УДК: 338.43(470.1/.2)(045)
DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.45.23
Доктрина продовольственной безопасности: региональный аспект *
© РОДНИНА Наталья Владимировна, доктор экономических наук E-mail: [email protected]
Арктический государственный агротехнологический университет, Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состояния АПК региона в связи с необходимостью выполнения целевых установок утверждённой в январе 2020 г. новой редакции Доктрины продовольственной безопасности России. Целью исследования определено выявление проблем северного региона и выработка предложений по изменению ситуации для успешной реализации Доктрины. Научная проблема, рассматриваемая в статье, касается определения методологических основ наиболее актуальных для современного состояния направлений аграрной политики, обеспечивающих реализацию Доктрины продовольственной безопасности России и повышение уровня самообеспечения региона. Исследования автора развивают теорию определения социально-экономической роли эффективного взаимодействия властей разного уровня, научное обоснование перспектив дальнейшего развития АПК за счёт трансформации системы управления развитием отрасли, инновационного подхода к подготовке кадров для аграрного сектора, внедрения новых технологических решений как наиболее актуальных. Установлено, что негативное воздействие на экономику сельскохозяйственного производства и продовольственное самообеспечение региона в целом имеют такие факторы, как отсутствие эффективного взаимодействия между государственной и муниципальной властями, а также нехватка в отрасли молодых квалифицированных кадров, компетенции которых отвечают современным требованиям. В статье обращено внимание на недооцениваемые возможности улучшения ситуации в АПК за счёт изменения схемы взаимодействия между государственной и муниципальной властями при реализации программно-целевого метода регулирования и стратегического планирования, а также создания в регионе научно-образовательного комплекса для подготовки конкурентоспособных специалистов для АПК. Для улучшения ситуации необходимо решить задачи по закреплению формирования региональной системы ведения сельского хозяйства на основе совокупности аналогичных систем, разработанных самими муниципальными образованиями, исходя из соответствующих природно-климатических условий, финансовых, материальных и трудовых ресурсов этих районов. Кроме этого, подготовку кадров для системы АПК необходимо начинать со школьной скамьи, применяя при этом новые образовательные стандарты, основанные на научных разработках.
Ключевые слова: продовольственное самообеспечение, северные регионы, АПК, муниципальные образования, подготовка кадров, проектное управление, аграрная политика.
The Food Security Doctrine: Regional Aspects
© Natalya V. RODNINA, D. Sc. of Economic Sciences E-mail: [email protected]
Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article discusses issues of the state of the agro-industrial complex of the region in connection with the need to fulfill the targets approved in January 2020 by the new edition of the Food Security Doctrine of Russia. The purpose of the study is to identify the problems of the northern region and to develop proposals for changing the situation for the successful implementation of the Doctrine. The scientific problem discussed in the article relates to the determination of the methodological foundations of the most relevant areas of agrarian policy for the current state, ensuring the implementation of the Food Security
* Для цитирования: Роднина Н.В. Доктрина продовольственной безопасности: региональный аспект // Арктика и Север. 2021. № 45. С. 23-35. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.45.23
For citation: Brodt L.E. Best Practices of Oil and Gas Companies to Develop Gas Fields on the Arctic Shelf. Arktika i Sever [Arctic and North], 2021, no. 45, pp. 23-35. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.45.23
Doctrine of Russia and increasing the level of self-sufficiency of the region. The author's research develops the theory of determining the socio-economic role of effective interaction between authorities of different levels, scientific justification of the prospects for the further development of the agro-industrial complex due to the transformation of the industry development management system, innovative approach to training personnel for the agricultural sector, and introduction of new technological solutions as highly relevant. It has been established that such factors as the lack of effective interaction between the state and municipal authorities, and also the lack of young qualified personnel, whose competence meets the modern requirements, have a negative impact on the economy of agricultural production and food self-sufficiency of the region as a whole. The article draws attention to the underestimated opportunities for improving the situation in the agro-industrial complex due to a change in the scheme of interaction between the state and municipal authorities during the implementation of the program-targeted method of regulation and strategic planning, as well as the creation of a scientific and educational complex in the region for the training of competitive specialists for the agro-industrial complex. In order to improve the situation, it is necessary to consolidate the formation of a regional agricultural system on the basis of a set of similar systems developed by the municipalities themselves, based on the relevant climatic conditions, financial, material and labor resources of these areas. Besides, it is necessary to start the training of personnel for the agroindus-trial complex system from school, applying new educational standards, based on scientific developments. Keywords: food self-sufficiency, northern region, agro-industrial complex, municipality, training, project management, agrarian policy.
Введение
Продовольственное обеспечение отдалённых территорий является сложной многофакторной проблемой, касающейся наличия продовольствия, его доступности для местного населения и способов использования это продовольствия в питании [1] и одной из основных задач национальной политики государства. Это наиболее актуально для северных и арктических регионов Российской Федерации. При этом его необходимо рассматривать с двух позиций. Во-первых, оно оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья населения, а во-вторых, влияет на финансово-экономические показатели региональной и муниципальной экономики. При этом нужно учитывать, что продовольственная система северных регионов складывается из внутренних возможностей производства сельскохозяйственной продукции, потенциальных объёмов получения продовольствия от охоты и рыболовства и ввоза продовольствия из других регионов и стран [2]. Поэтому современная аграрная политика должна создавать условия для роста агропромышленного производства и тем самым повысить уровень регионального продовольственного самообеспечения. Задача не простая, т. к. сельское хозяйство при этом должно также сохраниться как жизнеобразующая отрасль, выполняющая роль важной социально-экономической функции на селе, основы традиционного уклада жизни селян.
Продовольственное обеспечение таких территорий России, к каким относится Республика Саха (Якутия), является достаточно сложной и многофакторной проблемой и состоит из внутренних возможностей сельхозпроизводства и ввоза продовольствия из других регионов и даже стран.
Вместе с тем продобеспечение населения всегда являлось первостепенной государственной задачей, т. к. оно затрагивает все стороны экономики и социальной политики. При этом вопрос увеличения доли регионального производства в продовольственном обеспече-
нии населения длительное время сохраняет свою актуальность. Именно эта проблема легла в основу новой Доктрины продовольственной безопасности России, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года.
Несмотря на то, что в последние годы наблюдается достаточно много научных работ и публикаций по проблемам реализации современной национальной аграрной политики, все они недостаточно отражают объективный характер развития аграрной сферы и происходящие преобразования на селе [3].
В Республике Саха (Якутия) за многие годы реформирования изменилась структура управления АПК, теперь отдельными полномочиями по вопросам поддержки сельскохозяйственного производства наделены муниципальные районы и городские округа. И это особенно актуально для тех районов, на территории которых уже реализуются или запланированы к реализации крупные промышленные проекты, предполагающие приток дополнительного населения.
В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы: «Насколько эффективной стала новая система взаимодействия "государство — муниципальное образование" и что ещё необходимо сделать для того, чтобы добиться целевых установок новой Доктрины продовольственной безопасности?».
Методы исследования
При выполнении исследования в рамках системного подхода к изучению социально-экономических явлений в аграрном секторе и развитии сельских территорий был произведён анализ отдельных показателей, характеризующих тенденции развития агропромышленного комплекса северного и арктического региона на примере Республики Саха (Якутия), а также факторов, воздействующих на формирование эффективного функционирования сельского хозяйства и всего АПК.
Методологическую основу составили труды отечественных и зарубежных учёных в области АПК, региональной экономики, государственного и муниципального управления.
Для решения задач, поставленных в исследовании, автором применялись общенаучные методы, при этом различные на каждом этапе. Так, теоретическая база формировалась через поиск научных публикаций и иной научной литературы в международных и российских базах данных. Дополнительно к этому были просмотрены веб-сайты научных организаций, занимающихся проблемами продовольственной безопасности и продовольственным самообеспечением регионов.
Исследование проводилось с использованием статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, а также сведений государственных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем необходимо отметить сложность оценки результативности или эффективности региональной и / или муниципальной власти, а также государственной аграрной
политики в целом. Это, прежде всего, обусловлено сложностью измерения этого результата, а также наличием как объективных, так и субъективных факторов. Поэтому оценка произведена на основе сопоставления фактически действующих механизмов регулирования отрасли и полученных конечных результатов, включая социально-экономические параметры.
Результаты исследования, анализ полученных результатов. Современное состояние
АПК Республики Саха (Якутия)
Продовольственная безопасность страны или отдельного региона является основным направлением аграрной политики, и специфические особенности сельскохозяйственного производства являются объяснением повышенного внимания большинства стран к аграрному сектору экономики. С учётом этих обстоятельств во многих странах с рыночной экономикой действуют развитые многоканальные системы поддержки сельского хозяйства [4]. Агро-продовольственный сектор не является самодостаточным и требует значительных вложений. Однако иной альтернативы для производства продовольствия и продуктов питания в современной экономике просто не существует [5]. На макроуровне аграрное производство не вписывается в современную модель рыночной экономики и может успешно развиваться лишь при наличии государственной поддержки и интеграционных преобразований [6].
В течение последних двух десятилетий в Республике Саха (Якутия) предпринималось достаточно много мер по восстановлению объёмов сельскохозяйственного производства, что позволило за счёт увеличения производства в хозяйствах населения незначительно его стабилизировать (табл. 1).
Таблица 1
Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, проценты
Годы Хозяйства всех категорий В том числе
Сельскохозяйственные предприятия К(Ф)Х и ИП Хозяйства населения
2000 98,4 100,6 97,9 97,8
2005 103,6 106,6 118,6 97,9
2010 97,0 121,8 91,9 93,1
2015 97,2 91,0 99,0 98,8
2016 101,2 98,8 104,1 100,5
2017 103,1 103,4 104,3 102,2
2018 100,1 101,3 97,5 101,1
2019 101,7 102,1 97,5 104,1
2020 100,6 99,8 101,1 100,6
Но в то же время в АПК по-прежнему сохраняется нестабильность поголовья сельскохозяйственных животных (рис. 1), что негативно влияет на уровень продовольственного обеспечения Якутии.
зэи 300 250 200 150 100 50 0 * *
"-J- -г- -ни
2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2024
^^Крупный рогатый скот 289,7 268,1 233,7 199,2 190,9 187,2 186,6 188 183,5 183,3 181,1 1
в том числе коровы 109 106,8 87,8 79,9 77,2 75,3 74,6 74,2 70,3 70,7 72 4
^^ Лошади 129,5 130,2 163,6 169,7 167,4 176,6 181,5 184,2 178,2 183 181,8
)( Олени 156,2 153,7 200,3 191,1 177,1 156 156,8 154,6 146,6 152,1 155 г
Рис. 1. Динамика изменения и прогноз количества отдельных видов сельскохозяйственных животных в Республике Саха (Якутия) на конец года, тыс. голов.
Анализ показателей сельского хозяйства указывает на недостатки в прогнозировании и стратегическом планировании развития аграрного сектора. Исследования показали, что основным методом прогнозирования при определении стратегии развития сельского хозяйства в Якутии является метод экстраполяции, т. е. перенос сложившихся в прошлом и настоящем тенденций развития на будущее. Именно применение этого метода приводит к ошибкам и существенному отклонению от прогнозных показателей. Так, за период с 2012 по 2020 гг. точность прогнозирования по производству мяса составила 9,1%, а по молоку — 5,4 %.
В связи с этим актуальной задачей отрасли является необходимость выстраивания управленческой работы на новой методологической и методической основе, обеспечивающей повышение уровня прогнозно-аналитического подхода не только к определению показателей развития отрасли, но и к выявлению её внутренних проблем и выработке эффективных управленческих решений.
Динамика состояния сельского хозяйства республики отражает необходимость формирования новых подходов к развитию АПК, с тем чтобы повысить уровень обеспеченности региона продовольствием. Следует создать такой механизм государственного регулирования, который бы позволил комплексно решить вопросы наращивания объёмов сельскохозяйственного производства с непосредственной их увязкой с развитием сельских территорий [7].
1 Точность прогнозирования — показатель, характеризующий качество составления прогноза, и отражающий насколько фактические показатели совпадают с прогнозными значениями.
Основные направления решения проблем АПК Республики Саха (Якутия)
Наращивание объёмов сельскохозяйственного производства и, соответственно, повышение уровня продовольственного самообеспечения региона должно быть достигнуто за счёт изменения отношений между региональной и местной властями.
Одним из механизмов управления АПК во многих субъектах Российской Федерации является практика разработки Системы ведения сельского хозяйства. Подобная практика имеется и в Якутии. По сути, данной Системой должен быть «узаконен» комплекс мер, направленный на организацию расширенного воспроизводства за счёт совершенствования организационно-экономических, технологических, социальных и иных механизмов и мероприятий. Основу Системы, конечно же, должен составлять раздел по стратегическому развитию сельского хозяйства и оценки возможных результатов её реализации. Фактически, как показывает опыт, Система ведения сельского хозяйства в регионе в настоящее время ограничивается анализом текущего состояния и применяемыми в текущем периоде механизмами, не опираясь на совокупность систем ведения сельского хозяйства районов и городских округов.
Развитие отрасли при этом рассматривается только с позиции государственной поддержки и без достаточного анализа различий сельхозтоваропроизводителей по территориальному расположению, технологическому уровню, наличию квалифицированных кадров, особенно в субъектах малых форм предпринимательства и др.
Для решения этих проблем в республике необходимо разработать эффективную систему управления, которая позволила бы создать условия для увеличения и расширения производства конкурентоспособной продовольственной продукции. Для изменения ситуации автором предлагается изменить процесс планирования развития АПК республики и для начала закрепить формирование систем ведения сельского хозяйства за муниципальными образованиями (городскими округами), как показано на рис. 2.
Рис. 2. Блок-схема взаимодействия государственной и муниципальной властей при определении путей
развития АПК региона.
Необходимо изменить в целом систему прогнозирования развития АПК с переходом на применение комбинированных методов, в том числе метода «форсайт».
При этом, конечно же, решением вопросов продовольственного обеспечения должны заниматься не только субъекты и муниципалитеты, но и федеральный центр.
К примеру, для субъектов, расположенных в Арктике, целесообразно определять пороговые значения уровня продовольственного самообеспечения, а недостающую часть продовольствия (дефицит) обеспечивать за счёт федеральных компенсационных ресурсов [8].
Сельское хозяйство является жизненно важной отраслью как в муниципальной экономике, так и социальной жизни сельских территорий [9]. На одно рабочее место в сельском хозяйстве приходится от восьми до десяти рабочих мест в других секторах экономики, таких как промышленность, транспорт, торговля [10].
При планировании развития АПК нельзя не учитывать территориальную структуру хозяйства региона, особенно там, где намечается реализация крупных промышленных проектов и возможный прирост населения. Точки промышленного роста и создание на этих терри-
ториях агропромышленных зон должны учитываться в муниципальных системах ведения сельского хозяйства.
В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года определено создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития [11]. Социально-экономическую политику по развитию сельских территорий необходимо рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, муниципалитетов, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей [12].
Тяжёлое положение с оттоком квалифицированных кадров из села усугубляется снижением числа подготовленных для сельского хозяйства специалистов. За 10 лет (с 2009 по 2019 гг.) выпуск специалистов по программам высшего образования «Сельское и рыбное хозяйство» снизилось в республике почти на 50% табл. 2).
Таблица 2
Подготовка кадров за 2009-2019 гг.
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2016 2017 2018 2019
Всего 6688 6498 6856 6027 6935 7138 6432 6136 4323 4306
Направления подготовки: сельское, лесное и рыбное хозяйство 375 436 458 365 351 376 340 301 252 265
Указом от 16 августа 2013 года № 2209 Президентом Республики Саха (Якутия) 20142018 гг. были объявлены Пятилеткой устойчивого развития села. Для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов и формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни было определено, что реализация эффективных и упрощённых механизмов подготовки и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности будет осуществляться на основе целевой подготовки и распределения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по специальностям, востребованным в сельской местности, через государственный заказ.
Между тем плановые показатели по трудоустройству выпускников ежегодно не выполняются. Так, в 2017 г. из 200 запланированных специалистов сельского хозяйства только 57% уехали в сёла.
Кадровый потенциал оказывает существенное влияние на результативность развития сельских территорий и аграрного сектора. Знание превратилось в ключевой экономический ресурс и доминирующий, если не единственный, источник конкурентного преимущества [13]. Современная аграрная реформа показывает, что из всех направлений модернизации
АПК наиболее сложно проходит кадровое. Сохраняется проблема закрепляемости молодых специалистов на селе. Неблагополучная ситуация складывается с руководящим звеном отрасли. Испытывается недостаток руководителей, соответствующих новым требованиям, т. е. способным развивать и внедрять новые технологии как в производстве, так и в управлении отраслью.
В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года определена задача о создании благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития. Кроме этого, согласно прогнозам зарубежных компаний, в средне- и долгосрочной перспективе главными направлениями научно-технического развития будут являться информационные, био- и нанотехнологии. Поэтому выпускники вузов должны обладать необходимой для инновационной экономики компетенцией без дополнительного переучивания. Необходима глубокая интеграция науки, образования и производства [14].
Улучшение системы подготовки кадров должно начаться со специального образования ещё в школах, в специализированных агроклассах сельских школ.
Непрерывный образовательный процесс с научным сопровождением и научными исследованиями в агрокластере (АГРОШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ - РАБОТОДАТЕЛЬ)
Агрошколы
Учебный процесс, учебные практические занятия
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Производственная
технологическая
практика
Учебное заведение
СПО
ВО
Целевая
Коммерческая
Аспиранту-ра
Наука
.1______________
.1______________
Научные разработки
1_"
Государственные органы исполнительной власти, муниципальные образования,
работодатели
Рис. 3. Блок-схема научно-образовательного комплекса.
Решение кадровой проблемы может быть найдено за счёт создания научно-образовательного комплекса (НОК), включающего все этапы подготовки специалиста, начиная от школы (агрошколы), заканчивая началом работы у непосредственного работодателя — сельхозтоваропроизводителя (рис. 3). Такой комплекс является своего рода кластером. С.
Розенфельд рассматривал кластеризацию как основу современного экономического развития [15].
Поэтому стратегической задачей НОК необходимо определить формирование непрерывного образования с многоступенчатой системой подготовки специалистов. При этом главным его преимуществом, конечно же, является скоординированность и преемственность учебных программ, их привязка к реальным потребностям производства.
В свою очередь, предприятия-работодатели становятся прямыми заказчиками для учебных заведений и устанавливают требования к принимаемым на работу специалистам. Связи между предприятиями АПК и ВУЗом обеспечат возможность прохождения студентами практики, стажировок, а также разработку перспективных планов или стратегий развития предприятия-работодателя в качестве выпускной квалификационной работы.
Рассмотренные в статье проблемы и негативные факторы не являются исчерпывающими. Именно проектному управлению, как показала практика и оценка Президента России В.В. Путина, свойственна реализация национальных интересов страны. Доктрина продовольственной безопасности также является национальным проектом и применение эффективных методов и механизмов её реализации может обеспечить повышение качества и уровня жизни российских граждан.
Принцип реализации проектного управления должен быть построен на неразрывности развития сельских территорий и сельского хозяйства. Мерами, способствующими обеспечению населения качественной и безопасной пищевой продукцией, а также устойчивому развитию сельских территорий, должны стать, конечно же, строительство современного жилья на селе, котельных, больниц, школ, детский садов и спортивных объектов. Все эти меры должны способствовать изменению ситуации и выводу АПК из застоя. При этом все проекты должны включать обязательно инновационный компонент, направленный на генетику, селекцию, новые биотехнологии.
На фоне решения проблемы по закреплению молодёжи на Дальнем Востоке, нужны новые стимулы и мероприятия для трудоустройства местных жителей и молодёжи на предприятиях АПК. В их числе обязательно должны быть получение высшего и / или среднего специального образования за счёт бюджетных средств, компенсационные выплаты при направлении на работу в сельскохозяйственные организации по аналогии с программами «Земский доктор» и «Земский учитель», сниженная ставка при привлечении банковских кредитов и ряд других. И эти меры тоже должны быть включены в соответствующие проекты.
Дополнительно к этому необходимо усиление акцентов бюджетной политики на направлении финансовых ресурсов на достижение целей, определённых в Доктрине продовольственной безопасности, ставшей на сегодня главной линией государственной аграрной политики. Именно так определено в Доктрине продовольственной безопасности: «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федераль-
ными органами исполнительной власти реализуют с учётом региональных особенностей единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности» 2.
Заключение
Для изменения ситуации в АПК требуется трансформация в системе его управления и, соответственно, разработка новых моделей взаимодействия между региональной и муниципальной властями.
Итоги исследований укрепили позицию автора в признании необходимости конструктивного взаимодействия между ветвями власти. Согласованность их позиций в вопросах развития АПК является основным условием позитивных изменений в аграрном секторе и в развитии сельских территорий. Обязательно должно быть сбалансировано единство взглядов на систему прогнозирования и стратегического планирования развития АПК, как определено Доктриной продовольственной безопасности России.
Успешность функционирования регионального АПК во многом зависит от правильности определения тех факторов и тенденций, которые препятствуют его эффективному развитию, в связи с чем мероприятия региональных и муниципальных программ, систем ведения сельского хозяйства должны быть синхронизированы, что, несомненно, позволит аграрному сектору республики подняться на более высокий уровень.
Исследование также показало необходимость реформирования системы агрообразо-вания и подходов к подготовке кадров для АПК региона и страны в целом. Необходима концептуальная подготовка аграриев начиная со школы, в том числе в агрошколах. Все ступени образования должны быть включены в единый комплекс по схеме «школа — СПО — ВУЗ — работодатель» и быть направлены на единый результат, т. е. на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Обобщая результаты проведённого исследования, автор определяет направления, способствующие начальному этапу развития АПК и повышению уровня продовольственного самообеспечения:
• усиление взаимодействия государственно-муниципального партнёрства, направленное на повышение эффективности агропромышленного комплекса, с научно-методическим обеспечением организационно-экономических механизмов этих отношений;
• совершенствование государственного управления АПК и переход на проектное управление;
2 Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
• регионализация государственной политики в области агрообразования и её направленности на конкретные потребности аграрного сектора региона и непосредственных сельхозтоваропроизводителей. Полученные результаты предполагается применить в интересах Республики Саха
(Якутия) для повышения эффективности управления аграрным сектором экономики.
Литература
1. Godrich S.L. What are the determinants of food security among regional and remote Western Australian children? // Australian and New Zealand Journal of Public Health. 2017. Vol. 41. No. 2. Рр. 172-177.
2. Armendariz V., Armenia S., Atzori A., Romano A. Analyzing Food Supply and Distribution Systems using complex systems methodologies // Proceedings in system dynamics and innovation in food networks 2015. Рр. 36-58. DOI: 10.18461/pfsd.2015.1504
3. Алтухов А.И., Дрокин В.В., Журавлев А.С. Продовольственная безопасность и импортозаме-щение — основные стратегические задачи современной аграрной политики // Экономика региона. 2015. № 3. С. 256-266. DOI: 10.17059/2015-3-21
4. Беспахотный Г.В. Задачи государственного планирования АПК и методы их решения // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 5. С. 2-7.
5. Милосердов В.В. Система управления агропромышленным комплексом // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 7. C. 35-44.
6. Kerry K.L., Vernon E. A review of past agribusiness management research // Agribusiness. 2010. No. 4. Рр. 397-408.
7. Роднина Н.В. Государственное регулирование продовольственного обеспечения регионов Севера // Современная экономика: проблемы и решения. 2017. № 9. С. 104-113. DOI: 10.17308/meps.2017.9/1737
8. Роднина Н.В. Внутренняя продовольственная помощь в Российской Федерации: проблемы и решения // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 3 (450). С. 484-494. DOI: 10.24891/re.16.3.484
9. Раст Д.В. Муниципальное управление развитием сельских территорий региона // Проблемы современной экономики. 2015. № 10. С. 211-215.
10. Чупрякова А.Г., Косинский П.Д. Особенности устойчивого развития сельских поселений промышленного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 23 (302). С. 39-45.
11. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России / Под ред. Н.Ф. Глазовского, А.В. Гордеева, Г.В. Сдасюка. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2005. 615 с.
12. Коваленко Е.Г. Проблемы и механизмы развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-3. С. 687-690.
13. Drucker P.F. Managing in a Time of Great Change. New York: Truman Talley Books / Dutton, 1995. 371 p.
14. Голубев А.В. Основы инновационного развития Российского АПК // Москва: РГАУ-МСХА, 2015. 374 c.
15. Doeriger P., Terkla D. Business Strategy and Cross — Industry Clusters // Economic Development Quarterly. 1995. Vol. 9. No. 3. Pp. 225-237.
References
1. Godrich S.L. What are the Determinants of Food Security among Regional and Remote Western Australian Children? Australian and New Zealand Journal of Public Health, 2017, vol. 41, no. 2, рр. 172-177.
2. Armendariz V., Armenia S., Atzori A., Romano A. Analyzing Food Supply and Distribution Systems using complex systems methodologies. Proceedings in system dynamics and innovation in food networks 2015, рр. 36-58. DOI: 10.18461/pfsd.2015.1504
3. Altukhov A.I., Drokin V.V., Zhuravlev A.S. Prodovol'stvennaya bezopasnost' i ¡mportozameshchenie - osnovnye strategicheskie zadachi sovremennoy agrarnoy politiki [Food Security and Import Substitution are the Main Strategic Tasks of Modern Agrarian Policy]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 2015, no. 3, pp. 256-266. DOI: 10.17059/2015-3-21
4. Bespakhotnyy G.V. Zadachi gosudarstvennogo planirovaniya APK i metody ikh resheniya [Problems of State Planning of Agrarian and Industrial Complex and Methods of Their Decision]. Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Economics of Agriculture of Russia], 2015, no. 5, pp. 2-7.
5. Miloserdov V.V. Sistema upravleniya agropromyshlennym kompleksom [Control System of an Agro-Industrial Complex]. Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Economics of Agriculture of Russia], 2015, no. 7, pp. 35-44.
6. Kerry K.L., Vernon E. A Review of Past Agribusiness Management Research. Agribusiness, 2010, no. 4, pp. 397-408.
7. Rodnina N.V. Gosudarstvennoe regulirovanie prodovol'stvennogo obespecheniya regionov Severa [The State Regular Food Supply of Northern Regions]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya [Modern Economics: Problems and Solutions], 2017, no. 9, pp. 104-113. DOI: 10.17308/meps.2017.9/1737
8. Rodnina N.V. Vnutrennyaya prodovol'stvennaya pomoshch' v Rossiyskoy Federatsii: problemy i resheniya [Domestic Food Aid in the Russian Federation: Problems and Solutions]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2018, vol. 16, no. 3 (450), pp. 484-494. DOI: 10.24891/re.16.3.484
9. Rast D.V. Munitsipal'noe upravlenie razvitiem sel'skikh territoriy regiona [Municipal Management over the Development of Rural Regional Territories (Russia, Kemerovo)]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2015, no. 1 (53), pp. 211-215.
10. Chupryakova A.G., Kosinsky P.D. Osobennosti ustoychivogo razvitiya sel'skikh poseleniy promysh-lennogo regiona [Features of Sustainable Development of Rural Communities of the Industrial Region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2013, no. 23 (302), pp. 39-45.
11. Glazovskiy N.F., Vlasova T.K. Ustoychivoe razvitie sel'skogo khozyaystva i sel'skikh territoriy: za-rubezhnyy opyt i problemy Rossii [Sustainable Development of Agriculture and Rural Areas: Foreign Experience and Problems of Russia]. Moscow, Tovarishchestvo nauchnykh izdaniy KMK Publ., 2005, 615 p. (In Russ.)
12. Kovalenko E.G. Problemy i mekhanizmy razvitiya sel'skikh territoriy [Problems and Mechanisms of Development of Rural Territories]. Fundamental'nye issledovaniya [The Fundamental Researches], 2012, no. 3-3, pp. 687-690.
13. Drucker P.F. Managing in a Time of Great Change. New York, Truman Talley Books Publ., 1995, 371 p.
14. Golubev A.V. Osnovy innovatsionnogo razvitiya Rossiyskogo APK [Fundamentals of Innovative Development of the Russian Agro-Industrial Complex]. Moscow, RGAU-MSKhA Publ., 2015, 374 p. (In Russ.)
15. Doeriger P., Terkla D. Business Strategy and Cross - Industry Clusters. Economic Development Quarterly, 1995, vol. 9, no. 3, pp. 225-237.
Статья принята 17.05.2021