Научная статья на тему 'Государственно-правовая долговая политика России: основные направления реализации'

Государственно-правовая долговая политика России: основные направления реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА / ДОЛГОВОЙ КРИЗИС / ДЕФОЛТ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / STATE DEBT / DEBT POLICY / DEBT CRISIS / DEFAULT / BUDGET DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заровная Людмила Викторовна

В статье рассматриваются негативные экономические последствия, вызванные проблемами по долговым обязательствам. В связи с этим автор уделяет большое значение антикризисным мерам по минимизации политических и экономических угроз. Поэтому особое внимание уделяется анализу и реализации государственно-правовой долговой политики, направленной на эффективное функционирование финансов и экономики, а значит укреплению государства и его безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the negative economic consequences caused by debt problems. In this regard, the author attaches great importance to anti-crisis measures to minimize the political and economic threats. Therefore, special attention is paid to the analysis and implementation of state legal debt policies for the effective functioning of the economy and finance, and thus strengthen the state and its security.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовая долговая политика России: основные направления реализации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КФУей

УДК 339.9(470)

Л. В. Заровная

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ДОАГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются негативные экономические последствия, вызванные проблемами по долговым обязательствам. В связи с этим автор уделяет большое значение антикризисным мерам по минимизации политических и экономических угроз. Поэтому особое внимание уделяется анализу и реализации государственно-право-

вои долговой политики, направленной на эффективное функционирование финансов и экономики, а значит укреплению государства и его безопасности.

Ключевые слова: государственный долг, долговая политика, долговой кризис, дефолт, дефецит бюджета.

L. V. Zarovnaya

STATE LEGAL DEBT POLICY OF RUSSIA: THE MAIN DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION

The article discusses the negative economic consequences caused by debt problems. In this regard, the author attaches great importance to anti-crisis measures to minimize the political and economic threats. Therefore, special attention is paid to the

Государственный долг как правовая и экономическая категория анализируется в научных изданиях уже в течение длительного времени. Значимость данной научной проблемы уже ни у кого не вызывает подозрения, а наоборот, в силу новых финансовых угроз и кризисов, приобретает большую остроту и важность как теоретического, методологического исследования, так и практического осмысления.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в США, оказал свое негативное влияние на все сферы экономики, на всю финансовую систему в целом, не оставив в стороне проблемы в области государственных заимствований. Государства столкнулись с ухудшением экономических показателей, безработицей, инфляцией, дефицитом бюджета, а значит и с резким ростом государственного долга. Глобальный кризис для ряда стран Европейского Союза принял форму долгового, что не просто подрывает экономическое развитие государств, но и создает разного рода риски как политического, экономического, так

analysis and implementation of state legal debt policies for the effective functioning of the economy and finance, and thus strengthen the state and its security.

Key words: State debt, debt policy, the debt crisis, default, budget deficit.

и национального характера. Поэтому проблемы государственного долга все больше притягивают внимание к экономической и с юридической сторонам вопроса.

В контексте долговых кризисов стало необходимым разрабатывать теоретические и практические знания для решения сложившихся и надвигающихся проблем по государственному долгу, и тщательному анализу полученных результатов. Основой формирования и исполнения бюджетов всех уровней должны стать четко заданные цели проводимой государством политики и ожидаемые результаты их достижения.

Любое государство экономически развивается согласно конкретному стратегическому и тактическому плану, то есть руководствуясь определенными целями и задачами, которые определяют специфику финансовой политики государства. Е. В. По-качалова справедливо считает, опираясь на положения экономической теории, что для достижения качественного роста экономики любой страны необходимо, чтобы в основу принимаемых решений публичных

Гуманитарные и юридические исследования

СКФУяеЕ;

органов власти была положена взвешенная и хорошо продуманная финансовая (экономическая) политика. Аналогичное значение несет и финансово-правовая политика. Являясь одним из самостоятельных направлений правовой политики России, она имеет не только важное ориентирующее значение для развития финансового права, но и влияет на эффективность функционирования финансов и экономики страны, реализацию задач социального развития, укрепление государства и его безопасности [3].

Финансово-правовая политика осуществляется в различных сферах финансовой деятельности государства, в том числе в области государственного долга. В целях формирования научно обоснованной и практически значимой правовой политики государства в данной сфере необходимо системное осмысление проблем, определение приоритетных направлений его развития.

Формирование финансовых ресурсов самым тесным образом связано с эффективностью функционирования системы государственного долга, поскольку она помогает обеспечивать формирование финансов государства и возможности эффективной реализации финансовой политики.

Также стоит обратить внимание на то, что в условиях мирового финансового и долгового кризиса резко возрастает значение антикризисных мер по минимизации его последствий. В связи с этим повышается роль инструментов государственной долговой правовой политики как регулятора (согласно Бюджетному кодексу ст. 6) источников финансирования дефицита бюджета, необходимого для экономического развития.

Неупорядоченная долговая политика на макроуровне обусловливает низкий кредитный рейтинг страны, на фоне которого рейтинги отдельных хозяйствующих субъектов оказываются неразличимыми, что сдерживает их продвижение на международных рынках. Напротив, высокий страновой рейтинг способствует активизации хозяйствующих субъектов на мировых рынках, открывает им доступ к относительно дешевым кредитным ресурсам в силу низких процентных

ставок в развитых странах. Таким образом, долговая макроэкономическая политика во многом определяет политику позиционирования компаний на международных рынках, обусловливает их инвестиционную привлекательность, позволяет диверсифицировать кредитные ресурсы, снизить их стоимость, следовательно, непосредственно влияет на корпоративную политику заимствований и инвестиционную политику.

Итак, непродуманная долговая политика является источником экономических и политических рисков, чему свидетельствует августовский кризис 1998 г., который признан одним из самых тяжелых экономических кризисов в России. Основная причина данных потрясений связанна именно с большим государственным долгом, и как следствие - технический дефолт, объявленный 17 августа 1998 г. В результате экономика России получила тяжёлый удар, произошла девальвация российского рубля, снизилось доверие иностранных инвесторов, произошёл значительный спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции.

Все эти негативные экономические последствия подтолкнули страну к выработке взвешенной правовой политики в области государственного долга, что способствовало успешному реформированию бюджетного процесса в России. В целях повышения результативности бюджетных расходов Правительство РФ своим Постановлением от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», действующим с изменениями от 23 декабря 2004 г., одобрило Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, разработанную Министерством финансов РФ. Согласно этой Концепции именно государственной долговой политике отведена одна из ведущих ролей в повышении эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора. Ведь, как известно, формирование бюджетной политики в области управления государственным долгом выступает составной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КФУей

частью системы управления государственными финансовыми ресурсами [4].

Успешные комплексные меры по управлению государственным долгом реформирования бюджетного законодательства, вместе с развитием инновационной экономики снизили острую долговую проблему конца прошлого столетия, а значит, укрепили само государство.

Государственно-правовая долговая политика как средство юридической легитимации, имеет нормативно-правовое закрепление. В нашей стране она опирается на Конституцию, Бюджетный кодекс (глава 14,15), федеральные законы о федеральном бюджете, Бюджетные послания Президента Федеральному собранию, Постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на текущий год и плановый период» и т. д.

Согласно ст. 170 Бюджетного кодекса РФ, Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию, в котором определяется бюджетная политика России на очередной плановый период. Данное послание является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Оно включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента.

Как и в предыдущих Посланиях Президента, в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» актуализируются вопросы правовой политики в области государственного долга, также содержатся закрепления основных стратегические и тактические направлений государственно-правовой долговой политики Российского государства. Конкретно, в разделе 3, касающемся основных целей и задач бюджетной политики, делается вывод, что в отличие от стран с более диверсифи-

цированной экономикой, Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, которые ставят национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывают» из нее инвестиционные ресурсы [1].

Таким образом, государство понимает, что проблемы по государственному долгу способны дестабилизировать всю экономику и могут негативно влиять на национальную независимость, создавая угрозу государственному суверенитету.

Правовая политика напрямую связана с государственным управлением, проводится и контролируется властными структурами. В частности, политика в области государственного долга, согласно Конституции РФ, реализуется и исполняется Правительством РФ и уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации. В структуре данного министерства существует департамент государственного долга и государственных активов для эффективной работы по управлению государственной задолженностью.

Министерство финансов РФ разрабатывает основные направления государственной долговой политики Российской Федерации, последний документ датируется 28.12.2012 г. годом и прогнозируется на 2013-2015 года. Государственная долговая политика в 2013-2015 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение доходности суверенных долговых обязательств, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков [2]. Также долговая политика нацелена на поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, которые, по мнению Министерства финансов РФ, являются недооцененными, так как в России в процентном выражении низкий показатель государственного долга в сравнении с большинством развитых стран.

Гуманитарные и юридические исследования

СКФУяеЕ;

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 гг. реализация долговой политики в предстоящий период осуществляется и будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2013-2015 гг. выступают государственные заимствования. При этом государство ориентируется на покрытие дефицита на 90 % за счет государственных внутренних заимствований [2]. Подобная политика в

области увеличения доли внутреннего долга не случайна, ведь большой внешний долг создает угрозы экономического и политического характера, негативно сказывается на национальную безопасность.

Таким образом, исторический опыт развития нашей страны показал, что от взвешенной правовой политики в области государственного долга зависит не только экономическая ситуация, но и политическая конъюнктура. Сейчас, когда для мировой экономики все более актуальным становится вопрос о привлечении денежных средств посредством заимствований, механизмы формирования и обслуживания государственного долга должны стать объектом более пристального внимания.

Литература

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.12.2012 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/(Дата обращения: 25.05.2014).

2. Основные направления государственной долговой политики российской Федерации на 2013 -2015 гг. (28.12.2012 г.) // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации Электронный ресурс] URL: http://www.min1in.ru/ru/ (Дата обращения: 25.05.2014).

3. Покачалова Е. В. Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России // Финансовое право -2005 - № 7.

4. Покачалова Е.В. Правовые проблемы в сфере государственного долга в условиях реформирования бюджетного процесса // Финансовое право - 2006 - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.