О проблемах и решениях продовольственной безопасности северных регионов России (на примере Республики Саха (Якутия)
eee-region.ru/article/6832/
*
f ' V
fi t f »
«
n
On the problems and solutions of food security in the northern regions of Russia (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)
Роднина Наталья Владимировна
доктор экономических наук, декан экономического факультета
Россия, Арктический государственный агротехнологический университет
Аннотация
Статья посвящена проблемам продовольственного обеспечения населения Якутии. Низкий биоклиматический потенциал АПК регионов, отнесенных к труднодоступным и отдаленным территориям, куда относится и Республика Саха (Якутия), определяют необходимость применения особого подхода и поддержки продовольственного обеспечения со стороны государства.
Для решения вопроса продовольственного обеспечения се верных и арктических регионов государству для таких регионов необходимо определять целевые индикаторы с пороговыми значениями, ниже которых не могут опускаться значения по наличию продовольственных запасов. При этом нормативно-правовое регулирование обеспечения недостающей части продовольствия должно осуществляться за счет федеральных ресурсов.
Кроме этого, особое значение в продовольственном обеспечении должно уделяться
Авторы
самими субъектами Российской Федерации. Аграрная политика таких регионов должна быть направлена на реализацию более эффективных мер и выработку таких механизмов, которые обеспечат повышение уровня их продовольственного самообеспечения.
Цель исследования - предложение рекомендаций по решению острых проблем продовольственного обеспечения северных и арктических регионов России.
Ключевые слова
Республика Саха (Якутия), продовольственная безопасность, продовольственная безопасность северных регионов, уровень продовольственного самообеспечения, аграрная политика.
Рекомендуемая ссылка
Роднина Наталья Владимировна
О проблемах и решениях продовольственной безопасности северных регионов России (на примере Республики Саха (Якутия)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Номер статьи: 6832. Дата публикации: 26.12.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6832/
Authors
Rodnina Natalya Vladimirovna
Doctor of Economics, Dean of the Faculty of Economics Russia, Arctic State Agrotechnological University [email protected] Abstract
The article is devoted to the problems of food supply of the population of Yakutia. The low bioclimatic potential of the agro-industrial complex of regions classified as inaccessible and remote territories, which includes the Republic of Sakha (Yakutia), determines the need for a special approach and support for food supply by the state. In order to address the issue of food security in the northern and Arctic regions, the State should set targets for such regions with thresholds below which the availability of food stocks cannot be lowered. At the same time, the regulatory regulation of the provision of the missing part of food should be carried out at the expense of federal resources. In addition, the entities of the Russian Federation themselves should pay special attention to food security. The agrarian policies of such regions should aim at implementing more effective measures and developing mechanisms that would improve their food self-sufficiency.
The purpose of the study is to offer recommendations to solve acute problems of food supply in the northern and arctic regions of Russia.
Keywords
The Republic of Sakha (Yakutia), food security, food security of the northern regions, the level of food self-sufficiency, agricultural policy.
Suggested Citation
Rodnina Natalya Vladimirovna
On the problems and solutions of food security in the northern regions of Russia (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6832. Date issued: 26.12.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6832/
Введение
С момента принятия Доктрины продовольственной безопасности России все более интенсивно стало уделяться внимание этой проблеме. В разные времена по разному трактовалась ее понятие. К примеру, Национальным фондом защиты потребителей, продовольственная безопасность определена как «обеспеченная продовольственными ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних условий или угроз удовлетворять потребности населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания, питьевой водой и другими пищевыми продуктами в объемах, качестве и ассортименте, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения».
Комиссия по правам человека ЭКОСОС в 1999 году значительно расширила ее трактовку, определив ее как доступ к продовольствию всем людям для здоровой и активной жизни. Достижение продовольственной безопасности определяется тогда, когда продукты питания имеются в достаточном количестве, а их поставки -стабильные. При этом национальная продовольственная безопасность - это когда все члены общества фактически пользуются правом на достаточное питание. На уровне домашнего хозяйства - гарантированное обеспечение продуктами питания каждому человеку для ведения здоровой и продуктивной жизни.
Доктриной продовольственная безопасность определена одним из главных направлений национальной безопасности страны. При этом основным индикатором, отражающим уровень продовольственной безопасности, определен уровень самообеспеченности продовольствием как государства в целом, так и отдельного ее региона.
При этом продовольственное самообеспечение региона определяется доступностью продуктов питания для населения не только в достаточном количестве, но и надлежащего качества. В свою очередь сбалансированность экономической и физической доступности продовольствия может быть достигнуто не только агропродовольственной политикой, но и общим макроэкономическим развитием региона.
Результаты исследования
Система показателей, характеризующих уровень продовольственного самообеспечения, включает оценку потребности в продуктах питания с учетом прироста населения и наращивания объемов производства, в том числе за счет использования потенциала домохозяйств.
Обязательному учету подлежат как количественный, так и качественный уровень удовлетворения потребностей населения с учетом норм потребления, и особенностей традиционного питания различных слоев населения региона.
Еще в 2014 году была утверждена Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, в основу которой легли положения Доктрины продовольственной безопасности 2010 года [1]. При этом результатами к 2020 году Концепция определяла повышение обеспеченности отдельных категорий граждан высококачественным сбалансированным питанием до 90 процентов и увеличению охвата обучающихся в образовательных организациях сбалансированным и качественным питанием до 80 процентов. По прошествии многих лет необходимо рассмотреть ее реализацию непосредственно к региону, имеющему ряд негативных факторов, таких как суровые природно-климатические условия, низкую транспортную доступность, сезонность завоза грузов. При том, если с охватом обучающихся питанием проблема на сегодня решена, то по сбалансированному питанию сохраняется напряженность.
В целом развитие Республики Саха (Якутия) неразрывно связано с деятельностью агропродовольственного сектора, основной целью которого является формирование эффективного и устойчивого сельскохозяйственного производства, обеспечивающего внутренний рынок региона продовольствием. Несмотря на незначительную его долю в ВРП, АПК является одним из важнейших секторов экономики республики. Создание собственной продовольственной базы Севера -это основа безопасности территории, поддержание развития новых отраслей в регионе, создание новых рабочих мест для населения, а производство местных продуктов питания в рациональном сочетании с завозом высококачественной продукции из других регионов страны, необходимо рассматривать как первооснову развития северных территорий [2].
При этом нужно понимать, что качество жизни северян определяется не только уровнем доходов или условиями проживания. Немаловажное значение имеет качество продовольственного обеспечения, ассортимент и доступность продуктов питания [3].
В этой связи следует изучить и проанализировать текущее состояние и реальные возможности развития агропродовольственного комплекса. На основе применения различных методов и экспертиз установить тенденции развития отраслей АПК, наиболее существенные проблемы, оценить результаты влияния государственной поддержки. И в этом вопросе было бы целесообразно основным критерием продовольственного обеспечения считать оценку состояния самообеспечения
продовольствием региона с учетом физиологических потребностей населения. Что же касается самих регионов, то дальнейшее развитие аграрного сектора целиком зависит от эффективности региональной аграрной политики и ее адаптации к быстроизменяющимся макроэкономическим условиям.
Республика Саха (Якутия) - один из немногих регионов, в котором на долю финансового обеспечения сельского хозяйства приходится практически до 10 % регионального государственного бюджета. Вместе с тем, несмотря на рост индекса производства продукции сельского хозяйства, производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции остается не стабильным.
106,0 104,0 102,0 100,0 98,0 96,0 94,0 92,0 90,0
33,0 2012 1 2013 2014 2015 2016 1 2017 _1_ 2013 _1_ 2019 _1_ 2020 2С 21 20 L2
-РФ 94,4 105,1 104,1102,1104,3 102,9 99,3 104,3101,5
— РС(Я) 93 93,5 99,2 97,9 99,7 103,1100,1101,7 100,6
— — - Линейная (РФ) Линейная (РС(Я) )
Рис. 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) Республики Саха (Якутия) в % к предыдущему году
Рис. 2. Производство продукции сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)
В результате практически остается неизменной величина самообеспеченности Республики в основных продовольственных товарах. Производство мяса на душу населения, по-прежнему, ниже 30%, по молоку и яйцу по 57%, овощам и картофелю 38 % и 67 %. В числе основных причин является высокий уровень технологического износа [4] и конечно же несовершенство методов управления отраслью.
Концепция поддержки экономического и социального развития районов Севера, от 07.03.2000 г. № 198, определила, что «Государственная поддержка поставок за счет средств федерального бюджета предусмотрена для территорий с ограниченными сроками завоза продукции, необходимой для жизнеобеспечения населения, организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный центр по предложениям субъектов Российской Федерации определяет перечень районов, нуждающихся в государственной поддержке, и обеспечивает координацию завоза в них продукции».
Заключение
Якутию отличают не только огромная территория, множество природных ресурсов, но и как у многих северных регионов, наличие огромных естественных сельхозугодий - сенокосов и пастбищ, большие запасы рыбных ресурсов, дикоросов [5], открывающих значительные возможности к развитию.
Вместе с тем, такие регионы, как Якутия, всегда будут нуждаться в государственной поддержке продовольственного обеспечения, в связи с чем, на уровне Российской Федерации необходимо для таких субъектов определить некий его стандарт. При его помощи будут выявляться не только проблемы рынков, но и происходить корректировка направлений аграрной политики с целью минимизации рисков и угроз в продовольственном обеспечении для северных регионов. Действующую систему государственной бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей необходимо кардинально совершенствовать. Так, для повышения инвестиционно-инновационной активности и развития хозяйствующих субъектов АПК целесообразно создать специальную аграрную инвестсистему, наделив ее необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами. На основе тщательного анализа инвестиционных рисков, сезонных факторов и региональных особенностей, она должна включать финансовый лизинг, страхование, обновление основных производственных фондов на всей технологической цепочке от производства до реализации продукции. Кроме этого, имеется потребность в изменении отдельных положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ в части стимулирования инновационной деятельности и повышения ответственности за полученные результаты, а также по системе информационного обеспечения сельского хозяйства.
Кроме этого, уже сейчас обусловлена острая необходимость в разработке Стратегии продовольственного обеспечения (независимости) Республики Саха (Якутия).
При этом развитие системы продовольственного обеспечения населения и переориентирование аграрной экономической системы на повышение продовольственной безопасности может обеспечить только модернизация и технологическое перевооружение аграрной отрасли.
Библиографический список:
1. Бухалов, Д.Н., Новикова, К.В., Радостева, Э.М. Внутренняя продовольственная помощь как важнейший аспект экономической и социальной политики региона // Экономика и предпринимательство, 2013, no 10, с. 150-153.
2. Самсонов,а И.В. Продовольственное обеспечение северных территорий. Арктический вектор: стратегия развития. Материалы II-й научно-практической конференции (2019), рр.155-158. Россия, Якутск (2019).
3. Егорова, И.К., Баишева, А.Ф. Проблемы развития рынка сельскохозяйственной продукции Республики Саха (Якутия) //Агропродовольственная экономика [Электронный ресурс] http://apej.ru/article/04-04-2018 (дата обращения 15.11.2021).
4. Иванов, В.А. Особенности продовольственного обеспечения населения и развития сельского хозяйства Арктической зоны России // Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 мая 2018 года, Северодвинск, Архангельск) Сбережение коренного населения в Арктической зоне РФ в условиях трансформации образа жизни и изменения климата - 2018. - С. 127-138
5. Иванов, В.А. Условия и возможности реализации потенциала сельского хозяйства зоны Севера //Арктика и Север. - 2019. — № 35. - С.25-45.
Bibliography:
1. Bukhalov, D.N., Novikova, K.V., Radosteva, E.M. Domestic food aid as the most important aspect of the economic and social policy of the region [Vnutrennyaya prodovol'stvennaya pomoshch' kak vazhneyshiy aspekt ekonomicheskoy i sotsial'noy politiki regiona]// Economy and Entrepreneurship, 2013, no.10, p. 150153.
2. Samsonova, I.V. Food supply for the northern territories. Arctic vector: development strategy [Prodovol'stvennoye obespecheniye severnykh territoriy. Arkticheskiy vektor: strategiya razvitiya]. Materials of the II scientific-practical conference (2019), pp. 155-158. Russia, Yakutsk (2019).
3. Egorova, I.K., Baisheva, A.F. Problems of the development of the market for agricultural products of the Republic of Sakha (Yakutia) [Problemy razvitiya rynka sel'skokhozyaystvennoy produktsii Respubliki Sakha (Yakutiya)]// Agri-food economy [Electronic resource] http://apej.ru/article/04-04-2018 (reference date 15.11.2021).
4. Ivanov, V.A. Features of food supply for the population and the development of agriculture in the Arctic zone of Russia [Osobennosti prodovol'stvennogo obespecheniya naseleniya i razvitiya sel'skogo khozyaystva Arkticheskoy zony Rossii]// Proceedings based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (May 24-25, 2018, Severodvinsk, Arkhangelsk) climate change — 2018. — pp. 127-138
5. Ivanov, V.A. Conditions and opportunities for realizing the potential of agriculture in the North zone [Usloviya i vozmozhnosti realizatsii potentsiala sel'skogo khozyaystva zony Severa]// Arctic and North. — 2019. — No. 35. — P.25-45.