УДК 342.541
Р. В. Федосеев
Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия,
e-mail: [email protected]
ДОЛЖНОСТИ, ЗАМЕЩАЕМЫЕ ПОСРЕДСТВОМ ДВОРЯНСКИХ ВЫБОРОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII - XIX ВЕКОВ
Дворянство, освобожденное от обязательной службы и получившее право создавать органы сословного самоуправления начиная с конца XVIII века начинает активно внедряться в систему губернского управления и местного самоуправления. Возможность самостоятельного формирования своих корпораций, помноженная на право избирать из своей среды должностных лиц судебно-административных органов губернского и уездного уровней привело к тому, что высшее сословие могло с успехом отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с губернской и даже центральной властью. При этом избираемые дворянством должностные лица самих дворянских обществ были наделены, прежде всего, организационными полномочиями, связанными с обеспечением проведения дворянских выборов и избрания на них чиновников в разнообразные государственные учреждения. В результате анализа основных нормативных актов, регулировавших деятельность дворянских обществ, автор пришел к выводу, что предоставленная дворянским обществам возможность самостоятельно формировать свои сословные органы путем избрания дворянами из дворян различных должностных лиц, причем как в органы внутрисословного управления, так и на различные административные и судебные должности, имела большое значение в деле развития как дворянского сословного самоуправления, так и губернского управления вообще.
Ключевые слова: должностное лицо, Предводитель дворянства, дворянское Собрание, высшее сословие, депутатское собрание, дворянские выборы, дворянская опека, заседатель.
R. V. Fedoseev
The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,
POSITIONS REPLACED BY MEANS NOBLE ELECTION
BY LEGISLATION SECOND HALF OF THE XVIII - XIX CENTURIES
Starting from the end of the 18th century, the nobility, freed from compulsory service and given the right to create bodies of estate self-government, is actively introducing itself into the system of provincial government and local self-
government. The possibility of independent formation of their own corporations, multiplied by the right to elect officials from the judicial and administrative bodies of the provincial and district levels from their midst, has led to the fact that the upper class could successfully defend its interests in relations with the provincial and even central authorities. At the same time, officials of the noble societies themselves elected by the nobility were endowed, first of all, with organizational powers related to ensuring the holding of noble elections and the election of officials to various state institutions. As a result of the analysis of the main normative acts regulating the activities of noble societies, the author came to the conclusion that the opportunity given to the noble societies to independently form their estate bodies by electing various officials from the nobles, both to the bodies of the inter-state administration and to various administrative and judicial position, was of great importance in the development of both the noble estate self-government and the provincial administration in general.
Key words: official, leader of the nobility, noble assembly, upper class, deputy assembly, noble elections, noble custody, assessor.
Введение
Начиная со второй половины XVIII века выборы дворянами из дворян различных должностных лиц имели огромное значение в деле развития как дворянского сословного самоуправления, так и губернского управления вообще. Избирая из дворянской среды чиновников на различные судебные и административные должности дворянские общества могли непосредственно влиять на губернскую власть, а путем избрания губернского и уездного Предводителей дворянства, дворянских Депутатов, секретаря дворянства, заседателей дворянской Опеки удовлетворялись потребности самого высшего сословия.
Методы
Решение поставленных исследовательских задач потребовало привлечение комплекса методов исторической и юридической науки. В процессе исследования применялись такие методы, как сравнительно-исторический, системный, историко-правовой, структурный подход и комплексный анализ.
Результаты и обуждение
Первые дворянские выборы прошли в 1766 г. когда Екатерина II в целях избрания депутатов в законосовещательную Комиссию «для сочинения проекта нового Уложения» издала указ [12], в соответствии с которым от каждого уезда, «где есть дворянство» должен был быть направлен один депутат, при этом выборы данного депутата предполагали созыв дворянской организации под председательством предводителя дворянства, который избирался сроком на два года [12, ст. 11].
В 1775 г. Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи закрепили право дворян собираться поуездно во главе со своим Предводителем
и избирать из своего состава должностных лиц в административные и судебные учреждения [15, с. 421]. Так, в соответствии со ст. 65 десять заседателей Верхнего земского суда и два дворянских заседателя Совестного суда раз в три года избирались дворянством тех уездов, на которые распространялась деятельность этих судов, после чего они утверждались губернатором, при этом в ст. 166 уточняется, что что выбор делается из дворян «на местах живущих, или из тех, кои в дворянском списке той губернии написаны, но не отлучены по службе и должностям». Также с утверждения губернатора каждые три года дворянство избирало уездного или окружного судью и земского исправника, а равно заседателей уездного суда и дворянских заседателей Нижнего земского суда, что было установлено ст. 66-67 рассматриваемого акта [16, ст. 65-67, 166].
Кроме того, уездный судья и его заседатели одновременно с исполнением полномочий в рамках своих должностей в уездном суде, заседали и в дворянской опеке - органе, осуществлявшем попечительство в отношении дворянских вдов и малолетних, где председательствовал уездный дворянский Предводитель [16, ст. 210].
Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства 1785 г. окончательно зафиксировала право дворянства «собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество» [3, ст. 37]. В соответствии со ст. 38 Грамоты дворянство имело право собираться в губернии каждые три года в зимнее время по созыву и с разрешения губернатора для проведения выборов должностных лиц, а также для заслушивания предложений губернатора. По ст. 39 губернским дворянским Собраниям была предоставлена возможность избрания губернского Предводителя. Для этого Собрание один раз в три года должно было представить две кандидатуры из числа уездных Предводителей на рассмотрение губернатору, который, в свою очередь, назначал одного из них на должность губернского Предводителя дворянства. В 41, 42 и 43 статьях Грамоты подтверждалось установленное Учреждениями для управления губерний Всероссийской Империи 1775 г. право дворянского общества избирать заседателей Верхнего Земского суда, Совестного суда, Уездного суда, Нижнего Земского суда, Уездного или окружного судьи и Земского исправника или Капитана [3, ст. 38, 39, 41-43]. Кроме того, Грамота закрепила за дворянскими обществами право избирать своего собственного Секретаря [3, ст. 53]. А в силу того, что к полномочиям дворянских Собраний были отнесены вопросы составления дворянской родословной книги, дворянство каждого уезда раз в три года должно было выбрать по одному депутату, которые вместе с губернским Предводителем дворянства контролировали правильность ее составления и внесения в нее изменений [3, ст. 66, 67].
В то же время Грамота установила и определенные ограничения в отношении прав дворян на участие в выборах и на избрание в должности. Так, Собранию дворянства запрещалось избирать, на подлежащие замещению посредством дворянских выборов должности, дворянина у которого «доход с
деревень ниже 100 рублей» и который моложе 25 лет, а также «который вовсе не служил, или быв в службе до Обер-Офицерского чина не дошел». Упомянутые лица могли присутствовать при проведении Собрания, но права голоса не имели [3, ст. 49, 62-64].
Таким образом, Грамота на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству подтвердила и закрепила права дворян на формирования губернских и уездных дворянских обществ, а равно проведения ими выборов должностных лиц различного уровня. В то же время, в период правления Павла I многие права, предоставленные Грамотой дворянству, были ограничены. Так, указом от 14 октября 1799 г. «В отвращение неудобностей, встречающихся в выборах и определении чиновников» выборы, проводимые дворянами из дворян, стали проводится не в губернских, а в уездных городах в присутствии губернатора, или вице-губернатора, или губернского Предводителя дворянства [5]. Впрочем, Александр I придя к власти действие Грамоты на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству полностью восстановил, подтвердив полученное ранее дворянством право избирать различного уровня должностных лиц [4].
Более детально рассматриваемый вопрос был урегулирован манифестом Николая I «О порядке Дворянских Собраний, выборов и службы в них» 1831 г. [8]. Принятие данного закона было обусловлено необходимостью систематизации накопившихся к этому моменту целого ряда нормативных актов регулировавших данную сферу.
Манифест детализировал порядок проведения выборов в судебные и административно-полицейские инстанции и на различные должности в самих дворянских обществах, порядок их замещения, поощрения и гарантий деятельности. И хотя к предметам ведения губернских Собраний относился довольно широкий спектр вопросов, как непосредственно связанных с деятельностью самих дворянских корпораций, так и относящийся к повседневной жизни всей губернии, наиболее важным вопросом, имевшим общегосударственное значение, продолжал оставаться вопрос о выборах из своей среды «достойнейших чиновников для служения в разных законом определенных должностях» [1, с. 55]. Согласно данному акту дворянство избирало: председателей палат уголовного и гражданского суда, совестных судей, почетных попечителей гимназий, заседателей палат и областных судов, заседателей совестного суда. Из которых один являлся одновременно членом приказа общественного призрения, члена комиссии народного продовольствия, уездного судью, земского исправника, заседателей уездного суда, заседателей земского суда. Кроме того, дворянское общество избирало должностных лиц и служащих собственной сословной организации: губернского и уездных Предводителей дворянства; депутатов дворянского Собрания; секретаря дворянского Собрания; заседателей в дворянские опеки [8, прил. А]. Данные должностные лица формально не подчинялись губернской администрации и содержались за счет дворянской корпорации, чьи интересы представляли.
При этом, наиболее важной должностью, замещаемой посредством дворянских выборов, являлась должность Предводителя дворянства, который выступал в качестве исполнительно-распорядительного должностного лица дворянского общества, обладая важными организационными полномочиями по проведению выборов должностных лиц, как самих дворянских обществ, так и губернских административно-судебных инстанций. Манифест 1831 г. довольно детально урегулировал вопросы, связанные с порядком проведения выборов в должности уездных и губернских Предводителей дворянства, их поощрения и гарантий деятельности.
Так, в соответствии с § 84 на должность уездного Предводителя не могли претендовать дворяне, не имевшие классного чина на действительно военной либо на гражданской службе, не имевшие прав на участие в дворянских выборах, а по § 21 правом на участие в дворянских выборах обладали потомственные дворяне, имевшие в собственности не менее чем 100 душ крестьян мужского пола и не менее чем 3000 дес. земли в одной губернии.
Губернским Предводителем согласно § 90 мог быть избран либо ранее уже занимавший пост Предводителя или судьи Совестного Суда, а равно действующие уездные Предводители или занимавшие этот пост в предыдущее трехлетие дворяне соответствующей губернии. При этом судья Совестного Суда мог баллотироваться на этот пост, если он имел право участвовать в работе дворянских собраний и избираться на должности, замещавшиеся представителями дворянских обществ. На должность губернского Предводителя избиралось два кандидата, которые через губернатора и Министерство внутренних дел представлялись на утверждение «Императорского Величества» [8, § 90-91].
Из общего ряда уездных Предводителей выделялся уездный Предводитель губернского города, так как в его обязанности входило замещение должности губернского Предводителя до утверждения в ней Императором одной из двух представленных кандидатур [8, § 91, 109].
И уездный и губернские Предводители имели определенные гарантии деятельности, так уездные Предводители, исполняя свои полномочия, за исключением тех из них, которые были связаны с дворянской Опекой, освобождались от штрафов, они могли быть подвергнуты замечаниям, выговорам и осуждены только с разрешения Правительствующего Сената. Губернский Предводитель мог быть осужден только с «Высочайшего разрешения» и только Правительствующим Сенатом [8, § 142-143].
В целом и на Предводителей дворянства возлагалась обязанность заниматься «попечением о пользах дворянства и охранением в сословии благоустройства и порядка». Помимо этого, на Предводителей были возложены самые разнообразные административные обязанности, в частности они представляли дворянские общества во взаимоотношениях с губернской администрацией и правительством, предавали правительству прошения дворянства «о нуждах и пользах» сословия, открывали с разрешения
губернатора дворянские Собрания и закрывали их, председательствовали на них и следили за порядком, составляли списки дворян, имевших право участвовать в дворянских выборах являлись председательствующими при проведении дворянских выборов, следили за правилами их проведения, приводили избранных должностных лиц к присяге, принимали участие в составлении дворянской родословной книги, хранили и заведовали суммами дворянских «складок», собирали сведения о поведении, образе жизни и состоянии дворян, выдавали им требуемые свидетельства, участвовали в принятии решений о наложении дворянских опек за «безмерную и разорительную роскошь», «за отступление дворянина от Православия», собирали сведения о вновь рожденных дворянских детях, уведомляли дворянские Опеки и сиротах и целый ряд других [1, с. 139-140].
Должность губернского и уездного Предводителя дворянства предполагала нахождение на государственной службе с присвоением определенного чина. Как уже было отмечено Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи 1775 г. предусматривали, что должность уездного Предводителя дворянства могла быть занимаема дворянином, имеющим «за уряд чин» VII класса (Надворный советник) [15, ст. 50]. В связи с тем, что Жалованная грамота данный вопрос не урегулировала в 1818 г. был принят специальный акт, в котором определено, что губернский предводитель дворянства «считается в 5 классе за уряд, пока в сей должности пребывает» [11]. Манифест 1831 г. установил, что должность губернского Предводителя предусматривает присвоение 4 класса (Действительный статский советник), а должность уездного - 6 (Коллежский советник) [10, прил. к § 80]. Наконец, в 1878 г. должность уездного Предводителя была повышена до 5 класса (Статский советник) [9].
Как уже было отмечено выше Грамота на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству 1 785 г. в ст. 53 зафиксировала право дворян избирать секретаря дворянского Собрания, который, как и Предводитель дворянства, замещал свою должность в течении трех лет и отвечал за делопроизводство [3].
У предводителей дворянства имелась канцелярия, состоявшая из «письмоводителя», которому полагался 12 класс государственной службы и двух канцелярских служителей. На должностных лиц канцелярии распространялись общие правила государственной службы, но содержались они, как и канцелярия вообще, за счет дворянского общества. Предводителям разрешалось иметь и большее количество чиновников, но они государственными служащими уже не являлись [6, ст. 35].
Еще одним органом дворянского общества, осуществлявшим свою деятельность в период между дворянскими Собраниями, являлось дворянское депутатское собрание. Изначально Жалованная грамота 1785 г. предусмотрела избрание дворянством каждого уезда каждые три года по одному депутату, которые вместе с губернским Предводителем дворянства занимались ведением
дворянской родословной книги, рассматривали доказательства, необходимые для внесения того или иного рода в родословную книгу, вносили в нее изменения и дополнения, выдавали грамоты о внесении дворянских родов в родословную книгу, а также свидетельств о дворянстве [3, ст. 66, 67, 85]. В последствии на депутатское собрание были распространены полномочия по участию в принятии решений о наложении опек на имения дворян «за безмерную и разорительную роскошь» и по составлению формулярных списков чиновников, служащих по выборам дворянства [1, с. 126]. При рассмотрении доказательств «благородного достоинства» решения принимались большинством в 2/3 голосов [2, ст. 85]. При этом дворянские собрания собирались лишь по мере необходимости в случае если какое-либо дело требовало коллегиального обсуждения и на основании решения губернского Предводителя дворянства [7, ст. 3].
Так же выборным органом дворянской корпорации являлось собрание предводителей и депутатов дворянства, которое по своему составу было близко к дворянскому депутатскому собранию, но в отличие от последнего включало в себя еще и уездных Предводителей дворянства, поэтому отождествлять эти органы, на наш взгляд, будет ошибкой. Впервые этот орган упоминается в Манифесте 1831 г., в соответствии с § 56 которого собрание это проходило за месяц до обыкновенного губернского дворянского Собрания и предваряло его открытие. В целом, в его состав входили Предводители дворянства всех уездов соответствующей губернии, все депутаты от дворянства и губернский Предводитель дворянства, который был председательствующим в нем. Помимо субъектного состава отличались и его полномочия, так главным вопросом, разрешаемым этим органом, являлось рассмотрение и принятие окончательного решения о том, кто именно из потомственных дворян губернии мог принимать участие в работе дворянского Собрания с правом голоса непосредственно или через уполномоченных, кто мог принимать участие в решении других вопросов и кого могли только избирать. Кроме того, собрание предводителей и депутатов дворянства рассматривало «отзывы» от дворян, которые по каким-либо причинам не могли явиться на него [8, § 56-57].
Наконец, последним органом формируемым дворянством посредством выборов являлась дворянская опека. Данный орган дворянского сословного самоуправления был образован «Учреждениями для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. при каждом Верхнем земском суде для «дворянских вдов и малолетних» [16, ст. 209]. Заседателями дворянской опеки являлись уездный судья и его заседатели, которые, как было показано выше, избирались дворянскими Собраниями, председательствовал в ней уездный Предводитель дворянства [13, с. 23].
Начиная с 1839 г. дворянские общества получили право избирать посредников для полюбовного специального размежевания земель. В выборах могли участвовать все дворяне, владевшие поземельной собственностью, даже те, кто по общим правилам о дворянских выборах не имел права
избирательного голоса. На один уезд избиралось от одного до трех посредников и столько же кандидатов для их замещения, на «случай болезни или отсутствия их по другим непредвиденным обстоятельствам». Их число зависело от количества земельной собственности и особенностей ее структуры [2, ст. 2]. Изначально срок полномочий посредников не был установлен, лишь в 1857 г. было указано, что «посредники по полюбовному специальному межеванию, впредь до его окончания, избираются дворянскими Собраниями через каждые три года» [10], по сути, как и все остальные должностные лица, избираемые дворянством.
После создания в 1885 г. Государственного Дворянского земельного банка дворянские Собрания стали избирали также «двух членов от дворянства», которые принимали участие в обсуждении и решении дел, касавшихся губернии, от которой они были избраны. Одновременно с выбором этих должностных лиц избиралось такое же количество «кандидатов к ним». Срок их полномочий составлял, классические для должностных лиц, избираемых дворянством, три года [14, ст. 12, прим. 2].
Заключение
В целом, дворянство имело право избирать значительную часть должностных лиц, как в своей собственной корпорации, так и в многочисленных государственных структурах. Даже несмотря на то, что на протяжении ХУШ - XIX вв. конфигурация выборных от дворянства должностных лиц видоизменялась, вплоть до ликвидации сословного строя высшее сословие продолжало играть важнейшую роль в вопросах управления как на уровне уездов, так и на уровне губерний в целом.
Таким образом, предоставленная дворянским обществам возможность самостоятельно формировать свои сословные органы путем избрания дворянами из дворян различных должностных лиц, причем как в органы внутрисословного управления, так и на различные административные и судебные должности, имела большое значение в деле развития как дворянского сословного самоуправления, так и губернского управления вообще. Постепенно интегрируя дворянские общества в структуру местного управления, правительство стремилось поставить наиболее образованное и материально обеспеченное сословие на службу государственным интересам, одновременно обеспечивая удовлетворение потребностей самого дворянства.
Библиографический список
1. Блосфельдт Г. Сборник законов о дворянстве. СПб.: [Б. и.], 1901. 467 с.
2. Высочайше утвержденная инструкция для руководства при исполнении предварительных мер полюбовного специального размежевания от 21.06.1839 г. // ПСЗ-П. Т. XIV. № 12459.
3. Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского Дворянства от 21. 04. 1785 г. // ПСЗ-1. Т. XXII. № 16187.
4. О восстановлении жалованной Дворянству грамоты: манифест от 02.04.1801 г. // ПСЗ-I. Т. XXVI. № 19810.
5. О дворянских выборах в уездные места и Губернские Предводители: именной, данный Сенату указ от 14.10.1799 г. // ПСЗ-I. Т. XXVI. № 19154.
6. О дополнении и пояснении разных статей положения 6 декабря 1831 года, о порядке дворянских собраний, выборов и службы по ним: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 17.06.1836 г. // ПСЗ-II. Т. XI. № 9322.
7. О некоторых изменениях в порядке делопроизводства Дворянских Депутатских Собраний: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 09.02.1865 г. // ПСЗ-II. Т. XL. № 41670.
8. О порядке Дворянских Собраний, выборов и службы в них: манифест от 06.12.1831 г. // ПСЗ-II. Т. VI. № 4989.
9. О присвоении некоторых преимуществ должности уездного Предводителя дворянства: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 28.11.1878 г. // ПСЗ-II. Т. LIII. № 59064.
10. О сроке и порядке выборов в должности посредников по полюбовному специальному межеванию: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 01.04.1857 г. // ПСЗ- II. Т. XXXII. № 31687.
11. О считании губернских Предводителей дворянства в 5 классе за уряд, пока на сей должности пребывают: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 19.07.1818 г. // ПСЗ-I. Т. XXXV. № 27421.
12. Об учреждении в Москве комиссии для сочинения проекта нового Уложения, и о выборах в нее Депутатов: указ от 14.12.1766 г. // ПСЗ-I. Т. XVII. № 12801.
13. Першин С. В. Сословные учреждения в России в первой половине XIX века (по материалам дворянских и городских обществ средневолжских губерний). Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. огарева, 2010. 316 с.
14. Положение о Государственном Дворянском земельном банке от 03.06.1885 г. // ПСЗ-III. Т. V. № 3016.
15. Романович-Славатинский А. В. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. СПб.: Типография МВД, 1870. 564 с.
16. Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи от 07.11.1775 г. // ПСЗ-I. Т. XX. № 14392.
References
1. Blosfel'dt G. Sbornik zakonov o dvoryanstve (Collection of laws on the nobility). SPb.: [B. i.], 1901. 467 s.
2. Vysochajshe utverzhdennaya instrukciya dlya rukovodstva pri ispolnenii predvaritel'nyh mer polyubovnogo special'nogo razmezhevaniya ot 21.06.1839 g. (The highest approved instruction for guidance in the implementation of preliminary measures of amicable special demarcation of 06.21.1839) // PSZ-II. T. XIV. № 12459.
fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoeue uccAedoeaHun. 2019. № 3 (6).
3. Gramota na prava, vol'nosti i preimushchestva blagorodnogo Rossijskogo Dvoryanstva ot 21.04.1785 g. (The Charter on the rights, liberties and advantages of noble Russian Nobility of 21.04.1785) // PSZ-I. T. XXII. № 16187.
4. O vosstanovlenii zhalovannoj Dvoryanstvu gramoty: manifest ot 02.04.1801 g. (On the restoration of the charters granted to the Nobility: manifesto of 04.02.1801) // PSZ-I. T. XXVI. № 19810.
5. O dvoryanskih vyborah v uezdnye mesta i Gubernskie Predvoditeli: imennoj, dannyj Senatu ukaz ot 14.10.1799 g. (On the noble elections in the county seats and Provincial Leaders: registered, given to the Senate decree of 10.14.1799) // PSZ-I. T. XXVI. № 19154.
6. O dopolnenii i poyasnenii raznyh statej polozheniya 6 dekabrya 1831 goda, o poryadke dvoryanskih sobranij, vyborov i sluzhby po nim: Vysochajshe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo Soveta ot 17.06.1836 g. (On the supplement and explanation of various articles of the provision of December 6, 1831, on the procedure for noble assemblies, elections and services thereon: The highest approved opinion of the State Council of 17.06.1836) // PSZ-II. T. XI. № 9322.
7. O nekotoryh izmeneniyah v poryadke deloproizvodstva Dvoryanskih Deputatskih Sobranij: Vysochajshe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo Soveta ot 09.02.1865 g. (On some changes in the procedure for the clerical work of the Noble Deputy Deputies: The highest approved opinion of the State Council of 02.09.1865) // PSZ-II. T. XL. № 41670.
8. O poryadke Dvoryanskih Sobranij, vyborov i sluzhby v nih: manifest ot 06.12.1831 g. (About an order of Nobility Assemlies, elections and services in them: manifesto of 06.12.1831) // PSZ-II. T. VI. № 4989.
9. O prisvoenii nekotoryh preimushchestv dolzhnosti uezdnogo Predvoditelya dvoryanstva: Vysochajshe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo Soveta ot 28.11.1878 g. (On the appropriation of certain advantages of the position of county leader of the nobility: The highest approved opinion of the State Council of 11.28.1878) // PSZ-II. T. LIII. № 59064.
10. O sroke i poryadke vyborov v dolzhnosti posrednikov po polyubovnomu special'nomu mezhevaniyu: Vysochajshe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo Soveta ot 01.04.1857 g. (On the date and procedure for the election of mediators for an amicable special land survey: The highest approved opinion of the State Council of 04.01.1857) // PSZ- II. T. XXXII. № 31687.
11. O schitanii gubernskih Predvoditelej dvoryanstva v 5 klasse za uryad, poka na sej dolzhnosti prebyvayut: Vysochajshe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo Soveta ot 19.07.1818 g. (On the counting of provincial leaders of the nobility in the 5th grade as a unit, while they remain in this position: The highest approved opinion of the State Council of 07.19.1818) // PSZ-I. T. XXXV. № 27421.
12. Ob uchrezhdenii v Moskve komissii dlya sochineniya proekta novogo Ulozheniya, i o vyborah v nee Deputatov: ukaz ot 14.12.1766 g. (About establishment in Moscow the commissions for the composition of the draft of the new Code, and about elections of Deputies to it: decree of 14.12.1766) // PSZ-I. T. XVII. № 12801.
13. Pershin S. V. Soslovnye uchrezhdeniya v Rossii v pervoj polovine XIX veka (po materialam dvoryanskih i gorodskih obshchestv srednevolzhskih gubernij) (Estates in Russia in the first half of the XIX century [based on materials from noble and urban societies of the Middle Volga provinces]) Saransk: Izdat. centr ISI MGU im. N. P. ogareva, 2010. 316 s.
14. Polozhenie o Gosudarstvennom Dvoryanskom zemel'nom banke ot 03.06.1885 g. (The Regulation on the State Noble Land Bank dated 03.06.1885) // PSZ-III. T. V. № 3016.
15. Romanovich-Slavatinskij A. V. Dvoryanstvo v Rossii ot nachala XVIII veka do otmeny krepostnogo prava (Nobility in Russia from the beginning of the XVIII century to the abolition of serfdom). SPb.: Tipografiya MVD, 1870. 564 s.
16. Uchrezhdeniya dlya upravleniya Gubernij Vserossijskoj Imperii ot 07.11.1775 g. (Institutions for management of Provinces of the All-Russian Empire of 07.11.1775) // PSZ-I. T. XX. № 14392.
Сведения об авторе
Федосеев Роман Васильевич - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается изучением проблем правового статуса, политического и экономического положения дворянского сословия во второй половине XIX - начале XX в. Автор более 150 научных и учебно-методических работ.
E-mail: [email protected] About the author
Fedoseev Roman Vasil'evich - doctor of historical Sciences, associate professor, professor of the department of state and legal disciplines of The Mid-Volga Institute (branch) The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia). Engaged in the study of the problems of legal status, political and economic status of the nobility in the second half of XIX - early XX century. The Author of over 150 scientific and educational works.