Ходунова М.А.
ДОЛГОСРОЧНОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ
Аннотация. В статье представлены выявленные автором основные характеристики и параметры современного финансового рынка. Определены принципы построения и функционирования финансового рынка для обеспечения финансовой стабильности. Дано новое определение финансового рынка и разработан новый проактивный подход к аналитике и управлению на финансовом рынке в Российской Федерации для обеспечения устойчивого экономического роста с использованием новых инструментов, механизмов и технологий.
Ключевые слова. Финансовый рынок, финтех, необанк, подрывные инновации, цифровизация российской экономики, финансовая стабильность.
Khodunova M.A.
LONG-TERM SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FINANCIAL MARKET: INSTRUMENTS AND MECHANISMS
Abstract. The author presents key characteristics and parameters of a modern financial market. The principles of creating and functioning the financial market to ensure financial stability are defined. The new definition of the financial market is given and the proactive approach to the analytics and governance in the Russian financial market for providing the sustainable economic growth using new instruments, mechanisms and technologies is developed.
Keywords. Financial market, Fintech, new banking, disruptive innovation, digitalization of the Russian economy, financial stability.
Среди существующих в настоящее время недостатков и проблем, сдерживающих развитие российского финансового рынка, можно выделить следующие: неопределенность базового его определения, преобладание технического анализа финансового рынка (по сравнению с фундаментальным анализом), недостаточное внимание к анализу факторов, определяющих место и развитие региональных финансовых рынков в России, недостаточное развитие небанковских финансовых институтов, отставание по уровню дериватизации и секьюритизации, негативные проявления внешних воздействий в виде секторальных санкций, а также волатильность на мировых финансовых рынках, макроэкономическая нестабильность, отток капитала из страны, колебания валютных курсов, резкое сокращение возможностей внешнего заимствования, негативные рейтинги мировых рейтинговых агентств, закрытость внешних рынков капитала, рост просроченной задолженности населения, недостаточно быстрая реализация проектов государственно-частного партнерства и других крупных инфраструктурных про-
ГРНТИ 06.73.35 © Ходунова М.А., 2019
Мария Андреевна Ходунова — аспирант, научный стажер-исследователь кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 008-37-14. E-mail: khodunova@gmail.com. Статья поступила в редакцию 15.05.2019.
ектов (как в отдельных регионах, так и в стране в целом), медленные темпы развития финтех-индустрии, сокращение инвестиционных программ, ограниченные возможности использования государственных ресурсов для докапитализации банковского сектора (bail-out), недостаточная обеспеченность финансовыми услугами населения в некоторых регионах страны, реактивная (а не проактивная) система сбора и обработки информации об участниках финансового сектора и др.
Нами предлагаются новый концептуальный подход к обеспечению финансовой стабильности и создание механизма проактивного финансового мониторинга и управления. Известно, что Резервный фонд исчерпан, использование пенсионных средств - достаточно тонкий и чувствительный вопрос при формировании института длинных денег, депозиты корпоративных структур и населения в основном носят краткосрочный (среднесрочный) характер, внешнее фондирование ограничено, вызовы, которые стоят перед российской экономикой, обусловливают трансформацию подходов к развитию финансового рынка (трансформацию способов, механизмов привлечения финансирования реального сектора экономики, инструментов, модели поведения участников финансового рынка, элементов инфраструктуры финансового рынка). Несмотря на регистрируемый структурный профицит ликвидности, заявляется отсутствие качественно подготовленных проектов для финансирования.
Мы предлагаем создание системы Региональных управляющих центров с механизмом проактив-ного финансового мониторинга и управления, направленной на повышение качества проектов для финансирования за счет обеспечения эффективного и прозрачного взаимодействия участников, формирования и развития соответствующей инфраструктуры. Учитывая современные технологии, программы (в том числе, «Цифровая экономика Российской Федерации», «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов» и т.д.) и стратегии развития отдельных сегментов финансового рынка, уделяя внимание сфере финтех (облачные технологии, открытые API, Большие данные, технологии распределенного реестра/блокчейн (мастерчейн), виртуальные деньги, необанки, искусственный интеллект, интернет вещей, мобильность и интерактивность, криптотехно-логии, кибербезопасность и др.), предлагаем механизм гармоничного развития финансового рынка, заключающийся в проактивном финансовом управлении для обеспечения участников финансового рынка источниками финансирования и соответствующей информацией.
Прозрачное управление финансовыми потоками позволяет оценить и проанализировать возможности участников, в том числе по генерации денежных потоков, в режиме реального времени, сделать возможным объединение усилий государственного и частного секторов, выявить драйверы роста в каждом регионе и на местах решить вопрос с имеющимся и требуемым финансированием, выявленным в ходе мониторинга соответствующих проектов реальной экономики. Резервы финансирования экономики находятся в области запаса эффективности функционирования рынка на региональном уровне. Повышение информационной симметрии для участников рынка выражается в повышении его общей эффективности, предлагаемый механизм проактивного финансового мониторинга и управления направлен на сглаживание существующих диспропорций в финансово-экономической сфере и повышение операционной, экономической и информационной эффективности.
Предлагается к реализации комплекс организационных, управленческих, кадровых, финансовых решений, направленных на создание прозрачного и гибкого механизма мониторинга, оценки и регулирования финансового рынка, который может быть рекомендован к включению в формирующиеся Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов [1]. Это позволит в значительной мере устранить существующий дисбаланс в экономическом развитии отдельных субъектов, минимизировать операционные издержки, сократить нецелевые расходы бюджетов разных уровней за счет грамотно построенной системы управления движением финансовых ресурсов. Таким образом, за счет постоянной трансформации существующих финансовых инструментов, создания новых финансовых институтов, услуг и сервисов обеспечивается непрерывное движение финансовых потоков.
В своих взглядах мы также опираемся на геополитическую обстановку и вызовы от применения секторальных санкций в отношении России. По этим причинам в современных условиях достаточно много внимания уделяется вопросам повышения национальной финансовой безопасности и стабильности, решение которых невозможно без комплексных, согласованных, своевременных изменений
и модернизации финансовой системы. В этой связи вполне правомерной кажется инициатива по созданию новой системы организации движения денежных потоков и контроля за их использованием, в основе которой должна находиться отечественная платежная система.
На сегодняшний день требуют более детального изучения механизмы вовлечения ресурсов домо-хозяйств с использованием современных информационных технологий (например, с помощью платежных систем) для последующего развития финансового рынка (сначала на региональном и местном уровнях). На практике мы достаточно часто сталкиваемся с проблемой информационной закрытости, отсутствия транспарентности, разрозненностью и фрагментарностью представленных данных по финансовым рынкам, что препятствует своевременному оповещению инвесторов о проблемах с ликвидностью, поэтому предлагаем создать механизм проактивного мониторинга, оценки и регулирования финансового рынка, при этом учитывая позицию и видение мегарегулятора в части определения его границ и глубины.
Создание предлагаемого нами комплексного механизма функционирования финансового рынка отвечает в полной мере всем требованиям новой экономической реальности в контексте современных векторов развития, а именно: глобализации, моноцентризма, дезинтермедиации и секьюритизации с поправкой на явления дестабилизации. При этом мы предлагаем определять финансовый рынок:
• через его сущностные характеристики, которые соответствуют постоянно меняющейся финансовой ситуации в стране и мире, отсюда его мультикомпонентность, полифункциональность, сложность настройки и многозадачность (в этой связи предлагаем выделять следующие новые функции финансового рынка: консолидирующую (или функцию консолидации всех участников финансового рынка посредством новых финансовых информационных технологий и институциональных инструментов), технологическую (анализ, внедрение и оценка перспективных, адаптируемых для целей повышения регулирования современного российского финансового рынка и его транспарентности для основных заинтересованных сторон технологий), трансформационную (трансформация классических методов, схем взаимодействия участников, инструментов, механизмов для адаптации к постоянно меняющимся современным экономическим реалиям), которая тесно связана с мо-дернизационной функцией (имеет своим результатом перенос всех преимуществ от трансформации, указанной выше, в нефинансовый сектор экономики с целью повышения финансовой стабильности и обеспечения устойчивого экономического роста), генерирующую (функцию продуктовой имплементации));
• как особую сферу финансово-экономических отношений по поводу разработки, тестирования и внедрения новых, структурированных с учетом текущих потребностей экономики, инструментов и продуктов, а также купли/продажи и последующего размещения финансовых активов (то есть обращения финансовых активов на вторичном рынке) в регионе через разветвленную систему участников рынка. Таким образом, мы добиваемся триединства: институциональная структура + финансовые инструменты (продукты) + механизм взаимодействия (система финансово-экономических отношений) [5, с. 43]. В условиях экономической турбулентности, внешних ограничений и перманентной волатильности в финансовой сфере считаем возможным и целесообразным определять финансовый рынок исходя из современного мультифакторного «up-to-date» подхода через введение неотъемлемых атрибутов современного финансового рынка. Мы относим к ним встроенные параметры «адаптивности/неадаптивности», базирующиеся на критериальной матрице финансового развития региона (для оценки возможности присвоения региону статуса «самофинансируемого субъекта»). Мы вводим понятие «адаптивности/неадаптивности» региона к финансовым инновациям для дальнейшего присвоения региону рейтинга и статуса «самофинансируемого субъекта».
Пояснения требует авторское понятие «самофинансируемый субъект», упомянутое выше. Это такой регион, который отличает способность через развитую финансовую инфраструктуру и диверсифицированный инструментарий обеспечивать финансирование всех инвестиционно-инновационных проектов (включая проекты государственно-частного партнерства), благодаря чему достигаются устойчивое развитие и финансовая стабильность в долгосрочной перспективе. Принципиально новое видение финансового рынка в условиях экономической нестабильности подразумевает включение таких его неотъемлемых характеристик, как:
• адаптивность и масштабируемость (адаптация современного рынка к текущим реалиям экономической жизни, возможность реализации финансовых операций в субъектах РФ с различной структурой участников);
• гибкость взаимодействующих элементов (постоянная обратная связь объекта управления с управляющей системой и мгновенное принятие решений по ключевым актуальным финансовым вопросам);
• активное использование финансовых инноваций, новых платежных и расчетных механизмов, ом-никанальность в процессах взаимодействия участников, персонализация финансовых продуктов для инвестиционного развития (включая субфедеральный и уровень местного самоуправления);
• проактивность с целью обеспечения информационной, операционной и экономической эффективности деятельности на финансовых рынках;
• кросс-платформенность, экосистемность современного финансового рынка и соответствующий проектно-стратегический подход к управлению развитием в финансово-экономической сфере. Мы смещаем исследовательский акцент в сторону стратегического развития, в фокусе - долгосрочное инвестиционное развитие, создание института длинных денег, снижение негативных внешних шоков, устойчивое экономическое развитие, снижение волатильности, противодействие оттокам капитала. В основе - решение проблемы тонкого сочетания элементов финансового рынка, обеспечения финансового равновесия и устойчивого развития экономики, и в то же время формирования механизмов и моделей, призванных реализовать амбициозный сценарий - многократное увеличение финансовой глубины и ширины рынка с перспективой циклического развития и совершенствования существующих инструментов и технологий [3]. На наш взгляд, создание гибкой, масштабируемой системы про-активного финансового менеджмента и мониторинга обеспечит достижение цели системного увеличения объемов финансового рынка на разных уровнях.
Отметим, что основным сектором финансового рынка Российской Федерации является банковский сегмент, что приближает модель национального финансового рынка к континентальному типу, однако в долгосрочной перспективе для обеспечения устойчивого развития российской экономики необходимо переходить к смешанной модели с превалирующим банковским ядром, развивая рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов, при этом понимая, что реальная экономика -это базис, а финансовый сектор - надстройка, и поэтому важен именно комплексный концептуальный подход к организации процесса проактивного гибкого управления финансовыми потоками на финансовом рынке. Современная экономическая реальность такова, что существовавших механизмов управления финансовыми потоками уже недостаточно, государство и частные организации вынуждены объединять свои усилия для достижения устойчивого развития и приемлемых темпов экономического роста. В сферу финансовых отношений все в большей мере проникают информационные технологии и финансовые инновации.
Считаем целесообразным внедрить механизм эффективно функционирующего в условиях неустойчивого равновесия финансового рынка, используя комплексный подход и новые возможности экономики знаний и цифровой экономики, при этом учитывая позицию и видение мегарегулятора в части определения границ и глубины финансового рынка [4]. Заметна нарастающая потребность регионов в увеличении ёмкости рынка за счёт выпуска новых ценных бумаг, деривативов и инфраструктурных облигаций, структурных облигаций, заключения контрактов СПИК 2.0, зеленых облигаций, фабрики проектного финансирования (и ее инструмента - синдицированного кредитования) и инфраструктурной ипотеки. При этом дальнейшее развитие финансового рынка возможно будет проводить как за счёт вертикальной интеграции, так и за счет региональной автономизации.
Самофинансируемый регион, как предлагает автор, можно определить через его принципы функционирования и неотъемлемые характеристики, связанные с индикативными показателями (КР1), определяющими его рейтинг по шкале «адаптивный/неадаптивный финансовый рынок». Вопрос рей-тингования решается благодаря организации соответствующего рейтингового агентства как одного из участников современной архитектуры финансовых рынков. Предлагаемые к созданию «самофинансируемые регионы» - это регионы, которые могут самостоятельно генерировать финансовые ресурсы; независимы от внешних негативных шоков и влияния санкций; открыты и прозрачны для контрольно-надзорных органов; функционируют по принципу замкнутого цикла. Опираясь на проведенные ис-
следования, считаем целесообразным и приемлемым ввести компоненты финансового развития региона и увязать их с оценочными индикаторами «адаптивный финансовый рынок» и «неадаптивный финансовый рынок».
Авторский аналитический «ир-1;о^а1е»-подход (или гибридная аналитика финансового рынка в текущий момент времени) состоит в следующем: ориентация на результат, т.е. понимание какими возможностями (финансовыми ресурсами) обладают субъекты финансового рынка для целей инвестирования в реальный сектор экономики, таким образом будет обеспечиваться прямая и обратная связь участников финансового рынка; использование мультиканальности (омниканальности) и открытых платформ; применение облачных технологий, программных средств для анализа и обработки больших массивов информации (big data, data in motion, smart data); настраиваемость модулей для легкости и доступности обработки информации специалистами (персонификация); использование ресурсов малых инновационных предприятий при вузах для качественной подготовки специалистов, проводящих анализ, а также кросс-функциональных мобильных команд специалистов; интуитивная навигация и понятность для пользователей;онлайн анализ финансовой ситуации на рынке для проактивного управления и др.
Требуется переход от реактивного управления финансовыми потоками проектов и целевых программ к проактивному, то есть от управления статистикой «вчерашнего дня» к управлению в режиме реального времени, от реагирования на инциденты до поиска проблем и предотвращения их возникновения. Для реактивного управления финансовыми потоками характерно принятие управленческих и инвестиционных решений как реакции на существующие или выявленные проблемы (то есть ex-post facto, пассивный стиль управления). Проактивное управление финансовыми потоками (ex-ante) -управление финансами, основу которого составляют финансово-экономический анализ с учетом постановки стратегических целей деятельности и поиск способов их достижения, прогнозирование потенциальных изменений и отклонений во внешней и внутренней среде и продуманный предварительный комплекс мер по их устранению.
Проактивный подход заключается в следующем: создание общей обширной информационной базы данных; анализ всех информационных потоков из-за обеспечения высокой доступности необходимых данных; мониторинг и исправление (устранение) нежелательных изменений в режиме реального времени. Считаем целесообразным и обоснованным при реализации инвестиционно-инфраструктурных проектов (в том числе на принципах государственно-частного партнерства) внедрить систему проактивного мониторинга, надзора и контроля за осуществлением финансовых транзакций.
Предлагаем авторский экосистемный (сервисно-технологический) подход к развитию финансового рынка:
• увязан с новыми программами по финтех-индустрии [2], цифровой экономике, фабрике проектного финансирования, механизмами инфраструктурной ипотеки, синдицированного кредитования и отдельными отраслевыми программами по секторам финансового рынка;
• рассматривает финансовый рынок как систему взаимодействующих элементов в период цифровой трансформации экономики с соответствующими чертами и характеристиками. Видоизмененная архитектоника финансового рынка: электронные мгновенные платежи и платежные системы в комплексе с элементами инфраструктуры финансового рынка создают благоприятную среду для развития бизнеса и проектов (на основе государственно-частного партнерства, фабрики проектного финансирования и инфраструктурной ипотеки). Это - конституирующая основа для генерации инструментов и технологий, решений, схем и принципов для сложных механизмов финансирования (структурированных продуктов) экономики реального сектора. Как следствие, ожидается увеличение ширины и глубины рынка и повышение рейтингов страны, усиление и укрепление национальной финансовой независимости и финансовой стабильности;
• учитывает типы инфраструктуры (платформы, среды): технологическая, цифровая, платежная, ре-гуляторная;
• базируется на ценностном подходе к оценке и анализу ключевых показателей эффективности при реализации основных мероприятий по развитию национального финансового рынка с применением кросс-секторального мониторинга и регулирования в режиме реального времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/71220/main_directions.pdf (дата обращения 03.05.2019).
2. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/36231/0N_FinTex_2017.pdf (дата обращения 04.05.2019).
3. Официальный сайт Ассоциации ФинТех. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fintechru.org (дата обращения 03.05.2019).
4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cbr.ru (дата обращения 04.05.2019).
5. Ходунова М.А. Основные решения для обеспечения стабильности на современном финансовом рынке // Банки и финансовые рынки XXI века-потенциал развития. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 35-44.