин нереализованное™' намерений квалификационного роста в разрезе секторов экономики представлены на рис. 3. Из этих данных можно сделать, по крайней мере, три вывода: 1) более высокий, уровень реализации намерений характерен для собственников негосударственного сектора.(19%); 2) собственники в наименьшей степени склонны считать, что их профессия не требует совершенствования профессиональных навыков (8%); 3) занятые по найму в негосударственном секторе чаще, чем в среднем, указывают на ограничения возможностей квалификационного роста, связанных с препятствием со стороны администрации (22%): . : ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценки деятельности руководства предприятий в области повышения качества рабочей силы. Негативные оценки действий (или бездействия) администрации преобладают над позитивными: работники вдвое чаще оценивают.усилия руководства по обеспечению квалификационного роста (переподготовки) своих работников как "плохую" и "очень плохую", чем как "хорошую" и "отличную", причем в группе квалифицированных рабочих (и в городе, и в селе) негативные суждения высказываются в 4 раза чаще, чем позитивные. Единственное исключение составляют мнения самой администрации. В группе руководителей высшего звена только 18% поставили себе "единицу" и "двойку", а 27% оценили свою работу на "хорошо" и "отлично". Особенно неблагополучная картина сложилась в сельском хозяйстве (43% негативных оце^ нок). ' - <

Мнения занятых по найму в негосударственном секторе еще раз подтверждают то, что работники этой группы в наибольшей степени ощущают препятствия на пути к повышению квалификаций со стороны администрации (пусть даже просто в форме бездействия): 40% (29% в среднем) оценили деятельность администрации, в этой области как "плохую" и "очень плохую"..

На вопрос: "Как Вы считаете, возможности получения новой специальности, повышения квалификации выше на предприятиях с какой формой собственности?" половина опрошенных (работников) затруднились ответить. Большинство ответивших отдали свои голоса госпредприятиям (21%); с небольшим отрывом за этим следуют инофирмы и совместные предприятия (15%),. затем — частные российские (9%) и замыкают ряд приватизированные предприятия (2%). -Распределение мнений работников чисто государственных предприятий не отклоняется от средних данньгх, чего нельзя сказать об ответах занятых в частном секторе (рис. 4). Последние (несмотря на отмеченное выше недовольство действиями администрации) более высоко оценивают имеющийся в этом плане потенциал частных предприятий. '. .

Итак, кризисная ситуация, сложившаяся в производственном секторе экономики,.вытеснила на второй план все вопросы, связанные с качественными характеристиками рабочей силы. Опыт промышленно развитых стран доказывает эффективность развития на предприятиях гибкого и дина-

Новая специальность

20

, Повышение квалификации,

Г осударст'венное

18

Приватизированное

Частное

• 20

15

Иностранное, совместное

10

55 Затруднились с ответом 51

Рис. 4. Как Вы считаете, возможности получения новой специальности, повышения квалификации выше на предприятиях с какой формой собственности? (В % к числу опрошенного работающего населения.)

мйчного "внутреннего рынка труда", обеспечивающей системой которого является ориентированная на человеческий ресурс так называемая "обучающая среда". Уделом сегодняшнего дня является, увы, не преумножение, а лишь забота о сохранении имеющегося человеческого капитала/ Придерживая до лучших времен квалифицированные кадры, директора российских предприятий сознают, что профессионально-квалификационный потенциал является тем бесценным экономическим ресурсом, который будет востребован в числе важнейших инструментов экономического роста- на этапе-оживления и выхода из кризиса.- : -

М.Д.КРАСИЛЬНИКОВЛ

Оценка результатов экономических преобразований в России: сравнение трех регионов 1

Прошло уже несколько лет, в течение которых жители России жили и работали в условиях перехода к рыночной экономике. Как показывают данные мониторинга, отношение населения к ходу и результатам экономических преобразований в России стало более "сдержанным, все чаще преобладают мнения "раньше лучше было"*. Многие исследователи объясняют это падением уровня жизни большинства населения страны. Это же обстоятельство является главным и в толковании причин политического реванша коммунистов.

Задачей данной статьи является анализ восприятия населением России хода экономических реформ и отношения к рыночным принципам экономики на примере трех областей России (Ленинградская, включая г. С.-Петербург, Красноярский край и Воронежская область**), существенно различающихся как по своему экономическому положению (табл. 1), так и по политическим ориентациям (табл. 2); различен и социально-демографический состав населения этих областей (табл. 3).

* См.: Седое Л.А. Перемены в стране и отношение к переменам // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 1; Хахулина Л.А., Головачев Б.В. Пять лет экономических реформ: изменения в оценках и мнениях населения // Там же. 1995. № 2. •

** Опрос; проходил в конце декабря 1995 г. — начале января 1996 г. по выборке, репрезентирующей мнение взрослого городского и сельского населения этих регионов. В каждом регионе были опрощены по 1000 респондентов. Исследование проводится по заказу Университета-г. Гренобля (Фрашдая) и при поддержке фонда ЩТАЗ/РИОМЕТЕЕ.

Таблица 1

Некоторые показатели экономического положения ре-гионов (в %; по данным Госкомстата РФ; ноябрь, 1995 г.)

Показатели Воронежская область Красноярский край Ленинградская область |

1. Соотношение денежных доходов, к среднему по России уровню .60 102 103

2. Соотношение стоимости 19 продуктов питания к среднему уровню по России 78 117 ' - 99.

.3. Соотношение, денежных доходов с учетом стоимости 19 продуктов питания (1:2)** 0,77 0,87 1,04

4. Темпы роста промышленного производства (1995 г. к 1994 г.) 95 Ю6 00 •Сь.

5.'Численность безработных** (на 1000 человек в возрасте старше 18— 55 лет) .18 ,26 ' . - . 26 . I

• Данные только,по С.-Петербургу; напомним, однако, что ,в нем проживают 67% взрослого населения области.

** Расчеты автора.'’ “ - 5 ' ’

° ■ - Таблица 2

Результаты голосования на выборах 17 декабря 1995 г..(В % к числу, пришедших на выборы; по данным Центризбиркома.)

1 Партии, блоки, движения Воронежская область ■ Красноярский край С.-Петербург

“Яблоко" . 4,5 7,0. , ' _ .16,2

Демократический'выбор России 1,9 2,9 Г 12,5

"Наш дом — Россия” 7,0 9,3 12,9

"Конгресс русских.общин" ' - 6,0 , 5,6 5,2

КПРФ • - • 27,3 .19,2 13,4..

"Коммунисты — Трудовая Ро'ссия" 5,8 ■ 4,5 3,8

"Держава" 3,1 5,4 1,1 '

ЛДПР 147 12,8 3,5 - .

Участие в выборах (% от числа избирателей) ■ "66,9 - ■ 63,6 ’ 59,8 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.