Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты формирования системы продовольственного обеспечения северных, полярных и арктических территорий'

Стратегические приоритеты формирования системы продовольственного обеспечения северных, полярных и арктических территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
268
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ОСВОЕНИЕ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полбицын С. Н., Дрокин В. В., Журавлев А. С.

В работе собраны и систематизированы данные по современному состоянию системы продовольственного обеспечения населения северных, полярных и арктических территорий, произведен анализ системы «северного завоза». В результате исследования были выявлены основные проблемы текущего состояния продовольственного обеспечения населения арктических территорий. Изучены современные модели организации продовольственного обеспечения в районах Крайнего севера, которые были нами оценены как неспособные удовлетворять приоритетам населения по обеспечению качественным продовольствием. Это является фактором, сдерживающим освоение и устойчивое экономическое развитие арктических территорий. Таким образом, выявленные факторы позволяют сформулировать основные требования к перспективной модели продовольственного обеспечения населения арктических территорий, направленной на удовлетворение приоритетов формирования системы продовольственного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Полбицын С. Н., Дрокин В. В., Журавлев А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты формирования системы продовольственного обеспечения северных, полярных и арктических территорий»

Стратегические приоритеты формирования системы продовольственного обеспечения северных, полярных и арктических территорий

Полбицын С.Н., к.т.н., доцент, ст. науч. сотрудник сектора агропродовольственной политики института экономики Уральского отделения

РАН, sergey.polbitsyn@me.com Дрокин В.В. к.т.н., доцент, ст. науч. сотрудник сектора агропродовольственной

политики института экономики Уральского отделения РАН, agrour@mail.ru Журавлев А.С., ст. науч. сотрудник сектора агропродовольственной политики института экономики Уральского отделения РАН, agrour@mail.ru

Аннотация:

В работе собраны и систематизированы данные по современному состоянию системы продовольственного обеспечения населения северных, полярных и арктических территорий, произведен анализ системы «северного завоза». В результате исследования были выявлены основные проблемы текущего состояния продовольственного обеспечения населения арктических территорий.

Изучены современные модели организации продовольственного обеспечения в районах Крайнего севера, которые были нами оценены как неспособные удовлетворять приоритетам населения по обеспечению качественным продовольствием. Это является фактором, сдерживающим освоение и устойчивое экономическое развитие арктических территорий.

Таким образом, выявленные факторы позволяют сформулировать основные требования к перспективной модели продовольственного обеспечения населения арктических территорий, направленной на удовлетворение приоритетов формирования системы продовольственного обеспечения.

Ключевые слова: Агропродовольственная система, продовольственное

обеспечение, северные территории, освоение арктического региона

Resume: The article presents and organize data on the current state of the food system of the northern polar and arctic areas, the analysis of the "northern delivery". The study identified the main problems of the current state of food security of the population of the Arctic areas.

Studied modern models of the organization of food supply in the Far North were described as unable to meet the priorities of the population to ensure the quality of food. This is a constraint to development and sustainable economic development in the Arctic territories.

Therefore, identifying factors allow us to formulate the basic requirements for a prospective model of food security of the population of the Arctic territories, aimed at meeting the priorities of formation of the food system.

Keywords: agrifood system, food supply, arctic territories, assimilation of arctic region

Публикация подготовлена в рамках выполнения программы фундаментальных исследований Президиума РАН №31 «Разработка

стратегических ориентиров развития и институтов освоения северных, полярных и арктических территорий»

Введение

Важным приоритетом в развитии человеческого потенциала следует

признать гарантированное обеспечение населения качественным

продовольствием, что достигается в рамках эффективно функционирующей

агропродовольственной системы. Эффективно функционирующая

агропродовольственная система должна рассматриваться как залог

устойчивости экономического развития любого региона, поскольку, как

указано в доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации,

продовольственная безопасность является «необходимым условием реализации

стратегического национального приоритета - повышение качества жизни

2

российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения».

Освоение северных, полярных и арктических территорий предполагает организационно приемлемые условия для проживания как местного, так и привлекаемого в эти районы населения из других регионов России. Особое значение при этом будет иметь продовольственное обеспечение, что ставит перед исследователями современного вовлечения в хозяйственный оборот северных, полярных и арктических территорий задачу определения приоритетов формирования эффективно действующей системы продовольственного обеспечения населения этого региона.

Анализ модели централизованного продовольственного обеспечения

населения арктического региона

Северный завоз - это комплекс, ежегодно проводимых государством мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера РФ основными продуктами питания в преддверии зимнего сезона.

Он обусловлен, прежде всего, крайне трудными природноклиматическими условиями в этих районах.

В необходимости такого завоза лежат так же и несколько других причин:

1. ограниченность или полное отсутствие в районах Крайнего Севера возможностей для производства многих сельскохозяйственных продуктов;

2. большая рассредоточенность и удалённость основных промышленных центров, исчисляемая многими тысячами километров, что создает трудности и существенно удорожает самостоятельную доставку продовольственных товаров для частных юридических и физических лиц в зимний период;

з.отсутствие транспортной инфраструктуры, кроме воздушного, морского и речного сообщения, в большинстве районов Крайнего Севера.

В этих условиях единственно возможной является централизованная закупка и транспортировка товаров из южных регионов России в районы Крайнего Севера, а так же за счет импорта. Эту обязанность как в СССР, так в настоящее время в России выполняет государство за счет средств федерального бюджета, а так же силами региональных и местных властей.

Районы Крайнего Севера в Российской Федерации и приравненные к ним местности занимают почти 2/3 территории страны. В особых условиях находятся регионы Крайнего Севера страны: Мурманская, Магаданская области, Камчатский край, Республика-Саха (Якутия), а Ненецкий и ЯмалоНенецкий АО. С одной стороны они богаты минеральными и сырьевыми ресурсами, с другой - для большинства из них характерна небольшая численность сельского населения, что при сложных природно-климатических условиях не позволяет обеспечивать население сельскохозяйственной продукцией местного производства.

Из данных таблицы 1 видно, что уровень самообеспеченности населения по приведенным субъектам северных территорий РФ по отдельной продукции к рекомендуемым нормам питания находится на низком уровне и колеблется, например, по молоку от 0,6% (Чукотский АО) до 59% - Республик САХА (Якутия), по мясу - от 4% (Магаданская область) до 34,3% (Чукотский АО и Республика САХА), по яйцу - от 21,7% (Чукотский АО) до 69,5% (Мурманская область).

Таблица 1 - Самообеспеченность* населения северных территорий РФ в

основной сельхозпродукции в 2010 г. (в % к нормативу)**

Картофель Овощи Мясо Молоко Яйца

Камчатский край 93,0 31,7 9,2 14,5 55,9

Магаданская область 63,1 20,3 4,0 10,6 48,3

Мурманская область 7,8 0,6 13,2 10,3 69,5

Чукотский АО 0 0,6 34,3 0,6 21,7

Республика САХА (Якутия) 48,1 22,2 34,3 59,0 49,0

*За минусом продукции, идущей на производственные нужды

**Рассчитано по данным сборника «МСХ РФ Агропромышленный комплекс России в 2010 году. М., 2011

Результаты примерного расчета по завозу дополнительных объемов основной сельскохозяйственной продукции, с целью доведения душевого потребления до рекомендуемых норм питания на примере пяти субъектов РФ, расположенных на территории Крайнего Севера, приведены в таблице 2.

Из таблицы видно, что наиболее крупные объемы северного завоза практически по всем основным видам (особенно по овощам и молоку) сельскохозяйственной продукции необходимы для Мурманской области и Республики САХА (картофель - 73,4-49,7 тыс. т, овощи - 118,7-111,8 тыс. т, мясо - 51,8-47,2 тыс. т, молоко - 217,8-119,8 тыс. т, яйца - 60,7-122,1 млн. шт, соответственно). Сравнительно небольшие объемы северного завоза следует завозить в Чукотский АО (картофель - 5,1 тыс. т, овощи - 7,6 тыс. т, мясо - 2,5 тыс. т, молоко - 15,5 тыс. т, яйца - 10,0 млн. шт.).

Таблица 2 - Потребность завоза основной сельскохозяйственной

продукции в отдельные регионы Крайнего Севера в 2010 г. (исходя из норматива), тыс. т

Картофель Овощи Мясо Молоко Яйца, млн. шт.

Камчатский край 2,3 33,0 21,9 84,0 35,5

Магаданская область 5,8 18,8 11,3 42,8 20,3

Мурманская область 73,4 118,7 51,8 217,8 60,7

Чукотский АО 5,1 7,6 2,5 15,5 10,0

Республика САХА (Якутия) 49,7 111,8 47,2 119,8 122,1

Между тем «Чукотка отличается крайне низким уровнем обеспечения транспортом; этому способствуют как очень низкая плотность населения, так и

суровые климатические условия (зима до 9 месяцев), что делает строительство дорог очень дорогостоящим и трудоёмким. На данный момент дороги с покрытием присутствуют только в городах и прилегающих к ним посёлкам; на всей остальной территории Чукотки используются зимники — дороги без покрытия, на которых движение возможно только зимой по укатанному снегу. Для передвижения используются вездеходы, снегомобили и грузовики повышенной проходимости.

В 2012 году начато строительство федеральной дороги «Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь», которая обеспечит круглогодичную транспортную связь Чукотки с дорожной сетью Дальнего Востока России.

Железных дорог на Чукотке нет. Кое-где существуют лишь незначительные узкоколейки на местных предприятиях.

Основные виды транспорта для дальних передвижений — морской и воздушный. Каждый город имеет свой аэропорт. Однако, несмотря на близость Аляски, регулярного воздушного или морского сообщения с ней не существует. Морское сообщение также бывает очень затруднено в период ледостава или ледохода» [5].

В Республике САХА (Якутия) «большая часть грузопотока приходится на водный транспорт. В период навигации основными транспортными артериями становятся реки (Лена, с притоками Вилюй и Алдан, Яна, Индигирка, Колыма). В северные районы республики грузы доставляются Северным морским путём» [6].

В целом доля речного и морского транспорта в грузообороте, республики достигает 80%. Продолжительность навигации на реках составляет 110-160 суток. Значительный объем перевозок выполняется по автозимникам, продолжительность эксплуатации которых колеблется в зависимости от природно-климатических условий в пределах 120-210 суток. При этом сроки действия речных и морских навигаций не совпадают из-за больших перерывов между закрытием навигации и началом работы автозимников.

Развивается автомобильная сеть республики. 25 октября 2008 года официально открыта для круглогодичного движения на всём своём протяжении автодорога федерального значения «Колыма» (Якутск — Магадан).

В Мурманской области проходит федеральная дорога М-18 «Кола» от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией (международный автомобильный пункт пропуска «Борисоглебск») от км 1068.

Из 145 сельских населённых пунктов 106, или 73,1 %, имеют связь по дорогам с твёрдым покрытием с сетью автодорог общего пользования.

Основная железная дорога — электрифицированный переменным током 27,5 КВ участок Ковда — Мурманск (двухпутный от станции Ковда до станции Апатиты и однопутный с двухпутными вставками от станции Апатиты до станции Мурманск) линии Санкт-Петербург — Мурманск [7].

Обеспечение населения регионов Севера продуктами питания имеет сложную схему, и она основывается исходя из существующих социальноэкономических и природных особенностей местонахождения населенных пунктов и городов.

В дореформенное время Государственный завоз продовольствия на Северные регионы России осуществлялся из общесоюзного фонда централизованно по установленным планам поставок и фиксированным ценам. В тот же период действовал отлаженный механизм предоставления и возврата кредитных ресурсов на выгодных условиях (до 1,5 лет и под низкий процент).

Так, например, в Якутию в дореформенное время мясные и молочные продукты завозились из 32 регионов, картофель и овощи - из 10 регионов России и двух бывших союзных республик.

С 1992 г. началось сокращение государственной финансовой поддержки завоза грузов на Крайний Север. Из-за разрушения системы поставок ухудшилась обеспеченность продовольствием населения [3].

В настоящее время в Республике САХА поставка продовольственных товаров перешла от государственных органов к частным коммерческим

структурам. Создание сети региональных и межрегиональных оптовых и оптово-розничных продовольственных рынков, которые исполняют роль основных поставщиков, способствует упорядочению рыночного товарооборота продовольствия. Коммерческие структуры сельских районов необходимое продовольствие берут из этих оптовых рынков. В последствии они, исходя от транспортных и других расходов, сами устанавливают цены на товар. Из-за этого наблюдается значительная разбросанность стоимости продовольствия, доходящая повышением цен до 2-3 раз, чем в центральной части республики.

Морской транспорт в северных широтах арктической и субарктической зон является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориальных хозяйственных комплексов, расположенных в прибрежных зонах Севера России.

Основными документами, определяющими государственную политику в северных территориях Российской Федерации, до недавнего времени являлись Федеральный Закон № 78-ФЗ от 19 июня 1996 г. «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2005 г.) и «Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера». Оба эти документа получили в свое время негативную оценку: «носят, во многом, декларативный характер, не отвечают требованиям сегодняшнего дня и в значительной степени не исполняются. Вследствие этого социальноэкономическое положение и уровень жизни населения в большинстве районов Севера остаются значительно более низкими, чем в других регионах России».

Анализ текущего состояния продовольственного обеспечения отдельных северных территорий России основной сельскохозяйственной продукцией

Освоение арктических территорий предполагает организационно приемлемые условия для проживания как местного, так и привлекаемого в эти

районы населения из других регионов России. Особое значение при этом будет иметь продовольственное обеспечение.

Структура экономики большей части арктических территорий имеет явно выраженную ресурсно-сырьевую ориентацию, в которой основными отраслями являются добывающие отрасли.

Доля сельского населения на северных территориях колеблется существенно, что обусловлено природными условиями и трудностями ведения сельского хозяйства в северных широтах, табл. 3.

Таблица 3 - Численность (по переписи) и прогноз постоянного населения

северных территорий РФ, тыс. чел

Факт. 2010 в % к 2002 г. прогноз 2020 г. (средний) 2020 в % к 2010 г.

2002 г. 2010 г.

все населе ние доля сельск ого, % все населе ние доля сельск ого, %

РФ 145229 26,7 142905 26,3 98,4 141770,7 99,2

Архангельская область 1336 25,2 1228 24,4 91,9 1184 96,4

Вологодская область 1269 31,0 1202 29,3 94,7 1161,6 96,6

Мурманская область 892 7,8 796 7,2 89,2 797,1 100,1

Республика Карелия 716 25,0 645 21,9 90,1 649,1 100,6

Республика Коми 1019 24,7 902 23,0 88,5 891,8 98,9

ХМАО 1433 9,1 1532 8,5 106,9 1752,3 114,4

ЯНАО 507 16,6 523 15,3 103,1 616,7 117,9

Республика САХА (Якутия) 949 35,7 958 35,9 101,0 966,0 100,8

Сахалинская область 547 13,3 498 20,3 91,1 470,6 94,5

Камчатский край 359 18,9 322 22,7 89,7 328,4 102,0

Магаданская область 183 7,7 157 4,6 85,9 152,5 97,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чукотский АО 54 33,4 51 35,2 93,9 40,4 79,2

По среднему прогнозу в 2020 г. численность населения по большинству северных территорий, как и в среднем по России (в сравнении с 2010 г.) будет снижаться. Незначительный рост (0,1-0,8%) прогнозируется в Мурманской области, Республике Карелии и Якутии. В Камчатском крае он составит 2%. Наиболее заметное увеличение численности населения ожидается в ЯмалоНенецком (17,9%) и Ханты-Мансийском (14,4%) автономных округах, в связи с прогнозируемым развитием этих территорий.

В большинстве северных территорий почвы длительно-сезонно-мерзлые, что ограничивает возможности эффективного ведения сельского хозяйства.

В то же время короткий вегетационный период для развития растений и одновременно продолжительный световой день позволяют овощам, картофелю, травам, ягодам вызревать в открытом грунте.

Гидроморфные почвы при мелиорациях легко трансформируются в луговые полугидроморфные, которые были и остаются здесь основой кормовой базы животноводства.

Наличие больших площадей болот и лесов низкого бонитета определяет возможность широкого сбора дикоросов: грибов, ягод, лекарственных

растений; кедровника, кроме того, позволяют использовать сбор орехов.

В целом сельское хозяйство в экономике большинства северных территорий играет вспомогательную роль, а поэтому большая часть продуктов завозится из других регионов.

Сельское хозяйство представлено предприятиями, специализирующимися в животноводстве, птицеводстве и растениеводстве. Основная отрасль -животноводство, в том числе молочно-мясное скотоводство, свиноводство, оленеводство и звероводство.

Ведущее направление сельскохозяйственного производства по северным территориям.

Республика Карелия - молочное и мясное животноводство. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,1%).

Республика Коми - животноводство. Развито оленеводство. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,2%).

Архангельская область - мясомолочное животноводство, оленеводство, овощеводство, картофелеводство. Занимаются также охотой, звероводством. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,3%).

В т.ч.: Ненецкий АО - молочное скотоводство, оленеводство.

Растениеводство представлено слабо, выращивают картофель и турнепс, развивается тепличное хозяйство. 0,0.

Вологодская область - молочное скотоводство, птицеводство. Возделывают лен-долгунец и кормовые культуры, картофель и овощи. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,8%).

Мурманская область - животноводство мясомолочного направления, оленеводство; в растениеводстве преобладает кормопроизводство. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,1%).

Ханты-Мансийский АО - животноводство молочно-мясного направления, оленеводство. Развиты звероводство (серебристо-черная лисица, голубой песец, норка), охота на пушного зверя, в пригородных районах -овощеводство и картофелеводство. (Уд. вес. в общероссийской экономике -

0,2%).

Ямало-Ненецкий АО - оленеводство, звероводство, пушной промысел. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,1%).

Сахалинская область - животноводство. Развиты пушное звероводство, оленеводство. Выращивают картофель, овощи, кормовые культуры. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,2%).

Республик Якутия (САХА) - пушно-меховой промысел, мясомолочное животноводство, картофелеовощеводство. На севере Якутии широко развиты оленеводство, звероводство и пушной промысел. Перспективно дальнейшее

развитие коневодства, оленеводства, а также клеточного пушного звероводства. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,6%).

Магаданская область - оленеводство, звероводство и исторически сложившихся здесь охотничьего и рыболовного промыслов. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,1%).

Камчатский край - клеточное звероводство, оленеводство. Предполагается более широко использовать геотермальные ресурсы для выращивания широкого ассортимента овощей в закрытом грунте. (Уд. вес. в общероссийской экономике - 0,2%).

Чукотский АО - парниково-тепличное овощеводство. Развиты оленеводство, звероводство, пушной промысел, охота на морского зверя (тюлень, морж). 0,0.

Производство основной сельскохозяйственной продукции на душу населения в северных территориях в 2010 году приведено в таблице 4. В этой же таблице приведены данные по душевому потреблению основных продуктов питания по северным территориям за этот же период.

Таблица 4 - Душевое производство и потребление населения северных

территорий РФ в основной сельхозпродукции в 2010 г, кг

Северные территории и РФ Картофель Овощи Мясо Молоко Яйца, шт.

Душевое производство

Российская Федерация 148 85 50 223 284

Архангельская область 103 29 17 100 202

Вологодская область 145 44 42 368 488

Мурманская область 12 1 10 35 183

Республика Карелия 119 34 13 106 91

Республика Коми 98 23 20 68 186

ХМАО 55 12 4 14 15

ЯНАО 2 0 9 4 0

САХА (Якутия) 74 35 26 200 129

Сахалинская область 182 68 5 56 218

Камчатский край 143 50 7 49 147

Магаданская область 97 32 3 36 127

Чукотский АО 0 1 26 2 57

Д ушевое потребление

Российская Федерация 104 101 63 247 269

Архангельская область 74 76 49 159 253

Вологодская область 86 96 59 237 318

Мурманская область 66 94 68 250 225

Республика Карелия 102 77 65 232 239

Республика Коми 56 91 74 264 274

ХМАО 101 80 47 172 276

ЯНАО 101 80 47 172 276

САХА (Якутия) 82 74 87 287 222

Сахалинская область 121 89 84 198 225

Камчатский край 85 104 69 164 165

Магаданская область 71 84 70 231 200

Чукотский АО 51 12 50 73 177

Потребление некоторых продуктов питания населением в отдельных северных территориях в 2010 году оказалось выше рациональных норм питания: картофеля - в Республике Карелия, Ханты-Мансийском АО, ЯмалоНенецком АО и Сахалинской области; мяса - в Республике Якутия и Сахалинской области и приближается к норме в республике Карелия; яиц - в Архангельской и Вологодской областях, в Республике Коми, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. На остальных северных территориях по всей основной продукции душевое потребление ниже рекомендуемых норм питания и на большей их части ниже среднего уровня по России. Все это подчеркивает о скудности питания среднего жителя северных территорий.

За счет собственного производства способны обеспечить население в отдельной сельскохозяйственной продукции по рекомендуемым нормам только Сахалинская область по картофелю и Вологодская область по молоку и яйцу, табл. 5.

Таблица 5 - Самообеспеченность* населения северных территорий РФ в

основной сельхозпродукции в 2010 г, %

Картофель Овощи Мясо Молоко Яйца, шт

К фактическому потреблению

Российская Федерация 92,5 80,0 78,6 81,3 100,3

Архангельская область 90,5 36,3 34,3 56,6 75,8

Вологодская область 109,6 43,5 70,5 139,7 145,8

Мурманская область 11,8 1,0 14,6 12,6 77,3

Республика Карелия 75,8 41,9 19,8 41,1 36,2

Республика Коми 113,8 24,0 26,8 23,2 64,5

ХМАО 35,4 14,3 26,8 7,3 5,2

ЯНАО 1,3 0 8,4 2,1 0

САХА (Якутия) 58,7 44,9 29,6 62,7 55,2

Сахалинская область 97,8 72,5 5,9 25,5 92,0

Камчатский край 109,4 45,7 10,0 26,9 84,6

Магаданская область 88,8 36,2 4,2 14,0 60,3

Чукотский АО 0 7,9 51,5 2,5 30,6

К рекомендуемым нормам

Российская Федерация 96,2 53,8 66,0 65,8 107,9

Архангельская область 67,0 18,4 22,4 29,5 76,8

Вологодская область 94,3 27,9 55,4 108,6 185,4

Мурманская область 7,8 0,6 13,2 10,3 69,5

Республика Карелия 77,4 21,5 17,2 31,3 34,6

Республика Коми 63,7 14,6 26,4 20,1 70,7

ХМАО 35,8 7,6 5,3 4,1 5,7

ЯНАО 1,3 0 11,9 1,2 0

САХА (Якутия) 48,1 22,2 34,3 59,0 49,0

Сахалинская область 118,3 43,1 6,6 16,5 82,8

Камчатский край 93,0 31,7 9,2 14,5 55,9

Магаданская область 63,1 20,3 4,0 10,6 48,3

Чукотский АО 0 0,6 34,3 0,6 21,7

*За минусом продукции, идущей на производственные нужды

Есть северные территории, которые не способны обеспечить свое население в отдельной сельскохозяйственной продукции за счет местного производства (картофель: Чукотский АО; овощи: Ямало-Ненецкий АО; яйцо: Ямало-Ненецкий АО) или в очень ограниченных объемах (картофель: ЯМАО, Мурманская область; овощи: Мурманская область, Чукотский и Ханты-Мансийский АО; мясо: Ханты-Мансийский АО, Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край; молоко: Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО; яйцо: Ханты-Мансийский АО).

Вывод

Отсюда следует вывод, что даже без привлечения дополнительного населения для освоения северных, полярных и арктических территорий потребуется ввоз в прилегающие к местам освоения регионы значительного количества продовольственной продукции, что определяет в качестве основного приоритета формирования системы продовольственного обеспечения населения северных, полярных и арктических территорий необходимость разработки логистической формы системы продовольственного обеспечения, основанной на привозе большей части продовольствия и, соответственно, на организации бесперебойных перевозок продовольствия.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г_ N 198 "О

Концепции государственной поддержки экономического и социального

развития районов Севера" [Электронный ресурс] — М., [2011]. —Режим доступа: □ http://base.garant.ru/181808/ — Загл. с экрана.

2. Заседание президиума Государственного совета №36 «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России» Доклад «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера» 28 апреля 2004 года [Электронный ресурс] — М., [2011]. —Режим доступа: □ http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2004/04/28/97302.shtml — Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дарбасов В.Р., Никифоров А.Г. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы. - Новосибирск: Наука,2007. - С.60, 120-126.

4. Истомин А.В. Роль северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий http ://helion-ltd.ru/

5. http ://www.vostokmedia.com/n127101.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Якутия

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурманская область

References:

1. Government Decree of 7 March 2000 r_ N 198 "On the Concept of state support for economic and social development of the areas of the North"

2. State Council Presidium meeting number 36, "State policy with regard to Russia's northern territories" Report "On the Principles of State Policy of the Russian Federation in the North," April 28, 2004

3. Darbas VR, A. Nikiforov Catering Yakutia: theory, practice, and problems. -Novosibirsk: Nauka, 2007. - P.60, 120-126.

4. Istomin AV The role of the Northern Sea Route in the economic development and the development of the northern territories

5. http ://www.vostokmedia.com/n127101.html

6. http ://ru.wikipedia.org/wiki/Y akutia

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Murmansk oblast

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.