Научная статья на тему 'Доктрина продовольственной безопасности России должна быть переработана'

Доктрина продовольственной безопасности России должна быть переработана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА / DOCTRINE / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / УГРОЗЫ / THREATS / РИСКИ / RISKS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Андрей Владимирович

В статье проводится анализ Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 30 января 2010 г., рассматриваются основные разделы и направления ее переработки в связи с меняющимися ситуациями на мировом и внутреннем российском продовольственном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the Doctrine of Food Security of the Russian Federation approved by the decree of the President of Russia on 30 January 2010 and discusses major sections and lines of its revision caused by changing situations on global and domestic Russian food market.

Текст научной работы на тему «Доктрина продовольственной безопасности России должна быть переработана»

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Д-р экон. наук А. В. Орлов

ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРЕРАБОТАНА1

В статье проводится анализ Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 30 января 2010 г., рассматриваются основные разделы и направления ее переработки в связи с меняющимися ситуациями на мировом и внутреннем российском продовольственном рынке.

Ключевые слова и словосочетания: доктрина, продовольственная безопасность, угрозы, риски, продовольственный рынок.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (ДПБ) - это результат публичных обсуждений, согласований и компромиссов. Она представляет собой сочетание научно обоснованных условий и предпосылок, позиций и целевых установок в совокупности с основными направлениями политики по обеспечению гарантируемой государством продовольственной безопасности нашей страны.

Проект этого документа обсуждался на заседании правительства РФ еще в ноябре 2008 г. В это время как раз стал проявляться в финансовой и производственной сферах и нарастать, как снежный ком, финансово-экономический кризис. В соответствии с первым этапом плана работы антикризисной правительственной комиссии под руководством первого заместителя Председателя Правительства РФ И. Шувалова аграрно-промышленный комплекс, его холдинги и основные предприятия не были в числе приоритетных при финансовой поддержке со стороны основных государственных банков (ВТБ, Сбербанка, Внешэкономбанка и т. д.), которым была оказана срочная помощь за счет федерального бюджета. На роль кредитора АПК был выдвинут Россельхоз-банк.

На первых страницах ДПБ акцент делается на общем тезисе о безопасности пищевых продуктов, в состав которых помимо сельскохозяйственной продукции включается и иная продукция из водных биоресурсов - рыбная продукция. Это, безусловно, создает целый ряд дополнительных проблем с точки зрения ее производства, хранения, транспортировки и реализации. Тем более что потребление рыбной продукции в нашей стране, как и вообще водных биоресурсов, в частности море- и океанопродуктов, находится на крайне низком уровне.

В ДПБ России неправомерно обойдены значительные по объемам биоресурсы леса - ягоды, грибы, полезные для питания и лечения растения (например, дальневосточный папоротник и т. д.) и коренья (например, женьшень, лимонник и др.), соки типа березового, кленового, желуди и т. д. Они реали-

1 Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ, проект 11-02-00212 а.

зуются в магазинах федеральных и региональных сетей, на городских рынках и местных базарах.

В пункте 4 раздела I говорится о том, что ДПБ является основой для выработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. В широком смысле продовольственная безопасность, как и ДПБ России, требует обязательного включения стадии конечной реализации и конечного потребления, т. е. торговли, в том числе общественного (массового) питания, особенно детсадовского, школьного, вузовского, включая питание в домашних условиях.

В принятой ДПБ в разделе I говорится, что критерием продовольственной безопасности является количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности. Нельзя согласиться с содержащимся в ДПБ определением рациональных норм потребления (РНП) пищевых продуктов (ПП). РНП определяются как рацион, представленный в виде набора продуктов, включающих пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающих сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

Рациональные нормы потребления продуктов питания разрабатываются уже почти 50 лет Институтом питания (ИП) Академии медицинских наук (АМН)1 совместно с другими отраслевыми научными организациями.

РНП представляют собой количественное выражение требуемых ежегодно представителям различных половозрастных и социально-экономических (по уровням доходов) групп основных продуктов питания: хлеба и хлебопродуктов, молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, овощей, плодов, фруктов, ягод и т. д. При этом учитываются научные рекомендации исходя из энергозатрат людей, необходимой сбалансированности потребления по калориям, углеводам, белкам, жирам, витаминам, аминокислотам и другим характеристикам питательной ценности.

С учетом питательной ценности продуктов в совокупности РНП образуют некий критериальный комплекс, который ориентирует производство, торговлю (с учетом потерь), массовое питание (включая лечебное, спортивное, детсадовское, школьное, студенческое, на производстве, в открытой сети и т. д.) и, конечно, самих потребителей на достижение рекомендуемых наукой о питании и потреблении критериальных характеристик.

Помимо отмеченной спорности в определении РНП в ДПБ встречаются и другие, требующие уточнения положения.

Так, требуют уточнения понятия экономической и физической доступности продовольствия (раздел I). Экономическая доступность определяется как возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам,

1 Будучи директором Всесоюзного НИИ по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли Минторга СССР (1978-1989), автор принимал непосредственное участие в совместных с ИП АМН научных разработках РНППП. В последующие годы (1989-2004) в силу своего служебного положения автор был непосредственно связан с этой проблемой.

обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения, в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления (РНП). Вероятно, стоило бы указать на то, при каком уровне потребительской инфляции и при какой свободе выбора каналов приобретения и потребления продуктов (социальный магазин так называемой шаговой доступности, гипермаркеты или супермаркеты федеральных или региональных торговых сетей, городские базары, местные продуктовые развалы, предприятия общественного питания и т. д.) обеспечивается эта возможность. Причем она тем больше и шире, чем ниже уровень потребительской (продуктовой) инфляции и чем больше есть для выбора граждан каналов приобретения и потребления продуктов.

Официальное измерение уровня инфляции Росстатом (по потребительской корзине) и тем более Центральным банком (по монетаристской методологии) 430-450 товаров и услуг «разбивается» о безбрежный ассортимент продовольственных товаров и повседневных продуктов питания (за рамками потребительской корзины). Потребительская (продуктовая) же корзина ограничена списком товаров и услуг для сопоставлений в динамике и международных сравнений. В реальной, а не статистической жизни цены на продукты нередко отличаются на 30-40% в ту или другую сторону. Поэтому требуется введение двух поправочных (повышающих уровень официальной статистической инфляции) коэффициентов для оценки уровня реальной потребительской, и особенно продовольственной, инфляции.

Первый повышающий коэффициент - это показатель ползучей инфляции (рост цен на продукты за рамками потребительской корзины). Из продуктов повседневного, а тем более сезонного спроса за официальной корзиной оказывается 30-40% регулярно покупаемых продуктов и заменяющих те, что находятся в статистической корзине (особенно мясных, молочных, овощных, фруктовых и т. д.)1.

В 2008-2011 гг., по экспертным оценкам, поправочный коэффициент на ползучую инфляцию К1 составлял 1,2-1,3. Другими словами, если уровень официальной инфляции равен 8% (I ( ~ 8%), то с поправкой на К(1) уровень реальной инфляции оценивается как

I, = 8 ■ (1,2-1,3) и 9,6-10,4%.

Второй поправочный (также повышающий) коэффициент имеет более сложную природу. Это колебания курсов валют (в бивалютной корзине), соотношений рубля и доллара, рубля и евро, евро и доллара.

Здесь также наблюдаются явления, влияющие на поведение участников (контрагентов) потребительского и, конкретно, продуктового рынка. Играет роль и доля импортных продуктов, поскольку на целый ряд из них (зерно, мясо, сухое молоко и молокопродукты, рис, сахар, мясопродукты, кофе, какао бобы, шоколад, оливковое и соевое масло и т. д.) на мировом рынке в последние годы (2008-2011) наблюдалась устойчивая тенденция роста цен. Причины этого роста могли быть разными: основной производитель мяса - Аргентина (2008) - вводила квоты на вывоз; Кот-де-Вуар (2010) ограничивал продажу

1 Самое же убедительное проявление ползучей инфляции относится к лекарствам.

какао-бобов; засуха в России (2010) вносила сильные колебания в состояние мирового зернового рынка; на европейском рынке овощей, в частности огурцов, в 2011 г. вводились, например, Роспотребнадзором временные запреты на ввоз этой продукции в нашу страну1.

Второй повышающий поправочный индекс к/2) относится к так называемой скрытой инфляции и в 2008-2011 гг. составлял, по экспертным оценкам, 1,1-1,15. Интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства и создание условий для конкуренции благоприятствуют сдерживанию инфляции.

Физическая доступность продовольствия рассматривается в ДПБ как уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов. Речь фактически идет о необходимости приближенности в городе и на селе торговой сети и предприятий массового питания к конечным потребителям - гражданам. В последние годы в нашей стране стали развиваться новые формы торговли - заказы (торговля) через Интернет, доставка продуктов на дом. На селе исторически в рамках системы потребительской кооперации развивалась развозная торговля, в том числе адресная -доставка автолавками хлеба, масла, колбасы, сахара пожилым людям.

Для пожилых граждан (в России их 36 млн. человек), хронически больных и инвалидов (12 млн. человек) требуются отработка специальных механизмов заказа (например, по телефону) и каждодневная доставка продуктов, например, с помощью волонтеров или сестер милосердия при храмах.

В ДПБ подчеркивается, что определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность. А как же вся логистическая цепочка: импортеры - транспорт - складирование - оптовые и розничные звенья торговли? При выпадении этой сферыг нарушаются известные принципы системного и программно-целевых подходов.

В ДПБ, как нам кажется, несколько упрощенно трактуют роль вступления России в ВТО. Мол, если это вступление2 будет отвечать национальным интересам нашей страны, то вхождение в ВТО будет способствовать и укреплению продовольственной безопасности. В принципе, вероятно, так и должно быть. Тем более на глобальных продовольственных рынках летом - осенью 2011 г. не проявлялась волатильность (сильная неустойчивость, колебательность) товарного предложения и роста цен, характерная для 2010 и начала 2011 г.

Зерновой сегмент мирового продовольственного рынка, в том числе и благодаря неплохому урожаю в России - более 90 млн. тонн, находился (на октябрь 2011 г.) в значительно более спокойном состоянии. Не создавалось, как в 2010 г., дополнительных нараставших угроз снижения объемов ежегод-

1 Подобным образом «здравоохранительными» критериями несколько раз ограничивался ввоз молочной продукции из Белоруссии, виноградного вина из Молдавии и Грузии.

2 Оно готовится правительством РФ в лице Минэкономразвития России в переговорном процессе на начало 2012 г.

ной помощи странам Африки и Латинской Америки с хронически голодающим населением (Сомали, Эфиопия, Эритрея, Гаити и т. д.).

В ДПБ (раздел II) вводится система показателей продовольственной безопасности и критерии их оценки. При этом выделяются сферы потребления, производства и национальной конкурентоспособности, организации управления. Правомерно ли, что импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия попал в сферу производства и национальной конкурентоспособности? Сюда же включены и объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания. Нам представляется, что все это в большей мере относится к сфере потребления.

Введенные в ДПБ критерии для оценки состояния продовольственной безопасности, а именно удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов, представляются вполне приемлемыми: зерна - не менее 95%; сахара и растительного масла - не менее 80%; мяса и мясопродуктов - не менее 85%; молока и молокопродуктов - не менее 90%; рыбной продукции - не менее 80%; картофеля - не менее 95%; соли пищевой - не менее 85%.

В разделе III «Риски и угрозы» ДПБ выделяются как наиболее значимые макроэкономические, технологические, агроэкологические и внешнеторговые риски, которые формируют угрозы продовольственной безопасности. При этом упущены риски космобиологического порядка - магнитные бури, повышенная солнечная активность, что в соответствии с пиками известных циклов великого русского ученого А. Л. Чижевского может приводить к засухам, лесным пожарам, эпидемиям животных и другим катаклизмам, порождающим угрозы голода, повышенной смертности и заболеваемости людей.

Авторы ДПБ подчеркивают необходимость проведения комплекса мер для поддержания устойчивости развития экономики. Речь идет о мерах государственного регулирования для преодоления этих негативных явлений. К ним, например, относится низкий уровень платежеспособного спроса населения на пищевые продукты. Как правило, в среднем такой спрос на набор каждодневно потребляемых (хлеб и хлебопродукты, молоко, растительные масла, сахар и т. д.) или сезонно потребляемых (овощи, фрукты, соки, мороженое, безалкогольные напитки и т. д.) продуктов является достаточно устойчивым. О низком уровне спроса осенью 2011 г. можно говорить применительно к постоянно дорожающим импортным овощам (артишокам, салатам, брокколи, томатам, бобовым, маслинам, оливам и т. д.) и экзотическим плодам и фруктам (фейхоа, папайе и дыням), шоколаду и шоколадным конфетам, чаю, кофе, оливковому и соевому маслу, импортным рыбо- и морепродуктам и т. д.

Предлагаемый в ДПБ комплекс мер государственного регулирования, вероятно, не охватывает все процессы и факторы, повышающие риски проявления отдельных угроз, но в целом фокусирует внимание на недостаточном уровне развития инфраструктуры внутреннего рынка, ценовых диспропорциях, слабой инвестиционной и инновационной активности и т. д.

Продовольственная безопасность - больше, чем простое упреждение угроз. В Советском Союзе при разработке первой Продовольственной программы (до 2000 г.) за исходный критерий зернового и потому общего продовольственного благополучия принималось производство 1 тонны зерна на человека. Исходя из численности населения современной России в 142 млн. чело-

век, которая пока продолжает сокращаться, следует говорить в оптимистическом варианте с повышенной надежностью страхования от возможных рисков в переходный период от урожая 2011 г. к урожаю 2012 г. о необходимости сбора 140-142 млн. тонн.

Критерий «1 тонна зерна на человека» означает гарантию в удовлетворении потребностей страны в пищевом и кормовом зерне всех экономических форм хозяйствования. Возможно, в Советском Союзе этот критерий был несколько завышенным. Периодически в 1960-1980-е гг. хронический дефицит мясной, молочной продукции, а в отдельных союзных республиках, областях и краях хлеба и хлебопродуктов (и уж, конечно, кормового зерна) заставлял политическое руководство, каждый год решавшее проблемы импорта пищевого зерна и кормов для скота, а также многих видов продовольствия, перестраховываться. Так это и было в Продовольственной программе (до 2000 г.). Это требование к перестраховке передавалось профильным научным институтам ВАСХНИЛ, экспертным комиссиям и рабочим группам.

Разнообразные риски создают, в случае их нарастания и повышения степени проявления, те или иные угрозы продовольственной безопасности государства и континентов. Эти угрозы становятся наиболее опасными при переходе ранжируемых оценок их уровня в зону катастроф.

В контексте продовольственной безопасности государств и континентов риски можно подразделить на группы.

Первая группа - это экономические, рыночные, в том числе финансово-банковские, инвестиционные, ценовые, кредитные и, наконец, интегрированные предпринимательские риски. Это основная группа рисков. Кризисные времена 2008-2010 гг. характеризовались повышенными рисками этой группы в зерновом, корневом, мясном, сахарном, кофейном, кофе-бобовом и ряде других сегментах мирового продовольственного рынка.

Вторая группа - риски, связанные с процессами космобиологического характера. Это риски, оцениваемые и проявляющиеся в зависимости от природно-климатических аномалий и разрушительных сил стихии. Сюда можно включить засухи, чрезмерно дождливую погоду, тайфун, вихри, ураганы, цунами, землетрясения, пандемии, эпидемии (болезни, вирусы сельскохозяйственных животных) и т. д. Естественно, нужно выделить и температурные аномалии, перепады от жары к холоду, от тепла к резкому похолоданию (русскому морозу).

Третъя группа - риски агротехнологического характера: наличие или отсутствие соответствующей сельскохозяйственной техники, удобрений, уровень агрономической, селекционной культуры, генной инженерии, уровень сельскохозяйственной культуры.

Четвертая группа - это риски государственно-управленческого характера, связанные с наличием или отсутствием стратегий, программ, концепций развития и поддержки агробизнеса и отдельных его секторов с регионализацией государственного воздействия при сочетании механизмов государственной поддержки и чисто рыночных механизмов, действующих на основе конкуренции.

Пятая группа рисков носит в основном образовательно-профессиональный характер (с подготовкой квалифицированных кадров различных

сельскохозяйственных профессий, развитием науки, менеджмента, маркетинга, генной инженерии, биотехнологий, нанотехнологий и т. д.).

В Доктрине продовольственной безопасности РФ рассмотрению рисков и угроз, которые становятся наиболее опасными при переходе в стадию катастроф, уделено достаточно серьезное внимание в разделе III.

Среди основных направлений государственной политики и государственного регулирования раздела IV ДПБ России следовало бы более убедительно показать роль такого механизма, как государственные интервенции. Особенно это связано с ситуацией на внутреннем и мировом рынках зерна в 2008-2010 гг. при сильнейшей засухе во многих зерновых районах России.

Таким образом, Доктрина продовольственной безопасности России должна создавать методологическую и правовую основу для оценки условий формирования и появления угроз в масштабах страны и отдельных регионов, возможностей их определения (прогнозирования) и упреждения. Угрозы продовольственной безопасности должны оцениваться с учетом природных катаклизмов и техногенных аварий по особой балльной шкале. При этом должна вводиться шкала ранжирования (рейтинг) угроз продовольственной безопасности по стране и субъектам РФ.

По оценке специалистов, занимающихся проблемами агробизнеса (НИИ Российской конъюнктуры аграрного рынка, Зернового союза и др.), валовой сбор зерна в 2011 г. позволяет рассчитывать на объем экспорта в 2012 г. в 2223 млн. тонн. При этом надо учитывать, что переходящие с 2009-2010 гг. резервы, остатки и запасы зерна в нашей стране составляли на конец сентября 2011 г. около 20 млн. тонн.

В 2011 г. урожай риса в Краснодарском крае и других производящих эту ценнейшую культуру регионах оказался действительно одним из самых высоких за последнее десятилетие - более 1 млн. тонн. Это полностью покрывает потребность внутреннего рынка нашей страны и гарантирует создание необходимых пищевых запасов и государственных резервов.

Новая версия Доктрины продовольственной безопасности РФ должна быть ориентирована на 2030 г. с предварительной разработкой научной концепции и стратегии продовольственной безопасности. В ней должна быть поставлена в качестве ключевой задача борьбы с продуктовым фальсификатом, контрафактом и контрабандой.

Список литературы

1. Зинчук Г. М. Состояние и проблемы развития продовольственного рынка // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5 (41).

2. Узбекова А. Докопались. Продавать за границу как минимум миллион тонн картошки в год России не дают инфраструктурные проблемы // Российская газета. - 2011. - 14 октября.

3. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.