Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 4(8), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/06/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/dolgovava-politika-samarskoi-oblasti-2015-effektivnost-upravleniva-dolgovoi-politikoj -subekta-rf/
УДК 339.137.2:63
Долговая политика Самарской области 2015. Эффективность управления долговой политикой субъекта РФ
© 2015 Лаптева Надежда Александровна
доцент
Самарский государственный экономический университет Е-mail: [email protected]
Ключевые слова: структура государственного долга, долговая нагрузка, эффективность заимствований, стоимость обслуживания долга
Аннотация. Рассмотрены задачи и основные направления долговой политики субъекта Российской Федерации на примере Самарской области, проведен анализ структуры заимствований и долговой нагрузки, как по субъекту в целом, так и по муниципальным образованиям. Выявлен порядок предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям.
Debt policy of the Samara region in 2015. Effective management of debt policy of the territorial subject of the Russian Federation
© 2015 Lapteva Nadezhda Aleksandrovna
assistant professor
Samara State University of Economics Е-mail: [email protected]
Keywords: structure of a public debt, debt load, efficiency of loans, debt service cost.
Abstract. Tasks and the main directions of debt policy of the subject of the Russian Federation on the example of the Samara region are considered, the analysis of structure of loans and debt loading, both on the subject in general, and on municipalities is carried out. The order of granting the budgetary credits to municipalities is revealed.
Выходные сведения статьи:
Лаптева Н.А. Долговая политика Самарской области 2015. Эффективность управления долговой политикой субъекта РФ // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 4(8). URL: http://regrazvitie.ru/dolgovava-politika-samarskoi-oblasti-2015-effektivnost-upravleniva-dolgovoi-politikoi-subekta-rf/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
48155С
[email protected] I Финансы и кредит. Бюджет
В современных условиях доходы бюджетов субъектов РФ не обеспечивают необходимого объема финансовых ресурсов для решения задач их социального и экономического развития. В связи с этим перед органами власти субъектов РФ стоит вопрос о поиске альтернативных источников для покрытия своих дефицитов, так как исполнение бюджета во многом зависит от возможности привлекать дополнительные заемные финансовые ресурсы.
В целях мобилизации финансовых ресурсов широко применяется практика долгового финансирования, где особенно важным становится проведение обоснованной долговой политики. Субъект РФ может привлекать кредиты и проводить эмиссию ценных бумаг. Следовательно, актуализируется вопрос формирования и реализации политики в области субфедеральных заимствований.
Долговая политика Самарской области является составной частью бюджетной политики, которая, в свою очередь, определяется основными направлениями социально-экономического развития Самарской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Значимость долговой политики подтверждается разработанной и реализуемой подпрограммой «Совершенствование управления государственным долгом Самарской области на 2014 -2020 годы» (в рамках программы "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2020 годы), целью которой является повышение эффективности управления государственным долгом Самарской области.
Основная цель долговой политики Самарской области - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств и сохранение финансовой устойчивости областного бюджета.
Основными задачами долговой политики Самарской области являются:
• повышение эффективности государственных заимствований Самарской области;
• поддержание уровня долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне;
• оптимизация структуры государственного долга Самарской области с целью минимизации стоимости его обслуживания;
• обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
• сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований.
В этой связи региональные органы власти должны прилагать максимум усилий к укреплению доходной базы бюджетов, эффективному расходованию имеющихся бюджетных средств, а также к поиску относительно недорогих источников финансирования дефицита бюджета в случае его наличия.
На 01.01.2015 года уровень государственного долга Самарской области составил 49%, это 4 место среди субъектов РФ и 11 место в ПФО. Структура долга представлена на диаграмме
48155С
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
По объему государственного долга Самарская область замыкает первую десятку российских регионов. Вместе с тем, по уровню долговой нагрузки Самарская область по итогам 2014 года заняла 4 место среди субъектов Российской Федерации и 11-е место среди 14 субъектов ПФО, в связи с утвержденными региональным законодательством ограничениями объема государственного долга. Данные ограничения являются более жесткими по сравнению с требованиями Бюджетного кодекса РФ и установлены в соответствии с рекомендациями ведущих международных рейтинговых агентств.
По итогам исполнения областного бюджета 2014 года фактически произведенные расходы составили 143 870 млн. рублей. Объем дефицита бюджета составил 14 500 млн. рублей или 13,39% доходов без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.
На 01.01.2015 года уровень государственного долга Самарской области составил 49%, это 4 место среди субъектов РФ и 11 место в ПФО. Структура долга представлена в таблице.
Таблица - Динамика и структура государственного долга Самарской области _______________________ в 2014 году, млн. руб._______________________
Показатель 01.01.2014 Привле- чено Погашено 01.01.2015* Откло- нение Прирост
Государственный долг Самарской области 39 639,70 30 186,73 16 603,45 53 292,03 13 652,33 34,44
Прямой долг, в т.ч.: 39 624,19 30 186,73 16 598,96 53 272,03 13 647,85 34,44
Кредиты коммерческих банков 7 250 14 850 7 336,73 14 763,27 7 513,27 103,63
Ссуды и кредиты из федерального бюджета 7 814,19 3 336,73 882,23 10 328,76 2 514,58 32,18
Ценные бумаги 24 580,00 12 000,00 8 380,00 28 180,00 3 620,00 14,74
Областные государственные гарантии 15,51 0,00 4,49 19,99 4,48 28,92
*с учетом курсовой разницы по долговым обязательствам в иностранной валюте, сложившейся по состоянию на 01.01.2015г. в объеме 59,1 млн. руб.
В 2014 году наибольший удельный вес в структуре долга занимают ценные бумаги, на их долю приходится 61,95%, на долю кредитов коммерческих банков и бюджетных кредитов соответственно 19.7% и 18.3%, на долю гарантий приходится менее 0,0004%.
По состоянию на 01.04.2015 объем государственного долга Самарской области составляет 53 097 879 тыс. рублей, что на 194 150 тыс. рублей (0,36%) ниже показателя на начало года.
48155С
[email protected] I Финансы и кредит. Бюджет
Выбор формы заимствований осуществляется не только исходя из их относительной стоимости (процентных ставок), сложившихся на момент принятия решения о привлечении, но и ряда других значимых характеристик.
Как показывает практика, заимствования в форме выпуска долговых ценных бумаг обладают рядом преимуществ, не характерных для кредитов коммерческих банков:
- возможность привлечения более «длинных» денег;
- отсутствие зависимости от одного кредитора;
- отсутствие риска досрочного возврата кредита.
Кроме того, амортизационные займы (то есть займы с погашением частями в течение срока обращения, а не единовременно в дату погашения) позволяют формировать более гибкие графики погашения обязательств и являются дополнительным инструментом регулирования объема расходов на обслуживание долга.
В течение 2014 года в Самарской области проводилась работа по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, а также уменьшению расходов на обслуживание долговых обязательств.
По итогам 2014 года значение уровня долговой нагрузки на областной бюджет по рыночным долговым обязательствам составило 39,7%, что ниже рекомендованного Министерством финансов Российской Федерации и установленного законом об областном бюджете на 2014 год предельно допустимого значения в размере 50%, а в плане 2015 года 43,85%, что также ниже установленного регионом порога.
Несмотря на обострение экономической ситуации, связанной с ухудшением условий заимствования и повышением стоимости кредитных ресурсов на заемных рынках капитала для субъектов Российской Федерации, в Самарской области Программа заимствований на 2014 год была выполнена в полном объеме на приемлемых для субъекта условиях.
Так, Самарская область разместила 7-летний облигационный заём в объеме 12 000 млн. рублей по самой низкой ставке купонного дохода среди субъектов РФ - 10% годовых. Также успешно в прошедшем году Самарская область по итогам проведенных аукционов заключила кредитные соглашения с банками на сумму 10 850 млн. рублей на срок от 3-х до 7 лет по ставкам от 10,44% до 11,2% годовых. Самарская область является единственным субъектом РФ, заключившим в 2014 году соглашения на предоставление банковских кредитных ресурсов на срок до 7 лет, по стоимости, которая в текущих рыночных условиях существенно ниже значения ключевой ставки ЦБ РФ.
Эффективное привлечение заимствований в 2014 году позволило сократить запланированные расходы на обслуживание государственного долга, что было достигнуто, в том числе за счет реализации следующих мероприятий:
1. Привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов в объеме 3 337 млн. рублей с годовой процентной ставкой 0,1% для замещения ранее при-
48155С
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
влеченных рыночных долговых обязательств позволило уменьшить расходы на обслуживание государственного долга на 26,4 млн. рублей, экономический эффект от замещения банковских кредитов бюджетными кредитами в 2015-2017 годах составит 560 млн. рублей.
2. Корректировка сроков привлечения долгосрочных банковских кредитов в объеме 10 850 млн. рублей позволила сократить расходы на обслуживание государственного долга на 311 млн. рублей.
3. Сокращение срока привлечения краткосрочных банковских кредитных линий на покрытие кассовых разрывов в течение финансового года в объеме 4 000 млн. рублей снизило расходы на их обслуживание на 104 млн. рублей.
Необходимо также отметить, что в 2014 году разработана и утверждена постановлением Правительства Самарской области от 25.12.2014 № 826 долговая политика Самарской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которая закрепляет общие принципы и меры эффективного управления государственным долгом Самарской области.
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль двух важнейших показателей - величины государственного долга и стоимости его обслуживания.
Основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие в результате заимствования. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВРП субъект Федерации теряет возможность дальнейшего экономического роста.
В Самарской области установлены так же более жесткие требования и по соотношению объема расходов на обслуживание государственного долга и расходов областного бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета), при норме федерального законодательства не более 15%, по факту 2014 года всего 2,4%, а в 2015 году предполагается чуть выше - 3,5%.
Муниципальные образования Самарской области нацелены на повышение качества управления муниципальными финансами. Разработано и внедрено положение, предусматривающее стимулирование (дотации) за рост доходного потенциала, оптимизацию расходов и сокращение муниципального долга. Не секрет, что муниципальные образования располагают небольшим налоговым потенциалом и даже выделяемые из бюджета субъекта дотации и субсидии не позволяют решать многие проблемы, поэтому возникает потребность в привлечении дополнительных ресурсов на покрытие дефицита бюджета.
Долговая политика муниципальных образований Самарской области в 2014 году складывалась таким образом, что на 01.01.2015 года уровень муниципального долга составляет 41%, это 61 место по сравнению с другими субъектами Российской Федерации (по убыванию) и 12 место в ПФО (среди 14 субъектов).
Наибольший объем заимствований приходится на городские округа, их доля в общем объеме муниципального долга составляет 95,9 %, да и по темпам
48155С
[email protected] I Финансы и кредит. Бюджет
роста они опережают другие муниципальные образования (в среднем за последние 2 года - 9,5%). Объем муниципального долга муниципальных районов значительно ниже 4,04 %, кроме того наблюдается снижение темпов роста в среднем за 2 года на 14,5%. Отдельные муниципальные районы увеличили объем долга за последний год в 2-3 раза. И совсем незначительную долю составляют заимствования сельских поселений, менее 0,01%, однако темп роста муниципального долга у них составил 235%.
Источники финансирования дефицита муниципального бюджета: -муниципальные ценные бумаги;
-кредиты кредитных организаций;
-бюджетные кредиты;
-изменения остатков средств на счетах местных бюджетов;
-исполнение муниципальных гарантий;
-бюджетные кредиты, предоставленные из местного бюджета;
-средства от продажи акций и иных форм участия в капитале.
В структуре источников финансирования дефицита местных бюджетов, преобладали кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты также занимают существенную долю, а вот эмиссии ценных бумаг не осуществлялось. Общая сумма предоставленных бюджетных кредитов в 2014 году составила 837,1 млн. рублей. Предоставляемые бюджетные кредиты не имеют целевого назначения. В 2014 году они направлялись на финансирование кассового разрыва, реализацию инвестиционных проектов (47% от общего объема) и на рефинансирование. Предоставление кредитов происходит в заявительном порядке в соответствии с методикой и порядком предоставления бюджетных кредитов, утверждаемых Правительством Самарской области.
Методикой предусмотрено, что бюджетные кредиты, направляемые на финансирование прогнозируемого кассового разрыва, предоставляются сроком на 1 год и с условием возврата не позднее 25 декабря текущего финансового года. Размер бюджетного кредита не может быть больше 35% общего объёма бюджетных ассигнований.
Условия предоставления кредитов на реализацию инвестиционных проектов связаны с необходимостью подтверждения их экспертным анализом и заключением Главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС). Размер предоставляемого бюджетного кредита зависит от следующих условий: во-первых он не должен быть больше 99% стоимости инвестиционного проекта, финансируемой за счет средств местного бюджета в текущем финансовом году (без учета целевых средств); во- вторых размер бюджетного кредита не может быть больше 35% общего объема бюджетных ассигнований.
Бюджетные кредиты, направляемые на рефинансирование должны соответствовать следующим условиям:
-размер бюджетного кредита не может быть более 75% суммы долговых обязательств за 6 месяцев с момента поступления заявки в Министерство управления финансами Самарской области;
48155С
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
-размер бюджетного кредита не должен превышать 35% общего объема бюджетных ассигнований;
-в 2015 году предусматривается рефинансирование только бюджетных кредитов со сроком возврата до 3-х лет.
Уровень долговой нагрузки местных бюджетов по городским округам к налоговым и неналоговым доходам сохраняется на хорошем уровне и составляет за последние 2 года в среднем 38,5%, и хотя, план 2015 года предусматривает ее увеличение до 44%, показатель остается на уровне ниже установленного в Самарской области порога в 50%, что касается муниципальных районов и сельских поселений, то этот показатель гораздо ниже и составляет за 2014 год всего 19% и 0,1% соответственно, а в 2015 году запланировано в снижение в муниципальных районах.
Приведенные показатели позволяют сделать вывод об эффективном управлении муниципальным долгом, а также о реализации политики, направленной на снижение рисков долговых обязательств муниципальных образований.
Литература:
1. Постановление Правительства Самарской области «Об утверждении государственной программы Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2020 годы» (с изменениями на 24 марта 2015 года) от 14 ноября 2013 года № 623.
2. Постановление Правительства Самарской области от 02.09.2014 N537 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 N623 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2020 годы".
3. http://minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
4. Постановление правительства Самарской области от 25.12.2014 №826 «Об утверждении долговой политики Самарской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
5. Бюджетный кодекс РФ
References:
1. The resolution of the government of the Samara region "About the statement of a state program of the Samara region "Management of public finances and development of the interbudgetary relations" for 2014 - 2020" (with changes for March 24, 2015) of November 14, 2013 No. 623
2. The resolution of the government of the Samara region of 02.09.2014 №537 "About modification of the resolution of the government of the Samara region of 14.11.2013 №623 "About the statement of a state program of the Samara region
48155С
[email protected] I Финансы и кредит. Бюджет
"Management of public finances and development of the interbudgetary relations" for 2014 - 2020"
3. http://minfin.ru - Official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation
4. The resolution of the government of the Samara region of 25.12.2014 No. 826 "About the statement of debt policy of the Samara region for 2015 and on planning period 2016 and 2017"
5. Budgetary code of the Russian Federation
48155С