Научная статья на тему 'ДОКТРИНА ПАНСЛАВИЗМА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ УЧЕНИИ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО'

ДОКТРИНА ПАНСЛАВИЗМА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ УЧЕНИИ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНСЛАВИЗМ / ДОКТРИНА / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО / ВСЕСЛАВЯНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пойминов Никита Михайлович

В декабре 2022 года исполнилось 200 лет со дня рождения мыслителя, геополитика, публициста Н.Я. Данилевского, основоположника всемирно признанного учения о культурно-исторических типах, теоретика концепции многополярности мира. На фоне проблем славянской интеграции и особого положения России в славянском мире в условиях глобальных вызовов логичным представляется обращение к анализу отдельных компонентов доктрины панславизма в политико-правовом учении Н.Я. Данилевского. Автор акцентирует внимание на том, что концепция Н.Я. Данилевского включает обоснование государственного суверенитета славянских народов, возрождение их культурной самобытности, внешнеполитическое усиление влияния Славянского мира при обеспечении сохранения всемирного равновесия. В результате проведенного исследования установлен и проанализирован программный тезис учения Н.Я. Данилевского: Общеславянский союз должен стать цивилизационной политико-правовой системой и полюсом силы, способным конкурировать с Германо-Романской цивилизацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOCTRINE OF PAN-SLAVISM IN THE POLITICAL AND LEGAL DOCTRINE OF N.Y. DANILEVSKY

December 2022 marks the 200th anniversary of the birth of the thinker, geopolitician, publicist N.Y. Danilevsky, who was the founder of the internationally recognized doctrine of cultural and historical types and the theorist of the concept of the multipolarity of the world. The problems of Slavic integration and the special position of Russia in the Slavic world in the context of global challenges are becoming particularly relevant and important, so it seems logical to turn to the analysis of individual components of the doctrine of pan-Slavism in the political and legal doctrine of N.Y. Danilevsky. It is emphasized that the concept of N.Y. Danilevsky includes the justification of the state sovereignty of the Slavic peoples, the revival of their cultural identity, the foreign policy strengthening of the influence of the Slavic world while ensuring the preservation of world balance. As a result of the conducted research, the program thesis of N.Y. Danilevsky's teaching was established and analyzed: the All-Slavic Union should become a civilizational political and legal system and a pole of power capable of competing with the Germanic-Roman civilization.

Текст научной работы на тему «ДОКТРИНА ПАНСЛАВИЗМА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ УЧЕНИИ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО»

УДК 340.12

DOI 10.52575/2712-746X-2023-48-2-302-307

Доктрина панславизма в политико-правовом учении Н.Я. Данилевского

Пойминов Н.М.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: [email protected]

Аннотация. В декабре 2022 года исполнилось 200 лет со дня рождения мыслителя, геополитика, публициста Н.Я. Данилевского, основоположника всемирно признанного учения о культурно-исторических типах, теоретика концепции многополярности мира. На фоне проблем славянской интеграции и особого положения России в славянском мире в условиях глобальных вызовов логичным представляется обращение к анализу отдельных компонентов доктрины панславизма в политико-правовом учении Н.Я. Данилевского. Автор акцентирует внимание на том, что концепция Н.Я. Данилевского включает обоснование государственного суверенитета славянских народов, возрождение их культурной самобытности, внешнеполитическое усиление влияния Славянского мира при обеспечении сохранения всемирного равновесия. В результате проведенного исследования установлен и проанализирован программный тезис учения Н.Я. Данилевского: Общеславянский союз должен стать цивилизационной политико-правовой системой и полюсом силы, способным конкурировать с Германо-Романской цивилизацией.

Ключевые слова: панславизм, доктрина, политико-правовое учение Н.Я. Данилевского, Всеславянская федерация, внешняя политика

Для цитирования: Пойминов Н.М. 2023. Доктрина панславизма в политико-правовом учении Н.Я. Данилевского. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(2): 302-307. DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-2-302-307

The Doctrine of Pan-Slavism in the Political and Legal Doctrine of N.Y. Danilevsky

Nikita M. Poyminov

Belgorod National Research University, 85 Pobedy St, Belgorod 308015, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. December 2022 marks the 200th anniversary of the birth of the thinker, geopolitician, publicist N.Y. Danilevsky, who was the founder of the internationally recognized doctrine of cultural and historical types and the theorist of the concept of the multipolarity of the world. The problems of Slavic integration and the special position of Russia in the Slavic world in the context of global challenges are becoming particularly relevant and important, so it seems logical to turn to the analysis of individual components of the doctrine of pan-Slavism in the political and legal doctrine of N.Y. Danilevsky. It is emphasized that the concept of N.Y. Danilevsky includes the justification of the state sovereignty of the Slavic peoples, the revival of their cultural identity, the foreign policy strengthening of the influence of the Slavic world while ensuring the preservation of world balance. As a result of the conducted research, the program thesis of N.Y. Danilevsky's teaching was established and analyzed: the All-Slavic Union should become a civilizational political and legal system and a pole of power capable of competing with the Germanic-Roman civilization.

Keywords: pan-Slavism, doctrine, political and legal doctrine of N.Y. Danilevsky, All-Slavic Federation, foreign policy

For citation: Poyminov N.M. 2023. The Doctrine of Pan-Slavism in the Political and Legal Doctrine of N.Y. Danilevsky. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 48(2): 302-307 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-2-302-307

Введение

Идея консолидации славянства привлекает внимание интеллектуальных элит славянского мира достаточно давно. Генерирование концептов «всеславянства», «славянской взаимности», «славянской солидарности», «славянской общности», «славянского единства» отражает востребованность проблематики панславизма на протяжении нескольких столетий, в том числе и в наши дни. Социально-политические трансформации, успехи и неудачи в развитии международных отношений определяли периодическое возвращение интереса к теме панславизма.

В отечественной науке обращение к отдельным аспектам политико-правовой доктрины панславизма в трудах Н.Я. Данилевского наблюдается в работах авторов В.А. Бол-дина, А.Ю. Кузубовой, В.Г. Ланового, Б.А. Прокудина, И.В. Чуркиной, О.К. Шиманской и некоторых других ученых [Прокудин, 2007; Кузубова, 2015; Лановой, 2015; Шиманская, 2016; Болдин, 2018; Чуркина 2020]. Вместе с тем следует констатировать, что панславизм практически не подвергался исследованию как политико-правовая доктрина, тогда как подобный ракурс позволяет произвести комплексный анализ понятийно-категориального аппарата, программных установок, корреляцию с политической практикой; востребованность в прикладном плане. Поэтому в качестве цели данной работы мы обозначили анализ категории «панславизм» и программных компонентов его доктрины в политико-правовом учении Н.Я. Данилевского.

Вопросы славянской интеграции в формате восточноевропейской геополитической платформы в условиях глобальных вызовов приобретают новое звучание. Ведь ключевым положением панславизма был и остается тезис об особой роли России в славянском мире, статусе лидера, покровителя и заступника. В то же время обращение к наследию Н.Я. Данилевского, еще в XIX веке акцентировавшего внимание на кардинальных различиях славянского и германо-романского культурных типов, позволяет критически подходить к достижениям Европы в государственно-правовой сфере. Именно в контексте современного уровня знания в XXI веке можно оценить достоинства и недостатки отечественной доктрины панславизма, что позволяет считать предпринятое исследование актуальным и значимым.

Теоретико-методологические подходы

Отсутствие единства в подходах к определению сущности феномена панславизма обусловлено неоднозначностью и многогранностью явления. Панславизм относится к категории панидеологий, то есть наднациональных систем идей, легитимирующих внешнеполитические векторы государственного развития в контексте структурирования национально-политической идентичности. Их роль - консолидация близких этнически и территориально народов в целях совместного решения социально-политических, экономических, религиозных и культурных задач. Маркер панидеологий - геополитическое самосохранение. Внешние угрозы и внутренние проблемы обусловили генезис и развитие ряда известных панидеологий, в том числе панславизма. Объединение народов по этнокультурному принципу в целях защиты, отстаивания своих прав, обретения «великодержавности» подразумевало как их консолидацию на паритетных началах, так и присоединение к более могущественному партнеру.

Концепции панславизма наполнялись многообразным содержанием - от литературно-филологического сближения до агрессивно-экспансионистского построения новой государственности. В отдельно взятых исторических реалиях панславизм обретал разнотипное наполнение: в одних случаях становился лозунгом национально-освободительных движений, в других - выступал инструментом сдерживания и реакции.

Генезис терминологии панславизма принято связывать с публицистикой германских и австрийских авторов. Но в научный оборот категория «панславизм» была введена в 1826 году словацким проповедником Яном Геркелем и первично подразумевала славянское единство и культурную общность. В грамматике общеславянского языка Геркеля панславизм определялся как «союз в литературе между всеми славянами» [Павленко, 2016, с. 4]. Российский историк и правовед конца XIX - начала ХХ вв. А.Л. Погодин давал следующее определение: панславизм - «теория всеславянского единения в той или другой области, культурной или политической, допускающая, как частичное достижение цели, объединение отдельных славянских народов, но стремящаяся, как к своему конечному идеалу, к политическому соединению всех славян» [Погодин, 1915, с. 109].

В рамках предпринятого исследования мы рассматриваем панславизм как государственно-правовую доктрину политического единства славянских государств и народов на основе этнической, культурной и языковой общности. Приоритеты государственного панславизма были сосредоточены в области обретения славянскими народами суверенитета через освободительную борьбу с целью последующего объединения. Идеологи панславизма видели его миссию в побуждении власти к проведению более решительной внешней политики на Востоке с перспективой создания федерации славянских государств, возглавляемых Россией.

Доктрина панславизма Н.Я. Данилевского

Попытку вывода панславизма на доктринальный уровень впервые предпринял Н.Я. Данилевский (1822-1885). В декабре 2022 г. отмечалось 200-летие со дня рождения мыслителя, что дает нам повод еще раз вспомнить об интеллектуальном наследии одного из главных идеологов единства славянских государств и народов. В его труде «Россия и Европа: взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому», впервые опубликованном в журнале «Заря» в 1869 году, сформулировано учение о культурно-исторических типах. Теоретические построения философа базировались на экстраполяции данных естественных наук на развитие политико-правовых феноменов, что позволило сделать вывод о сходстве закономерностей растительной и животной морфологии и законов социально-исторического онтогенеза. По мнению Н.Н. Страхова, теория культурно-исторических типов смогла естественным образом систематизировать историческую науку, в которой «господствовала система искусственная» [Страхов, 1995, с. 27].

Социальный органицизм позволил мыслителю сделать вывод об отсутствии общечеловеческой и всечеловеческой цивилизации, что являлось следствием этнического и культурного многообразия, оригинальности мировоззрения народов. Общество образуют социальные организмы, представленные культурно-историческими типами, соответствующими лингвистико-этнографическим семействам. Под культурно-историческим типом Данилевский имел в виду общность народов, обладающих политической, языковой, территориальной, ценностной, культурной идентичностью. Философ вывел на первый план культурный компонент как средство отражения специфики национальных политико-правовых, этических, религиозных, лингвистических компонентов. В качестве маркеров культурно-исторических типов Н.Я. Данилевский выделял наличие единого языка или сходство диалектов; этнографическое родство; политико-правовое своеобразие. Государства автор рассматривал как сформированные в процессе исторического развития политико-правовые образования, отражающие культурную автономию конкретных обществ.

Н.Я. Данилевский обосновывал точку зрения, что славянские народы образуют особый культурно-исторический тип, синтезировавший все стороны культурной деятельности, что позволило ему претендовать на статус первого полного четырехосновного культурно -исторического типа. И большая часть славян «составляет политически независимое целое - Великое Русское царство» [Данилевский, 2015, с. 185]. Мыслитель доказывал, что Европа в культурно-историческом контексте враждебна по отношению к России, так как осознает могущество и масштаб последней. Именно потенциал зарождения сильной империи, способной объединить славянский мир, вызывал опасения романо-германской цивилизации. Угроза со стороны Запада, по мнению Н.Я. Данилевского, предполагает два сценария развития ситуации: утраты своей славянской идентичности при поглощении германо -романским культурно-историческим типом, либо, в союзе с другими славянами, образования самостоятельной и сильной федерации.

Особое место в доктрине Н.Я. Данилевского отведено проблематике национального суверенитета как условия генезиса и развития культурно-исторического типа. Мыслитель считал, что процветание славян напрямую зависит от их политического суверенитета и культурной идентичности. По мнению Н.Я. Данилевского, «для всякого славянина... после Бога и Его святой Церкви, - идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него не достижимо без ее осуществления, - без духовно, народно и политически самобытного, независимого Славянства; а напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности» [Данилевский, 2015, с. 189]. Объединение в какой-либо форме административно-территориального устройства русских, австрийских, турецких славян с неизбежным включением, как указывал автор концепции, «вкраплением» мадьяр, румын и греков открывает данному союзу первостепенное место в мире. Интеграция сулила выгоды всем славянам: они обрели бы защиту как от внешних врагов, так и от своих же этнических братьев, что позволило бы избежать споров, например, чехов со словаками, сербов с хорватами и т.д.

Утрата первоначальной исторической идеи, создавшей политический корпус из народных элементов, влечет разрушение, остановить которое по силе только новому объединяющему началу. Им, по Данилевскому, способен выступить этнографический принцип Всеславянства: «Итак, Всеславянская федерация - вот единственно разумное, а потому и единственно возможное решение Восточного вопроса» [Данилевский, 2015, с. 525].

Какими чертами должна обладать Всеславянская федерация, возглавляемая Россией, со столицей в Царьграде? Первое условие - политический суверенитет входящих в нее народов. Это объединение представлялось мыслителем в качестве федерации независимых славянских народов. Недопустимо поглощение славянских народов Россией, наоборот, необходимо объединение всех сохраняющих идентичность, политическую независимость славян под общей идеей Всеславянства в Общеславянский союз. Вторым важным условием в доктрине Н.Я. Данилевского было сохранение культурного разнообразия славянских народов. Ведь процветание цивилизации, свойственной культурно - историческому типу, обусловлено полиморфией ее этнографических компонентов. Именно поэтому автор теории культурно-исторических типов критически относился к идее придания русскому языку статуса общеславянского и через язык соединения славянских народов в государственность, насущной задачей он считал именно политическое освобождение славянских племен.

В доктрине Н.Я. Данилевского образование Всеславянского союза рассматривается как единственный вариант сохранения и эволюции своеобразной славянской культуры. Только свершившееся политическое объединение суверенных славянских государств обеспечит геополитическое превосходство над Западом и в то же время гарантирует сохранение всемирного равновесия, справедливое перераспределение влияния между народами мира.

Заключение

Таким образом, Н.Я. Данилевский предложил программный компонент доктрины панславизма, включающий, во-первых, политический суверенитет славянских народов; во -вторых, ренессанс их культурной самобытности; в-третьих, геополитическое усиление влияния Славянского мира при обеспечении сохранения всемирного равновесия.

В условиях новой геополитической реальности доктрина панславизма может приобрести новое содержание. Мы далеки от идеализации идеи панславизма в силу отмечаемого многими мыслителями отсутствия общих для всех славян религиозных, государственных и правовых идей. Но кризис идеи общеевропейской идентичности открывает новые горизонты для группы славянских народов, способных создать определенное наднациональное объединение на этнографической платформе славянства. Эпоха формирования многополярного мира в контексте полилога разных культурно - исторических типов находится в стадии своего генезиса.

Список литературы

Болдин В.А. 2018. Панславистские политические концепции: генезис и эволюция. М., Аквилон, 375.

Данилевский Н.Я. 2015. Россия и Европа. М., Де'Либри, 764.

Кузубова А.Ю. 2015. Правовые ценности в цивилизационном учении Н.Я. Данилевского.

Теория и практика общественного развития, 21: 116-118. Лановой В.Г. 2015. Форма государства в теории культурно-исторических типов

Н.Я. Данилевского. Символ науки, 12(2): 83-87. Павленко О.В. 2016. Панславизм и его модели. Новая и новейшая история, 5: 3-15. Погодин А.Л. 1915. Славянский мир. Политическое и экономическое положение славянских

народов перед войной 1914 года. М., Типография Т-ва И. Д. Сытина, 420 с. Прокудин Б.А. 2007. Идея славянского единства в политической мысли России XIX века: генезис, основные направления и этапы развития: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 30.

Страхов Н.Н. 1995. Жизнь и труды Н.Я. Данилевского. В кн.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., Глаголъ: 21-34. Чуркина И.В. 2020. Русские панслависты 1860-1870-х годов. В кн.: Славяне и Россия: проблемы государственности на Балканах (конец XVIII-XXI вв.). Коллективная монография. М., Издательство: Институт славяноведения РАН: 85-105. Шиманская О.К. 2016. Образ России: от всеславянской цивилизации к русскому миру. В кн.: Образ России в русской религиозной мысли. XXV рождественские православно-философские чтения. Нижний Новгород, Изд. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина: 296-302.

References

Boldin V.A. 2018. Panslavistskie politicheskie kontseptsii: genezis i evolyutsiya [Pan-Slavic political

concepts: genesis and evolution]. M., Publ. Akvilon, 375 р. (In Russian) Danilevskiy N.Ya. 2015. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. M., Publ. DeLibri, 764 р. (In Russian) Kuzubova A.Yu. 2015. Pravovye tsennosti v tsivilizatsionnom uchenii N.Ya. Danilevskogo [Legal values in the civilizational teaching of N.Y. Danilevsky]. Teoriya ipraktika obshchestvennogorazvitiya, 21: 116-118. (In Russian)

Lanovoy V.G. 2015. Forma gosudarstva v teorii kul'turno-istoricheskikh tipov N.Ya. Danilevskogo [The Form of the State in the theory of Cultural and historical Types by N.Y. Danilevsky]. Simvol nauki, 12(2): 83-87. (In Russian)

Pavlenko O.V. 2016. Panslavizm i ego modeli. [Pan-Slavism and its models]. Novaya i noveyshaya istoriya, 5: 3-15. (In Russian)

Pogodin A.L. 1915. Slavyanskiy mir. Politicheskoe i ekonomicheskoe polozhenie slavyanskikh narodov pered voynoy 1914 goda [The Slavic world. The political and economic situation of the Slavic peoples before the war of 1914]. M., Tipografiya T-va I. D. Sytina, 420 p. (In Russian)

Prokudin B.A. 2007. Ideya slavyanskogo edinstva v politicheskoy mysli Rossii XIX veka: genezis, osnovnye napravleniya i etapy razvitiya [The idea of Slavic unity in the political thought of Russia of the XIX century: genesis, main directions and stages of development]: autoref. dis. ... cand. polit. sciences'. M., 30 p.

Strakhov N.N. 1995. Zhizn' i trudy N.Ya. Danilevskogo [The life and works of N.Y. Danilevsky]. In: Danilevskiy N.Ya. Rossiya i Evropa. Vzglyad na kul'turnye i politicheskie otnosheniya Slavyanskogo mira k Germano-Romanskomu [Russia and Europe. A look at the cultural and political relations of the Slavic world to the Germanic-Romance]. SPb., Publ. Glagol: 21-34.

Churkina I.V. 2020. Russkie panslavisty 1860-1870-kh godov [Russian pan-Slavists of the 1860s and 1870s.]. In: Slavyane i Rossiya: problemy gosudarstvennosti na Balkanakh (konets XVIII-KhKhI vv.) [Slavs and Russia: Problems of Statehood in the Balkans (late XVIII-XXI centuries)]. M., Publ.: Institut slavyanovedeniya RAN: 85-105.

Shimanskaya O.K. 2016. Obraz Rossii: ot vseslavyanskoy tsivilizatsii k russkomu miru [The Image of Russia: from the All-Slavic civilization to the Russian world]. In: Obraz Rossii v russkoy religioznoy mysli. XXV rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya [The Image of Russia in Russian Religious Thought]. Nizhniy Novgorod, Publ.: "Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni Koz'my Minina": 296-302.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of inte rest: no potential conflict of interest has been reported.

Поступила в редакцию 19.01.2023 Received January 19, 2023

Поступила после рецензирования 10.03.2023 Revised March 10, 2023

Принята к публикации 25.03.2023 Accepted March 25, 2023

ИНФ ОРМАЦИЯ ОБ АВ ТОРЕ

Пойминов Никита Михайлович, аспирант кафедры теории и истории государства и права, юридический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikita M. Poyminov, Postgraduate Student of the Department of Theory and History of State and Law, the Law Institute, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.